Энциклопедия решений. Единый реестр контрольных мероприятий (мониторинга)

План контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) в отношении юридических лиц и ИП формируется прокуратурами российских субъектов согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2428. Единый реестр размещается на сайте Генеральной Прокуратуры в срок до 15 декабря, предшествующего году проверки.

Исключение составляют проверки Федеральной налоговой службы – она не формирует публичные планы КНМ. Более того, подобные планы относятся к категории документов для служебного пользования и не подлежат обнародованию.

План может быть предоставлен только по требованию определенного круга лиц, например, Министерства внутренних дел России. Тем не менее эксперты консалтинговой компании «Лавник и Партнеры», изучив регламенты налоговой службы, определили ряд признаков, которые могут привлечь внимание инспекторов и станут основанием для включения организации в план проверок на 2023 год.

Основные положения

Федеральным законом № 248-ФЗ уточняются и вновь устанавливаются:

1) полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в установленной сфере;

2) принципы государственного надзора;

3) предмет и объекты государственного надзора;

4) правовые основы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора;

5) гарантии реализации и защиты прав контролируемых лиц;

6) комплекс профилактических мероприятий;

7) правовые основы применения независимой оценки соблюдения обязательных требований.

Данный Федеральный закон расширяет перечень органов и иных организаций, наделяемых полномочиями надзора: к федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и их структурным подразделениям добавляются государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации, публично-правовые компании, а также государственные и муниципальные учреждения.

Полномочия по отдельным видам федерального государственного надзора могут быть переданы органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а полномочия по отдельным видам регионального надзора — органам местного самоуправления.

На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ размещен сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2020 г.

Сводный реестр контрольных мероприятий объединяет данные о проверках всех контрольно-надзорных ведомств: ГИТ, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и т. д.

Узнать, придут ли с контролем в вашу организацию, можно на сайте прокуратуры или на странице ФГИС «Единый Реестр Проверок». Для этого нужно ввести в поисковой строке реквизиты компании: ИНН, ОГРН, наименование, адрес и т. д. Также доступен поиск по учетному номеру проверки.

Если результат поиска не даст ничего – значит, организация не включена в план проверок, можно не беспокоиться.

Если же контрольно-надзорные мероприятия в отношении компании запланированы, то отобразится таблица со следующими сведениями:

  • учетный номер КНМ;
  • тип и вид КНМ;
  • наименование, ИНН и ОГРН организации;
  • место нахождения объекта;
  • месяц начала проверки и срок ее проведения;
  • наименование органа госконтроля;
  • цель проверки.

Важно отметить, что план не содержит информацию о некоторых видах проверок: например, таможенных, налоговых, валютных, антитеррористических и т. д. (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в ред. от 02.08.2019)).

Для предприятий малого бизнеса до конца 2020 г. действуют «надзорные каникулы», т. е. плановые проверки в них не проводятся.

Плановая проверка компании может быть включена в сводный список, если с момента госрегистрации юрлица или с последнего планового контрольного мероприятия прошло более 3 лет. Кроме того, всегда есть вероятность проведения внепланового надзора, если для него возникнут основания.

Проведение плановой проверки, не внесенной в единый реестр, считается нарушением законодательства, ее результаты признаются недействительными.

Энциклопедия решений. Единый реестр контрольных мероприятий (мониторинга)

28.12.2021 вступил в силу Приказ Минэкономразвития России, которым скорректированы типовые формы документов, используемых надзорными органами в надзорной деятельности. Это решения о проведении проверок, инспекционного визита, закупок и прочих КНМ, а также акты этих КНМ (установлены Приказом ведомства от 31.03.2021 № 151) (Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2021 № 651 (зарег. в Минюсте 16.12.2021).

Введены следующие новшества:

• появилось подробное и понятное пояснение к имевшемуся ранее QR-коду в решениях о проведении КНД: теперь он снабжен текстом: «ссылка на карточку мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий: QR-код, обеспечивающий переход на страницу в “Интернет”, содержащую запись единого реестра КНМ о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в ЕРКНМ, в рамках которого составлен соответствующий документ»;

• и QR-код со ссылкой на запись в ЕРКНМ, и такое же пояснение к нему теперь имеются в актах КНМ (ранее QR-коды были только у решений на их проведение);

• все типовые формы из Приказа № 151 завершаются специальным предупреждением о том, что в случае несогласия с данным решением/актом его можно обжаловать через портал госуслуг в течение 30 календарных дней со дня получения информации о составлении обжалуемого документа. Для удобства перехода на портал под этим предупреждением предусмотрен отдельный («второй») QR-код;

• во всех типовых формах, кроме решения о проведении и акта рейдового осмотра, слова «контролируемые лица», «конкретных контролируемых лиц» заменены на слова «контролируемое лицо», «конкретного контролируемого лица». Это должно исключить даже случайное составление одного документа в отношении нескольких лиц (в то время как природа рейдового осмотра вполне это допускает).

Реформа контрольно-надзорной деятельности должна повысить эффективность системы государственного управления и снизить избыточное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов, тем самым сформировав благоприятную предпринимательскую среду. Сегодня в стране создается новый подход в правовом регулировании государственного надзора. Рассмотрим основные новеллы реформы: какие положения конкретизированы и уточнены, а что предлагается впервые, и чего ожидать предприятиям при проведении проверок в ближайшее время.

В 2020 г. принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ), который призван устранить недостатки действующей системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее — государственный надзор).

Так, Федеральный закон № 248-ФЗ совершенствует механизмы организации государственного надзора, предусматривает проведение профилактических мероприятий, расширяет перечень видов контрольно-надзорных мероприятий.

Система государственного надзора окончательно переводится на новую модель риск-ориентированного подхода, которая будет влиять на всю систему в целом, а не только на частоту проведения плановых проверок, как в настоящее время.

При этом Федеральный закон № 248-ФЗ предусматривает оптимальный баланс между тем, чтобы не допустить избыточных административных издержек для субъектов хозяйственной деятельности с одной стороны, а с другой — обеспечить безопасность граждан.

Данный Федеральный закон содержит более широкий и одновременно более гибкий контрольный инструментарий по сравнению с действующим законодательством. Безусловно, сохраняются и ключевые институты текущего законодательства: реестр мероприятий по надзору, участие в согласовании проверок органов прокуратуры и др., при этом усиливается значение профилактической работы, расширяются рамки применения риск-ориентированного подхода.

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий

Статьей 19 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ” (далее – Закон о госконтроле) предусмотрено ведение Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ) – единого информационного ресурса, в котором создается и хранится информация обо всех контрольных (надзорных) мероприятиях (КНМ) с взаимодействием и их результатах, а также об объявлении предостережений и профилактических визитах (ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, Правила формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604 (далее – ПП 604)).

ЕРКНМ размещен по адресу https://proverki.gov.ru.

Основное (для бизнес-субъектов) предназначение ЕРКНМ – это возможность в одном месте и сразу увидеть всю совокупность информации о конкретной проверке или ином контрольном мероприятии – с того момента, как она попала в план проверок на очередной год (если это плановое КНМ) либо с момента ее заведения (для внеплановых КНМ), и вплоть до итогов обжалования любых результатов проверки, причем с возможностью просмотра всех документов по проверке, составленных инспектором или иными должностными лицами (ст. 19 Закона о госконтроле).

Внимание

Информирование бизнеса о проверках и связанных с ними решениях и действиях происходит именно через размещение этих сведений в ЕРКНМ – ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле называет этот способ информирования в качестве приоритетного.

При этом в общедоступную информацию из ЕРКНМ входит не очень много:

– уникальный учетный номер – он же номер электронного паспорта КНМ или профилактического мероприятия (п. 8 ПП 604, приложение к ПП 604);

– наименование органа контроля, ФИО инспекторов, предмет проверки, дата и место ее проведения и иная информация (приложение к ПП 604, например, для контрольной закупки – п. 2, 13, 16, 17, 18 раздела II приложения к ПП 604).

Эти сведения, впрочем, видны всем не сразу, а на следующий рабочий день после проведения КНМ. Увидеть их в момент проведения КНМ можно только в том случае, если зайти в ЕРКНМ через QR-код, который будет на документе о поведении КНМ (п. 21, сноска 1 к ПП 604, см. также письмо Минэкономразвития России от 17.08.2021 N ОГ-Д24-6535).

Больше проверок:  Проверяющим органом и Утверждены новые формы проверочных листов, применяемых Росздравнадзором и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств

При этом сведения об акте КНМ (обнаружены ли нарушения обязательных требований, устранены ли они до конца проверки и т.п., см. п. 5, п. 7 раздела III приложения к ПП 604, см. также ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле), как и сам акт, не являются общедоступной информацией и видны только контролируемому лицу после авторизации на Госуслугах. То же самое относится к информации о выдаче предписания, об административном наказании, об обжаловании результатов КНМ (п. 2, 12 -15, 17 раздела IV приложения к ПП 604, см. также ч. 3 ст. 95 Закона о госконтроле).

Кроме того, именно через ЕРКНМ:

– прокуратура согласовывает план проверок и иных КНМ на следующий год (п. 3 ч. 1 ст. 19, ч. 5.1 ст. 98 Закона о госконтроле),

– прокуратура согласовывает поведение таких внеплановых КНМ, которые можно проводить только с санкции прокурора (ч. 10, ч. 5 ст. 66 Закона о госконтроле), а также получает от надзорного органа акт этого КНМ (ч. 5 ст.87 Закона о госконтроле).

Примечание

В ЕРКНМ вносятся сведения исключительно о таких проверках, которые проводятся по нормам Закона о госконтроле. Таким образом, в Едином реестре не будет информации о прокурорских, полицейских, налоговых, таможенных и т.п. проверках (ч. 3 ст. 1 и ч. 4, 5 ст. 2 Закона о госконтроле).

А поскольку Единый реестр проверок является подсистемой ЕРКНМ и интерфейсно оба этих реестра отображаются одновременно, то в нем же можно найти сведения о:

– проверках, проводимых по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-Ф;

– проверках деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч. 2.7 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ;

– проверках органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц (п. 7 ст. 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).

В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является подсистемой Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, созданного в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

части 1, 3 статьи 19

1. Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий создается в следующих целях:

1) учет проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, указанных в пунктах 4 и 7 части 1 статьи 45 настоящего Федерального закона, контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений;

2) учет решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, указанных в пункте 1 настоящей части, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц;

3) обеспечение взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

4) учет информации о жалобах контролируемых лиц.

3. Оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий является Генеральная прокуратура РФ.

часть 4 статьи 19

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий , не допускается.

часть 2 статьи 64

Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.

пункт 11 части 2 статьи 91

Грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является:

часть 10 статьи 66

Направление сведений и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, осуществляется посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением направления сведений и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.

части 5.1-5.3 статьи 98

5.1 Формирование плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий может осуществляться со дня утверждения положения о виде контроля.

5.2. Контрольные (надзорные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в период с 1 июля по 31 декабря 2021 года вносят информацию о проверках в единый реестр проверок в случае, если не вступило в силу положение о соответствующем виде регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, принятое во исполнение положений настоящего Федерального закона. В указанном случае внесение информации в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий не осуществляется, а внесение информации в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля не является обязательным.

5.3. Со дня вступления в силу положения о соответствующем виде регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, принятое во исполнение положений настоящего Федерального закона, но не позднее 1 января 2022 года, соответствующая информация вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, при этом внесение информации в единый реестр проверок не осуществляется.

Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством РФ. Указанными правилами определяются:

1) требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок;

2) порядок присвоения в автоматическом режиме учетного номера проверки;

3) состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр;

4) состав включенной в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления;

5) состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.

части 2, 6 статьи 19

2. Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе правила размещения в сети “Интернет” общедоступных сведений, утверждаются Правительством РФ.

6. Информация, указанная в части 1 настоящей статьи, вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий путем использования справочника видов контроля, который формируется в автоматическом режиме из видов контроля, включенных в единый реестр видов контроля.

Оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети “Интернет” следующей из единого реестра проверок:

1) учетный номер проверки;

2) информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1 – 6 и 9 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;

3) информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1 – 6 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;

4) указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);

5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.

часть 1 статьи 90

В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

ч. 3 статьи 95:

Информация об исполнении решения контрольного (надзорного) органа в полном объеме вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

часть 4 статьи 12

Если иное не установлено федеральными законами, то сведения о нарушениях обязательных требований не относятся к охраняемой законом тайне.

пункт 1 части 10 статьи 67

В случае проведения дистанционной контрольной закупки:

1) объявление о проведении дистанционной контрольной закупки осуществляется путем размещения копии решения о проведении дистанционной контрольной закупки и о проведении дистанционной контрольной закупки в контрольных (надзорных) мероприятий не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения дистанционной контрольной закупки;

Больше проверок:  Статусные события

Собрали большую подборку информации о контрольных (надзорных) мероприятиях (далее — КНМ), которые проводят инспекторы государственного пожарного надзора (далее — инспекторы ГПН).

Подборка будет полезна начинающим специалистам пожарной отрасли и руководителям организаций, которые хотят разобраться в видах КНМ. Сперва объясним общие понятия, а затем применим их к конкретным видам КНМ.

Предупреждаем: мы не будем говорить о лицензировании отдельных видов деятельности, а также о КНМ, которые могут проводиться в ходе осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.

Что такое контрольные (надзорные) мероприятия?

В настоящий момент нет официального определения данного понятия в нормативных документах.

Своими словами, контрольные (надзорные) мероприятия можно представить как совокупность действий надзорных органов, связанных с проведением проверки выполнения контролируемыми лицами обязательных требований, осуществлением необходимых испытаний и экспертиз, с последующим оформлением результатов и принятием мер.

Цели и задачи контрольных (надзорных) мероприятий

Цели и задачи любого КНМ сводятся к контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Есть 2 вида КНМ, согласно статье 56 Федерального закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее 248-ФЗ):

  • проводимые при непосредственном взаимодействии с контролируемым лицом;
  • проводимые без взаимодействия с контролируемым лицом.

КНМ могут проводиться в плановом (на основании заранее согласованных с органами прокуратуры и утвержденных в установленном порядке планов КНМ), или внеплановом порядке. Для проведения внеплановых КНМ необходимо наличие определенных оснований.

В соответствии с пунктами 30, 31 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Постановление № 290) должностными лицами государственного пожарного надзора во взаимодействии с проверяемым лицом проводятся следующие виды КНМ ↓

Плановые — во взаимодействии с проверяемым лицом

1) Выездная проверка — наиболее известное в народе КНМ. Отличается большой продолжительностью — до 10 рабочих дней, а также максимальным набором возможных инструментов для оценки пожарной опасности объекта (истребование документов, осмотр, инструментальное обследование, исследование, экспертиза и прочее).

2) Инспекционный визит — “младший брат” выездной проверки. Проводится за один рабочий день. В арсенале инспектора отсутствует возможность назначения длительных экспертиз и исследований.

3) Рейдовый осмотр — вид КНМ, схожий с выездной проверкой. Основное отличие — возможность в рамках одного КНМ проверить сколько угодно юридических лиц. Есть два важных условия: 1) все юридические лица должны находиться на одной территории, 2) на проверку каждого юридического лица отводится не более одного дня.

Внеплановые — во взаимодействии с проверяемым лицом

1) Инспекционный визит;

2) Рейдовый осмотр;

3) Выездная проверка;

4) Документарная проверка — КНМ не предполагает прямого взаимодействия проверяемого лица с инспектором. Взаимодействие осуществляется исключительно представлением документов и их анализом надзорными органами.

Виды КНМ, проведение которых нацелено на оценку соответствия зданий, сооружений, строений обязательных требованиям на этом заканчивается, однако Постановление № 290 содержит еще такой вид КНМ, как выборочный контроль.

Внеплановые — без взаимодействия с проверяемым лицом

Стоит также отметить, что в соответствии со статьей 56 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы вправе проводить без взаимодействия с контролируемыми лицами следующие КНМ:

1) Наблюдение за соблюдением обязательных требований. Проходит в формате анализа общедоступных данных находящихся в сети “Интернет”, данных, содержащихся в различных  государственных и муниципальных информационных системах или представленных другими ведомствами.

2) Выездное обследование – оценка соответствия требований пожарной безопасности путем посещения общедоступных помещений здания (например — торгового зала гипермаркета) или территории.

Данные КНМ без взаимодействия проводятся исключительно внепланово. Практика их проведения не столь обширна, поэтому мы не будем их подробно рассматривать в этой статье.

Для большего понимания зафиксируем всю изложенную выше информацию в виде инфографики.

Энциклопедия решений. Единый реестр контрольных мероприятий (мониторинга)

Основания для контрольных (надзорных) мероприятий

Основанием для проведения планового КНМ служит наступление срока его проведения, установленного планом проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Основания для проведения внеплановых КНМ установлены статьей 57 и статьей 66 248-ФЗ:

1. Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Подобные сведения могут поступать в ходе межведомственного взаимодействия, от граждан, юридических лиц, СМИ или из прочих источников. Для краткости условимся называть это основание сведениями о причинении вреда (ущерба);

2. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц. Далее назовем это основание просто поручением Президента или Правительства РФ;

3. Требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Далее подобное основание будем называть требованием прокурора;

4. Истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований. В дальнейшем для краткости назовем – истечение срока исполнения предписания.

Действия инспектора при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

Под контрольным (надзорным) действием (далее – КНД) понимается одна или несколько операций, проводимых инспектором в ходе КНМ. Проведение КНД направлено на выполнение основных целей и задач КНМ.

Перечислим все КНД без привязки к конкретным видам КНМ:

1) Осмотр – инспектор имеет право беспрепятственно осматривать все помещения объекта защиты контролируемого лица (за исключением каких-либо особых помещений, например, для посещения которых необходим допуск к государственной тайне, а также жилых помещений в жилых домах);

2) Опрос – диалог инспектора и контролируемого лица по вопросам проверки (получение пояснений, дополнений,комментариев и прочее) изложенный в письменном виде;

3) Получение письменных объяснений – запрос инспектором каких-либо письменных свидетельств или ответа на поставленные вопросы, имеющие значение для проведения проверки;

4) Истребование документов – запрос перечня документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны вестись и храниться на объекте контролируемого лица;

5) Отбор проб (образцов) – изъятие проб (образцов) материалов для дальнейшей отправки их на экспертизу (например части линолеума на соответствие сведений, указанных в сертификате на покрытие);

6) Инструментальное обследование – обследование с применением специального оборудования и (или) технических приборов для определение чего-либо, например замер ширины коридора или уровня шума, создаваемого системой оповещения;

7) Испытание – мероприятие, проводимое с применение специального оборудования и (или) технических приборов, направленное на оценку соответствия чего-либо например испытание наружного или внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу или испытание пожарных лестниц на нагрузку.

8) Экспертиза – длительное мероприятие с привлечение эксперта и постановкой перед ним каких-либо вопросов, например соответствия путей эвакуации или системы пожарной сигнализации требованиям пожарной безопасности

Результаты контрольных (надзорных) мероприятий

В результате проведения КНМ формируются итоговые документы, а также принимаются необходимые решения. Перечень решений, принимаемых по результатам проведения КНМ закреплён статьей 90 248-ФЗ.

Перечислим все возможные решения, которые могут быть приняты инспектором ГПН, без привязки к конкретному КНМ:

1. Выдать акт КМН. Составляется по результатам любого КНМ;

2. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также в дальнейшем осуществить контроль за его исполнением. Составляется только при выявлении нарушений;

3. Незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования. Применяется в исключительном порядке при необходимости немедленного реагирования;

4. Принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (предупреждение, административный штраф. дисквалификация, административное приостановление деятельности). За нарушения требования пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность (в ряде случаев и уголовная);

5. Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований. На усмотрение инспектора;

6. Провести иные профилактические мероприятия. На усмотрение инспектора.

В ходе проведения КНМ могут составляться и другие документы, например:

1. Проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Составляются при проведении некоторых видов КНМ;

2. Протоколы контрольных (надзорных) действий – осмотра, инструментального обследования и прочее;

3. К материалам проверки также могут прикладываться копии документов, представленных контролируемым лицом (акты, договоры, выписки и прочее).

Больше проверок:  Результаты проверки прокуратуры где посмотреть

«Макет» проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Составим определенный «макет» проведения КНМ. Он не учитывает особенностей проведения определённых видов КНМ, однако показывает общий порядок:

1.   Издание решения о проведении КНМ. Внесение решения о проведении КНМ в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» на сайте генеральной прокуратуры РФ;

2.   Проведения согласования КНМ с органами прокуратуры (при необходимости);

3.   Уведомление контролируемого лица о проведении КНМ (при необходимости);

4.   Выход инспектора на объект защиты и(или) запрос необходимых документов;

5.   Проведение необходимых КНД, анализ полученных документов и сведений;

6.   Принятие соответствующих решений по результатам проведения КНМ, подготовка отчетных документов.

7.   Планирование КНМ по контролю предписания (при наличии нарушений).

По ходу проведения КНМ у контролируемого лица есть возможность знакомиться с составленными в ходе КНМ документами, в том числе посредствам информации, представленной на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Введя номер КНМ, указанного в левом верхнем углу решения о проведении КНМ или отсканировав QR-код на первом листе документа, можно получить все необходимые сведения о проведении КНМ (дату проведения, время, место, основания и прочее).

Применим “макет” на примере конкретных КМН.

Инспекционный визит

Может быть плановым и внеплановым КНМ.

Основания для планового КНМ: наступление срока проведения инспекционного визита, установленного планом проведения КНМ.

Основания для внепланового КНМ:1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба);2. Поручение Президента или Правительства РФ;3. Требование прокурора;4. Истечение срока исполнения предписания.

Согласование: требует предварительного согласования с органами прокуратуры, если основание проведения — наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба). По иным основанием согласование не требуется.

Уведомление о проведении КНМ: контролируемое лицо о проведении КНМ заранее не уведомляется.

Сроки проведения КНМ: не может превышать один рабочий день.

Действия инспектора ГПН в ходе проведения КНМ: • осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);• опрос;• получение письменных объяснений;• инструментальное обследование;• истребование документов.

Результаты КНМ:• акт инспекционного визита;• протоколы контрольных (надзорных) действий;• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений);• возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии нарушений);• Дополнительно (по желанию инспектора): выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

Выездная проверка

Основания для планового КНМ: наступление срока проведения выездной проверки, установленного планом проведения КНМ.

Уведомление о проведении КНМ: контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала.

Сроки проведения КНМ: общий срок не может превышать десять рабочих дней, для малого предприятия — не более 50-ти часов, для микропредприятия — не более 15-ти часов.

Действия инспектора ГПН в ходе проведения КНМ: • осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);• опрос;• получение письменных объяснений;• инструментальное обследование;• истребование документов;• отбор проб (образцов);• испытание;• экспертиза.

Результаты КНМ:• акт выездной проверки;• протоколы контрольных (надзорных) действий;• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений);• возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии нарушений);• Дополнительно: проверочные листы (при проведении планового КНМ), выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

Рейдовый осмотр

Основания для планового КНМ: наступление срока проведения рейдового осмотра, установленного планом проведения КНМ.

Уведомление о проведении КНМ: не регламентировано.

Сроки проведения КНМ: общий срок КНМ не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом не может превышать один рабочий день.

Результаты КНМ:• акт рейдового осмотра (составляется в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение);• протоколы контрольных (надзорных) действий;• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений) в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение;• возбуждение дел об административном правонарушении (при наличии нарушений);• Дополнительно: проверочные листы (при проведении планового КНМ), выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

Документарная проверка

Исключительно внеплановое КНМ.

Основания для КНМ:1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба);2. Поручение Президента или Правительства РФ;3. Требование прокурора.

Согласование: не требуется.

Сроки проведения КНМ: не может превышать десять рабочих дней.

Действия инспектора ГПН в ходе проведения КНМ: • получение письменных объяснений;• истребование документов.

Результаты КНМ:• акт документарной проверки;• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений);• возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии нарушений);• Дополнительно (по желанию инспектора): выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

Мероприятия по надзору и специальные режимы

Федеральным законом № 248-ФЗ вводится новый термин — «контрольное (надзорное) мероприятие» (далее — КНМ), термин «проверка» используется исключительно в узком смысле в качестве одного из видов КНМ.

Устанавливается 9 видов КНМ: 7 из них предполагают взаимодействие между государственным инспектором и контролируемым лицом, 2 — проходят без взаимодействия (табл. 1). При этом для каждого КНМ установлены свои сроки проведения.

Таблица 1. Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Для каждого отдельного КНМ строго определен набор действий органа надзора с указанием конкретного содержания, длительности, глубины контроля, периодичности и количества плановых мероприятий.

Например, при проведении выездного обследования инспектор может выполнять только одно действие — осмотр, а при проведении проверки может использовать практически весь набор допускаемых действий.

Для сбора доказательств соблюдения или несоблюдения контролируемым лицом обязательных требований инспектор вправе провести досмотр, инструментальное обследование, отбор проб (образцов), экспертизу и эксперимент, опрос, испытание, получить письменные объяснения, истребовать документы.

Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т.ч. посредством аудио- или видеосвязи, и т.д.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2021.

Кто рискует попасть в реестр проверок налоговой службы

В приоритетном порядке в перечень организаций для выездной проверки включаются предприятия, участвующие в схемах ухода от налогообложения. Это может быть выявлено по результатам КНМ в отношении контрагентов, субподрядчиков и пр.

Также инспекторы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности юридического лица – с использованием внутренней информации и внешних источников данных. Он позволяет выявить возможные правонарушения.

Налогоплательщик может самостоятельно проверить, насколько он рискует попасть в реестр. Вот критерии оценки:

1. Компания платит меньше налогов, чем аналогичные предприятия в данной отрасли.

2. Несколько периодов подряд в налоговой отчетности отражаются убытки.

3. В определенный период компания произвела большие суммы вычетов.

4. Темпы роста расходов опережают аналогичные темпы по доходам при продаже товаров и оказании услуг.

5. Средний уровень зарплаты ниже, чем в отрасли по региону.

6. Не один раз компания приближалась по доходам к уровню, который уже означает необходимость перевода малого бизнеса в средний, а среднего, например, в крупный.

7. Расходы ИП практически тождественные его доходам.

8. Договора заключаются с перекупщиками или посредниками из цепочки контрагентов, но при этом не прослеживается деловая цель.

9. Игнорирование компанией уведомлений от налоговой службы о предоставлении информации по выявленным несоответствиям.

10. Постоянная смена адреса – от юрисдикции одной налоговой к юрисдикции другой.

11. Уровень рентабельности сильно отличается от аналогичных показателей по другим предприятиям из отрасли.

12. Присутствует высокий налоговый риск при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Учитывая, что в 2022 году ряд преференций получили IT-компании, то к ним налоговая будет относиться с пристальным вниманием. Также вероятен перенос плановых выездных проверок, запланированных на текущий год, но отмененных в связи со сложившейся обстановкой, на период с января по декабрь 2023 года. Так как в публичном доступе отсутствует план КНМ, то сложно определить наверняка, было ли запланировано на этот год контрольное мероприятие в отношении той или иной организации.

Обратите внимание, как давно и каких ваших контрагентов проверяли. Если были выявлены нарушения, то возрастает вероятность попасть в жернова инспекторов для вашей компании.

Я и эксперты «Лавник и Партнеры» поможем оценить риски выездной налоговой проверки, минимизировать их с учетом критериев, разработанных ФНС России и судебной практики.

Роман Лавник, Предприниматель и Управляющий партнер консалтинговой компании «Лавник и Партнеры», эксперт в сфере налогообложения и налоговых рисков, кандидат экономических наук.

Особенности контрольно-надзорных мероприятий со стороны налоговой службы

Первые проверки налоговой службы начинаются с января месяца и длятся в течение года – без исключений. Есть ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит минимизировать риск выездной проверки в 2023 году.