Камеральная налоговая проверка в 2023 году

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Итак, вы отчитались по налогу или взносам, и камеральная налоговая проверка началась.

Срок камеральной проверки отсчитывайте с момента получения декларации (расчета) инспекцией. Условно можно выделить 2 этапа камеральной налоговой проверки: автоматизированный контроль и углубленная проверка.

Автоматизированный контроль

Первый этап осуществляется автоматически информационной системой налоговых органов, без участия сотрудников инспекции. Декларации / расчеты проверяются по контрольным соотношениям:

  • сопоставимость данных в различные строки декларации,
  • соответствие данных нормативно закрепленным показателям,
  • сопоставление с другими данными отчетности налогоплательщика или его контрагентов.

Углубленная проверка

Если система обнаружит расхождения, несоответствия, инспекция перейдет к углубленному этапу проверки, к которому уже подключаются сотрудники инспекции. На этом этапе проверяющие запрашивают у налогоплательщика пояснения или документы, используют иные способы налогового контроля, разрешенные Налоговым кодексом РФ.

Однако к декларациям по НДС и Расчету по страховым взносам особые требования.

Несоответствие декларации

О несоответствии декларации контрольным соотношениям инспекция сообщит по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации. Если в течение 5 рабочих дней налогоплательщик представит правильно заполненную декларацию, то она будет считаться представленной в день представления неформатной декларации.

Расчет по страховым взносам

На устранение несоответствий в Расчете по страховым взносам (например, если показатели по физическим лицам не совпадают с общей суммой) страхователю тоже дается 5 рабочих дней с даты направления налоговым органом уведомления об ошибках.

Как пройти камеральную проверку без опасений

С проведением камеральной налоговой проверки сталкивается каждый налогоплательщик, когда представляет налоговую декларацию (расчет). Для того чтобы проверка прошла легко, важно не только корректно и внимательно заполнять отчетность, но и понимать свои права как налогоплательщика, а также ограничения полномочий налогового органа.

Аудиторы и налоговые юристы Правовест аудит всегда готовы помочь составить безупречную отчетность, при которой не стоит опасаться камеральной проверки.

Идеальным решением для минимизации налоговых рисков будет проведение комплексного аудита со страховкой от налоговых претензий и юридической поддержкой проверенного периода или проведение налогового аудита.

Камеральная проверка в 2024 году проводится по следующему порядку:

  1. Подготовительный этап:

    • Проверка данных из первичных документов налогоплательщика.
    • Анализ информации об объекте проверки.
  2. Проведение проверки:

    • Проверка правильности составления и представления документов.
    • Проверка правильности расчетов и уплаты налогов.
  3. Подготовка заключения:

    • Формирование заключения по результатам проверки.
    • Предоставление налогоплательщику возможности ознакомиться с заключением и возможностью представить свои замечания.
  4. Проведение мероприятий по закрытию проверки:

    • Представление заключения налоговой инспекции.
    • Рассмотрение возражений налогоплательщика, если они представлены.
  5. Заключительный этап:

    • Получение акта завершения камеральной проверки налогоплательщиком.
    • Подписание акта налоговым инспектором.

Камеральная проверка в 2024 году проходит в соответствии с действующим законодательством и предусматривает права и обязанности как налогоплательщика, так и налоговых органов. Основное внимание уделяется правильности расчетов и уплаты налогов, а также соответствию представленной документации требованиям законодательства.

Проверка и контроль деклараций: как готовиться к запросам ФНС

Проверка деклараций происходит автоматически по контрольным соотношениям. Для этого используются специальные программы. С их помощью данные сопоставляются внутри декларации с данными другой отчётности, со сведениями от онлайн-касс, а также данными, полученными из других источников.

Для сравнения данных с декларациями контрагентов используется система АСК НДС. При обнаружении расхождений она может автоматически отнести налогоплательщика к группе риска по НДС — высокой, средней или низкой.

Ответ на запрос ФНС

В случае обнаружения расхождений или других несоответствий, налоговая служба попросит предоставить пояснения и документы, подтверждающие совершенные сделки. Ответ на такой запрос зависит от того, что необходимо предоставить — пояснения или документы.

Получив требование, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточнённую декларацию. Документы на основании такого запроса предоставлять не обязательно.

Как подготовиться к запросу ФНС заранее?

Налогоплательщики могут подготовиться к ответу на запрос ФНС заранее. Можно составить текст письма заранее и менять в нем только динамическую информацию.

Как лучше отвечать на запросы ФНС?

На запросы ФНС удобнее всего отвечать в электронном виде. Существуют удобные онлайн-сервисы, такие как Астрал Отчёт 5.0 и 1С-Отчётность, которые обеспечивают удобную систему работы с требованиями и напоминают о необходимости ответа.

Список случаев, когда могут быть запрошены документы:

  • Регулярные расхождения между РСВ и 6-НДФЛ
  • Другие несоответствия в декларациях
  • Запрос в рамках камеральной проверки

Проверка перед подготовкой документов:

Перед готовностью необходимых документов, убедитесь:

  • Что указанная информация действительна
  • Что все данные корректны

Камеральная проверка?

Камеральная проверка – это проверка бухгалтерской отчетности и деклараций без выезда к налогоплательщикам. Она проводится с целью контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Камеральная проверка может включать в себя:

  • Осмотр помещений
  • Другие мероприятия

Осмотр помещений допустим только при камеральной проверке декларации по НДС и только в определенных случаях.

Срок на исполнение требования ФНС составляет 10 рабочих дней.

Камеральная проверка налогового органа: полномочия и процесс

Камеральная проверка проводится налоговым инспектором на основе налоговой, бухгалтерской отчетности и других документов, которые должны к ней прилагаться. К документам налоговой и бухгалтерской отчетности относятся налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки, заявления, и другие документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов. Никакого специального решения для нее не нужно.

Проведение камеральной проверки в первую очередь регулируется положениями Налогового кодекса РФ. Дополнительно ИФНС использует внутренние документы.

Полномочия налогового органа при проведении камеральной проверки

Полномочия инспекции в ходе камеральной проверки существенно ограничены положениями Налогового кодекса РФ. Проверяющие могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

Истребование пояснений

Инспекция отправляет проверяемому лицу требование о представлении пояснений в следующих случаях:

  • Если она обнаружила искажений и ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Истребование документов

Перечень случаев, когда инспекция вправе запрашивать у вас налогоплательщика документы, проводя камеральные проверки, НК РФ закрепил в ст. 88. Список является закрытым, проверяющие не могут выйти за его пределы.

В определенных случаях Налоговый кодекс РФ обязывает налогоплательщика представить документы вместе с декларацией. К примеру, при подтверждении нулевой ставки НДС при экспорте товара вместе с налоговой декларацией нужно подать документы по перечню, установленному п. 10 ст. 165 НК РФ.

Ситуации, когда проверяющие вправе потребовать у налогоплательщика представить документы, приведены в таблице:

Основание в НК РФДокументы, которые вправе истребовать инспекцияНорма НК РФ
В налоговой отчетности заявлены налоговые льготыДокументы, подтверждающие право на льготуСтатья 56 НК РФ

Обращайте внимание на всю необходимую документацию и требования при проведении камеральной проверки налоговым органом. Всегда лучше быть готовым к таким процедурам и предоставить всю необходимую информацию для успешной проверки!

Представлена уточненная налоговая декларация (расчет): по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей налоговой декларации (расчета), если в этой декларации уменьшена сумма налога к уплате/ увеличен убыток в сравнении с ранее представленной налоговой отчетностью.Первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета);Аналитические регистры налогового учета, на основании которых прежние и текущие показатели сформированы. п. 8.3 ст. 88 НК РФ

Представлена налоговая отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов. п. 9 ст. 88 НК РФ

Проводится камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков. Копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы. Требование направляется ответственному участнику группы. П. 11 ст. 88 НК РФ

Налоговая декларация представлена налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов НК РФ и (или) законами субъектов. Сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами субъектов РФ. п. 12 ст. 88 НК РФ

Инспекция выявила несоответствие сведений о прослеживаемых товарах. Счета-фактуры, первичные и иные документы по операциям с прослеживаемыми товарами. п. 8.9 ст. 88 НК РФ

Участником договора инвестиционного товарищества представлена налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль, НДФЛ. Данные о периоде его участия в договоре и его доле прибыли. п. 8.2 ст. 88 НК РФ

Больше проверок:  Как проверить диплом вуза на подлинность

Представлена налоговая декларация по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет согласно ст. 286.1 НК РФ. Первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета. п. 8.8 ст. 88 НК РФ

Представлен расчет по страховым взносам. Сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. п. 8.6 ст. 88 НК РФ

Налоговая отчетность по НДС

В декларации по НДС выявлены противоречиях в данных и установлено, что они привели к занижению налога к уплате. Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к «противоречивым» операциям. п. 8.1 ст. 88 НК РФ

Налогоплательщик представил декларацию по НДС с суммой налога к возмещению. Документы, подтверждающие налоговые вычеты. п. 8 ст. 88 НК РФ

Налоговая декларация по НДС представлена иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме и стоящей на учете в налоговом органе. Документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания услуг в электронной форме признается территория РФ и иные сведения о таких услугах. п. 8.5 ст. 88 НК РФ

Выявлены противоречия в данных налоговой декларации по НДС, в которой заявлены налоговые вычеты в отношении реализованных товаров, по которым иностранцу была выплачена компенсация (в рамках системы tax-free) (п. 4.1 ст. 171 НК РФ). Документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов. п. 8.7 ст. 88 НК РФ

Налоговая отчетность по акцизам

Представлена налоговая декларация по акцизам, в которой заявлены налоговые вычеты в соответствии со ст. 200 НК РФ в связи с возвратом покупателем налогоплательщику ранее реализованных подакцизных товаров (за исключением алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции). Первичные и иные документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров и правомерность применения указанных налоговых вычетов, за исключением документов, ранее представленных в налоговые органы по иным основаниям. п. 8.4 НК РФ

Представлена налоговая декларация по акцизам в связи с возвратом налогоплательщиком — производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта поставщику — производителю этилового спирта.

Представлена налоговая декларации по акцизам, в которой заявлены налоговые вычеты сумм акциза, уплаченных при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ, и в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Требование о представлении документов инспекция вправе направить в любой день в пределах срока камеральной проверки. Если вы получили требование в последний день срока, на него все равно необходимо ответить.

Обратите внимание! Если вы понимаете, что не можете собрать и представить все запрошенные документы, информацию в обозначенный в требовании срок (например, в связи с их большим объемом), направьте в инспекцию не позднее следующего дня после получения требования соответствующее уведомление. В нем укажите причины невозможности представить документы в срок, а также обозначьте срок, в который вы сможете документы направить. Получив уведомление, налоговый орган вправе продлить срок, однако это не является его обязанностью. Поэтому даже направив уведомление, целесообразно стараться представить документы (или хотя бы их часть в определенный в требовании в срок). Решение о продлении или отказе в нем инспекция принимает в течение двух рабочих дней со дня получения уведомления. При этом отказ в продлении налоговый орган не должен каким-либо образом аргументировать (п. 5 ст. 93.1, ФНС России от 04.12.2015 №ЕД-16-2/304).

Вадим ЧимидовСоветник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

Важно помнить, что полномочия налоговой инспекции в рамках проведения камеральной проверки, в том числе по истребованию документов, ограничены. В частности, пункт 7 ст. 88 НК РФ прямо закрепляет, что при проведении камеральной налоговой проверки «налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено нормами НК РФ».

Поэтому при получении требования от инспекции в рамках проведения проверки, в первую очередь, проверьте, находится ли оно в пределах, установленных законом или налогоплательщик вправе его не выполнять. Особенно важно это выяснить, если объем истребуемых документов велик и вы не успеете их представить, если захотите выполнить «незаконную просьбу» налоговой инспекции. Для оценки требований налогового органа лучше обратиться к налоговым юристам.

Осмотр помещений, документов, предметов

Проведение данного мероприятия возможно только при проведении камеральной проверки декларации по НДС, а также деклараций неплательщиков НДС (по УСН, ЕСХН, единой (упрощенной) декларации) в следующих ситуациях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

Перед проведением осмотра налоговый инспектор должен предъявить мотивированное постановление о проведении осмотра, а также служебное удостоверение (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ).

Перечень оснований для проведения осмотра в ходе камеральной налоговой проверки является закрытым. Ни в каких других случаях налоговый орган произвести осмотр не вправе. Если все же вопреки запрету инспекция проведет осмотр вашей территории без наличия законных оснований и использует доказательства, полученные в ходе такого осмотра, при вынесении решения о привлечении к ответственности, вы имеете право требовать исключения полученного доказательства из пула доказательств, положенных в обоснование выводов решения. При этом если это доказательство является ключевым, то его исключение может привести к отмене решения налогового органа и отраженных в нем доначислений. Так произошло, к примеру, в споре, рассмотренном в Арбитражном суде Центрального округа (постановление от 26.12.2017 по делу №А54-223/2017). Суд установил, что в основу оспариваемого решения инспекции по результатам камеральной налоговой проверки декларации по ЕНВД было положено доказательство, полученное в ходе осмотра. При этом при проведении камеральной проверки налоговой декларации ЕНВД осмотр в порядке ст. 92 НК РФ недопустим. Следовательно, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности является недействительным как основанное на доказательстве, полученном с нарушением закона.

Когда проводится камеральная проверка?

Камеральная налоговая проверка проводится по факту подачи организацией, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом налоговой декларации (налогового расчета), заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке в инспекцию. Никаких дополнительных условий для начала проверки не требуется.

Налоговый кодекс РФ предусмотрел также, что камеральная налоговая проверка не проводится по декларациям (расчетам) за налоговые (отчетные) периоды, в которых был проведен налоговый мониторинг (новая форма удаленной проверки отчетности налогоплательщика). Однако есть исключение. При досрочном прекращении налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления отчетности, камеральная проверка будет проведена. При этом срок ее проведения будет исчисляться со дня, следующего за днем досрочного прекращения мониторинга (п. 1.1. ст. 81 НК РФ).

Также не проводится камеральная налоговая проверка специальных деклараций, поданных физическими лицами в рамках «амнистии капиталов» (в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки

По общему правилу срок проведения камеральной налоговой проверки — 3 месяца со дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Исключение предусмотрено для деклараций по НДС, которые мы рассмотрим ниже.

Отметим, что по общему правилу (кроме проверки деклараций по НДС) ни продление, ни приостановление сроков проверки не допускается.

Момент начала исчисления срока определяется датой поступления налоговой декларации/ расчета в инспекцию (п. 2.2 Письма ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705, письмо Минфина России от 22.12.2017 N 03-02-07/1/85955).

Обратите внимание! При определении соблюдения налогоплательщиком срока подачи декларации, установленного НК РФ, во внимание принимается не срок ее поступления в инспекцию, а дата отправки налогоплательщиком. Иными словами, если вы отправили декларацию по почте в последний день срока, она будет считаться поданной в срок. При этом срок камеральной проверки начнет течь с даты ее представления в инспекцию.

Если дата окончания придется на выходной (нерабочий) день, то днем окончания проверки будет ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). При этом повторную камеральную проверку одной и той же декларации (расчета, заявления) инспекция провести не вправе.

Больше проверок:  Проверить git в 2023 список московских компаний и кто и когда будет проверять

Если до окончания камеральной налоговой проверки будет подана уточненная декларация, то срок проверки начнет течь заново. Налоговый орган прекратит проверку первичной декларации и начнет новую проверку уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Если инспекция признает уточненную декларацию непредставленной, то она возобновит проверку ранее поданной декларации. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

В частности, это может быть актуально для ситуаций, когда в налоговой декларации заявлен НДС к возмещению и прошло больше трех месяцев со дня представления декларации (т.е. максимальный срок на проведение камеральной проверки даже с учетом права налогового органа на продление), однако инспекцией не принято решение о возмещении НДС или решение об отказе в возмещении НДС.

Другая ситуация: за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, инспекция направляет организации требование о представлении документов / пояснений. В этом случае, вы также можете обжаловать такие действия инспекции в вышестоящий налоговый орган. Отметим, что при получении требования за пределами проверки, налогоплательщик также вправе не отвечать на него. Более того, документы, истребованные за пределами сроков проверки, не могут быть учтены при рассмотрении материалов проверки и вынесении решения (п. 4 ст. 101 НК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Также инспекция не сможет сослаться в решении по результатам проверки на отсутствие документов, которые были ей истребованы за пределами сроков. Получив требование за пределами срока проверки, в целях фиксации допущенного инспекцией нарушения целесообразно направить в инспекции мотивированный отказ от представления документов в связи с незаконностью направленного требования.

Внимание! В некоторых случаях инспекция может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение принимается, если при рассмотрении материалов проверки инспекции недостаточно доказательств для того, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика нарушений налогового законодательства (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Отметим, что при проведении камеральных проверок дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются очень редко, тем не менее важно помнить, что, если документы запрашиваются в рамках дополнительных мероприятий, налогоплательщик обязан их представить. К примеру, в деле №А55-7123/2018, рассмотренном Арбитражным судом Поволжского округа, налогоплательщик отказался представить документы по требованию инспекции (договор, счета-фактуры, товарные накладные, акты приемки-сдачи работ (услуг), акты сверки расчетов, доверенность), сославшись на истечение срока камеральной проверки. В то же время, суд встал на сторону налогового органа, установив, что документы были истребованы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, о чем было вынесено соответствующее решение.

Поэтому при получении требований, которые кажутся вам необоснованными, как можно скорее следует обратиться к налоговым юристам, чтобы не потерять деньги, оплачивая штраф, или время, представляя «необязательные бумажки».

Обратите внимание! Если до окончания камеральной налоговой проверки будет представлена уточненная декларация, то камеральная проверка и, соответственно, срок проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Особенности исчисления сроков камеральной проверки декларации по НДС

Камеральная проверка декларации по НДС имеет свои особенности.

Во-первых, для нее установлен сокращенный срок — два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). У инспекции есть право его продлить до 3-х месяцев в случае выявления признаков налоговых нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Во-вторых, если в декларации заявлена сумма НДС к возмещению, то у «благонадежных» налогоплательщиков проверка может быть проведена в сжатые сроки — за один месяц. Для этого должен быть соблюден ряд условий. Условия и порядок проведения такой сокращенной проверки закреплены Письмом ФНС России от 06.10.2020 №ЕД-20-15/129.

Среди обязательных условий:

Если все эти условия соблюдены и не выявлены признаки налоговых нарушений, решение о возмещении НДС может быть принято в месячный срок. При этом данный месячный срок определяется со дня истечения предельного срока, установленного для представления декларации (т.е. 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом), а не с даты фактического представления или получения декларации инспекцией.

Если по истечении одного месяца налоговым органом будут выявлены ошибки, противоречия, признаки нарушений налогового законодательства, то срок проверки будет увеличен до общего срока — 2 месяца с правом продления до 3-х месяцев.

Вы можете прочитать подробную Инструкцию по возмещению НДС из бюджета.

В-третьих, для иностранных организаций, которые являются плательщиками «налога на Google» (оказывающей услуги в электронной форме) установлен специальный увеличенный срок — 6 месяцев со дня представления такой иностранной организацией налоговой декларации НДС.

В-четвертых, камеральная налоговая проверка на основе заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке по общему правилу проводится в течение 30 календарных дней со дня представления такого заявления.

Кто проводит проверку

Камеральную проверку осуществляют представители ИФНС. Другие органы власти, например Счётная палата или Федеральная таможенная служба, тоже могут заниматься камеральными проверками. Но их не интересуют налоги, они отвечают только за свои сферы: контролируют расходы бюджетных организаций или заполнение таможенных деклараций.

Налогоплательщики — зона ответственности ФНС, а именно той инспекции, в которой состоит на учёте организация, ИП или физлицо. В одном налоговом органе может быть несколько отделов, которые специализируются на камеральных проверках. Например, одно подразделение контролирует отчёты по НДС, а другое — следит за декларациями по НДФЛ.

Срока налоговой камеральной проверки

Часто случается, что проверяющие просят большое количество документов, и налогоплательщик не может представить их в обозначенные в требовании сроки. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Поэтому налогоплательщик может продлить срок представления документов по согласованию с налоговым органом. Для этого ему необходимо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить инспекцию о том, что он не может представить все документы в установленный срок, и объяснить причины, указать срок, когда документы будут представлены.

Не установлено, на какой срок организация может сместить момент представления документов. Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от ситуации, в частности от количества документов, наличия штата сотрудников. Если налогоплательщик в принципе не направлял уведомлений о невозможности представления документов, оснований для его освобождения от ответственности не имеется.

Что содержит акт камеральной налоговой проверки

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после её окончания. Акт составляют в двух экземплярах: один оставляют в инспекции, другой — вручают организации.

Часть акта камеральной проверки Содержание Основание

Вводная часть (содержит общие сведения о проверке и проверяемой организации, её филиале, представительстве) Номер акта.Наименование места составления акта.Дата акта – дата подписания сотрудниками инспекции, которые проводили камеральную проверку.Данные об организации, ответственном участнике или ином участнике консолидированной группы налогоплательщиков – полное и сокращённое наименование, ИНН, КПП, адрес, фамилия и инициалы представителя. Если декларация подана по местонахождению филиала, представительства, помимо наименования организации, указываются полное и сокращённое наименование филиала, представительства.Сведения о налоговой декларации или расчёте, на основе которых проведена камеральная налоговая проверка – наименование налога, сбора, страхового взноса, дата представления декларации или расчёта, первичная или уточнённая, регистрационный номер, период.Даты начала и окончания камеральной проверки.Наименование налогов, сборов, страховых взносов, по которым проводилась проверка.Перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также иных документов о деятельности проверяемого лица, имеющихся у налоговой инспекции. Например, справка из банка, на основе которой проведена камеральная проверка.Сведения о мероприятиях налогового контроля, которые были проведены в ходе камеральной проверки. Например, истребование документов у организации.Иные необходимые сведения по усмотрению инспекции. подп. 1–11 п. 3 ст. 100 НК, п. 3.1 приложения 28 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628

Описательная часть (содержит систематизированное изложение документально подтверждённых фактов нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе выездной проверки, или запись об их отсутствии, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность) Конкретные факты нарушения налогового законодательства. При этом по каждому факту нарушения должны быть указаны: Вид нарушения, способ его совершения и налоговый период, к которому относится нарушение.Доказательства, подтверждающие факты выявленных нарушений, полученные от третьих лиц, а также доказательства, которые важны для последующего устранения нарушений.Оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в декларациях данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчёты могут быть включены непосредственно в акт проверки или приведены в составе приложений к нему.Ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, которые подтверждают факт нарушения.Квалификация нарушения со ссылками на нормы налогового законодательства, которые нарушены проверяемым лицом.Ссылки на заключения экспертов, протоколы допроса свидетелей и иные протоколы, составленные в рамках налоговой проверки (в случае проведения соответствующих действий). подп. 12 п. 3 ст. 100 НК, п. 3.2 приложения 28 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628

Больше проверок:  Можно ли закрыть ооо без проверки

Итоговая часть (содержит сведения о последствиях выявленных нарушений, предложения по их устранению, а также выводы о наличии состава налогового правонарушения) Сведения: – о недоимках по налогам, сборам и страховым взносам с разбивкой по видам платежей и налоговым периодам; – о налогах, сборах и страховых взносах, исчисленных в завышенном размере, с разбивкой по видам платежей и налоговым периодам; – о прочих нарушениях, выявленных в ходе камеральной проверки.Выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных мер со ссылками на статьи НК. Например, взыскание недоимки по налогам, взыскание пеней за несвоевременную уплату налога, приведение проверяемым лицом учёта своих доходов и расходов в соответствии с нормами законодательства и т. п.Должности, Ф. И. О. сотрудников инспекции, которые проводили камеральную проверку, их классный чин (при наличии). При проведении совместной с полицией налоговой проверки дополнительно указываются должности, Ф. И. О. сотрудников полиции.Количество листов приложений.Информация о праве проверяемого лица представить возражения на акт налоговой проверки. подп. 13 п. 3 ст. 100 НК, п. 3.3 приложения 28 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628

Приложения (доказательства нарушений налогового законодательства и иные документы) Обязательные приложения, которые инспектор оформляет в случае необходимости как дополнения или пояснения к тексту акта. Например, расчёты количественного и суммового расхождения между заявленными и выявленными в ходе проверки данными, которые связаны с исчислением и уплатой налога, расчёты пеней, данные о выявленных фактах массовых однородных нарушений налогового законодательства с подробной расшифровкой по каждому нарушению.Дополнительные приложения по усмотрению инспектора, проводящего камеральную проверку. Например, копии документов, которые являются доказательствами нарушений, выявленных в ходе камеральной проверки, письменные ответы контрагентов организации и т. п. п. 3.1 ст. 100 НК, п. 3.3 приложения 28 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628

Если организация уклоняется от получения акта, ФНС указывает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом. В этом случае датой получения акта будут считать шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Отсчёт шестидневного срока начинается со дня, следующего за днём отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК).

Срок проведения камеральной проверки – 3 (три) месяца со дня предоставления налоговой декларации и последнего из документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Исключение – декларации по НДС. Продлить срок проверки нельзя, кроме некоторых случаев. Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи декларации или расчета. Если день отправки отчетности и день ее получения инспекцией не совпадают, срок нужно считать со дня ее получения налоговым органом.

Подача уточненной декларации прекращает камеральную проверку поданной ранее декларации, но при условии, что проверка первой еще не закончена. Новая проверка начинается с момента подачи «уточненки». При этом прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). Сроки представления уточненных налоговых деклараций НК РФ не установлены, поэтому налоговые органы не вправе отказать в принятии таких деклараций.

Какие ошибки чаще всего выявляют при камеральной проверке

Чтобы избежать лишних проверок от ИФНС, нужно внимательно относиться к тем документам, которые вы предоставляете. Чаще всего ошибки совершают при заполнении деклараций или других отчётов.

Ошибки в декларациях по НДС. Самые распространённые проблемы:

Ошибки в счетах-фактурах. Налогоплательщики ошибаются в кодах валют, не указывают категории поставщика и покупателя или неправильно отражают обороты по реализации.

Ошибки в 3-НДФЛ. В налоговой проверяют, чтобы в декларациях о доходах физических лиц не отражались начисленные, но ещё не удержанные налоги. Или не указывались доходы, которые не подлежат налогообложению. Всё это может вызвать проблемы при КНП.

Ошибки в уведомлениях по ЕНП. В 2023 году был введён единый налоговый счёт. С этого момента приходится заполнять уведомление об исчисленных суммах налогов, или уведомление по ЕНП. Пока предприниматели и бухгалтеры привыкают к новой форме отчётности, они совершают ошибки, которые сказываются на результатах аудита. На сайте ФНС сказано, что часто указывают неверные или неактуальные КБК или ОКТМО — например, с 2023 года действует новый КБК для страховых взносов.

Неприятные последствия для компании заключаются в том, что неправильно или не вовремя заполненная отчётность может привести к штрафам. Например, если предприниматель ошибся в сумме налога или вообще не уплатил его, штраф составит 20% от суммы недостатка. А если умышленно уклоняется от уплаты налогов, то снимут уже 40%. За время просрочки налога нужно уплатить пеню.

За поздно представленный отчёт штрафуют на 5% от неуплаты за каждый просроченный месяц. Даже если налог в компании оплатили вовремя, а декларацию забыли подать, штраф всё равно начислят — в размере 1 000 ₽.

Этап 1. Сдача отчётности в ИФНС. Налогоплательщик передаёт все нужные сведения сотрудникам инспекции.

Этап 2. Начало аудита. Налоговые отчёты попадают в автоматизированную информационную систему ФНС — «Налог-3». Если говорить простыми словами, это программа, которая ищет ошибки и неточности в документах.

Декларации также сверяют в АСК — автоматических системах контроля, например АСК НДС-2. Система хранит все данные об уплате НДС: от поставщика до потребителя. В ней есть информация о налоговой истории компании. Если автоматическая проверка не находит ничего подозрительного, то аудит окончен.

Ход аудита отражается в личном кабинете на сайте ФНС. Там же можно узнать о том, что «камералка» прошла успешно. В случае если это проверка по возмещению НДС, налоговая должна в письменном виде сообщить о своём решении в течение семи дней.

Если между предоставленными данными и тем, что посчитала система, будут несовпадения — это повод для углублённой проверки.

Этап 3. Углублённая проверка. Если в процессе автоматической проверки возникают проблемы, ИФНС может запросить дополнительные документы, а также задействовать экспертов для получения сведений. Например, это произойдёт, когда есть расхождения в цифрах по отчётам организации и документам, которые есть в налоговой. Или если система выявит признаки подозрительных схем с участием фирм-однодневок.

К проверке подключается инспектор, который должен выяснить, не было ли ошибок при заполнении декларации или расчёте налога. Он посылает запросы в другие госорганы, чтобы узнать, не совершала ли компания операции, которые не включила в отчёт. Ещё в налоговой могут проводить следующие мероприятия:

В результате проверки ИФНС составляет акт и вручает его представителю организации или физлицу под расписку. Инспекция может попросить налогоплательщика устранить нарушения и заплатить штраф.

Сроки проведения

Камеральная проверка, проводимая в налоговой инспекции, может длиться до трёх месяцев. Это время отсчитывают с даты, когда предприниматель отчитался о доходах. Иностранные организации, состоящие на учёте в ФНС, проверяют дольше — до шести месяцев. А организации, предоставившие декларации по НДС, наоборот, быстрее — не больше двух месяцев.

Важно: инспекция не имеет права продлевать срок аудита. Это запрещено законом. Исключение: если предприниматель подаёт уточнённую декларацию до окончания КНП, проверка начинается заново, идти она может тоже до трёх месяцев.