Требования к пожарной безопасности
Инструкция по пожарной безопасности организации должна содержать все требования, которые должны соблюдаться сотрудниками и посетителями помещений. В эту инструкцию включаются основные меры по предотвращению пожаров и действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Эвакуационные планы
Важной частью инструкции по пожарной безопасности являются эвакуационные планы. Они должны включать в себя схемы эвакуации, выходы из здания, места сбора персонала и инструкции по поведению во время эвакуации.
Использование средств пожаротушения
Инструкция должна содержать информацию об использовании средств пожаротушения — огнетушителей, пожарных кранов, противопожарных извещателей. Необходимо обучить сотрудников, как правильно пользоваться этими средствами.
Обучение персонала
Для обеспечения безопасности необходимо проводить обучение по пожарной безопасности для всех сотрудников. Это позволит им знать, как правильно действовать в случае пожара и минимизировать риск возгорания.
Пожарные выходы и эвакуационные пути
Инструкция должна содержать информацию о пожарных выходах и эвакуационных путях. Они должны быть свободными от препятствий и обозначены соответствующим образом для быстрой эвакуации при пожаре.
Работа с электрооборудованием
Необходимо описать меры предосторожности при работе с электрооборудованием и устройствами, чтобы избежать короткого замыкания и возгорания.
Обязанности сотрудников
Инструкция по пожарной безопасности должна включать в себя обязанности сотрудников в случае возникновения пожара и какие действия они должны предпринять для предотвращения угрозы.
Регулярные проверки и обновления
Инструкция должна регулярно проверяться на соответствие последним требованиям пожарной безопасности и обновляться при необходимости.
Соблюдение всех пунктов инструкции по пожарной безопасности поможет минимизировать риски возникновения пожаров и обеспечить безопасность сотрудников и посетителей организации.
Особенности несоблюдения требований
- Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь серьезные последствия, включая угрозу жизни и здоровью людей, материальные потери и утрату репутации организации.
- Необходимость внедрения и поддержания документации по пожарной безопасности обусловлена законодательством и является важным аспектом ответственного ведения бизнеса.
Ваши права
- Как руководитель организации, вы имеете право требовать соблюдения требований по пожарной безопасности от всех сотрудников.
- Вы также имеете право на консультации и помощь от профессионалов в области пожарной безопасности для разработки и внедрения необходимых документов.
Не забывайте, что соблюдение требований по пожарной безопасности — это не только обязанность, но и забота о безопасности всех, кто находится в пределах вашей организации. Не стоит пренебрегать этим важным аспектом управления бизнесом.
Профилактический визит
В настоящее время контрольно-надзорная деятельность направлена на профилактику возникновения пожаров. Государственные инспекторы не ограничиваются только проведением проверок. Федеральным законом от 31.07.2020 № 248 О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации предусмотрен ряд профилактических мероприятий.
Цель профилактического визита
Профилактический визит проводится государственным инспектором по пожарному надзору на объекте. Целью визита является профилактическая беседа, в ходе которой осуществляется обмен информацией о требованиях к предприятию, соответствии объекта критериям присвоенной категории риска, условиях ее снижения, проверках и других контрольно-надзорных и профилактических мероприятиях.
Уведомление о визите
Уведомление о проведении профилактического визита должно быть направлено вам не менее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Возможность отказа
Вы можете отказаться от профилактического визита, подав заявление об этом не позднее чем за 3 рабочих дня до даты мероприятия. Отказ от визита допускается, за исключением образовательных объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
Проведение визита
Профилактический визит может проводиться как очно, так и дистанционно с использованием средств аудио- и видеосвязи. Длительность визита не должна превышать 1 рабочий день. Результаты оформляются в листе профилактической беседы и направляются вам в течение 5 рабочих дней.
Проверки пожарной безопасности
Проверки пожарной безопасности проводят органы государственного пожарного надзора, подведомственные МЧС России.
Организация проверок
По правилам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ, пожарные инспекторы могут осуществлять надзор как за организациями, так и за гражданами.
Мероприятия надзора
Основные виды мероприятий, проводимых в рамках государственного пожарного надзора, включают инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездную проверку, документарную проверку и выборочный контроль.
Плановые проверки могут включать только инспекционный визит, рейдовый осмотр и выездную проверку, в то время как внеплановые могут дополняться документарной проверкой и выборочным контролем.
В случае проведения проверок, следует ознакомиться со всеми требованиями и нормами, чтобы обеспечить соблюдение пожарной безопасности.
Плановые контрольные мероприятия (КНМ) в рамках пожарного надзора
Конкретный вид планового контрольного (надзорного) мероприятия (далее – КНМ) выбирается с учетом принципа оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного пожарного надзора. Это необходимо для оценки противопожарного состояния конкретного объекта надзора в соответствии с имеющимися сведениями о правообладателях. Также учитываются установленные законом № 248-ФЗ сроки проведения соответствующих мероприятий (п. 30.1 Положения о пожарном надзоре).
Частота проведения КНМ
При этом частота проведения плановых КНМ зависит от категории риска объекта контроля. Вот как это определяется:
- Чрезвычайно высокий риск: раз в год
- Высокий риск: раз в 2 года
- Значительный риск: раз в 3 года
- Средний риск: раз в 5 лет
- Умеренный риск: раз в 6 лет
В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые КНМ не проводятся (п. 41 Положения о пожарном надзоре).
Особенности проведения мероприятий
Закон № 248-ФЗ предусматривает особенности проведения конкретных мероприятий. Например, рейдовый осмотр и внеплановый инспекционный визит могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением отдельных случаев.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. Срок его проведения не должен превышать одного рабочего дня.
Плановая выездная проверка обычно предполагает уведомление контролируемого лица копией решения о проведении не позднее чем за сутки до начала проверки. Максимальный общий срок проверки составляет 10 рабочих дней. Конкретные сроки взаимодействия с проверяемым зависят от категории бизнеса:
- Для предприятий малого предпринимательства: до 50 часов
- Для микропредприятий: до 15 часов. В случае программы проверок и определенного события, срок проверки для микропредприятий может увеличиться до 40 часов (ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Основаниями для проведения КНМ могут служить не только наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе его причинения (такие сведения могут поступать, в частности, в виде обращений или заявлений граждан и организаций, информации от госорганов и органов местного самоуправления, из СМИ) либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, но и поручения Президента РФ, Правительства РФ или требование прокурора. Также КНМ могут инициировать, если наступили сроки проведения КНМ, включенных в план (это основание не применяется при внеплановых КНМ) либо наступили события, указанные в программе проверок, если законом о виде контроля установлено проведение КНМ на основании программы проверок. Еще одним основанием для КНМ может быть истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Что касается КНМ без взаимодействия, то они проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц государственного пожарного надзора.
К тому же при наличии соответствующего положения в федеральном законе о виде контроля о возможности проведения внеплановых выездной проверки и инспекционного визита в случае поступления от контролируемого лица информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), их проведение ограничивается только оценкой устранения нарушений. Это касается таких процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), которые осуществляются в рамках разрешительных режимов в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы и иных разрешений, предусматривающих бессрочный характер действия соответствующих разрешений (ч. 3 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).
В целом государственный пожарный надзор направлен на проверку соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют или пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также на оценку их соответствия таким требованиям. А если контролируемое лицо осуществляет деятельность, связанную с видами продукции, установленными Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" ТР ТС 006/2011, Техническим регламентом ЕАЭС "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) и Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, то также проверяется соблюдение требований этих регламентов (п. 2 Положения о пожарном надзоре). Формы проверочных листов – списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утверждены Приказом МЧС России от 9 февраля 2022 г. № 78. В нем имеются как общие списки вопросов, актуальные для объектов всех классов функциональной пожарной опасности, так и для конкретных – например, для объектов проживания людей, для образовательных организаций, культурно-просветительных и зрелищных учреждений, для объектов организаций торговли, медорганизаций и т. д.
Предполагается, что для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности могут использоваться любые имеющиеся в распоряжении инспектора технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом об их использовании обязательно должно быть уведомлено контролируемое лицо, за исключением случаев проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия. Фиксация нарушений при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени ее начала и окончания. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (п. 39 Положения о пожарном надзоре).
Следует учитывать, что в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы не вправе требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления (подп. "м" п. 27 Положения о пожарном надзоре).
О проведении КНМ контролируемые лица уведомляются в общие сроки, предусмотренные Законом № 248-ФЗ. Копия распоряжения (решения) о проведении КНМ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заблаговременно направляется по тем адресам электронной почты контролируемых лиц, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее были представлены в орган государственного пожарного надзора, либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются. Также, по общему правилу, без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта проводится инспекционный визит.
По результатам КНМ составляется акт – его оформление, в отличие от общего порядка, предусмотренного ст. 87 Закона № 248-ФЗ (когда акт оформляется по месту проведения мероприятия), производится по месту нахождения органа государственного пожарного надзора, проводившего мероприятие (абз. 7 п. 42 Положения о пожарном надзоре). В последнем, в частности, подробно прописываются нарушения, которые были выявлены в ходе мероприятия с указанием конкретного обязательного требования, нарушенного контролируемым лицом, НПА и его структурной единицы, которым установлено такое требование. При этом, если проверяемый не согласен с результатами, то он может обжаловать решение органа государственного пожарного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке и сроки, предусмотренные ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ и Положением о пожарном надзоре. Кроме того, предусмотрено право подачи контролируемым лицом возражения на предостережение инспектора – в течение 10 рабочих дней с момента его получения (п. 58 Положения о пожарном надзоре).
Также отметим, что помимо собственно КНМ органы государственного пожарного надзора уполномочены на проведение профилактических мероприятий в виде информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактических визитов и обобщения правоприменительной практики (п. 45 Положения о пожарном надзоре).
Государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ, государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору в рамках своей компетенции могут проводить контрольные (надзорные) мероприятия, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и заверенной копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора посещать (осматривать) объекты надзора, совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия. Причем объем таких действий отличается в зависимости от вида мероприятия. Так, например, в рамках документарной проверки разрешено только получение письменных объяснений и истребование документов, в рамках инспекционного визита дополнительно к этому – осмотр (кроме жилых помещений), инструментальное обследование и опрос. При выборочном контроле не предусмотрен опрос, но дополнительно разрешено проводить отбор проб, испытание и экспертизу. При выездном обследовании нельзя получать письменные объяснения, проводить истребование документов и опрос, остальные действия разрешены, правда с оговоркой для инструментального обследования – его можно осуществлять только с применением видеозаписи. Весь перечень действий – получение письменных объяснений, истребование документов, осмотр, инструментальное обследование, опрос, отбор проб, испытание и экспертиза – предусмотрен для выездной проверки и рейдового осмотра (п. 32-33, 34, 36 Положения о пожарном надзоре, ст. 75 Закона № 248-ФЗ).
Кроме того, в рамках надзора инспектор может запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему КНМ, а также требовать представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений. При необходимости он может выдать организации и гражданину предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Допускается также привлечение к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертных организаций, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов. Примечательно, что если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность, то он может обращаться за содействием к органам полиции (п. 12 Положения о пожарном надзоре).
Несмотря на то что с введением риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории России значительно снизилось количество проверяемых объектов и проводимых плановых проверок, контроль в области соблюдения мер пожарной безопасности остается в числе приоритетных направлений контрольно-надзорной деятельности. По данным МЧС России, в настоящее время в РФ зарегистрирован 1 937 531 объект защиты, из них 9 054 – объекты категории чрезвычайно высокого риска, 116 241 – высокого риска, 451 875 – значительного риска, 267 417 – среднего риска, 725 635 – умеренного риска и 367 309 – низкого риска.
С учетом особенностей организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, установленных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, в 2022 году проведено 31 859 плановых и 44 868 внеплановых КНМ, 191 511 профилактических визитов и 30 022 мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.
Какие санкции грозят за нарушения требований пожарной безопасности, читайте в разделе.
Последняя актуализация: 26 июня 2023 г.
Готовимся к плановой проверке МЧС
Расскажем, как подготовиться к выездной проверке соблюдения требований пожарной безопасности.
Для начала проведите обход помещений, во время которого проверьте:
Это лишь основные вопросы для внутренней проверки, их перечень может быть шире с учетом особенностей объекта.
Далее вместе с обслуживающей организацией проверьте работоспособность средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. Убедитесь, что все системы находятся в исправном состоянии, в автоматическом режиме. Помните, что инспектор в ходе проведения проверки проверяет исправность систем срабатыванием пожарной сигнализации.
Одновременно со срабатыванием систем представитель контролирующего органа может проверить, как действуют работники при поступлении сигнала о пожаре — советуем провести внеплановый инструктаж или беседу на предприятии и напомнить о мерах пожарной безопасности и правильных действиях в случае возникновения пожара.
Напомним, что перечень документов, который характеризует пожарную безопасность предприятия, насчитывает более 40 позиций. Поэтому, проведя все вышеперечисленные мероприятия, рекомендуем также проверить:
Проведите анализ исходных данных, указанных в расчетах пожарных рисков. Очень часто бывает, что проведенные незначительные на первый взгляд перепланировки или снятые двери отменяют обоснованность отступлений от обязательных требований, а значит влекут за собой выдачу предписания и административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Своевременность проведения всех необходимых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на предприятии, постоянный контроль за соблюдением всех требований — залог успешной проверки.
Как присваивается категория риска?
Категория риска присваивается зданию/сооружению государственными инспекторами по пожарному надзору. Инспекторы используют уже имеющиеся сведения об организации либо получают новые сведения путем межведомственного взаимодействия. Соответственно, если вы являетесь арендатором какой-то части здания/сооружения, а зданию/сооружению присвоена категория риска, которая предусматривает проведение плановых проверок с определенной периодичностью, то стоит ждать визит проверяющего и на вашей территории.
В качестве примера рассмотрим два объекта защиты.
Объект № 1. Одноэтажный магазин площадью до 300 м², пожаров не происходило, сигнализация смонтирована недавно, действующих предписаний нет, количество людей, которые одновременно могут находится в здании, не превышает 50.
Объект № 2. Трехэтажный торговый комплекс площадью более 10000 м², оборудован необходимыми средствами обеспечения требований пожарной безопасности 12 лет назад, 2 года назад произошел пожар по причине аварийной работы электрооборудования, имеется действующее предписание об устранении нарушений.
Очевидно, что риск возникновения пожара на втором объекте выше, чем на первом — был пожар, нарушены требования пожарной безопасности, системы смонтированы более 10 лет назад. Все эти факторы значительно снижают защищенность предприятия от пожара, а значит проверять его необходимо чаще, чем первый объект.
Как избежать нарушений во время пожарной проверки?
Во-первых, важно ознакомиться с графиком проведения плановых проверок на сайте регионального МЧС – однако, в любом случае, инспекция пришлет уведомление за три дня до планируемой проверки. Но подготовку желательно начинать заранее.
Подготовить документы по пожарной безопасности
Набор документов зависит от категории пожарного риска вашего предприятия, вида его деятельности и других деталей. При этом обязательными документами являются:
Приказ вводит и регулирует общие правила пожарной безопасности на предприятии, а также регламентирует действия работников для предотвращения возникновения пожара.
Работник, назначенный ответственным за пожарную безопасность, должен проводить инструктажи с коллегами, доводить до сведения персонала правила техники пожарной безопасности и оформлять различные внутренние нормативные акты. Периодически этот же сотрудник должен проводить контроль среди коллег на знание правил пожарной безопасности.
Инструкция конкретизирует права и обязанности специалиста по пожарной безопасности.
Противопожарные инструктажи – это одна из форм обязательного обучения для всех работников. Новых сотрудников можно допустить к выполнению трудовых обязанностей только после проведения такого инструктажа.
Важно фиксировать все проведенные инструктажи в журнале с подписями ответственных лиц и сотрудников, которые прошли обучение.
Этот документ разрабатывает ответственное лицо с учетом категории пожарного риска предприятия, а также исходя из специфики деятельности компании.
Ответственные лица и руководитель обязаны проходить повышение квалификации по пожарной безопасности в учебном центре дополнительного профессионального образования. По итогам такого обучения выдается удостоверение, которое подтверждает прохождение обучения.
План представляет собой схему аварийных выходов и эвакуационных путей в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Такие планы должны быть размещены на видных местах – при этом не имеет значения формат схемы, ее можно как сделать на компьютере, так и нарисовать от руки. Главное, чтобы она была интуитивно понятной и легко воспринимаемой.
Если в компании одновременно находится от 50 людей, или же на этаже больше 10 рабочих мест, то такое помещение считается объектом массового пребывания. В таком случае необходимо проводить тренировки по эвакуации, в которых должны принимать участие все сотрудники. Проведение таких тренировок важно фиксировать в особом журнале.
Системы пожарной защиты – это пожарные лестницы, системы противопожарного водоснабжения, пожарные сигнализации, огнетушители и так далее. Любое взаимодействие с этими системами (например, проведение технического обслуживания) должно фиксироваться в отдельном журнале.
Автоматизировать систему соблюдения требований пожарной безопасности
Зачастую контролировать вручную соблюдение требований пожарной безопасности проблематично в силу их большого количества, а организация таких проверок может быть очень трудозатратной и при этом не приносить ощутимых результатов. Чтобы решить эту проблему, избежать штрафов, а также сделать контроль автоматизированным, можно использовать сервис мобильного аудита на основе чек-листов CheckOffice.
Соблюдение требований пожарной безопасности можно контролировать при помощи чек-листов – их можно создать самостоятельно, либо выбрать готовые шаблоны из библиотеки, например:
Простой интерфейс мобильного приложения будет интуитивно понятен всем работникам, а возможность добавлять фото/видеоматериалы и опция запрета загрузки медиа из галереи телефона сделает результаты проверки максимально объективными, ведь минимизируется “человеческий фактор”.
В разделе "аналитика" автоматически собираются данные всех проверок, формируются в таблицы и графики, чтобы сделать восприятие полученной информации простым и наглядным. Так вы сможете оценивать динамику нарушений пожарной безопасности и вовремя принимать меры по их устранению.
Например, крупная сеть хинкальных “Старик Хинкалыч” использует сервис CheckOffice в том числе для того, чтобы снизить риски, которые связаны с внешними проверками, например, со стороны Роспотребнадзора и МЧС. В проверки включены вопросы, связанные с документацией: наличие планов пожарной эвакуации, медицинских книжек, журналов безопасности на производстве и тд.
Сеть гипермаркетов ОБИ также контролирует вопросы технических систем безопасности и пожарной безопасности при помощи чек-листов, заполнение которых обязательно сопровождается фотографиями контрольных точек. Начальник отдела безопасности магазина получает отчет о проверке 2 раза в сутки и делает выводы о состоянии эвакуационных выходов, системы видеонаблюдения, пожарной сигнализации и так далее. Это позволяет, даже не выходя из помещения, быстро реагировать на сложившуюся ситуацию.
Пригласить юриста и ответственного за пожарную безопасность
Юрист поможет в соблюдении всех тонкостей взаимодействия с инспекторами, а ответственный за пожарную безопасность сможет дать больше конкретики инспекторам и предметно ответить на возникшие у них вопросы.
Не препятствовать инспектору во время проведения проверки
Нельзя игнорировать инспектора, не пускать его на территорию или отказываться предоставлять документы. В случае, если сам инспектор нарушает установленные правила проведения проверки, вам и вашим сотрудникам необходимо зафиксировать эти нарушения, чтобы в дальнейшем была возможность оспорить результаты проверки.
Проверять предоставленные вам документы
В первую очередь стоит проверить распоряжение или приказ руководителя органа пожарного надзора, акт проверки, заполненный по ее результатам, а также предписание об устранении нарушений. Если в каких-либо из этих документов вы обнаружили ошибку, то это может быть как поводом оспорить результаты проверки, так и вовсе поводом для ее отмены – например, в случае, если в распоряжении указан один инспектор, а по факту пришел другой, или если в документах указаны неправильные даты.
Как избежать нарушений при проведении пожарной проверки на предприятии?
Дата актуализации статьи: 11.10.2023
Ранее в МЧС России действовал административный регламент, содержащий в себе перечень документов, которые может запросить инспектор государственного пожарного надзора (далее — ГПН) при проведении плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности. Сейчас этот регламент не действует и альтернативы ему нет. О том, какие документы запрашивают инспектора ГПН при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий в настоящее время и чем при этом руководствуются, расскажем в данной статье.
Итак, в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети Интернет исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица.
Следуя этому требованию, некоторые контрольные органы в лице главных управлений МЧС по субъектам разместили подобные перечни на своих сайтах, однако какой-либо нормативный документ, утверждающий данные перечни, отсутствует.
Согласно п. 1.8 плана мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2023 год, утвержденного приложением к распоряжению МЧС России от 7 декабря 2022 г. № 1345 «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2023 год», МЧС России должно было разместить перечень документов на сайте до 30.04.2023, но на сегодняшний день найти его там мы не смогли.
Причина этому понятна: пожарная безопасность охватывает слишком большую область нашей жизнедеятельности — издать «исчерпывающий» перечень документов очень ответственный шаг, который в последующем может быть препятствием в проведении проверки, в случае если что-то забудут внести в этот перечень. В существующих перечнях применяются абстрактные словосочетания: «техническая документация», «документация по категорированию», что мало подходит под слово «исчерпывающий».
Но не все так туманно, как может показаться, инспектора ГПН в своей деятельности обязаны использовать при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) проверочные листы, утвержденные приказом МЧС России от 9 февраля 2022 года № 78 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора». Основываясь на данном документе, мы попробуем составить МИНИМАЛЬНО необходимый перечень документов и информации, которые должны быть на объекте и которые может запросить инспектор ГПН при плановом контрольном (надзорном) мероприятии.
I. Для объектов всех классов функциональной пожарной опасности:
1. В случае выбора способа обеспечения пожарной безопасности в соответствии с п. 2–5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — ФЗ № 123) один из документов:
2. Проектная документация (п. 2(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее — ППР)).
Подписка "Все включено" Стоимость подписки от:
Период подписки: на год
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.
Как проходит пожарная проверка организации
Проверка пожарного надзора в организации в России представляет собой важное звено в обеспечении пожарной безопасности. Процесс этой проверки проходит в несколько этапов, включая подготовку, проведение и завершение проверочных мероприятий.
Первоначальным этапом является подготовка к проверке. Пожарные инспекторы должны заранее ознакомиться с документацией организации, связанной с пожарной безопасностью.
Следующим этапом является непосредственное проведение проверки. Пожарный инспектор осуществляет оценку состояния объекта с точки зрения соблюдения требований пожарной безопасности. Это включает проверку состояния и работоспособности систем противопожарной защиты, наличие и актуальность документации, обучение персонала, а также проведение инструктажей и тренировок.
Инспектор внимательно оценивает соответствие объекта требованиям законодательства и нормативов, включая технические стандарты и правила безопасности. Он также обращает внимание на исполнение предписаний, вынесенных при предыдущих проверках.
Третий этап — оформление результатов проверки. Инспектор составляет акт проверки, в котором подробно фиксируются выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению. В случае выявления серьезных нарушений инспектор может вынести предписание, в котором указываются конкретные меры, которые должны быть предприняты для обеспечения безопасности.
После завершения проверки инспектор проводит заключительное совещание с представителями организации. Здесь обсуждаются результаты проверки, выносятся предложения по устранению выявленных нарушений, а также обсуждаются возможные дополнительные меры для улучшения уровня пожарной безопасности.
Обязательным этапом является контроль за исполнением выданных предписаний. Инспекторы регулярно проверяют организации на предмет выполнения рекомендаций и предписаний, а при необходимости могут проводить повторные проверки.
В целом, процесс проверки пожарного инспектора в организации в России является системным и многозвенным, направленным на обеспечение безопасности на объекте. Он осуществляется в соответствии с законодательством и стремится к предотвращению возможных чрезвычайных ситуаций.
Виды пожарных проверок организаций
Пожарная инспекция включает в себя различные виды проверок, направленных на оценку и обеспечение соответствия объектов и организаций требованиям пожарной безопасности. Выделяют несколько основных видов пожарных проверок.
К ним относится обязательная ежегодная проверка объектов на соответствие требованиям пожарной безопасности. Также плановой будет проверка системы пожарной безопасности, обучения персонала и состояния противопожарного оборудования.
Часто проводятся по жалобам или заявлениям. Проводятся по запросу граждан, работников или по обращению собственника объекта.
Также внеплановая проверка потребуется после произошедших чрезвычайных ситуаций. Осуществляется оценка причин и обстоятельств возникновения пожара или другого чрезвычайного события.
Их часто инициируют руководители предприятий. Например, для проверки по определенным аспектам. В рамках таких проверок оценивается работа систем пожарной сигнализации, состояние эвакуационных путей, средств пожаротушения и др.
Также проводятся тренировочные проверки. Такие мероприятия – отличная оценка готовности персонала к действиям в случае пожара или других чрезвычайных ситуаций.
Важно отметить, что успешное прохождение пожарной проверки требует подготовки и соблюдения всех необходимых нормативов и правил пожарной безопасности. Эффективная система обучения персонала, регулярная проверка и техническое обслуживание оборудования являются ключевыми элементами успешной защиты от пожаров.
Кого будет проверять МЧС?
В 2023 году Правительством РФ было принято решение о продлении моратория на проведение плановых проверок ряда объектов контроля до 2030 года. Так, в настоящее время плановым проверкам соблюдения требований пожарной безопасности подлежат объекты защиты только чрезвычайно высокого и высокого риска. Соответственно, если ваше предприятие относится к одной из этих категорий — ожидайте плановую проверку МЧС.
Государственный пожарный надзор — это функция МЧС России. Проверки осуществляют государственные инспекторы по пожарному надзору — должностные лица органа управления или подразделения МЧС России.
Чтобы решение о проведении плановой проверки не застало вас врасплох, можно найти информацию о контрольно-надзорном мероприятии в едином реестре проверок. Как воспользоваться реестром?