Мораторий на налоговые проверки бизнеса продлен: что это означает?
Мораторий на плановые проверки бизнеса продлен до 2030 года. Но это не значит, что можно расслабиться и не ожидать сотрудников из надзорных органов. В данной статье мы рассмотрим, какие налоговые проверки бизнеса могут быть проведены в условиях моратория.
Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. Контролеры могут проверять как отдельные налоги, так и всю финансово-хозяйственную деятельность компании. Проверка может быть тематической или комплексной.
Камеральная налоговая проверка
Камеральная проверка – это контроль налоговой отчетности компаний, ИП и физических лиц. Она проводится автоматически каждый раз при сдаче налоговой отчетности. Цель – выявить ошибки и нарушения, чтобы налогоплательщики самостоятельно их исправили.
Из нашей статьи вы узнаете:
- Что такое камеральная налоговая проверка
- Какие данные проверяются
- Цель проведения такой проверки
- Как оформить результат и как его оспорить
Налоговая проверка – это важная часть налогового контроля. Система проверок постоянно совершенствуется, включая цифровизацию процессов и повышение квалификации сотрудников налоговых органов. Не стоит пренебрегать этим аспектом бизнеса.
Налоговый контроль и налоговая безопасность бизнеса
Посему, любое внимание со стороны налоговых органов влечет за собой не только огромное количество дополнительной работы по подготовке и предоставлению документов, но и чревато рисками доначисления налогов и штрафов. При этом все чаще и чаще налоговики стали привлекать к субсидиарной ответственности наравне с руководителем организации учредителей и главбухов.
ВНИМАНИЕ!
Ответственность за неуплату налогов прописана сразу в трех кодексах — НК РФ, КоАП и УК РФ. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрены различные виды ответственности — от штрафа до лишения свободы.
Подробнее об этих последствиях рассказываем на курсе Налоговый контроль и налоговая безопасность бизнеса. Оптимизация налогообложения.
И не только об этом! Вот некоторые темы, которые обсуждаем на курсе:
Сроки проведения камеральной налоговой проверки
Пунктом 2 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
Продление указанного срока или приостановление камеральной проверки, в отличие от выездной, НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, НК РФ установлен пресекательный трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки, течение которого начинается со дня представления этой декларации. направление налогоплательщику налоговым органом сообщения о том, что камеральная налоговая проверка началась, НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 30.09.2016 N 03-02-08/57161).
Следовательно, начать камеральную проверку представленной декларации (расчета) налоговый орган может в любое время после ее получения, но в любом случае срок окончания камеральной проверки не должен превышать установленные три месяца со дня представления декларации или расчета (письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75)*(1).
Налоговый орган вправе провести камеральную налоговую проверку в более короткий срок. Завершение такой проверки (в том числе, проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлены суммы НДС к возмещению) до истечения установленного трехмесячного срока нормам НК РФ не противоречит (см. письма Минфина РФ от 27.06.2016 N 03-07-14/37233, от 22.12.2015 N 03-07-03/75213, от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266, от 19.03.2015 N 03-07-15/14753 и ФНС России от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266).
Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, то камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Правила заключения камеральной налоговой проверки в России
Прекращение камеральной налоговой проверки
Прекращение камеральной налоговой проверки означает окончание всех действий налогового органа по отношению к ранее поданной налоговой декларации или расчету. В то же время, полученные документы или сведения могут использоваться при проведении налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Сроки проведения проверки
Согласно статье 88 Налогового кодекса РФ, трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки начинает исчисляться с момента представления уточненных налоговых деклараций или расчетов налогоплательщиком.
Использование информации
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 подчеркивает, что истечение установленного законом срока не помешает выявлению фактов неуплаты налогов и принятию мер по их взысканию.
Признание незаконным
Суды утверждают, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами установленного срока не является причиной для недействительности решения налоговой инспекции. Однако, при значительном нарушении сроков проверки, судьи могут признать незаконным проведение проверочных мероприятий.
Необходимость соблюдения сроков
Важно отметить, что налоговый орган должен осуществлять проверочные мероприятия в установленный для камеральной проверки трехмесячный срок. Налогоплательщик имеет право ожидать, что налоговый орган подтвердит правомерность его декларации в установленные сроки.
Автор: [Your Name]
Дата: [Current Date]
Правила проведения камеральной налоговой проверки в России
Позднее Пленум ВАС в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом только в пределах сроков, предусмотренных, в частности, п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 101 НК РФ.
Поэтому, принимая во внимание положения п. 4 ст. 101 НК РФ, согласно которым при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ, доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Соответственно, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки дает налогоплательщикам основание для оспаривания действий должностных лиц налогового органа, осуществляемых за рамками такой проверки (например, по истребованию дополнительных сведений, документов и т.п.).
Возврат излишне уплаченного налога
Одновременно следует учитывать, что сумма излишне уплаченного налога на основании п. 6 ст. 78 НК РФ подлежит возврату по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
При этом срок возврата излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.
Данная позиция подтверждается п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.
Дополнительные моменты
Опираясь на указанную позицию ВАС РФ, Минфин России в письме от 07.10.2015 N 03-02-08/57177 пришел к выводу, что п. 2 ст. 88 НК РФ установлен пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки. Фактически камеральная налоговая проверка может быть завершена ранее окончания указанного срока.
Налоговые органы вправе провести камеральную налоговую проверку и в отсутствие налоговой декларации (расчета). Однако такое право налоговым органам предоставлено только в случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена в установленный срок следующими лицами:
налогоплательщиком – контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 НК РФ (п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ, действующей с 1 января 2015 года);
иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ, действующей с 1 января 2017 года).
В этих случаях должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
Срок ее проведения – в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока представления такой налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев для иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Но если до окончания этой камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.
*(1) В редакции п. 2 ст. 88 НК РФ, действующей до 01.01.2009, было предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Поэтому до 2009 года исчисление срока проведения камеральной проверки начиналось со дня, когда в налоговый орган были представлены налоговая декларация (расчет) и последний из прилагаемых к декларации необходимых документов, предусмотренных НК РФ (письмо Минфина России от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69).
Как налоговая выбирает, кого проверять
Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчётность.
Повод для углублённой камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.
Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:
В постановлениях Правительства о моратории упоминаются проверки, которые проводятся в рамках федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Под этот закон попадает налоговый контроль в части:
Именно на проверки по этим направлениям распространяется мораторий.
Но у налоговой есть «лазейка» на контроль владельцев касс. Дело в том, что в законе о госконтроле № 248-ФЗ контрольные мероприятия и порядок их проведения, мероприятия делятся на два вида:
Мероприятия из второй группы позволяют инспекторам контролировать использование ККТ и полноту учета выручки без контакта с владельцем бизнеса. Так, с помощью наблюдений налоговики могут собирать информацию об организации или ИП из отчетности, интернета и других открытых данных, а затем анализировать полученные данные. Разрешения на наблюдение не нужно.
Выездное обследование — это когда инспектор посещает точку продаж, где находится касса, чтобы со стороны посмотреть, как проводят расчеты, выдают ли чеки, как оформляют возвраты. На выездное обследование нужно задание от руководителя. Максимальная длительность такого мероприятия 1 рабочий день.
Причинами для «неконтактных» проверок могут стать:
Факты нарушений, выявленные во время наблюдений или выездных обследований, могут стать основанием для более тщательной проверки — внеплановых «контактных» мероприятий. Без причины их провести не получится. К тому же в период моратория на контрольные мероприятия из первой группы решение руководителя налоговой инспекции должно быть согласовано с прокуратурой.
Но есть исключение: если в ходе выездного обследования инспектор увидит нарушение правил применения ККТ, он может без согласования с руководством провести контрольную закупку. И затем внести информацию о результатах проверки в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Профилактические мероприятия
Чтобы предприниматели соблюдали правила работы с ККТ, кроме проверок, законом 248-ФЗ предусмотрен ряд профилактических мероприятий, к ним относятся:
Программа профилактики рисков на 2023 год от ФНС в части использования ККТ и полноты учета выручки находится здесь.
Порядок назначения камеральной проверки в 2024 году
Порядок назначения и проведения камеральных проверок регулирует статья 88 НК РФ.
Камеральная проверка проводится на территории инспекции. Для её проведения не требуется никаких специальных приказов. Представленная в налоговую первичная или уточнённая декларация уже является основанием для проверки.
Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.
Что содержит акт камеральной налоговой проверки
Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после её окончания. Акт составляют в двух экземплярах: один оставляют в инспекции, другой — вручают организации.
Часть акта камеральной проверки Содержание Основание
Вводная часть (содержит общие сведения о проверке и проверяемой организации, её филиале, представительстве) Номер акта.Наименование места составления акта.Дата акта – дата подписания сотрудниками инспекции, которые проводили камеральную проверку.Данные об организации, ответственном участнике или ином участнике консолидированной группы налогоплательщиков – полное и сокращённое наименование, ИНН, КПП, адрес, фамилия и инициалы представителя. Если декларация подана по местонахождению филиала, представительства, помимо наименования организации, указываются полное и сокращённое наименование филиала, представительства.Сведения о налоговой декларации или расчёте, на основе которых проведена камеральная налоговая проверка – наименование налога, сбора, страхового взноса, дата представления декларации или расчёта, первичная или уточнённая, регистрационный номер, период.Даты начала и окончания камеральной проверки.Наименование налогов, сборов, страховых взносов, по которым проводилась проверка.Перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также иных документов о деятельности проверяемого лица, имеющихся у налоговой инспекции. Например, справка из банка, на основе которой проведена камеральная проверка.Сведения о мероприятиях налогового контроля, которые были проведены в ходе камеральной проверки. Например, истребование документов у организации.Иные необходимые сведения по усмотрению инспекции. подп. 1–11 п. 3 ст. 100 НК, п. 3.1 приложения 28 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628
Описательная часть (содержит систематизированное изложение документально подтверждённых фактов нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе выездной проверки, или запись об их отсутствии, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность) Конкретные факты нарушения налогового законодательства. При этом по каждому факту нарушения должны быть указаны: Вид нарушения, способ его совершения и налоговый период, к которому относится нарушение.Доказательства, подтверждающие факты выявленных нарушений, полученные от третьих лиц, а также доказательства, которые важны для последующего устранения нарушений.Оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в декларациях данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчёты могут быть включены непосредственно в акт проверки или приведены в составе приложений к нему.Ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, которые подтверждают факт нарушения.Квалификация нарушения со ссылками на нормы налогового законодательства, которые нарушены проверяемым лицом.Ссылки на заключения экспертов, протоколы допроса свидетелей и иные протоколы, составленные в рамках налоговой проверки (в случае проведения соответствующих действий). подп. 12 п. 3 ст. 100 НК, п. 3.2 приложения 28 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628
Итоговая часть (содержит сведения о последствиях выявленных нарушений, предложения по их устранению, а также выводы о наличии состава налогового правонарушения) Сведения: – о недоимках по налогам, сборам и страховым взносам с разбивкой по видам платежей и налоговым периодам; – о налогах, сборах и страховых взносах, исчисленных в завышенном размере, с разбивкой по видам платежей и налоговым периодам; – о прочих нарушениях, выявленных в ходе камеральной проверки.Выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных мер со ссылками на статьи НК. Например, взыскание недоимки по налогам, взыскание пеней за несвоевременную уплату налога, приведение проверяемым лицом учёта своих доходов и расходов в соответствии с нормами законодательства и т. п.Должности, Ф. И. О. сотрудников инспекции, которые проводили камеральную проверку, их классный чин (при наличии). При проведении совместной с полицией налоговой проверки дополнительно указываются должности, Ф. И. О. сотрудников полиции.Количество листов приложений.Информация о праве проверяемого лица представить возражения на акт налоговой проверки. подп. 13 п. 3 ст. 100 НК, п. 3.3 приложения 28 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628
Приложения (доказательства нарушений налогового законодательства и иные документы) Обязательные приложения, которые инспектор оформляет в случае необходимости как дополнения или пояснения к тексту акта. Например, расчёты количественного и суммового расхождения между заявленными и выявленными в ходе проверки данными, которые связаны с исчислением и уплатой налога, расчёты пеней, данные о выявленных фактах массовых однородных нарушений налогового законодательства с подробной расшифровкой по каждому нарушению.Дополнительные приложения по усмотрению инспектора, проводящего камеральную проверку. Например, копии документов, которые являются доказательствами нарушений, выявленных в ходе камеральной проверки, письменные ответы контрагентов организации и т. п. п. 3.1 ст. 100 НК, п. 3.3 приложения 28 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628
Если организация уклоняется от получения акта, ФНС указывает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом. В этом случае датой получения акта будут считать шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Отсчёт шестидневного срока начинается со дня, следующего за днём отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК).
Виды налоговых проверок
Налоговый кодекс предусматривает два вида проверок:
Но, многие налогоплательщики сталкиваются еще с двумя случаями так называемых «проверок»:
«Встречная проверка» не является самостоятельным видом проверок.
Налоговая ее проводит как одно из мероприятий налогового контроля в рамках выездной или камеральной проверки контрагента.
О том, какие документы и в какие сроки их представлять, если Вы получили требование по «встречке», подробно рассказываем на примерах в нашем курсе «Налоговый контроль и налоговая безопасность бизнеса. Оптимизация налогообложения»
Итак, подведем итог вышесказанному:
Согласно нормам НК РФ существует только два вида налоговых проверок — камеральная и выездная.
О них и поговорим далее.
Как избежать вопросов со стороны налоговой
Соблюдайте правила работы с кассой, выдавайте чеки, оформляйте возвраты по правилам, чтобы у покупателей не было оснований для жалоб. Соблюдать правила удобнее, когда программа кассы своевременно обновляется. А еще — когда на ККТ просто работать, например, легко добавлять товары в чек, оформлять возвраты и т.д.
Программное обеспечение в кассах Лайтбокс обновляется под все изменения закона автоматически и бесплатно. Касса автоматизирует все расчетные операции и делает торговлю прозрачной для владельца бизнеса. Вы всегда уверены, что работаете без нарушений.
Порядок проведения камеральной проверки в 2024 году
Проверка деклараций происходит автоматически по контрольным соотношениям. Для этого используются специальные программы. С их помощью данные сопоставляются внутри декларации с данными другой отчётности, со сведениями от онлайн-касс, а также данными, полученными из других источников.
Для сравнения данных с декларациями контрагентов используется система АСК НДС. При обнаружении расхождений она может автоматически отнести налогоплательщика к группе риска по НДС — высокой, средней или низкой.
В этом случае, а также если обнаружатся другие расхождения, налоговики попросят представить пояснения и документы, подтверждающие совершение сделок.
Ответ налогоплательщика на требование ФНС зависит от того, что необходимо предоставить — пояснения или документы.
Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточнённую декларацию. Документы на основании такого требования представлять необязательно.
Запросить документы могут в следующих случаях:
Налогоплательщики могут подготовиться к ответу на запрос ФНС заранее. Например, если у компании есть регулярные расхождения между РСВ и 6-НДФЛ в части облагаемых выплат, допустим, дивидендов (они облагаются НДФЛ, но не облагаются взносами), можно сразу составить текст письма и менять в нём только динамическую информацию — номера документов, даты и суммы.
На запросы ФНС проще всего отвечать в электронном виде. «Астрал Отчёт 5.0» — это удобный онлайн-сервис, в котором можно вести несколько организаций в режиме одного окна и работать с отчётностью в любое удобное время без привязки к рабочему месту, а «1С-Отчётность» можно использовать в привычном интерфейсе 1С. Оба сервиса обеспечивают удобную систему работы с требованиями. Сервис автоматически примет требование ФНС и напомнит о том, что на него необходимо ответить. Поэтому можно сразу собрать нужные копии документов, поясняющих информацию в отчётности, и потом просто отправить её в ответ налоговикам.
Все случаи, когда могут быть запрошены документы в рамках камеральной проверки, предусмотрены в ст. 88 НК РФ.
Срок на исполнение требования — 10 рабочих дней.
Но перед тем как готовить запрашиваемые документы, проверьте:
Камеральная проверка может включать в себя и другие мероприятия:
Осмотр помещений допустим только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях:
Сравнение камеральной налоговой проверки и выездной проверки
Чем же отличаются эти два вида проверок?
Для более наглядного ответа на этот вопрос прилагаю ниже таблицу отличий:
Проводят на территории инспекции, без выезда на территорию компании (п. 1 ст. 88 НК РФ) Проводят на территории компании. Но если компания не может предоставить помещение, то ее проведут в инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ)
Проверяют ошибки в декларации (расчете), своевременность ее сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому вы отчитывались (п. 1 ст. 88 НК РФ) Проверяют правильность расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов) (п. п. 3, 4 ст. 89 НК РФ).
Проводят без специального решения, основание — декларация и документы, которые вы самостоятельно сдали в инспекцию (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ). Проводят только на основании решения руководителя инспекции или его заместителя (п. 1 ст. 89 НК РФ)
Проводят за тот период, который охватывает поданная вами декларация (расчет). Например, за месяц, квартал, полугодие, год. (п. 1 ст. 88 НК РФ). Может охватывать три года, которые предшествуют году проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ)
Проводят в течение трех месяцев со дня подачи декларации (расчета). Два месяца со дня вынесения решения.
Срок продлить нельзя. Исключение — декларация по НДС, по ней, как правило, проверка идет два месяца, и этот срок могут продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ). Срок продлить можно. Его могут продлить до четырех — шести месяцев. Если отдельно проверяют филиал или представительство, срок проверки — не больше одного месяца (п. п. 6, 7 ст. 89 НК РФ).
Проводят по каждой поданной декларации (расчету), в том числе и по уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ). По общему правилу не должны проводить больше двух раз за календарный год (п. п. 5, 7 ст. 89 НК РФ).
Мероприятия налогового контроля Проверяющие могут запрашивать дополнительные документы только в строго определенных случаях. Например, если компания заявляет НДС к возмещению или применяет налоговые льготы (для их подтверждения) (п. п. 6, 7, 8 ст. 88 НК РФ). истребовать документы, которые относятся к предмету проверки; провести инвентаризацию имущества; привлечь эксперта (специалиста), то есть провести экспертизу; провести осмотр помещений и территорий; сделать выемку документов и предметов. (п. п. 9, 12, 13, 14 ст. 89, ст. ст. 90 — 97 НК РФ)
Оформление результатов проверки Если по итогам проверки нарушений нет, то никаких документов не оформляется. Если нарушения выявлены, то оформляют акт (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ). По итогам составляют справку, а затем акт. Не имеет значения, есть нарушения или нет (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Еще курсы по налогам
Налоговый практикум. Уровень 1. Практика по учету НДС: от проводок до отчета. Решение задач
Налоговый практикум. Уровень 2. Технология составления деклараций по НДС и налогу на прибыль на ситуациях из практики
УСН для ООО. Теория и практика в 1С Бухгалтерия 8.3
Налоговый учет: НДС и налог на прибыль. Профессиональный уровень
Налоговый учет: НДС и налог на прибыль. Расширенный комплекс. Дипломная программа
Полезные статьи
Что выгоднее: УСН «доходы» или УСН «доходы минус расходы»
Что выбрать для регистрации бизнеса: ООО или ИП
Налоги ИП. Какой налоговый режим выбрать ИП?
На какие налоговые проверки мораторий не распространяется
В постановлениях Правительства о моратории не упоминаются проверки, которые регулируются Налоговым кодексом РФ. К ним относятся выездные и камеральные проверки.
Выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика по решению руководителя инспекции. Во время выездных налоговых проверок проверяют расчет налогов и других обязательных платежей максимум за три года. Инспекторы могут проводить осмотры, инвентаризации, допрашивать свидетелей, проводить экспертизы и изымать документы. Срок проверки — до 6 месяцев.
В отдельных случаях, установленных ст.89 Налогового кодекса РФ, может быть проведена повторная выездная проверка, например, когда вышестоящий орган хочет проконтролировать работу подчиненной инспекции.
Чтобы налогоплательщики могли оценить свои риски, на сайте ФНС есть калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Правда, он подходит только для организаций на общей системе налогообложения. Кроме этого, ежегодно ФНС на своем сайте публикует таблицу с нагрузкой и рентабельностью разных видов деятельности в разрезе ФНС. Эта информация также поможет оценить риски.
Внеплановые выездные проверки могут быть проведены в организации, которая ликвидируется или реорганизуется. Но перед тем как прийти в организацию, налоговая оценивает риски участия налогоплательщика в незаконных схемах, например, дроблении бизнеса. Если риски низкие, инспекторы не придут.
Камеральные проверки, или по-другому, документарные или безвыездные, проводятся в налоговой и не должны превышать 3 месяца. Во время камеральных проверок контролируется правильность составления налоговых деклараций и расчета суммы налогов. Если появятся вопросы, инспекторы могут затребовать документы у налогоплательщика и его контрагентов, а также провести экспертизу и опросить свидетелей.
В 2023 году результаты камеральных проверок станут основанием для определения сальдо единого налогового счета (ЕНС), который предназначен для уплатыединого налогового платежа (ЕНП), срок уплаты — до 25 число месяца, следующего за отчетным. ЕНП и порядок уплаты были введены в ст. 58 НК федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ.
Еще один вид контроля, доступный инспекциям — это налоговый мониторинг. Подать заявление на мониторинг могут только крупные компании с годовым оборотом от 1 млрд руб. Переход на такую форму контроля позволяет организациям оперативно согласовывать с налоговой, как считать налоги в сложных ситуациях, а также избежать выездных проверок за периоды мониторинга.
Срок проведения камеральной проверки в 2024 году
Камеральная проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.
Камеральная проверка декларации по НДС проводится в течение двух месяцев со дня представления этой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если в ходе камеральной проверки обнаружатся признаки возможного налогового нарушения, срок проверки может быть продлён до трёх месяцев со дня представления декларации по НДС.
У иностранных организаций, которые оказывают электронные услуги, камеральные проверки налоговой отчётности по НДС длятся до полугода (п. 2 ст. 88 НК).
Установление срока моратория происходило так:
Запрет был введен не только на проверки малого бизнеса, но также среднего и крупного.
Введение моратория не значит, что проверок ведения бизнеса не будет совсем, или они коснутся только каких-то взрывоопасных объектов. На самом деле, контролировать будут, но только те ведомства, которые по своему направлению оценят деятельность компании как высокорисковую. Например, Роструд может назначить проверку, если есть высокий риск нарушений трудового законодательства, а на потенциально пожароопасные объекты может прийти МЧС.
Поскольку заинтересоваться работой компании могут разные ведомства, был создан «Единый реестр контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий», поиск в котором ведется по ИНН. В реестре есть вся информация о плановых проверках.
Как кассы Лайтбокс помогают избежать проверок
Мы предлагаем онлайн-кассы, на которых просто соблюдать правила, установленные 54-ФЗ, контролировать бизнес, а также продавать алкоголь и маркированные товары:
Онлайн-кассы Лайтбокс можно взять напрокат или купить в рассрочку. У нас есть модели для любого бизнеса — от мобильных ККТ и онлайн-кассы в смартфоне до кассового компьютера.
Как обжаловать решение
Если вы не согласны с итоговым решением по камеральной налоговой проверке, его можно обжаловать. Сроки отличаются для решений, которые не вступили в силу и которые вступили в силу. Так, не вступившие в силу решения обжалуются в апелляционном, а вступившие в общем порядке.
Апелляционное обжалование
Решение по проверке, которое не вступило в силу, можно обжаловать до того, как оно вступит в силу. То есть в общем случае в течение одного месяца со дня, когда его вручили.
Днем вручения решения может быть:
Срок начнет течь на следующий день после даты вручения, а закончится в следующем месяце в 24:00 того числа, которое соответствует дате вручения. Если в месяце нет соответствующего числа, то последним днем будет последний день этого месяца. Если последний день срока подачи апелляционной жалобы выпал на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, то подать ее можно не позднее следующего рабочего дня.
Обжаловать решение по итогам проверки именно в апелляционном порядке лучше, так как в этом случае его исполнение будет приостановлено, пока вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу и примет решение. Значит, до этого дня инспекция не будет взыскивать начисленные по проверке налоги, пени и штрафы.
Общий порядок обжалования
Если апелляционная жалоба не подана, решение вступило в законную силу, его можно обжаловать в общем порядке в течение одного года с даты его принятия.
Дата, когда решение было вручено вам, значения не имеет.
Судебное обжалование
Обратите внимание, что срок на обжалование составляет три месяца. Датой, от которой нужно считать срок, будет:
Срок начнет течь на следующий день после вручения вам решения или после истечения срока на принятие решения по жалобе. Закончится он через три месяца в 24:00 того дня, который соответствует дате вручения. Если в месяце нет соответствующего числа, то последним днем будет последний день этого месяца. Если последний день срока подачи иска выпадет на выходной или праздник, то подать его можно не позднее ближайшего рабочего дня.
Как оспорить результат камеральной проверки в 2024 году
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений Кто подаёт возражения Срок подачи возражений
Акт налоговой проверки Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) В течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
Дополнение к акту налоговой проверки Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) В течение 15 дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
Акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков В течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки
Дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков В течение 15 дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
Акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ Иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ В течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
Дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ Иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ В течение 15 дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях Лицо, совершившее налоговое правонарушение В течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях
Во взаимодействии с налоговой нет ничего страшного. Но налогоплательщик должен чётко знать свои права и права налоговых органов при проведении камеральных проверок.
Итоги
Мораторий на плановые проверки бизнеса продлили до 2030 года. Что касается налоговых проверок, мораторий действует только на контроль применения ККТ и полноты учета выручки.
Отдельные события могут привлечь внимание налоговиков, после чего возможны наблюдения и/или выездные обследования. Если по итогам этих мероприятий будут найдены нарушения, руководитель налоговой может принять решение о внеплановых выездных мероприятиях.
Мораторий не распространяется на камеральные и выездные проверки, которые регулируются Налоговым кодексом РФ, поэтому они будут проводиться как и раньше.
При этом не надо путать выездные проверки, связанные с полнотой учета выручки и выездные проверки деятельности компании, когда контролируют расчет всех налоговых платежей, в том числе уплату НДФЛ и взносов. На первые действует мораторий, а на вторые — нет.
Соблюдать правила работы с ККТ поможет онлайн-касса, на которой удобно работать. Не менее важно, чтобы кассовая программа обновлялась сразу же после изменений законодательства.
Мы проконсультируем вас по выбору онлайн-кассы. Просто оставьте заявку.
Дата публикации: 25.05.2023
Оформление результатов камеральной проверки
Если нарушения не выявлены, камеральная проверка автоматически завершается. Никаких сообщений об отсутствии нарушений и окончании проверки налогоплательщик не получает.