Анализ камеральной налоговой проверки
Мораторий на плановые проверки бизнеса продлили до 2030 года. Значит ли это, что можно расслабиться и вообще не ждать сотрудников из надзорных органов? На самом деле, нет. В этой статье разберем, какие налоговые проверки бизнеса могут быть проведены в условиях моратория.
Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это один из методов налогового контроля. Упоминание о ее начале у бухгалтеров вызывает беспокойство, а то и панику. Так ли серьезен этот вопрос? Попробуем превратить проблему в задачу и решить ее.
Камеральная налоговая проверка
Несмотря на грозное название, камеральная проверка — это рутинная процедура, которой подвергаются все без исключения налоговые декларации и отчёты. В отличие от выездной налоговой проверки, она проводится без участия инспекторов. Объём проверяемых документов огромен, и поэтому процесс полностью автоматизирован.
Необходимость, виды
Цели камеральной проверки
Основная цель камеральной проверки — устранение налоговых правонарушений. Сопутствующая цель — перечисление сумм недоимок в бюджет.
Процесс камеральной проверки
КНП проводится с помощью специализированных программ, автоматизированно. Налоговые инспекторы с их помощью контролируют различные финансовые аспекты.
Количество КНП
Количество ежегодно проводимых КНП в РФ — больше 60 миллионов. В 96% случаев они завершаются положительно — приёмкой отчётности.
Кто осуществляет КНП
Налоговые инспекторы, закреплённые за конкретными налогоплательщиками, имеют право проводить камеральную проверку физического лица или организации без специального разрешения от непосредственного руководителя.
Виды КНП
Выделяют два типа камеральных проверок:
- Общая КНП отчётности и расчётов
- Целевая КНП
При выявлении нарушений в ходе камеральной проверки, предпринимаются различные действия, вплоть до блокировки расчётного счета налогоплательщика.
Заключение
Необходимо быть готовыми к проведению камеральной налоговой проверки в любой момент, несмотря на продленный мораторий. Понимание процесса и подготовка заранее помогут избежать возможных проблем и штрафных санкций.
Выявленные ошибки и углублённые налоговые проверки
Выявленные ошибки, неточности и расхождения считаются основанием для проведения углублённой КНП. В этом случае налоговый инспектор может поступить следующим образом:
- Во время углублённой КНП инспектор направляет запросы в государственные органы для получения необходимых данных и информации (в Росреестр — об имеющейся недвижимости, в ГИБДД — о наличии транспортных средств, и т.д.).
По результатам полученной информации выносится решение:
- Если налогоплательщик в ходе проверки вносит недостающую сумму, углублённая КНП завершается.
- КНП по возмещению НДС всегда бывает углублённой, так как она связана с возвратом средств из бюджета РФ.
Обязанности налогоплательщика в этом случае:
- После проведения углублённой КНП (при отсутствии нарушений), Казначейство перечисляет на расчётный счёт налогоплательщика сумму возмещаемого из бюджета НДС.
Отличия камеральной проверки от выездной
Основная разница — в месте её проведения. ВНП предполагает выезд инспекторов на территорию налогоплательщика. Проводится только по письменному приказу начальника ИФНС. Стандартный период проведения — до 2 календарных месяцев. Если у налогоплательщика есть обособленные подразделения, или в течение проверки обнаружены дополнительные сведения о возможном правонарушении, ВНП может быть продлена до 6 месяцев.
Инспекторы ФНС должны предъявить налогоплательщику письменное распоряжение о проведении ВНП. После этого организация или ИП должны предоставить налоговикам доступ на свою территорию.
Физическое лицо, в отношении которого инициирована ВНП, может отказать в доступе инспекторов в свою квартиру. И тогда проверка переносится в инспекцию налоговой службы.
Порядок проведения КНП
Камеральная налоговая проверка проводится сотрудниками инспекции ФНС по месту постановки налогоплательщика на учёт. КНП может проводиться в течение 3 месяцев с даты представления налоговой декларации. Отдельный срок установлен для КНП при возмещении НДС – не более 2 месяцев.
Исключение предусмотрено для иностранных компаний, состоящих на налоговом учёте в РФ. Камеральные проверки их деклараций по НДС может проводиться до 6 месяцев.
Датой представления налоговой декларации считается:
- Не обязательно начинать КНП день в день, но закончить проверку налоговики обязаны не позднее 3 (или 2) месяцев со дня предоставления декларации. Если последний день проверки приходится на выходной или праздничный выходной, он переносится на следующий за ним рабочий день.
Уведомление о начале КНП не подаётся. Разрешение налогоплательщика на её проведение не требуется.
На первом этапе проводят общую проверку отчётности программой АИС Налог-3. Затем счета-фактуры прогоняются через программу АСК НДС. Идёт сравнение данных деклараций от разных контрагентов с выставленными счетами-фактурами. Выявляются все нестыковки в декларациях и выписанные с ошибками счета-фактуры.
При наличии расхождений приступают к углублённой КНП. Рассмотрим мероприятия углублённой КНП, которые обязан осуществить налоговый инспектор.
Требование о предоставлении пояснений
Если у налогоплательщика возникли расхождения или ошибки в отчетности, налоговый инспектор может потребовать предоставления пояснений. Необходимо внимательно и точно отвечать на запросы налоговой службы, чтобы избежать дальнейших углубленных проверок и штрафов.
Будьте внимательны к деталям и следуйте правилам налогообложения, чтобы избежать неприятных ситуаций при проведении налоговых проверок.
Соблюдение правил налогообложения: что делать при нарушениях
Любая неточность в декларации станет причиной направления запроса о пояснениях по установленной форме. При его получении, обязанность налогоплательщика — подать письменные объяснения по существу. На это даётся 10 рабочих дней (для группы консолидированных компаний — 20 рабочих дней). Подтверждающие документы предоставлять не обязательно.
Если допущена ошибка, нужно её исправить, заполнив уточнённую декларацию в течение 5 рабочих дней после получения требования.
Требование о предоставлении дополнительных документов
При отсутствии данных для проверки правильности начисления и уплаты налогов, налоговики могут запросить документы подтверждения у налогоплательщика. Но чтобы это сделать, нужны веские причины, среди которых:
- Отклонение от норм налогообложения
- Некорректное указание суммы налоговых платежей
- Произвольные расходы без обоснования
Если основания для запроса документов отличаются от вышеперечисленных, налоговики не имеют права запрашивать дополнительные документы. В этом случае можно отправить встречный запрос об обосновании необходимости запрашиваемых документов.
Налоговый инспектор в рамках КНП не вправе требовать документы, не касающиеся конкретной сделки, а также документы, не предусмотренные статьёй 88 НК РФ.
Осмотр территории при КНП
Инспекторы имеют право осмотреть помещения налогоплательщика при проведении КНП, только если подана декларация с суммой возмещения НДС. При этом причинами для осмотра могут стать выявленные расхождения:
- Неоднократное нарушение налогового законодательства
- Сомнения в правильности начисления налогов
- Данные о сомнительных операциях
Иных оснований для сотрудников налоговой службы посетить налогоплательщика при КНП больше нет (статья 92 НК РФ).
Санкции за выявленные нарушения
Выявленные факты неуплаты налогов или снижения налоговой базы караются штрафом:
- Штраф составляет 20% от суммы неуплаченных налогов
- Каждый день просрочки уплаты налога облагается пеней в размере 1/300 ставки ЦБ РФ
За несвоевременную подачу декларации положен штраф в размере 5% от неуплаченной суммы, но не менее 1000 рублей и не более 30% от размера налога. Если при этом налог уплачен в нужной сумме и вовремя, штраф будет минимальным — 1000 рублей (статья 119 НК РФ).
Как оспорить результаты проверки
КНП без расхождений оформляется отчетом о сданной декларации. При выявлении ошибок и расхождений налоговый инспектор составляет акт камеральной проверки. Это делается в течение 10 рабочих дней. Потом, в течение 5 рабочих дней, его нужно отправить налогоплательщику.
Если последний согласен с фактом нарушения, он исправляет ошибку и подаёт уточнённую декларацию, а также перечисляет штрафы и пени согласно требованию от ИФНС.
При несогласии с решением налогового инспектора налогоплательщик отправляет письменные возражения и прикладывает необходимые документы. Сделать это можно не позже 30 дней после получения требования от ИФНС.
Камеральная налоговая проверка: как проходит проверка и как можно обжаловать решение
Повестка дня
В течение 10 рабочих дней после получения документов начальник ИФНС должен рассмотреть их и принять решение об их правомерности или отклонить.
Решение вступает в силу через месяц после вынесения. Налогоплательщика письменно уведомляют о месте и времени рассмотрения возражений. Присутствие ответчика не обязательно, если он этого не требует.
Обжалование
Вынесенное решение ИФНС может быть обжаловано налогоплательщиком в течение месяца. Апелляционная жалоба подается в региональное отделение ФНС. Рассмотрение апелляции занимает еще один месяц.
Есть три варианта ответа:
- Положительное решение;
- Отрицательное решение;
- Направление акта о рассмотрении жалобы налогоплательщику.
Судебное обжалование
Если налогоплательщик не удовлетворен решением ФНС, он может обратиться в суд в течение 3 месяцев после получения акта от регионального отделения ФНС.
Заключение
Камеральная налоговая проверка — это налоговый контроль, проводимый инспекторами ИФНС и специальной программой в самой инспекции. Ее цель — устранение налоговых правонарушений и сбор недоимки в бюджет.
Виды проверок
Существуют 2 вида камеральных проверок: общая и углубленная. Общая проверка проводится автоматически, если нет ошибок. Углубленная проверка начинается после выявления расхождений.
Профилактические мероприятия
К закону предусмотрены профилактические меры, включая программу профилактики рисков и критерии налоговых рисков.
Программа профилактики рисков на 2023 год предоставляется ФНС для использования ККТ и контроля выручки.
Подготовка к проверке
Подготовьте компанию к выездной налоговой проверке, проведя анализ критериев налоговых рисков и оценку информации из внешних источников.
Для каждого налогового риска доступен подробный материал.
Контроль и информация
- Отслеживайте информацию из внешних источников, она может стать ключом к успешному налоговому контролю.
Система "Платон". Дело А51-8372/2022, Владивосток. Налоговики доказали серого контрагента. Налогоплательщик выполнял госзаказ – работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки, поставку пролетного строения автодорожного разборного мост. Налоговая установила использование технических компаний: имущество, земельные участки, транспорт, официальный сайт отсутствуют, юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ по причине недостоверности сведений о юридическом лице, налоговые декларации представлены с «минимальной» суммой налога к уплате в бюджет. Ко всем установленным признакам налоговым органом дополнительно проведены дополнительные мероприятия, транспортные средства, перевозящие со слов свидетелей спорное пролетное строение, не были подключены к Системе «Платон» и к системе ГЛОНАСС. По решению начислено 115 млн. руб.;
Система распознавания номеров "Поток". Дело А23-2937/2020, Калуга. Крупный индустриальный комплекс, имеющий литейное производство цветных металлов в виде двух цехов с плавильными печами, осуществляет производство алюминия вторичного, используя для этого газовую двухкамерную плавильную печь, в которые на плавку, по свидетельству сотрудников организации, подавали «лом и отходы алюминия». Согласно документам налогоплательщика в качестве сырья для производства алюминия вторичного общество приобретало «алюминиевый сплав АС», облагаемый НДС по ставке 18%, а поставщиками алюминия выступили спорные контрагенты. Входной контроль у общества по конкретным отгрузкам отсутствовал, его сочли излишним. Водителя автопогрузчика дал показания, что алюминий в чушках не разгружал. Контрагенты не имели в собственности земельных участков, производственных и складских помещений, производственного оборудования, основных средств, транспортных средств. У них отсутствовали расходы на аренду оборудования (в том числе плавильного), а также на переработку давальческого сырья. И по выпискам организаций и контрагентов последующих звеньев, алюминиевый сплав не приобретался. Спорные контрагенты осуществляли перечисление денежных средств в адрес физических лиц – сотрудников на 135 млн. руб и в банке обналичено около 495 млн. рублей по чековым книжкам (более 250 чеков). Транспортные средства, указанные в документах на перевозку товара по договорам поставки в реестре Системы взимания платы «Платон» не зарегистрированы. Не подтверждена ни одна перевозка и системой распознавания автомобильных номеров «Поток». По решению начислено 347 млн. руб.;
Отсутствие информации о маршрутах движения ТС используется налоговыми органами как доводы о нереальности сделок:
Переписка электронная и в мессенджерах. Дело А40-107139/2017. Переписку изъяли правоохранительные органы. Жалобу о том, что переписка не является допустимым доказательством, отклонили. Из изъятой в ходе выемки электронной переписки установлено, что участвующие в переписке лица располагали сведениями о планирующихся перечислениях со счетов, а также о том, что эти перечисления производятся с целью последующего обналичивания и возврата денежных средств. При этом в данной переписке регулярно фигурируют другие адреса, их переписку тоже изъяли. На них приходили распоряжения подготовить первичные документы от организаций по указанным в письме спецификациям. Переписка велась в программе Skype и по электронной почте. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий документы являются надлежащими и допустимыми доказательствами по делу, соответствующими ст.ст.67-69 АПК РФ.
Черные тетради учета. Дело А40-147363/2021. Восмотра здания по адресу ХХХХ на 1 этаже в кабинете бухгалтерии проверяемого налогоплательщика на рабочем столе финансового обнаружены документы, свидетельствующие аффилированное лицо, «обнал», «конверт», «снятие наличных», а также поручение об с целью получения документов по взаимоотношениям.
Признание в ходе допроса. Дело А40-198119/22-99-3793. В ходе налоговой проверки допрошены учредители и директоры. Один смог назвать только двух . Другой сообщил, что спояснить по факту взаимоотношений Общества с ними не смог. С их директорами лично не встречался, документооборот происходил по почте, либо с привлечением курьера. Меры «должной осмотрительности» не принимали. Подтвердил аффилированность. Супруга спорных контрагентов. Сотрудники этих организаций никогда в офисе не были, печатями и банковскими ключами распоряжались сотрудники офиса. Указанные организации подконтрольны директорам. «Обналичивание» денежных средств происходило часто, через «фирмыоднодневки». Денежные средства привозил курьер в . Заместитель ГД по безопасности сообщил, что есть «основная» компания и Х1, Х2 просто получает свою долю. «Большая часть денег уходит на откаты пояснил, что через спорных контрагентов закупки и технические, через них происходило иобналичивание денежных средств. Денежные средства возвращались Х1 и Х2 через третьих лиц.
Ормируют проверок
Это документ для служебного пользования, публикации он не подлежит. Посмотреть на сайте план налоговых проверок не получится.
Информацию
Направляют запросы, получают информацию, фиксирующую факты хозяйственной деятельности для обоснования своих решений. Для чего это делают? Налогоплательщики охотно делятся такой информацией вне рамок налоговой проверке, чем во время нее.
Налоговой проверки
Выездная налоговая проверка фактически начинается в день вынесения Решения о ее проведении (форма). Данное решение принимает тот налоговый орган, в котором проверяемое лицо состоит на налоговом учете. Так было до 2019 года и это подтверждалось многочисленной судебной практикой. Но с октября 2019 произошли изменения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит (ст. 89 НК РФ):
Решение о проведении выздной налоговой проверки должно содержать обязательные сведения:
Сроков для вручения решения о начале проведения проверки нет, но обычно контролеры стараются ознакомить руководителя фирмы максимально быстро. Отказываться от подписи этого документа смысла нет никакого, его могут послать по почте заказным письмом и на шестой день оно будет считаться полученным.
При ознакомлении с Решением налоговики попросят вас предоставить им помещение для работы. У организаций по Налоговому Кодексу нет обязанности его предоставлять. Но при этом есть и оговорка – при отсутствии возможности предоставить помещение проверка может проводиться на территории налоговой инспекции. Для этого вам необходимо будет написать соответствующее ходатайство на имя руководителя инспекции. На наш взгляд, удобнее, когда инспектор работает в вашем офисе. Иначе придется передавать документы по описи в сжатые сроки, а штраф за не предоставление документов составляет 200 руб. за каждый не предоставленный документ. А если организация не предоставит документы добровольно, ИФНС вправе произвести выемку документов.
Фирммейкер предоставляет своим клиентам офисы для налоговых проверок. Режим работы и продолжительность рабочего дня в организациях может отличаться от установленного для служащих налогового ведомства, но, придя на проверку, они должны работать в режиме компании, поэтому вы не обязаны задерживаться с ними после окончания трудового дня. Все же для некоторых случаев проверку целесообразно проводить в офисе ИФНС, но нужно четко понимать риски.
Обратите внимание на о начале выездной налоговой проверки
Налоговый инспектор может попросить бухгалтера дать доступ на компьютер, на котором установлена бухгалтерская программа – "Проверим гораздо быстрее. Не нужно печатать тонны документов". Стоит ли соглашаться на такое предложение?
Действительно, выглядит логично. Особенно для бухгалтеров зрелого возраста. Ведь раньше проверки именно так и проходили. Приходили налоговые инспекторы в офис компании, занимали отдельный кабинет на длительное время, требовали себе документы и тут же их проверяли, уточняли. Нередко инспекторы получали доступ в учетную программу, чтобы ускорить процесс проверки.
Сегодня многое изменилось. Бумажных документов стало меньше, а в некоторых компаниях их вообще нет. Подход к проверкам тоже изменился. Регламент проверки прямо указывает на то, что налоговый инспектор должен осматривать не только рабочие документы, но и личные файлы, электронную переписку. А уже из электронной почты проверяющие могут узнать о всем том, чего не хотелось бы говорить. Конечно, увиденное им придется еще доказать.
Мы уже говорили, нужно понимать свои права и обязанности. Статья 93 НК РФ обязывает организацию представлять документы, связанные с исчислением налогов, а требования представлять инспекторам электронные базы для проверки в налоговом законодательстве не содержится. Обычно налоговые инспекторы истребуют для проверки заверенные копии документов, которые нужно правильно предоставлять. Не забываем, что налоговый инспектор может провести выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ).
Если же бухгалтер решил предоставить доступ, то пусть примет меры предосторожности. Можно создать отдельную базу для проверки, можно создать отдельную учетную запись с ограниченными правами. Пусть уберет рабочие пометки из учетной базы: "проведены расходы без договора", «запросить у директора документы по сделкам №», «неверная накладная», «сняты наличные – закрыть», «нет счета-фактуры».
А будет ли реальное ускорение налоговой проверки, если дать ему доступ в бухгалтерскую программу? Сильный проверяющий (бывший главный бухгалтер) сможет за короткое время проанализировать и понять состояние учета, есть ли искажение доходов и расходов. Все ли денежные средства или товары приходуются, правомерны ли вычеты по налогам, правильно ли списывают дебиторскую и кредиторскую задолженность.
Бухгалтер может прибегать к разного рода хитростям, отказывая налоговым инспекторам в доступе. Кто-то ссылается на хранение информации в облаке (нет лишней учетной записи, облако висит), на хранение учетной базы на ноутбуке директора (директор в командировке), на отсутствие в данный момент сотрудника с паролем, на техническую поломку компьютера, технический сбой или отсутствие электроэнергии. На наш взгляд разумнее отнести нужную информацию к коммерческой тайне, разработать соответствующее положение и сослаться на него.
В сети можно встретить описание случаев, когда налоговые инспекторы изымали компьютер компании, потом его возвращали с трояном, позволяющим отслеживать действия пользователя. Мы за свою практику с подобными действиями не сталкивались.
Как избежать вопросов со стороны налоговой
Соблюдайте правила работы с кассой, выдавайте чеки, оформляйте возвраты по правилам, чтобы у покупателей не было оснований для жалоб. Соблюдать правила удобнее, когда программа кассы своевременно обновляется. А еще — когда на ККТ просто работать, например, легко добавлять товары в чек, оформлять возвраты и т.д.
Программное обеспечение в кассах Лайтбокс обновляется под все изменения закона автоматически и бесплатно. Касса автоматизирует все расчетные операции и делает торговлю прозрачной для владельца бизнеса. Вы всегда уверены, что работаете без нарушений.
Как кассы Лайтбокс помогают избежать проверок
Мы предлагаем онлайн-кассы, на которых просто соблюдать правила, установленные 54-ФЗ, контролировать бизнес, а также продавать алкоголь и маркированные товары:
Онлайн-кассы Лайтбокс можно взять напрокат или купить в рассрочку. У нас есть модели для любого бизнеса — от мобильных ККТ и онлайн-кассы в смартфоне до кассового компьютера.
Мораторий
Установление срока моратория происходило так:
Запрет был введен не только на проверки малого бизнеса, но также среднего и крупного.
Введение моратория не значит, что проверок ведения бизнеса не будет совсем, или они коснутся только каких-то взрывоопасных объектов. На самом деле, контролировать будут, но только те ведомства, которые по своему направлению оценят деятельность компании как высокорисковую. Например, Роструд может назначить проверку, если есть высокий риск нарушений трудового законодательства, а на потенциально пожароопасные объекты может прийти МЧС.
Поскольку заинтересоваться работой компании могут разные ведомства, был создан «Единый реестр контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий», поиск в котором ведется по ИНН. В реестре есть вся информация о плановых проверках.
На какие налоговые проверки мораторий не распространяется
В постановлениях Правительства о моратории не упоминаются проверки, которые регулируются Налоговым кодексом РФ. К ним относятся выездные и камеральные проверки.
Выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика по решению руководителя инспекции. Во время выездных налоговых проверок проверяют расчет налогов и других обязательных платежей максимум за три года. Инспекторы могут проводить осмотры, инвентаризации, допрашивать свидетелей, проводить экспертизы и изымать документы. Срок проверки — до 6 месяцев.
В отдельных случаях, установленных ст.89 Налогового кодекса РФ, может быть проведена повторная выездная проверка, например, когда вышестоящий орган хочет проконтролировать работу подчиненной инспекции.
Чтобы налогоплательщики могли оценить свои риски, на сайте ФНС есть калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Правда, он подходит только для организаций на общей системе налогообложения. Кроме этого, ежегодно ФНС на своем сайте публикует таблицу с нагрузкой и рентабельностью разных видов деятельности в разрезе ФНС. Эта информация также поможет оценить риски.
Внеплановые выездные проверки могут быть проведены в организации, которая ликвидируется или реорганизуется. Но перед тем как прийти в организацию, налоговая оценивает риски участия налогоплательщика в незаконных схемах, например, дроблении бизнеса. Если риски низкие, инспекторы не придут.
Камеральные проверки, или по-другому, документарные или безвыездные, проводятся в налоговой и не должны превышать 3 месяца. Во время камеральных проверок контролируется правильность составления налоговых деклараций и расчета суммы налогов. Если появятся вопросы, инспекторы могут затребовать документы у налогоплательщика и его контрагентов, а также провести экспертизу и опросить свидетелей.
В 2023 году результаты камеральных проверок станут основанием для определения сальдо единого налогового счета (ЕНС), который предназначен для уплатыединого налогового платежа (ЕНП), срок уплаты — до 25 число месяца, следующего за отчетным. ЕНП и порядок уплаты были введены в ст. 58 НК федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ.
Еще один вид контроля, доступный инспекциям — это налоговый мониторинг. Подать заявление на мониторинг могут только крупные компании с годовым оборотом от 1 млрд руб. Переход на такую форму контроля позволяет организациям оперативно согласовывать с налоговой, как считать налоги в сложных ситуациях, а также избежать выездных проверок за периоды мониторинга.
На какие налоговые проверки распространяется мораторий
В постановлениях Правительства о моратории упоминаются проверки, которые проводятся в рамках федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Под этот закон попадает налоговый контроль в части:
Именно на проверки по этим направлениям распространяется мораторий.
Но у налоговой есть «лазейка» на контроль владельцев касс. Дело в том, что в законе о госконтроле № 248-ФЗ контрольные мероприятия и порядок их проведения, мероприятия делятся на два вида:
Мероприятия из второй группы позволяют инспекторам контролировать использование ККТ и полноту учета выручки без контакта с владельцем бизнеса. Так, с помощью наблюдений налоговики могут собирать информацию об организации или ИП из отчетности, интернета и других открытых данных, а затем анализировать полученные данные. Разрешения на наблюдение не нужно.
Выездное обследование — это когда инспектор посещает точку продаж, где находится касса, чтобы со стороны посмотреть, как проводят расчеты, выдают ли чеки, как оформляют возвраты. На выездное обследование нужно задание от руководителя. Максимальная длительность такого мероприятия 1 рабочий день.
Причинами для «неконтактных» проверок могут стать:
Факты нарушений, выявленные во время наблюдений или выездных обследований, могут стать основанием для более тщательной проверки — внеплановых «контактных» мероприятий. Без причины их провести не получится. К тому же в период моратория на контрольные мероприятия из первой группы решение руководителя налоговой инспекции должно быть согласовано с прокуратурой.
Но есть исключение: если в ходе выездного обследования инспектор увидит нарушение правил применения ККТ, он может без согласования с руководством провести контрольную закупку. И затем внести информацию о результатах проверки в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Результата налоговой проверки
Выездная налоговая проверка заканчивается в день подписания Справки о проведенной налоговой проверке (форма).
Предельный срок нужно считать с даты решения и до последнего дня двухмесячного срока. Например, Решение о проведении проверки вынесено 1 января. Фактически налоговики пришли на фирму и приступили к работе 5 февраля. При этом проверка не продлевалась и не приостанавливалась. Следовательно, день, когда должна быть подписана справка о проведении проверки, – 1 марта.
По результатам выездной проверки в течение 2 (двух) месяцев со дня составления Справки о проведенной выездной налоговой проверке ИФНС должен быть составлен Акт налоговой проверки (форма).
После получения Акта у налогоплательщика есть возможность предоставить в письменном виде свои возражения по Акту выездной проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки.
Представить возражения по Акту в ИФНС необходимо в течении 30 рабочих дней с момента его получения.
Решение о проведенной налоговой проверке (форма) принимается в течение 10 дней со дня истечения 30-дневного срока, отведенного на предоставление возражений. Решение вступает в силу по истечении 1 (одного) месяца со дня вручения его налогоплательщику. Именно в течении этого срока в соответствии с п.2 ст.139 НК РФ налогоплательщик может подать апелляционную жалобу на решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган. Если вышестоящий налоговый орган подтвердит решение, принятое ИФНС, можно готовить исковое заявление в арбитражный суд.
Подать иск, минуя обжалование решения в вышестоящей ИФНС, нельзя. Суд просто не примет такой иск к рассмотрению.
На что обратить
Мораторий на плановые проверки бизнеса продлили до 2030 года. Что касается налоговых проверок, мораторий действует только на контроль применения ККТ и полноты учета выручки.
Отдельные события могут привлечь внимание налоговиков, после чего возможны наблюдения и/или выездные обследования. Если по итогам этих мероприятий будут найдены нарушения, руководитель налоговой может принять решение о внеплановых выездных мероприятиях.
Мораторий не распространяется на камеральные и выездные проверки, которые регулируются Налоговым кодексом РФ, поэтому они будут проводиться как и раньше.
При этом не надо путать выездные проверки, связанные с полнотой учета выручки и выездные проверки деятельности компании, когда контролируют расчет всех налоговых платежей, в том числе уплату НДФЛ и взносов. На первые действует мораторий, а на вторые — нет.
Соблюдать правила работы с ККТ поможет онлайн-касса, на которой удобно работать. Не менее важно, чтобы кассовая программа обновлялась сразу же после изменений законодательства.
Мы проконсультируем вас по выбору онлайн-кассы. Просто оставьте заявку.
Дата публикации: 25.05.2023
Налоговая выездная проверка начинается с решения, им и заканчивается. Процедура регламентирована формами и инструкциями. Сама проверка начинается много раньше, чем ее официальное объявление. И если выездная налоговая проверка появилась в плане, то она все равно будет. А как она пройдет – зависит от Вас. Готовьтесь заранее. Самое простое, что можно сделать быстро – проверить свою учетную базу и нанять налогового консультанта.
Фирммейкер, октябрь 2014 (следим за актуальностью)Валерия Булавкина (Яренкова)При использования материала ссылка обязательна