Контрольные органы юридического лица

В этой статье рассказываем про контрольно-надзорные органы и должностные лица органов контроля и надзора с 2021 года по Закону № 248-ФЗ, который ввёл новый подход к контрольно-надзорной деятельности при проверках и его регулированию.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы – это наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Также см. “Новый подход к проверкам с 1 июля 2021 года: основные изменения“.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

На основании ст. 27 Закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа госконтроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:

  • Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  • Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

Также см. «Что такое Положение о виде контроля с 2021 года: его структура и содержание».

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также см. «Новые принципы госконтроля и надзора при проверках с 2021 года».

Орган юридического лица – его структурное подразделение, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность и дееспособность юридического лица в отношениях со всеми другими лицами, поэтому он не может вступать в договорные отношения с этим же юридическим лицом и иметь субъективные права и обязанности, обособленные от субъективных гражданских прав и обязанностей самого юридического лица .

1. Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличными органами юридического лица являются директор, управляющий, председатель правления, начальник и т. п. Такой орган самостоятельно формирует волю юридического лица и выражает ее во вне или выполняет волю, выработанную коллегиальным органом.

Коллегиальным органом юридического лица может быть президиум, правление, совет и т. п. В корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединениях и т. п.) высшим органом управления является общее собрание участников или собрание уполномоченных.

2. Органы юридического лица формируются по-разному:

– избираются участниками (членами);

– назначаются собственником имущества юридического лица;

– нанимаются по контракту с собственником имущества юридического лица или органом, им уполномоченным.

Состав органов, пределы их компетенции, порядок назначения или избрания в виде общего правила определены законами, другими актами законодательства о данном виде юридических лиц и учредительными документами юридического лица.

3. В полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (п.1 ст. 69 ГК).

4. В коммандитном товариществе управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами по правилам о полном товариществе (п.1 ст.83 ГК).

5. Органы хозяйственного общества и управления в хозяйственном обществе определены ст.ст. 33-55 главы 4 Закона о хозяйственных обществах. Органами хозяйственного общества являются органы управления хозяйственного общества и его контрольные органы. Порядок образования органов хозяйственного общества, избрания их членов определены названным Законом, иными законодательными актами и учредительными документами хозяйственного общества. Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества.

В нем также образуются:

– совет директоров (наблюдательный совет) – в соответствии с Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами;

– исполнительный орган (коллегиальный исполнительный орган – правление или дирекция) и (или) едино-личный исполнительный орган (директор или генеральный директор).

Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный и контрольный органы подотчетны общему собранию участников хозяйственного общества (ст. 33 Закона о хозяйственных обществах). К компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится решение всех вопросов, за исключением тех из них, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления этого общества, определенную Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами хозяйственного общества.

6. В производственном кооперативе высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, исполнительными органами – правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива (п.1 ст.110 ГК).

7. В отличие от корпораций унитарные предприятия управляются только одним органом – единоличным руководителем (директором, управляющим, начальником и т.п.), который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен (п.4 ст.113 ГК). В соответствии с законодательством с руководителем предприятия заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных законодательством.

Руководитель унитарного предприятия решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных законодательством и уставом предприятия к компетенции собственника или уполномоченного им органа.

8. Общественные объединения (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «Об общественных объединениях»), политические партии (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «О политических партиях»), религиозные организации (см. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»), другие общественные образования, являющиеся юридическими лицами, имеют свои органы, определенные их уставами (положениями).

11. Во внешних отношениях с другими хозяйствующими субъектами юридическое лицо может действовать через своих представителей, которым руководитель юридического лица выдает доверенность.

Создание юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК).

Юридические лица могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, учредители фондов, которые после образования фонда непосредственного участия в их деятельности не принимают.

В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц:

Больше проверок:  Приказ министерства экономического развития рф от 25 июля 2023 г n 530 об утверждении порядка представления туроператором электронных документов для внесения сведений в единый федеральный реестр туроператоров документ не вступил в силу

1) Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том. что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица.

2) В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. В разрешительном порядке образуются жилищно-строительные кооперативы.

3) При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц.

В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Орган юридического лица – лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законом, документами юридического лица либо решением уполномоченного органа юридического лица наделены определенными полномочиями в отношении юридического лица и через которые данное юридическое лицо осуществляет свою правоспособность. Органы юридического лица подразделяются на органы управления и органы контроля. Органы юридического лица правомочны создавать свои рабочие органы, которые не имеют собственных полномочий в отношении юридического лица, но помогают органам юридического лица в осуществлении их полномочий.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Участники полного товарищества, а также полные товарищи в товариществах на вере несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Действие органа = действие юр. лица. Гл. задача – приобретение прав и обязанностей ( обязательный элемент правового действия). Закон устанавливает систему органов, а потом, если хочется, можно закрепить произвольный промежуточный элемент в учредительном документе. ст 58 гк:

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом. Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц. 2. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. 3. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.). 4. Отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах. 1 вариант: отсутствие органов ю.л. – возможно лишь в случаях, предусмотр в законе- только ГК! Участники ю.л. действуют от своего имени- полное товарищество и товарищество на вере. Общее правило6 любой полное товарищество действует от имени товарищества без доверенности. 2 вариант- через органы;

Виды Органов: 1. Волеформирующие: – Общее собрание или Конференция или Собрание акционеров ( не реже 1 раза в год). Собрания нет, когда участник 1 Всегда коллегиальный орган, за исключением корпорации 1 лица! 2. Примерно – контролирующие: – Совет Директоров (для контроля над волереализующими); – Наблюдательный совет – периодически созываемый орган- несколько человек из общего собрания всегда. 3. Волереализующие ( исполнительные органы)- как коллегиальные, так и единоличные: – Дирекция и Директор – Правление Схема управления в корпоративных организациях Сходная схема управления корпорациями: – высший орган – общее собрание участников (съезд); комм орг.: производ кооперат ( число более 100) Искл, когда 1 уч-к (АО, ООО)- нет общего собрания – коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), Совет Директоров – орган Контроля за деят-тью исполнит орг если предусмотрен ГК, законом или уставом; – исполнительные органы – единоличный ( обязательный- именно он совершает сделки от имени ю.л.) – Ген Директор, председат был раньше; и коллегиальный (если таковой предусмотрен ГК, законом или уставом) 29.Способы и порядок создания юридических лиц.

Способы создания юридических лиц:

-распорядительный(по распоряжению учредителя, регистрации не требуется. Существовал в СССР)

-разрешительный (прежде чем создать юридическое лицо, необходимо получить предварительное разрешение органов государственной власти)

-нормативно-явочный (не нужно получать разрешение, учредителем является уполномоченный государственный орган и изъявляют инициативу представить необходимые документы и если с их стороны нет нарушение законодательства ,то  юридическое лицо регистрируется.)

У нас по закону больше явочный, так как нет в законе требований к документам

– утвердить устав,

-о порядке и способе образования имущества,

-об избрании органов юридического лица

2. разработать учредительные документы. Устав ,кроме хозяйственных товариществ (учредительный договор). Учредительный договор это гражданско-правовой договор ,который заключается всеми учредителями.Начинает действовать с момента подписания. Не только регулирует деятельность товарищества, но и отношения между учредителями по созданию товарищества. Устав утверждается на общем собрании. Подписывается председателем и секретарем. Действует только с момента регистрации юридического лица и регулирует только деятельность юридического лица. В 2014 Появилась возможность осуществлять деятельность на основе типового устава. Учредительные документы сдаются в регистрирующий орган. В них можно вносить изменения, которые приобретают силу только после регистрации уполномоченным органом.

3.Регистрации юридического лица является созданным только с момента регистрации. Регистрирующий орган проверяет Правильно ли все сделали учредители и признает юридическим лицом. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ в сведения о юридическом лице. Реестр общедоступный. В Nalog.ru надо получить выписку. Статья 50прим 1 презумпция достоверности сведений указанных в реестре. Регистрирующий орган фнс.

Заявителями могут быть:

-руководитель постоянно действующего исполнительного органа,

-иное лицо, которое может без доверенности обращаться,

– учредитель или учредитель,

-руководитель юридического лица, выступающие учредителем создаваемого юридического лица,

-посредником может быть нотариус.

– заявления о регистрации (если заявление подает не заявитель, то подпись на заявлении нотариально удостоверяется)

-решение о создании юридического лица,

-учредительные документы в двух экземплярах,

-устав должен быть прошит и подпись того кто подает заявление,

-документы об уплате госпошлины 4000 руб..

Документы можно подать лично, по почте, через портал госуслуг, через МФЦ. Сроки 3 дня с момента получения документов.

Больше проверок:  Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 210 "Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (с изменениями)

Могут отказать в регистрации если :

-не предоставить все документы,

-если предоставить его в ненадлежащее органы,

-если учредитель создаваемого юридического лица находится в процессе ликвидации,

-несоблюдение нотариальной формы документов, если необходимо,

-заявление подписано неуполномоченным лицом,

-несоответствие наименования требованиям закона

-и другие основания носящий частичный характер.

Отказ может быть обжалован в суд

Значение органов юридического лица

Правоспособность
и дееспособность юридического лица
реализуются через его органы, формирующие
и выражающие вовне его волю как
самостоятельного субъекта права.
Согласно
п.
1 ст. 53 ГК РФ: «Юридическое
лицо приобретает гражданские права и
принимает на себя гражданские обязанности
через
свои органы, действующие в соответствии
с законом, иными правовыми актами и
учредительными документами».
В
ряде случаев интересы юридического
лица могут выражать и иные лица.
Например, субъекты, не являющиеся
органами юридического лица, могут
представлять его интересы на основании
доверенности.
В учредительных документах юридического
лица может быть указано право определенных
лиц действовать от его имени без
доверенности (например, заместителя
директора). Действия
работников юридического лица по
исполнению его обязательств считаются
действиями самого юридического
лица (ст. 402
ГК РФ).

Органы
юридического лица не только осуществляют
управление его деятельностью, но и
выступают в имущественном обороте от
его имени, иначе говоря,
их действия признаются действиями
самого юридического лица. Они
составляют часть юридического лица
и
не
являются
самостоятельными субъектами права (в
отличие от представителей, которые тоже
могут выступать от имени юридического
лица по его поручению, и от полных
товарищей, предпринимательская
деятельность которых признается
деятельностью соответствующего
товарищества в целом).
Поэтому для совершения сделок от имени
юридического лица они не нуждаются в
доверенности.

Виды органов юридического лица

1.​  единоличные (директор,
генеральный директор, президент,
председатель правления и т.п.)

2.​ коллегиальные (правление,
наблюдательный или попечительский
совет, общее собрание).

1.
«волеобразующие органы» – органы
юридического лица, которые формируют
его волю
(общее
собрание участников, совет директоров
(наблюдательный совет) и иные коллегиальные
органы)

2.
«волеизъявляющие органы» – органы,
которые одновременно и формируют волю,
и выражают ее вовне в имущественном
обороте (единоличные
исполнительные органы – генеральный
директор, директор, президент, председатель
и т.п.)

По
действиям волеизъявляющих органов
можно судить о воле возглавляемого ими
юридического лица.
Однако деятельность исполнительных
органов не ограничивается исполнением
указаний волеобразующих органов, ведь
они обладают и самостоятельной
компетенцией – возглавляют текущую
деятельность юридического лица. В таких
случаях исполнительный орган является
одновременно и волеобразующим, и
волеизъявляющим.

Волеобразующие
органы состоят из участников юридического
лица (общее собрание) либо избираются
ими (совет директоров). Исполнительные
органы юридического лица формируются
в результате их избрания или назначения
самими участниками (участником) либо
уполномоченным ими органом (к примеру,
советом директоров).

Ответственность органов юридического лица

В
случае, если
орган юридического лица при совершении
сделки от имени этого юридического лица
превысит определенные для него
учредительными документами полномочия,
юридическое лицо получает возможность
защиты от таких действий посредством
иска о признании сделки
недействительной (ст. 174
ГК РФ). Органы
юридического лица обязаны действовать
от его имени добросовестно и разумно
– п.3
ст. 53 ГК РФ. В
случае, если своими действиями орган
юридического лица причинит организации
убытки, на него возлагается обязанность
по их возмещению. Но
юридическое лицо отвечает за действия
своих наемных работников, совершенные
ими в пределах своих трудовых (служебных)
обязанностей, как за свои собственные (п.
1 ст. 1068 ГК РФ), т.к. такие действия тоже
совершаются во исполнение указаний
(воли) этого юридического лица.

В
силу пункта 5 статьи 10 ГК РФ истец должен
доказать наличие обстоятельств,
свидетельствующих о недобросовестности
и (или) неразумности действий (бездействия)
директора, повлекших неблагоприятные
последствия для юридического лица.

!
Самостоятельно ознакомьтесь с пп.1-3
Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013
N 62 “О некоторых вопросах возмещения
убытков лицами, входящими в состав
органов юридического лица”

Соседние файлы в папке Гражданское право

Понятие, функции, виды. Представительства и филиалы.

Правоспособность
и дееспособность юридического лица
реализуются через его органы (п. 1 ст. 53
ГК), формирующие и выражающие вовне его
волю как самостоятельного субъекта
права.

Органы
юридического лица не только осуществляют
управление его деятельностью, но и
выступают в имущественном обороте от
его имени, иначе говоря, их действия
признаются действиями самого юридического
лица. Они составляют часть юридического
лица и не являются самостоятельными
субъектами права (в отличие от
представителей, которые тоже могут
выступать от имени юридического лица
по его поручению, и от полных товарищей,
предпринимательская деятельность
которых признается деятельностью
соответствующего товарищества в целом).
Поэтому для совершения сделок от имени
юридического лица они не нуждаются в
доверенности.

Органы
юридического лица могут быть единоличными
(директор, генеральный директор,
президент, председатель правления и
т.п.) и коллегиальными
(правление, наблюдательный или
попечительский совет, общее собрание).
Коллегиальные органы обязательно
создаются в корпоративных юридических
лицах, построенных на началах членства
(товариществах и обществах, кооперативах,
общественных организациях, ассоциациях
и союзах). Высшим органом здесь всегда
является общее собрание их участников.
Они, впрочем, могут создаваться и в
фондах (попечительские советы), и в
учреждениях (например, в научных и
образовательных), не относящихся к
корпоративным организациям.

Органы
юридического лица могут создаваться
для формирования его воли (“волеобразующие
органы”)
и для одновременного выражения его воли
вовне, по отношению ко всем третьим
лицам – участникам имущественного
оборота (“волеизъявляющие”,
или исполнительные, органы).
К числу первых относятся прежде всего
общие собрания и иные коллегиальные
органы, волю которых как волю юридического
лица должны затем осуществлять
соответствующие исполнительные органы.

Вместе
с тем исполнительные (волеизъявляющие)
органы одновременно всегда являются и
волеобразующими. Их деятельность не
ограничивается только строгим исполнением
воли, сформированной иными органами
юридического лица. Более того, в унитарных
предприятиях, а также во многих видах
учреждений единоличный руководитель
(директор) одновременно является
единственным волеобразующим и
волеизъявляющим (исполнительным)
органом. Поэтому закон требует, чтобы
волеизъявляющие органы юридического
лица действовали добросовестно и
разумно, руководствуясь его интересами
(п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований
на них может быть возложена обязанность
по возмещению причиненных юридическому
лицу убытков за счет своего личного
имущества. Поскольку, однако, речь идет
о внутренних взаимоотношениях юридического
лица и его органа, такие противоправные
действия последнего не могут служить
основанием для признания недействительными
сделок, заключенных этим органом от
имени юридического лица с третьими
лицами.

Единоличные
органы либо
назначаются учредителями (например,
собственником имущества унитарного
предприятия или учреждения или
уполномоченным им органом), либо
избираются участниками (учредителями)
юридического лица или созданным ими
коллективным органом (советом, правлением).
Коллективные
органы
либо избираются всеми участниками
(учредителями) (совет директоров,
правление), либо состоят из них (общее
собрание, попечительский совет). Состав
и компетенция органов юридических лиц,
а также порядок их формирования
(назначение или избрание) определяется
законодательством и учредительными
документами.

Представительства
и филиалы (см. схему).
Юридическое
лицо может испытывать потребность в
постоянном совершении каких-либо
действий за пределами своего основного
места нахождения. С этой целью оно
вправе создать в другом месте свое
обособленное подразделение в виде
представительства или филиала.
Представительство
создается для представления и защиты
интересов юридического лица, т.е. с целью
постоянного совершения для него
определенных юридических действий (п.
1 ст. 55 ГК), например, в центре того или
иного региона. Филиал
создается для осуществления всех или
определенной части функций (целей)
юридического лица, включая и цели
представительства (п. 2 ст. 55 ГК). Другими
словами, филиал занимается той же
деятельностью, что и создавшее его
юридическое лицо, но одновременно может
осуществлять и функции его представительства.
В этой роли может выступать, например,
отдельно расположенный цех или иное
производство, отделение банка и т.п.
Филиалами иногда могут становиться и
вполне самостоятельные в экономическом
или в структурном смысле организации,
если их учредитель – юридическое лицо
считает необходимым сохранить полный
контроль (и полную ответственность) за
их деятельностью.

Создавшие
представительство или филиал юридические
лица передают им некоторое имущество
(обязательно указывая об этом в своих
учредительных документах для того,
чтобы об этом знали потенциальные
кредиторы) и утверждают положения,
определяющие содержание и порядок их
деятельности. Однако это имущество
остается принадлежащим создавшему их
юридическому лицу. Ведь представительства
и филиалы являются обособленными
подразделениями, т.е. частями создавших
их юридических лиц. Не будучи
самостоятельными юридическими лицами,
они не могут иметь собственного имущества
и, следовательно, не в состоянии сами
участвовать в гражданском обороте. В
свою очередь, отсутствие у них гражданской
правосубъектности лишает их действия
юридического (гражданско-правового)
значения.

Для
осуществления представительских и иных
юридических функций от имени юридического
лица последнее должно выдать доверенность
назначенному им руководителю (директору)
своего представительства или филиала
(абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК), т.е. конкретному
физическому лицу (поскольку выдать
доверенность своему подразделению,
иначе говоря, вступить с ним в
гражданско-правовые отношения
представительства невозможно из-за
отсутствия у него гражданской
правосубъектности). Руководитель
представительства или филиала на
основании выданной ему доверенности
действует от имени и в интересах
юридического лица (а не “от имени”
филиала или представительства).

Больше проверок:  Акт налоговой проверки

Соседние файлы в предмете Гражданское право

Орган
юридического лица – его структурное
подразделение, вырабатывающее его волю
и осуществляющее правоспособность и
дееспособность юридического лица в
отношениях со всеми другими лицами,
поэтому он не может вступать в договорные
отношения с этим же юридическим лицом
и иметь субъективные права и обязанности,
обособленные от субъективных гражданских
прав и обязанностей самого юридического
лица .

1.
Различают единоличные и коллегиальные
органы юридического лица. Единоличными
органами юридического лица являются
директор, управляющий, председатель
правления, начальник и т. п. Такой орган
самостоятельно формирует волю юридического
лица и выражает ее во вне или выполняет
волю, выработанную коллегиальным
органом.

Коллегиальным
органом юридического лица может быть
президиум, правление, совет и т. п. В
корпоративных организациях (хозяйственных
обществах и товариществах, кооперативах,
общественных объединениях и т. п.) высшим
органом управления является общее
собрание участников или собрание
уполномоченных.

2.
Органы юридического лица формируются
по-разному:

назначаются
собственником имущества юридического
лица;

нанимаются
по контракту с собственником имущества
юридического лица или органом, им
уполномоченным.

Состав
органов, пределы их компетенции, порядок
назначения или избрания в виде общего
правила определены законами, другими
актами законодательства о данном виде
юридических лиц и учредительными
документами юридического лица.

3.
В полном товариществе каждый участник
вправе действовать от имени товарищества,
если учредительным договором не
установлено, что все его участники ведут
дела совместно либо ведение дел поручено
отдельным участникам (п.1 ст. 69 ГК).

4.
В коммандитном товариществе управление
деятельностью коммандитного товарищества
осуществляется полными товарищами по
правилам о полном товариществе (п.1 ст.83
ГК).

5.
Органы хозяйственного общества и
управления в хозяйственном обществе
определены ст.ст. 33-55 главы 4 Закона о
хозяйственных обществах. Органами
хозяйственного общества являются органы
управления хозяйственного общества и
его контрольные органы. Порядок
образования органов хозяйственного
общества, избрания их членов определены
названным Законом, иными законодательными
актами и учредительными документами
хозяйственного общества. Высшим органом
управления хозяйственного общества
является общее собрание участников
хозяйственного общества. В нем также
образуются:

совет
директоров (наблюдательный совет) – в
соответствии с Законом о хозяйственных
обществах и учредительными документами;

исполнительный
орган (коллегиальный исполнительный
орган – правление или дирекция) и (или)
едино-личный исполнительный орган
(директор или генеральный директор).
Совет директоров (наблюдательный совет),
исполнительный и контрольный органы
подотчетны общему собранию участников
хозяйственного общества (ст. 33 Закона
о хозяйственных обществах). К компетенции
исполнительного органа хозяйственного
общества относится решение всех вопросов,
за исключением тех из них, которые не
составляют исключительную компетенцию
других органов управления этого общества,
определенную Законом о хозяйственных
обществах и учредительными документами
хозяйственного общества.

6.
В производственном кооперативе высшим
органом управления кооперативом является
общее собрание его членов, исполнительными
органами – правление и (или) его
председатель. Они осуществляют текущее
руководство деятельностью кооператива
и подотчетны наблюдательному совету и
общему собранию членов кооператива
(п.1 ст.110 ГК).

7.
В отличие от корпораций унитарные
предприятия управляются только одним
органом – единоличным руководителем
(директором, управляющим, начальником
и т.п.), который назначается собственником
имущества либо уполномоченным
собственником органом и ему подотчетен
(п.4 ст.113 ГК). В соответствии с
законодательством с руководителем
предприятия заключается контракт, в
котором определяются права, обязанности
и ответственность руководителя
предприятия, условия его материального
обеспечения и освобождения от занимаемой
должности с учетом гарантий, предусмотренных
законодательством.

Руководитель
унитарного предприятия решает
самостоятельно все вопросы деятельности
предприятия, за исключением отнесенных
законодательством и уставом предприятия
к компетенции собственника или
уполномоченного им органа.

8.
Общественные объединения (Закон
Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «Об
общественных объединениях»), политические
партии (Закон Республики Беларусь от
19 июля 2005 г. «О политических партиях»),
религиозные организации (см. Закон
Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г.
«О свободе вероисповеданий и религиозных
организациях»), другие общественные
образования, являющиеся юридическими
лицами, имеют свои органы, определенные
их уставами (положениями).

11.
Во внешних отношениях с другими
хозяйствующими субъектами юридическое
лицо может действовать через своих
представителей, которым руководитель
юридического лица выдает доверенность.

4.
Создание юридических лиц

Юридические
лица создаются по воле их учредителей.
В интересах всех участников рыночных
отношений государство осуществляет
контроль за соблюдением законности
создания новых участников гражданского
оборота посредством обязательной
государственной регистрации юридических
лиц (ст.47 ГК). Юридические лица могут
создаваться собственником имущества
или уполномоченным им органом (учреждения,
унитарные предприятия), учредителями
создаваемого юридического лица
(хозяйственные товарищества и общества,
кооперативы, общественные и религиозные
организации (объединения), ассоциации
и союзы, учредители фондов, которые
после образования фонда непосредственного
участия в их деятельности не принимают.

В
зависимости от особенностей, которыми
обладают юридические лица соответствующих
видов, законодательством определен
порядок или способ создания юридических
лиц: 1)распорядительный,
2)разрешительный и
3)явочно-нормативный.

1)Суть
распорядительного
способа создания
юридических лиц состоит в том. что
юридическое лицо создается (возникает)
по распоряжению (решению) собственника
имущества или уполномоченного им органа.
В таком порядке возникают государственные
юридические лица.

2)В
разрешительном
порядке создаются юридические лица по
инициативе граждан или каких-либо
организаций, но после получения на это
согласия компетентного органа государства.
Соответствующий орган, во-первых,
проверяет, соблюдено ли законодательство
о создании такого вида юридических лиц,
во-вторых, независимо от положительного
ответа на этот вопрос принимает решение,
следует ли разрешить создание данной
организации, пользующейся правом
юридического лица. В разрешительном
порядке обра-зуются жилищно-строительные
кооперативы.

3)
При явочно-нормативном
порядке создания юридического лица не
требуется разрешения на образование
юридического лица данного вида, поскольку
оно разрешено законодательством.
Граждане или организации вправе свободно
по своему усмотрению образовать
юридическое лицо. Орган государства
должен лишь проверить соблюден ли
установленный законодательством порядок
образования таких юридических лиц. В
явочно-нормативном порядке образуются
частные унитарные предприятия,
хозяйственные товарищества и общества,
производственные кооперативы, политические
партии, профессиональные союзы и иные
общественные объединения, фонды на
основе добровольных имущественных
взносов (преследующие социальные,
благотворительные, культурные,
образовательные или иные общественно
полезные цели), объединения юридических
лиц (ассоциации и союзы).

Независимо
от способа создания все юридические
лица подлежат государственной регистрации
в порядке, определяемом законодательными
актами. Юридическое лицо считается
созданным с момента его государственной
регистрации.

С
1 февраля 2009 года в соответствии с
Декретом Президента Республики Беларусь
от 16 января 2009 N 1 “О государственной
регистрации и ликвидации (прекращении
деятельности) субъектов хозяйствования”
регистрация субъектов хозяйствования
(кроме банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций)
осуществляется по заявительному
принципу. Декрет N 1 устанавливает, что
государственная регистрация субъектов
хозяйствования осуществляется на
основании заявительного принципа в
день подачи документов, необходимых
для ее проведения (подп. 2.1 п. 2), но не
раскрывает значение самого термина
“заявительный принцип”. Вместе с
тем анализ отдельных норм Положения о
государственной регистрации (пункты
18, 22 – 25) позволяет сделать вывод, что
заявительный принцип государственной
регистрации субъектов хозяйствования
предполагает:

1)
подачу заявления о государственной
регистрации с подтверждением того, что
заявителем (заявителями) соблюдены
установленные законодательством
требования к создаваемому (реорганизуемому)
юридическому лицу (его учредителям
(участникам), собственникам имущества,
руководителям) и порядку его создания
либо к физическому лицу, регистрирующемуся
в качестве индивидуального предпринимателя;

2)
презумпцию достоверности всех сведений,
указанных заявителем (заявителями) в
заявлении о государственной регистрации
и прилагаемых к нему документах,
следовательно, не допускается отказ
регистрирующего органа от проверки
этих сведений, а также от содержательного
анализа уставов коммерческих и
некоммерческих организаций (учредительных
договоров – для коммерческих организаций,
действующих только на основании
учредительных договоров), а также
изменений и (или) дополнений в них (ч. 1
п. 22 Положения о государственной
регистрации);

3)
возможность неосуществления государственной
регистрации субъекта хозяйствования
регистрирующим органом только по
формальным и исчерпывающим основаниям
(непредставление всех необходимых
документов; нарушение требований к
оформлению заявления о государственной
регистрации, установленных Положением
о государственной регистрации; обращение
за государственной регистрацией в
ненадлежащий регистрирующий орган) (ч.
1 п. 23 Положения о государственной
регистрации);

4)
возложение на заявителя (заявителей)
ответственности за достоверность
сведений, указанных в документах,
представленных в регистрирующий орган
для государственной регистрации субъекта
хозяйствования, включая заявление о
государственной регистрации (ч. 1 п. 25
Положения о государственной регистрации);

5)
возможность признания недействительной
государственной регистрации субъекта
хозяйствования и взыскания доходов от
его деятельности в местный бюджет в
случае, если государственная регистрация
субъекта хозяйствования осуществлена
на основании заведомо ложных сведений
(ч. 2 п. 25 Положения о государственной
регистрации).