Государственные данные и 3. КАК ДАННЫЕ РАБОТАЮТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Государственные данные и 3. КАК ДАННЫЕ РАБОТАЮТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Ключевые идеи

К госданным относятся данные, которыми распоряжаются и за которые отвечают органы власти и организации госсектора: создают, собирают, хранят, защищают, изменяют, удаляют.

Отдельно стоит выделить юридически значимые сведения в реестрах. Они нужны для оказания госуслуг, в том числе проактивных, и адресной помощи.

К качеству госданных предъявляются жесткие требования, поскольку это фундамент управления на основе данных. Их роль в принятии решений на всех уровнях власти будет только расти.

Разобщенность государственных данных выражается в ряде проблем с качеством, получением доступа, форматами на внутриведомственном и межведомственном уровнях, а также между федеральными властями, субъектами федерации и муниципалитетами.

В части межведомственного обмена данными активную роль будет играть Национальная система управления данными (НСУД), которая должна собрать сведения обо всех госданных и обеспечить их единообразие, транзакционную и аналитическую доступность.

Чем чаще данные используются в разных сферах, тем больше на них обращают внимание, тем они лучше, качественнее и удобнее.

1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДАННЫХ

Государство опирается в своей работе на данные, и в этом отношении оно ничем принципиально не отличается от любой крупной организации. Для государства характерны все операции с данными, составляющие их жизненный цикл: создание, сбор, обработка, публикация, хранение, удаление, обеспечение защиты и т. п. Во всех сферах, где работают с данными, к ним применимы одни и те же принципы, инструменты, методы оценки их значимости.

относятся все данные, которыми распоряжаются органы власти и организации государственного сектора, — которые они создают, собирают, хранят, защищают, изменяют, удаляют и за которые отвечают на всем жизненном цикле работы с данными.

Говоря о государственных данных, мы имеем в виду обращение данных внутри государства, так как вопросы трансграничной передачи данных и их использования, например, международными организациями или другими странами требуют отдельного рассмотрения.

Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 № 1189-р, с изм. на 14.05.2021) дает следующее определение: «Государственные данные — информация, содержащаяся в информационных ресурсах органов и организаций государственного сектора, а также в информационных ресурсах, созданных в целях реализации полномочий органов и организаций государственного сектора».

Государство использует данные при анализе, подготовке, принятии управленческих решений (см. также раздел 1.1). Для поддержки принятия решений нужна как совокупность первичных данных, так и результаты их анализа — разного рода отчетность, статистические и аналитические выкладки, причем при отсутствии одного из слагаемых качество управленческих решений резко снижается.

Отдельно стоит выделить такие важные госданные, как юридически значимые сведения в реестрах. Они способны подтверждать юридические факты о людях и их документах, о движимом и недвижимом имуществе, организациях, начиная с самых привычных, таких как фамилия, имя, отчество и дата рождения конкретного человека. Данные в реестрах очень нужны для оказания разнообразных государственных услуг и мер поддержки, а в будущем потребуются для проактивного оказания услуг и адресной помощи.

Проактивное (упреждающее) оказание госуслуг означает, что ведомство или цифровой госсервис предлагают человеку доступную ему услугу, не дожидаясь его обращения. При этом ведомство само запрашивает и получает необходимые документы и справки благодаря налаженному межведомственному обмену. Гражданину остается лишь согласиться на предложенную услугу (хотя он может и отказаться), и она будет оказана.

Государственные данные и 3. КАК ДАННЫЕ РАБОТАЮТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) Росреестра — первый в России электронный информационный ресурс, электронные записи в котором (в реестрах ресурса) имеют юридическую значимость.

Государственные данные и 3. КАК ДАННЫЕ РАБОТАЮТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Потребителей госданных можно разделить на большие группы. Каждая включает несколько подгрупп, использует госданные с разными целями для решения разных задач (см. табл. 1). Депутатам законодательных собраний данные нужны для обоснования законопроектов, руководителям — для подкрепления цифрами документов стратегического планирования, правительству РФ и органам власти субъектов РФ — для принятия решений, затрагивающих миллионы граждан. Автоматизация государственного надзора и контроля, использование ИИ при принятии и верификации решений — перспективы госуправления в ближайшем будущем. Поскольку в результате деятельности государства возникают значимые для общества решения, к госданным предъявляются жесткие требования. Ошибки в данных бизнеса опасны для бизнеса и для его клиентов, но их масштаб, как правило, меньше, чем в госданных. Кроме того, от ошибок в госданных страдает значительно больше людей и государство в целом.

Таблица 1Цели использования госданных разными группами потребителей

Госданные необходимы государству еще и для того, чтобы оценивать качество госуправления, достижение стратегических и тактических целей, эффективность деятельности госслужащих, в первую очередь руководителей министерств и высших должностных лиц регионов. Их работа может быть признана неэффективной при недостижении поставленных показателей, а выполнение задач оценивается на основе анализа все большего количества данных.

Государственные данные и 3. КАК ДАННЫЕ РАБОТАЮТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

В приказ Минцифры № 600 включены методики расчета пяти целевых показателей, в том числе «достижение „цифровой зрелости“ ключевых отраслей экономики и социальной сферы» и «увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов». Источниками информации для расчета уровня цифровой зрелости названы административные данные заинтересованных ФОИВ и государственных внебюджетных фондов РФ, формируемые в рамках автоматизированных ИС.

Государственные данные и 3. КАК ДАННЫЕ РАБОТАЮТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Государство работает с данными всех типов (см. подробнее в главе 2). Госорганизации в качестве дополнительного источника аналитики используют в том числе данные, приобретенные у банков, мобильных операторов связи, телеком-провайдеров, бюро кредитных историй. В них, как правило, не содержатся персональные данные (ПДн) отдельных граждан. Они используются при принятии локальных решений, например для мониторинга качества жизни населения и миграционных потоков, оценки транспортных потоков и фактической численности жителей конкретной территории, определения реального уровня доходов жителей региона, уровня социального неравенства в регионе, уровня кредитной нагрузки и т. п.

Например, в 2016 году Сбербанк запустил проект «Открытые данные» на основе больших данных, который с тех пор развился в отдельное направление «СберИндекс».

Одна из главных задач управления данными на уровне государства — обеспечение межведомственного взаимодействия, которое требует доступности данных онлайн на высокой скорости для всех исполнителей и получателей государственных услуг и сервисов: для ведомств, граждан, представителей бизнеса, других организаций. Всем клиентам государства хотелось бы получать его услуги так же легко, как это происходит сейчас, например, в банковской сфере: быстро, онлайн, без многократного ввода информации, уже имеющейся у поставщика услуг (банка или государства). Хранение бумажных документов постепенно перестает быть актуальным, и необходима альтернатива.

Больше проверок:  Утверждены правила формирования и ведения единого реестра проверок

Государственные данные и 3. КАК ДАННЫЕ РАБОТАЮТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Последние годы развивается ряд инициатив в сфере работы с госданными. В 2020—2021 годах в большинстве федеральных и региональных органов власти появились руководители ЦТ (Chief Digital Transformation Offi cers, CDTO), ответственные за проведение ЦТ в своих ведомствах, и в некоторых из органов власти уже есть ответственные за работу с данными (CDO). (Подробнее об основных функциях CDTO и CDO в государственной организации см. раздел 5.1.) В сфере оказания госуслуг акцент сместился с МФЦ на развитие ЕПГУ (портала «Госуслуги», gosuslugi.ru), проактивное оказание услуг, создание инструментов для сбора обратной связи по госуслугам. Во всех регионах создаются платформы обратной связи и центры управления регионом (ЦУР).

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) создавалась 10 лет назад для поддержки оказания госуслуг и до сих пор развивается, чтобы соответствовать современным запросам к скорости и функциональности работы. СМЭВ развивается в сторону межведомственного обмена теми блоками данных, которые нужны ведомствам для выполнения их функций, оказания госуслуг и реализации полномочий.

В числе приоритетных направлений деятельности Минцифры — перевод востребованных госуслуг в электронный формат и развитие национальной системы управления данными (НСУД).

2 НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ

НСУД разрабатывалась для систематизации работы с данными на государственном уровне и в основном регулирует сферу межведомственного взаимодействия. Задача НСУД —обеспечить согласованность госданных, удобную работу с ними, их доступность для участников взаимодействия.

Система включает четыре основных компонента (рис. 16).

Рисунок 16Основные компоненты ФГИС «ЕИП НСУД»

Государственные данные и 3. КАК ДАННЫЕ РАБОТАЮТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

  • — федеральная государственная информационная система «Единая информационная платформа НСУД» (ФГИС «ЕИП НСУД», nsud.info.gov.ru), где ведомства формируют и ведут модели своих данных, а оператор на этой основе ведет единую модель госданных («карту данных»).
  • Ведомственные витрины данных — компоненты ведомственных систем, на которых ведомства публикуют данные в соответствии с моделью, настроенной в ЕИП НСУД.
  • Обработчик и маршрутизатор запросов к данным — компонент СМЭВ («СМЭВ 4»), который обеспечивает прямой доступ к данным ведомственных витрин.
  • — подсистема информационно-аналитического обеспечения ЕИП НСУД, отвечающая за сбор и аналитическую обработку данных, получаемых из витрин и других источников по поручениям органов, уполномоченных правительством РФ.

В отличие от ориентированного на обмен электронными сообщениями «СМЭВ 3».

НСУД позволяет решать актуальные задачи управления госданными в современной дата-ориентированной экономике:

  • предоставление данных в режиме реального времени: обеспечение быстрого доступа к данным на витринах для онлайн-взаимодействия при оказании госуслуг и выполнении государственных функций;
  • возможность получать данные в режиме запроса либо в режиме подписки;
  • обеспечение доступности данных: возможность опубликовать новые наборы данных, найти опубликованные наборы и получить право доступа к ним в минимальный срок;
  • контроль качества данных, включая их полноту, актуальность, непротиворечивость и связность (в том числе с эталонными данными);
  • построение единой модели данных (понимание, где какие данные находятся и в каком виде);
  • обеспечение возможности оперативной передачи данных в аналитическое хранилище и получения аналитических показателей.

Сейчас под режимом реального времени понимается такой режим взаимодействия ведомств, при котором с момента отправления межведомственного запроса до момента получения ответа на этот запрос проходит не более двух секунд.

Для представления данных с использованием НСУД обладателю данных (поставщику) необходимо:

  • описать свои информационные ресурсы и ИС в ЕИП НСУД, как минимум в части, подлежащей передаче (межведомственному обмену), создать и согласовать модель государственных данных;
  • создать витрину данных и обеспечить регулярное размещение в ней актуальных данных, соответствующих согласованной модели госданных;
  • сформировать и зарегистрировать регламентированные запросы к данным, размещенным на витрине, по которым допускается получение данных с витрины;
  • зарегистрировать витрину данных и регламентированные запросы в СМЭВ.

Для получения доступа к данным с использованием НСУД пользователю данных (получателю) необходимо:

  • найти нужные данные, пользуясь навигацией и поиском ЕИП НСУД;
  • получить доступ к соответствующим регламентированным запросам в личном кабинете СМЭВ;
  • настроить обработку получаемых из агента СМЭВ данных в своей ИС либо в витрине данных;
  • после получения разрешения на доступ к данным — выполнять необходимые запросы к данным либо получать данные по подписке.

Технологии НСУД позволяют максимально сократить процессы запроса и публикации необходимых данных. Создание нового регламентированного запроса состоит в написании и проверке SQL-запроса и занимает несколько часов. Публикация новых данных на витрине занимает не более нескольких дней и состоит из создания структуры данных, настройки ETL-инструментария (см. раздел 6.2) и реализации правил проверки качества.

Типовое ПО витрины данных реализовано как свободное ПО и доступно в Национальном фонде алгоритмов и программ (portal.eskigov.ru/nfap). Для публикации небольших наборов данных, не предъявляющих высоких требований к производительности, есть облегченный вариант витрины данных; он содержит только реляционную систему управления базами данных (СУБД см. раздел 6.2) и доступен в виде исполняемых файлов.

Витрины данных реализуют подход мультимодельности (он же Polyglot Persistence, многовариантное хранение), при котором данные хранятся одновременно в нескольких базах данных и ответ возвращается из той базы данных, которая способна быстрее других отработать запрос.

3 ОТКУДА ПОЯВЛЯЮТСЯ И ГДЕ ХРАНЯТСЯ ГОСДАННЫЕ

Источниками госданных выступают буквально все граждане и организации, чьи данные тем или иным образом попадают в организации госсектора. Организации, граждане и должностные лица собирают и сдают всевозможную отчетность, а также создают данные в результате своей хозяйственной или управленческой деятельности; госорганизации ведут различные реестры и ИС для выполнения своих основных функций (обычно возникновение нового полномочия у госорганизации влечет за собой обязанность вести очередной реестр или ИС). Государство ведет себя так же, как любая крупная компания, — стремится собрать максимум данных, которые могут пригодиться для его задач.

Госданные хранятся не только в государственных, муниципальных и ведомственных ИС (ГИС — наиболее важные ресурсы), но также в отдельных электронных таблицах и базах (например, Excel) и даже на бумаге — и всеми ими необходимо правильно управлять. Свои ИС имеют не только ФОИВ, но и государственные и муниципальные организации, подведомственные организации, казенные учреждения, унитарные предприятия и т. д. О многих ИС знают только те, кто непосредственно работает с ними, например об ИС в отдельных бюджетных учреждениях, созданных для нужд этих учреждений.

В России огромный объем информации хранится в многочисленных архивах в бумажном виде или в устаревших электронных форматах. Здания архивов территориально распределены по всей стране, что дополнительно затрудняет доступ к данным в них. Содержащиеся в этих документах «ретроспективные» данные (данные прошлых лет) еще предстоит оцифровать (или перевести в современные форматы) и включить в реестры ИС.

Больше проверок:  Как проводится налоговая проверка? Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру

В России пока нет единого каталога госданных (он создается в ЕИП НСУД), зато есть около 600 различных реестров ИС, содержащих госданные. В этих реестрах — десятки тысяч ИС различных органов, ведомств, учреждений (о проблемах работы с данными в госсекторе см. раздел 3.2.1). В одной только ФГИС Координации информатизации (ФГИС КИ, portal.eskigov.ru), которая задумана и реализована как основной реестр ИС госорганизаций, зарегистрировано более 800 федеральных и 3300 региональных ИС.

Разобщенность госданных, существующих во множестве ИС, обусловлена сложностью федеративного устройства России и большим количеством ведомств и организаций разного уровня (государственных, муниципальных, бюджетных, подведомственных), финансируемых из бюджета. В госсекторе действуют сотни тысяч юридических лиц, и все они вовлечены в оборот данных: создают их, собирают, обрабатывают, хранят, передают и т. д.

В России имеется около 20 000 органов местного самоуправления (по одному на каждое муниципальное образование), а также 90 ФОИВ и около 2500 РОИВ. По данным за 2014 год только государственных и муниципальных учреждений в стране насчитывалось 178 875. В совокупности с организациями, финансируемыми из бюджета, это дает оценку в сотни тысяч юрлиц, приведенную выше.

Есть и другие факторы, затрудняющие управление государственными данными и их использование:

  • особенность госданных в реестрах — юридическая значимость записей, необходимых для выполнения государством его функций;
  • огромное количество данных разной значимости и детализации, собранных в разное время и с разными целями;
  • закрепление в многочисленных НПА конкретных практик и особенностей работы с госданными, создающее правовые барьеры;
  • уровень цифровой зрелости государства в работе с данными.

Исследовательская и консалтинговая компания Gartner еще в 1995 году разработала модель «цикл хайпа» для оценки уровня зрелости технологий. Ситуацию с госданными в России сейчас можно отнести ко второму этапу, тогда как первым была хаотичная и рассогласованная автоматизация многочисленных государственных функций. См.: Understanding Gartner’s Hype Cycles // Gartner.

На практике в любой сфере первыми улучшаются наиболее востребованные данные и процессы. Так, с 2010 года после принятия ФЗ-210 активно развивается сфера оказания госуслуг в электронном виде. Достигнуты существенные результаты, которые стали особенно заметны во время пандемии. Процессы типизации и сквозного обмена постепенно налаживаются, получить госуслуги стало проще, их оказывают быстрее.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Сейчас на «вершине айсберга» находятся около 20 наиболее развитых ключевых информационных ресурсов, постоянно задействованных в межведомственном обмене. Они содержат информацию о юридических, физических лицах, имуществе, земельных ресурсах, финансово-бюджетной сфере (СНИЛС, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, данные ПФР, ФНС и т. д.).

Однако вне действия ФЗ-210 по-прежнему заметно отсутствие последовательной, ясной стратегии управления госданными на уровне государства, а у ведомств нет полномочий для изменения ситуации вне их компетенции.

Попытки развивать проактивное оказание госуслуг вскрывают проблемы с текущим состоянием данных в разных органах власти, на разных уровнях. Распространенная в госсекторе ситуация выглядит так:

Открытые государственные данные образуют отдельную категорию. Они должны быть доступны общественным (некоммерческим), коммерческим, исследовательским и образовательным организациям, СМИ. Открытые данные размещаются в интернете в виде систематизированных данных, организованных в формате, допускающем автоматическую обработку (без предварительного изменения человеком), в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования. В конечном счете они касаются всех граждан, хотя при раскрытии данных важно соблюдать баланс между открытостью и приватностью.

См.: Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных. Версия 3.0 (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29.05.2014 № 4).

Государственные данные и 3. КАК ДАННЫЕ РАБОТАЮТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Государственные организации и ведомства — тоже потребители открытых данных; благодаря открытым данным они могут выяснять последствия тех или иных решений, находить взаимосвязи между ними, анализировать текущее положение дел и решать, что делать дальше. Нередко для самих госорганизаций пользоваться открытыми данными проще, чем получать данные по межведомственным каналам.

Сертификат электронной подписи можно выпустить только при условии, что данные о его владельце верны и совпадают с информацией об этом человеке в ФНС, ПФР и МВД. В некоторых случаях данные могут не попасть вовремя в гос. систему, например, если вы недавно меняли паспорт. В таком случае заявка будет отклонена.

Если заявка на сертификат отклонена из-за проверки в гос. системах, внимательно проверьте реквизиты, указанные в заявке:

Если в данных опечатка, просто исправьте ошибку и отправьте заявку на проверку заново.

Если вы правильно указали данные, но заявка была отклонена, это значит что в ФНС, ПФР или МВД содержится другая информация. Чтобы получить сертификат нужно сначала обновить данные в соответствующей гос. системе. Понадобится от нескольких дней до недели.

Ошибка в данных ФНС

Предоставить актуальные сведения о себе в ФНС можно тремя способами:

На следующий день после получения уведомления от ФНС о том, что данные изменились, отправьте заявку на сертификат на проверку заново в  Или позвоните в свой сервисный центр, чтобы сотрудник отправил заявку.

Если уведомление от налоговой не приходит в течение 5 рабочих дней, обратитесь в любое отделение ФНС и попросите скорректировать паспортные данные в федеральной базе, по которой проходят внешние проверки АС «Российский паспорт».

Ошибка в данных ПФР

Есть два варианта, как обновить данные в ПФР:

На следующий день после уведомления от ПФР о том, что данные изменились, отправьте заявку на сертификат на проверку заново в  Или позвоните в свой сервисный центр, чтобы сотрудник отправил заявку на проверку.

Если уведомление не приходит в течение 2 дней, обратитесь в любое отделение ПФР или МФЦ и попросите скорректировать паспортные данные в федеральной базе, по которой проходят внешние проверки АС «Российский паспорт».

Ошибка в данных МВД

На сайте МВД в разделе «Проверка по списку недействительных российских паспортов» нужно сообщить об ошибке, для этого:

  • Нажмите сообщить «Сообщить об ошибке».
  • Дождитесь подтверждения «Ваше сообщение направлено».
Больше проверок:  Ерсоп единый реестр субъектов и объектов досмотра

На следующий день после уведомления от МВД о том, что данные изменились, отправьте заявку на сертификат на проверку заново в  Или позвоните в свой сервисный центр, чтобы сотрудник отправил заявку.

Если уведомление не приходит в течение недели, обратитесь в любое отделение МВД и попросите скорректировать паспортные данные в федеральной базе, по которой проходят внешние проверки АС «Российский паспорт».

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 14

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

2. Государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.06.2018 N 173-ФЗ, от 19.07.2018 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления – Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если при создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации, предусмотренной перечнями, утверждаемыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”, государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети “Интернет” в форме открытых данных.

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети “Интернет” к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

5.1. Создание, эксплуатация и модернизация государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве осуществляются с учетом следующих особенностей:

1) функции оператора такой информационной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером;

2) в период действия концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве концедент или публичный партнер обеспечивает доступ концессионера или частного партнера к информации, которая содержится в такой информационной системе и необходима для исполнения ими своих обязательств по соответствующим соглашениям.

(часть 5.1 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 325-ФЗ)

6. Правительство Российской Федерации утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 531-ФЗ)

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)