Как проводится налоговая проверка? Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру

Как вести себя во время проверки

  • Перед проверкой проверьте документы инспекторов. Сведения о сотрудниках, уполномоченных провести проверку, должны быть вписаны в текст решения налогового органа. Если кто-то из проверяющих не вписан в решение — вы вправе отказать ему в доступе на территорию компании. Если в проверке участвуют сотрудники полиции, они также должны быть вписаны в решение.
  • Ограничьте доступ к документам, которые не относятся к области и периоду проверки.
  • Любая передача документации должна сопровождаться описью. Передаете документы — составьте опись, принимайте документы обратно — также строго по описи. Ни при каких обстоятельствах не передавайте документы папками или коробками. Там могут оказаться бумаги, не предназначенные для посторонних глаз.
  • Не пытайтесь решить вопросы за «вознаграждение». Исключите задушевные беседы. Желательно фиксировать ход проверки путем видео- или аудиофиксации.

Коротко о главном

  • Чтобы удостовериться в правильном расчете налогов и соблюдении налогового законодательства, бизнес регулярно проверяют — проводят камеральные и выездные контрольные мероприятия.
  • Главное отличие между ними заключается в том, что камеральная проверка выполняется по месту нахождения ИФНС, а выездная — по месту учета налогоплательщика. Например, в офисе или магазине.
  • Достаточно одного критерия риска, чтобы руководитель ИФНС принял решение о проведении выездного контроля. Частое основание для проверки бизнеса — маленькая налоговая нагрузка.
  • Чтобы свести риски к минимуму, всегда проверяйте первичные документы, оценивайте надежность контрагентов, с которыми работаете, и проводите внутренний аудит.

Как пройти налоговую проверку

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.

Выездная налоговая проверка не равнозначна правонарушению и к обязательному применению налоговых санкций не ведёт, конечно, если правонарушения не будут фактически выявлены в ходе такой проверки.

Готовим предприятие к проверке

Важно узнать, проводились ли налоговые мероприятия у ваших основных партнеров, что спрашивали проверяющие о вашем предприятии.

Нужно проверить и сопоставить все документы, ваши экземпляры первички и экземпляры контрагента должны быть идентичны.

Если вы работаете с контрагентами на бумаге (без применения электронного документооборота), срочно замените все копии первичных документов на оригиналы. А заодно и проверьте документы на наличие технических ошибок.

Попробуйте перенести проверку на территорию инспекции

Налогоплательщик вправе обратиться в инспекцию с просьбой, перенести проверку на ее территорию. Главное, привести убедительные аргументы.

Например: карантин в связи с заболеванием одного из работников.

Не факт, что ваша просьба увенчается успехом, но попробовать стоит. Не удалось? Не отчаивайтесь, просто вам придется потратить время и силы на подготовку офиса к проверке.

Наведите порядок в офисе

Заберите домой все, что может вызвать ненужный интерес инспекторов. Любые предметы и документы, не связанные с предприятием, которое попало под проверку. Например: печати других компаний, их учредительные документы, фирменные бланки, визитки.

Уберите ежедневники, записные книжки, рабочие блокноты, которые могут стать источником компрометирующей информации.

Вычистите память компьютеров от «лишних» файлов, сомнительной переписки. Создайте резервные копии всех баз данных.

Проинструктируйте сотрудников

Важно назначить ответственное лицо за общение с проверяющими. Лучше, если в этой роли будет выступать налоговый юрист, главный бухгалтер или иное лицо, которое знает правила проведения проверки и пределы полномочий контролеров.

Все действия, вопросы и передача документов должны происходить только через него.

Руководителя и сотрудников могут в ходе проверки допросить. Лучше продумать такую возможность, и заготовить ответы на вопросы заранее.

Подготовьте рабочее место для проверяющих

Идеально, если есть возможность выделить отдельный кабинет. Или, например, можно разместить инспекторов в комнате для проведения переговоров. Так в их распоряжении будут удобные рабочие места и никаких документов вокруг.

В компьютере для инспекторов не должно быть ничего лишнего.

Позаботьтесь о чае, кофе и других мелких, но приятных элементах отдыха. Комфорт влияет на настроение любого человека, и инспекторы — не исключение.

Изучите положения Налогового кодекса

Вы должны ориентироваться, что могут делать проверяющие, а что нет. Знать свои права и обязанности. Понимать порядок проведения контрольных процедур: инвентаризация, осмотр, допрос, выемка документов, экспертиза. Знать границы полномочий проверяющих.

Помните, если инспекторы допустят нарушение законодательства в процессе мероприятия, вы вправе опротестовать результаты проверки.

Место проведения выездной проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Из этого правила есть исключение: проверку можно провести в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телефону, интернету или вручают лично.

Критерий №2. Подозрительные суммы вычетов по НДС

Если доля «входящих» вычетов по НДС превышает 89% от суммы налога, начисленного за год, компания автоматом попадает в поле зрения налоговиков. Правда, в разных регионах «безопасная» доля вычетов своя.

К сожалению, в открытом доступе нет никаких документов ИФНС, на которые можно ориентироваться налогоплательщику. Спасибо коллегам из газеты «Учет. Налоги. Право», которые каждые полгода собирают по своим источникам актуальную информацию и публикуют на своем сайте. Вот, кстати, ссылка на свежие данные.

Чем заканчивается проверка

В последний день мероприятия руководитель группы инспекторов выписывает справку об окончании проверки и вручает ее руководителю или уполномоченному представителю предприятия.

Через два месяца со дня вручения справки налоговики обязаны издать акт налоговой проверки. Вручить акт представителю предприятия контролеры обязаны в течение 5 дней со дня его подписания.

Далее у компании есть месяц, чтобы опротестовать акт, если она не согласна с выводами контролеров.

В течение 10 дней по истечении срока, предназначенного для подачи возражений, налоговики должны рассмотреть все материалы: акт, сведения о ходе проверке, возражения налогоплательщика — и вынести окончательное решение.

К сожалению, львиная доля проверок заканчивается доначислениями. А вот масштаб финансовых потерь будет зависеть от ваших действий в ходе проверки и профессионализма вашего главбуха.

в Школе главбуха на упрощенке поможет главному бухгалтеру поднять свой профессиональный уровень и защитить компанию от налоговых претензий.

Для некоторых плановые проверки останутся

Совсем всех избавить от проверок законодатели не рискнули. Проверять продолжат компании, которые отнесли к высоким категориям риска. Например, школы, роддомы, «социальные услуги с обеспечением проживания», а также производственные объекты II класса опасности.

Виды

видов налоговой проверки два — камеральная и выездная. Никаких других, в том числе встречных, дополнительных или комплексных, не существует. Под оба вида контроля подпадают как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Камеральные и выездные проверки принципиально отличаются друг от друга — по предмету, способу и срокам проведения.

Инспекторы выполняют камеральную проверку для того, чтобы убедиться, правильно ли составлены декларации и расчеты. Это контрольное мероприятие проводится в стенах ИФНС, на учете которого состоит налогоплательщик — организация или ИП.

Сотрудник налоговой, получив декларацию или другую отчетность, сразу инициирует проверку. Для этого ему не требуется получать разрешение или уведомлять налогоплательщика. В отличие от выездной, камеральная проверка часто проходит незаметно для предпринимателей.

Контроль начинается сразу после того, как бизнесмен подает отчетность. Первым делом изучают общие показатели и расчеты. Если с ними все в порядке, проверка завершается, однако если будут обнаружены разрывы и другие неточности — переходят к углубленному контролю.

Если инспектор засомневается в том, что налог рассчитан правильно, он запросит дополнительные документы. Это счета-фактуры, договоры и другие бумаги, которые подтверждают расходы или доходы налогоплательщика.

В случае с камеральной проверкой отсутствие новостей — это хорошо. Если сроки контроля истекли, но никаких требований от ИФНС о предоставлении пояснений или первичных документов не поступало, то с налогами все в порядке.

Сколько длится? Максимальный срок — 3 месяца со дня подачи отчетности. Но обычно контроль завершается в течение 2-3 недель, если у налоговой нет к вам вопросов.

Если у вас возникли сомнения в добросовестности работы постоянных рекламных подрядчиков, подключите . Программа проверит номера на подозрительную активность и проставит теги. Вы узнаете, какие площадки накручивают звонки, и своевременно откажетесь от взаимодействия с ними. Операторы не будут обрабатывать нецелевые обращения, что освободит время для более качественного обслуживания реальных клиентов.

Автоматически выявляет некачественные звонки, которые не приводят к продажам, а просто расходуют бюджет.

  • Выявляет и тегирует сомнительные звонки от недобросовестных рекламных подрядчиков или спам
  • Позволяет учитывать в отчетах только качественные обращения
  • Упрощает контроль подрядчиков

Чтобы проверить финансово-хозяйственную деятельность организации или ИП, а главное — убедиться в правильности начисления налогов, выполняют выездной контроль. Он отличается от камерального тем, что проводится по месту нахождения налогоплательщика — прямо на производстве, складе или в магазине.

Выездная проверка выполняется сотрудниками ИФНС, на учете в которой состоит налогоплательщик. Они приезжают к предпринимателю, запрашивают документы, проводят экспертизы, осматривают помещения, задают вопросы — в том числе подчиненным бизнесмена.

Решение о выездном контроле принимает руководитель инспекции. В нем обязательно предмет налоговой проверкиза какой периодакону инспекторы не обязаны предупреждать о планируемом выезде, поэтому налогоплательщики обычно узнают о контроле уже после его начала.

Общедоступного плана проверок, с которым можно ознакомиться, не существует. Однако внутренний список компаний и ИП формируют в конце каждого года.

Выездная проверка длится до 2 месяцев, но может быть продлена до 4 и даже 6 месяцев при наличии оснований. Например, при присутствии в структуре компании нескольких обособленных подразделений.

Отслеживайте качество работы отделов вашей компании, каждый этап воронки продаж и эффективность рекламных каналов с помощью Сквозной аналитики Calltouch. Сервис объединит целый комплекс показателей из рекламных источников и CRM в один емкий отчет. Данные будут представлены в наглядном формате — в виде таблиц и графиков.

Сквозная аналитика Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Как подготовиться к приезду налоговой

Предпринимателям нужно всегда быть готовыми к проверке, особенно, если они соответствуют одному из критериев риска — например, платят сотрудникам меньше, чем в среднем по региону, или работают с длинной цепочкой перекупщиков.

Рекомендации, которые помогут подготовиться к визиту налоговой:

  • Перепроверяйте договоры, товарные накладные и другие первичные документы. Это первое, что интересует сотрудников ИФНС, поэтому регулярно убеждайтесь, что они есть по каждой сделке и правильно оформлены.
  • Анализируйте контрагентов. Работайте только с надежными компаниями, которые не и не вызовут никаких подозрений у налоговой. Заранее подготовьте материалы на каждого контрагента, в том числе с сервисов ФНС.
  • Расскажите сотрудникам о возможных проверках. Хорошо, если работники будут всегда подготовлены к разговору с инспекторами ИФНС и смогут ответить на вопросы, которые связаны с финансами и хозяйственной деятельностью организации.
  • Подготовьте обоснование по тем сделкам, которые могут показаться сомнительными. Если вы понимаете, что у проверяющих лиц скорее всего возникнут вопросы относительно проведенных сделок, то разработайте убедительное экономическое обоснование.
  • Сделайте все необходимое, чтобы выйти из зоны риска. Выполните перерасчет налогов, подайте уточненную декларацию, перепроверьте информацию, которую ранее передавали в ИФНС — и исправьте допущенные ошибки.
  • Не забывайте про самоаудит. Регулярно проводите внутренние проверки — так, как их проводили бы сотрудники ИФНС. Оценивайте бизнес по всем рискам, в том числе по убыточным сделкам и показателям налоговой нагрузки.
Больше проверок:  Раскройте финансовую устойчивость вашего ООО с помощью надежной проверки оборота

Что дальше?

После того как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под один или несколько этих критериев, ей нужно прикинуть и обосновать предполагаемую сумму доначислений. Для этого инспекция осуществляет углубленный предпроверочный анализ. В частности, пользуется открытыми источниками информации, направляет запросы контрагентам о проведенных сделках и т. д.

Поэтому, если Ваш контрагент сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о ваших с ним сделках за весь период сотрудничества – это верный признак того, что Вы попали в список претендентов на выездную проверку.

Определив «подозрительную» компанию на основании указанного анализа, инспектор вносит его в план выездных налоговых проверок. Но компания может попасть под проверку и вне плана – по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по «дружественной наводке» конкурентов и т. д.

В каких случаях назначается внеплановая выездная проверка, мы расскажем в ближайших публикациях.

Сроки проведения проверки

По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца, но может быть увеличен до шести месяцев. Подробнее рассказываем в традиционной шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Плановые контрольные мероприятия собраны в Едином реестре проверок

На сайте Генпрокуратуры размещён Единый реестр проверок (о нём мы рассказывали в статье по ссылке). Чтобы проверить, не попала ли организация в план проверок, необходимо ввести в строку поиска наименование компании или ФИО ИП, ИНН или ОГРН/ОГРНИП. Если организация или ИП есть в плане, то появится полная информация о проверке: кто будет проверять, когда, по какому поводу и в какой форме. Это поможет заранее подготовиться и сократить риски штрафов.

Субъект бизнеса может быть включён в план проверок по ошибке. От ошибок не застрахована даже Генпрокуратура и ведомства. Но вопрос решаем: нужно подать заявление об исключении из плана проверок, если в отношении компании или ИП действует мораторий.

К заявлению нужно приложить заверенные копии расчёта по страховым взносам и отчёт о финансовых результатах за предшествующий год. Если деятельность ведётся менее года, то отчёт нужно подготовить за период со дня регистрации до текущей даты. Акционерным обществам также необходимо добавить выписку из реестра акционеров. Пакет документов направляют в ведомство, которое допустило ошибку. Срок рассмотрения заявления — 10 дней.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Выездная или камеральная налоговая проверка?

Любые налоговые проверки осуществляются путем сопоставления данных, которые компания указала в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием фактической деятельности организации.

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

Целями камеральной проверки являются:

  • выявление и предотвращение налоговых нарушений;
  • контроль соблюдения законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах;
  • взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и пеней;
  • наложение налоговых санкций, если для этого имеются основания.

Процедура камеральной налоговой проверки не предполагает непосредственного выезда ревизоров в организацию и участвует в ней только ФНС. Поскольку объем полномочий контролирующих органов при проведении такой ревизии ограничен, активного участия в ней со стороны компании не требуется. По большому счету, камеральная проверка проходит не слишком заметно — что называется, без шума и пыли. До тех пор, пока не будут обнаружены нарушения. В этом случае налоговый орган может привлечь к ответственности виновных в полном или частичном уклонении от налогов. Также может быть вынесено решение об уплате налога, если ранее сумма была неправильно взыскана.

В случае если по окончании камеральной проверки у проверяющих остаются вопросы или сомнения, назначается выездная налоговая проверка.

Цели выездной налоговой проверки:

  • осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;
  • взыскание недоимок по налогам и пеням;
  • привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

Проведение выездной налоговой проверки — дело затратное и занимающее довольно длительное время. Из этого следует, что инспекторы вряд ли приедут «в гости» без предварительной подготовки — такие проверки организуются в основном только в том случае, если налоговики уверены, что нарушения имеются и итогом их деятельности станут солидные доначисления в бюджет. Проверка может проводиться как по одному, так и по нескольким налогам сразу, по страховым взносам и сборам. При этом сотрудники фискальных органов могут поинтересоваться, как обстояли дела в течение трех лет, предшествующих году проверки.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Распространенные заблуждения

Многие ошибочно полагают, что поскольку выездная проверка проводится с регулярностью раз в 3 года, то первые 3 года компании ничто не угрожает. Есть и другое распространенное заблуждение, согласно которому выездная налоговая проверка обязательно проводится через 3 года после начала работы компании и будет повторяться каждые 3 года.

Однако в реальности физические ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому выездная проверка проводится только тогда, когда гарантированно будут доначисления.

Основания для выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора претендентов на выездные проверки разработан ряд критериев. Естественно, недостаточно соответствовать только одному из них. Подходящая для выездной проверки компания должна иметь целый букет проблем.

Ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому идут инспекторы с проверкой только туда, где гарантированно будут доначисления

Критерии риска выездной проверки

Основные критерии риска, о которых важно знать:

  • Низкая налоговая нагрузка. Суммы налогов зависят от сферы и объемов деятельности предприятий. Например, согласно данным ФНС «безопасная» налоговая нагрузка для гостиниц — 9%. Если по отчетности выходит намного меньше, то у налоговой возникнут подозрения.
  • Убыточная деятельность. Если организация или предприниматель больше двух лет работает в минус, то это тоже вызывает подозрения. Возможно, налогоплательщик утаивает доходы, чтобы платить меньше налогов.
  • Низкие зарплаты у сотрудников. Организации платят налоги не только со своей деятельности, но и доходов, которые получают работники. Если они меньше, чем средние региональные показатели, то это однозначно привлечет внимание налоговой.

К остальным критериям, которые используются для оценки, относятся большие суммы вычета по НДС, стремительное увеличение расходов — например, если они возросли в 2–3 раза за короткий промежуток времени. Частые переходы из одной ИФНС в другую и взаимодействие с компаниями-однодневками.

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  • Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  • Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  • Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  • При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Проверить ФНС может только те периоды и вопросы, которые были заявлены в решении о проведении проверки.

Отменили только плановые проверки, а с внеплановой смогут заявиться по первой жалобе

Кроме плановых проверок, которые заранее утверждаются на каждый год, проводят ещё внеплановые проверки. Чаще всего они возникают, если в органы контроля сообщили о нарушении прав потребителей или трудового законодательства. Тогда проверяющие могут нагрянуть внезапно и без приглашения. Освобождение от таких проверок не действует.

Освобождение не действует на проверки налоговой и ФСС

Закон не распространяется на налоговый контроль и контроль за страховыми взносами. Поэтому налоговая и фонды как и прежде будут проверять ваши отчёты, а при необходимости устраивать выездную проверку с исследованием всех документов и осмотром помещений.

Освобождение касается только плановых проверок, которые раз в 3 года проводят Роспотребнадзор, МЧС, трудовая инспекция и другие. Главная цель таких проверок — убедиться, что в своей деятельности вы соблюдаете все требования: помещение кафе соответствует всем санитарно-техническим правилам, в салоне красоты достаточное количество инструментов, в магазине соблюдается температурный режим хранения продуктов и остальное множество других.

Освобождение от проверок налоговой есть только для IT-компаний — письмо Минфина от 18.03.2022 № 03-02-06/21331. Оно действует до 2025 года и касается только юрлиц, которые получили IT-аккредитацию от Минкомсвязи.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Когда могут проверить повторно

Бывает, что выездной контроль проводят не один, а несколько раз — это называется повторной проверкой. Она возможна только при наличии одного из двух оснований, которые предусмотрены законом:

  • Контроль инспекции, которая выполняла проверку в первый раз. За деятельностью ИФНС тоже следят. Если у вышестоящего налогового органа возникнут сомнения в том, что контроль был выполнен надлежащим образом и налоги доначислены в полном объеме, то он вправе назначить повторный выезд.
  • Подача уточненной декларации, где сумма налога уменьшена. Бывает так, что уже после выездного контроля предприниматель сообщает, что допустил ошибку, из-за которой заплатил больше налогов, чем требуется. В этом случае сотрудники ИФНС могут приехать еще раз и убедиться в законности уточненной декларации.

Сколько продлится проверка

Проверка не может длиться более 2 месяцев. Однако этот срок может быть продлен до 4 или даже 6 месяцев.

В срок не засчитывается период простоя — промежуток времени, когда проверка была приостановлена по объективным причинам. Например: для истребования сведений у контрагентов или проведения экспертизы.

Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Больше проверок:  Государственных проверок на 2023 г. и мораторий на проверки предприятий продлен до 2023 г

Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

  • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

  • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
  • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
  • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

Что будет, если обнаружатся нарушения, не относящиеся к предмету проверки

В ходе выездной налоговой проверки могут обнаружиться нарушения, которые к предмету налоговых мероприятий не относятся. Имейте в виду, что имеют место различные межведомственные соглашения и в случае обнаружения нарушений, ФНС обязана сообщить о них в соответствующие территориальные органы или центральные аппараты таких ведомств.

Кстати! В 2022 году внесли поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 09.03.2022 № 51-ФЗ). Если раньше за уклонение от уплаты налогов на организацию или ИП могли возбудить уголовное дело по статьям 198-199.2 УК после поступления заявления о таком нарушении из любых источников, вынесения прокурором постановления об отправке материалов для расследования или явки с повинной, теперь дело возбудят лишь после того как материалы в МВД отправит ФНС.

Критерий №5. Опережающий рост расходов

Если в сравнении с предыдущим отчетным периодом темпы роста расходов компании превышают темпы роста ее доходов (например, расходы выросли в 2 раза, а доходы от реализации – почти не выросли), проверка практически гарантирована. Инспекторы считают, что подобное несоответствие говорит о завышении расходов либо занижении доходов.

Проверка контрагентов

Один из инструментов выездного контроля — проверка контрагентов. Если у сотрудника ИФНС возникли сомнения относительно добросовестности фирмы, с которой работает налогоплательщик, то он дополнительно ее перепроверит — как минимум, сделает запрос в ЕГРЮЛ.

Если окажется, что предприниматель работал с проблемными контрагентами, то инспекторы уделят гораздо больше времени, чтобы проверить все заключенные с ними сделки. Результат — и доначисление налогов в случае, если будут обнаружены нарушения.

Пришла налоговая проверка

Особое внимание при налоговом контроле 2022 инспекторы уделяют документам, уменьшающим налоговую базу:

  • Банковские выписки и платёжки — проверяют с целью выявить основных контрагентов компании, а также правильности отражения безналичных доходов и расходов в книге продаж.
  • Счета-фактуры — проверят правильность заполнения и соответствие действующим законодательным нормам.
  • Накладные — проверяют на наличие реквизитов, подписей и печатей.

У компаний на общем налоговом режиме проверяют книги учёта доходов и расходов, покупок и продаж. Также инспекторы могут запросить расчётно-платёжные ведомости, сведения о численности сотрудников, зарплатах, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ.

В 90% случаев органы ФНС проводят инвентаризацию. Она помогает оценить движение товарно-материальных ценностей и собрать информацию о хозяйственной деятельности проверяемой компании. Инспекторы могут осмотреть офисные комнаты, проверить торговые залы, цеха, склады и подсобные помещения.

Критерий № 7. Молчание в ответ на запросы ИФНС

Если в рамках камеральной налоговой проверки инспекторы находят несоответствия либо ошибки в данных декларации, они уведомлением просят у компании пояснения. После получения уведомления надо исправить ошибки (если они есть) и представить в инспекцию письменные пояснения. Либо (если ошибок нет) дать письменные разъяснения своей позиции. Запрос ИФНС, оставшийся без ответа, может вызвать подозрения в реальности существования компании.

Конечно, это далеко не исчерпывающий список оснований для выездной проверки. В этой статье приводятся только самые очевидные причины. Дополнительную информацию вы можете найти на сайте ФНС, в разделе Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Отдельно хочу заметить, что налоговым рискам компаний, находящихся у нас на бухгалтерском обслуживании, мы уделяем самое пристальное внимание, чтобы не давать ИФНС поводов для налоговой проверки.

В частности, в обязательном порядке:

  • отслеживаем отклонения показателей компании от среднеотраслевых; советуем, что предпринять;
  • анализируем хозяйственные договоры клиентов, рекомендуем им более безопасные (с точки зрения налогов) формулировки;
  • мониторим запросы от ИФНС через электронную систему сдачи отчетности и оперативно на них реагируем

Причем все это делается не просто по личному желанию бухгалтера, а является стандартом обслуживания и закреплено в регламенте (соблюдение которого контролируется внутренней группой контроля).

А как же мораторий

В 2021 году малый бизнес действительно освободили от плановых проверок надзорных органов (трудовая инспекция, пожарная служба и т. д.).

Однако на налоговые проверки мораторий не распространяется. В этом году органы ФНС усиленно контролируют малый и средний бизнес.

Критерий №1. Показатели рентабельности и налоговой нагрузки отличаются от средних по отрасли

В зоне риска назначения выездной проверки находятся компании, чьи показатели налоговой нагрузки и рентабельности отклоняются от среднеотраслевых значений.

Считается, что если у компании налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня более, чем на 10%, возникают основания для выездной проверки. Однако даже отклонения на 5-7% гарантированно добавляют компанию в группу риска.

(актуализировано с учетом данных за 2017 год)

Рентабельность проданных товаров и рентабельность активов организаций также не должна отклоняться более, чем на 10% от тех показателей, которые ИФНС считает средними по отрасли. В помощь вам – Приложение №4 «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности».

Мероприятия в составе выездной проверки

При выездной налоговой проверке налоговая направляет требование о представлении документов. Их за проверку может быть несколько — ограничений нет. Требования вручат лично, направят по интернету или через личный кабинет налогоплательщика.

Срок представления документов — 10 дней. Если этого срока недостаточно, можно направить ходатайство о его продлении. Сделать это нужно не позднее следующего дня с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Вправе ли инспекция истребовать документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?

Как проводится налоговая проверка? Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру

Формулировка п. 1 ст. 93 и п. 12 ст. 89 НК РФ указывают, что должностное лицо ИФНС, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Такая формулировка позволяет налоговикам запрашивать любые документы, которые связаны с проведением проверки (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744, ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622). Верховный Суд РФ в Постановлении от 06.09.2021 № 5-АД21-70-К2 признал правомерными действия налогового органа, который истребовал при выездной проверке не документы, а пояснения о расхождении данных бухгалтерского и налогового учета.

Есть противоположные решения, где суды считают, что документы, не являющимися налоговыми и бухгалтерскими, запрашивать нельзя (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 № Ф02-1859/2016 по делу № А78-11495/2015, Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60 и др.).

Рекомендация: не отказывайтесь представлять налоговикам документы, даже те, что не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством. Штрафы:

  • 200 руб. — за каждый неподанный или несвоевременно поданный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
  • 300–500 руб. на должностное лицо организации (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Истребование документов у контрагентов

Запрос документов у контрагента позволяет проверить:

  • реально ли существует этот контрагент;
  • совершал ли контрагент сделку с проверяемым;
  • совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной проверки, но и на стадии подготовки к ней. Истребование документов вне рамок выездной или камеральной проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить информацию по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Инспекция, проводящая выездную проверку, направляет поручение инспекции, где состоит на учете контрагент. Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Он должен в течение пяти рабочих дней представить информацию и документы, сообщить об их отсутствии либо попросить увеличить этот срок.

Допрос свидетеля

Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе

Это мероприятие достаточно часто используется при выездном налоговом контроле. Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов. Нельзя допрашивать тех, кто получил необходимые для проверки сведения в связи с исполнением профессиональных обязанностей, например, адвокатов и аудиторов.

Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний из-за болезни, старости, инвалидности. В этом случае свидетеля могут опросить по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».

По результатам допроса оформляют протокол (п. 6 ст. 90 НК РФ).

  • 1000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
  • 3000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний предусмотрен (ст. 128 НК РФ).

Назначение экспертизы

Экспертиза назначается нечасто, в случаях, когда для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ).

Например, когда нужно:

  • установить подлинность подписей;
  • определить рыночную стоимость работ;
  • определить соответствие используемого сырья объему выпущенной продукции.

Экспертизу назначает должностное лицо ИФНС, которая проводит выездную проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). С этим постановлением представитель налоговой должен ознакомить проверяемого, разъяснить его права и составить об этом протокол. Это обязательные этапы, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.

Выемка документов и предметов

Это крайняя мера, ее применяют в двух случаях:

  • Если налогоплательщик отказывается представить запрошенные документы или не представляет их в установленный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ). В этом случае могут изъять только те документы, которые указаны в требовании (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
  • Если есть достаточные основания полагать, что необходимые документы могут уничтожить, сокрыть, изменить или заменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ).

Выемку можно проводить только т в присутствии налогоплательщика или его представителя, а также понятых (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Осмотр

Налоговая вправе провести осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (подп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).

Налоговые органы могут осматривать: производственные, складские, торговые и любые другие помещения, а также территории, которые налогоплательщик использует для получения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).

Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Суды придерживаются этой позиции (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 № Ф04-7935/2021 по делу № А70-4498/2021).

Обязательные требования при организации осмотра:

Инвентаризация имущества

Инвентаризация достаточно трудоемкое мероприятие, поэтому налоговики проводят ее редко.

Порядок проведения инвентаризации установлен Приказ Минфина РФ № 20Н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.99. Основные требования:

  • Для проведения инвентаризации руководство инспекции принимает распоряжение (п. 1.2 Положения об инвентаризации).
  • Проводить инвентаризацию можно только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц и работников бухгалтерии налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).
  • Результаты проверки фактического наличия имущества фиксируются в описи (п. 2.12 Положения об инвентаризации).
  • Обобщенные результаты вносят в специальную ведомость (п. 5.1 Положения об инвентаризации).
Больше проверок:  Требований Генеральной прокуратуры и Приказа Генпрокуратуры России от 30 января 2017 г. N 45 (ред. от 29 декабря 2020 г.) "При утверждении требований к поступающему на военную службу в органы военной прокуратуры перечень документов, представляемых кандидатом, порядок составления личного дела кандидата»

Кто участвует в выездной налоговой проверке

При проведении выездной налоговой проверки должны присутствовать проверяющая и проверяемая стороны — налоговые органы, налоговые агенты, налогоплательщики. Также к проверке могут привлекаться сотрудники правоохранительных органов, специалисты, эксперты, понятые, свидетели и переводчики.

Критерий №3. Низкая зарплата

Если уровень заработных плат в компании ниже среднего по отрасли на 10% и более, налоговики считают, что компания практикует зарплатные схемы либо деньги выплачиваются в «конвертах». Свежие данные о среднеотраслевых зарплатах, на которые ориентируется ИФНС, можно посмотреть здесь.

Когда могут провести внеплановую проверку

Внеплановую выездные проверки налоговых органов проводятся вне зависимости от времени проведения и предмета предыдущих проверок. Основанием может послужить ликвидация или реорганизация компании (п. 11 ст. 89 НК РФ).

А нас предупредят о проверке?

Сразу разочаруем: предупреждать вас инспекция не обязана.

По факту налоговики могут позвонить, вызвать руководителя предприятия для вручения решения. Но, скорее всего, вас просто информируют по ТКС (если у вас подключен сервис электронной отчетности) или сбросят документ в Личный кабинет налогоплательщика (если он у вашего предприятия заведен).

Причем решение будет считаться полученным уже со следующего дня, после его размещения в ЛК налогоплательщика.

Вместе с решением обычно направляют (вручают) требование о представлении документов. Исполнить требование нужно в течение 10 рабочих дней.

Небольшая отсрочка есть — пора разворачивать масштабную подготовку.

Школы главбуха на упрощенке не боятся проверок. Ведь в процессе обучения они прошли специальный курс от советника государственной службы и знают, как правильно вести разговор с инспектором, чтобы избежать штрафов.

Как подготовиться заранее

Как проводится налоговая проверка? Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру

Как проводится налоговая проверка? Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру

Налоговые проверки касаются любого бизнеса. Они проводятся независимо от масштабов и сферы деятельности компании, и часто заканчиваются штрафами. Рассказываем, что проверяет налоговая, как подготовиться к приезду инспектора и что именно следует делать, чтобы у ФНС не было ни единого вопроса к вам.

Последствия и ответственность

Результат контроля — акт о налоговой проверке от инспектора. В случае с выездной проверкой такой его пишут всегда, независимо от того, были выявлены несоответствия или нет. Другое дело — камеральная проверка. По ее результатам акт составляют только при наличии нарушений.

Акты содержат информацию о выявленных несоответствиях и санкциях, которые применяются к налогоплательщику — штрафах и недоимках. В документе указывается, в каком размере и в какие сроки требуется доначислить налоги и сборы.

Бывает, что в ходе проверки сотрудникам ИФНС становится известно о совершении правонарушений. Частая ситуация — компания указывает в отчетности заведомо ложную информацию, чтобы заплатить меньше налогов. Если недоплата установлена в крупном размере, должностное лицо привлекается к уголовной ответственности.

Рекомендуем

Налоговый контроль: эффективная защита прав налогоплательщика. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

На семинаре даются разъяснения изменений в регулировании налогового контроля, разбираются хозяйственные операции, которые оказываются в фокусе налогового контроля в 2022 году, вопросы доказывания и доказательства в налоговых спорах, анализ алгоритмов правомерных действий фискального органа и тактики поведения налогоплательщика в ходе контрольных мероприятий, даются практические рекомендации по защите бизнеса от необоснованных претензий.

Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Итак, от плановых проверок освободили весь бизнес, кроме предпринимателей, которые попали под исключения выше.

Если вы прочитали эту статью и точно поняли, что вас не должны проверять, а потом обнаружите себя в списке плановых проверок — можете исключить себя из плана. Список плановых проверок опубликован на сайте plan.genproc.gov.ru — также о предстоящей проверке сообщит Эльба.

Документы для исключения из плана проверок:

  • Заявление по форме.
  • Для ООО копия бухгалтерской отчётности, для ИП отчёт в налоговую по УСН или НДФЛ.
  • Копия отчёта о среднесписочной численности в налоговую.

Документы подайте в контролирующий орган, который назначил проверку. Он всегда указывается в плане проверок. В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки.

Статья актуальна на 

24.05.2022

Количество и сроки выездных налоговых проверок

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

Если при повторной выездной налоговой проверке будут выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, налоговые санкции к налогоплательщику применяться не будут, за исключением случаев, когда невыявленные нарушения фактически являлись результатов сговора между проверяющим и налогоплательщиком.

Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трёх лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении такой проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Порядок проведения налоговых проверок

Сравнивая между собой камеральную и выездную налоговую проверку, можно выделить общую цель этих мероприятий — осуществление правильности исчисления и уплаты налогов. Однако между этими видами проверок есть различия:

  • Основание для проверки. При камеральных налоговых проверках компания самостоятельно подает декларацию в ИФНС, не дожидаясь распоряжения на этот счет со стороны инспекции. В свою очередь, выездные налоговые проверки проводятся только в том случае, если действия организации выглядят подозрительно или компания попала в план выездных проверок.
  • Предмет проверки. Выездная налоговая проверка в отличии от камеральной предполагает более глубокое изучение документации, возможных схем ухода от уплаты налога и выявление других серьезных недочетов. Во время выездной проверки сотрудники ФНС могут не зацикливаться на одном виде налога, а проверить правильность расчетов и уплаты сразу нескольких платежей. В рамках камеральной налоговой проверки фискальные органы проверяют только ошибки и правильность в расчетах, а также своевременность подачи документов в налоговый орган.
  • Место проведения проверки. Камеральная проверка проводится без выезда инспекции на территорию проверяемой организации — вся работа осуществляется в кабинетах сотрудников ФНС. Выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика. Но в случае если организация не может предоставить место ревизорам, проверка может проходить и на территории инспекции.

На каком основании может быть увеличен срок проведения выездной налоговой проверки?

  • юридическое лицо входит в число крупнейших налогоплательщиков;
  • во время проверки было оказано противодействие сотрудникам ФНС (например, не были предоставлены все документы);
  • со стороны других контролирующих структур поступили сведения о нарушении компанией законодательства об уплате налогов и сборов;
  • во время проведения проверки возникла форс-мажорная ситуация;
  • у налогоплательщика в наличии несколько структурных подразделений. Если дочерних организаций меньше четырех, то сроки будут увеличены до четырех месяцев, если же таких подразделений более десятка, то срок проверки может быть увеличен до шести месяцев.

Как проводится налоговая проверка? Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру

Критерий №4. Убыточность в течение 2-х лет и более

Компании, которые не показывают прибыль или, еще хуже, работают с убытком в течение 2-х и более лет – однозначно находятся в зоне риска. Для начала генерального директора пригласят для беседы на убыточную комиссию в ИФНС. Но если представленные директором аргументы инспекторов не удовлетворят, надо готовиться к проверке. Причем больше всего рискуют оказаться в плане выездных проверок:

  • убыточные организации со значительными суммами вычетов по НДС;
  • убыточные организации с зарплатой ниже среднего уровня в своей отрасли;
  • убыточные организации с положительной динамикой выручки от реализации.

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Обратите внимание! Заранее предупреждать налогоплательщика о предстоящей проверке налоговые органы не обязаны (письмо ФНС России от 18 января 2010 года № АС-37-2/15853).

Итоги налоговых проверок

О результатах камеральной налоговой проверки можно узнать только по факту получения акта. Но такой документ высылается лишь в том случае, если сотрудникам налоговой службы удалось обнаружить ошибки или другие нарушения в документации — если все в порядке, предприниматель даже не узнает об интересе налоговой к его персоне. Кроме того, по итогам камеральной проверки ФНС может запросить уточненную налоговую декларацию, уведомить о необходимости доплаты налогов и пеней. А если организация нарушила сроки подачи декларации, то придется оплатить штраф.

По итогам выездной налоговой проверки составляется справка, а потом акт. На основе этого документа готовится решение по результатам проверки. Решение вручается руководителю компании или уполномоченному лицу. По итогам проверки компании также могут доначислить налоги, обязать выплатить штраф и пени: если выявленные нарушения будут определены как умышленные, на организацию налагается штраф в размере 40% от начислений и пеней.

Опротестовать решение налоговиков компании сложно: в подобных случаях суд обычно принимает сторону ФНС. А если во время выездной проверки были обнаружены нарушения, может быть возбуждено уголовное дело или же налоговый орган может инициировать процедуру банкротства компании. При этом велика вероятность, что владелец или руководитель организации будет привлечен к субсидиарной ответственности.