28 апреля 2022 года Минэкономразвития России сообщило, что Единый реестр видов контроля стал доступен всем желающим. Ранее ресурсом могли пользоваться только руководители и инспекторы надзорных органов. Разбираемся, чем Единый реестр будет полезен предпринимателям.
1 июля 2021 года в действие вступила ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ, и появился Единый реестр проверок (ЕРП). Он стал частью Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, созданного в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ от 31 июля 2020 года. ЕРП представляет собой информационную систему, в которой размещены сведения о проверках государственного и муниципального контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой статье подробно расскажем о том, что такое ЕРП, какие данные он содержит, и по каким правилам происходит его формирование и ведение.
ЕРКНМ/ЕРП. Поиск КНМ/Сводный план – Прокуратура города Москвы
Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий/Единый реестр проверок
Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом № 294-ФЗ Сводный план проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, проводимых в соответствии с Законом № 414-ФЗ (бывший 184-ФЗ) Сводный план проверок органов местного самоуправления и их должностных лиц, проводимых в соответствии с Законом № 131-ФЗ Поиск контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии с Законом № 248-ФЗ
Возможно, вас заинтересует
Прокуратура
города Москвы
+7 (495) 955-97-73
+7 (495) 951-71-97
109992, ГСП-2, пл. Крестьянская Застава, дом 1, Москва, Россия
Прокуратура
города Москвы
на карте
Версия для слабовидящих
Выбор темы
Увеличенный шрифт 1.5
Увеличенный шрифт 2
Интервал между буквами (кернинг)
С 1 июля 2021 года действует Закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Это не революционный нормативно-правовой акт — он, по сути, систематизирует существовавшие ранее инспекторские проверки бизнеса.
Государственный и муниципальный контроль — система мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований. Он состоит из двух направлений:
- надзорные мероприятия — плановые и внеплановые проверки;
- профилактика — консультирование, информирование, профилактические визиты инспектора.
По уровням контроль бывает федеральный, региональный и муниципальный. Закон № 248-ФЗ применяется в отношении всех из них. Есть исключения по видам деятельности и контроля. Например, Закон № 248-ФЗ не распространяется:
- на прокурорский надзор, оперативно-розыскную деятельность;
- на деятельность силовиков — ГРУ, ФСБ, вопросы мобилизации;
Полный список исключений указан в ст. 2 и 3 Закона № 248-ФЗ.
Виды федерального надзора (контроля) устанавливаются соответствующими федеральными законами. А порядок их осуществления — положениями, которые утверждает Правительство РФ.
Например, ст. 44 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет предмет федерального санитарно-эпидемиологического контроля (надзора). Порядок осуществления госсанэпиднадзора установлен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1100.
Реестр видов государственного контроля
Один из главных принципов, закрепленных в Законе № 248-ФЗ — открытость и доступность информации о надзорной деятельности. Создана и поддерживается информационная система публичных цифровых реестров и сервисов:
- надзорных мероприятий — ФГИС «Единый реестр проверок»;
- досудебного обжалования на Портале госуслуг;
- заключений о соответствии — реестры Росаккредитации, ГИС «ЕГРЗ» о проектной документации;
- ИС надзорных органов.
Единый реестр видов контроля создан в соответствии со ст. 17 Закона 249-ФЗ. Он объединяет информационные системы всех надзорных органов федерального, регионального и муниципального уровня.
Смещение фокуса
На заседании 1 апреля Председатель Правительства РФ М. В. Мишустин заявил, что контрольно-надзорная реформа предусматривает целый комплекс важных мер. Кроме ЕРП, появится также Единый реестр видов контроля (ЕРВК). Там будут подробно описаны виды федерального, муниципального и регионального контроля. Изменения законодательства, вступившие в силу в 2021 году, позволят снизить административную нагрузку на предпринимателей и лучше контролировать работу надзорных органов.
В Едином реестре видов контроля можно будет найти:
- описания всех видов контрольных мероприятий;
- полную информацию об органах контроля;
- информацию по вопросам проведения контроля всех уровней.
Контрольно-надзорная реформа направлена на то, чтобы в приоритет поставить профилактические мероприятия, и помочь предпринимателям избежать наказаний за нарушения. Другими словами, все виды контроля подразумевают применение риск-ориентированного подхода.
Как проверить организацию по ЕРП?
Информация о проверках и мероприятиях открыта и размещается на сайте proverki.gov.ru. Информацию из Единого реестра КНМ можно получить по ИНН, ОГРН, наименованию ИП или организации. В общем, всё достаточно просто и понятно.
В связи с изменениями в 294-ФЗ Единый реестр проверки становится ещё более важным инструментом для бизнесменов, которые проявляют коммерческую осмотрительность и тщательно проверяют контрагентов на благонадёжность. В этом деле нужно использовать возможности по максимуму.
Комплексно проверить компанию и получить актуальные данные помогает Сервис проверки контрагентов от СберКорус. Пользователь может:
- получить выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- узнать о штрафах ФНС, неплатежах и невыполнении обязательств;
- проанализировать финансы и платёжеспособность контрагента;
- узнать о наличии арбитражных дел;
- посмотреть список запланированных и завершённых проверок Генпрокуратуры РФ, а также узнать о выявленных нарушениях.
Сервис содержит максимально полные сведения о компаниях, что позволяет быстро оценить благонадёжность.
Какие сведения содержит ЕРП?
В единый реестр контрольных проверок Генеральная прокуратура РФ вносит информацию о проведении плановых и внеплановых проверок юрлиц и ИП, а именно:
- учётный номер проверки;
- сведения из приказа руководителя органа госконтроля или его заместителя о сроках проверки, целях, задачах, правовых основаниях и предмете контроля, о мероприятиях по достижению целей и задач, а также данные объекта проверки и контрольного органа (п. 1-6 и 9 ч. 2 ст. 14 294-ФЗ);
- сведения из акта проверки (п. 1-6 ч. 2 ст. 16 294-ФЗ);
- результаты проверки (наличие или отсутствие нарушений);
- информацию о принятых мерах в отношении нарушений и мероприятиях по устранению их последствий.
Очень важно, что ЕРП позволяет узнать о нарушениях и принятых мерах. Правонарушения могут повлечь за собой приостановление или аннулирование лицензий, разрешений, аккредитаций, отзыв деклараций и сертификатов соответствия, а также самой продукции. Таким образом, с помощью ЕРП можно проверить разрешающие документы контрагента на подлинность и актуальность.
Информация в Едином реестре видов контроля
ЕРВК — полезный ресурс для всех предпринимателей, к которым может прийти инспектор с проверкой. По сути это «шпаргалка», в которой собрана в одном месте и систематизирована информация о конкретном виде государственного контроля (надзора). Рассмотрим на примере госсанэпиднадзора.
На главной странице Реестра ervk.gov.ru выбираем вид федерального контроля: «Санитарно-эпидемиологический надзор». При переходе мы видим разделы:
- контрольные (надзорные) органы;
- нормативное правовое регулирование.
Описание сведений в разделах смотрите в таблице.
Единый реестр видов контроля поможет предпринимателям провести самоаудит и подготовиться к проверкам.
Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом № 294-ФЗ
В соответствии с частью 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном разделе сайта Генеральной прокуратуры размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.
С 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных согласно статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, указанные в части 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки бизнеса проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения и с даты окончания проверки, по результатам которой принято такого решение, прошло менее 3-х лет.
Кроме того, мораторий не распространяется на плановые проверки в рамках федерального государственного надзора в области радиационной безопасности, использования атомной энергии, федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, федерального государственного пробирного надзора, внешнего качества работы аудиторских организаций, а также проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проведение плановой проверки вопреки указанным положениям является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальных контроля».
Неправильное указание в ЕРКНМ вида государственного надзора не является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки
12 июля 2022
Организация не смогла отменить результаты “санитарной” проверки, которая была отражена в ГИС ЕРКНМ как проверка в рамках “федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей” (санитарными инспекторами проверялось бюро МСЭ).
Бюро пыталось оспорить результаты плановой проверки Роспотребнадзора, ссылаясь на следующие процедурные нарушения:
Однако суды не усмотрели нарушения в дефектах оформления спорного КНМ:
- согласно информации, размещенной на официальном сайте Генпрокуратуры РФ, спорная проверка включена в План проверок на 2021 год – месяц начала проведения проверки июль 2021 года; форма проведения – выездная проверка; вид надзора – федеральный государственный санитарно-эпидемиологический; основание проведения – истечение периода со дня окончания проведения последней плановой проверки;
- проведение указанной проверки согласовано с прокуратурой области;
- согласно решению о проведении плановой выездной проверки, копия которого получена Бюро, проверка проводилась в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
- сведения о спорном КНМ размещены в ЕРКНМ до начала его проведения, копия решения направлена в адрес Бюро нарочным и получена заблаговременно;
- Роспотребнадзор обеспечил размещение документов, касающихся выездной проверки, в том числе решение о ее проведении, в ЕРНКМ в соответствии с требованиями ст. 19, ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле, Правилами формирования и ведения ЕРКНМ № 604 накануне проверки;
- таким образом, довод Бюро о проведении проверки с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), а именно в связи с отсутствием основания проведения КНМ и отсутствия согласования с прокуратурой признается необоснованным;
- отражение во ФГИС ЕРКНМ такого вида проверки в отношении Бюро, как “федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей” вместо “федеральный государственный санитарно-эпидемиологический” не является грубым нарушением порядка проведения проверки и не влечет недействительность ее результатов, поскольку информация о проведении проверки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) размещена в установленном порядке, о ее проведении учреждение уведомлено;
- кроме того, ни до проведения проверки, ни во время ее проведения, ни по ее завершении у Бюро не имелось сомнений в отношении вида государственного контроля (надзора), а также в отношении оснований его проведения и согласования с органом прокуратуры (Постановление Четырнадцатого ААС от 21 июня 2022 г. № 14АП-3333/22).