Мораторий на проверки продлили до 2030 года

План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2024 год

Генеральная прокуратура Российской Федерации опубликовала Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2024 год на своем официальном сайте.

Получение информации

Чтобы узнать, будет ли проводиться проверка вашей организации или индивидуального предпринимателя, введите соответствующий идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) в строку поиска на сайте Генеральной прокуратуры. Система покажет запланированные контрольно-надзорные мероприятия (КНМ).

Дополнительные ресурсы

Для получения более подробной информации по номеру КНМ из Сводного плана проверок, можно воспользоваться единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий.

Ограничения и исключения

С 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года действовал запрет на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Этот запрет не распространялся на хозяйствующие субъекты, осуществляющие определенные виды деятельности в рамках государственного контроля, а также на определенные категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводившиеся в рамках федеральных государственных надзоров.

Важно помнить

Несоблюдение установленных ограничений и проведение плановых проверок вопреки законодательству может привести к недействительности результатов проверки в соответствии с действующим законодательством.

Обратите внимание: информация в статье может устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Помните, что хоть плановых проверок будет меньше, предписания при выявлении нарушений все равно могут быть выданы. Соблюдайте законы и следите за обновлениями в регулировании бизнеса.

Мораторий на проверки продлен до 2030 года

Мораторий на плановые проверки продлили до 2030 г. на основании Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372. Это значит, что:

  • Мораторий не касается налогового контроля, прокурорского надзора и других проверок, которые не подпадают под регулирование федеральных законов от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.

Предписания выдаются при любых нарушениях

Отменили норму, которая позволяла надзорному органу выдавать предписания об устранении нарушений только в том случае, если нарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Теперь предписания снова выдаются при любых нарушениях, даже незначительных.

Если предписание выдано до 1 марта 2023 г. и срок его исполнения истек, то в 2023 году внеплановая проверка или внеплановый инспекционный визит могут проводиться лишь по согласованию с прокуратурой. И только в том случае, когда предписание выдано в связи с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Нельзя отказаться от профилактического визита по поручению

По общему правилу профилактический визит проводится при наличии джентльменских договоренностей между проверяемым и надзорным органом. То есть, несмотря на то что профилактический визит называют обязательным, организация вправе от него отказаться, и ей за это ничего не будет.

Порядок проведения профилактического визита предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336. Вместе с продлением моратория на проверки это постановление было дополнено новым положением: организации не вправе отказаться от профилактических визитов, которые проводятся по поручению президента или правительства.

Если в ходе такого визита надзорный орган обнаружит нарушение, то выдаст предписание о его устранении, которое организация будет обязана исполнить.

Профилактический визит по поручению

Профилактический визит по поручению предусматривает оценку соблюдения обязательных требований, проведение осмотров, испытаний, экспертиз и инструментальных обследований, отбор проб (образцов) и истребование документов. На визит по поручению дается 1 рабочий день. Он может быть продлен, когда необходимо инструментальное обследование, но не более чем на 4 рабочих дня. Течение срока, отведенного на визит, могут приостановить, если нужно провести экспертизу или испытание.

Определили правила рассмотрения заявлений об изменении категории риска

До конца 2030 г. компании могут подать заявление об изменении категории риска своей деятельности или объекта контроля в том же порядке, что и досудебную жалобу на решение надзорного органа (подп. в п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, глава 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Надо указать в заявлении номер объекта контроля из единого реестра видов контроля и подать его в орган, который присваивал категорию риска. Срок рассмотрения заявления – не более 5 рабочих дней со дня регистрации. Подать заявление в таком порядке можно будет с 15 мая 2023 г.

Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска

У каждого надзорного органа свои критерии отнесения объектов контроля к категориям риска. Например, Роскомнадзор относит к категории высокого риска компании, которые обрабатывают специальные или биометрические персональные данные и привлекались к административной ответственности за нарушения в этой сфере (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1046).

Скорректировали работу единого реестра видов контроля

Внесены изменения в Правила формирования и ведения единого реестра контрольных мероприятий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604. Например, теперь надзорный орган не вправе проводить плановое КНМ, если заблаговременно не внес его в реестр.

Единый реестр видов контроля синхронизирован с порталом госуслуг. Через него предприниматели могут отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые решения по итогам КНМ и обжаловать их в досудебном порядке при помощи специального сервиса.

Проблемы во время моратория

Фатима Зангиева, юрист Коллегии адвокатов г. Москвы Минушкина и партнеры:

Благодаря мораторию госорганы стали реже внепланово проверять бизнес. Однако, вероятно, это происходит за счет увеличения количества внеплановых проверок прокуратуры и документарных проверок, которые госорганы проводят после поступления заявлений о нарушениях.


Мораторий на проверки

Мораторий распространяется на проверки, которые подпадают по действие федеральных законов № 248-ФЗ и № 294-ФЗ. Данные законы не касаются, в частности, прокурорского надзора, правосудия и проведения административного расследования.

Соответственно, органы прокуратуры не ограничены в проведении проверочных мероприятий в период действия моратория.

В результате происходит следующее: госорган собирает материалы по факту правонарушения и направляет их в прокуратуру, которая затем принимает решение и проверяет компанию или предпринимателя.

Пример из области миграционного законодательства

Приведу пример из области применения миграционного законодательства. Полиции становится известно, что иностранец работает без патента. Его везут в суд и привлекают к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ. Затем сотрудник полиции направляет рапорт в миграционный орган, который следом проводит документарную проверку.

В этом случае компании грозит штраф до 800 тыс. руб. (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Действующие основания

Раньше миграционные органы действовали на основании вышеупомянутых федеральных законов и Приказа МВД от 28 июня 2022 г. № 468: выносили распоряжения о проведении проверки на территории объекта.

Сейчас они действуют на основании Приказа МВД от 29 августа 2014 г. № 736: вызывают представителей компаний по заявлениям, поступающим в КУСП (книгу учета сообщений о правонарушениях).

Больше проверок:  Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

Проблемы с преференциями

Есть еще одна проблема – компаниям и ИП отказывают в преференциях, которые недавно предусмотрели в КоАП РФ для снижения административной нагрузки.

Это происходит, когда прокуратура проводит проверку и возбуждает дело об административном правонарушении. Например, нам отказывают в объединении дел по ст. 4.4 КоАП РФ и предоставлении 50-процентной скидки при уплате штрафа по ст. 32.2 КоАП РФ.

Поэтому сейчас мы ходатайствуем о направлении судом запроса в Конституционный Суд РФ и будем обращаться туда сами.

Дата актуализации статьи

Дата актуализации статьи: 25.09.2023

Основания для проведения надзорных мероприятий

Для того чтобы провести проверку соблюдения требований пожарной безопасности или, как теперь принято называть, контрольное (надзорное) мероприятие, у инспекторов федерального государственного пожарного надзора должны иметься соответствующие основания.

За последние три года законодательство в области организации и осуществления надзорных мероприятий претерпело значительные изменения, в том числе и в части оснований для их проведения. В данной статье подробно расскажем о том, какие на сегодняшний день имеются основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий с целью проверки выполнения противопожарных требований.

Основания для проведения надзорных мероприятий

Итак, основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) для должностных лиц федерального государственного пожарного надзора установлены Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее — ФЗ № 248), а также постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее — постановление № 336).

Ввиду того, что постановление № 336 устанавливает некоторые особенности проведения КНМ только до 2030 года, в первую очередь рассмотрим «общие» требования к КНМ, предусмотренные ФЗ № 248.

Статьей 57 ФЗ № 248 устанавливается перечень оснований для проведения КНМ (пп. 6 ч. 1 и ч. 3 данной статьи не относится к компетенции пожарного надзора), разберем по порядку каждое из них.

1. Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее — Сведения (У)ПВ) либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 ФЗ № 348 Сведения (У)ПВ контрольный (надзорный) орган получает из следующих источников:

  1. при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

  2. при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

В первом случае контрольный орган обязан провести ряд мероприятий, направленных на оценку их достоверности и предусмотренных ч. 2, 3 ст. 58, а также ст. 59 ФЗ № 248.

Также сведения (У)ПВ могут быть получены во время проведения профилактического визита в соответствии с ч. 9 ст. 58 ФЗ № 248, о чем инспектор незамедлительно направляет информацию уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

К сожалению, не существует утвержденного перечня норм (нарушений), которые могут рассматриваться как «сведения о причинении вреда» или «непосредственная угроза причинения вреда», в каждом случае отнесение поступившей информации к рассматриваемым сведениям осуществляется на основании внутренних убеждений сотрудников контрольных органов, исходя из конкретной ситуации и характера нарушений. Однако очевидно, что нарушения, касающиеся неисправных систем противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, ненадлежащего состояния путей эвакуации, использование источников открытого огня и т. п., с большей долей вероятности будут рассматриваться как сведения (У)ПВ.

Перечень индикаторов риска установлен приказом МЧС России от 7 июня 2021 года № 364 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора» и содержит следующие индикаторы:

Оценка соответствия расчета осуществляется в соответствии с п. 43, 44 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), а также приказа МЧС России от 29 июля 2015 года № 405 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска»;

В соответствии с п. 3.21 СП 484.1311500.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» ложное срабатывание (о пожаре) — это извещение о пожаре, сформированное при отсутствии опасных факторов пожара. Как это может выглядеть в реальности? Примеры: в больнице идут строительные работы, в результате запыленности происходит срабатывание извещателя на пожар; произошла авария в системе отопления, от пара сработала пожарная сигнализация; в результате проведения технического обслуживания произошло срабатывание пожарной сигнализации. Исходя из «сухой» формулировки, это все ложное срабатывание, соответственно, 3 (три) таких за 30 дней — основание для организации КНМ;

Практика применения данного индикатора пока не наработана, как и кто будет получать такую информацию непонятно;

Аварийный режим работы электроустановки — работа неисправной электроустановки, при которой могут возникнуть опасные ситуации, приводящие к электротравмированию людей, взаимодействующих с электроустановкой;

На момент написания статьи нормативное определение «ненадлежащей работы» отсутствует;

Мораторий на проверки продлили до 2030 года

Далее, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 60 ФЗ № 248 при подтверждении достоверности сведений (У)ПВ либо наличия информации о срабатывании индикатора риска должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Затем организуется внеплановое КНМ после согласования или извещения органов прокуратуры в соответствии с ч. 5, 12 ст. 66 ФЗ № 248.

Отдельно отметим, что создать КНМ в системе ЕРКНМ без приложения документов, свидетельствующих о срабатывании индикатора риска, на данный момент нельзя. Таким образом, контрольному органу для согласования с прокуратурой внепланового выездного КНМ необходимо иметь достоверные сведения о срабатывании соответствующего индикатора риска и приложить эти сведения к материалам о согласовании проверки.

2. Наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

В целом, по этому основанию все очевидно: план плановых КНМ утверждается органами пожарного надзора до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана. Включение объектов надзора в план осуществляется на основании п. 42 Положения. Это единственное основание для проведения планового КНМ.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в год;

для категории высокого риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 2 года;

для категории значительного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 3 года;

для категории среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 5 лет;

Больше проверок:  Моментальная проверка подлинности чека и сохранение в базу авансовой отчетности

для категории умеренного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 6 лет.

Включение контрольного (надзорного) мероприятия в утвержденный ежегодный план после 15 декабря осуществляется только в связи с отнесением объекта защиты к категории чрезвычайно высокого риска при соблюдении установленной федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (пп. «в» п. 14 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года»).

3. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.

В последнее время прослеживается тенденция замены КНМ на профилактические мероприятия, вместе с тем поручения оформляются, как правило, документами с соответствующим названием и публикуются в общем доступе, обычно это происходит при наступлении весенне-летнего периода, после резонансных и крупных пожаров, а также в преддверии больших праздников.

Требования к поручению установлены ст. 62 ФЗ № 248.

Исключением являются решения Совета Безопасности РФ, которые приравниваются к поручению Президента РФ (Председателем Совета Безопасности Российской Федерации по должности является глава государства — Президент Российской Федерации) и обязательны для исполнения контрольными органами.

4. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Организация внеплановой проверки по данному основанию возможна в соответствии со ст. 63 ФЗ № 248, но на практике требования в адрес органов пожарного надзора издаются достаточно редко.

Однако в соответствии с п. 36(1) Положения в случае установления в ходе организации и (или) проведения контрольного (надзорного) мероприятия либо профилактического мероприятия факта эксплуатации зданий, помещений, сооружений, строительство которых не завершено, а также эксплуатации жилых помещений не в соответствии с установленным классом функциональной пожарной опасности и (или) проектной документацией органом государственного пожарного надзора в течение 3 рабочих дней направляется соответствующая информация в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы местного самоуправления для принятия мер в рамках предоставленных полномочий.

Наличие таких сведений может быть основанием для издания требования прокурора о проведении проверки.

Мораторий на проверки продлили до 2030 года

5. Истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Под решением в данном случае понимается предписание об устранении нарушений обязательных требований, которые выдаются по результатам внеплановых КНМ с взаимодействием (пп. 1, ч. 1, ст. 90 ФЗ № 248) и в отдельных случаях по результатам профилактических визитов п. 11(4) постановления № 336.

На этом перечень оснований для проведения КНМ органами государственного пожарного надзора, предусмотренных ч. 1 ст. 57 ФЗ № 248 завершен.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ФЗ № 248 контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, к мероприятию без взаимодействия относится выездное обследование, которое может проводиться без уведомления контролируемого лица, по результатам такого мероприятия не выдаются предписания и не применяются меры административного воздействия, но в ходе выездных обследований могут быть получены сведения (У)ПВ, которые позволят организовать КНМ с взаимодействием.

Выбор вида КНМ при наличии оснований осуществляется должностными лицами контрольных органов исходя из особенностей конкретного объекта и объема требующихся процедур.

Ст. 3 ФЗ № 248 позволяет Правительству РФ осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора). В 2022 году было издано постановление № 336, которое установило особенности организации и осуществления государственного контроля в РФ на ближайшие годы.

Так, в 2023 году внеплановые проверки при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 г., о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 г.

Без согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки в 2023 году проводятся:

по поручению Президента Российской Федерации;

по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления № 336;

по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления № 336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

ВАЖНО! В соответствии с п. 11(3), 11(4) постановления № 336 до 2030 года в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Вместе с тем не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.

Таким образом, основания для проведения КНМ с вступлением в силу ФЗ № 248 значительно расширились и зависят от конкретной ситуации. КНМ без взаимодействия и вовсе могут проводиться без предварительных уведомлений в соответствии с внутренними задачами контрольных органов, с единственным ограничением — невозможностью выдавать предписания по их результатам, тем не менее с возможностью организовать последующее КНМ с взаимодействием.

В заключение выделим простым языком основные моменты, отраженные в статье. Основания для организации КНМ:

Больше проверок:  Фбуз фцгиэ роспотребнадзор

Проверки являются неотъемлемой частью деятельности любой организации или предпринимателя. Поэтому важно относиться к проверкам ответственно, соблюдать правила и требования, установленные законодательством, — это только повысит доверие со стороны государственных органов и потенциальных клиентов.

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.

С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.

В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.

Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.

Как действует мораторий на проверки бизнеса

Мораторий на проверки бизнеса представляет собой ограничение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ). Первоначально правительство России объявило, что мораторий будет действовать на протяжении 2022 года (согласно постановлению № 336 от 10 марта 2022 года). По предложению президента проверки ограничили до конца 2024 года. Сейчас действуют следующие сроки:

Мораторий касается проверок, которые проводят МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и некоторые другие ведомства. Он также влияет на проверки кассовой работы от ФНС. Однако прокурорский надзор и камеральные налоговые проверки не попадают под мораторий.

Плановые проверки компаний в 2024 году

Плановые проверки проводятся в соответствии с заранее утверждеённым графиком. Каждое ведомство устанавливает такой план сразу на год.

Контролирующие органы предупреждают предпринимателей о предстоящих проверках за три рабочих дня до начала КНМ. Также информацию о проверках можно получить на сайтах ведомств.

До 2030 года под плановые КНМ могут попасть только некоторые предприятия:

В другие компании инспекторы не придут с плановой проверкой. Но вместо плановых контрольных мероприятий чиновники могут устраивать профилактические визиты.

Внеплановые проверки в 2024 году

В отличие от плановых проверок, для внеплановых мероприятий нет строго определенного графика. В 2024 году под внеплановую проверку может попасть любая компания. Однако мораторий ограничивает возможности контролирующих органов. Теперь им требуется согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой.

Инспектор может начать внеплановую проверку, если:

Информацию о возможном нарушении ведомство может получить от других структур, от граждан или из СМИ. Контролирующий орган обязан уведомить компанию о предстоящей проверке не позднее чем за 24 часа до начала КНМ.

В некоторых ситуациях проверку могут провести без согласования с прокуратурой. Это касается КНМ, которые инициированы по указанию Президента, председателя Правительства или его заместителя, а также по требованию прокурора.

Кроме того, без разрешения прокуратуры ведомства могут устраивать контрольныемероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом:

КНМ без взаимодействия с проверяемым лицом проводятся без предупреждения. При обнаружении нарушений инспекция может начать внеплановую проверку.

При внеплановой проверке чиновники изучают документы компании, включая финансовые, кадровые, экологические и другие виды отчётов. Чтобы правильно заполнить электронную отчётность и вовремя передать её контролирующим органам, используйте решения от «Астрал». С помощью модуля 1С-Отчётность бухгалтер сможет отправлять документы прямо из «1С», а онлайн-сервис Астрал Отчёт 5.0 позволит хранить отчёты в облаке и получать доступ к ним с любого устройства.

Что такое профилактический визит

Для предупреждения нарушений законодательства и информирования компаний о потенциальных рисках ведомства проводят профилактические мероприятия (ПМ). К числу ПМ относятся:

Во время профилактического визита инспектор беседует с предпринимателем на территории предприятия или по видеосвязи. О профилактическом визите уведомляют заблаговременно, за пять дней до его проведения.

Обычно компания может отказаться от этого мероприятия. Но во время действия моратория контролирующие органы имеют право проводить профилактические визиты вместо плановых КНМ. В этом случае предприниматель не может отказаться от ПМ. Если во время визита инспектор обнаружит нарушения, он выдаст предписание об их устранении.

Как узнать, включена ли компания в график проверок в 2024 году

Чтобы узнать о предстоящей проверке, вы можете поискать информацию о КНМ на сайтах контролирующих ведомств, в Личном кабинете на портале «Госуслуги» и на Цифровой платформе МСП.РФ.

Единый реестр проверок и КНМ

Генеральная прокуратура РФ курирует сайт с данными из Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и Единого реестра проверок. Для получения информации о проведении проверки пользователю потребуется ввести номер мероприятия, дату его начала, ИНН, ОГРН или наименование своей компании.

Мораторий на проверки продлили до 2030 года

Мораторий на проверки продлили до 2030 года

Пользователь может получить полную информацию о КНМ, включая его тип, причину и даты начала и окончания проверки, нажав на номер мероприятия.

Госуслуги

Мораторий на проверки продлили до 2030 года

Цифровая платформа МСП.РФ

Мораторий на проверки продлили до 2030 года

Профилактические визиты проверки будут анонсированы за пять рабочих дней до мероприятия, внеплановые проверки — за 24 часа до начала проведения. О плановой проверке предупредят, как только организация будет добавлена в график плановых проверок.

Роскомнадзор

Информацию о предстоящих плановых проверках Роскомнадзора можно найти на официальном сайте ведомства. Однако стоит отметить, что в 2024 году такие проверки проводиться не будут.

Роспотребнадзор

Чтобы узнать о плановых проверках Роспотребнадзора, нужно ввести название, ИНН или ОГРН своей компании, в соответствующем разделе на официальном сайте ведомства.

Мораторий на проверки продлили до 2030 года

Росприроднадзор

Мораторий на проверки продлили до 2030 года

Что делать, если инспектор нарушил мораторий

Если вы считаете, что ведомство нарушило порядок проведения КНМ или вынесло несправедливое решение, вы можете подать жалобу через специальный сервис на портале «Госуслуги». Для этого необходимо авторизоваться в Личном кабинете, перейти в раздел «Жалоба на решение контрольных органов», указать номер проверки, приложить соответствующие доказательства и подписать жалобу с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

Вопрос-ответ

В 2024 году не будут проводиться плановые проверки организаций. Внеплановые КНМ проводятся с разрешения прокуратуры.

Действует ли мораторий на налоговые проверки?

В 2024 году мораторий на выездные налоговые проверки предусмотрен только для аккредитованных IT-компаний. Такая мера будет действовать до 3 марта 2025 года.

Как действует мораторий на проверки МСП в 2024 году?

Процесс проверки субъектов МСП в 2024 году совпадает с порядком надзора за крупными компаниями. Однако малый бизнес реже интересует инспекторов. В основном ведомства проверяют крупные организации.