Мораторий на плановые неналоговые проверки продлили на 2023 год. Рассказали, кого касается освобождение, а к кому всё ещё могут прийти с проверкой. Спойлер: часть проверок остаётся в силе, так что расслабиться в следующем году вряд ли получится.
В списках Фонда соцзащиты населения на выборочные проверки только в феврале — более 60 организаций, а проверяющие Комитета госконтроля за первое полугодие планируют посетить 320 предприятий.
Фото из открытых источников
На сайте Фонда социальной защиты населения опубликован перечень субъектов хозяйствования, в которых в феврале 2023 года органы ФСЗН проведут выборочные проверки. За месяц ведомство собирается проверить 61 организацию, включая такие предприятия, как «Могилевхимволокно», Могилевский вагоностроительный завод, «Беллакт», «Измеритель», «Брестское пиво», столичный ГУМ, МЗОР и др.
Больше всего предприятий фонд проверит в Минске и Минской области — по 12. По 9 выборочных проверок пройдет в Витебской и Могилевской областях, 8 — в Гомельской, 6 — в Брестской и 5 — в Гродненской области.
Ранее
уточненный план выборочных проверок на первое полугодие 2023 года обнародовали в КГК. В него включено 320 предприятий, среди которых, например, владелец сети гипермаркетов «ГИППО» ИП «БелВиллесден», кондитерская фабрика «Слодыч», транспортно-логистический оператор «Белмагистральавтотранс», страховая компания «Белросстрах» и др.
На официальном сайте Комитета государственного контроля 15 декабря размещен план выборочных проверок в Брестской области на первое полугодие 2023 года.
В него включены 404 проверки в отношении 342 субъектов хозяйствования, из них 318 (78,7%) – проверки надзорных органов по вопросам, касающимся обеспечения безопасности жизни, здоровья граждан и охраны окружающей среды. При этом 50 субъектов будут проверены одновременно несколькими контролирующими (надзорными) органами.
Наибольшее количество проверок запланировано органами Министерства по чрезвычайным ситуациям – 108 (26,7% от общего числа), Министерства труда и социальной защиты – 62 (15,3%), Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды – 55 (13,6%). Комитет государственного контроля Брестской области планирует провести 11 проверок.
Следует отметить, что в данный план включение новых субъектов хозяйствования, а также добавление контролирующего (надзорного) органа в качестве соисполнителя по проверке не допускается. Внесение изменений в него возможно только в случае исключения проверки, исключения из состава ее исполнителей или при изменении месяца начала ее проведения.
Подготовила Наталья КИРКОВЕЦ.
15.12.2022 2 мин на чтение
мин
Как и предписывает законодательство, план размещен на сайте Комитета государственного контроля Беларуси.
В соответствии с п. 21 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510 от 16.10.2009, план выборочных проверок на I полугодие очередного года публикуется на официальном интернет-ресурсе КГК не позднее 15 декабря предшествующего года.
Традиционно планы проверок публикуются отдельно по каждому региону страны.
Включение проверяемых субъектов в план происходит на основании критериев оценки степени риска, которые каждый из контролирующих органов определяет в соответствии с утвержденной правительством методикой (постановление Совмина от 22.01.2018 № 43). Например, с критериями, по которым отбирают субъектов хозяйствования для выборочных проверок органы госконтроля, можно ознакомиться здесь.
Обратим внимание, что в планы, представленные на сайте КГК, включены выборочные проверки, которые проводят органы МЧС, Минтруда и соцзащиты, МАРТ, Минфина, Минздрава, Минприроды, Госстандарта, Белстата и др. Сведения о проверках, проводимых налоговыми органами, эти планы не содержат.
В течение полугодия в планы могут вноситься изменения. Однако новые компании для проверки включаться в них не должны. Корректироваться могут сроки проведения проверки, состав ее исполнителей. Обновления можно отследить еженедельно по четвергам.
Узнать, придут ли в организацию с проверкой в следующем году, можно ниже по ссылкам, выбрав свой регион размещения.
Планы проверок приведены в разрезе областей и г. Минска. Чтобы определить, запланирована ли проверка, нужно в соответствующих графах таблицы указать УНП, наименование организации (фамилию, имя, отчество ИП).
Следует отметить, что в начале июня Правительство Республики в целях минимизации проверочной нагрузки на плательщика поручило контролирующим и надзорным органам особое внимание уделить планированию проверок (информация опубликована в телеграм-канале Правительства Беларуси ).
Так, решения о включении в план выборочных проверок должны приниматься лично и под свою персональную ответственность руководителем контролирующего (надзорного) органа.
Кроме того, предписано уменьшить срок проведения проверок с 30 до 10 рабочих дней.
Предусматривается сокращение количества проверок и еще большее смещение акцентов в сторону использования других форм контроля (надзора). Так, увеличится количество камеральных проверок и мониторингов.
Обратите внимание!
Камеральные проверки проводятся налоговым органом. Основная цель — указать субъектам хозяйствования на нарушение налогового законодательства и предоставить им возможность самостоятельно без применения мер ответственности устранить их. При этом такие проверки осуществляются дистанционно по имеющейся у налоговых органов информации, а также документам и пояснениям, полученным от плательщика (ст. 73 НК).
Мониторинг — мера профилактического и предупредительного характера. Он направлен в первую очередь на предотвращение, профилактику правонарушений. Контролирующие и надзорные органы наблюдают, анализируют, оценивают соблюдение субъектом хозяйствования законодательства. Полномочия, предоставленные им для проведения проверок, не используют (абз. 5 ч. 2 п. 1, абз. 2 ч. 5 п. 3 Указа N 510, Положение о порядке проведения мониторинга N 510).
Планы выборочных проверок на второе полугодие 2022 года в Минске и во всех областях республики опубликованы на сайте Комитета госконтроля 15 июня 2022 г. Система выборочных проверок основана на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства и степени их возможных негативных последствий.
Она введена в практику контрольной (надзорной) деятельности с 1 января 2019 г.
Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки.
Критерии оценки степени риска определяются контролирующими (надзорными) органами в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска».
Планы выборочных проверок формируются органами Комитета госконтроля на полугодие. Добавление в сформированные планы выборочных проверок новых субъектов хозяйствования, а также добавление к включенной в план проверке контролирующего (надзорного) органа в качестве соисполнителя по проверке не допускается. Внесение изменений возможно только в случае исключения проверки, исключения контролирующего (надзорного) органа из состава исполнителей проверки, при изменении месяца начала ее проведения.
Планы выборочных проверок размещаются на официальном сайте КГК не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки. В случае внесения изменений редакции указанных планов обновляются еженедельно по четвергам.
ПЛАНЫ ВЫБОРОЧНЫХ ПРОВЕРОК НА 2 ПОЛУГОДИЕ 2022 г.:
16.06.2022 2 мин на чтение
мин
Планы выборочных проверок на II полугодие 2022 года в Минске и во всех областях республики опубликованы на сайте Комитета госконтроля 15 июня 2022 г.
ПЛАНЫ ВЫБОРОЧНЫХ ПРОВЕРОК НА II ПОЛУГОДИЕ 2022 г.:
Комитет госконтроля Республики Беларусь разместил на своем сайте планы выборочных проверок на второе полугодие 2022 года по состоянию на 15.06.2022.
Планы выборочных проверок формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, органами Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратурой, Национальным банком, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом, областными и Минским городским исполнительными комитетами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Государственным комитетом судебных экспертиз, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (далее – государственные органы) сводных планов проверок, включающих проверки, проводимые указанными государственными органами, их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами.
Планы выборочных проверок размещаются на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.
В случае внесения изменений редакции указанных планов обновляются еженедельно по четвергам.
Комитет государственного контроля опубликовал план выборочных проверок бизнеса и других субъектов хозяйствования по всей стране на первое полугодие 2023 года.
После анализа были определены субъекты с высокой степенью риска. Из них в список на проверку различными контролирующими органами попали чуть более 2,2 тыс. субъектов (во втором полугодии 2022 года — свыше 2,3 тыс.).
Как отметили в КГК, нагрузка на проверяющих оптимизирована, шире используется дистанционный формат, поэтому в плане оказалось меньше юрлиц (в том числе на 33,6% проверок меньше, чем год назад).
Уточняется, что в 76% случаев надзорные органы будут проверять обеспечение безопасности жизни, здоровья граждан и окружающей среды. Больше всего проверок запланировано органами МЧС (24%), Минтруда и соцзащиты (17%), Минприроды (12,1%), Госстандарта (10,8%). Органы КГК проведут 97 проверок (3,8% общего числа).
Куда придут проверяющие
Так, в Минске в план включено 320 субъектов. В перечень попало большое количество госпредприятий, а также учреждений образования, поликлиник, производственных, строительных, торговых компаний.
Среди объектов внимание МЧС привлекли не только социально значимые учреждения, но и коммерческие структуры с участием иностранного капитала. Например, «БелВиллесден» и «ТСИН ЭСТ ТРЕЙД». Также представители ведомства проверят Красный костел в Минске (религиозная община «Римско-католический приход Святых Симона и Елены»).
Ко многим частникам пожалуют госинспекторы труда — в списке среди прочих ООО «ТАПАС» и «Остров чистоты и вкуса». Проверит ведомство и мужскую гимназию. Кстати, в марте в ООО «ТАПАС ПЛЮС» также пожалуют госинспекторы труда и представители госстатистики.
У представителей Белстата тоже широкое поле проверок: от учреждений образования (БНТУ, Республиканский институт высшей школы и т. д.) до ретейла и легкой промышленности (кондитерская фабрика «Слодыч», «Евроторг», «КСБ Виктори Рестораны»).
Среди финансовых учреждений под проверки Нацбанка попали небанковская кредитно-финансовая организация «Белинкасгрупп», «СтатусБанк», ООО «Финансово-инвестиционная группа», Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк» и др. А Минфин заглянет в документы страховой компании «Белросстрах», ООО «АудитТехГрупп» и др.
В поле зрения КГК оказались как крупные республиканский предприятия типа «Стравиты», так и учреждения образования — Минский государственный колледж цифровых технологий.
Инспекторы Государственного комитета по стандартизации проверят ряд обществ с ограниченной ответственностью: «Глория Джинс Фэшн», «Женева констракшн», «Любимый интерьер», «ТКФ-ОФФПРАЙС», «ЕКТ Компани» и др.
Комитет государственного контроля опубликовал план выборочных проверок бизнеса и других субъектов хозяйствования по всей стране на первое полугодие 2023 года.
После анализа были определены субъекты с высокой степенью риска. Из них в список на проверку различными контролирующими органами
попали чуть более 2,2 тыс. субъектов (во
втором полугодии 2022 года — свыше 2,3 тыс.).
Как отметили в КГК, нагрузка на проверяющих оптимизирована, шире используется дистанционный формат, поэтому в плане оказалось меньше юрлиц (в том числе на 33,6% проверок меньше, чем год назад).
Уточняется, что в 76% случаев надзорные органы будут проверять обеспечение безопасности жизни, здоровья граждан и окружающей среды. Больше всего проверок запланировано органами МЧС (24%), Минтруда и соцзащиты (17%), Минприроды (12,1%), Госстандарта (10,8%). Органы КГК проведут 97 проверок (3,8% общего числа).
Так, в Минске в план
включено 320 субъектов. В перечень попало большое количество госпредприятий, а также учреждений образования, поликлиник, производственных, строительных, торговых компаний.
Среди объектов внимание МЧС привлекли не только социально значимые учреждения, но и коммерческие структуры с участием иностранного капитала. Например, «БелВиллесден» и «ТСИН ЭСТ ТРЕЙД». Также представители ведомства проверят Красный костел в Минске (религиозная община «Римско-католический приход Святых Симона и Елены»).
Ко многим частникам пожалуют госинспекторы труда — в списке среди прочих ООО «ТАПАС» и «Остров чистоты и вкуса». Проверит ведомство и мужскую гимназию. Кстати, в марте в ООО «ТАПАС ПЛЮС» также пожалуют госинспекторы труда и представители госстатистики.
У представителей Белстата тоже широкое поле проверок: от учреждений образования (БНТУ, Республиканский институт высшей школы и т. д.) до ретейла и легкой промышленности (кондитерская фабрика «Слодыч», «Евроторг», «КСБ Виктори Рестораны»).
Среди финансовых учреждений под проверки Нацбанка попали небанковская кредитно-финансовая организация «Белинкасгрупп», «СтатусБанк», ООО «Финансово-инвестиционная группа», Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк» и др. А Минфин заглянет в документы страховой компании «Белросстрах», ООО «АудитТехГрупп» и др.
В поле зрения КГК оказались как крупные республиканский предприятия типа «Стравиты», так и учреждения образования — Минский государственный колледж цифровых технологий.
Инспекторы Государственного комитета по стандартизации проверят ряд обществ с ограниченной ответственностью: «Глория Джинс Фэшн», «Женева констракшн», «Любимый интерьер», «ТКФ-ОФФПРАЙС», «ЕКТ Компани» и др.
На сайте Комитета государственного контроля опубликованы планы выборочных проверок на первое полугодие 2023 года, в который включены все выборочные проверки контролирующих и надзорных органов. В него включено 2 352 субъекта.
Планы выборочных проверок:
План выборочных проверок в г.Минске План выборочных проверок в Брестской области План выборочных проверок в Витебской области План выборочных проверок в Гомельской области План выборочных проверок в Гродненской области План выборочных проверок в Минской области План выборочных проверок в Могилевской области
Всего на первое полугодие 2023 года запланировано 2 520 проверок, из них 1 909 (76%) – проверки надзорных органов (вопросы, касающиеся обеспечения безопасности жизни, здоровья граждан и окружающей среды). 260 субъектов будут проверены в рамках совместных проверок одновременно несколькими контролирующими (надзорными) органами.
В связи с активной работой, проводимой контролирующими (надзорными) органами по оптимизации контрольной (надзорной) нагрузки на субъекты хозяйствования, а также по усилению дистанционного контроля с помощью информационных ресурсов запланировано на 33,6% проверок меньше, чем год назад.
Наибольшее количество проверок запланировано органами МЧС – 606 (24% от общего количества), Минтруда и соцзащиты – 428 (17%), Минприроды – 305 (12,1%), Госстандарта – 271 (10,8%), Минфина – 207 (8,2%), Белстата – 186 (4,5%), Минтранса – 125 (5,0%), Минздрава – 124 (4,9%), Комитет госконтроля – 97 (3,8%). При этом органы МЧС и Минздрава запланировали соответственно на 43% и 70% проверок меньше, чем на первое полугодие 2022 года.
В планы выборочных проверок на первое полугодие 2023 года в г. Минске включены 316 проверок, в Брестской области – 404, в Витебской – 327, в Гомельской – 348, в Гродненской – 349, в Минской – 393, в Могилевской – 383.
В соответствии с нормами Указа № 376 с 1 января 2019 г. введена система выборочных проверок. Проведение выборочной проверки в отношении конкретного субъекта будет возможно по совокупности результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации на основе системы оценки рисков.
Сегодня налоговые органы все больше смещают акценты на профилактическую работу, камеральный контроль, когда речь идет о полноте исчисления и уплаты налогов, сборов. Вместе с тем наряду с такими формами контроля они наделены правом проведения выборочных проверок.
Разберем, если организация включена в план выборочных проверок, какой период деятельности проверят налоговики.
1. Как организации узнать, что ее ожидает выборочная проверка
Организация может узнать о планируемой выборочной проверке заранее, заглянув в план. Он размещается два раза в год на сайте КГК: не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки. Использование сведений плана выборочных проверок позволит организации вернуться к вопросам, которые требовали решения, но откладывались из-за текущих дел на потом (п. 21 Положения N 510).
Если это не сделано, то налоговый орган сообщит о проверке сам за 10 рабочих дней до начала ее проведения, направив организации уведомление о проведении проверки (п. 22 Положения N 510).
2. Какие периоды деятельности может проверить налоговый орган
2.1. Ограничения проверяемого периода
В рамках выборочной проверки налоговым органом может быть проверен период деятельности организации (ч. 1 п. 16 Указа N 510):
— 5 календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки. За это время дается оценка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов;
— 3 календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки. За этот временной промежуток изучаются вопросы соблюдения иного законодательства в пределах сфер контроля налоговых органов;
— истекший период текущего года. За этот период оценивается соблюдение организацией налогового и иного законодательства.
Определяя период, подвергаемый проверке, налоговый орган учитывает особенности определения организацией отчетных (налоговых) периодов по каждому налогу, сбору, подлежащему проверке. Как правило, период проверки исчисления и уплаты налогов, сборов начинается с даты начала налогового (отчетного) периода и заканчивается в его последний день — в случае наступления сроков представления налоговых деклараций.
НК для налогов и сборов, за исключением отдельных, установлены отчетные и (или) налоговые периоды. Например, отчетный период налога при УСН определен как календарный квартал, налоговый период — год. Налоговые декларации организация подает не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Уплачивается налог не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 330, 332 НК).
Однако подоходный налог имеет особенности. Так, в отношении такого налога организация признается налоговым агентом. Она обязана с ежемесячных выплат физическим лицам (заработной платы и иных подобных выплат) исчислить, удержать и перечислить его в бюджет. Начиная с 01.01.2022 на организацию возложена и обязанность представления налоговой декларации налогового агента по подоходному налогу. Она подается в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (календарным кварталом). Таким образом, перечисление сумм подоходного налога в бюджет предшествует отчету по ним перед налоговым органом (п. 1, 2, 6 ст. 216, п. 3 ст. 216-1 НК).
Кроме того, налоговый орган проанализирует исполнение организацией обязанности по подаче налоговой отчетности, имеющиеся у него сведения. Особое внимание он уделяет информации о предыдущих проверках (если таковые были), проведенных непосредственно как налоговыми органами, так и органами КГК. Это обусловлено тем, что нельзя проверить один и тот же вопрос за один и тот же период дважды. Исключение из этого правила составляет НДС. Это тот случай, когда вопрос его исчисления и уплаты проверялся в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата организации превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ч. 1, 2 п. 15 Указа N 510, п. 1, 13 Перечня N 510, п. 3 ст. 137 НК).
Организация применяет общую систему налогообложения. Она включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан март 2023 г. Ранее проверки организации налоговым органом не проводились. Проверка назначена 27.03.2023.
Проверяемый период организации составит:
— с 01.01.2018 по 31.12.2022 — по вопросам соблюдения налогового законодательства, за исключением подоходного налога. Это 5 календарных лет до момента назначения проверки. При этом проверяемый период не включит в себя истекший период 2023 г. несмотря на уплату текущих налогов, сборов в период с 01.01.2023 по 27.03.2023. Это обусловлено тем, что у организации не закрыты в полном объеме налоговые обязательства за I квартал 2023 г. (срок подачи декларации по налогу на прибыль — 20.04.2023, уплата налога — 24.04.2023 (22.04.2023 — выходной день));
— с 01.01.2018 по 27.03.2023 — по вопросам исчисления, удержания и перечисления подоходного налога. Это 5-летний период и истекший период 2023 г. по день назначения проверки. По мнению автора, относительно истекшего периода 2023 г. такой вывод можно сделать исходя из того, что подоходный налог перечисляется в бюджет в более ранние сроки, чем подается налоговая декларация в налоговый орган (ч. 1 п. 4, абз. 1 — 3 ч. 1 п. 6 ст. 216, ст. 216-1 НК);
— с 01.01.2020 по дату окончания проверки — по вопросам соблюдения иного законодательства. Это 3-летний период и истекший период 2023 г.
Организация применяет УСН. Она включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан январь 2023 г. Ранее проверки организации налоговым органом не проводились. Проверка назначена 16.01.2023.
— с 01.01.2018 по 30.09.2022 — по вопросам соблюдения налогового законодательства, за исключением подоходного налога. Это 5-летний период до момента назначения проверки, поскольку на начало ее проведения не наступили сроки представления налоговой декларации по налогу на УСН (20.01.2023) и его уплаты за IV квартал 2022 г. (23.01.2023);
— с 01.01.2018 по 16.01.2023 — по вопросу исчисления, удержания и перечисления подоходного налога. Это 5-летний период и истекший период 2023 г. по день назначения проверки;
Организация применяет общую систему налогообложения. Она включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан апрель 2023 г. Ранее проводилась внеплановая проверка организации органом КГК по вопросам соблюдения налогового законодательства, за исключением подоходного налога, за период с 01.01.2019 по 31.03.2020. Проверка назначена 25.04.2023.
— с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.04.2020 по 31.03.2022 — по вопросам соблюдения налогового законодательства, за исключением подоходного налога. Это 5-летний период, из которого исключен период проведения внеплановой проверки органом КГК, и истекший период 2023 г. (ч. 1 п. 15 Указа N 510);
— с 01.01.2018 по 25.04.2023 — по вопросу исчисления, удержания и перечисления подоходного налога. Это 5-летний период и истекший период 2023 г. по день назначения проверки;
Организация применяет общую систему налогообложения. Она включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан апрель 2023 г. Ранее проводились проверки организации, связанные с зачетом либо возвратом превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за периоды с 01.01.2019 по 30.06.2019, с 01.01.2021 по 31.12.2021. Проверка назначена 26.04.2023.
— с 01.01.2018 по 31.03.2023 — по вопросам соблюдения налогового законодательства, за исключением подоходного налога. Это 5-летний период и истекший период 2023 г. Инспекция не нарушит нормы Указа N 510, включив периоды, ранее подвергнутые проверкам по вопросу исчисления и уплаты НДС, в проверяемый период выборочной проверки (ч. 2 п. 15 Указа N 510);
— с 01.01.2018 по 26.04.2023 — по вопросу исчисления, удержания и перечисления подоходного налога. Это 5-летний период и истекший период 2023 г. по день назначения проверки;
Как видно из приведенных примеров, в рамках выборочной проверки организации периоды проверки вопросов налогового законодательства и иных вопросов в пределах сфер контроля налоговых органов не совпадают. Это не противоречит требованиям законодательства (абз. 8 ч. 3 п. 24 Положения N 510).
2.2. Случаи, при которых проверяемый период не ограничивается
Однако не во всех случаях налоговый орган проверит деятельность организации за 5 лет. Он может выйти за этот ограничительный срок в отдельных случаях, поскольку это ему позволяет законодательство (ч. 1, 2 п. 16 Указа N 510, п. 4 ст. 74 НК).
Так, налоговый орган проверит вопросы соблюдения налогового законодательства свыше 5 лет, если (абз. 2, 3 ч. 2 п. 16 Указа N 510, п. 4 ст. 74 НК):
— получит поручения Президента Республики Беларусь, Совмина, Председателя КГК и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев налоговый орган проводит не выборочные, а внеплановые проверки на основании поручений.
— организация представит уточненную декларацию по налогу на прибыль или НДС, где увеличит суммы своего убытка или налоговые вычеты за период свыше 5 лет. В такой ситуации период, за который представлена уточненная декларация, будет включен в проверяемый период выборочной проверки.
Организация включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан январь 2023 г. Ранее проверки организации не проводились. Вместе с тем ей подана уточненная декларация по налогу на прибыль за 2017 г., в которой увеличена сумма убытка. Проверка назначена 25.01.2023.
Начало периода, подвергаемого проверке, будет определено следующим образом:
— с 01.01.2017 — по вопросам соблюдения налогового законодательства. Это 5-летний срок, увеличенный на 1 год в связи с представлением уточненной декларации по налогу на прибыль;
— с 01.01.2020 — по вопросам соблюдения иного законодательства.
Организация включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан январь 2023 г. Ранее проверки организации не проводились. Вместе с тем ей подана уточненная декларация по налогу на прибыль за 2016 г., в которой увеличена сумма убытка. Проверка назначена 25.01.2023.
Начало периода, подвергаемого проверке, определяется следующим образом:
— с 01.01.2016 — 31.12.2016, с 01.01.2018 — по вопросам соблюдения налогового законодательства. Это год, за который представлена уточненная декларация по налогу на прибыль, и дата начала отсчета 5-летнего срока;
Организация включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан март 2023 г. Ранее проверки организации не проводились. Вместе с тем ей поданы уточненные декларации по НДС: за 2016 г. с увеличением оборота по реализации, за 2017 г. — оборота по реализации и налоговых вычетов. Проверка назначена 27.03.2023.
— с 01.01.2017 — по вопросам соблюдения налогового законодательства. Это 5-летний срок, увеличенный на 1 год, а именно на 2017 г., из-за подачи уточненной декларации по НДС. Во внимание не принимается уточнение НДС за 2016 г., поскольку налоговые вычеты за указанный год не корректировались. В этой связи нет основания для увеличения на этот год проверяемого периода. Существенное значение в нашей ситуации имеет только факт увеличения налоговых вычетов за 2017 г., а не результат уточнения НДС: доплата налога или уменьшение ранее уплаченной суммы налога (ч. 1 п. 4 ст. 74 НК);
В заключение хотелось бы отметить, что организация узнает о проверяемом периоде выборочной проверки из уведомления о проведении проверки. Впоследствии он будет указан и в предписании на проведение проверки (абз. 8 ч. 3 п. 24 Положения N 510).
Какие проверки бизнеса отменили в 2023 году
До декабря 2023 года малый и средний бизнес может забыть о плановых неналоговых проверках:
- МЧС;
- Роспотребнадзора;
- Роструда;
- Роскомнадзора;
- Ростехнадзора;
- Россельхознадзора;
- Росприроднадзора;
- Ространснадзора;
- Росстрандарта;
- Росавиации.
Для IT-сферы мораторий распроняется на больший срок — до 31 декабря 2024 года не будут проводить плановые проверки у аккредитованных ИТ-компаний. При этом такие компании освободили и от выездных налоговых проверок — до 3 марта 2025 года. Инспекция может приехать только в исключительном случае, если проверку назначит руководитель налоговой.
Эксперты Главбух Ассистент обращают внимание: от плановых проверок в 2023 году освободили также детские сады, государственные и муниципальные школы и колледжи, даже если их деятельность относится к катеригориям чрезвычайно высокого или высокого риска. Таким работодателям плановую проверку заменили на обязательный профилактический визит.
О таком визите инспекторы предупредят за пять дней. Сам визит продлится один день, инспектор может только выдать рекомендации по устранению нарушений, никаких санкций и штрафов выписывать не будут. Отказаться от обязательного визита нельзя.
Кроме того, вместе с плановыми неналоговыми проверками на 2023 год отменили и ряд контрольных мероприятий:
- контрольные и мониторинговые закупки (кроме проверок правильности работы с ККТ);
- выборочный контроль качества продукции;
- рейдовый осмотр производственных объектов.
Ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ФНС России принято решение от 15.03.2022 № СД-4-2/3130 об отмене проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году, запланированных к проведению в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр, федерального государственного контроля (надзора) за проведением лотерей.
Я хочу узнать план проведения проверок по госрегулируемым видам деятельности
Контроль и надзор в сфере госрегулируемых видов деятельности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в порядке, установленном:
На какие проверки мораторий не распространяется
У запрета на плановые проверки есть исключения: если компания относится к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, визита госинспекции не избежать.
К какой категории отнести компанию или ИП, каждый контролирующий орган решает по своим критериям. И организация может относится к категории высокого риска для одного ведомства, а для другого — к категории умеренного риска.
Узнать, какую катергорию риска присвоил вам Роструд, можно на официальном сайте госоргана.
Кроме того, с плановой неналоговой проверкой инспекторы придут, если:
— ваша деятельность попадает под лицензионный контроль или госнадзор радиационной безопасности, использования атомной энергии и защиты гостайны.— вы работаете с гидротехническими сооружениями или производственными объектами II класса опасности.— вас привлекали к административной ответственности менее трех лет назад.— контролирующий орган выдал предписание об устранении нарушений, а вы не выполнили рекомендации.— вас дисквалифицировали или приостановили вашу деятельность, аннулировали или приостановили действие лицензии.
Важно! Новые условия моратория начинают действовать с 1 января 2023 года. До конца 2022 года с плановой проверкой могут прийти к более широкому списку компаниям. Узнать, попали ли вы в план проверок на 2022 году, можно на сайте Генпрокураторы.
Проверки, которые относятся к постоянному госконтролю, будут проводится в прежнем режиме. Например, к компании могут прийти с проверкой промышленной безопасности.
Внеплановые проверки, в том числе ГИТ и ФНС
На внеплановые проверки мораторий не распространяется. Поэтому бизнесу расслабляться не стоит.
С внеплановой проверкой могут прийти к любой компании. Но только в случае выявления нарушений или поступления жалобы сторонних лиц. Например, Рокомнадзор придет с внеплановой проверкой после десяти жалоб о нарушении порядка обработки персональных данных.
Чем можно вызвать выездную налоговую проверку:
- Налоговая нагрузка меньше среднего показателя по отрасли.
- Доля вычетов по НДС 89% и выше от начисленного за 12 месяцев.
- Зарплата сотрудников ниже отраслевого показателя в регионе или «в конвертах».
- Два раза за год (или более) вы приблизились к ограничениям по спецрежимам.
- Сотрудничаете с фирмами-однодневками.
- Зарегистрировали ККТ, но в течение 60 дней нет данных о пробитых чеках.
Последний пункт особенно важен, ведь с марта 2022 года налоговая проверяет ККТ только внепланово и по новым правилам: инспекторы будут приходить в офисы и магазины без предупреждения. На месте налоговики проведут контрольную закупку, затем проверят документы и даже опросят работников. Штрафы могут быть миллионными.
Когда ГИТ приедет с внеплановой проверкой:
- Инспекция получила информацию о том, что вы нарушаете ТК.
- Вы не отреагировали на предписание инспекции устранить нарушения за определенный срок.
- Сотрудник пожаловался на нарушение условий труда. Причем как в отношении себя, так и своего коллеги.
Если сотрудник отозвал жалобу, по Роструд уже назначил проверку — ее не избежать.
К любой проверке лучше готовиться заранее. Чтобы обезопасить себя от рисков и санкций, обратитесь к экспертам Главбух Ассистент. Аттестованные бухгалтеры помогут подготовить отчетность, оптимизировать налоги и пройти налоговую проверку, даже если инспектор уже у вас.