Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Мораторий на проверки до 2024 года: важная информация для бизнеса

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Чтобы упростить работу отечественных компаний, правительство продлило мораторий на проверки до 2024 года. Несмотря на то, что многие виды надзорных мероприятий теперь запрещены, бизнесу следует быть осторожным: у контролирующих органов осталось достаточно инструментов, чтобы выявить и наказать недобросовестных предпринимателей. Давайте разберемся, как работает мораторий на проведение проверок в 2024 году.

О моратории на проверки

Мораторий на проверки бизнеса — это ограничение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ). Изначально правительство России объявило о том, что мораторий будет действовать в течение 2022 года. Это решение утверждено постановлением № 336 от 10 марта 2022 года.

По инициативе президента РФ мораторий на проверки продлили на 2024 год. В настоящее время действуют следующие сроки:

  • Правительство ограничило не все виды проверок. Мораторий касается надзорных мероприятий, которые проводят МЧС, Роспотребнадзор, Роструд, Роскомнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор. Также он влияет на проверку кассовой работы, которую устраивает налоговая служба.
  • На прокурорский надзор и камеральные налоговые проверки мораторий в 2024 году не действует. Все формы контроля, на которые не распространяются введенные ограничения, перечислены в части 5 статьи 2 закона № 248-ФЗ.

Профилактический визит: важное предупреждение

Для предупреждения нарушений законодательства и информирования компаний о потенциальных рисках ведомства проводят профилактические мероприятия (ПМ). К числу ПМ относятся:

  1. Беседа с предпринимателем на территории предприятия или по видеосвязи.
  2. Уведомление о профилактическом визите за пять дней до его проведения.

Во время профилактического визита предприниматель не имеет права отказаться от мероприятия. В случае обнаружения нарушений, инспектор выдаст предписание об их устранении. Важно помнить, что в период действия моратория контролирующие органы могут проводить профилактические визиты вместо плановых КНМ.

Профилактические мероприятия для предприятий и их значение

Для того чтобы заранее выявить признаки того, что предприниматель может нарушить закон, предупредить компанию об опасности и помочь предприятию правильно организовать свою работу, чиновники проводят профилактические мероприятия (ПМ).

Виды профилактических мероприятий

Профилактический визит

Профилактический визит — это беседа с инспектором на территории предприятия или по видеосвязи. Во время этой беседы чиновник напоминает предпринимателю, какие требования предъявляет закон к деятельности компании. Также ведомство может запросить у предприятия документы для проверки.

Предприниматель получает уведомление о предстоящем профилактическом визите не позднее чем за пять дней до прибытия инспектора. Обычно компания может отказаться от этого мероприятия. Однако во время действия моратория контролирующие органы имеют право проводить профилактические визиты вместо плановых КНМ.

Выявление нарушений

Во время профилактического визита, который не предусматривает отказа от его проведения, инспектор может найти нарушения в работе компании. В этом случае ведомство выдаст организации предписание об устранении выявленных нарушений.

Исторические данные

В XIX веке ситуация кардинально изменилась. В 1803 году, по учреждении министерств, обер-прокурор, не причисленный ни к какому министерству, был поставлен в непосредственные отношения к императору: личные доклады членов Синода монарху прекратились и все сношения между Синодом и верховною властью стали происходить через обер-прокурора.

В 1817 году было учреждено Министерство духовных дел, соединенное с Министерством народного просвещения, — так называемое сугубое министерство под началом князя А. Н. Голицына. Обер-прокурор оказался в подчинённом по отношению к министру отношении. Деятельность Министерства духовных дел по входившему в его состав отделению дел греко-российского вероисповедания вызвала ожесточённое противодействие со стороны иерархов Церкви; митрополит Серафим (Глаголевский) называл его сие иго египетское. В итоге, в 1824 году сугубое министерство было упразднено, а отделение дел греко-российского вероисповедания было передано в ведение синодального обер-прокурора и в 1839 году вошло в состав канцелярии обер-прокурора, учреждённой в 1836 году при обер-прокуроре графе Н. А. Протасове. Обер-прокурор получил права министра по законодательным и административным делам Церкви; по вопросам его компетенции его стали приглашать на заседания Государственного совета и Комитета министров.

Обер-прокурор и его роль в церковной системе

Статус обер-прокурорской должности постепенно сравнялся в правах с министрами и главноуправляющими отдельными ведомствами: в начале XX века обер-прокурор назначался и увольнялся именными указами Сената; по делам службы подлежал ответственности исключительно перед верховною властью; представлял императору всеподданнейшие отчеты по ведомству православного исповедания; присутствовал на заседаниях Синода, но не среди его членов, а за особым столом; следил за движением, направлением и законностью действий и решений присутствия; давал свои заключения по обсуждаемым вопросам; входил в Синод с предложениями; просматривал и подписывал к исполнению его протоколы и журналы.

Обер-прокурор являлся посредником между Синодом, с одной стороны, и императором, высшими центральными государственными установлениями, министрами и главноуправляющими — с другой: он объявлял Синоду высочайшие указы, повеления и резолюции на доклады Синода, подносил на высочайшее усмотрение доклады и определения Синода, сносился по делам ведомства православного исповедания с министрами, главноуправляющими, Комитетом министров, Государственным советом и Сенатом; был членом Комитета министров и Государственного совета.

Обер-прокурор руководил всеми учреждениями при Синоде; служащие в них чиновники назначались и увольнялись или при его участии, или его приказами, или с его ведома. Органами его надзора служили прокуроры синодальных контор, секретари духовных консисторий, члены-ревизоры духовно-учебного комитета, главный инспектор и епархиальные наблюдатели церковно-приходских училищ.

Что делать бизнесу, если инспекторы нарушили мораторий

Если вы считаете, что ведомство нарушило порядок проведения КНМ или вынесло несправедливое решение, вы можете подать жалобу через специальный сервис на портале Госуслуги. Для этого потребуется авторизоваться в Личном кабинете и перейти в раздел Жалоба на решение контрольных органов.

Для обжалования действий инспектора нужно указать учётный номер проверки, приложить доказательства и заверить обращение с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

Предписания снова выдают при любых нарушениях

Отменили норму, которая позволяла надзорному органу выдавать предписания об устранении нарушений только в том случае, если нарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Теперь предписания снова выдаются при любых нарушениях, даже незначительных (подп. б п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 7(1) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).

Если предписание выдано до 1 марта 2023 г. и срок его исполнения истек, то в 2023-м внеплановая проверка или внеплановый инспекционный визит могут проводиться лишь по согласованию с прокуратурой. И только в том случае, когда предписание выдано в связи с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (подп. а п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, подп. а п. 3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).

Больше проверок:  Сервис фнс позволит узнать о заблокированных счетах компании

Как узнать, включена ли компания в график проверок в 2024 году

Чтобы узнать о предстоящей проверке, вы можете поискать информацию о КНМ на сайтах контролирующих ведомств, в Личном кабинете на портале Госуслуги и на Цифровой платформе МСП.РФ.

Единый реестр проверок и КНМ

Генеральная прокуратура РФ курирует сайт с данными из Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и Единого реестра проверок. Для получения информации о проведении проверки пользователю потребуется ввести номер мероприятия, дату его начала, ИНН, ОГРН или наименование своей компании.

Госуслуги

На портале Госуслуги также можно узнать о том, включена ли компания в график плановых проверок на текущий год. Для этого необходимо ввести соответствующие данные о компании.

Цифровая платформа МСП.РФ

На Цифровой платформе МСП.РФ можно получить информацию о плановых проверках, которые организованы специально для малого и среднего бизнеса. Необходимо ввести данные о компании для получения информации о проверках.

Профилактические визиты проверки будут анонсированы за пять рабочих дней до мероприятия, внеплановые проверки — за 24 часа до начала проведения. О плановой проверке предупредят, как только организация будет добавлена в график плановых проверок.

Роскомнадзор

Информацию о предстоящих плановых проверках Роскомнадзора можно найти на официальном сайте ведомства. Однако стоит отметить, что в 2024 году такие проверки проводиться не будут.

Роспотребнадзор

Чтобы узнать о плановых проверках Роспотребнадзора, нужно ввести название, ИНН или ОГРН своей компании, в соответствующем разделе на официальном сайте ведомства.

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Определили правила рассмотрения заявлений об изменении категории риска

До конца 2030 г. компании могут подать заявление об изменении категории риска своей деятельности или объекта контроля в том же порядке, что и досудебную жалобу на решение надзорного органа (подп. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, глава 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Надо указать в заявлении номер объекта контроля из единого реестра видов контроля и подать его в орган, который присваивал категорию риска. Срок рассмотрения заявления – не более 5 рабочих дней со дня регистрации. Подать заявление в таком порядке можно будет с 15 мая 2023 г.

У каждого надзорного органа свои критерии отнесения объектов контроля к категориям риска. Например, Роскомнадзор относит к категории высокого риска компании, которые обрабатывают специальные или биометрические персональные данные и привлекались к административной ответственности за нарушения в этой сфере (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1046).

Как действует мораторий на проверки бизнеса

Мораторий на проверки бизнеса представляет собой ограничение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ). Первоначально правительство России объявило, что мораторий будет действовать на протяжении 2022 года (согласно постановлению № 336 от 10 марта 2022 года). По предложению президента проверки ограничили до конца 2024 года. Сейчас действуют следующие сроки:

Мораторий касается проверок, которые проводят МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и некоторые другие ведомства. Он также влияет на проверки кассовой работы от ФНС. Однако прокурорский надзор и камеральные налоговые проверки не попадают под мораторий.

Узнать о том, придёт ли к вам инспектор, можно на сайтах контролирующих ведомств, в Личном кабинете на портале «Госуслуги», а также на Цифровой платформе МСП.РФ.

Генеральная прокуратура РФ курирует сайт, на котором доступны данные из двух информационных систем: Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и Единого реестра проверок. Чтобы получить сведения о проверке, пользователю нужно ввести в строку поиска номер КНМ или дату начала проведения мероприятия. Также доступен поиск по наименованию, ИНН и ОГРН компании.

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Нажав на номер мероприятия, пользователь сможет получить полную информацию о КНМ: вид, причину проведения, даты начала и окончания проверки.

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

О профилактическом визите пользователя предупредят не позднее чем за пять рабочих дней до мероприятия, о внеплановой проверке — не позднее чем за 24 часа, о плановом КНМ — как только организацию внесут в график проверок.

О плановых проверках Роскомнадзора можно узнать на сайте ведомства. В 2024 году ведомство не будет проводить КНМ этого вида.

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Чтобы узнать о плановых проверках Роспотребнадзора, потребуется ввести наименование, ИНН или ОГРН своей компании в специальном разделе на сайте ведомства.

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Мораторий будет действовать еще 6 лет

Мораторий на плановые проверки продлили до 2030 г. на основании Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372. Это значит, что:

Мораторий не касается налогового контроля, прокурорского надзора и других проверок, которые не подпадают под регулирование федеральных законов от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.

Внеплановые проверки в 2024 году

В отличие от плановых проверок, для внеплановых мероприятий нет строго определенного графика. В 2024 году под внеплановую проверку может попасть любая компания. Однако мораторий ограничивает возможности контролирующих органов. Теперь им требуется согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой.

Инспектор может начать внеплановую проверку, если:

Информацию о возможном нарушении ведомство может получить от других структур, от граждан или из СМИ. Контролирующий орган обязан уведомить компанию о предстоящей проверке не позднее чем за 24 часа до начала КНМ.

В некоторых ситуациях проверку могут провести без согласования с прокуратурой. Это касается КНМ, которые инициированы по указанию Президента, председателя Правительства или его заместителя, а также по требованию прокурора.

Кроме того, без разрешения прокуратуры ведомства могут устраивать контрольныемероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом:

КНМ без взаимодействия с проверяемым лицом проводятся без предупреждения. При обнаружении нарушений инспекция может начать внеплановую проверку.

При внеплановой проверке чиновники изучают документы компании, включая финансовые, кадровые, экологические и другие виды отчётов. Чтобы правильно заполнить электронную отчётность и вовремя передать её контролирующим органам, используйте решения от «Астрал». С помощью модуля 1С-Отчётность бухгалтер сможет отправлять документы прямо из «1С», а онлайн-сервис Астрал Отчёт 5.0 позволит хранить отчёты в облаке и получать доступ к ним с любого устройства.

От профилактического визита «по поручению» нельзя отказаться

По общему правилу профилактический визит проводится при наличии «джентльменских договоренностей» между проверяемым и надзорным органом (ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ). То есть, несмотря на то что профилактический визит называют «обязательным», организация вправе от него отказаться, и ей за это ничего не будет (ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ).

Больше проверок:  Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

Порядок проведения профилактического визита предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336. Вместе с продлением моратория на проверки это постановление было дополнено новым положением: организации не вправе отказаться от профилактических визитов, которые проводятся по поручению президента или правительства (подп. «ж» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 11(5) и 11(6) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).

Если в ходе такого визита надзорный орган обнаружит нарушение, то выдаст предписание о его устранении, которое организация будет обязана исполнить.

Профилактический визит по поручению предусматривает оценку соблюдения обязательных требований, проведение осмотров, испытаний, экспертиз и инструментальных обследований, отбор проб (образцов) и истребование документов. На визит по поручению дается 1 рабочий день. Он может быть продлен, когда необходимо инструментальное обследование, но не более чем на 4 рабочих дня. Течение срока, отведенного на визит, могут приостановить, если нужно провести экспертизу или испытание.

Скорректировали работу единого реестра видов контроля

Внесены изменения в Правила формирования и ведения единого реестра контрольных мероприятий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604. Например, теперь надзорный орган не вправе проводить плановое КНМ, если заблаговременно не внес его в реестр.

Единый реестр видов контроля синхронизирован с порталом госуслуг. Через него предприниматели могут отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые решения по итогам КНМ и обжаловать их в досудебном порядке при помощи специального сервиса.

Какие плановые проверки бизнеса пройдут в 2024 году

Плановые проверки проводят согласно заранее составленному графику. Каждое ведомство утверждает такой план проверок сразу на год. Не позднее чем за три рабочих дня до начала КНМ контролирующие органы предупреждают предпринимателей о том, что деятельность их компании будет тщательно изучена. Также узнать о предстоящих проверках можно на сайтах ведомств.

До 2030 года под плановые КНМ могут попасть только некоторые предприятия:

В отношении других компаний плановые проверки проводиться не будут. Но вместо плановых контрольных мероприятий чиновники могут устраивать профилактические визиты.

Проблемы во время моратория

Фатима Зангиева, юрист Коллегии адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»:

Благодаря мораторию госорганы стали реже внепланово проверять бизнес. Но, вероятно, это происходит за счет увеличения количества внеплановых проверок прокуратуры и документарных проверок, которые госорганы проводят после поступления заявлений о нарушениях.

Мораторий распространяется на проверки, которые подпадают по действие федеральных законов № 248-ФЗ и № 294-ФЗ. Данные законы не касаются, в частности, прокурорского надзора, правосудия и проведения административного расследования. Соответственно, органы прокуратуры не ограничены в проведении проверочных мероприятий в период действия моратория. В результате происходит следующее: госорган собирает материалы по факту правонарушения и направляет их в прокуратуру, которая затем принимает решение и проверяет компанию или предпринимателя.

Приведу пример из области применения миграционного законодательства. Полиции становится известно, что иностранец работает без патента. Его везут в суд и привлекают к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ. Затем сотрудник полиции направляет рапорт в миграционный орган, который следом проводит документарную проверку. В этом случае компании грозит штраф до 800 тыс. руб. (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Раньше миграционные органы действовали на основании вышеупомянутых федеральных законов и Приказа МВД от 28 июня 2022 г. № 468: выносили распоряжения о проведении проверки на территории объекта. А сейчас они действуют на основании Приказа МВД от 29 августа 2014 г. № 736: вызывают представителей компаний по заявлениям, поступающим в КУСП (книгу учета сообщений о правонарушениях).

Есть еще одна проблема – компаниям и ИП отказывают в преференциях, которые недавно предусмотрели в КоАП РФ для снижения административной нагрузки. Это происходит, когда прокуратура проводит проверку и возбуждает дело об административном правонарушении. Например, нам отказывают в объединении дел по ст. 4.4 КоАП РФ и предоставлении 50-процентной скидки при уплате штрафа по ст. 32.2 КоАП РФ. Поэтому сейчас мы ходатайствуем о направлении судом запроса в Конституционный Суд РФ и будем обращаться туда сами.

Вопрос-ответ

В 2024 году запрещены плановые проверки предприятий. Исключение: объекты, которые относятся к категории высокого или чрезвычайно высокого риска, производственные объекты II класса опасности и гидротехнические сооружения II класса. Внеплановые проверки компаний проводятся с ограничениями.

Мораторий на выездные налоговые проверки в 2024 году действует только для аккредитованных IT-компаний. Такие мероприятия не будут проводить до 3 марта 2025 года.

Проверки малого бизнеса проходят по тем же правилам, что и надзорные мероприятия для крупных компаний. Отдельного постановления правительства о моратории на проверки малого бизнеса или ИП в 2024 году не было. Однако у субъектов МСП вероятность оказаться в центре внимания инспекторов ниже, чем у крупных организаций.

Плановые проверки компаний в 2024 году

Плановые проверки проводятся в соответствии с заранее утверждеённым графиком. Каждое ведомство устанавливает такой план сразу на год.

Контролирующие органы предупреждают предпринимателей о предстоящих проверках за три рабочих дня до начала КНМ. Также информацию о проверках можно получить на сайтах ведомств.

В другие компании инспекторы не придут с плановой проверкой. Но вместо плановых контрольных мероприятий чиновники могут устраивать профилактические визиты.

В 2024 году не будут проводиться плановые проверки организаций. Внеплановые КНМ проводятся с разрешения прокуратуры.

Действует ли мораторий на налоговые проверки?

В 2024 году мораторий на выездные налоговые проверки предусмотрен только для аккредитованных IT-компаний. Такая мера будет действовать до 3 марта 2025 года.

Как действует мораторий на проверки МСП в 2024 году?

Процесс проверки субъектов МСП в 2024 году совпадает с порядком надзора за крупными компаниями. Однако малый бизнес реже интересует инспекторов. В основном ведомства проверяют крупные организации.

Как действует мораторий на внеплановые проверки в 2024 году

Для внеплановых КНМ, в отличие от плановых, график не составляют. В 2024 году под внеплановую проверку может попасть любая компания. Однако мораторий ограничивает возможности контролирующих органов. Теперь ведомствам необходимо согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой.

Инспектор может прийти к предпринимателю с внеплановой проверкой, если:

Информацию о возможном нарушении инспекция может получить от других ведомств, от граждан или из сообщений в СМИ. Контролирующий орган обязан предупредить компанию о том, что надзорное мероприятие состоится, не позднее чем за 24 часа до начала проверки.

В некоторых случаях инспекция может провести внеплановое КНМ без согласования с прокурором. Это касается проверок, которые начинаются по поручению президента, председателя правительства или его заместителя, а также по требованию самой прокуратуры.

Больше проверок:  Единый реестр выданных лмк

Кроме того, без разрешения прокуратуры ведомства могут устраивать контрольные мероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом:

Такие КНМ инспекторы проводят без предупреждения. Если во время мероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом ведомство обнаружит нарушения в работе организации, к предпринимателю могут прийти с внеплановой проверкой.

Что делать, если инспектор нарушил мораторий

Если вы считаете, что ведомство нарушило порядок проведения КНМ или вынесло несправедливое решение, вы можете подать жалобу через специальный сервис на портале «Госуслуги». Для этого необходимо авторизоваться в Личном кабинете, перейти в раздел «Жалоба на решение контрольных органов», указать номер проверки, приложить соответствующие доказательства и подписать жалобу с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

Список Обер-прокуроров Синода

1 Иван Васильевич Болтин 19 июня 1722 —11 мая 1725 Должность создана, назначен кадровый офицер драгунских полков, непосредственно с должности командира Каргопольского драгунского полка.

Далее, до 1740 года, обер-прокуроры Святейшего Синода не назначались

3 Никита Семёнович Кречетников (ум. 1745) 3 ноября 1740 —февраль 1741 Н. Ю. Трубецкой задумал восстановить и усилить институт прокуроров и с согласия регента Бирона, представил на должность обер-прокурора Кречетникова. Назначен указом 3 ноября 1740 с производством в генерал-майоры; но скорое низвержение Бирона повлекло за собой отмену проекта Трубецкого. Кречетников не вступал в должность и в феврале 1741 года просил об назначении его к какому-нибудь месту.

4 Яков Петрович Шаховской (1705—1777) 31 декабря 1741 —29 марта 1753

5 Афанасий Иванович Львов (1703 — после 1762) 18 декабря 1753 —17 апреля 1758

6 Алексей Семёнович Козловский (1707—1776) 17 апреля 1758 —9 июня 1763 Был отправлен в отставку, так как императрица Екатерина II в дальнейшем планировала проводить более жёсткую политику по отношению к Церкви.

7 Иван Иванович Мелиссино (1718—1795) 10 июня 1763 —24 октября 1768 В составленных им «Пунктах» — проекте наказа Синодальному депутату в законодательной комиссии 1767 г. — предлагал уничтожить посты, упразднить некоторые обряды, разрешить четвёртый брак и вообще провести своего рода «реформацию» в протестантском духе. Суждение Синода по этим пунктам неизвестны; в Синодальном архиве и в «деле» комиссии 1767 г. не находятся. Уволен, вероятно, в связи с этой историей.

8 Пётр Петрович Чебышёв (ок. 1735 — после 1775) 24 октября 1768 —7 мая 1774 По вступлении в должность стал во враждебные отношения с большинством членов Синода; открыто заявлял о своём атеизме и, пользуясь покровительством императрицы, деспотически распоряжался в Синоде. Свободное пользование синодальными деньгами дало им возможность снять обер-прокурора. Вяземский обревизовал казну, обнаружив недочёт 10 440 руб., забранных обер-прокурором «по его собственным распискам и письменным приказам»; хотя деньги эти и были уплачены Чебышёвым, но он был уволен.

9 Сергей Васильевич Акчурин(1722—1790) 12 мая 1774 —28 июля 1786 Без объяснения причин был уволен Екатериной II от должности.

10 Аполлос Иванович Наумов(1719—1792) 28 июля 1786 —26 июля 1791 Будучи уже преклонных лет, Наумов подал прошение об увольнении, «за старостью и болезнями».

11 Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744—1817) 1791—1797

12 Василий Алексеевич Хованский(1755—1830) 1797—1799

13 Дмитрий Иванович Хвостов(1757—1835) 1799—1802

16 Пётр Сергеевич Мещерский (1778—1857) 24 ноября 1817 —2 апреля 1833

17 Степан Дмитриевич Нечаев (1792—1860) 1833 —25 июня 1836 В феврале 1836 года он взял отпуск и уехал в Крым к умирающей жене. Его отсутствие позволило не любившим Нечаева синодальным членам при содействии чиновника А. Н. Муравьева составить доклад с просьбой императору «дать Нечаеву, как человеку обширных государственных способностей, другое, более весомое назначение, а обер-прокурором назначить графа Протасова». Просьба Синода была удовлетворена.

18 Николай Александрович Протасов (1798—1855) 24 февраля 1836 —16 января 1855 24 февраля 1836 года назначен исполняющим обязанности обер-прокурора; 25 июня назначен на должность обер-прокурора. 1 марта 1839 года им была осуществлена реформа структуры Святейшего Синода, который превратился в подобие министерства и исполнительный орган.

19 Александр Иванович Карасевский (1796—1856) 25 декабря 1855 —20 сентября 1856 Оставил должность по болезни, умер 25 декабря того же года.

20 Александр Петрович Толстой (1801—1873) 20 сентября 1856 —28 февраля 1862

21 Алексей Петрович Ахматов (1817—1870) март 1862 —июнь 1865

22 Дмитрий Андреевич Толстой (1823—1889) 23 июня 1865 —23 апреля 1880

23 Константин Петрович Победоносцев(1827—1907) 24 апреля 1880 —19 октября 1905 В апреле 1880 года назначен обер-прокурором; 28 октября того же года — членом Комитета министров, что явилось беспрецедентным формальным повышением статуса обер-прокурорской должности.

24 Алексей Дмитриевич Оболенский (1855—1933) 20 октября 1905 —4 апреля 1906 После революции 1905 года в правительстве графа С. Ю. Витте занимал пост обер-прокурора Святейшего синода. При нём разрабатывался вопрос о созыве церковного собора и учреждено было предсоборное присутствие.

25 Алексей Александрович Ширинский-Шихматов(1862—1930) 26 апреля —9 июля 1906 Занимал пост несколько месяцев.

26 Пётр Петрович Извольский(1863—1928) 27 июля 1906 —5 февраля 1909 Кандидатуру предложил его брат Александр Извольский, министр иностранных дел. Будучи обер-прокурором, Извольский проявил себя сторонником самостоятельности церкви. Его отставку связывали с защитой автономии духовных школ, которая встретила неприятие со стороны консервативной части епископата.

27 Сергей Михайлович Лукьянов (1855—1935) 5 февраля 1909 —2 мая 1911 Учёный-эпидемиолог, писатель и государственный деятель.

28 Владимир Карлович Саблер (1845—1929) 2 мая 1911 —4 июля 1915

29 Александр Дмитриевич Самарин(1868—1932) 5 июля 1915 —26 сентября 1915

30 Александр Николаевич Волжин(1860—1933) 1 октября 1915 —7 августа 1916 30 сентября 1915 года был назначен исполняющим должность обер-прокурора Святейшего Синода, 1 января 1916 года утверждён в должности.

32 Владимир Николаевич Львов (1872—1930) 3 марта 1917 —24 июля 1917 Занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода в первом и втором (первом коалиционном) составах Временного правительства. Удалил из Синода его прежних членов, которых пресса обвиняла в связях с Распутиным.14 (27) апреля 1917 инициировал издание указа Временного правительства об изменении состава Святейшего Синода, который оставил из прежних его членов только архиепископа Сергия (Страгородского).

33 Антон Владимирович Карташёв (1875—1960) 25 июля 1917 —5 августа 1917 Первый министр вероисповеданий Временного правительства (1917). От имени Временного правительства открыл 15 августа 1917 года Поместный собор Православной российской церкви и принял в его работе деятельное участие.