ИС госорганов переходят в «Гособлако»
ФГИС координации информатизации, которая объединяет информационные системы российских органов власти, переходит на государственную единую облачную платформу «Гособлако». Платформа предоставит госсистемам вычислительные ресурсы и обеспечит их безопасность.
ФГИС КИ переходит на «Гособлако»
Федеральная государственная информационная система координации информатизации (ФГИС КИ) переходит на Государственную единую облачную платформу (ГЕОП, «Гособлако»). ФГИС КИ обеспечивает формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере госуправления информационно-коммуникационными технологиями. Ответственный за работу системы и ее переход на новую платформу — Центр экспертизы и координации информатизации (ЦЭКИ), подведомственный Минцифры.
Правительство утвердило положение о проведении эксперимента по переводу информационных систем (ИС) госорганов на единую облачную платформу в августе 2019 г. Он продлится до декабря 2022 г. На данный момент в эксперименте участвуют 20 ведомств, а к концу 2021 г. планируется подключить еще шесть госструктур. По его результатам проект будет масштабирован на все органы власти.
Проект «Гособлако» объединяет ИС российских органов власти. Единая облачная платформа предоставляет вычислительные ресурсы, обеспечивает безопасность данных, в том числе благодаря использованию преимущественно российского ПО и оборудования, говорится на сайте Минцифры. За счет использования облачной платформы ведомства экономят на обслуживании собственной ИТ-инфраструктуры, что позволяет оптимизировать расходование выделенного бюджета.
Состав и цели ФГИС КИ
В состав ФГИС КИ в качестве ее подсистем включена ИС управления ведомственной и региональной информатизацией, ФГИС учета ИС, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Также в состав подсистем ФГИС КИ входит реестр территориального размещения технических средств ИС, информационная система «Электронный регион» и ФГИС национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин.
Функции ФГИС КИ направлены на реализацию программ цифровой трансформации, которые включают планирование закупок оборудования и ИТ-решений в соответствии с едиными стандартами цифровизации госорганов.
Цели системы состоят в координации информатизации госорганов, учете результатов и эффективности проведенных мероприятий по информатизации, а также в эффективном планировании создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности госорганов.
Кто развивает «Гособлако» и сколько это стоит
В апреле 2021 г. CNews писал, что курировать развитие «Гособлака» будет специальная рабочая группа, разделенная на четыре подгруппы.
Артем Пермяков, Directum: HR-специалист становится агентом цифровизации
Первая подгруппа, занимающаяся развитием «Гособлака», будет курировать разработку предложений состава платформы и попутно определять условия, необходимые для миграции существующих госсистем в ее состав. Перед второй подгруппой стоит задача, связанная с подготовкой предложений по внесению изменений в действующее российское законодательство, связанное с внедрением и развитием «Гособлака».
Цель третьей подгруппы заключается в разработке предложений по развитию самого «Гособлака». Также на ней будет проработка различных организационно-технических вопросов. Участники четвертой подгруппы рассмотрят вопросы информационной безопасности платформы.
На реализацию проекта «Гособлако» в 2019-2021 гг. планировалось потратить 47,6 млрд руб., но в мае 2019 г. был утвержден новый федеральный проект «Информационная инфраструктура». Затраты на «Гособлако» до 2024 г. включительно были оценены в нем в 69,5 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет составит 28,5 млрд руб., внебюджетные источники — 40,9 млрд руб.
Власти начали тотальную проверку ИТ-ресурсов и ГИС госорганов
Правительство начало инвентаризации ГИС и ИТ-ресурсов, которые используются госорганами России. Процесс будет осуществляться уполномоченными, которых назначат в учреждения и ведомства всех уровней, с помощью единой ГИС координации информатизации.
Блиц-проверка государственных ИТ-систем
В России в кратчайшие сроки пройдет полная инвентаризация государственных информационных систем (ГИС) и ИТ-ресурсов, используемых госорганами всех уровней, включая федеральные и региональные ведомства, учреждения, предприятия и внебюджетные фонды. Соответствующее распоряжение за подписью премьер-министра Михаила Мишустина №3277-р от 9 декабря 2020 г. опубликовано на сайте правительства.
Для инвентаризации будет задействована уже существующая ГИС координации информатизации (ФГИС КИ, portal.eskigov.ru), которую Минцифры поручено доработать «при необходимости», отмечается в документе. Госведомствам поручено выгружать в ФГИС КИ определенные сведения об используемых ИТ-ресурсах и ГИС. За процесс будет отвечать специально назначенный уполномоченный в каждом инвентаризируемом учреждении.
На Минцифры также возлагается формирование и координация работы межведомственной рабочей группы из представителей Минцифры, Минфина, Счетной палаты, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и других ведомств, которым предстоит утвердить перечень и состав данных инвентаризации для ФГИС КИ.
Инвентаризацию должна быть завершена до 31 марта 2021 г., и в срок до 8 апреля 2021 г. по результатам проведенной инвентаризации рабочая группа обязана представить в Правительство проект доклада Президенту России о результатах инвентаризации ИТ-ресурсов и предложения по регулированию в сфере приобретения, использования и учета ИТ-ресурсов в госсекторе.
Причины, порядок и сроки
Сбор и анализ информации о состоянии ГИС и ИТ-ресурсов госведомств, согласно документу, проводится во исполнение п. 3 поручения Президента России №Пр-960 от 11 июня 2020 г. о проведении соответствующей инвентаризации, которая «поможет оценить и оптимизировать расходы на ИТ-инфраструктуру, обеспечить ее соответствие требованиям к защите информации, наладить регистрацию и учет».
В рамках инвентаризации будет собираться информация о государственных и иных информационных системах (кроме сведений, относящихся к гостайне) по выполнению операторами таких ГИС требований к защите данных, оформлению прав на использование компонентов – объектов интеллектуальной собственности и сведений о компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры ГИС.
Минцифры России обязано сформировать межведомственную рабочую группу и утвердить положение об этой группе до 15 декабря 2020 г. На министерство также возлагается обязанность до 25 декабря 2020 г. разместить в ФГИС КИ все материалы, необходимые для проведения инвентаризации ИТ-ресурсов госучреждений. В этот же срок должны быть назначены уполномоченные должностные лица, ответственные за проведение инвентаризации ИТ-ресурсов в каждом государственном учреждении и ведомстве.
Формирование протокола межведомственной группы с перечнем информационных ресурсов для решения задач инвентаризации предполагается завершить до 31 декабря 2020 г. В список таких задач, в частности, входит выявление ПО, не зарегистрированного в национальном фонде алгоритмов и программ или в государственном реестре отечественного ПО.
Кроме того, инвентаризация позволить выявить ГИС без действующих аттестатов по защите информации, информацию о компонентах ГИС, не зарегистрированных в реестре федерального имущества, а также обнаружить незарегистрированные объекты национального фонда алгоритмов и ПО на основании данных ГИС в сфере закупок со сведениями о заключенных госконтрактах и актах выполненных работ, поставки товаров, предоставления услуг, отмечается в документе.
Определение состава сведений, необходимых для инвентаризации ИТ-ресурсов, и условий их предоставления, предполагается завершить до 15 января 2021 г. К 20 января Минцифры России обязано отчитаться о необходимой доработке ФГИС КИ, и с этого дня по 19 марта 2021 г. предполагается проведение собственно процесса инвентаризации.
Руслан Косарим, Angara Security: В связи с нехваткой экспертизы на рынке вырос интерес к MSS-сервисам
Проект доклада Президенту России о результатах инвентаризации, который ожидается в Правительстве до 8 апреля 2021 г., будет включать предложения по совершенствованию учета ГИС и ИТ-систем, а также уведомления соответствующим органам госведомств и операторам ГИС о выявленных нарушениях, говорится в документе.
Функции ГИС координации информатизации
Как рассказал CNews в начале 2016 г., государственная информационная система координации информатизации госорганов (ФГИС КИ) была создана в исполнение постановления Правительства № 1235 от 14 ноября 2015 г.
Изначально ГИС предназначалась для размещения планов информатизации госорганов и сведений о соответствующих мероприятиях, для хранения данных обо всех ГИС, создаваемых за счет бюджета и внебюджетных фондов, и сведений об алгоритмах, ПО и сопутствующей документации, созданных за государственный счет.
Право на размещение информации в ГИС получили федеральные органы исполнительной власти, высшие госорганы субъектов России, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, а также органы управления государственными и внебюджетными фондами.
Антон Менчиц, «Комплаинс Софт»: Мы разработали собственную концепцию и назвали ее «эффективная ИБ»
Заказчиком и оператором ФГИС КИ было назначено Минцифры (в ту бытность Минкомсвязи), создание и развитие системы оплачивалось из средств федерального бюджета в рамках госпрограммы «Информационное общество (2011—2020 гг.)».
Контракт на создание ГИС по процедуре закупки у единственного поставщика в начале декабря 2015 г. был отдан «Ростелекому» почти за 60 млн. руб., после чего 11 декабря «Ростелеком» передал этот контракт своей «дочке» «РТ-Лабс» за 51,7 млн руб., а та, в свою очередь, 14 декабря отдала часть работ (по разработке ПО и подготовке отчетной документации) ЗАО «Госбук» за 43,5 млн руб.
Порталы государственных и муниципальных услуг
1. Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Через региональные порталы государственных и муниципальных услуг указанные органы государственной власти вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке и по определенному Правительством Российской Федерации перечню обеспечить возможность предоставления государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов. Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иные требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, порядку его функционирования и размещения на нем сведений, а также к перечню указанных сведений в отношении отдельных видов услуг не установлены федеральными законами. В случае, если государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или муниципальная услуга, предоставляемые через региональный портал государственных и муниципальных услуг, включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень государственных и муниципальных услуг, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об обеспечении возможности предоставления такой государственной или муниципальной услуги через единый портал государственных и муниципальных услуг. При предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню в электронной форме посредством обращения заявителей через официальные сайты органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должна обеспечиваться в установленном Правительством Российской Федерации порядке равноценная возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг. В случае, если при предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню не обеспечена возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, должна обеспечиваться возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг.
3. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:
1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;
2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
5) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
6) возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами;
Информация об изменениях
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ часть 3 статьи 21 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1
6.1) возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ часть 3 статьи 21 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7
7) реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.
Статья 21 дополнена частью 3.1 с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ
3.1. Органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, организации, предоставляющие услуги, указанные в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, многофункциональные центры при предоставлении государственных и муниципальных услуг вне зависимости от способа обращения заявителя за предоставлением таких услуг, а также от способа предоставления заявителю результатов предоставления таких услуг направляют в личный кабинет заявителя на едином портале государственных и муниципальных услуг сведения, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 3 настоящей статьи, в определенном Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем в том числе случаи и порядок предоставления таких сведений для размещения на региональных порталах государственных и муниципальных услуг, в иных государственных информационных системах, с учетом положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющих состав передаваемых в соответствии с пунктом 4 части 3 настоящей статьи сведений.
4. Обеспечение информационного обмена с соответствующими информационными системами органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, предоставляющих услуги, указанные в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, многофункциональных центров в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме при использовании единого портала государственных и муниципальных услуг осуществляется с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственные информсистемы России скрывают значимые данные
Счетная палата России проанализировала уровень открытости 50 государственных информационных систем, охватывающих наиболее социально значимые области для конечных пользователей информации. Всего лишь 16% из них были оценены как имеющие высокую степень открытости.
Критика ФГИС в докладе Счетной палаты
Большая часть государственных информационных систем федерального уровня (ФГИС) в России обладает низкой степенью открытости информации и публикует недостаточно социально значимые данные. Таков один из выводов, представленных в аналитическом докладе «Оценка открытости государственных информационных систем в России», который был подготовлен Счетной палатой совместно с экспертами АНО «Информационная культура» и Центра перспективных управленческих решений.
Кроме того, авторы доклада указывают на отсутствие прямого нормативного определения термина ГИС, содержащего в том числе требования к функциональной открытости и открытости финансовых расходов на них. Это, по мнению экспертов, приводит к непрозрачности учета федеральных и региональных ГИС в России, затрудняет процесс контроля над соблюдением требований к открытости данных систем, а также не позволяет отслеживать бюджетные расходы на их содержание.
Эксперты также обращают внимание на то, что уровень функциональной открытости федеральных органов исполнительной власти, то есть доступности информации об их работе, существенно отстает от уровня их информационной открытости или доступности собираемых и генерируемых ими данных, а также готовности этими данными делиться. Причем именно первая, как отмечают специалисты, является важным инструментом обеспечения фактической, а не декларируемой открытости. «Чем больше государственных данных используют бизнес, НКО и другие бенефициары, тем выше прозрачность деятельности органов власти и степень их подотчетности обществу», – говорится в исследовании.
Что такое ГИС
Большая часть генерируемых и собираемых органами власти данных агрегируется в государственных информационных системах. Например, Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) собирает данные о госконтрактах, Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН) содержит данные об объектах культуры на территории страны и т. д.
Счетная палата проанализировала степень открытости государственных информационных систем
Сейчас в России функционирует 876 информационных систем федерального уровня. По оценкам авторов доклада, суммарные расходы на них за 2017–2019 гг. составляют 60-75 млрд руб., включая затраты на центры обработки данных и инфраструктуру электронного правительства. Это около 50-60% от всех ИТ-бюджетов госорганов.
Рейтинг открытости ФГИС
Эксперты отобрали 50 ГИС, у которых есть публичный сайт или карточка на сайте ведомства-оператора, и оценили уровень их открытости. По итогам оценки каждой рассмотренной системы был определен рейтинг, обозначаемый двухбуквенным сочетанием. Первая буква отражает уровень доступности информации, вторая – открытость данных. Каждая ГИС была причислена к одной из четырех категорий: A, B, C или D, где A означает высокую степень открытости, B – среднюю, C – низкую, D – отсутствие необходимой для оценки информации, в том числе в публичном доступе.
Рейтинг открытости ФГИС России
В результате 29 (58%) из них были отнесены к категориям с низкой степенью открытости или почти закрытым ГИС. В перечень таковых, в частности, попали Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, автоматизированная информационная система «Открытый бюджет для граждан», государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Информация в подобных ГИС, по мнению авторов исследования, может иметь высокую социальную значимость.
ГАС «Выборы», оператором которой является ЦИК, оказалась в числе наиболее функционально-закрытых ФГИС России
Лишь 8 (16%) ГИС были признаны имеющими высокую степень открытости, причем их операторами являются четыре ведомства: Минфин, Минкультуры, Федеральное казначейство и ФНС.
Как банкам всего за год перейти на импортонезависимую СУБД
ИТ в банках
Наивысший балл и по доступности (открытости) информации, и по открытым данным получили всего три ГИС: государственный каталог Музейного фонда России, система «Электронный бюджет» и Единая информационная система в сфере закупок. Еще пять систем получили наивысший балл хотя бы по одному из этих параметров, при том, что второй параметр также не получил низкие баллы. К ГИС со средней степенью открытости относятся 13 ГИС (26%).
Рекомендации Счетной палаты
Для повышения уровня открытости ГИС авторы доклада рекомендуют усилить акцент на функциональной открытости ведомств.
Помимо этого, по мнению экспертов, необходимо разработать и закрепить в законодательстве четкое определение термина «государственная информационная система», отделив это понятие от других типов информационных систем.
Отечественная платформа уменьшает сроки разработки программных документов
Также рекомендуется создание Единого реестра ГИС, который будет использоваться для публичного мониторинга госрасходов на ИТ в целом и на ГИС в частности.
Коллегия Счетной палаты приняла решение направить аналитический доклад зампреду правительства России Дмитрию Чернышенко, а также в Минкомсвязи, Госдуму и Совфед.