Минтруд реестр проверок

Внесение в реестр Минтруда информации об обучении работников вопросам ОТ

Как подготовиться к изменениям. Работодателю нужно подать уведомление о намерении обучать своих работников охране труда в Минтруд. Регистрация уведомительная и бесплатная и осуществляется в течение пяти рабочих дней.

Подать уведомление можно будет после 1 марта 2023 года. До этой даты направлять документ не требуется (письмо Минтруда от 22.09.2022 № 15-2/ООГ-2333).

Важно! Запись о внесении в реестр нужно будет внести в протокол проверки знаний. Только в этом случае процедура обучения внутри организации будет считаться легитимной и завершенной.

Как подготовиться к изменениям. Чтобы с 1 марта к вам не было претензий от проверяющих и непосредственного руководителя, рекомендуем заранее подготовить необходимые документы:

  • Приказ об утверждении состава комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников. Он потребуется для внесения сведений в реестр. Подписанный приказ отсканируйте, чтобы после 1 марта 2023 года подать информацию для регистрации личного кабинета организации, которая будет обучать своих работников по охране труда.
  • Перечень должностей работников подлежащих обучению по охране труда в обучающих организациях. Для этого обязательно пересмотрите Перечень работ повышенной опасности и список лиц, ответственных за безопасное производство работ повышенной опасности, Перечень должностей работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочем месте, обучения и стажировки по охране труда. Этих работников с 1 марта 2023 года запрещено обучать внутри организации и подавать о них сведения в реестр. Эти работники обучаются только в УЦ. Уже УЦ будет подавать о них сведения в своих реестрах.
  • Перечень должностей работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте и обучения требованиям охраны труда. Он является одним из главных документов, который позволит не вносить сведения о таких работниках в реестр работодателя. Поэтому из среднесписочной численности отнимите количество освобожденников и тех, кто учится во внешних организациях. В итоге получите количество работников, которые подлежат внутреннему обучению по охране труда.
  • Перечень должностей работников, подлежащих обучению безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности. Такое обучение проводится в УЦ, а ежегодное обучение по охране труда вы можете провести в своей организации.
  • Программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и экзаменационные билеты для внутреннего обучения работников. Подготовьте их к загрузке в реестр.

Новые особенности проведения СОУТ на микропредприятиях

Постановление Правительства РФ от 14.10.2022 № 1830 добавило в существующий перечень рабочих мест, имеющих особенности при проведении спецоценки, еще и отдельные микропредприятия.

Микропредприятия — это субъекты малого бизнеса, численность работников которых не превышает 15 человек, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) — 120 млн рублей.

На рабочих местах в микропредприятиях спецоценку придется проводить особенным образом, так как это предписывает Приказ Минтруда России от 31.10.2022 № 699н. Это касается не всех микропредприятий, а которые занимаются видами деятельности, перечисленными в п.16 Постановления Правительства РФ от 14.10.2022 № 1830.

Минтруд реестр проверок

Как видно из списка видов деятельности микропредприятий, там приведены априори низкорисковые работодатели. Но у всех организаций, в том числе и у «микроскопов» бывают свои подводные камни. Например, если в ходе предыдущей спецоценки установлена , то проводить на этом предприятии СОУТ в упрощенном порядке, без привлечения экспертной организации, аккредитованной Минтрудом, .

Внимание! Упрощенный порядок, утвержденный Приказом Минтруда России от 31.10.2022 № 699н не могут применять микропредприятия, на которых есть рабочие места с установленными по результатам ранее проведенной СОУТ вредных и (или) опасных условий труда. То есть тех, на которых устанавливают гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда, а также досрочно назначают страховую пенсию по старости.

Поэтому, если в ходе предыдущей спецоценки условия труда были допустимыми или оптимальными, можно применять новые особенности. Но если на микропредприятии есть вредники — то нельзя.

Как подготовиться к изменениям. Работодатель должен совместно со своими работниками провести идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.  Если в организации есть специалист по охране труда, он может подготовить все документы сам. Но если такого специалиста нет, учтите, что на каждое рабочее место нужно оформить отдельный проверочный лист. Рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к Приказу Минтруда России от 31.10.2022 № 699н. Обязательно познакомьте работников с их проверочным листом под подпись.

Если у вас микропредприятие, которое занимается отдельными видами деятельности, указанными в п.16 приказа № 699, вам необходимо обновить состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Затем необходимо определить, на каких рабочих местах СОУТ еще не проводилась, а на каких — нужно проводить заново.

Образец проверочного листа для спецоценки на микропредприятии

Минтруд реестр проверок

Результаты заполнения проверочного листа должна утвердить комиссия работодателя по проведению СОУТ. Если в проверочном листе будет хоть одна отметка «да», указывающая о наличии видов работ или источников потенциально вредных и опасных производственных факторов, то спецоценку нужно провести в общем порядке.

Важно! Все, кто задекларирует себя как безопасное с точки зрений условий труда предприятие, окажутся под особым контролем Роструда. Если в ходе проверки выяснится, что фактически вредные и опасные факторы присутствуют, то результаты самооценки условий труда будут отменены, и будет предписано провести СОУТ в общем порядке.

Что проверят в 2021 Роструд и другие ведомства?

При проверке инспекторы могут запросить только определённый перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки

Плановые проверки будут проводиться на основе проверочных листов, которые будут автоматически формироваться из перечня нормативных актов и их частей, содержащегося в реестре обязательных требований (ст.15 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128 №Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований№). Иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе.

Больше проверок:  Почта гпн

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки органы надзора инициирую, если:

  • у них сведений имеются сведения о причинении вреда или достижении критериев риска нарушения обязательных требований;
  • имеется поручение Президента или Правительства о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • требует прокурор после обращения к нему с жалобой;
  • истечение срока исполнения предписания (п.1, 3 – 6 ч.1 ст.57 Закона о госконтроле, ч.1 ст.66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

В настоящее время индикаторы риска нарушения обязательных требований федеральными органами исполнительной власти не разработаны, следовательно, положения об использовании органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований не могут быть применены (п.14 письма Росприроднадзора от 11.01.2017 № АС-09-01-36/143).

Полезные ссылки по теме “Ежегодные сводные планы проведения плановых проверок субъектов предпринимательства на 2023 год”

Работодатели, заявившие о намерении осуществлять деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, подлежат регистрации в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда. Регистрация проводится бесплатно.

Но одного только намерения мало. Необходимо предоставить подробные сведения. В пункте 106 Правил обучения по охране труда № 2464 указано, что работодатель должен приложить к Уведомлению о намерении:

  • Сведения из ЕГРЮЛ, из ЕГРИП;
  • Сведения об ИНН, лист записи ЕГРИП по форме N Р60009, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (в случае, если в соответствии с НК РФ государственная регистрация является основанием для постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе);
  • Копию ОГРН, ОГРИП;
  • Копию Положения о СУОТ с соответствующим разделом о проведении обучения по охране труда работодателем своими силами, с отметкой об учете мнения представительного органа (при его наличии);
  • адрес официального сайта (при наличии);
  • сведения о среднесписочной численности работников и количестве работников, подлежащих обучению по охране труда;
  • сведения о наличии мест обучения по охране труда работников (в соотношении не менее одного места обучения на 100 работников организации, в том числе и рабочие места работников)
  • сведения об оснащении мест обучения необходимым оборудованием, информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда в полном объеме;
  • перечень технических средств обучения для отработки практических навыков;
  • перечень утвержденных программ обучения по охране труда;
  • справку отдела кадров о наличии в штате организации не менее 2 работников или иных лиц, привлекаемых для проведения обучения по охране труда;
  • сведения о наличии комиссии по проверке знания требований охраны труда.

Когда все подтверждающие документы будут отсканированы, можно будет подать Уведомление о намерении в информационной системе по ОТ Минтруда России с применением электронной цифровой подписи. Регистрация работодателя в реестре лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, должно быть организовано в течение 5 рабочих дней со дня поступления Уведомления. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 5 рабочих дней, если Минтруду придется запросить дополнительные сведения о работодателе, например, в налоговой службе. Если ИП или ЮЛ ликвидируются, ФНС подаст об этом сведения в конце квартала. Поэтому Минтруд в правилах обучения просит работодателей ставить в известность об этом.

После того, когда личный кабинет зарегистрируют в Минтруде, можно будет выгружать результаты проверки знаний требований охраны труда. Передача сведений в реестр обученных лиц представляет из себя импортирование документа в реестр по форме Минтруда.

В форму вносят следующие сведения:

  • ФИО работника, его СНИЛС, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда, наименование и ИНН работодателя;
  • наименование программы обучения по охране труда;
  • результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);
  • дата проверки знаний;
  • номер протокола проверки знаний.

Какие изменения произошли?

Разные инспекторы не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

Закон госконтроле исключает проверку соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

Проверки Роструда и других ведомств стали короче

Закон о госконтроле изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С 1 июля 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, до 1 июля был установлен максимум – 20 рабочих дней.

Как и прежде, срок для выездных проверок малых предприятий – не более 50 часов, микропредприятий – не более 15 часов, а если проверку микропредприятия проводят на основании программы проверок – не более 40 часов (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о госконтроле).

Если у компании есть обособленные подразделения в нескольких субъектах РФ, срок выездной проверки устанавливают по каждому из них отдельно.

Сроки ожидания поступления документов при подсчёте продолжительности документарной проверки. Это период с момента, когда инспектор направил вам требование представить необходимые документы до момента, когда вы их представили не учитывается при подсчёте длительности проверки и между тем, как инспектор сообщил вам об ошибке и противоречиях в документах либо о несоответствии сведений в них сведениям, которые есть у ГИТ, и потребовал письменные пояснения до момента представления указанных пояснений (ч. 7 ст. 72 Закона о госконтроле).

Больше проверок:  Обучение по охране труда

Время, которое инспектор затратил на подготовку проверки и оформление её результатов в продолжительность выездной плановой проверки также не включается (п. 62 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).

Новые сроки действуют для плановых проверок, которые пройдут после 30 июня 2021 года (п. 4 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).

Если инспектор превысит срок проведения проверки, грубо нарушит процедуру её проведения, обжалуйте результаты проверки Роструда. Теперь это можно сделать только через личный кабинет на сайте Госуслуг.

Требования для микроприятий

Работодатели микропредприятий могут не регистрироваться в личном кабинете, если будут проводить обучение требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников только в ходе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте.

А вот в случае выполнения работ повышенной опасности на микропредприятии обучение по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности проводится с обязательной регистрацией личного кабинета и внесением сведений из протоколов

Понятие и виды проверок

Проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими видов деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Проверки делятся на плановые и неплановые, документарные и выездные.

Предмет плановой проверки составляет соблюдение организацией и ИП в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (статья 9 Закона № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”).

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий причинения такого вреда.

Предмет документарной проверки (одним из видов которой является камеральная проверка) составляют сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры к исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Что надо знать о сводных планах проверок

Традиционно прокуратуры регионов в конце календарного года утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.

Информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря года. О проверках федерального государственного надзора информация (по отдельным регионам) размещена только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 “О прокуратуре РФ” надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. – , как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).

Примечание № 1 (статья 9 Закона № 294-ФЗ)

  • В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
  • Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются:
    1) требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок;
    2) порядок присвоения в автоматическом режиме учетного номера проверки;
    3) состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр;
    4) состав включенной в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления;
    5) состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.
  • Оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети “Интернет” следующей общедоступной информации из единого реестра проверок:
    1) учетный номер проверки;
    2) информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1 – 6 и 9 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;
    3) информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1 – 6 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;
    4) указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);
    5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.
  • Ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Больше проверок:  Электронная подпись для сотрудников юрлиц

Ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов предпринимательства на 2022 год, утвержденные прокуратурами регионов

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2021 год в конце декабря 2020 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2020 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Планы проверок на 2021 год (по состоянию на 23.11.2020):

(в алфавитном порядке)

Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 до конца 2021 г. продлен мораторий на плановые проверки малого бизнеса (за исключением тех, чья деятельность сопряжена с рисками причинения вреда окружающей среде или здоровью людей).

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2020 год в конце 2019 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2019 года.

Планы проверок на 2020 год (по состоянию на 18.01.2020):

Новый Порядок расследования и учета профзаболеваний работников

С 1 марта 2023 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 05.07.2022 № 1206, которое отменяет действие действовавшего ранее постановления Правительства РФ от 15.12.2000 № 967. Данный НПА внес изменения не только в порядок расследования острых профзаболеваний, но содержит ранее не установленные требования к самим процедурам расследования:

  • впервые работник или работодатель могут не согласиться с выводами в санитарно-гигиенической характеристике условий труда;
  • изменился порядок извещения при острых профзаболеваниях и процедура направления в центры профпатологии;
  • для установления заключительного диагноза профзаболевания нужны два документа: лицензия на оказание медпомощи и лицензия на профпатологию;
  • появились новые требования к созданию комиссии по расследованию случаев профессиональных заболеваний, в том числе новые участники — представители социального фонда России, а также определен новый порядок замены члена комиссии.

Кроме того, с 1 марта нужно применять новую форму акта расследования, в которой появились дополнительные строки, требования приложить дополнительные материалы, например, санитарно-эпидемиологическое заключение и протоколы измерений вредных факторов, идентифицированных в ходе специальной оценки условий труда.

Сравнительная таблица расследования острых и хронических профессиональных заболеваний

Минтруд реестр проверок

Как подготовиться к изменениям. Перепишите раздел Положения о СУОТ, касающийся Порядка расследования профзаболеваний. Помните, что прежний порядок расследования не учитывал изменения с 1 марта 2023 года. После того, как составите новый документ, утвердите его приказом руководителя.

Имейте в виду, что скоро придется изучить еще и новую форму санитарно-гигиенической характеристики. Ее проект находится на портале проектов НПА.

Какие изменения произойдут в охране труда с 1 марта 2023 года

С 1 марта начнут действовать несколько важных изменений по охране труда. Учтите, что некоторые НПА уже вступили в силу в 2022 году, но в отдельных своих частях содержат разделы, которые должны применяться с 1 марта. Все изменения мы собрали в таблице, с помощью которой вы узнаете, каким нормативным правовым актом они регулируются. А наш эксперт с многолетним стажем практической работы по охране труда прокомментирует все нововведения.

Таблица изменений по охране труда с 1 марта 2023 года

Как сократить количество проверок Роструда

Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок или вообще получить карт-бланш от ревизоров в виде освобождения от плановых проверок.

В отдельных сферах деятельности КНМ органов надзора заменят альтернативные институты:

  • независимая оценка соблюдения обязательных требований;
  • страхование ответственности;
  • участие в саморегулируемых организациях.

К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона о госконтроле) или станет членом СРО, у которого с надзорным органом заключено соглашение о том, что проверки деятельности членов организацией приравниваются к плановым проверкам органа надзора.

Мониторинг вместо плановых проверок Роструда

Ещё один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, – мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.

Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъёмку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона о госконтроле).