В материале приводится оценка стоимости организации межведомственного взаимодействия «с нуля», приводится расчет затрат на разработку, перечисляются основные варианты автоматизации обработки СМЭВ-сообщений.
Основные статьи затрат на подключение
В предыдущем материале представлен алгоритм получения доступа к видам сведений СМЭВ. Что касается финансовых затрат, их можно разделить по следующим категориям:
- Организация доступа:
закупка криптографического оборудования;настройка и поддержка оборудования;приобретение электронной подписи для СМЭВ. - закупка криптографического оборудования;
- настройка и поддержка оборудования;
- приобретение электронной подписи для СМЭВ.
- Организация обмена данными:
подключение к видам сведений СМЭВ;разработка (создание) видов сведений;разработка Технического задания на интерактивные формы для ЕПГУ;автоматизация процессов обработки сообщений. - подключение к видам сведений СМЭВ;
- разработка (создание) видов сведений;
- разработка Технического задания на интерактивные формы для ЕПГУ;
- автоматизация процессов обработки сообщений.
Рассмотрим эти категории более подробно.
Оборудование для СМЭВ
Минкомсвязи России утвержден документ Требования к сети передачи данных участников информационного обмена». В нем описывается схема и требования к подключению, а также представлен перечень и рекомендации по выбору оборудования (ПАК VipNET) для организации криптографической защиты.
Всего в документе представлена информация по устройствам трех компаний: Инфотекс, Код безопасности и С-Терра СиЭсПи. Все оборудование имеет разную стоимость и характеристики.
Обычно встречаются два сценария:
- широкий канал и необходимость аппаратного резервирования — в этом случае используется пара устройств типа ПАК ViPNet Coordinator HW1000, стоимость которых составляет 240 000 рублей за штуку;
- небольшой канал (до 100 Мбит) и отсутствие необходимости в аппаратном резервировании — тогда применяется одно устройство типа ПАК ViPNet Coordinator HW100 стоимостью 125 000 рублей (HW100 не умеет работать в кластере).
Кроме того, для поддержки устройств Ростелеком настоятельно просит приобрести специальное ПО — ViPNet StateWatcher, лицензия на которое стоит 300 рублей на 1 узел мониторинга.
Настройка и поддержка защищенной сети
Обслуживание VipNET оборудования для СМЭВ осуществляет ПАО «Ростелеком». Известны случаи, когда участники межведомственного взаимодействия выражали желание проводить настройку и поддержку устройств своими силами, однако данные инициативы не были поддержаны Минкомсвязью. Отказаться от услуг монополиста также нельзя из-за того, что периодически VipNET требует дополнительных настроек и обновления прошивки. А необходимой информацией владеет только ПАО «Ростелеком».
Ежегодно Ростелеком рассылает участникам СМЭВ письмо, содержащее расценки на поддержку оборудования для СМЭВ на следующий год.
Первичная настройка оборудования ориентировочно обходится участнику в 100 000 рублей, ежегодная поддержка — в 150 000 рублей.
Электронная подпись
Отправляемые в СМЭВ сообщения подписываются электронной подписью информационной системы участника взаимодействия. Ее стоимость составляет от 2 000 рублей, еще от 1000 рублей необходимо заплатить за лицензию на специализированное ПО (СКЗИ). Подпись действует один год, после истечения срока требуется повторная покупка сертификата.
Кроме того, для успешного взаимодействия с некоторыми видами сведений, например ФГИС ЕГРН (Росреестр), 2-НДФЛ (ФНС), сообщение дополнительно должно подписываться КЭП сотрудника.
Подключение к видам сведений
Непосредственно работы по интеграции с видами сведений СМЭВ, как правило, не являются технически сложными. Опытный разработчик способен выполнить их за 2-3 дня.
Работа строится следующим образом:
- тестирование ВС в тестовой среде на эмуляторе;
- изучение контрольных примеров и схемы вида сведений;
- реализация и проверка функционала формирования и подписания запроса;
- реализация и проверка функционала разбора ответа;
- разработка пользовательского интерфейса для заполнения полей запроса и отображения ответа;
- тестирование вида сведений в продуктивной среде.
Если используется готовый инструмент вроде бесплатного СМЭВ-Адаптера, шаги 3, 4 и 5 можно можно заменить одним шагом — настройкой Адаптера. Навыки разработки в данном случае вообще не требуются.
Однако нельзя забывать, что логика и качество видов сведений может существенно различаться. Во-первых бесплатный Адаптер справляется не со всеми схемами ВС, вынуждая разработчиков проводить дополнительную разработку. Во-вторых, внутри вида сведений может быть заложено множество способов взаимодействия (ФГИС ЕГРН). Наконец, в редких случаях в СМЭВ-конверт упаковывается не стандартная xml с информацией, а вложенный конверт с данными в формате системы на стороне Поставщика (ФССП, ЕАЭК). В этом случае разработчик должен не только разбираться в особенностях работы СМЭВ, но и изучить форматы и требования внешней информационной системы.
Разработка видов сведений
Процесс разработки вида сведений СМЭВ фактически не отличается от подключения к уже имеющемуся ВС. Единственное различие состоит в том, что первому шагу предшествует разработка документации на вид сведений. Эта аналитическая работа может занять от 2 до 4 дней.
Если структура данных вида сведений является сложной, или ВС должен содержать много методов взаимодействия с Потребителем, время на создание документации может увеличиваться.
Итоговая документация должна содержать следующие элементы:
- руководство пользователя вида сведений;
- xsd-схема вида сведений;
- описание тестовых сценариев;
- эталонные запросы, включающие запрос и ответ в формате xml.
Для вывода новой государственной услуги на ЕПГУ требуется направить в Минкомсвязи документ «Типовые технические требования к разработке интерактивных форм заявлений на предоставление государственных и муниципальных услуг» (кратко — ЧТЗ). В этом документе содержатся:
- подробное описание бизнес-логики и особенностей оказания услуги;
- подробное описание и макеты интерактивной формы заявления, заполняемого заявителем для получения услуги;
- новый вид сведений, используемый для получения заявления с ЕПГУ через СМЭВ.
Подготовка ЧТЗ — достаточно ресурсоемкий процесс, совмещающий усилия аналитика, разработчика, технического писателя и корректора. Объем времени, требуемый на создание ЧТЗ, может сильно варьироваться в зависимости от сложности государственной услуги, особенностей заполняемых заявителем форм, требуемого функционала взаимодействия. На разработку наиболее простого ЧТЗ требуется от 7 дней.
Автоматизация межведомственного взаимодействия
Процессы межведомственного взаимодействия и оказания государственных услуг в электронном виде имеют значительный потенциал для автоматизации. Чаще всего реализуются следующие сценарии:
- ответ на поступивший Поставщику сведений межведомственный запрос;
- направление ответа «Данные отсутствуют» на поступивший Поставщику межведомственный запрос в случае истечения нормативного срока его отработки (5 рабочих дней);
- направление ИС Заявителя повторного запроса в случае истечения срока ответа, или получения СМЭВ-уведомления о неудачной доставке первого запроса;
- отсрочка направления запроса Поставщику в случае исчерпания суточного лимита запросов;
- регистрация поступивших с ЕПГУ заявлений в системе документооборота, а также получение из СЭД результатов оказания услуги для их последующей передачи заявителю на портал госуслуг;
- создание и направление межведомственных запросов Поставщикам при поступлении нового заявления с ЕПГУ, а также использование иных источников для получения необходимой информации по заявителю (открытые данные, государственные реестры и т.д.);
- уведомления ответственных сотрудников о поступлении новых запросов, заявлений с ЕПГУ , ошибках доставки сообщений (в т.ч. с использованием e-mail-уведомлений, СМС, автоматических телефонных звонков и т.д.).
Объем затрат на автоматизацию определяется сложностью вида сведений, автоматизируемого процесса и особенностями используемой информационной системы.
Итоговая стоимость интеграции
Окончательная стоимость работ по организации межведомственного взаимодействия зависит от множества факторов, в том числе от стоимости одного часа работ профильного разработчика. Рассмотрим идеальный случай интеграции:
- участник не подключен к СМЭВ;
- необходимо получить доступ к виду сведений ФНС «Выписки из ЕГРЮЛ»;
- разработчик обходится в 1000 рублей в час;
- используется бесплатный Адаптер СМЭВ, установку и настройку которого осуществляет Заказчик;
- дополнительная автоматизация не требуется;
- у Заказчика есть оборудование (сервер, ПК) для развертывания Адаптера и АРМ для доступа к web-интерфейсу обработки запросов (ПК, ноутбук);
- взаимодействие с Минкомсвязью и другими участниками процесса берет на себя Заказчик.
В таком случае смета работ будет выглядеть следующим образом:
- подключение к СМЭВ (оборудование, подключение и поддержка Ростелекома, электронная подпись) — 753 000 рублей;
- организация взаимодействия с одним видом сведений — 16 000 рублей.
Система межведомственного электронного взаимодействия
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2022 года; проверки требуют 2 правки.
Систе́ма межве́домственного электро́нного взаимоде́йствия (СМЭВ) — информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям (банкам), внебюджетным фондам, и прочим участникам СМЭВ обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде.
Положительный эффектПравить
- Граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах.
- Теперь гражданин, обращающийся за государственной услугой, должен предоставить только документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении и т. д.). Все остальные справки собирает само ведомство.
- Государственный орган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой, сведения, которые уже имеются в распоряжении другого государственного органа.
Функции СМЭВПравить
- Ведение реестра электронных сервисов
- Ведение политик безопасности, применяемых к зарегистрированным электронным сервисам
- Маршрутизация сообщений к зарегистрированным электронным сервисам при синхронном и асинхронном взаимодействии
- Протоколирование обращений (входящих и исходящий сообщений) к электронным сервисам
- Гарантированная доставка сообщений, осуществляемая за счет механизма повторных вызовов электронных сервисов при сбоях
- Обеспечение оповещения Оператора СМЭВ о сбоях в функционировании электронных сервисов
- Передача информации о событиях на СМЭВ по подписке заинтересованным Пользователям (информационным системам)
- Формирование динамически создаваемой статистики использования электронных сервисов
- Подписание электронных сообщений электронной подписью
- Форматно-логический контроль входящих сообщений
- Контроль и мониторинг процессов межведомственного обмена с использованием СМЭВ
Техническое описание системыПравить
СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных Ростелекома. Каждый узел СМЭВ — это шина на базе Oracle Enterprise Service Bus. Участники СМЭВ являются поставщиками и потребителями сведений:
Технические подробности взаимодействияПравить
Взаимодействие информационных систем через СМЭВ осуществляется с использованием электронных сервисов, реализованных в виде веб-сервисов.
Для передачи электронных сообщений используется протокол SOAP поверх HTTP.
Ограничение доступа реализовано на основании сведений, передаваемых в сообщении с использованием стандарта WS-Security.
СМЭВ обладает функциями протоколирования взаимодействия. Также СМЭВ позволяет установить кто, в каком объёме и на основании каких привилегий делал запрос информации.
Хронология реализации проектаПравить
Надо вводить запрет на требование представления заявителями документов, которые уже находятся в распоряжении ведомств и учреждений, которые уже доступны в базе данных
В 2009 году обеспечена возможность взаимодействия между Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ) и информационными системами федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) для заказа государственных услуг в электронном виде. Взаимодействие обеспечивалось с использованием синхронных электронных сервисов. На конец года было зарегистрировано порядка 30 электронных сервисов.
В 2011 году реализованы функции по взаимодействию с использованием электронной подписи, разграничения доступа к сервисам, создан Технологический портал СМЭВ. В системе реализованы возможности доступа к сервисам РСМЭВ, сервисам региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также банков. На конец года зарегистрировано около 300 электронных сервисов.
В 2012 году реализованы специализированные компоненты, обеспечивающие функционирование систем межведомственного взаимодействия на территории Российской Федерации, такие как: Единый реестр сервисов, Единая матрица доступа, Система контроля и мониторинга. Реализованы механизмы взаимодействия с использованием асинхронных сервисов.
В октябре 2012 года в Министерстве связи и массовых коммуникаций сформирован проектный офис СМЭВ — единый центр, где собираются и анализируются все проблемы, с которыми сталкиваются участники СМЭВ. На конец 2012 года зарегистрировано около 3000 электронных сервисов.
Кредитные организации (банки) получили доступ к СМЭВ под контролем ЦБ согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1382. В Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ также определена возможность доступа к СМЭВ для упрощенной идентификации негосударственных пенсионных фондов, части страховых организаций, организаций федеральной почтовой связи и некоторых других организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия» с 1 января 2015 года запрещена разработка электронных сервисов в СМЭВ согласно Методическим рекомендациям по работе в СМЭВ версии 2.X. Новые сведения следует предоставлять согласно Методическим рекомендациям по работе в СМЭВ версии 3.X. — таким образом третья версия СМЭВ официально введена в эксплуатацию с начала 2015 года.
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 9 февраля 2022 года.
- CNEWS 2013 № 65. Дата обращения: 23 марта 2013. Архивировано 12 марта 2013 года.
- Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 23 октября 2018 года.
- Технологический портал СМЭВ
- Проект «Электронное правительство». Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано 10 января 2013 года.
- Telekomza. Минкомсвязи определилось с форматом документов для СМЭВ — PDF/А + реквизиты в XML. Дата обращения: 1 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
- Приказ Минкомсвязи РФ от 27.12.2010 года № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия». URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/424 Архивная копия от 7 сентября 2014 на Wayback Machine
- Методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи. URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/6671 Архивная копия от 6 октября 2014 на Wayback Machine
- Николай Никифоров: «Электронные сервисы в СМЭВ должны функционировать круглосуточно». Минкомсвязь России. Дата обращения: 1 июня 2016. Архивировано 20 сентября 2016 года.
- Сервис ФМС «умирает» под давлением запросов через СМЭВ. Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 23 октября 2018 года.
- Шквал запросов через СМЭВ физически ломает оборудование Росреестра. Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 23 октября 2018 года.
СсылкиПравить
C 1 июня 2022 года получение доступа к ВС с фиксированным и табличным типами маршрутизации планируется перенести из Ситуационного центра в Личный кабинет Участника взаимодействия – ЛК УВ. Возможность подачи заявки в СЦ будет заблокирована.
С подробной информацией о выполнении указанных процедур можно ознакомиться в п. 5.4.3, 5.4.4 Руководства пользователя ЛК УВ.
Обращаем внимание, что процедура получения доступа к ВС с прочими типами маршрутизации остается прежней – через Ситуационный центр.
C 22 июня 2021 года процедура Плановая/внеплановая замена сертификата в СМЭВ 3 перенесена из Ситуационного центра в Личный кабинет Участника взаимодействия – ЛК УВ
Техническая поддержка регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства осуществляется Екатеринбургским филиалом ПАО «Ростелеком»
Контакты центра поддержки пользователей:
Краткая характеристика Системы межведомственного взаимодействия СМЭВ
Приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись органа власти в аккредитованном удостоверяющем центре. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров доступен на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по ссылке.
СМЭВ 2
Главным российским ИТ-проектом с начала 2010-х годов стал переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. С 1 июля 2012 года все регионы и муниципалитеты начали постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. А к 2018 году в соответствие с Указом Президента РФ №601 от 7 мая 2012 года 70% всех госуслуг должны оказываться в электронном виде (о путях достижения этого показателя читайте в отдельной статье “Популяризация электронных госуслуг в России”).
Во всем мире государственные инициативы являются основным двигателем развития информатизации в стране. Россия — не исключение. Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», а также ряд других региональных и ведомственных программ оказали существенное влияние на уровень использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране и привели к ощутимым результатам.
Министерство связи и массовых коммуникаций России ведет планомерную работу, направленную на повышение качества и уровня доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде, возможность их получения по принципу «одного окна», обеспечение межведомственного электронного взаимодействия, повышение открытости государственных органов и участия граждан в принятии государственных решений («Открытое правительство»), а также повышение эффективности расходования бюджетных средств на ИКТ в государственных органах.
Для решения этих задач Минкомсвязь России разработала новые подходы к координации мероприятий в области ИКТ. Была сформирована необходимая методологическая база для координации создания и использования ИКТ госорганами, создана система целевых показателей и индикаторов, для планирования бюджетов мероприятий по информатизации, влияющих на качество предоставления государственных услуг. Также для решения системных проблем в области ИКТ была организована техническая и организационная поддержка.
В рамках развития ИКТ в госорганах можно выделить ряд ключевых направлений:
Цифровое правительство – следующий этап развития
Основная статья: Цифровое правительство
Цифровое правительство (ЦП) – это следующий этап после электронного правительства (e-government), концепция которого реализуется в России и подразумевает прежде всего удобную систему государственных и муниципальных услуг для граждан и бизнеса, высокую автоматизацию взаимодействий с государством, единые порталы доступа к нужной информации, высокую скорость регистрационных действий и предоставления необходимых документов физическим и юридическим лицам.
Координация информатизации
Основная статья: Координация государственной информатизации в России
Структура управления
Основная статья: Хроника взаимоотношений Минкомсвязи и “Ростелекома” по проекту Электронное правительство
Системный проект
Основная статья: Системный проект электронного правительства России
Архитектура электронного правительства
Архитектура электронного правительства на лето 2016 года.
Архитектура электронного правительства на сентябрь 2014 года.
Архитектура электронного правительства России и описание его подсистем рассматривается в презентации Алексея Нащекина (Ростелеком), представленной им в июле 2011 г.
Инфраструктура электронного правительства
Практически весь федеральный сегмент электронного правительства России располагается в двух ЦОДах «Ростелекома» в Москве — на Сущевском валу (северная часть Третьего транспортного кольца) и на улице Гончарная (район станции метро «Таганская»). Информационные системы и оборудование частично принадлежат Минкомсвязи, частично арендуются у «Ростелекома».
Программно-аппаратная инфраструктура ключевых систем электронного правительства — Единого портала госуслуг (ЕПГУ) и Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — закупалась в два этапа, следует из нынешнего госконтракта Минкомсвязи с «Ростелекомом». В 2009 г. для ЕПГУ было приобретено более 20 серверов HP, несколько маршрутизаторов Cisco и систем хранения Hitachi вместе с СУБД Oracle. Для СМЭВ использовались четыре блейд-сервера и ленточная библиотека Sun, сервер HP, дисковый массив Hitachi и коммутатор Brocade. В качестве программной шины было приобретено решение Oracle.
В 2010 г. вычислительные мощности расширились. На этот раз в основном за счет оборудования IBM. Инфраструктура ЕПГУ потребовала 26 новых серверов, СМЭВ — пять. Помимо этого, техника IBM с 2010 г. стала использоваться в инфраструктуре ГАС «Управление», портала госпродаж, системы управления ведомственной информатизацией. По совпадению пост замминистра связи в 2010 г. занял Илья Массух, ранее 13 лет работавший в IBM (последняя должность — директор департамента продаж в госсектор). В 2010–2012 гг. Массух был куратором электронного правительства в Минкомсвязи.
В «Ростелекоме» говорят, что оборудование, перечисленное в контракте, поставлялось в 2009–2010 гг. по техническим заданиям Минкомсвязи и не ограничивается только IBM. «Выбор конкретных марок оборудования осуществлялся подрядчиками по выполнению работ, исходя из возможностей вендоров по обеспечению требуемых технических характеристик, сроков поставки, объемов и иных параметров, заданных заказчиком», — добавляют в компании.
Аренда “э-правительства” для регионов
Региональная инфраструктура электронного правительства (РИЭП) не является собственностью ни Минкомсвязи, ни региональных властей. Она, как следует из контракта, принадлежит «Ростелекому» и предоставляется всем 83 субъектам как комплексный сервис по модели SaaS.
В состав «типового экземпляра комплексного сервиса» входят:
- «Региональный портал государственных услуг» — клон ЕПГУ, размещаемый на его же поддомене (например, 45.gosuslugi.ru для Курганской области), содержащий услуги конкретного региона;
- «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия» — обеспечивает взаимодействие ведомств внутри субъекта;
- «Типовое решение межведомственного взаимодействия» — автоматизирует получение и обработку запросов через СМЭВ от федеральных органов власти, а также подготовку запросов к ним и получение ответов на них;
- сервис «Предоставление сведений для ФОИВ» — обеспечивает предоставление сведений от региональных органов власти в адрес федеральных;
- сервис «Запрос сведений от ФОИВ» — обеспечивает получение сведений от федеральных органов власти в адрес региональных.
«Права на все сервисы, аппаратные и программные средства, используемые при оказании типового комплексного сервиса, принадлежат исполнителю», — говорится в госконтракте Минкомсвязи с “Ростелекомом”.
Собеседник CNews, близкий к новой команде Минкомсвязи, полагает, что это договоренность между прошлой командой и «Ростелекомом». «Согласно 210-му закону, регионы могут иметь собственные РСМЭВ, тем не менее критерии аттестации региональных шин на статус РСМЭВ формально определены не были, — рассказывает он. — «Ростелеком» же как оператор эксплуатации очень ловко привязал официальную терминологию (РСМЭВ) к неотделимой части архитектуры — региональным шинам».
Экс-сотрудник «Ростелекома», занимавшийся электронным правительством, говорит, что у регионов всегда был выбор — либо арендовать инфраструктуру за 15 млн руб. в год, либо создать собственную за 150–350 млн руб. в зависимости от субъекта, и модель аренды для них оказалась более предпочтительной. «Это как каналы и услуги связи, — добавляет он. — Никто же свои каналы связи не строит, а все потребляют услуги. Так же и с инфраструктурой для электронного правительства. Подобную услугу могли оказывать и МТС, и «Вымпелком», если бы инвестировали в создание своей РИЭП». Объем необходимых средств на создание подобного решения он оценивает в 1 млрд руб.
По мнению президента УЭК Алексея Попова, ранее работавшего директором ИТ-департамента правительства, не проблема, чтобы регионы арендовали чужой РИЭП (пусть даже и у коммерческой компании), но важно, чтобы субъекты реально имели возможность выбора. В то же время если система не подразумевает альтернативы, то она должна принадлежать государству, добавляет эксперт.
Федеральная инфраструктура электронного правительства также не полностью принадлежит государству, ранее рассказывали CNews в Минкомсвязи. Например, «Ростелеком» является владельцем системы автоматизированных рабочих мест Центров продаж и обслуживания клиентов (АРМ ЦПОК). С ее помощью осуществляется выдача кодов активации гражданам, зарегистрировавшимся на портале госуслуг, через офисы оператора.
В «Ростелекоме» замечают, что выдача кодов активации осуществляется разными способами, а основным видом доставки кодов являются отправления «Почты России». «Услуга «Ростелекома» по выдаче кодов активации при посещении ЦПОК является дополнительным, а не основным способом доставки. Сделано это исключительно для удобства и возможности выбора для пользователей», — объясняют в операторе.
«Подобные услуги могут при необходимости оказывать другие организации, определенные государством. Для этого возможно использование решений «Ростелекома» или создание собственного продукта», — говорят в компании.
Электронное правительство, по мнению «Ростелекома», вообще не может состоять исключительно из информационных систем, принадлежащих государству. «Услуги ЖКХ, оплата пошлин, штрафов и т.д. осуществляются негосударственными организациями. Без использования информационных систем поставщиков начислений, банков функционирование электронного правительства не может существовать полноценно, — считают в операторе. — В этом смысле дополнительные сервисы иных организаций, не подменяющие, а дополняющие возможности государственных систем, необходимо всячески приветствовать. Естественно, что подключение таких сервисов должно проводиться по решению государственных заказчиков».
Риски передачи на аутсорсинг государственных ИТ-систем недавно материализовались в Украине, где попытка Минюста отказаться от услуг коммерческого подрядчика привела к отключению ключевых реестров и, как следствие, блокировке работы целого ряда ведомств. Так или иначе, дальнейшая стратегия Минкомсвязи заключается в том, чтобы обеспечить независимость инфраструктуры электронного правительства от оператора эксплуатации, говорил на недавнем круглом столе CNews директор департамента развития электронного правительства министерства Алексей Козырев. Правда, о конкретных шагах в этом направлении пока не известно.
Единая сеть передачи данных (ЕСПД)
Основная статья: Единая сеть передачи данных (ЕСПД) для госорганов
Единая сеть передачи данных (ЕСПД) представляет собой совокупность сетей магистральных каналов передачи данных с узлами доступа в административных центрах субъектов Российской Федерации. Сеть является неотъемлемой частью инфраструктуры электронного правительства и предназначена также для передачи информации федеральными органами исполнительной власти. ЕСПД призвана повысить качество (скорость, доступность, надежность) телекоммуникационных услуг, предоставляемых федеральным органам исполнительной власти, и создать условия, обеспечивающие цифровое равенство качества и количества телекоммуникационных и электронных государственных услуг гражданам РФ на всей территории страны, путем трансформации процесса закупок каналов связи.
Основная статья: Гособлако Государственная единая облачная платформа (ГЕОП)
Проект «Гособлако» объединит информационные системы российских органов власти. Планируется, что в массовую эксплуатацию он поступит в конце 2017 года.
Основная статья: Гостех (Единая цифровая платформа Российской Федерации)
Контракты «Ростелекома»
Основная статья: Проект:Инфраструктура электронного правительства (контракты Ростелекома)
Архитектура государственных данных
18 октября 2019 года TAdviser стало известно, что Министерство экономического развития РФ предложило внести ряд изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Среди предлагаемых изменений обращает на себя внимание предложение ввести такие понятия как «государственные» и «муниципальные данные», а в дополнение к ним – понятия «гармонизации», «систематизации» и «обезличивание информации». Кроме того, закон предлагается дополнить двумя статьями, регламентирующими создание так называемой «Единой информационной платформы» и «Единой системы нормативной справочной информации».
Под государственными или муниципальными понимаются «данные, содержащиеся в государственных (муниципальных) информационных системах, либо данные, которыми управляют государственные органы (органы местного самоуправления), в том числе в бумажном виде».
Единая информационная платформа должна будет включать в себя реестр видов государственных и муниципальных данных, а также официальный портал национальной системы управления данными в интернете и «иные государственные информационные ресурсы, определенные Правительством РФ.
Информация в этой единой информационной системе будет общедоступной, за вычетом данных, доступ к которым ограничен действующими законами, но при этом подразумевается, что для некоторых данных обязательным будет «обезличивание”, то есть, предполагается сделать невозможным «без использования дополнительной информации определить принадлежность информации конкретным лицу, объекту или процессу».
Что касается «гармонизации» – то в описании говорится о приведении данных в соответствии друг другу «путем применения установленных настоящим Федеральным законом способов такого приведения в соответствие»”.
Далее в тексте законопроекта поясняется, что сам процесс «гармонизации» осуществляется тремя способами: либо полным или частичным копированием “эталонных государственных (муниципальных) данных», либо использованием указателей на эталонные данные, либо использования таблицы соответствия идентификаторов одних государственных (муниципальных) данных и идентификаторов других государственных (муниципальных) данных. Возможно также использование комбинированного способа такой гармонизации.
При этом лица, права и свободы которых затрагиваются гармонизируемыми данными, имеют право узнать об этой гармонизации – и потребовать от оператора ее отмены.
Что касается «эталонных» данных, то их состав предлагается определять нормативными актами Правительства РФ или уполномоченного им федеральным органом исполнительной власти, а также высших исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Очевидно, что на октябрь 2019 года таких законов и правовых актов еще нет.
Систематизация данных в государственных и муниципальных информационных системах, согласно описанию, подразумевает их упорядочивание по сходству или различию присущих им характеристик и унификацию структурных элементов. Иначе говоря, приведение их к единому формату представления.
Вся справочная информация, которая будет включена в эту единую систему, будет рассматриваться как эталонные государственные данные.
Текст законопроекта доступен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
План создания Национальной системы управления данными
Основная статья: Национальная система управления данными (НСУД)
В конце ноября 2018 года стало известно о планах создания в России национальной системы управления данными (НСУД), которая будет включать всю имеющуюся у государства информацию о гражданах, компаниях, товара и объектах. Единая информсреда объединит сотни государственных информационных систем (ГИС).
План запуска Единой архитектуры государственных данных
Инициирование: Письмо Аппарата Правительства РФ №П10-5473 от 6 февраля 2014 года
В результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам. Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.
Формирование единой архитектуры государственных данных является важным шагом на пути решения указанных проблем и требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.
Перечисленные проблемы не являются простыми недоработками в реализации электронного правительства, которые могут быть решены отдельными мероприятиями. Данные проблемы являются системными и вызваны, в первую очередь, отсутствием единых, детально проработанных принципов работы с данными в модели Электронного правительства.
Системный и комплексный подход к решению указанных проблем должна обеспечить разработка Единой архитектуры государственных данных.
- повышение эффективности управления государственной деятельностью за счет дополнительной систематизации информации об этой деятельности;
- повышение эффективности государственной деятельности за счет развития возможностей автоматизации межведомственного взаимодействия и повышения доступности государственных данных для анализа и принятия управленческих решений;
- сокращение затрат на поддержку и развитие существующих государственных информационных систем за счет унификации и стандартизации требований к информационным системам и их взаимодействию;
- повышение эффективности планирования и управления развитием государственной информационной среды за счет систематизации и унификации принципов развития отдельных элементов среды;
- повышение качества государственных услуг (G2C, G2B) и государственных функций (G2G) за счет повышения доступности и качества данных и новых возможностей межведомственного взаимодействия;
- разработать единую информационную модель государственных данных;
- разработать единую модель управления данными.