Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Мораторий на проверки до 2030 года: что это означает для вашего бизнеса


Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.


Мораторий будет действовать еще 6 лет

Мораторий на плановые проверки продлили до 2030 г. на основании Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372. Это значит, что:

  • Мораторий не касается налогового контроля, прокурорского надзора и других проверок, которые не подпадают под регулирование федеральных законов от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.

Предписания снова выдают при любых нарушениях

Отменили норму, которая позволяла надзорному органу выдавать предписания об устранении нарушений только в том случае, если нарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Теперь предписания снова выдаются при любых нарушениях, даже незначительных.

Если предписание выдано до 1 марта 2023 г. и срок его исполнения истек, то в 2023-м внеплановая проверка или внеплановый инспекционный визит могут проводиться лишь по согласованию с прокуратурой.

От профилактического визита по поручению нельзя отказаться

По общему правилу профилактический визит проводится при наличии джентльменских договоренностей между проверяемым и надзорным органом. То есть, несмотря на то что профилактический визит называют обязательным, организация вправе от него отказаться, и ей за это ничего не будет.

Порядок проведения профилактического визита предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336. Вместе с продлением моратория на проверки это постановление было дополнено новым положением: организации не вправе отказаться от профилактических визитов, которые проводятся по поручению президента или правительства.

Если в ходе такого визита надзорный орган обнаружит нарушение, то выдаст предписание о его устранении, которое организация будет обязана исполнить.

Изображение

Профилактический визит по поручению

Профилактический визит по поручению предусматривает оценку соблюдения обязательных требований, проведение осмотров, испытаний, экспертиз и инструментальных обследований, отбор проб (образцов) и истребование документов. На визит по поручению дается 1 рабочий день. Он может быть продлен, когда необходимо инструментальное обследование, но не более чем на 4 рабочих дня. Течение срока, отведенного на визит, могут приостановить, если нужно провести экспертизу или испытание.

Определение правил рассмотрения заявлений об изменении категории риска

До конца 2030 года компании могут подать заявление об изменении категории риска своей деятельности или объекта контроля в том же порядке, что и досудебную жалобу на решение надзорного органа. Надо указать в заявлении номер объекта контроля из единого реестра видов контроля и подать его в орган, который присваивал категорию риска. Срок рассмотрения заявления – не более 5 рабочих дней со дня регистрации. Подать заявление в таком порядке можно будет с 15 мая 2023 года.

У каждого надзорного органа свои критерии отнесения объектов контроля к категориям риска. Например, Роскомнадзор относит к категории высокого риска компании, которые обрабатывают специальные или биометрические персональные данные и привлекались к административной ответственности за нарушения в этой сфере.

Скорректированная работа единого реестра видов контроля

Внесены изменения в Правила формирования и ведения единого реестра контрольных мероприятий. Теперь надзорный орган не вправе проводить плановое контрольно-надзорное мероприятие, если заблаговременно не внес его в реестр. Единый реестр видов контроля синхронизирован с порталом госуслуг. Через него предприниматели могут отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые решения по итогам контрольно-надзорных мероприятий и обжаловать их в досудебном порядке при помощи специального сервиса.

Проблемы во время моратория

Фатима Зангиева, юрист Коллегии адвокатов г. Москвы Минушкина и партнеры:

Благодаря мораторию госорганы стали реже внепланово проверять бизнес. Но, вероятно, это происходит за счет увеличения количества внеплановых проверок прокуратуры и документарных проверок, которые госорганы проводят после поступления заявлений о нарушениях.

Мораторий на проверки контролирующими органами

Мораторий распространяется на проверки, которые подпадают под действие федеральных законов № 248-ФЗ и № 294-ФЗ. Данные законы не касаются, в частности, прокурорского надзора, правосудия и проведения административного расследования. Соответственно, органы прокуратуры не ограничены в проведении проверочных мероприятий в период действия моратория.

Государственный орган собирает материалы по факту правонарушения и направляет их в прокуратуру, которая затем принимает решение и проверяет компанию или предпринимателя.

Пример из области миграционного законодательства

Приведу пример из области применения миграционного законодательства. Полиции становится известно, что иностранец работает без патента. Его везут в суд и привлекают к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ. Затем сотрудник полиции направляет рапорт в миграционный орган, который следом проводит документарную проверку. В этом случае компании грозит штраф до 800 тыс. руб. (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Раньше миграционные органы действовали на основании вышеупомянутых федеральных законов и Приказа МВД от 28 июня 2022 г. № 468: выносили распоряжения о проведении проверки на территории объекта. А сейчас они действуют на основании Приказа МВД от 29 августа 2014 г. № 736: вызывают представителей компаний по заявлениям, поступающим в КУСП (книгу учета сообщений о правонарушениях).

Проблемы с преференциями

Есть еще одна проблема – компаниям и ИП отказывают в преференциях, которые недавно предусмотрели в КоАП РФ для снижения административной нагрузки. Это происходит, когда прокуратура проводит проверку и возбуждает дело об административном правонарушении. Например, нам отказывают в объединении дел по ст. 4.4 КоАП РФ и предоставлении 50-процентной скидки при уплате штрафа по ст. 32.2 КоАП РФ. Поэтому сейчас мы ходатайствуем о направлении судом запроса в Конституционный Суд РФ и будем обращаться туда сами.

Линия консультаций по проверкам контролирующих органов

Пользователи систем ГАРАНТ могут повысить свою защищенность в вопросах, связанных с проверками контролирующих органов, благодаря доступной им в рамках пакета услуг Правовой консалтинг Линии консультаций по проверкам контролирующих органов.

Пользователи имеют возможность напрямую обратиться к квалифицированным экспертам компании Гарант с интересующим вопросом по проверкам контролирующих органов и максимально быстро (в устной форме) получить по телефону экспертную правовую помощь на любом этапе прохождения проверки и рекомендации по возможным вариантам решения возникшей проблемы.

В настоящее время в России более 50 органов осуществляют государственный контроль и надзор в различных сферах экономической деятельности. В прошлом году надзорные ведомства провели немногим менее 2 млн проверок бизнеса (без учета 32 млн камеральных налоговых проверок).

Государственный контроль и надзор: как успешно справиться с проверками

По разным данным, порядка половины всех проверок выявили нарушения, а средняя сумма штрафов составила 100 тысяч рублей. Однако штраф – далеко не единственная угроза для бизнеса, возникающая в ходе проверок: зачастую они сопровождаются арестом имущества, счетов, выемкой документов. Широкий список проверок предполагает персональную административную ответственность сотрудника, по вине которого были допущены нарушения (максимальное наказание предусматривает продолжительную профессиональную дисквалификацию).


Проблемность темы проверок для бизнеса

Запутанное законодательство, реальные финансовые риски для организации, персональная ответственность – все эти факторы создают чрезвычайно высокий градус проблемности темы проверок для любого бизнеса. Прохождение проверки зачастую становится настоящим испытанием, и чтобы успешно с ним справиться требуется грамотная, своевременная и всесторонняя правовая, а зачастую и психологическая поддержка. Именно эту задачу выполняет пакет услуг Правовой консалтинг, включающий линию экспертной помощи по мероприятиям, проводимым контролирующими органами. Линия консультаций по проверкам контролирующих органов поможет предотвратить неправомерные действия инспектирующих органов, снизить финансовые риски и защитить репутацию бизнеса.

Больше проверок:  Как проверить электронную подпись на сайте госуслуг

В процессе проверки

Линия консультаций по проверкам контролирующих органов в рамках услуги Правовой консалтинг поможет успешно пройти более 20 видов проверок 10 различных контролирующих органов.

Всего по итогам 2023 года в рамках проводимой работы по защите прав предпринимателей по актам прокуроров пресечено 5,7 тысяч незаконных проверок и иных форм контроля, отменено 14 тысяч запретительных и ограничительных мер, к дисциплинарной ответственности привлечено 689 должностных лиц, к административной – 97. Защищены и восстановлены права 129 тысяч бизнесменов.

С наступлением 1 января 2024 года истек срок трехлетнего моратория на проверки субъектов микро- и малого бизнеса, введенного по указу Президента в январе 2020 года в целях улучшения условий для развития малого бизнеса.


Сферы проверок

Как показывает практика, в основном проверке подвергаются следующие сферы:

  • Финансовая деятельность
  • Налоговое законодательство
  • Соблюдение трудового законодательства
  • Соблюдение прав потребителей

Важно быть подготовленным и знать, как правильно действовать в случае визита контролирующих органов. Это не только своевременное формирование бухгалтерских, кассовых, кадровых и других документов, но и понимание прав и обязанностей, готовность к конструктивному диалогу с инспекторами. От этого может зависеть не только спокойствие вашего бизнеса, но и его будущее процветание. Чтобы помочь вам ориентироваться в этом сложном процессе, мы разобрали основные аспекты государственного контроля на основе информации Генеральной прокуратуры РК.

Порядок проведения проверок определен статьей 137 и параграфом 2 главы 13 Предпринимательского кодекса РК (далее – ПК). Контроль за деятельностью субъектов (объектов) контроля и надзора осуществляется в нескольких формах:

Виды и основания для проверок

Проверки подразделяются на следующие виды:

Основания для проведения внеплановых проверок установлены пунктом 5 статьи 144 ПК. К ним относятся:

Сроки проведения контроля

Сроки проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля и /или проверки устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать:

  1. для субъектов микропредпринимательства – не более 5 рабочих дней и с продлением до 5 рабочих дней;

  2. для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также субъектов контроля и надзора, не являющихся субъектами частного предпринимательства:

Сроки проведения контроля и /или проверки могут быть продлены только 1 раз в вышеуказанные сроки руководителем органа контроля и надзора в следующих случаях:

При этом, контролирующими органами выносится дополнительный акт о продлении сроков, который подлежит регистрации в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК (далее – КПСиСУ).

Учет и регистрация проверок

Весь процесс учета и регистрации проверок оцифрован в информационной системе «Единый реестр субъектов и объектов проверок», которая в купе с системой «Единый реестр административных правонарушений» на стадии регистрации помогают пресекать и выявлять незаконные проверки и адмштрафы.

Всего за 2023 год по актам Генпрокуратуры РК отменены адмштрафы на полмиллиарда тенге и порядка 100 незаконных проверок. Еще 5 700 проверок пресечено до назначения.

Обязанности проверяющего органа

Проверяющий орган обязан уведомить в письменном виде субъект контроля и надзора (в частности, руководителя юрлица) о начале проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора не менее чем за 30 календарных дней до его начала с указанием даты (п.4 ст.144-2 ПК).

При проведении внеплановой проверки, за исключением ситуаций, когда имеются убедительные основания и доказательства по конкретным фактам нарушений (пп. 3), 4), 7) и 8) п.5, п.8 и 10 ст.144 ПК) орган контроля и надзора обязан известить субъект контроля о начале проведения внеплановой проверки субъекта контроля не менее чем за 1 сутки до ее начала с указанием предмета проведения проверки.

При наличии оснований для проведения внеплановой проверки объектов (субъектов), находящихся на значительном отдалении (свыше 100 км) от места расположения контролирующих органов, а также КПСиСУ, внеплановая проверка осуществляется без предварительного уведомления и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение 5 рабочих дней в КПСиСУ.

В соответствии со статьей 147 ПК должностные лица, прибывшие на объект для проверки, обязаны предъявить субъекту контроля и надзора:

  1. акт о назначении профилактического контроля /проверки с отметкой о регистрации в КПСиСУ;

  2. служебное удостоверение либо идентификационную карту;

  3. при необходимости – разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов;

  4. медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, определенном уполномоченным органом в области здравоохранения.

Началом проведения проверки считается дата вручения проверяемому субъекту акта о назначении профилактического контроля /проверки.

Профилактический контроль /проверка могут проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в данном акте.

Акт о результатах профилактического контроля, предписание об устранении выявленных нарушений составляются в 3-х экземплярах.

Завершением срока профилактического контроля считается день вручения проверяемому субъекту акта о результатах не позднее срока окончания профилактического контроля, указанного в акте о назначении профилактического контроля /проверки (ст.152 ПК).

Защита прав предпринимателей

В случае нарушения прав и законных интересов при осуществлении контроля и надзора субъект контроля вправе обжаловать решения, действия (бездействие) проверяющих органов и их должностных лиц в вышестоящий орган, либо в суд в порядке, установленном законодательством РК (ст.157 ПК).

Кроме того, любой предприниматель, к которому пришли с проверкой, может посмотреть на портале qamqor.gov.kz либо в мобильном приложении «Qamqor для бизнеса» (доступно для скачивания в AppStore и Google Play) законность проверки, введя номер акта в соответствующее поле. Там же выйдет наименование органа, период проверки, данные о проверяющем лице. Если сведений нет, то проверка не регистрировалась в органах прокуратуры, она – незаконная.

С обращениями о неправомерных действиях со стороны проверяющих госорганов, предприниматели могут обратиться в единый контакт-центр Генпрокуратуры (телефон – 115), а также на телефоны доверия территориальных прокуратур, в том числе КПСиСУ.

Вместе с тем, продолжают круглосуточно работать мобильные группы органов прокуратуры по защите бизнеса. В 2023 году ими отработано более 2 тысяч сообщений, и каждое пятое подтвердилось.

Бизнес снова может вздохнуть свободно: правительство продлило мораторий на проверки в 2024 году. Рассказываем, когда все-таки могут прийти с проверкой и чем ограничения могут навредить.

В этой статье

Узнавайте о проверках контрагента в Контур.Фокусе. Сервис покажет, какие нарушения допускает или допускал ранее партнер в своей работе

Впервые мораторий на проведение проверок бизнеса правительство России ввело весной 2022 года. Тогда кабмин принял постановление от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Документ запрещал проводить как плановые, так и внеплановые проверки, кроме установленных в постановлении случаев. В мае 2023 года продлили мораторий на плановые проверки — он будет действовать до 2030 года. А не так давно, в декабре прошлого года, изменения коснулись и внеплановых контрольных мероприятий: правительство продлило мораторий на проведение проверок в 2024 году — пока что на один год. Изменения внесли постановлением от 14 декабря 2023 года № 2140.

Мораторий запрещает проводить проверки, которые предусмотрены двумя законами: «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» и «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении контроля (надзора)». Поэтому все контрольные и надзорные мероприятия, которые ими регулируются, проводить запрещено. В них входят, например, проверки Роспотребнадзора, МЧС, Роскомнадзора, Ростехнадзора, Госинспекции труда и других ведомств. Мораторий касается как документарных, так и выездных проверок.

Больше проверок:  В организации прошла аудиторская проверка

При этом упомянутые выше законы распространяются не на все виды контроля и надзора. Например, акты не действуют на валютный, налоговый, таможенный контроль, контроль за частной охранной деятельностью, обработкой персональных данных, прокурорский надзор и другие. Мораторий на налоговые проверки тоже не действует, их по-прежнему можно проводить.

Мораторий распространяется на все компании вне зависимости от размера — малый, средний и крупный бизнес. Отрасль организации тоже значения не имеет.

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Мораторий на плановые проверки в 2024 году не действует на компании, которые:

В случае с внеплановыми проверками к ним добавляются организации с опасными производственными объектами I класса опасности и гидротехническими сооружениями I класса. При этом проводить внеплановые контрольные мероприятия в таких организациях можно не всегда. Это допускается только в случае чрезвычайных ситуаций, а также если на объекте причинили тяжкий вред здоровью людей или была угроза их жизни, нанесли вред обороне страны и безопасности государства. Если основания для внеплановой проверки есть, о ней нужно предупредить прокуратуру.

Также в постановлении правительства перечислены случаи, когда мораторий на внеплановые проверки не действует и их можно провести в любой компании, даже если они не относятся к высокорисковым. По некоторым основаниям необходимо согласовать контрольное мероприятие с прокуратурой.

Случаи, когда внеплановую проверку не нужно согласовывать с прокуратурой:

Случаи, когда внеплановую проверку нужно согласовать с прокуратурой:

Вместо проверок надзорные ведомства могут проводить профилактические визиты. Они менее строгие и более короткие, чем проверки по всем правилам, отказаться от них нельзя. Профилактические визиты проводятся по поручению президента, председателя правительства или его заместителя. В рамках таких визитов можно запрашивать у организации документы, брать пробы и образцы, проводить осмотр, испытания, экспертизу.

Профилактический визит проходит за один день. Продлить его можно максимум до четырех дней. Если найдут нарушение, компания получит предписание.

Бизнес может сам обратиться в контрольные органы и попросить провести профилактический визит. Так организация может понять, какие нарушения есть в ее работе, чтобы вовремя их устранить. Для этого компания подает заявление через «Госуслуги» — его рассмотрят в течение 10 дней.

Из-за моратория на проверки есть риск, что нарушений со стороны бизнеса станет больше. Так, за восемь месяцев 2023 года Роспотребнадзор зафиксировал в 1,5 раза больше эпидемических очагов острых кишечных инфекций в сфере общепита. Количество пострадавших тоже выросло — в 2,6 раз. Ведомство отметило, что количество нарушений в общепите увеличилось на фоне ограничения контрольных мероприятий. В большинстве компаний, где люди заразились инфекцией, проверки не проводились как раз из-за моратория. В ведомстве подчеркнули, что соблюдение многих требований безопасности можно отслеживать только в рамках контрольных мероприятий.

В «Единой России» предлагают отменить мораторий на проверки в сфере ЖКХ. В партии считают, что количество аварий растет. Особенно это стало заметно в новогодние праздники, когда из-за прорывов на трубах люди оставались без отопления.

Отмены моратория на трудовые проверки потребовали профсоюзы. В Федерации независимых профсоюзов России считают, что из-за ограничений на контрольные мероприятия сотрудникам стало сложнее защищать свои трудовые права. Работодатели же пользуются ситуацией и вместо трудовых договоров все чаще заключают договоры подряда или сотрудничают с самозанятыми — так они платят меньше взносов, а сотрудники не получают отпускных и больничных.

До моратория одна организация могла столкнуться с десятком или даже сотней проверок в год. Ограничение контрольных мероприятий позволяет существенно снизить административную нагрузку на бизнес. Это положительно влияет на климат в предпринимательской среде, дает бизнесу возможность сосредоточиться на развитии своего дела, а не бросать все силы на то, чтобы пройти очередную проверку без штрафов.

При этом количество контрольных мероприятий все еще довольно велико. Ведь никто не отменял, например, прокурорские проверки. Ничего не мешает госоргану собрать материалы на компанию и передать их прокурору, а его полномочия мораторий не ограничивает. Ведомствам же нужно отслеживать, как мораторий влияет на количество нарушений в отрасли, и в случае чего выступать за усиление контроля.

Проверьте всех контрагентов в Контур.Фокусе. Оцените надежность компаний по исполнительным производствам, судебным спорам, финансовому состоянию и другим показателям

Правительство закрепит проверки бизнеса за профильными ведомствами

Поручение об этом дал президент Владимир Путин на пленарной сессии ПМЭФа

Евгений Разумный / Ведомости

Правительство России закрепит законодательно норму проведения проверок предпринимателей только за профильными ведомствами. Об этом сообщил председатель кабмина Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

«Должны прекратиться плановые и внеплановые проверки, если только их деятельность не связана с высокими рисками причинения вреда гражданам и окружающей среде. Заменим их профилактическими мерами и закрепим в законодательстве норму о том, что проверки проводятся только профильными ведомствами», – сообщил Мишустин.

В ходе пленарного заседания Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент Владимир Путин затронул проблему, что в сфере проверок бизнеса происходит «подмена понятий», так как вместо контрольно-надзорных органов к предпринимателям стали приходить правоохранители. В связи с этим Путин призвал правительство вместе с Генпрокуратурой и МВД дополнительно закрепить в законодательстве норму о том, что проверки должны проводиться только профильными ведомствами.

«Проверок, говорим, не будет, а на практике оказывается, что будет, только называется по-другому и другие люди приходят. Конечно, это подрывает доверие бизнеса к реформе контрольно-надзорной сферы, сказывается на работе бизнеса», – подчеркнул президент.

Тогда же президент предложил отменить проверки бизнеса, если он не связан с высокими рисками причинения вреда человеку и окружающей среде. Он отметил, что в России значительно снизилось число проверок бизнеса. В 2022 г. было 339 000 проверочных мероприятий, что на 20% меньше, чем в ковидном 2020 г., и почти в пять раз меньше, чем в 2019 г.

О рекордном снижении проверок в мае рассказывал и бизнес-омбудсмен Борис Титов. По его данным, в 2022 г. количество контрольно-надзорных мероприятий в России сократилось на 70%. Титов связывал такую тенденцию с введением моратория на проверки. Вместе с этим ведомства стали чаще использовать предупреждения в общей доле наказаний. Показатель вырос с 22,49 до 41,7%.

Бизнес-омбудсмен также отмечал, что в России присутствует подмена контрольно-надзорной деятельности правоохранительными органами и, как следствие, возбуждение уголовных дел против предпринимателей, что оказывает дополнительное давление на бизнес в и без того непростое время. В настоящий момент 930 бизнесменов находятся под стражей в СИЗО. Однако в России не наблюдается «бурного роста» уголовных преследований предпринимателей, так как за 2022 г. количество такие дел выросло всего на 1%, следовало из доклада бизнес-омбудсмена.

Генеральный прокурор Игорь Краснов предупреждал, что необходимо регламентировать проверки бизнеса со стороны полицейских. Предложение об этом он направлял президенту. По его словам, при согласовании внеплановых мероприятий доля отказов составила почти 70%. Ведомство принимало предложения о проверках только по тем объектам, которые создают угрозу причинения вреда. «Проводимые внепроцессуальные проверки без регистрации сообщений о преступлении не входят в число основных задач по охране правопорядка, являются подменой функции контролирующих ведомств», – подмечал тогда Краснов.

Несмотря на введение моратория на проверки, российские предприниматели продемонстрировали ответственность и добросовестность в своей работе, подчеркивал ранее Мишустин. Вместе с этим он говорил и о важности подхода контрольно-надзорных ведомств, так как они переориентировали свою деятельность на профилактику нарушений.

Больше проверок:  Что такое выездная налоговая проверка и как бизнесу к ней подготовиться

Заключение сделок с новыми клиентами — это возможность увеличить товарооборот и валовую прибыль, расширить представленность продукции и повысить популярность бренда. Однако перед тем, как подписывать очередной договор, необходимо тщательно изучить информацию о потенциальном партнере. Анализ сведений, публикуемых в различных источниках, позволяет избежать ненужных рисков — начиная с нарушения согласованного графика оплат и заканчивая дополнительными начислениями от налоговой службы из-за мошеннических действий второй стороны. В этом обзоре мы расскажем, как бесплатно проверить контрагента — компанию или ИП — на благонадежность и платежеспособность, в чем польза проверки юридических лиц по ИНН, и какие сервисы могут помочь в поиске актуальных данных.

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Общее представление

Ознакомление с текущим статусом, финансовым положением и репутацией предполагаемого партнера — стандартная практика. Грамотный подход позволяет свести к минимуму вероятность негативных последствий, возникающих при работе с недобросовестными субъектами.

Несмотря на существующие законодательные нормы, регулирующие сферу гражданско-правовых отношений, компенсировать ущерб от действий мошенников зачастую оказывается проблематично. В большинстве случаев даже при положительном решении суда взыскать с них оказывается попросту нечего — фактическое имущество ограничивается размерами уставного капитала, а других активов, подлежащих обращению в пользу истцов, приставам найти не удается.

Проверка компанией благонадежности поставщика — частной фирмы, организации с федеральным статусом или обычного предпринимателя — также помогает избежать потенциальных трудностей, которые могут при взаимодействии с кредитно-финансовыми учреждениями и контролирующими органами. Рассмотрим подобные ситуации более подробно.

Внимание банковского комплаенса

Распространенная практика — регистрация фиктивных юридических лиц, так называемых «однодневок», используемых для обеспечения видимости легального документооборота и затруднения поиска субъектов, ответственных за мошенничество. Такие схемы, как правило, рассчитаны на получение безосновательной налоговой прибыли при возмещении НДС. Присутствие реальной организации в цепочке поставок — повод для проведения проверок как со стороны ФНС, так и по инициативе службы безопасности банка. Характерными признаками, указывающими на сомнительность статуса, можно считать:

Доначисление налогов и штрафов

Признание ФНС одного из контрагентов в статусе технической компании является основанием для начисления дополнительных сборов и применения штрафных санкций. Последствия, возникающие в случае получения субъектами налогообложения необоснованной выгоды, регулируются статьей 54.1 НК РФ. В подобных обстоятельствах придется предоставлять доказательства добросовестности собственных действий, опровергая претензии в намеренном искажении общей суммы задолженности перед бюджетом.

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Убытки от мошенничества

Еще один веский повод разобраться в том, как проверить стороннюю фирму на подлинность и надежность. Предоставление аванса или предоплаты за поставку продукции может обернуться продолжительными судебными разбирательствами, и даже при наличии всей необходимой документации вернуть собственные деньги удается далеко не всегда.

С чего начать проверку контрагента

Отправная точка — анализ деловой репутации, платежеспособности и достаточности ресурсов, необходимых для исполнения условий договора. Стандартная практика — запрос перечня уставных документов: ИНН, копии паспорта руководителя, выписки из ОГРН/ОГРНИП, лицензии на осуществление специфической деятельности и т. п. Для оценки финансовой состоятельности и добросовестного исполнения налоговых обязательств также запрашивается бухгалтерская отчетность.

Параллельно следует изучить следы фактической деятельности субъекта. Для этого можно связаться с другими деловыми партнерами из предоставленного списка, посетить производственные объекты или офис, а также изучить отзывы в Интернете и публикации в СМИ. Решение узнать контрагентов юр лица и проверить, существует ли организация как реально действующий бизнес, помогает отсеять большую часть фиктивных компаний-однодневок.

Стоит отметить, что не все предприятия готовы делиться подробностями о своих связях или платежах. Сам факт подобной закрытой позиции уже можно рассматривать в качестве повода для более тщательной проверки. Тем более, что большую часть сведений можно найти в открытых источниках и государственных реестрах. Опытные предприниматели обычно составляют объемное досье по каждому партнеру, сводя к минимуму любые потенциальные риски.

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Готовые решения для всех направлений

Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Обязательная маркировка товаров – это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Получение статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов.

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Показать все решения

На что обращает внимание налоговая

Оценивая обоснованность заявления на получение вычета, сотрудники ФНС проверяют легальность субъектов хозяйственной деятельности. Важным аспектом является фактическое наличие у предприятия ресурсов, необходимых для исполнения заключенного контракта — будь то производство и поставка товаров, оказание услуг или выполнение каких-либо работ в обозначенные сроки. Проверяется доступность оборудования, рабочих и складских помещений, комплектование штата, транспорт и т. д.

Сомнения по отдельно взятому критерию не являются основанием для отказа, однако совокупность признаков может служить основанием для признания недобросовестности контрагента. Для наглядности представим потенциальные претензии и их обоснования в виде следующей таблицы:

Фиктивный статус (фирмы-однодневки)

Использование массовых адресов регистрации и номинальных директоров. Письмо министерства финансов № 03-12-11/2/3911 от 2017 г. Постановление Пленума ВАС РФ №53 от 2006 года (п. 5, п. 6)

Отсутствие реального офиса, склада и иных помещений.

В отчетности предприятия не отражены расходы, характерные для ведения бизнеса.

Регистрация юридического лица произведена незадолго до заключения сделки.

Умышленное согласование действий

Дробление юридических лиц для использования упрощенных схем налогообложения.

Взаимное покрытие текущих расходов.

Признаки взаимозависимости, в том числе — наличие родственных связей или служебной подконтрольности.

Единое представительство при взаимодействии с контролирующими органами.

Общая бухгалтерия, кадровая служба или юридический отдел.

Манипулирование ценообразованием, необоснованное занижение стоимости в сделках с аффилированными субъектами.

Отсутствие необходимых ресурсов, разрешительных лицензий или достаточного опыта

Нет подтверждения о прохождении лицензирования и получении допуска к исполнению заявленных работ. Определение СК по экономическим спорам ВС РФ № 307-ЭС19-27597 от 2020 года.

Услуги подобного рода оказываются впервые.