Кто такая генпрокуратура

1. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления, управления в составе главных управлений, отделы на правах управлений (в том числе в составе главных управлений), отделы в составе главных управлений, управлений и управлений в составе главных управлений. Начальники главных управлений и их заместители, начальники управлений, управлений в составе главных управлений, отделов на правах управлений (в том числе в составе главных управлений) являются старшими помощниками Генерального прокурора Российской Федерации, а заместители начальников управлений, управлений в составе главных управлений, отделов на правах управлений (в том числе в составе главных управлений), начальники отделов в составе главных управлений, управлений и управлений в составе главных управлений являются помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 425-ФЗ)

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

Абзац исключен. – Федеральный закон от 10.02.1999 N 31-ФЗ.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

(п. 5 введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

6. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

6.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения зарубежный аппарат для обеспечения представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)

7. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.

1. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 09.11.2020 N 367-ФЗ.

П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

В федеральную единую систему органов прокуратуры входит и Генпрокуратура РФ. Причем она играет важную роль и в судебной системе РФ. Какие ключевые задачи выполняет Генпрокуратура РФ, что входит в структуру ведомства и как можно обратиться сюда на горячую линию или через единый портал прокуратуры, рассказано ниже в статье.

Генеральная прокуратура — что это за ведомство

Генпрокуратура РФ — это надзорное ведомство, входящее в федеральную систему органов прокуратуры. Причем ведомство не относится ни к одной из ветвей власти, то есть, ни к законодательной, ни к судебной, ни к исполнительной.

Правовые основы деятельности ведомства регулируются Конституцией РФ, ГПК РФ, УК, УПК РФ и Законом РФ № 2202-1-ФЗ. Так, на основании ст. 1 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, Генпрокуратура РФ осуществляет прокурорский надзор за соблюдением властями, прокурорами и государственными инстанциями:

  • Законодательства РФ.
  • Конституции РФ.
  • Свобод и гражданских прав гражданина РФ.

Генпрокуратура РФ может выполнять и другие функции. Так, она играет важную роль в судебной системе РФ.

Какую роль играет в судебной системе

Генпрокуратура РФ обеспечивает защиту и является представителем интересов РФ в различных зарубежных органах и судах. Это:

  • межгосударственные органы, суды;
  • иностранные суды;
  • иностранные, международные третейские суды;
  • международный, иностранный арбитраж.

Для обеспечения защиты интересов РФ в иностранных судах в Генпрокуратуре РФ образуется зарубежный аппарат. Причем он является структурным подразделением ведомства. Что же касается судебной системы РФ, то в первую очередь центральная прокуратура проводит прокурорскую проверку исполнения законодательства РФ приставами ФССП.

Кроме того, в зависимости от наименования Управления ведомства, Генпрокуратура РФ выполняет и другие функции в судебной системе. Это:

  • Принятие участия в заседании суда по делу и прием жалоб от граждан — Управление Генпрокуратуры, занимающееся рассмотрением заявлений, обращений граждан.
  • Рассмотрение ходатайств следователей и жалоб сторон судебных разбирательств по уголовным делам, а также принятие участия в заседаниях судов кассационной инстанции — Управление Генпрокуратуры по делам, относящихся к категории особо важных.
  • Оказание юридической поддержки гособвинению в судебном заседании и обжалование незаконных судебных актов по уголовным делам, возбужденным по фактам коррупции, — Управление Генпрокуратуры по надзору за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ.
  • Обобщение через решения ВС РФ судебной практики по делам, возбужденным по УК РФ, — Главное уголовно-судебное управление.

Генпрокуратура РФ оказывает практическую помощь региональным прокурорам и готовит проекты представлений о пересмотре незаконных актов судов. Этим занимается Управление по обеспечению участия работников прокуратуры в гражданском процессе и в арбитраже.

Кто такая генпрокуратура

Пример жалобы в Генеральную прокуратуру

Образец жалобы в Генеральную прокуратуру

Функции и ключевые задачи, какие вопросы рассматривает

Основными задачами Генпрокуратуры РФ остаются борьба с коррупцией и преступностью, защита гражданских прав и законных интересов физлиц, а также, обеспечение единства правового пространства страны. В этих целях ведомство проводит прокурорскую проверку деятельности:

  • федеральных и региональных исполнительных органов власти;
  • СК РФ;
  • Законодательных собраний, региональных парламентов;
  • местных муниципалитетов;
  • Минобороны, Генерального штаба РФ;
  • контролирующих госорганов (Роспотребнадзора, Роскомнадзора);
  • наблюдательной общественной комиссии;
  • администраций и руководителей компаний и НКО.

Генпрокуратура РФ проверяет на законность правовые акты, оформляемые приведенными инстанциями. Кроме того, ведомство:

  • Следит за соблюдением законодательства РФ силовыми ведомствами — ФСБ, МВД, ФСИН, ФТС и иными министерствами, к компетенции которых относится дознание, следствие, розыск.
  • Проводит прокурорскую проверку соблюдения законодательства РФ администрациями пенитенциарных учреждений.
  • Следит за работой сотрудников СК РФ и дознавателей на основании ст. 37 УПК РФ.
  • Отвечает за координацию текущей деятельности органов правопорядка.
  • Возбуждает административные дела.

Кто такая генпрокуратура

На международном уровне Генпрокуратура РФ:

  • налаживает прямые связи и сотрудничает с зарубежными ведомствами и международными инстанциями;
  • оформляет международные соглашения о борьбе с преступностью и об оказании правовой помощи;
  • участвует в составлении международных договоров РФ.
Больше проверок:  Планы и результаты проверок города Москвы федерального значения 2023. Поиск по ИНН

К ключевым задачам Управления Генпрокуратуры РФ относятся организация и контроль деятельности региональных прокуратур по надзору за:

  • соблюдением Конституции РФ;
  • проведением предвыборной кампании и самих выборов;
  • исполнением законодательства РФ в сфере противодействия терроризму, экстремизму;
  • соблюдением законов о государственной и муниципальной службе (госслужащими и муниципальными служащими);
  • исполнением законодательства РФ в сфере занятости населения, оплаты труда, по выплатам и пособиям; соблюдением прав граждан-дольщиков;
  • соблюдением законодательства РФ в сфере ЖКХ и др.

На Генпрокуратуру РФ возложены и функции по ведению статистики. Причем она это делает в соответствии с Законом РФ № 282-ФЗ и Законом о прокуратуре. Так, согласно ст. 51 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, ведомство:

  • Ведет статистику текущего состояния преступности.
  • Собирает статистику сообщений о преступлениях, работе следователей, дознавателей и прокуроров.
  • Проводит статистическое наблюдение на основе данных, предоставляемых госорганами.

Генпрокуратура РФ отвечает за материальное и техническое обеспечение прокуратуры РФ.

Генпрокуратура РФ отвечает и за правовое просвещение граждан. Так, она выпускает специальные издания. Например, это могут быть:

  • памятки безопасности — о перевозке питомца в отпуске, о поведении пострадавших от беззакония коллекторов, о правах организаций (компаний, фирм), об экстремизме среди молодежи и др.;
  • листовки — «Нет вандализму», «Ответственность авиадебоширов» и др.;
  • книжные закладки для детей — так, о том, как вести себя на улице или в школе;
  • буклеты — «Дорога знаний для детей», «Защита прав предпринимателя» и др.;
  • брошюры — о защите прав ИП, детей-инвалидов и др.;
  • социальные ролики (так, «Алкоголь за рулем — смертельные последствия»);
  • наглядные материалы — «Баннер Скажите экстремизму нет!», «Плакат Откажись от наркотиков» и др.;
  • рубрика на сайте Генпрокуратуры «Прокурор разъясняет».

В соответствии со ст. 15.3 Закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ, Генеральная прокуратура РФ осуществляет и веб-надзор. Так, она отвечает за досудебную блокировку интернет-сайтов с материалами экстремистского характера, и призывами к участию в незаконных массовых мероприятиях.

Генпрокуратура РФ осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных ей организаций, в том числе санаториев и оздоровительных организаций.

Структура, организация деятельности

В Генпрокуратуре РФ работает специальная коллегия. В ее состав входят:

  • Председатель — сам Генпрокурор РФ.
  • Первый заместитель и нескольких замов генпрокурора.
  • Иные прокуроры, которых назначает сам Генпрокурор РФ.

В структуру Генпрокуратуры РФ входят:

  • Главные управления.
  • Управления и их отделы.

В главках, Управлениях и их отделах работают и старшие прокуроры.

У Генпрокурора РФ есть свои:

  • советники;
  • помощники, в том числе и старшие.

По закону, старшие помощники Генпрокурора РФ — это начальство главков, Управлений Генпрокуратуры и отделов ведомства, работающих на правах этих Управлений. Помощники Генпрокурора — это их замы (то есть, замы старших помощников) и начальство отделов Управлений ведомства.

По закону, Генпрокуратуре РФ подчиняется и военная прокуратура. Ей руководит зам. Генпрокурора, являющийся военным Главным прокурором.

У Генпрокуратуры РФ есть и свой научно-консультативный совет. Ведомственный совет рассматривает вопросы, касающиеся организации и текущей деятельности надзорного ведомства. Положение о таком совете удостоверяется подписью Генпрокурора РФ.

Только Генпрокурор РФ отвечает за определение компетенций, установление статуса, закрытие и образование федеральных, региональных органов прокуратуры и ее организаций. Причем в РФ все ведомственные органы обязательно должны входить в федеральную систему прокуратуры РФ.

Официальный сайт, горячая линия

Чтобы быстро обратиться в Генпрокуратуру, необходимо позвонить на горячую линию:

или написать заявление на сайте Генеральной прокуратуры.

И в первом и во втором случае к онлайн-обращению в прокуратуру необходимо приложить документы и материалы, удостоверяющие нарушение прав. Однако, их отсутствие не препятствует рассмотрению этого сообщения.

Полномочия Генерального прокурора

По закону, Генпрокуратуру РФ возглавляет Генпрокурор РФ. Причем срок его полномочий — 5 лет как максимум.

Согласно ст. 17 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, Генпрокурор РФ наделен специальными полномочиями. Это

  • Руководство прокуратурой.
  • Издание приказов и других актов, касающихся деятельности прокуроров.
  • Оформление актов, касающихся текущей деятельности органов прокуратуры.
  • Издание документов, устанавливающих порядок матобеспечения и соцобеспечения сотрудников ведомства.

Кроме того, в пределах штата и фонда ФОТ Генпрокурор РФ вправе расширять (уменьшать) штат или менять структуру Генпрокуратуры РФ и устанавливать полномочия аппарата, Управления и иных подразделений ведомства.

Кто назначает генпрокурора и его заместителей

По закону, Генпрокурора РФ назначает и увольняет Президент России. Причем он делает это после консультаций с Совфедом РФ.

Так, Президент России направляет в Совфед представление по своей кандидатуре на должность Генпрокурора РФ. Сюда он направляет и иные материалы по соискателю.

Прокуратуру РФ возглавляет генеральный прокурор РФ. Он является высшим должностным лицом в системе российской прокуратуры. Кто назначает генерального прокурора РФ и каковы минимальные требования для вступления на должность, рассказано ниже в статье.

Кто такой генеральный прокурор РФ

Генпрокурор РФ — высшее должностное лицо в системе прокуратуры РФ. Он руководит системой Прокуратуры и возглавляет Генпрокуратуру РФ. В его полномочия входит как назначение прокурора города или района, так и представление Президенту РФ кандидатов в областные прокуроры (ст. 15, 16 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).

По закону, генпрокурору РФ дается классный чин действительного госсоветника юстиции (п. 11 Указа Президента РФ № 1563 от 21 ноября 2012 г.).

В чьи полномочия входит назначение на должность

Назначение на должность Генпрокурора РФ — прерогатива Президента РФ. Причем глава государства делает это только после консультаций с Советом Федерации РФ.

Сначала Президент РФ представляет Совфеду кандидата на должность генпрокурора РФ. В этом случае глава государства направляет соответствующее представление и прикрепляет к нему характеристику представляемого.

Совфед на протяжении 7 дней с даты получения представления от Президента РФ дает ему письменный ответ об итогах рассмотрения представленной кандидатуры (п. 1.3 ст. 12 Закона РФ № 2202-1-ФЗ). После назначения генпрокурора Президентом РФ председатель Совфеда приводит к присяге лицо, назначенное на эту высшую прокурорскую должность.

Кем назначаются заместители ген. прокурора

Замы генпрокурора РФ также назначаются Президентом РФ, но уже по представлению не Совфеда, а генпрокурора РФ (п. 1 ст. 12.1 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г.). При этом до назначения заместителя генпрокурора РФ на должность Президент РФ проводит консультации с Совфедом.

Президент РФ представляет сенаторам Совфеда кандидата на должность зама генпрокурора РФ. В этом случае глава государства направляет характеристику представляемой кандидатуры и соответствующее представление.

Комитеты Совфеда, уполномоченные на проведение предварительных консультаций по кандидатуре на должность зама генпрокурора РФ, на протяжении 7 дней с момента получения представления письменно информирует главу государства об итогах рассмотрения сведений о представленном кандидате на зама генпрокурора РФ.

Замы генпрокурора РФ увольняются Президентом РФ (п. 3.3 ст. 12.1 Закона РФ № 2202-1-ФЗ). Сообщения об их увольнении и назначении на должность публикуются в печати.

По закону, замом генпрокурора РФ может стать гражданин РФ с 35 лет и отвечающий законным требованиям, приведенным абз. 1 п. 1 и п. 2 ст. 40.1 ФЗ № 2202-1 (п. 3 ст. 12. 1 Закона РФ № 2202-1-ФЗ). Кроме того, стаж на прокурорских должностях, по которым можно получить воинское звание или классный чин, должен составлять как минимум 10 лет.

Требования, минимальный возраст для вступления на должность

На должность генерального прокурора РФ назначается гражданин РФ с 35 лет и имеющий соответствующее высшее образование, полученное в государственном аккредитованном вузе (п. 1.1 ст. 40.1 ФЗ № 2202-1). Это высшее образование (на выбор):

  • По специальности «Юриспруденция».
  • С получением диплома магистра по юриспруденции — после получения диплома бакалавра по этому направлению.
  • По специальности, включенной в укрупненную группу «Юриспруденция» — с получением диплома юриста.

Кроме того, кандидат на должность генерального прокурора РФ должен иметь необходимые профнавыки, знать Конституцию РФ, ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г., ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г. и обладать определенными моральными качествами. Также, его состояние здоровья не должно мешать исполнению должностных обязанностей. Гражданин РФ не может претендовать на должность генпрокурора, если он:

  • имеет иностранный паспорт (является подданным), ВНЖ или другую документацию, удостоверяющую законное право на прописку гражданина РФ за границей;
  • ограниченно дееспособен, недееспособен — по судебному решению;
  • не вправе осуществлять прокурорские полномочия на протяжении определенного времени — по решению суда;
  • был судим или еще не снята судимость;
  • имеет болезнь, препятствующую трудоустройству в надзорное ведомство. Порядок медосвидетельствования на предмет того, есть ли у кандидата в генпрокуроры такое заболевание, а также, перечень болезней и форма соответствующего медзаключения установлены Постановлением Правительства РФ № 733 от 26 августа 2013 г.;
  • состоит в близкородственных отношениях (муж/жена, сестра, брат, дети, мать/отец, а также, брат, родители, сестра, дети мужа/жены и супруги сына/дочери) с сотрудником прокуратуры — когда их служба связана с тем, что один из них непосредственно подчинен другому (начальник – подчиненный) или находится под контролем по работе;
  • отказывается от получения допуска к гостайне.
Больше проверок:  Как узнать о проверке инспекции труда и плановых проверках ГИТ в 2022 году и их перечнях

По закону, к гостайне относятся сведения, установленные:

  • Ст. 5 ФЗ № 5485-1 от 21 июля 1993 г.
  • Указом Президента РФ № 1203 от 30 ноября 1995 г.
  • Ст. 5, 9 ФЗ № 16 от 09 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности».

Кандидат не может стать генпрокурором и в том случае, если он вышел из гражданства РФ, то есть, отказался от российского паспорта.

Кандидат на должность генпрокурора принимаются на госслужбу в прокуратуру на условиях трудового договора (Приказ Генпрокуратуры РФ № 81 от 25 марта 2011 г.). Причем срок его полномочий ограничен законодательством РФ.

Срок полномочий генерального прокурора

По закону, срок полномочий генпрокурора РФ составляет 5 лет (п. 5 ст. 12 Закона РФ № 2202-1-ФЗ). При этом один и тот же гражданин может быть назначен на эту прокурорскую должность неоднократно. Кроме того, на генпрокурора РФ не распространяется введенный п. 2 ст. 43 ФЗ № 2202-1 предельный возраст пребывания на госслужбе.

Порядок освобождения от занимаемой должности

По закону, только Президент РФ вправе освобождать генпрокурора РФ от занимаемой должности (п. 5.2, 6 ст. 12 ФЗ № 2202-1). Сообщение об этом публикуется в печати.

Служба в прокуратуры подходит к концу при увольнении сотрудника ведомства. Кроме законных оснований, установленных ст. 77 ТК РФ, генпрокурор может быть уволен после ухода в отставку и по личной инициативе Президента РФ при (п. 1 ст. 43 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, ст. 16, 17 ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г.):

Генпрокурор, как и его коллеги, вправе уйти в отставку. Законными основаниями для этого являются (п. 3 ст. 43 Закона РФ № 2202-1-ФЗ):

  • выход на заслуженную пенсию;
  • несогласие с некоторыми действиями или официальными решениями госоргана или начальства.

При отставке генпрокурора в его трудовой (если есть) делается запись о его прокурорской должности с добавлением фразы «в отставке». Приведенные данные также заносятся в сведения о трудовой деятельности этого сотрудника прокуратуры.

Таким образом, генеральный прокурор РФ представляет собой высшее должностное лицо в российской прокуратуре. По закону назначает генпрокурора и увольняет его только Президент РФ.

Стать генпрокурором можно стать только с определенного возраста. Срок его полномочий также ограничен законодательством РФ.

Чем занимается генеральная прокуратура России

Кто такая генпрокуратура

Генпрокуратура Российской Федерации является ведомством, которое не подчиняется государственной власти и политическим партиям. В сфере ее компетенции контроль над исполнением законов во всех сферах общественной жизни. Также она координирует работу структурных подразделений ведомства.

Основной задачей органов является надзор за исполнением законов во всех сферах общественной жизни. Генеральная прокуратура занимается также координацией работы структурных подразделений системы. В ее функции входит сотрудничество со службами других государств в сфере оказания правовой помощи и борьбы с преступностью.

Основные сведения Ключевые задачи прокуратуры Ключевые достижения  История создания

Таблица 1. Справочная информация по ведомству

Централизованную структуру возглавляет Генеральный прокурор. Всякий нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему. В систему входят прокуратуры регионов (субъектов Федерации) и муниципальных образований с подразделением на более мелкие территориальные органы (например, относящиеся к району города). В своей работе они опираются на Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Ключевые задачи прокуратуры

Надзор за законностью включает в себя достаточно обширные функции. Сюда входят следующие направления:

  • Контроль исполнения законов. Структура наделена функцией наблюдения за применением законодательства государственными органами, их должностными лицами и прочими организациями. Учитывается то, как их действия и решения влияют на права и интересы других лиц и государства.
  • Принятие мер для устранения нарушений. Выявив допущенное нарушение закона, орган прокуратуры сам не наказывает виновных и не устраняет такое нарушение. В зависимости от обстоятельств результаты рассмотрения дела передаются уполномоченным органам или направляются в суд.

Прокуратура абсолютно независима в своей деятельности. На ее решения и действия не могут влиять ни властные органы любого уровня, ни политические партии. Любое воздействие на прокурора со стороны государственных органов, их сотрудников, общественных объединений, работников СМИ или граждан влечет за собой ответственность.

Только принцип независимости гарантирует принятие справедливых решений и устранение реально существующих нарушений закона.

Кто такая генпрокуратура

Рис.1: Герб Прокуратуры РФ

Предоставляя прокурору широкие полномочия, закон конкретизирует надзорную деятельность применительно к отдельным организациям и их должностным лицам.

Надзорные функции включают в себя:

  • контроль исполнения законов органами исполнительной власти на всех уровнях;
  • контроль законности действий Следственного комитета РФ;
  • надзор за соблюдением законов муниципальными властными органами;
  • контроль соблюдения прав и свобод граждан всеми органами власти и прочими организациями;
  • надзор за деятельностью правоохранительных органов и администраций учреждений исполнения наказания;
  • функции уголовного преследования;
  • организацию борьбы с преступностью;
  • возбуждение административного производства и проведение расследований.

Прокуратура рассматривает заявления и жалобы граждан и юридических лиц на нарушения законности. Поступившие обращения регистрируются и становятся основанием проверки. На свою жалобу заявитель всегда получает официальный обоснованный ответ. Обращения граждан могут касаться абсолютно любых сфер жизни и оспаривать решения и действия любых органов и должностных лиц. Важен существующий запрет на пересылку жалобы в ту организацию, работы которой она касается.

Прокурор также наделен правом опротестовывать судебные решения.

Наиболее «громкими» победами надзорного органа в последние годы можно назвать такие дела.

Дело банка «Русский стандарт» (2007 год)

В начале 2000-х годов банк применял к клиентам поистине грабительские схемы. В договоре не оговаривалось, что указанная сумма процентов по кредиту является не годовой, а взимаемой ежемесячно. Также гражданам массово рассылались кредитные карты, после активации которых со счета необоснованно списывались средства.

Волгоградская прокуратура обжаловала такие действия в суде. В результате владелец банка Р. Тарико немедленно отменил дополнительные комиссии по новым и уже выданным кредитам.

Уголовное дело в отношении Елены Котовой (2011 год)

Будучи директором от России, Белоруссии и Таджикистана в Европейском банке реконструкции и развития, Котова требовала у руководства «КанБайкал Ресорсез инк» взятку за предоставление кредита. Речь шла о вымогательстве в размере $ 1 млн 425 тыс. При участии Генпрокуратуры Е. Котовой было назначено наказание в виде условного лишения свободы на 5 лет. Дело было резонансным и практически беспрецедентным.

Выявление растрат в снабжении Росгвардии и МВД (2017 год)

Зам. главного военного прокурора А. Никулищин установил наличие растраты в сотни миллионов рублей и факты закупки некачественных продуктов для снабжения внутренних войск МВД и Росгвардии.

Выявление нарушений в Минобрнауки (2013 год)

В 2013 году прокуратура занималась фактами незаконного присвоения Минобрнауки ученых званий и степеней. Как выяснилось, только в 2012 году было необоснованно выдано более 1 млн докторских дипломов. Шесть чиновников Министерства были уволены.

Дело А. Улюкаева (2016 – 2018 годы)

В ноябре 2016 года Министру экономического развития России А. Улюкаеву было предъявлено обвинение в получении взятки в размере $2 млн. В апреле 2018 года в отношении него вступил в силу приговор о лишении свободы на 8 лет и взыскании штрафа в 130 млн рублей.

«Практически ежедневно СМИ сообщают о задержании должностных лиц, заподозренных в получении взяток или совершении других коррупционных преступлений. Причем во многих случаях речь идет как раз не о рядовых работниках. Можно привести много примеров уголовного преследования высокопоставленных чиновников» (из интервью Генпрокурора Ю. Я. Чайки «Российской газете» в январе 2016 года).

Предъявление обвинения Р. Арашукову (2019 год)

Благодаря совместной работе правоохранительных органов и прокуратуры было возбуждено уголовное дело в отношении сенатора Р. Арашукова. Ему инкриминируется организация политических убийств.

Глава Генеральной прокуратуры

Структуру возглавляет Генеральный прокурор. Он назначается на должность и снимается с нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Этот пост может занять гражданин России не моложе 35 лет, имеющий соответствующее профильное образование. Также к претенденту предъявляются требования относительно состояния его здоровья и моральных качеств, позволяющих достойно исполнять обязанности.

Срок исполнения обязанностей Генерального прокурора равен 5 годам, назначаться на должность он может неоднократно. Начиная с 23 июня 2006 года и по настоящее время этот пост занимает Ю. Я. Чайка. С 1999 г. по 2006 год Юрий Яковлевич был главой Министерства юстиции РФ.

Кто такая генпрокуратура

Рис.2 Генеральный прокурор России Ю. Я. Чайка

С 17.05.2000 по 02.06.2006 г. структуру возглавлял Владимир Васильевич Устинов, а его предшественником был Юрий Ильич Скуратов.

Создание прокуратуры в России связывают с Указом Петра I от 1722 года. Именно тогда при Сенате были введены должности Генерал-прокурора и Обер-прокурора. С 1802 года новая структура вошла в состав Министерства юстиции.

Кто такая генпрокуратура

Рис.3. Петр I

В 1864 году было положено начало основополагающему принципу независимости — обвинительная власть была отделена от судебной.

В эпоху революции 1917 г. действовавшая прежде система была упразднена, и функции уголовного преследования были переданы следственным комиссиям и трибуналам. В 1922 году ВЦИК принял «Положение о прокурорском надзоре». Согласно этому акту в состав Народного комиссариата юстиции вошла Государственная Прокуратура.

В 1936 году прокуратура стала самостоятельной системой вне органов юстиции.

В дальнейшем ее деятельность регламентировалась Конституцией СССР и принимаемыми законами.

В 1992 году после распада СССР был принят Федеральный закон № 2202-1, действующий с изменениями и дополнениями и сейчас. Историю становления прокурорского надзора в России подробно освещает историко-документальная лента «На страже закона».

Больше проверок:  Сайт прокуратуры вологодской области проверки на 2023 год план и график проверок

https://youtube.com/watch?v=tgc1qHDA6vA%3Ffeature%3Doembed

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

центральный аппарат прокуратуры, одной из основных задач которого является содействие Генеральному прокурору РФ в руководстве системой всех органов и учреждений прокуратуры. Важной задачей этого аппарата также является непосредственное осуществление функций прокуратуры по наиболее сложным и затрагивающим общегосударственные интересы проблемам: прокурорское реагирование на незаконные действия и решения федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ, соответствующих должностных лиц; расследование уголовных дел особой сложности и особого общественного значения и т. д.

Основные подразделения Г. п. РФ, образующие ее структуру, – главные управления, управления и отделы, ориентированные прежде всего на выполнение конкретных функций прокуратуры (общий надзор, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, расследование уголовных дел особой важности и т. д.). Структурным подразделением Г. п. РФ является и Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

Подразделения центрального аппарата возглавляют соответствующие начальники, являющиеся старшими помощниками или помощника ми Генерального прокурора РФ. При нем состоят также советники и помощники по особым поручениям. Могут быть помощники по особым поручениям и у его заместителей.

В управлениях и отделах оперативная работа выполняется должностными лицами, называемыми старшими прокурорами и прокурорами, старшими прокурорами-криминалистами и прокурорами-криминалистами, а также старшими следователями по особо важным делам, следователями по особо важным делам и их помощниками. Эти должностные лица назначаются и освобождаются Генеральным прокурором РФ.

Важным структурным подразделением Г. п. РФ является коллегия, в состав которой входят по должности Генеральный прокурор РФ, его заместители, а также некоторые руководящие работники Г. п. РФ, назначаемые членами коллегии Генеральным прокурором РФ. Коллегия – совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ.

Как и в ряде других правоохранительных органов, в Г. п. РФ функционирует Научно-консультативный совет, формируемый из числа научных практических работников. Его основная задача -выработка рекомендаций по вопросам организации и деятельности прокуратуры. (К. Г.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма.
.
.

Смотреть что такое “ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ” в других словарях

Генеральная прокуратура России

Смотреть что такое “Генеральная прокуратура России” в других словарях

Генпрокуратура РФ исполнила постановления ЕСПЧ, вступившие в силу до того, как наша страна вышла из Совета Европы. С марта 476 заявителей получили присужденные им компенсации на €4,65 млн, заявил «Известиям» генпрокурор России Игорь Краснов. При этом он назвал недопустимым подход западных стран, которые по политическим мотивам отказывали РФ в выдаче преступников. В 2022 году прокуратура делала акцент не только на своей надзорной функции, но и на правозащитной. Ведомство вынесло более 7 тыс. предостережений участникам рынка, чтобы не допустить завышения стоимости товаров и ограничения их ассортимента. Дефицит некоторой продукции в РФ имеет критический характер, поэтому прокуратура и предложила Минпромторгу расширить перечень товаров параллельного импорта. Сколько руководителей привлекли к ответственности, чтобы восстановить права работников, как ограждался бизнес от «навязчивого контроля» проверяющих структур и почему фейков в интернете становится всё больше — в эксклюзивном интервью Игоря Краснова «Известиям».

«Прокуроры постоянно мониторят оборот социально значимой продукции»

— Социально-экономическая поддержка стала одной из главных задач для государства на фоне бесконечных санкций со стороны западных стран и массового ухода зарубежных компаний. Как вы оцениваете работу прокуратуры на этом направлении, каких результатов удалось достичь?

— Еще в марте прошлого года я дал прокурорам указание о надзорном сопровождении мер по поддержке экономики и социальной сферы. Прокуроры постоянно мониторят оборот социально значимой продукции и ценообразование на нее. Мы вынесли более 7 тыс. предостережений участникам рынка с целью не допустить ограничения ассортимента и объема востребованных товаров, а также необоснованного завышения их стоимости. Кроме того, с Ассоциацией компаний интернет-торговли выработали механизм блокировки спекулятивных объявлений на крупнейших электронных площадках.

Особое внимание уделяем обеспечению трудовых прав граждан. Действиям руководства организаций, заявивших о приостановке или прекращении работы в России, в каждом случае дается соответствующая правовая оценка. Мы принимаем превентивные меры в связи с объявлением простоя, введением неполного рабочего дня, сокращениями. Чтобы восстановить права работников на оплату труда, в суды направлено более 65 тыс. заявлений, работодателям вынесено свыше 25 тыс. представлений, по требованиям и постановлениям прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлекли более 30 тыс. виновных должностных лиц, возбуждено 763 уголовных дела.

Не менее важным вопросом остается соблюдение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. В прошлом году меры реагирования принимались в связи с тем, что больницы и фельдшерско-акушерские пункты были ненадлежащим образом укомплектованы кадрами и медикаментами, закупленное медоборудование не использовалось, территориальные программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи в ряде регионов не соответствовали федеральным нормативам.

Мы активизировали надзор за исполнением законов при расходовании бюджетных средств участниками государственных проектов и программ. Только за девять месяцев предыдущего года вместе с Росфинмониторингом нам удалось предотвратить хищение свыше 298,1 млн рублей и выявить сговор участников торговых процедур на сумму 414,3 млн рублей.

Кроме того, в Дагестане, Мордовии, Ульяновской области и других субъектах средствами надзора удалось добиться завершения строительства и ремонта более 75 социальных объектов. В Чувашии, Калужской, Самарской и Тюменской областях — приобретения гражданам необходимых дорогостоящих лекарств. В Башкирии, Вологодской области и ХМАО — получения жилья для переселения из аварийных домов. В Крыму, Псковской области, ЯНАО — восстановления прав семей, которым необоснованно отказали в доступе к мерам господдержки.

— Руководство страны принимает меры и по поддержке бизнеса, пострадавшего из-за пандемии и санкций. Как прокуратура контролирует реализацию этих поручений?

— Я ориентирую прокуроров реагировать принципиально и, что называется, по всем направлениям, среди них — неправомерное использование бюджетных средств, выделенных на поддержку предпринимателей; незаконные отказы в оказании им финансовой помощи, в том числе в льготном кредитовании бизнеса. В ряде регионов только после нашего вмешательства приняты или приведены в соответствие с федеральным законодательством программы поддержки бизнеса, фактически реализованы и профинансированы их мероприятия.

В связи с проведенной частичной мобилизацией перед нами стоит задача обеспечить бесперебойную реализацию дополнительных гарантий для призванных на военную службу предпринимателей. Но в этом вопросе немаловажную роль играет механизм обратной связи. Нам крайне важно знать о потребностях бизнеса.

Мы за открытый и честный диалог с предпринимательским сообществом. Например, за три года в различных регионах нашей огромной страны я провел множество личных приемов представителей бизнеса, которые обращались с жалобами на незаконные отказы региональных властей в предоставлении финансовой поддержки, проведение проверок без достаточных оснований, неоплату заказчиками исполненных публичных контрактов. По всем сигналам незамедлительно организовываются проверки.

Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов

Надзорная практика в этой сфере ориентирована на неукоснительное соблюдение установленных правительством ежегодных мораториев на проведение контролирующими органами проверок. И факты игнорирования этого запрета пресекались практически во всех регионах страны. Более 66% заявок контролеров органы прокуратуры отклоняют. Благодаря этому удалось оградить бизнес от навязчивого контроля проверяющих структур.

Мы реализовали озвученный президентом Российской Федерации подход о допустимости проверок только опасных объектов при согласовании планов контролирующих органов на текущий год, отклонив две трети их предложений. Количество запланированных проверок втрое меньше прошлогоднего — менее 90 тыс. Подобное сокращение является самым значительным за весь 14-летний период формирования планов прокурорами.

Также неукоснительно мы будем надзирать за соблюдением моратория на внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия. Он продлен правительством в канун Нового года и позволит сохранить комфортные условия для развития предпринимательства.

— Генеральная прокуратура предложила Минпромторгу расширить перечень товаров параллельного импорта. С чем это связано и каких товаров коснется?

— В связи с неблагоприятной внешнеполитической обстановкой, которая сложилась из-за санкционной агрессии недружественных стран, мы видим необходимость принятия более сбалансированных и выверенных решений в отношении импортной продукции. Дефицит некоторых товаров на российском рынке имеет критический характер, так как нет возможности оперативной их замены отечественными аналогами. Я говорю, например, об изделиях, востребованных предприятиями металлургической отрасли, а также используемых для научно-исследовательских работ.

Решение этих проблем в полной мере будет способствовать выполнению поставленной президентом России задачи по обеспечению потребителей товарами надлежащего качества и оснащению новых производств, прежде всего в строительном секторе, современным оборудованием. Поэтому мы предложили Минпромторгу совместно с другими федеральными органами исполнительной власти повысить эффективность реализации режима параллельного импорта с учетом потребностей делового сообщества.