Знание прав и обязанностей, умение отстоять свои интересы законным способом необходимо каждому человеку. Выполняя важную государственную задачу, органы прокуратуры участвуют в работе по правовому просвещению и правовому информированию населения. Данный раздел содержит разъяснения действующих нормативных правовых актов, судебной практики, информацию об изменениях федерального и регионального законодательства.
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату в России появился институт прокурорского надзора.
С тех пор наше государство претерпело немало реформ и изменений, однако прокуратура неизменно занимала уникальное положение в его структуре, а прокуроры всегда стояли на страже законности.
В данной рубрике представлены материалы, посвященные истории органов прокуратуры с эпохи Петра I и до наших дней.
Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад. Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Наш народ противостоял мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооружённого противника — нацистской Германии и её союзников. Мы выстояли и победили. Наша задача — сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, невероятной любовью к Родине обеспечил нам мир, свободу и независимость. День Победы — это праздник, объединяющий поколения. Мы помним свою историю и гордимся ею!
Генпрокуратура начала контролировать развитие «Цифровой экономики»
14 февраля 2022 года стало известно о создании в Генеральной прокуратуре РФ отдела по надзору за исполнением законов в сфере информационных технологий и защиты информации. Его сотрудники, в частности, будут контролировать реализацию национального проекта «Цифровая экономика».
По сообщению «Коммерсанта», прокуроры будут вести надзор за расходованием бюджетных средств их получателями и исполнителями госконтрактов на проведение научных и опытно-конструкторских работ в сфере информационных технологий, а также внедрением их результатов в производство, а заодно и регистрацией на них прав.
Генпрокуратура начала контролировать развитие «Цифровой экономики»
В компетенцию прокуроров также войдет защита государственных сайтов от создания «зеркал». Кроме того, будет осуществляться контроль за работой госсервисов, чтобы люди имели быстрый и простой доступ к ним.
Спецподразделение уже выявило некоторые нарушения в работе российских госорганов. В частности некоторые органы умышленно не синхронизировали сервисы подачи обращений с системой внутреннего документооборота, в следствии чего обращения граждан просто не доходили до чиновников.
В дальнейшем новое подразделение займется надзором за исполнением законодательства о защите персональных данных граждан и информации ограниченного доступа. Речь идет о данных, хранящихся в автоматизированных информационных системах госорганов, госкорпораций, а также научных учреждений и организаций.
Соответствующие возможности прокурорам открывает внесенный в Госдуму законопроект, позволяющий в рамках надзора получать персональные данные. К середине февраля 2022 года его одобрил думский комитет по безопасности и противодействию коррупции.
Единый реестр проверок (ЕРП) существует для того, чтобы обеспечивать учёт проверок государственного и муниципального контроля (ч. 1 ст. 13.3 294-ФЗ). Контролю подвергаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно, в информационной системе о них и представлены сведения.
- Что из себя представляет единый реестр проверок?
- Как можно проверить, попал ли ИП или ЮЛ в план проверок прокуратуры?
- Какие изменения будут в реестре проверок с 1 июля 2021 года?
На вышеуказанные вопросы мы дадим ответы в этой статье.
Что такое единый реестр проверок
Правила формирования и ведения единого реестра проверок заработали с 1 июля 2015 года путём введения в закон 294-ФЗ статьи 13.3. ЕРП содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В информационной системе также есть сведения о результатах уже прошедших проверок, принятых мерах по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений. Ведёт ЕРП Генеральная прокуратура.
В ст. 13.3 294-ФЗ подробно описаны правила включения информации в ЕРП. В ней можно найти требования к порядку создания ЕРП, порядку присвоения учётного номера проверке, состав информации, которая включается в ЕРП и т.д.
Подавать отчётность в контролирующие органы удобно в сервисе «1С-Отчётность». Модуль встроен в привычную программу «1С-Предприятие» и позволяет отправлять отчёты в один клик.
Как проверить, попала ли организация в план проверки на proverki. gov
Доступ к информации предоставляется неограниченному кругу лиц на сайте proverki.gov.ru. Каждый желающий может получить полную информацию о предстоящих проверках относительно определённых лиц. Как уже было сказано, планом проверок сайт не ограничивается, — в информационной системе можно получить сведения и об уже проведённых проверках и их результатах.
Чтобы найти нужную информацию, достаточно выполнить два простых действия:
Что изменится в реестре проверок с 1 июля 2021 года
1 июля 2021 года в силу вступят большинство положений закона «О государственном контроле и надзоре». В сфере контроля и надзора основной акцент сместят с проведения проверок на проведение профилактических мероприятий. Это связано отчасти с затратностью проведения проверок как для контролирующего органа, так и для самого бизнеса.
Изменения в контроле коснутся большого количества сфер, например, налоговый, валютный и таможенный контроль. Реформа не затронет также сферу госзакупок по 223-ФЗ. Сфера применения закона подробно описана в ст. 2 248-ФЗ.
Из-за смещения внимания с проведения проверок на проведение профилактических мероприятий будет сформирован новый реестр видов федерального государственного контроля. Он будет содержать сведения о мероприятиях всех уровней: федерального, муниципального и регионального.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент для ведения современного бизнеса. «Астрал-ЭТ» позволяет работать с электронными документами, участвовать в торгах и регистрировать онлайн-кассу.
В реестре можно будет найти следующую информацию:
- сведения обо всех видах контрольных мероприятий;
- сведения о надзорных органах, которые проводят контрольные мероприятия;
- сведения по вопросам федерального, муниципального и регионального контроля.
Важно: не стоит путать единый реестр видов контроля и единый реестр контрольных мероприятий (этот тот же ЕРП), — это две разные, но взаимосвязанные информационные системы.
ЕРП также будет работать в прежнем режиме. Его целью остаётся учёт контрольных и профилактических мероприятий. Это означает, что основная задача реестра не изменилась, а дополнилась. Будут проводить учёт и принятых мер по пресечению правонарушений и мер по их устранению. В информационной системе можно будет найти те или иные решения, принятые надзорными органами, а также их действия в ходе проведения контрольных и профилактических мероприятий. Оператор реестра останется прежним — Генеральная прокуратура будет нести ответственность за ведение информационной системы.
В тексте закона сказано, что проведение контрольных мероприятий запрещено, если информация о них отсутствует в соответствующем реестре. Это означает, что бизнесу полезно работать с данной информационной системой, чтобы всегда быть в курсе происходящего.
Используйте «Астрал Отчёт 5.0» для сдачи электронной отчётности во все контролирующие органы. Сервис не привязан к рабочему месту, а значит воспользоваться функциям сервиса — быстрой отправкой документов и умным редактором отчётов — можно из любой точки мира.
Минюст разработал положение о ГАС правовой статистики
В конце августа 2020 года Министерство юстиции России представило положение о государственной автоматизированной системе правовой статистики (ГАС ПС). Документ определяет систему в качестве основной технологической инфраструктуры для ведения государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании и прокурорском надзоре. Подробнее здесь.
ИТ-проекты в Генеральной прокуратуре РФ
Приказ Генпрокуратуры России от 21.12.2022 N 763 “О внесении изменения в приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина”
Приказ Генпрокуратуры России от 12.12.2022 N 401-10 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора РФ от 18 марта 2010 г. N 8-75 “Об условиях оплаты труда работников органов прокуратуры РФ, осуществляющих служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона РФ”
Приказ Генпрокуратуры России от 09.12.2022 N 746 “О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре”
Приказ Генпрокуратуры России от 22.11.2022 N 699 “Об утверждении Порядка оформления и выдачи в органах прокуратуры справок о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”
Приказ Генпрокуратуры России от 16.11.2022 N 263 “О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы заместителя генерального прокурора РФ – Главного военного прокурора”
Приказ Генпрокуратуры России от 10.11.2022 N 669 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора РФ от 03.09.2018 N 554 “О порядке проведения обязательных медицинских осмотров и психиатрического освидетельствования граждан, поступающих в органы и организации прокуратуры РФ на работу, связанную с управлением транспортными средствами, и работников, занятых на указанных работах”
Приказ Генпрокуратуры России от 07.11.2022 N 667 “О внесении изменения в Положение о Главном управлении по надзору за расследованием особо важных дел, утвержденное Генеральным прокурором РФ 20.08.2021”
Приказ Генпрокуратуры России от 19.10.2022 N 608 “О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ”
Приказ Генпрокуратуры России от 18.10.2022 N 605 “Об утверждении Порядка установления в органах прокуратуры РФ времени фактического выполнения задач по обеспечению законности и правопорядка на территориях республик Северо-Кавказского региона РФ”
Приказ Генпрокуратуры России от 18.10.2022 N 607 “Об утверждении типовой формы соглашения об информационном взаимодействии в электронном виде между Генеральной прокуратурой РФ и обладателем информации, предоставляемой в государственную автоматизированную систему правовой статистики”
Приказ Генпрокуратуры России от 12.10.2022 N 589 “Об утверждении перечня размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” официальной статистической информации”
Приказ Генпрокуратуры России от 12.10.2022 N 590 “Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, по которым проводится прием на обучение в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования “Университет прокуратуры РФ” в 2023/24 учебном году”
Приказ Генпрокуратуры России от 11.10.2022 N 583 “О порядке назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г. N 98 “О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей”
Приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2022 N 581 “Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции”
Приказ Генпрокуратуры России от 07.10.2022 N 574 “О внесении изменений в порядок оплаты стоимости проезда (компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда) к месту лечения в санаторно-курортной организации, подведомственной Генеральной прокуратуре РФ, и обратно, утвержденный приказом Генерального прокурора РФ от 20.11.2017 N 782”
Письмо Генпрокуратуры России от 22.09.2022 N 76/2-460-2022 “О контрольных закупках”
Указание Генпрокуратуры России от 19.09.2022 N 521/7 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами”
Приказ Генпрокуратуры России от 16.09.2022 N 517 “Об изменении и о признании утратившими силу отдельных организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ”
Приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2022 N 494 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”
Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2022 N 419 “Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах прокуратуры РФ”
Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2022 N 420 “О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и иных работников органов и организаций прокуратуры РФ и урегулированию конфликта интересов” (вместе с “Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и иных работников органов и организаций прокуратуры РФ и урегулированию конфликта интересов”)
Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2022 N 421 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина”, а также о признании утратившим силу приказа Генерального прокурора РФ от 21.06.2013 N 252 “О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями”
Письмо Генпрокуратуры России от 22.07.2022 N 111-15-2022/Ид10303 “О доработке федеральной государственной информационной системы “Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий”
Приказ Генпрокуратуры России от 12.07.2022 N 384 “Об утверждении Положения о порядке проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры РФ”
“Положение о главном управлении и управлениях Генеральной прокуратуры РФ по федеральным округам” (утв. Генпрокуратурой России 11.07.2022))
Приказ Генпрокуратуры России от 05.07.2022 N 148 “Об утверждении положения о жилищной комиссии главной военной прокуратуры, типового положения о жилищных комиссиях военных прокуратур военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, московской городской военной прокуратуры”
Указание Генпрокуратуры России N 361/11, МВД России N 1 от 30.06.2022 “О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности”
Приказ Генпрокуратуры России от 27.06.2022 N 143 “Об организации работы по проведению проверок достоверности и полноты сведений, представляемых при замещении воинских должностей в органах военной прокуратуры, назначение на которые осуществляется Президентом РФ и Генеральным прокурором РФ, и при продлении срока полномочий прокурора”
Приказ Генпрокуратуры России от 05.05.2022 N 259 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора РФ от 02.11.2018 N 723 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса”
Приказ Генпрокуратуры России от 29.04.2022 N 250 “О внесении изменения в Инструкцию по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры РФ, утвержденную приказом Генерального прокурора РФ от 29.12.2011 N 450”
Приказ Генпрокуратуры России от 27.04.2022 N 244 “О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ”
Приказ Генпрокуратуры России от 22.04.2022 N 238 “О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ и признании утратившим силу приказа Генерального прокурора РФ от 02.03.2004 N 4 “О создании официального информационного представительства Генеральной прокуратуры РФ в сети “Интернет”
Приказ Генпрокуратуры России от 21.04.2022 N 235 “О внесении изменения в приказ Генерального прокурора РФ от 28.09.2016 N 612 “Об утверждении Положения о порядке принятия федеральными государственными служащими органов и организаций прокуратуры РФ наград и почетных званий федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления”
“Соглашение об информационном взаимодействии в электронном виде между Генеральной прокуратурой РФ и Федеральной службой судебных приставов” (утв. Генпрокуратуры России N СД-89-22, ФССП России N 00112/22/4-МВ 15.04.2022)
Приказ Генпрокуратуры России от 11.04.2022 N 211 “О внесении изменений в Правила обработки персональных данных в связи с прохождением службы (работой) в органах и организациях прокуратуры РФ, утвержденные приказом Генерального прокурора РФ от 04.07.2017 N 448”
Приказ Генпрокуратуры России от 08.04.2022 N 91 “Об утверждении Порядка деятельности аттестационных комиссий органов военной прокуратуры по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и военнослужащих, замещающих должности военной службы, не относящиеся к должностям прокурорских работников, и урегулированию конфликта интересов”
Приказ Генпрокуратуры России от 23.03.2022 N 165 “О внесении изменений в Инструкцию о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”, утвержденную приказом Генерального прокурора РФ от 26.08.2019 N 596″
Приказ Генпрокуратуры России от 11.03.2022 N 141 “О внесении изменения в порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденный приказом Генерального прокурора РФ от 02.06.2021 N 294”
Указание Генпрокуратуры России от 11.03.2022 N 140/20 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в РФ мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности”
Указание Генпрокуратуры России от 10.03.2022 N 44/14/10 “Об организации работы по проведению проверки достоверности и полноты сведений, представляемых кандидатами при поступлении на службу в органы военной прокуратуры”
Указание Генпрокуратуры России от 09.03.2022 N 133/35 “О порядке организации международного сотрудничества органов прокуратуры РФ по вопросам оказания содействия в сфере правоохранительной деятельности”
Приказ Генпрокуратуры России от 24.02.2022 N 109 “Об утверждении Инструкции о порядке и условиях направления в служебные командировки (командирования) на территории РФ военнослужащих органов военной прокуратуры, проходящих военную службу по контракту”
Приказ Генпрокуратуры России от 14.02.2022 N 87 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора РФ от 20 января 2021 г. N 22 “О выплатах пенсионерам органов и организаций прокуратуры РФ в связи с прохождением санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях, подведомственных Генеральной прокуратуре РФ”
Приказ Генпрокуратуры России от 08.02.2022 N 73 “О внесении изменений в Регламент Генеральной прокуратуры РФ, утвержденный приказом Генерального прокурора РФ от 11.05.2016 N 276”
“Положение о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ” (утв. Генпрокуратурой России 25.01.2022)
Приказ Генпрокуратуры России от 20.01.2022 N 13 “О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ”
Приказ Генпрокуратуры России от 19.01.2022 N 11 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания”
Приказ Генпрокуратуры России от 13.01.2022 N 3 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора РФ от 16.06.2017 N 402 “Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е “Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях”, а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е”
“Памятка для предпринимателей о противодействии коррупции” (утв. Генпрокуратурой России)
Приказ Генпрокуратуры России от 24.12.2021 N 781 “О внесении изменений в Положение о порядке вручения юбилейной медали “300 лет прокуратуре России”, утвержденное приказом Генерального прокурора РФ от 12.08.2021 N 463″
(C) 2017-2022 База “Нормативно-правовых Актов”
Развитие автоматизированной системы формирования сводного плана проведения проверок и согласования внеплановых проверок
В июле 2010 г. Генеральная прокуратура РФ объявила итоги открытого конкурса на выполнение технологических работ по развитию созданной в 2009 г. автоматизированной системы формирования сводного плана проведения проверок и согласования внеплановых проверок (АС СППиВП).
Как отмечается, поучаствовать в торгах изъявила желание только одна компания — «Открытые технологии 98». Ценовое предложение компании составило 215,6 млн руб. Для сравнения, начальная стоимость государственного контракта составляла 216 млн руб. Финансирование работ по контракту осуществляется за счет средств федерального бюджета. По итогам рассмотрения представленной заявки «Открытые технологии 98» были допущены к торгам.
Однако в связи с наличием лишь одного участника конкурс был признан несостоявшимся, и в соответствии с п. 5 ст. 27 федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» проект госконтракта был передан «Открытым технологиям 98».
В рамках госконтракта подрядчику предстоит оснастить АС СППиВП: модулем УЦ (удостоверяющий центр); подсистемой хранения и обработки данных; подсистемой поиска и экстракции фактов; подсистемой аналитики и отчетности; подсистемой веб-доступа и информационной безопасности; вычислительной подсистемой. Более детально ознакомиться с требованиями заказчика можно в документации, представленной на официальном сайте для размещения госзаказа РФ здесь.
2017
Генпрокурор Юрий Чайка утвердил концепцию цифровой трансформации органов прокуратуры до 2025 года
Реализация концепции цифровой направлена на комплексную оптимизацию деятельности ведомства. В частности, это преимущественное использование данных в цифровой форме, формирование среды электронного взаимодействия, развитие цифровой инфраструктуры на основе российских технологий и формирование новой технологической основы.
Актуальность цифровой трансформации
По состоянию на сентябрь 2017 года в органах прокуратуры созданы отдельные компоненты цифровой среды, функционирует ряд ведомственных и государственных информационных систем, обеспечивающих решение локальных задач.
Однако большинство эксплуатируемых ведомственных информационных систем созданы более 10 лет назад, являются устаревшими, слабо интегрированными решениями, реализованными преимущественно на базе импортных технологий с применением отличных друг от друга принципов, и в основном перестали соответствовать современным темпам развития цифровой экономики.
Следствием существования практики децентрализованного управления в сфере информатизации органов прокуратуры стали отсутствие единых стандартов разработки и эксплуатации информационных ресурсов и систем, их фрагментарный учет и недостаточный уровень использования лучших практик и типовых проектных решений.
Ведение основных информационных ресурсов, необходимых для реализации всех этапов надзорной деятельности, осуществляется различными органами прокуратуры, а также иными органами государственной власти в части своей компетенции. При этом формирование, актуализация и сопровождение данных информационных ресурсов осуществляется различными участниками с использованием собственных программных решений, слабо интегрированных между собой. Различия в периодичности актуализации, правилах обработки источников информации и составе хранимых сведений порождают одновременное существование нескольких отличных друг от друга наборов данных.
Отсутствие открытых интерфейсов и единой системы разграничения прав доступа к информационным ресурсам и системам приводит к необходимости ввода всех изменений операторами в ручном режиме, что снижает оперативность обновления сведений и может являться причиной ошибок, вызванных многократным вводом данных.
Цели и задачи цифровой трансформации
Целями цифровой трансформации являются повышение эффективности деятельности органов прокуратуры, создание условий для оперативной реализации надзорных функций в связи с цифровизацией объектов надзора, обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования собственной цифровой инфраструктуры, повышение ее информационной безопасности.
Кроме того, цифровая трансформация должна обеспечить готовность к изменениям в общественнополитической и экономической ситуации, связанным с переходом к цифровой экономике.
Среди других целей – переход к сервисной модели владения собственной цифровой инфраструктурой и ее развития; развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления.
Для достижения перечисленных целей необходимо решить задачи по ряду приоритетных направлений.
Направление 1. Высокотехнологичный надзор
Высокотехнологичный надзор — формирование на основе комплексной оптимизации выполнения надзорных функций единой безопасной цифровой платформы для обеспечения электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами, внедрение современных механизмов и технологий противодействия киберпреступности и правонарушениям в цифровой среде.
- участие в совершенствовании правового, научно-методического и организационно-технологического обеспечения автоматизированной оценки качества деятельности правоохранительных органов;
- повышение эффективности надзора путем внедрения современных и перспективных информационных технологий обработки первичной информации во всех видах надзорной деятельности;
- повышение оперативности прокурорского реагирования на нарушения закона, устранение причин и условий, им способствующих;
- сокращение времени реагирования на поступающие обращения;
- обеспечение своевременного, в том числе дистанционного, получения объективной, полной и достоверной информации о состоянии законности и работы по профилактике правонарушений и преступлений;
- повышение обоснованности принимаемых решений в рамках исполнения надзорных функций на основе автоматизированного выявления и учета характерных закономерностей, соответствующих нарушениям в установленной сфере надзора, подготовки рекомендаций по выполнению проверки с учетом выявленных закономерностей.
Направление 2. Цифровая инфраструктура
Цифровая инфраструктура – обеспечение реализации нового качества электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней с гражданами, организациями, государственными органами на основе создания безопасной высокотехнологичной универсальной цифровой среды.
- комплексная оптимизация и взаимосвязанная цифровизация процессов внутренней и межведомственной деятельности органов прокуратуры;
- совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития существующих и вновь создаваемых компонентов цифровой среды органов прокуратуры, включая государственные и ведомственные информационные системы;
- создание и развитие устойчивой, надежной и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, реализующей в том числе «сквозные» технологии цифровой экономики и использующей существующие и вновь создаваемые российские центры обработки данных, государственную единую облачную платформу, защищенные сети связи и передачи данных, отечественные цифровые платформы работы с данными;
- разработка и внедрение в деятельность органов прокуратуры всех уровней эффективных механизмов обеспечения дистанционного взаимодействия между собой, с гражданами, организациями и учреждениями, государственными органами, в том числе с использованием СМЭВ, МЭДО, государственной интегрированной сети передачи данных;
- разработка системы управления нормативно-справочной информацией и мастер-данными (единые справочники, содержащие информацию о структуре органа, перечни, рубрикаторы и классификаторы, позволяющие упорядочить и систематизировать информацию и документы, минимизировать сроки ввода данных в систему, снизить риски ошибок, связанных с человеческим фактором) органов прокуратуры на всем их жизненном цикле с учетом обеспечения возможности их содержательной обработки в других отраслях цифровой экономики Российской Федерации;
- формирование требований и модели непрерывного повышения квалификации сотрудников органов прокуратуры, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, по вопросам реализации своих полномочий, оптимизации процессов подготовки и принятия управленческих решений в условиях цифровой экономики.
Направление 3. Среда доверия
Среда доверия – обеспечение технической, организационной и правовой защиты интересов граждан, бизнеса и государственных интересов при осуществлении взаимодействия в обновленной цифровой экосистеме органов прокуратуры.
- совершенствование правового регулирования с целью формирования единой цифровой среды (электронный обмен информации) доверия экосистемы органов прокуратуры;
- создание системы взаимодействия с гражданами, обществом, организациями и учреждениями, которая позволяет использовать современные и перспективные каналы коммуникаций;
- разработка и внедрение механизмов мониторинга и повышения удовлетворенности граждан, организаций и учреждений степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;
- обеспечение открытости, доступности и достоверности статистических данных для граждан и юридических лиц на основе внедрения органами прокуратуры и предоставления пользователям современных цифровых сервисов;
- обеспечение участников взаимодействия средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций;
- повышение прозрачности информационного сопровождения процессов надзорной деятельности с соблюдением принципа обеспечения законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
- обеспечение доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов прокуратуры, а также информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, с учетом принципа экстерриториальности;
- повышение уровня общего доверия граждан к деятельности органов прокуратуры.
Этапы реализации концепции
Реализацию концепции предполагается осуществить в три взаимосвязанных этапа.
Этап 1 (2017 год) включает:
1) комплексную оценку уровня информатизации органов прокуратуры на основе анализа существующих процессов создания, хранения, обработки и передачи информации в органах прокуратуры;
2) утверждение Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации;
3) пилотное внедрение компонентов цифровой инфраструктуры: единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры; облачной вычислительной платформы; единого рабочего места сотрудника органов прокуратуры (VDI); единого каталога пользователей органов прокуратуры; единой системы электронной почты органов прокуратуры; единого портала органов прокуратуры; сервисов органов прокуратуры на портале ЕГIГУ; сервисов информационной безопасности;
4) реализацию риск-ориентированного подхода в части организации отдельных видов государственного надзора (контроля) при регистрации проверок в ФГИС ЕРП;
5) модернизацию действующих сервисов взаимодействия ГАС ПС и ведомственных информационных систем правоохранительных органов в связи с изменениями требований федерального законодательства;
6) подготовку предложений в концепцию первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики и в план подготовки нормативных правовых актов, направленных на ее реализацию;
7) разработку нормативного и методического обеспечения для осуществления мониторинга реализации концепции.
Этап 2 (2018—2020 годы) включает:
1) разработку системного проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации;
2) разработку частных технических заданий на создание всех компонентов цифровой инфраструктуры органов прокуратуры;
3) разработку и ввод в эксплуатацию: электронного надзорного производства; юридически значимого электронного документооборота; автоматизированных электронных сервисов; единой безопасной отечественной технологической платформы; расширенного интерфейса портала для граждан, общественных организаций, разработчиков сторонних приложений; единой системы ведения НСИ и мастер-данных;
4) создание защищенной системы ведомственного и межведомственного взаимодействия;
5) совершенствование нормативных правовых актов по публичному раскрытию информации;
6) создание реестра нормативных правовых актов для реализации надзорных полномочий;
7) создание в Генеральной прокуратуре Российской Федерации электронной базы нормативных правовых и организационно-распорядительных документов в сфере цифровой экономики;
8) внедрение подсистемы информационно-аналитической обработки данных с использованием технологий искусственного интеллекта и «больших данных»;
9) интеграцию с ведомственными и внешними государственными ИС;
10) формирование и ведение паспортов надзорных и иных мероприятий в машиночитаемой форме с обеспечением качества юридической значимости;
11) реализацию единой системы учета, в которой присваиваемый первичному сообщению уникальный межведомственный идентификатор выступает универсальной учетной единицей; исключение многократных повторных межведомственных учетов;
12) внедрение системы мониторинга и учета цепочки всех возможных решений, принятых по сообщению о происшествии (преступлении), начиная от его регистрации до вынесения приговора суда, а также контроля передачи уголовных дел между субъектами Российской Федерации;
13) создание единого распределенного центра управления цифровой инфраструктурой органов прокуратуры, обеспечивающего в том числе централизованную техническую поддержку пользователей на основе создания единого центра приема обращений и инцидентов;
14) подготовку предложений в концепцию среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики и в план подготовки нормативных правовых актов, направленных на ее реализацию.
Этап 3 (2021—2025 годы) включает:
1) комплексную автоматизацию надзорных функций;
2) перевод в цифровую форму всех сервисов для граждан, государственных органов и организаций на публичном портале правовой статистики;
3) переход к надзору в «реальном времени» с автоматическим отслеживанием хода производства;
4) реализацию концепции сервисной архитектуры ФГИС ЕРП;
5) ввод в постоянную эксплуатацию ГАС ПС;
6) интеграцию с государственными информационными ресурсами, осуществляющими миграционный учет граждан, учет сведений налоговых органов, оперативно-справочными, розыскными и иными учетами ОВД;
7) завершение комплексной оптимизации процессов деятельности органов прокуратуры и их перевода в цифровой формат;
8) развитие и внедрение перспективных технологий идентификации участников информационного взаимодействия экосистемы органов прокуратуры, включая технологии биометрической идентификации, многофакторной идентификации на основе федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», и иных технологий идентификации;
9) внедрение образовательными организациями органов прокуратуры дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе в сетевом взаимодействии с другими организациями общего и дополнительного образования, во все виды и формы деятельности обучающихся в соответствии с требованиями цифровой экономики;
10) введение для государственных служащих органов прокуратуры механизма обязательного наличия базовых компетенций по цифровой экономике С использованием разрабатываемого онлайн-сервиса непрерывного образования взрослых для широких слоев населения.
Ожидаемые результаты и основные показатели реализации концепции
Показатели, за счет которых обеспечивается достижение запланированных характеристик цифровой трансформации органов прокуратуры к 2025 году, представлены в таблице ниже.
Состояние информационных систем прокуратуры в 2017 году
АИК «НАДЗОР», предназначенный для ведения ведомственного делопроизводства и документооборота в электронном виде, включая модуль «Скан» для поточного сканирования документов.
АИС «Архивное дело ОП», предназначенная для автоматизации процессов делопроизводства по ведению номенклатуры дел, формированию, оформлению дел, систематизации и приему дел на архивное хранение.
АИК «КАДРЫ-ОП», предназначенный для распределенного учета кадров и их персональных данных, а также изменений в штатном расписании органов прокуратуры.
АИС «Парус», предназначенная для автоматизации задач в области бухгалтерского учета и обеспечения финансово-хозяйственной деятельности органов прокуратуры.
АИС «Пенсия» предназначенная для учета и сопровождения пенсионного обеспечения бывших работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, в том числе постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
По состоянию на 2017 год пользователями указанных ведомственных информационных систем являются 1,7 тыс. работников, что составляет примерно 4,0 % от штатной численности органов прокуратуры.
Дополнительно для сбора и обработки статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации используется программный комплекс АРМ «Статистика».
Государственные информационные системы
В 2015 году создана федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП), оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации. По состоянию на 2017 год, в системе работает более 1 500 прокуроров, предоставлен доступ к ней свыше 31,5 тыс. специалистам более чем 3100 контрольно-надзорных органов и 80 бизнес-омбудсменам.
В целях реализации функции по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора осуществляется комплекс мероприятий, направленных на создание государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС).
К сентябрю 2017 года в рамках работ по созданию ГАС ПС выполнено техническое проектирование, разработано и внедрено в рамках пилотной зоны специальное программное обеспечение системы, обеспечивающее в том числе реализацию функций форматно-логического контроля для минимизации ошибок при вводе информации в документы первичного учета, создано единое хранилище данных, создан и аккредитован Минкомсвязью России удостоверяющий центр Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Более 2,8 тыс. работников органов прокуратуры используют в своей деятельности квалифицированную электронную подпись.
С 2013 года начата опытная эксплуатация ГАС ПС в 6 регионах пилотной зоны. С 2015 года пилотная зона расширена до 27 регионов. Доступ к ресурсам ГАС ПС предоставлен более чем 30,5 тыс. работникам органов прокуратуры и сотрудникам других правоохранительных органов.
В целях повышения открытости информации в составе ГАС ПС создан и функционирует в тестовом режиме информационно-аналитический ресурс «Портал правовой статистики» (crimestat.ru), обеспечивающий доступ пользователям к данным государственной статистической отчетности федерального и регионального уровней.
Для обеспечения доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти функционирует официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации (genproc.gov.ru), размещенный в сегменте интернета для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (сеть RSNet). Сайт имеет русскую и англоязычную версии. Для использования возможностей интерактивного общения при организации рассмотрения поступающих обращений на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации создана интернет-приемная.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия
В органах прокуратуры к сервисам СМЭВ подключено свыше тысячи пользователей, из них около 50 — в центральном аппарате. В свою очередь, Генеральная прокуратура Российской Федерации предоставляет пользователям СМЭВ сервис ФГИС ЕРП. В процентном отношении к количеству работников органов прокуратуры дефицит подключения составляет 98,0%.
Подключение информационных систем органов прокуратуры к СМЭВ осуществляется с 2014 года. Разработано программное обеспечение для 30 сервисов (50 видов сведений) различных ведомств.
Единая защищенная сеть передачи данных
Генпрокуратура России планирует подключить все прокуратуры в стране, в том числе и районные, к единой защищенной сети передачи данных. На эти цели выделено 1,1 млрд рублей, пишет “Интерфакс”.
По словам начальника управления правовой статистики Генпрокуратуры Олега Инсарова, сеть будет создана в этом году до 1 декабря. Уже проведен соответствующий конкурс и выбран подрядчик, однако его данные не называются. Кроме того, Генпрокуратура планирует обновить парк техники.
“А дальше мы будем наращивать информационные массивы, использовать технику по прямому назначению, а не как печатную машинку, как мы используем сейчас”, – отметил Инсаров.
Создание Главного управления правовой статистики и информационных технологий
На органы прокуратуры возложена обязанность ведения государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора.
Для наиболее оптимального решения задач по реализации единой технической политики при создании, внедрении и развитии информационных систем в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано Главное управление правовой статистики и информационных технологий.
12 мая 2017 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на должность начальника Главного управления назначен государственный советник юстиции 3 класса Олег Александрович Инсаров.
2019
17 декабря 2019 года Госдума одобрила в третьем чтении законопроект о создании единой базы данных по преступлениям. В неё будут включена статистика о состоянии преступности, а также сообщения о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре. Оператором система назначена Генеральная прокуратура.
При этом часть информации, если ее обнародование не противоречит законодательству, будет размещена в Интернете. Перечень публично размещаемой официальной статистической информации будет утверждать генеральный прокурор РФ по согласованию с федеральными государственными органами.
Генеральная прокуратура создаст единую базу данных по преступлениям
По словам председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, за передачу первичных статистических данных прокуратуре будут отвечать должностные лица государственных учреждений и органов.
Авторы законопроекта считают, что инициатива поспособствует изучению социальных причин преступности, обнаружению проблемных регионов, развитию отечественной криминологической науки.
Василий Пискарев добавляет, что создание такой электронной базы также расширит возможности независимых экспертов в сфере изучения социальных причин преступности, даст необходимую эмпирическую базу для развития отечественной криминологии.
Утверждение «дорожной карты» мероприятий цифровой трансформации
Генеральная прокуратура Российской Федерации утвердила «дорожную карту» мероприятий цифровой трансформации надзорного ведомства. Об этом этом говорится в сообщении Генпрокуратуры от 10 апреля 2019 года.
Первоначально Генпрокуратура хотела перевести все свои органы в электронный формат к 2025 году. Однако теперь речь идет о сроках на три года раньше. Концепция «цифровой трансформации» надзорного ведомства была утверждена совместным приказом генпрокурора и министра связи и массовых коммуникаций.
Генпрокуратура ускорила на 3 года переход на цифровые технологии
Как рассказал «Коммерсанту» начальник Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генпрокуратуры Олег Инсаров, серьезного сдвига в сокращении периода «цифровой трансформации» удалось добиться благодаря своевременному входу в госпрограмму «цифровой экономики», после чего из бюджета начали выделяться дополнительные ассигнования.
В ходе заседания экспертного совета по вопросам информационных технологий в Генеральной прокуратуре РФ особо внимание уделено вопросам развития государственной автоматизированной системы правовой статистики, федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», созданию суперсервиса «Подача заявлений в правоохранительные органы онлайн», непрерывного повышения квалификации работников прокуратуры в использовании современных технологий, интернета и работе с большими данными (Big Data) в практической деятельности.
Также экспертным советом одобрен новый состав совета, в который вошли Никифоров Николай Анатольевич, Меднов Сергей Александрович, Ковнир Евгений Владимирович.