Отслеживание законопроектов

Приведён список законопроектов, для каждого из которых дана информация о текущей стадии законодательного процесса (от принятия в первом чтении и до подписания Президентом РФ). Из списка можно перейти в актуальный текст законопроекта.
Список подготавливается специалистами компании “КонсультантПлюс”. Более полная информация об упомянутых в данном материале документах представлена в информационном банке “Законопроекты”.

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ С 7 ПО 8 ФЕВРАЛЯ 2023 ГОДА

Приняты Государственной Думой ФС РФ в окончательной редакции

“О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” (в части установления административной ответственности за неисполнение обязанностей владельцем информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию, и за отдельные правонарушения в сфере распространения социальной рекламы)”

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

“О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации” (в части установления государственной пошлины за выдачу и переоформление отдельных разрешительных документов в сфере оборота охотничьего и иного оружия)”

(внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ)

“О внесении изменений в статьи 3 и 24 Закона Российской Федерации “О недрах” (в целях регламентации порядка осуществления маркшейдерских работ при пользовании недрами)”

(внесен Правительством РФ)

“О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о взаимном зачете в выслугу лет службы в таможенных органах Российской Федерации и Республики Абхазия”

“О внесении изменения в статьи 13 и 108 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” (в части организации практической подготовки)”

Приняты Государственной Думой ФС РФ во II чтении

“О внесении изменений в Федеральный закон “О создании Горномарийского районного суда и упразднении городского и некоторых районных судов Республики Марий Эл” (о совершенствовании структуры районных судов и образовании судебных присутствий)”

(внесен Государственным Собранием Республики Марий Эл)

Проект Федерального закона N 560573-7

“О внесении изменений в Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)”

“О внесении изменений в статью 22 Федерального закона “О стратегическом планировании в Российской Федерации” (в части уточнения порядка разработки и утверждения прогноза научно-технологического развития Российской Федерации)”

“О внесении изменения в статью 389.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” (о дополнении перечня промежуточных судебных решений, подлежащих апелляционному обжалованию до вынесения итогового судебного решения)”

“О внесении изменений в Федеральный закон “О навигационной деятельности” (о морских навигационных пособиях)”

“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (о движении транспортных средств по автомобильным дорогам в целях пересечения Государственной границы Российской Федерации)”

Приняты Государственной Думой ФС РФ в I чтении

Проект Федерального закона N 280352-8

“О создании судов Российской Федерации на территории Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ, сенатором РФ)

Проект Федерального закона N 280347-8

“О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области”

“О внесении изменения в статью 1260 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” (о защите прав авторов производных и составных произведений)”

“О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (в части предоставления права детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья на однократное прохождение обучения по программам переподготовки рабочих и служащих по очной форме обучения)”

“О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (в части создания системы мониторинга многолетней (вечной) мерзлоты)”

“О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации” и статью 2 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации” (в части регулирования правоотношений между посетителями кинотеатров и демонстраторами фильмов)”

Проект Федерального закона N 286249-8

“Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области”

Проект Федерального закона N 286248-8

“Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях”

Проект Федерального закона N 285559-8

“О внесении изменения в Федеральный закон “О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией” (об урегулировании предоставления ДМО гражданам новых субъектов Российской Федерации)”

Проект Федерального закона N 285554-8

“О приостановлении действия части 7 статьи 8 Федерального закона “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации” и об особенностях осуществления официального статистического учета на территориях отдельных субъектов Российской Федерации” (в части особенностей осуществления официального статистического учета на территориях отдельных субъектов Российской Федерации)”

Проект Федерального закона N 285553-8

“Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения медицинских изделий и лекарственных средств на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области”

Проект Федерального закона N 285547-8

“Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области” (в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)”

“О внесении изменений в статью 9.1 Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы” и статью 6.2 Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы” (об уточнении механизма реализации права на установление ежемесячной денежной выплаты)”

“Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины”

“О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (в части совершенствования системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде)”

“О внесении изменений в статью 25 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” и статью 46 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (о совершенствовании процессов организации медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта)”

(внесен сенаторами РФ, депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Напомним, что законопроект был разработан Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России) в рамках «пятого антимонопольного пакета».

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, необходимость его разработки обусловлена значительным ростом количества правонарушений с использованием программ для электронных вычислительных машин для целей заключения и осуществления антиконкурентных соглашений. При этом на законодательном уровне отсутствуют действенные механизмы и способы пресечения таких нарушений, которые бы учитывали цифровизацию экономических процессов.

Кроме того, законопроект направлен на усиление мер ответственности за неисполнение предписаний антимонопольного органа ввиду недостаточности и неэффективности существующих мер понуждения к исполнению таких предписаний.

Для достижения поставленных целей в КоАП РФ вводится дополнительное отягчающее обстоятельство применительно к правонарушению, выраженному в заключении и реализации антиконкурентного соглашения с использованием программ для электронных вычислительных машин. Также ужесточается наказание за повторное невыполнение предписания антимонопольного органа.

Предполагается, что изменения вступят в силу 1 марта 2023 г. Рассмотрим их подробнее.

Дополнительное отягчающее обстоятельство при заключении антиконкурентных соглашений с использованием цифровых технологий.

Как показывает практика антимонопольного органа, антиконкурентными соглашениями, как правило, охвачено большое количество торгов, проводимых в электронной форме, в первую очередь, в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Соответственно и нарушения, связанные с использованием цифровых технологий, должны пресекаться методами и способами, учитывающими цифровизацию экономических процессов.

Законопроектом предлагается дополнить Примечание 4 к ст. 14.32 КоАП РФ пунктом 3, предусматривающим дополнительное отягчающее обстоятельство – использование программы для электронно-вычислительных машин, позволяющей осуществлять принятие решений (совершение действий), направленных на исполнение такого соглашения, в автоматическом режиме (без участия человека).

Ужесточение наказания за повторное невыполнение предписания антимонопольного органа.

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ частью 28
ст. 19.5, предусматривающей механизм удвоения ранее наложенного административного штрафа за невыполнение предписания, если ранее лицо было привлечено к административной ответственности за невыполнение этого предписания.

При этом законопроектом предусмотрены пределы применения такой санкции: не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, и не менее 100 тыс. руб.

О чем подумать, что сделать

Полагаем, что принятие законопроекта будет способствовать созданию эффективных механизмов административной ответственности, направленных на предотвращение правонарушений, выражающихся в заключении и реализации антиконкурентных соглашений с использованием цифровых алгоритмов, а также достижению целей понуждения хозяйствующих субъектов к исполнению предписаний антимонопольного органа.

Рекомендуем ознакомиться с текстом законопроекта и отслеживать его движение, а после принятия законопроекта – учитывать его положения при осуществлении профессиональной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.

4 февраля, суббота

4 февраля 2023

Решения, принятые на заседании Правительства 1 февраля 2023 года

28 января, суббота

28 января 2023

Решения, принятые на заседании Правительства 26 января 2023 года

11 января, среда

11 января 2023

Решения, принятые на заседании Правительства 10 января 2023 года

25 декабря 2022, воскресенье

25 декабря 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 23 декабря 2022 года

18 декабря 2022, воскресенье

18 декабря 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 16 декабря 2022 года

10 декабря 2022, суббота

10 декабря 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 8 декабря 2022 года

3 декабря 2022, суббота

3 декабря 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 29 ноября 2022 года

2 декабря 2022, пятница

Больше проверок:  Приватный просмотр и инкогнито или приватный режим. Как включить режим инкогнито в браузере

2 декабря 2022, Правовые вопросы работы Правительства России

Дмитрий Григоренко: Проблема непринятия подзаконных актов полностью решена

Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства России принял участие в ежегодном совещании председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко со статс-секретарями.

26 ноября 2022, суббота

26 ноября 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 24 ноября 2022 года

12 ноября 2022, суббота

12 ноября 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 10 ноября 2022 года

15 октября 2022, суббота

15 октября 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 13 октября 2022 года

1 октября 2022, суббота

1 октября 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 29 сентября 2022 года

25 сентября 2022, воскресенье

25 сентября 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 22 сентября 2022 года

18 сентября 2022, воскресенье

18 сентября 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 15 сентября 2022 года

4 сентября 2022, воскресенье

4 сентября 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 2 сентября 2022 года

19 августа 2022, пятница

19 августа 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 17 августа 2022 года

6 августа 2022, суббота

6 августа 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 4 августа 2022 года

30 июля 2022, суббота

30 июля 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 28 июля 2022 года

29 июля 2022, пятница

29 июля 2022, Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций

Правительство внесло в Госдуму законопроект о дистанционной продаже лекарств

22 июля 2022, пятница

22 июля 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 20 июля 2022 года

Для удобства мы отсортировали законопроекты по дате их внесения. Поэтому вверху списка окажутся старые законопроекты, которые дополнили необходимыми изменениями ко второму чтению. Кроме того, в наш дайджест мобилизационных законов вошли только те инициативы, которые были внесены в Госдуму в качестве законопроектов. По этой причине в него не попала, например, озвученная 1 ноября идея депутатов об уголовной ответственности за неявку по повестке, от которой в «Единой России» открестились позднее в тот же день.

Большая часть законопроектов, перечисленных ниже – заведомо «непроходная». Это можно понять по авторству инициативы – Госдума обычно одобряет либо законопроекты, в разработке которых участвовали депутаты «Единой России», либо предложения правительства. Как правило, действительно нужные власти инициативы принимаются достаточно быстро. Поэтому, если авторами законопроекта выступают малые партии Госдумы, а сам документ долго не рассматривается в первом чтении – его, скорее всего, не примут.

Уголовники на фронте

Дата внесения: 11 ноября 2018 года

О чём поправки: в закон «О мобилизации» вносятся с помощью одного из старых законопроектов за авторством единороссов вносятся изменения, которые позволяют призывать резервистов с непогашенной судимостью за совершение тяжких преступлений. По действующим правилам их призывать нельзя. В новой редакции закона тяжкие преступления тоже не упоминаются, а только содержится перечень статей, с неснятой судимостью по которым призывать нельзя. К их числу относятся:

  • совершение террористического акта;
  • захват заложника;
  • организация незаконного вооруженного формирования;
  • угон воздушного судна;
  • незаконное обращение с ядерными материалами;
  • госизмена и сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, шпионаж;
  • посягательство на жизнь государственного деятеля;
  • насильственный захват власти, вооруженный мятеж;
  • совершение акта международного терроризма.

С судимостью по остальным тяжким преступлениям – например, убийству или изнасилованию – отправить на фронт смогут.

Этот же законопроект устанавливает, что при объявлении мобилизации те, кто уже находится на альтернативной службе, продолжают проходить её в организациях вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов.

Статус: подписан президентом, Федеральный закон от 04.11.2022 № 421-ФЗ

Новое основание для увольнения

Дата внесения: 4 апреля 2022 года

О чём поправки: изначально правительственная инициатива касалась сохранения зарплаты артистам, которые не участвуют в концертах и репетициях не по своей вине. Но в окончательной редакции к законопроекту добавили поправку о том, что трудовой договор прекращается, если на службу по мобилизации призвали единственного учредителя и по совместительству гендиректора компании.

Статус: подписан президентом, Федеральный закон от 04.11.2022 № 434-ФЗ

Мобилизация и трудовой договор

Дата внесения: 22 апреля 2022 года

О чём поправки: согласно законопроекту, призыв в рамках мобилизации, в отличие от призыва на срочную службу, не будет основанием для расторжения договора по независящим от его сторон обстоятельствам. Уволить мобилизованного сотрудника можно, только если он не явится на работу в течение трех месяцев после окончания военной службы.

Расторгать с призванным на военную службу сотрудником трудовой договор нельзя — на время службы он должен быть приостановлен. Для этого работнику нужно принести работодателю копию повестки из военкомата о призыве на военную службу по мобилизации. На ее основании работодатель издаст соответствующий приказ. На время военной службы на место мобилизованного можно взять другого сотрудника, но после возвращения военнослужащего ему обязаны предоставить прежнюю должность.

Статус: подписан президентом, Федеральный закон от 7 октября 2022 года № 376-ФЗ.

Без пеней по ЖКХ

Дата внесения: 12 мая 2022 года

О чём поправки: изначально законопроект касался проблем капитального ремонта. Но ко второму чтению новеллу дополнили: теперь она освобождает от пеней за несвоевременную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства контрактников, отправившихся на военную службу в рамках мобилизации, и членов их семей.

Статус: подписан президентом, Федеральный закон от 7 октября 2022 года № 378-ФЗ.

Отягчающие обстоятельства и мародерство

Дата внесения: 7 июля 2022 года

О чём поправки: изначально правительственный законопроект был ничем не примечательной поправкой в УК и УПК о замене неотбытой части наказания. Но ко второму чтению, которое состоялось накануне объявления мобилизации, его переработали. Теперь он предусматривает, что период военного положения, мобилизации или военного времени является отягчающим обстоятельством при рассмотрении уголовных дел. А в Уголовном кодексе появилось несколько новых статей – например, о мародерстве и добровольной сдаче в плен.

Это был первый закон, подписанный Путиным после объявления о частичной мобилизации.

Статус: подписан президентом, Федеральный закон от 24 сентября 2019 года № 365-ФЗ.

Дата внесения: 24 августа 2022 года

О чём поправки: добровольцев по предложению правительства приравняли в статусе к военнослужащим. Им положены те же льготы, которые предусмотрены для военнослужащих – например, их застрахуют за счет федерального бюджета.

Статус: подписан президентом, Федеральный закон от 4 ноября 2022 года № 419-ФЗ.

Кредитные каникулы для мобилизованных

Дата внесения: 23 сентября 2022 года

О чём поправки: первый законопроект о мобилизации, внесенный после её объявления Путиным. Он позволяет мобилизованным, а также их ближайшим родственникам получить отсрочки по кредитам. Для этого достаточно обратиться в банк и подтвердить факт мобилизации. Льготный период продлится все время военной службы и еще 30 дней сверх того.

В период кредитных каникул проценты по ипотеке начисляются согласно условиям договора, а по другим кредитам — в размере 2/3 среднерыночной стоимости соответствующего вида кредита на дату обращения за льготой. Но выплачивать их потребуется только после прекращения каникул и погашения остального долга.В случае гибели военнослужащего на фронте или получения им I группы инвалидности обязательства по кредиту полностью прекратятся.

Статус: подписан президентом, Федеральный закон от 7 октября 2022 года № 377-ФЗ.

Освобождение от НДФЛ

Дата внесения: 28 сентября 2022 года

О чём поправки: первый законопроект о мобилизации, внесенный после её объявления Путиным. По предложению правительства, выплаты мобилизованным, добровольцам и членам их семей освободят от НДФЛ. Налогом не будут облагаться и суточные командированным на новые территории. Законопроект также освобождает жителей четырех присоединенных к России территорий от уплаты госпошлин при получении некоторых документов.

Статус: принят Госдумой в третьем чтении, ожидает рассмотрения в Совфеде

Освобождение для родителей

О чём поправки: КПРФ предложила освободить от мобилизации мужчин, у которых на иждивении которых находится не менее трех детей до 18 лет (или до 23 лет, если они проходят очное обучение). Если жена призывника находится как минимум на 22 неделе беременности, то достаточно и двух детей. Кроме того,  мужчина, воспитывающий одного ребенка до 18 лет (или учащегося до 23) без матери, тоже не должен подлежать мобилизации, уверены авторы инициативы.

Статус: ожидает первого чтения в Госдуме

На общую и частичную

Дата внесения: 1 октября 2022 года

О чём поправки: В законе «О мобилизации» предлагают дифференцировать виды мобилизации на общую и частичную. Для второго варианта предусматривается существенно более широкий перечень оснований для предоставления отсрочки. Авторство законопроекта – у «Новых людей».

Дата внесения: 4 октября 2022 года

О чём поправки: депутаты от партии «Новые люди» предлагают не продолжать административные производства за нарушения правил дорожного движения и не начинать новые, если нарушителя мобилизовали. Ведь у таких водителей не будет времени, чтобы оплатить штраф.

Отсрочка для родителей детей-инвалидов

О чём поправки: инициатива справедливороссов расширяет перечень оснований для брони от мобилизации. В него предлагают включить уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства. Матери не смогут в одиночку заботиться о детях с инвалидностью, если их мужей заберут на фронт, считают авторы новеллы.

Дата внесения: 7 октября 2022 года

О чём поправки: законопроект разрешает заменить военную службу в период общей или частичной мобилизации альтернативной гражданской службой. Но только для определенных случаев:

  • Участие в боевых действиях противоречит убеждениям или вероисповеданию призывника.
  • У человека есть на иждивении трое или более детей до 18 лет, или он воспитывает без матери одного ребенка.
  • У него есть жена со сроком беременности не менее 22 недель и двое детей до 18 лет на иждивении.
  • Мужчина — единственный кормилец семьи с ребенком-инвалидом.
  • Он приходится сыном или родным братом военнослужащего, погибшего на службе или после в связи с исполнением обязанностей.
  • Это единственный сын или дочь одинокого родителя.

Авторы законопроекта – малоизвестные депутаты из партии «Новые люди».

Кредитные каникулы для бизнеса

Дата внесения: 10 октября 2022 года

О чём поправки: Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) могут получать кредитные каникулы, если их единственного участника и гендиректора призвали на военную службу. Продолжительность составит весь период его военной службы плюс еще 90 дней. В этот период не нужно вносить платежи, нельзя требовать досрочного погашения платежа, начислять штрафы и пени. Максимальную сумму такого кредита определит правительство.

Больше проверок:  Открытые регистры

В отношении мобилизованных банкротов частично отменен запрет на самостоятельное открытие банковских счетов, который сейчас предусмотрен для признанных несостоятельными лиц. Это необходимо, чтобы они могли получать денежное довольствие и другие платежи, связанные с призывом на военную службу.

Запросить льготный период можно за период с 21 сентября.

Статус: подписан президентом, Федеральный закон от 20 октября 2022 года № 406-ФЗ.

За себя и за семью

Дата внесения: 11 октября 2022 года

О чём поправки: законопроект запрещает мобилизацию членов семьи граждан, погибших на фронте после призыва. Уже мобилизованные военнослужащие, по задумке авторов законопроекта, смогут досрочно уволиться со службы в случае гибели на фронте близкого родственника. Авторами законопроекта являются справедливороссы во главе с Сергеем Мироновым.

Дата внесения: 12 октября 2022 года

О чём поправки: законопроект позволяет мобилизованным бизнесменам продолжать управлять бизнесом через доверенных лиц. Это право распространяется на предпринимателей, которые выступают единственными учредителями и генеральными директорами своих компаний. Кроме того, законопроект дает индивидуальным предпринимателям право не отказываться от этого статуса в случае, если их призвали на военную службу.

Статус: подписан президентом, Федеральный закон от 20 октября 2022 года № 404-ФЗ.

О чём поправки: ещё один законопроект «Новых людей» предусматривает создание новой должности – уполномоченного по защите прав военнообязанных и военнослужащих. Омбудсмен должен способствовать восстановлению нарушенных прав военнообязанных и военнослужащих, участвовать в совершенствовании профильного законодательства и развитии соответствующих общественных институтов. По мнению авторов, поправки особенно актуальны фоне многочисленных нарушений и злоупотреблений во время частичной мобилизации.

О чём поправки: депутат от фракции ЛДПР Алексей Журавлев предлагает частично освободить ветеранов боевых действий от НДФЛ по доходам не более 5 млн руб. в год. В случае если годовой доход ветерана превышает этот показатель, предлагается взимать с него НДФЛ в половинном размере.

В порядке очереди

Дата внесения: 17 октября 2022 года

О чём поправки: депутаты «Справедливой России – За правду» предлагают отменить действующую сейчас бронь для депутатов Госдумы и сенаторов. Они смогут получать отсрочку от призыва на общих основаниях.

Кроме того, новелла устанавливает две новые категории, которые будут призывать в первоочередном порядке. Во-первых, речь идет о сотрудниках Росгвардии, воинских формирований МЧС, Службы внешней разведки (СВР), Федеральной службы безопасности (ФСБ), военной прокуратуры и военных органов СКР, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки. Во-вторых, в первую очередь предлагается призывать россиян, которых уволили с военной службы и зачислили в запас. По мнению депутатов, это обеспечит максимальную боеспособность вооруженных сил на фронтах.

Дата внесения: 19 октября 2022 года

О чём поправки: депутаты ЛДПР Евгений Марков и Владимир Кошелев предлагают ввести новые налоговые льготы. Новелла предлагает освободить от НДФЛ и страховых сборов единовременные выплаты призванным по мобилизации работникам на сумму до 200 000 руб. Эти суммы также предлагается учитывать при определении налогооблагаемой базы компании. По мнению авторов поправок, это стимулирует работодателей оказывать материальную поддержку мобилизованным сотрудникам.

Освобождение для неопытных и для ученых

Законопроекты № 220951-8 и № 220935-8

Дата внесения: 25 октября 2022 года

О чём поправки: законопроект депутата-коммуниста Михаила Матвеева предусматривает освобождение от мобилизации для не служивших в армии по призыву граждан. По словам депутата, уверения президента о том, что призывать не служивших в армии не будут, разошлись с действительностью.

Во втором своём законопроекте депутат от КПРФ Матвеева предлагает предусмотреть отсрочку от мобилизации для граждан, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук.

Статус: ожидают первого чтения в Госдуме

Дата внесения: 28 октября 2022 года

О чём поправки: законопроект за авторством Клишаса, Крашенинникова и других закрепляет в АПК, ГПК, КАС и законе «Об исполнительном производстве» единый перечень оснований для приостановки судопроизводства и исполнительного производства. В список войдут случаи участия в боевых действиях в составе вооруженных сил и воинских формирований, участия в проведении контртеррористической операции, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта. Еще судопроизводство предлагается приостанавливать из-за призыва по мобилизации, заключения контракта о военной службе.

Освобождение для ухода за родителем

Законопроекты № 224850-8 и № 224833-8

Дата внесения: 31 октября 2022 года

О чём поправки: депутатка от КПРФ Нина Останина предлагает освободить от мобилизации отцов, на иждивении которых есть хоть бы один ребенок-инвалид, независимо от общего количества детей. Другой её законопроект, внесенный в тот же день, запрещает мобилизацию единственных детей одиноких пожилых родителей.

Такие нормы Останина и ее однопартийцы уже пытались провести в качестве поправок к законопроекту о мобилизации ИП, но их не поддержали депутаты «Единой России».

Дата внесения: 1 ноября 2022 года

О чём поправки: студентам, которые уже получили отсрочку в период обучения по программам среднего специального образования, в колледжах и техникумах, «Новые люди» предлагают давать вторую отсрочку, если они после этого поступят на бакалавриат или специалитет по имеющим государственную аккредитацию программам.

Пенсионеры на службе

Дата внесения: 2 ноября 2022 года

О чём поправки: этот законопроект гарантирует мобилизованным военным пенсионерам выплату пенсий в период военной службы. Сейчас закон предусматривает, что если военный пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, принудительного исполнения, Росгвардию или пожарную службу, выплата пенсии ему приостанавливается. Авторы законопроекта – депутаты ЛДПР во главе с Ярославом Ниловым и Леонидом Слуцким.

Дата внесения: 7 ноября 2022 года

О чём поправки: Орловский областной Совет народных депутатов предлагает не начислять мобилизованным проценты на основной долг по кредитам на период службы. Эти изменения предлагается распространить на весь период с момента вступления в действие нормы о кредитных каникулах.

Ещё одна отсрочка для многодетных отцов

Дата внесения: 9 ноября 2022 года

О чём поправки: межфракционный законопроект с участием депутатов от «Единой России». Он расширяет основания для отсрочки от мобилизации для отцов четырех и более детей: её можно будет получить при наличии детей младше 18 лет, а не 16 лет, как подразумевает действующий закон.

Отслеживание законопроектов

Где искать тексты законов в Интернете

В этой статье я подробно расскажу о том, где ищут законы юристы, и поделюсь полезными ссылками. Расскажу, что такое источники официального опубликования, зачем они нужны и почему искать законы в специальных программах легче.

Я всегда улыбаюсь, когда слышу: «Этот закон в Интернете есть!» Как будто глобальная сеть – это высшая инстанция в одном лице, и она точно не подведет. На деле за каждым сайтом стоят живые люди, и где-то они обновляют информацию, а где-то выкладывают ее однажды и больше не вносят изменений. Так и получаются казусы, когда люди ссылаются на законы, которые в Интернете есть, но уже не действуют.

“Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются”. Cтатья 15 Конституции РФ

Выложить текст нового закона на каком-нибудь случайном сайте или развесить плакаты в фойе районной библиотеки не получится. У официального опубликования есть свои  строгие источники. Эти источники указаны в Федеральном законе от 14. 06. 1994 № 5-ФЗ и в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Таких официальных публикаторов в России всего 4.

2. «Парламентская газета» –  совсем другое издание. Здесь есть и законодательство, и новости, и картинки. «Парламентская газета» – это издание нашего законодательного органа – Федерального собрания РФ, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому в «Парламентской газете» мы не встретим ни актов Президента РФ, ни актов Правительства РФ. Здесь публикуют законы – федеральные конституционные (ФКЗ), федеральные (ФЗ), а еще другие акты самого Федерального Собрания РФ, плюс новости: о политике, экономике, культуре, происшествиях и тому подобном. Газета издается с 1997 года и выходит еженедельно. У «Парламентской газеты» тоже есть официальный сайт – www.pnp.ru. Там можно купить свежий или архивный номер газеты в формате pdf.

4. Официальный интернет-портал правовой информации – www.pravo.gov.ru. Этот ресурс только электронный. Портал стал официальным публикатором актов с 2011 года. Здесь публикуют законы, другие акты парламента, акты Президента РФ и акты Правительства РФ, международные договоры, а также другие значимые документы.

На этом источники официального опубликования документов закончились. Возникает логичный вопрос: а как же все остальные – сайты, газеты, сборники – они публикуют законы (и другие акты) незаконно? Законно. Просто над остальными источниками не висит обязанность быть официальным публикатором и обнародовать документ в установленный законодательством срок. Поэтому публиковать тексты законов в других (дополнительных) источниках можно. Все это сказано в статье 5 Федерального закона от 14.06.1994  № 5-ФЗ и в пункте 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.

Есть еще один очень важный момент, зачем нужны официальные публикаторы – для того, чтобы отсчитывать дату вступления закона (или другого акта) в силу. Например, в тексте федерального закона читаем: “настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования”. Днем его официального опубликования считается первая публикация полного текста в любом из четырех официальных источников (статья 4 ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ).

А теперь неожиданный поворот. Все эти официальные публикаторы обязаны обнародовать полный текст закона только в первый раз. Если к закону принята поправка, наступает обязанность опубликовать только текст нового закона о поправке. Цитирую  статью 9 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ: федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Больше проверок:  Реестр для проверки свидетельства

Справочные правовые системы в России или где ищут законы юристы

СПС бывают государственные и негосударственные, платные и бесплатные. Чтобы не перегружать Вас юридическими тонкостями, я расскажу про 3 самые известные системы в нашей стране и покажу, чем отличается их работа на примере одного и того же запроса. Итак, начнем с государственной системы.

Система «Законодательство России»

Полное название – Информационно-правовая система «Законодательство России». Эта программа находится на сайте официального публикатора www. pavo.gov.ru по этой ссылке. Программа бесплатная и работает 24/7. Тесты размещенных там документов считаются официальными. Об этом говорят Указы Президента РФ от 05.04.1994 № 662 и от 23.05.1996 №763.

Давайте попробуем найти в этой системе Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», используя простой запрос «закон об ООО». Эти ключевые слова мы вводим в строку «интеллектуального поиска», вот так:

Нажимаем «Искать» и получаем результат – 532 документа, в которых просто встречаются слова из моего запроса, но каждое в отдельности, а не в заглавии. Среди первых 40 документов встретилось даже Постановление главного санитарного врача РФ, но текста самого закона не было.

Пробуем расширенный поиск по тем же ключевым словам:

В результате получаем всего 2 документа: Постановление Государственной Думы РФ и Постановление Конституционного суда РФ, текст самого закона по-прежнему не найден.

Наконец, чтобы поставить поисковую точку, я сделала расширенный поиск закона по номеру и дате принятия (их, полагаю, система ждет предварительно где-то найденные или наизусть заученные). Конечно, после такого запроса закон появился. Со всеми изменениями и дополнениями – текст в действующей редакции.

Когда я показывала такой пример поиска своим студентам на лекции, они воспринимали это как фокус и тут же начинали проверять в своих смартфонах. Искали. Получали тоже самое. С момента моей последней лекции и до написания этой статьи прошло уже почти 5 лет. Фокус можно показывать дальше.

Итак, краткое резюме по ИПС «Законодательство России» – бесплатно, 24/7, большая база документов, официальные тексты, но найти документ непросто.

И “Гарант”, и “КонсультантПлюс” в своих полных версиях работают офлайн и платно. Именно здесь юристы нашей необъятной Родины черпают свои знания. Зачем это неюристам? – спросите Вы. Объясню. У каждой этой системы есть бесплатная онлайн-версия с самыми популярными документами, то есть не вся база целиком, но очень много всего нужного в открытом доступе есть. Искать документы под силу даже первокласснику. Сейчас покажу, как это работает.

Система «Консультант Плюс»

Полное название – справочная правовая система «Консультант Плюс». Онлайн-программа доступна по ссылке: www.consultant.ru. Сайт “Консультанта” появился в 1997-м, а сама система еще раньше – в 1992. Для будущих правозащитников мир “Консультанта” открылся в 2004-м, когда компания стала рассылать по юридическим факультетам страны свои диски с небольшими, но качественными базами документов, которые собирали специально для студентов. За год было 2 диска (документы обновлялись). Эти диски мы брали в деканате, устанавливали на свои домашние компьютеры и радовались, что, наконец-то, все “правильные” документы под рукой. Вот так грамотно была выстроена маркетинговая стратегия “Консультанта”.

Если вы читали книгу Максима Батырева “45 татуировок продавана. Правила для тех, кто продает и управляет”, то наверняка помните собственную историю автора – о том, как он продавал программу “КонсультантПлюс” и какие уроки получил от этого опыта. О самой программе в книге, конечно, ничего не написано. Поэтому перейдем от историй – к делу и посмотрим, как работает бесплатная онлайн-версия “Консультанта” и, чем отличается поиск документов здесь от рассмотренной выше системы «Законодательство России».

Используем уже знакомый поисковый запрос и найдем «закон об ООО». Сделаем поиск сразу с главной страницы:

Подозреваю, что полученный результат в комментариях не нуждается:

Документы, которые открыты, отмечены зеленой галочкой. Если документ закрыт в бесплатной версии, Вы увидите “красный кирпич”. Здесь есть #лайфхак: больше документов открыто в вечернее время и по выходным дням.

Другая коммерческая система, также доступная в бесплатной версии, называется «Гарант».

Система “Гарант”

Бесплатная версия системы доступна на сайте www.garant.ru.  “Гарант появился в 1990-м. Группа студентов МГУ создала компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. Потом появилась небольшая справочная система с небольшим числом обновляемых документов, первые продажи этой системы сделали в том же 1990-м. А дальше пути студентов разошлись и получилось два коммерческих бренда – “Гарант” и “КонсультантПлюс”

Сегодня  сайт «Гаранта» больше похож на юридический портал – здесь и новости, и документы, и даже рекламные баннеры. Проверим поиск документов по кючевой фразе «закон об ООО». Слова вводим в строку поиска тоже на главной странице:

Нужный нам Федеральный закон тоже получаем в результате на первом месте:

Здесь отличается интерфейс выдачи, поэтому выбирайте ту программу, корая Вам покажется удобнее.

Поиск по фразе “закон об ООО” я сделала в качестве примера. Искать в этих системах вы можете не только законы, но и другие документы. Например, бланк заявления о регистрации индивидуального предпринимателя, официальные правила заполнения этого зявления и много чего еще.

Один небольшой #лайфхак по делу: перекрестный поиск в разных системах. Например, если Вы ищете документ на сайте “Консультанта”,  а там он “закрыт”, попробуйте поискать его в «Гаранте». Если и там недоступен, вооружайтесь точными реквизитами (и “Консультант”, и “Гарант” их обязательно покажут) и отправляйтесь на www.pravo.gov.ru, чтобы найти документ в системе “Законодательство России”.

Есть и другие СПС. Например, Кодекс и ТехЭксперт. В “ТехЭксперте” много разных ГОСТов, СанПинов, СНИПов и так далее (но вцелом документов гораздо меньше, чем в том же “Консультанте”). Перекрестный поиск к этим системам тоже относится.

Помните, в самом начале статьи я рассказывала Вам про официальных публикаторов – “Собрание законодательства РФ”, “Парламентская газета”, “Российская газета” и портал www.pravo.gov.ru? Теперь пазл замыкаем – “Консультант” и “Гарант” сюда не относятся. Эти системы публикуют документы очень удобно для пользователей, делают профессиональные инструкции и обзоры, но источниками официального опубликования не являются. Миллионы юристов доверяют этим системам исходя из сложившейся практики и репутации. Поэтому у каждого документа и в “Гаранте”, и в “Консультанте” есть справка с указанием источников публикации.

На этом мой обзор завершён. Удачных Вам поисков и точных правовых документов.
И до встречи на Праводоксе!

Добавили: 13.03.2018 Обновили: 07.04.2019

Система прослеживаемости товаров

^К началу страницы

Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза от 29.05.2019 (далее – Соглашение), вступило в силу 3 февраля 2021 года.

Соглашение предусматривает создание двух сегментов системы:

  • внешнего сегмента прослеживаемости (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами-членами ЕАЭС прослеживаемого товара.
  • национального сегмента прослеживаемости (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.

Соглашение о механизме прослеживаемости ратифицировано Федеральным Законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» и направлена нота о завершении процедуры ратификации Соглашения в Евразийскую экономическую комиссию.

Цели разработки и внедрения системы прослеживаемости:

  • исполнение международных обязательств;
  • подтверждение законности оборота товаров в Евразийском экономическом союзе;
  • предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации контрафактной продукции;
  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
  • сокращение серого импорта.

В целях реализации Соглашения ФНС России разработана национальная система прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Система прослеживаемости распространяется на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

В соответствии со статьей 2 Закона № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» – налогоплательщики при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны выставлять в электронной форме счета-фактуры, в том числе корректировочные, содержащие регистрационный номер партии товара, количественную единицу измерения товара, используемую в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости, и обеспечить получение таких счетов-фактур при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости.

Принципы национальной системы прослеживаемости:

  • исключение дублирования бизнес процессов налогоплательщиков;
  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар, фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
  • требования распространяются на всех Участников оборота

Указанные принципы легли в основу постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» от 01.07.2021 № 1108 в соответствии с которым на территории Российской Федерации внедрена национальная система прослеживаемости импортных товаров.

В настоящее время, на территории Российской Федерации прослеживаемости подлежит перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 №1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости», в который вошли товары по восьми товарным группам в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Одновременно, Соглашением предусматривается утверждение Евразийской экономической комиссией отдельного перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, на всей территории Евразийского экономического союза.

В рамках реализуемого пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза в перечень прослеживаемых товаров вошли 11 кодов ТН ВЭД ЕАЭС по товарной позиции холодильники и морозильники бытового назначения.

Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с регулированием операций с товарами, подлежащими прослеживаемости».

Ожидаемый срок вступления в силу мер ответственности – 01.01.2024.