Федеральный государственный контроль надзор в сфере образования

Федеральный Государственный Контроль в сфере образования

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляют специалисты отдела государственного надзора и контроля Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства.

Под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и(или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

График консультирования

В соответствии со статьей 93 Федерального закона от Образовании в Российской Федерации:

График консультирования должностными лицами Министерства образования и науки Челябинской области представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Порядок взаимодействия с клиентом

Правительство России отменило плановые проверки до 2030 года. Мораторий 2022 года показал свою эффективность, количество проверок в России по сравнению с 2019 годом сократилось в 4,5 раза. Если в 2019 году насчитывалось 1,5 млн проверочных мероприятий, то в 2022 году было проведено лишь около 340 тыс.

Минэкономразвития России напоминает, что внеплановые проверки в 2023 году сохранятся, но подчинятся логике риск-ориентированного подхода. Проводить их теперь контрольным органам можно только на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований— признаков того, что на объекте контроля с высокой долей вероятности допущены или могут быть допущены нарушения. Несмотря на то, что проверки уступили место профилактическим мероприятиям— профилактических визитов за 2022 год проведено в 1,7 раза больше, чем проверок— предприниматель может столкнуться с ситуацией, когда через портал Госуслуги пришло уведомление о проведении проверки.

Руководителям организаций

В целях совершенствования деятельности Министерства образования и науки Челябинской области при взаимодействии с контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования просим вас ответить на вопросы анкеты Оценка удовлетворенности реализацией Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Челябинской области мероприятий федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Узнать о правах предпринимателя при проверке поможет видеоролик Минэкономразвития России.

Стремительный рост использования инструментов профилактики

Одной из наиболее заметных тенденций 2022 года является стремительный рост использования инструментов профилактики после введения моратория на проверки, в том числе профилактических визитов.

По итогам 2022 года впервые количество профилактических визитов превысило количество проверок: на год профилактических визитов проведено в 1,7 раза больше, чем проверок. Наряду с профилактическими визитами контрольные органы используют еще один профилактический инструмент — объявление предостережения.

Объявление предостережения

Предостережение — это вид профилактического мероприятия, направленный на информирование предпринимателя о возможных или незначительных нарушениях обязательных требований, реагировании контрольного органа. Профилактические визиты и предостережения как инструменты профилактики использовались в большинстве регионов страны в 2022 году. При этом на предостережения пришлось 72% от всех профилактических мероприятий за 2022 год. На практике у предпринимателей больше шансов получить предостережение, чем столкнуться с проверкой, стоит знать свои права при объявлении предостережения.

Больше проверок:  Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415

Сводный доклад о государственном контроле

Правительство представило сводный доклад о государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год; в составе документа опубликован отчёт о текущем состоянии и развитии информационных систем, применяющихся в контрольно-надзорной деятельности.

Цифровые решения

Как говорится в отчёте, в 2022 году реформа контроля в России сопровождалась активным внедрением новых цифровых решений, направленных на усовершенствование единой модели данных и позволяющих ускорить и упростить, а также сделать прозрачным взаимодействие контролируемого лица и контролера.

Единый реестр контрольных мероприятий

Единый реестр контрольных мероприятий создан для учета всей информации о проверках и некоторых профилактических мероприятиях, обеспечения согласования проверок с органами прокуратуры и информирования контролируемых лиц о таких проверках. Система работает со справочниками — все значения заполняются путем выбора допустимого значения.

С такими данными можно в дальнейшем работать — анализировать, массово выявлять и устранять допущенные нарушения. Система создана Генеральной прокуратурой РФ совместно с Минэкономразвития России.

Планы на 2023 год

  • Развитие единого реестра видов контроля
  • Оператор — Минцифры России; функциональный заказчик — Минэкономразвития России.

Очевидно, что профилактика и цифровизация работают на благо предпринимателей, упрощая контрольные процедуры и повышая прозрачность взаимодействия между сторонами.

Единый реестр видов контроля

Единый реестр видов контроля создан, чтобы оцифровать положения о видах контроля и превратить эти нормативные акты в справочные значения, которые используются всеми остальными системами в сфере контроля. В системе оцифрованы более 30 тысяч нормативных актов.

Оцифровка нормативных актов

Наличие оцифрованных нормативных актов в Реестре позволяет оперативно получать аналитику по осуществляемым видам контроля, потому что данные становятся структурированными в базе данных.

Без опубликования карточки

Без опубликования карточки в системе внесение проверок в Единый реестр контрольных мероприятий технически невозможно. Большинство выпадающих полей в Едином реестре контрольных мероприятий — это справочники Единого реестра видов контроля.

Доработки в 2022 году

ГИС Типовое облачное решение по автоматизации контрольной деятельности (ГИС ТОР КНД)

Оператор — Минцифры России, функциональный заказчик — Минэкономразвития России.

Функционал ГИС ТОР КНД

ГИС ТОР КНД — это система, которая является личным кабинетом инспектора в различных органах власти. Чаще всего ГИС ТОР КНД используется в субъектах РФ.

Реестры и пользователи

В ГИС ТОР КНД ведётся 17 реестров разрешений, из них пять реестров лицензий. ГИС ТОР КНД используют более пяти тысяч органов (включая муниципальные); в системе работают более 16 тысяч инспекторов.

Цифровизация производства

Минэкономразвития России совместно с Минцифры России при поддержке Центра стратегических разработок реализуют проект по цифровизации производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемым органами контроля.

Больше проверок:  Единый реестр проверок прокуратуры Российской Федерации

Подсистема ГИС ТОР КНД Административное производство

Разработана подсистема ГИС ТОР КНД Административное производство, позволяющая вести полный цикл производства по делу об административном правонарушении в электронном виде.

Интеграция с другими системами

Подсистема интегрирована с иными государственными информационными системами, в том числе Единым реестром контрольных мероприятий, ЕПГУ, Реестром обязательных требований, Единым государственным реестром юридических лиц.

Опытная эксплуатация

Опытная эксплуатация подсистемы запущена в декабре 2022. В пилоте приняли участие 11 региональных органов контроля из девяти регионов.

Новый функционал приложения Инспектор

Как говорится в отчёте, на данный момент разрабатывается новый функционал приложения Инспектор, который позволит:

  • Обновленные возможности
  • Улучшенный пользовательский интерфейс

Дальнейшие планы

Портал госуслуг

Уведомления и информация

На ЕПГУ можно посмотреть все свои проверки, направление уведомлений на этот портал является юридически значимым. При этом портал использует все возможные механизмы уведомлений, чтобы удостовериться, что контролируемое лицо реально получит эту информацию. В случае проведения профилактического визита его можно оценить на портале.

Портал автоматизированного сбора информации

Для взаимодействия Минэкономразвития России с участниками реформы контроля функционирует портал автоматизированного сбора информации.

Планы на 2023 год:

  • Увеличение функционала портала
  • Совершенствование системы уведомлений
  • Повышение юридической значимости уведомлений
  1. Административный надзор — осуществляется государственными органами для контроля за исполнением законов организациями и гражданами.

Анализируя статью Шараповой Л.С. и Мовсесяна А.А., можно сделать вывод о важности прокурорского надзора и его взаимосвязи с другими видами надзора и контроля. Прокурорский надзор играет ключевую роль в обеспечении законности и правопорядка в стране, а также в предотвращении нарушений закона.

Заключение

В итоге, роль прокурорского надзора необходимо учитывать при разработке системы контроля за соблюдением законов. Он дополняет судебный и административный надзор, обеспечивая более полное покрытие надзорной деятельности.


РегионУчастие в пилотном запуске
Волгоградская областьДа
Краснодарский крайДа
Липецкая областьДа
Нижегородская областьДа
Республика БашкортостанДа

Загрузив видеоинструкции, создав чат-бота и раздел вопрос-ответ на портале, контрольные органы могут обеспечить оперативное и эффективное взаимодействие с гражданами и бизнесом. Внесение сведений об обязательных требованиях по всем видам федерального контроля в Реестр позволит еще более усовершенствовать систему контроля и надзора.


Подводя итог, необходимо отметить, что развитие информационных систем в рамках контрольной деятельности становится все более актуальным и важным. Систематизация обязательных требований, усиление взаимодействия и внедрение инновационных решений способствуют повышению эффективности контроля и надзора в Российской Федерации.

  1. Административный надзор — надзор, который осуществляется органами внутренних дел, который выражается в наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с законом временных ограничений его прав и свобод, а также за исполнением им определенных обязанностей.

Необходимо отграничивать от иных форм контрольной деятельности прокурорский надзор. Предлагаем следующие критерии для разграничения:

  1. Конституция РФ определяет статус прокуратуры, как особого органа государственной власти. Она осуществляет надзор от имени государства — Российской Федерации и выступает в качестве независимого органа. В отличие от органов контроля, которые, как правило, составляют часть какого-нибудь органа государственной власти либо же создаются по их специальному распоряжению.

  2. Надзор со стороны прокуратуры всегда носит внешний характер. Органы, которые являются объектами надзора прокуратуры не находятся в субординационных отношениях. Напротив же органы контроля. Их контрол может носит как внутренний, так и внешний характер. Также ими может осуществляться управленческая функция по отношению к проверяемым субъектам.

  3. Органы контроля не имеют единую централизованную независимую систему органов, как в случае прокуратуры.

  4. Также важным различием является то, что при осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность, а также не может подменять контролирующие органы. Органы контроля, наоборот, имеют такую возможность.

  5. У прокуратуры предметом надзора является соблюдении Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории государства. А предметом контроля выступает соблюдение и исполнение всех нормативных предписаний, которые обеспечивают оптимальное функционирование подконтрольного субъекта.

  6. Наличие у контроля административной власти и полномочий по применению административных и иных санкций в отношении нарушителей закона, также является отличием контроля от надзора.

  7. Контроль осуществляется систематически и обладает инициативным характером, прокурорский надзор проводится на основании поступившей информации о фактах нарушения закона, прав и свобод граждан и в случаях, когда требуется принятия мер именно со стороны прокуратуры.

  8. В компетенцию прокуратуры входит проверка контролирующий органов, соблюдения ими законов.

  9. Органы контроля специализируются в конкретных сферах общественных отношений. Надзор же прокуратуры распространяется на различные сферы.

Больше проверок:  Нельзя ликвидировать фирму при выездной налоговой проверке

Существуют способы взаимодействия, через которые органы контроля и прокуратура реализуют свои полномочия и функции, например:

  1. двухсторонний обмен информацией;

  2. привлечение специалистов при проведении всевозможных проверок;

  3. по поручению прокуратуры проведение проверок силами контрольных органов;

  4. подготовка и проведение общих координационных совещаний.

В общей сложности, государственный надзор является особым видом деятельности специальных государственных учреждений, которые направлены на обеспечение законности путем реагирования на ее нарушения. А государственный контроль выражается в деятельности государства по сохранению целесообразной и эффективной работы социально-политических институтов через установление фактического выполнения правовых норм и устранение выявляемых отклонений. Следовательно, надзор направлен всего лишь на обеспечение законности, тем временем как контроль обеспечивает также при этом целесообразность и эффективность деятельности подконтрольного субъекта.

Основные термины (генерируются автоматически): Орган контроля, прокурорский надзор, надзор, обеспечение законности, орган, государственная власть, контрольная деятельность, внешний характер, подконтрольный субъект, Российская Федерация.

31 июля 2020 г. N 248-ФЗ