Контроль деятельности судебных приставов
Система контроля за судебными приставами в России включает в себя несколько уровней и должностей. Основную роль в этой системе играет Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Роль Генеральной прокуратуры
Указанием от 19.09.2022 N 521/7 было установлено, что следующие лица и органы обязаны осуществлять контроль за судебными приставами:
- Заместители Генерального прокурора России.
- Начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры.
- Прокуроры субъектов Российской Федерации.
- Специализированные прокуроры.
- Прокуроры городов, районов и других территориальных единиц.
- Прокурор комплекса Байконур.
Эти лица обязаны:
- Организовать системный прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов.
- Требовать строгое соблюдение законов и применять необходимые меры в случае нарушений.
- Обеспечить фактическое исполнение судебных актов.
- Вести проверки и обращать внимание на соблюдение принципов исполнительного производства.
Надзор за судебными приставами
Прокуроры при осуществлении надзора должны уделить особое внимание:
- Правам и интересам взыскателей и должников.
- Соблюдению законодательства при исполнении особых категорий исполнительных производств.
- Социально уязвимым группам граждан.
Таким образом, Генеральная прокуратура и другие надзирающие органы играют ключевую роль в контроле за деятельностью судебных приставов, обеспечивая исполнение законов и защиту прав граждан.
Контроль за деятельностью судебных приставов
При проведении контроля за деятельностью судебных приставов необходимо обращать особое внимание на следующие аспекты:
Рассмотрение жалоб
- Качественное и всестороннее рассмотрение жалоб на действия судебных приставов, особенно по обращениям социально уязвимых категорий населения.
Эффективность работы
- Эффективность службы судебных приставов при выполнении судебных постановлений по искам прокуроров.
- Соблюдение законодательства при реализации исполнительных документов о возмещении ущерба государству, выданных на основании судебных актов по искам прокуроров.
- Соблюдение законности при исполнении судебных актов о взыскании штрафа, назначенного за совершение преступления.
Контроль над юридическими лицами
- Надлежащее выполнение приставами функции по контролю за юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности.
Особый контроль
- Осуществление контроля за восстановлением прав лиц, по которым ошибочно совершались исполнительные действия.
- Быстрое реагирование на подобные ошибки и возврат неправомерно взысканных денежных средств.
Прокурорский надзор
- Изучение неоконченных исполнительных производств и исключение фактов их изъятия и истребования в прокуратуру.
Рассмотрение обращений
- Тщательная проверка всех доводов заявителей при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства.
- Принятие решения о направлении обращений вышестоящим должностным лицам в исключительных случаях.
При проведении контроля за работой судебных приставов необходимо обеспечить соблюдение законности и защиту прав граждан, особенно социально уязвимых категорий населения.
Недопустимость направления жалоб в ФССП России
Не допускать направление в подразделения ФССП России жалоб на действия (бездействие) и решения их должностных лиц, подлежащих разрешению в порядке статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ). По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении.
Пресечение неправомерного отчуждения имущества
Для пресечения неправомерного отчуждения должниками имущества проверять своевременность совершения должностными лицами службы судебных приставов исполнительных действий, в том числе при установлении запрета на совершение регистрационных действий и наложении ареста на имущество должников.
Чек-лист для предотвращения неправомерного отчуждения имущества
- Проверить совершение должностными лицами службы судебных приставов исполнительных действий.
- Установить запрет на совершение регистрационных действий и наложение ареста на имущество должников.
Осуществление прокурорского надзора
При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, необходимо проверять соблюдение налоговыми органами определенной статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.
Важные аспекты прокурорского надзора
- Проверка соблюдения налоговыми органами обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества.
- Контроль за установленными условиями наложения ареста.
Качественная подготовка актов прокурорского реагирования
Обеспечить качественную подготовку актов прокурорского реагирования, контроль за их рассмотрением, полнотой и эффективностью принятых мер, фактическим устранением нарушений законодательства и восстановлением нарушенных прав. Вносить представления об устранении нарушений законов в адрес главных судебных приставов по региону с постановкой вопроса о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
Повышение Эффективности Прокурорского Надзора
1. Защита Прав Граждан и Организаций
Данную статью прокурорского надзора необходимо использовать для добивания защиты прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и публично-правовых образований. Это включает проведение работы в рамках гражданского, административного и арбитражного судопроизводства с учетом имеющихся процессуальных полномочий.
1.1. Судебные Постановления и Действия Органов
Прокурор обязан своевременно оспаривать в судебном порядке постановления и действия (или бездействие) органов принудительного исполнения и их должностных лиц.
1.2. Дела об Административных Правонарушениях
При наличии оснований необходимо возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. Регрессные Требования
2.1. Возмещение Вреда
При возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, вызванного в результате виновных действий судебного пристава-исполнителя, необходимо рассмотреть вопрос о предъявлении регрессных требований к виновному лицу.
3. Контроль и Надзор
3.1. Исполнение Судебных Решений
Прокурор должен осуществлять контроль за исполнением судебных решений, возбужденных прокурорами в защиту прав граждан, интересов Российской Федерации и других юридических субъектов.
3.2. Анализ и Отчетность
Не реже одного раза в полугодие прокурору необходимо анализировать практику прокурорского надзора. Докладные записки о состоянии законности и результатах надзорной деятельности представляются в соответствии с установленными сроками.
3.3. Представление в Докладных Записках
Количество внесенных и рассмотренных актов прокурорского реагирования, а также количество лиц, чьи права были восстановлены, должны отражаться в докладных записках с обязательным учетом всех факторов.
Акцент на защите прав граждан и эффективном контроле над исполнением судебных решений значительно повышает роль прокурорского надзора в обеспечении законности и защите интересов общества.
3. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации деятельность в указанной сфере осуществлять:
Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства — в части организации надзора за соблюдением законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в данной сфере; за деятельностью отдела судебных приставов по федеральной территории «Сириус»;
Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью — в части организации надзора за соблюдением законодательства при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности органами дознания ФССП России;
Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел — в части организации надзора за соблюдением законодательства при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности Управлением по организации дознания ФССП России;
Главному гражданско-судебному управлению — в части организации передачи копий вступивших в законную силу или обращенных к немедленному исполнению судебных постановлений по удовлетворенным искам прокурора в подразделение, инициировавшее предъявление иска, а также направления исполнительных документов, подлежащих выдаче прокурору как взыскателю, в подразделение прокуратуры, осуществляющее организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных постановлений, для контроля за их исполнением;
Главному уголовно-судебному управлению — в части организации информирования надзирающих за деятельностью органов принудительного исполнения прокуроров о вступивших в законную силу судебных решениях по уголовным делам, в рамках которых удовлетворен гражданский иск, предъявленный в порядке части 3 статьи 44 УПК РФ.
3.1. В подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленных в пункте 3 указания, обобщать состояние законности и прокурорского надзора в пределах компетенции. Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел, Главному гражданско-судебному управлению, Главному уголовно-судебному управлению предоставлять информацию в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства каждое полугодие к 10 февраля и 10 августа, которому докладывать о результатах курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации каждое полугодие к 20 февраля и 20 августа.
4. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».
5. Настоящее указание опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
В процессе своей работы судебные приставы подчиняются вышестоящим лицам, которые осуществляют надзор за их деятельностью, принимают жалобы от граждан, юридических лиц, реагируют на нарушение интересов. Как контролируется работа представителей ФССП, и куда можно пожаловаться на неправомерные решения, бездействие?
Нормативное регулирование
Деятельность этой службы регламентируется федеральным законом об исполнительном производстве, гражданским законодательством. В ФЗ указываются права и обязанности, ответственность лиц, способы осуществления деятельности, процессуальная документация.
А также сотрудники ФССП обязаны подчиняться другим нормативным актам, например, правительственным постановлением об обеспечении должностных лиц стрелковым оружием, форменной одежде и знаках отличия, указам Президента.
На государственном уровне лица подчиняются Основному закону. Представители службы обязаны выполнять судебные постановления, в частности, предпринимать все меры для поиска имущества ответчика.
Должностные обязанности пристава
В их перечень входит следующее:
Основная обязанность сотрудника ФССП – предпринимать действия для выполнения судебных предписаний.
На что имеет право пристав
Законодатель предусмотрел широкие правомочия:
Пришло письмо от судебных приставов, что судебное взыскание по кредиту отменено, может ли пристав впоследствии опять возобновить производство?
Проверьте на сайте ФССП, по какой причине окончено или прекращено исполнительное производство. Если вы этот долг не погашали, то скорее всего это будет статья ст. 46 ч. 1 п. 3. — возвращение исполнительного документа взыскателю. Если взыскатель вернет лист обратно судебному приставу, то производство восстановится.
Задайте вопрос, который интересует именно вас — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-57-94 (Бесплатная горячая линия).
Это быстро и бесплатно!
Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист судебному приставу, в банк, где открыты счета должника или в бухгалтерию работодателя, если должник физическое лицо.
По исполнительному листу удержали 50% от зарплаты, но о том, что банк подал в суд я не знал. Что можно в такой ситуации предпринять?
Если сумма долга, не превышает 500 тыс. рублей, то скорее всего судом был вынесен судебный приказ. Необходимо обратиться в суд за отменой судебного приказа и получить соответствующее определение, которое будет основанием для прекращения ИП. Но после отмены судебного приказа банк вправе обратиться в суд для взыскания долга. Ваше право присутствовать на этом процессе и заявить о снижении неустойки.
Контроль за приставами внутри структуры
Права представителей ФССП ограничены законодательством. Для соблюдения интересов сторон осуществляется надзор за судебными приставами. Для этого существует старший сотрудник, занимающийся организацией деятельности своих подчиненных.
Главная инстанция над судебными приставами – управление ФССП. Вы можете обратиться туда, если старшее должностное лицо отказалось удовлетворить вашу жалобу.
Практика показывает, что безрезультатное обращение к старшему приставу – повод написать заявление в органы прокуратуры.
Иерархия внутри отдельного подразделения
Территориальные органы возглавляются руководителем – главным судебным приставом, полномочия которого распространяются на субъект государства. Он назначается по приказу от Министерства юстиции. У главного пристава есть заместители, назначаемые на государственную службу приказом, изданным ФССП.
В обязанности руководителя входит:
На уровне районов действуют районные и межрайонные подразделения.
Роль центрального аппарата в осуществлении надзора
Этот орган также контролирует работу судебных приставов и, в свою очередь, делится на управления:
Главный над судебными приставами в России осуществляет свою деятельность именно в Центральном аппарате. Он назначается Президентом имеет пять заместителей для осуществления надзора.
Орган контролирует отдельные исполнительные производства при подаче жалоб, организует дознание при подозрении на преступление, защищает государственную тайну, проверяет деятельность исполнителей на местах, своевременное выполнение ими своих обязанностей. При необходимости сотрудники имеют право снимать с должности лиц, уклоняющихся от возложенных обязательств.
Указ Президента о судебных приставах – ключевые изменения
Жалоба на судебных приставов: кто может помочь
Обязанности главного судебного пристава
В полномочия этого должностного лица входит:
Суть прокурорского надзора и наблюдения
За деятельностью службы следят не только вышестоящие должностные лица, но и другие ведомства. Еще один надзорный орган за судебными приставами – Генеральная прокуратура. Ее представители следят за выполнением предписаний законов, соблюдением прав граждан, принимают жалобы от физических, юридических лиц.
во время этого прокуроры инициируют проверки в главных и территориальных органах, предписывают устранить выявленные нарушения, привлечь виновных лиц к ответственности.
Надзорные задачи за действиями приставов-исполнителей
Основными функциями выступает:
Меры реагирования
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами предусматривает мероприятия в ответ на поступление жалоб и заявлений от участников процесса. Они могут быть следующими:
Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.
Протест выносится должностному лицу или в суд, рассматривается в течение 10 дней с момента его подписания. Результаты выполненных мер прокурор получает в виде отчета в письменном виде.
Представление направляется лицу, уполномоченному устранять нарушения, документ подлежит незамедлительному выполнению. Если при прокурорской проверке в деяниях будет выявлен состав преступления, выносится постановление о направлении документов в органы следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Кроме того, прокурор имеет право вынести постановление о рассмотрении дела в рамках административного производства.
Предостережение выносится в письменном виде, если есть угрозы совершения противоправных деяний, направляется должностным лицам. Если предписания, указанные в документе, не выполняются, сотрудник привлекается к ответственности.
Меры воздействия
Прокурор во время исполнительного производства, его проверки, обладает широкими полномочиями. К ним относится:
Роль Генеральной прокуратуры в осуществлении контроля
К основным функциям относится:
Роль суда
Решения этого органа являются обязательными и незамедлительными для выполнения. Суд выдает взыскателю исполнительный лист, на основании которого возможно принудительное исполнение предписаний. Документ направляется судебному приставу по месту нахождения имущества должника и совершения исполнительных действий.
В течение трех дней должностное лицо обязано утвердить постановление о возбуждении производства и направить его ксерокопии сторонам.
Если ответчик или истец утверждают, что представитель ФССП нарушил их законные интересы, бездействует, предпринимает недостаточно мер для поиска имущества, выполнения финансовых обязательств, в суд направляется жалоба. Орган предпишет устранить нарушения или отстранить исполнителя от выполнения обязанностей и назначить другого пристава.
Процедура подачи жалобы
Если ваши права нарушены, заявление – предоставляемая законом возможность их восстановить. Существует три способа – оставить обращение по телефону горячей линии, написать от руки или на компьютере с передачей лично в отделение или отправить в электронном виде.
Для надежности рекомендуется использовать сразу несколько способов. Документ направляется в течение 10 дней с момента, когда заявитель узнал о нарушенном праве. Рассмотрение осуществляется в аналогичный период, после чего выносится решение.
В управление старшему приставу
При составлении документа укажите:
Документ можно подать лично или в электронном виде. Четко указывайте требования и обстоятельства дела, в отношении которых будет проводиться проверка. Чтобы узнать данные старшего лица, свяжитесь со своим судебным приставом, он обязан предоставить его телефон, Ф. И. О.
В прокуратуру
Этот способ защиты интересов считается более эффективным. Подавать бланк можно без предварительного урегулирования вопроса со старшим судебным приставом. Период рассмотрения – до 30 дней. После проведения проверки прокурор публикует предостережение с требованием устранить нарушения, отменяет неправомерные решения или выносит представление.
На основании требований контролирующего органа к приставу применяется взыскание дисциплинарного характера. Образец заявления в органы прокуратуры предусматривает:
В районный суд
Если вышеперечисленные меры не дали результата, подается заявление в инстанцию по месту трудовой деятельности должностного лица. Обратите внимание, что это возможно только после досудебного урегулирования проблемы. Вы можете подать бланк даже после пропуска сроков обжалования. Одновременно к этому обращению приложите заявление о восстановлении пропущенных процессуальных периодов. Жалоба рассматривается в десятидневный период, выходные дни не учитываются.
По результатам рассмотрения вопроса назначается дата судебного заседания, на которое приглашаются стороны и представитель органа прокуратуры. После заслушивания доводов лиц, предъявления доказательств, изучения документов оформляется решение. Суд может не только восстановить нарушенное право заявителя, но и назначить ему компенсационную выплату за причинение морального вреда (для ее получения рекомендуется воспользоваться услугами адвоката).
Документ заполняется более подробно, чем бланки для прокуратуры и старшего пристава. В нем указывается:
Таким образом, контроль над деятельностью судебных приставов осуществляется старшими должностными лицами из ФССП, органами прокуратуры и судом. При возникновении сомнений в правомерности действий сотрудника у сторон есть право подать жалобу во все эти инстанции с соблюдением процессуальных сроков и установленной формы обращения.
Судебные приставы — кто их контролирует?
Общий контроль за деятельностью ФССП осуществляет Минюст РФ, прокуратура. В полномочия прокуратуры входит проверка обращения граждан и организаций на действия приставов, вынесение предписаний по фактам нарушений, привлечение виновных лиц к ответственности. Минюст РФ занимается разработкой нормативной базы, готовит поправки в законодательство о работе приставов. Также контрольные и надзорные функции за деятельностью ФССП осуществляют суды.
Кто может контролировать работу судебных приставов
Деятельность приставов осуществляется по двум направлениям – ведение исполнительных производств и обеспечение порядка в судах. При ведении производств рядовые приставы подконтрольны вышестоящим должностным лицам ФССП. Например, пристава контролирует руководитель подразделения ФССП (старший судебный пристав). Общие контроль за работой подразделений и их сотрудников осуществляют должностные лица Управлений ФССП, главный судебный пристав России.
В части ведения исполнительных производств контроль и надзор за работой приставов осуществляют:
Из перечисленных органов только Минюст не занимается проверками обращений граждан, так как осуществляет общий контроль. По результатам проверок прокуратуры и судов, напротив, могут отменяться постановления приставов, признаваться незаконными их действия и бездействие.
При обеспечении порядка в судах приставы взаимодействуют с МВД, УФСИН и Росгвардией. Прежде всего это касается обращения с оружием и средствами спецзащиты, задержания нарушителей и доставления их для привлечения к ответственности. Контролирует работу приставов и администрация судов. Этот контроль заключается в регулярной проверке пропускного режима и досмотра посетителей, правил охраны участников судебных заседаний. Жалобу на неправомерные действия приставов при обеспечении порядка можно подать на председателя суда, на руководителя подразделения ФССП.
Контроль со стороны взыскателя и должника
Участники производство тоже могут контролировать работу судебного пристава. Прежде всего в этом заинтересован взыскатель, так ка кот активных действий пристава зависит быстрое и полное исполнение решений судов, других актов. Для контроля взыскателю и должнику даны следующие права:
Основные права взыскателей и должников описаны в Законе № 229-ФЗ, ГПК РФ. Также нужно руководствоваться приказами и письмами ФССП, где описан порядок совершения отдельных исполнительных действий.