Порядок организации и проведения проверок юл ип органами госконтроля определен

Порядок организации и проведения проверок

Порядком организации и проведения плановых и внеплановых проверок определен Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Порядок устанавливает требования к организации и проведению плановых и внеплановых проверок, включая формы проверок, сроки проведения проверки,ограничения при проведении проверки,обязанности должностных лиц органов контроля при проведении проверки.

1. Организация и проведение плановой проверки

1.1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. 1.2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. 1.3. Плановые проверки проводятся на основании разработанных ежегодных планов. 1.4. В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения: 1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам; 2) цель и основание проведения плановой проверки; 3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки; 4) наименование органа государственного контроля (надзора), осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов. 1.5. Утвержденный руководителем органа контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа в сети «Интернет» либо иным доступным способом. 1.6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Управление направляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проект ежегодного плана проведения плановых проверок в прокуратуру для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. 1.7. Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря года предшествующего году проведения проверок. 1.8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: 1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления. 1.9. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки или выездной проверки. 1.10. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Управлением не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления о начале проведения плановой проверки любым доступным способом.

2. Организация и проведение внеплановой проверки

2.1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. 2.2. Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; 2) поступление в Управление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). 2.3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Управление, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 п. 2.2. настоящей главы, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. 2.4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки. 2.5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» части 2 пункта 2.2. настоящей главы, Управлением после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. 2.5.1. Согласование проведения внеплановых проверок осуществляется на территории Орловской области Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой, на территории Курской области — прокуратурой Курской области. 2.6. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Управление вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления необходимых документов, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов. 2.7. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в Управление. 2.8. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в части 2 пункта 2.2. настоящей главы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Управлением не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. 2.9. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

3. Документарная проверка

3.1. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Управления. 3.2 Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения Управления. 3.3. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Управления в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Управления, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора). 3.4. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Управления, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, Управление направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления о проведении документарной проверки. 3.5. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в Управление указанные в запросе документы. 3.6. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. 3.7. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Управление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 3.8. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управлении документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме. 3.9. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в Управление пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 3.8. настоящей главы сведений, вправе представить дополнительно в Управление документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. 3.10. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Управление установит признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Управления вправе провести выездную проверку. 3.11. При проведении документарной проверки Управление не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

4. Выездная проверка

4.1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований. 4.2. Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. 4.3. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении Управления документах юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, без проведения соответствующего мероприятия по контролю. 4.4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Управления, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением руководителя, заместителя руководителя Управления о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. 4.5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Управления, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Больше проверок:  Кнм статус что это такое

5. Срок проведения проверки

5.1. Срок проведения выездной и документарной проверок не может превышать двадцать рабочих дней. 5.2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. 5.3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов. 5.4. Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения (для среднего предприятия — 1000 млн., для малого предприятия — 400 млн., для микропредприятия — 60 млн. рублей).

6. Порядок организации проверки

6.1. Проверка проводится на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении руководителя, заместителя руководителя Управления. 6.2. В распоряжении руководителя, заместителя руководителя Управления указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора); 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки. 6.3. Заверенная печатью копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления вручаются под роспись должностными лицами Управления, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Управления обязаны представить информацию об этом органе в целях подтверждения своих полномочий.

6.4. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица Управления обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               19 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации                                    22 декабря 2008 года

(В редакции федеральных законов от 28. 2009 № 60-ФЗ, от 17. 2009 № 164-ФЗ, от 23. 2009 № 261-ФЗ, от 27. 2009 № 365-ФЗ, от 22. 2010 № 65-ФЗ, от 26. 2010 № 66-ФЗ, от 27. 2010 № 191-ФЗ, от 27. 2010 № 224-ФЗ, от 27. 2010 № 227-ФЗ, от 30. 2010 № 242-ФЗ, от 28. 2010 № 408-ФЗ, от 07. 2011 № 8-ФЗ, от 21. 2011 № 69-ФЗ, от 04. 2011 № 123-ФЗ, от 01. 2011 № 169-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 21. 2011 № 327-ФЗ, от 03. 2012 № 47-ФЗ, от 25. 2012 № 93-ФЗ, от 28. 2012 № 131-ФЗ, от 28. 2012 № 133-ФЗ, от 12. 2012 № 191-ФЗ, от 04. 2013 № 22-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 23. 2013 № 208-ФЗ, от 02. 2013 № 294-ФЗ, от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 02. 2013 № 337-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 28. 2013 № 414-ФЗ, от 28. 2013 № 416-ФЗ, от 12. 2014 № 27-ФЗ, от 12. 2014 № 33-ФЗ, от 23. 2014 № 160-ФЗ, от 21. 2014 № 219-ФЗ, от 21. 2014 № 234-ФЗ, от 21. 2014 № 242-ФЗ, от 21. 2014 № 255-ФЗ, от 14. 2014 № 307-ФЗ, от 29. 2014 № 378-ФЗ, от 31. 2014 № 500-ФЗ, от 31. 2014 № 511-ФЗ, от 31. 2014 № 519-ФЗ, от 31. 2014 № 532-ФЗ, от 06. 2015 № 82-ФЗ, от 02. 2015 № 111-ФЗ, от 29. 2015 № 159-ФЗ, от 13. 2015 № 213-ФЗ, от 13. 2015 № 236-ФЗ, от 13. 2015 № 246-ФЗ, от 13. 2015 № 263-ФЗ, от 03. 2015 № 306-ФЗ, от 28. 2015 № 341-ФЗ, от 09. 2016 № 68-ФЗ, от 01. 2016 № 127-ФЗ, от 03. 2016 № 227-ФЗ, от 03. 2016 № 231-ФЗ, от 03. 2016 № 254-ФЗ, от 03. 2016 № 261-ФЗ, от 03. 2016 № 277-ФЗ, от 03. 2016 № 354-ФЗ, от 05. 2016 № 412-ФЗ, от 22. 2017 № 16-ФЗ, от 01. 2017 № 96-ФЗ, от 26. 2017 № 193-ФЗ, от 30. 2017 № 308-ФЗ, от 27. 2017 № 332-ФЗ, от 29. 2017 № 442-ФЗ, от 29. 2017 № 443-ФЗ, от 18. 2018 № 81-ФЗ, от 23. 2018 № 94-ФЗ, от 29. 2018 № 245-ФЗ, от 03. 2018 № 316-ФЗ, от 03. 2018 № 321-ФЗ, от 03. 2018 № 323-ФЗ, от 30. 2018 № 386-ФЗ, от 25. 2018 № 480-ФЗ, от 27. 2018 № 511-ФЗ, от 18. 2019 № 41-ФЗ, от 15. 2019 № 54-ФЗ, от 06. 2019 № 122-ФЗ, от 06. 2019 № 130-ФЗ, от 30. 2019 № 256-ФЗ, от 02. 2019 № 310-ФЗ, от 27. 2019 № 476-ФЗ, от 01. 2020 № 98-ФЗ, от 13. 2020 № 194-ФЗ, от 08. 2020 № 429-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 08. 2022 № 46-ФЗ, от 14. 2022 № 271-ФЗ)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. (В редакции федеральных законов от 17.07.2009 № 164-ФЗ; от 27.12.2009 № 365-ФЗ)

2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также – органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля); (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ)

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Больше проверок:  Регистрация СМЭВ и как стать участником взаимодействия СМЭВ

3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ)

2) при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

61) при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

8) к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

9) к мероприятиям, проводимым должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

10) при проведении национальной инспекции в Антарктике. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 18.03.2019 № 41-ФЗ)

(Часть в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

31. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля: (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 332-ФЗ)

1) контроль за осуществлением иностранных инвестиций;

2) государственный контроль за экономической концентрацией;

3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

7) государственный портовый контроль;

8) контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

9) контроль на финансовых рынках;

12) надзор в национальной платежной системе;

13) государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;

131) государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

14) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

15) контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

16) пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

17) контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 23.07.2013 № 208-ФЗ)

171) федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 09.03.2016 № 68-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

18) контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети “Интернет”, связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети “Интернет” и информации об этих пользователях; (Дополнение пунктом – Федеральный закон  от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

19) контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ)

20) государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 22.02.2017 № 16-ФЗ)

21) государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

22) государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 26.07.2017 № 193-ФЗ)

23) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.08.2019 № 310-ФЗ)

24) контроль в части порядка организации и проведения внеплановых проверок за соблюдением аккредитованными удостоверяющими центрами, а также аккредитованными лицами, осуществляющими оказание услуг доверенной третьей стороны, требований, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ “Об электронной подписи” и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры, а также лица, осуществляющие оказание услуг доверенной третьей стороны, были аккредитованы. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ)

(Дополнение частью – Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

4. Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;

4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

5) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

6) федеральный государственный надзор в области связи;

7) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

8) государственный надзор в сфере рекламы;

9) федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта); (В редакции Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ)

10) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

101) федеральный государственный контроль за соблюдением требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2017 № 442-ФЗ)

11) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

12) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

13) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

14) государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

15) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

16) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

17) федеральный государственный пожарный надзор;

18) государственный строительный надзор;

19) государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны;

20) государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;

21) государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);

22) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

23) федеральный государственный надзор за проведением лотерей; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

24) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

25) региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;

26) региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 25.06.2012 № 93-ФЗ)

27) государственный контроль (надзор) в сфере образования; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

28) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 28.12.2013 № 414-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 236-ФЗ)

29) федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 23.06.2014 № 160-ФЗ)

30) государственный экологический надзор; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

31) государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ)

32) государственный контроль (надзор) в свободной экономической зоне; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.11.2014 № 378-ФЗ)

33) федеральный государственный пробирный надзор; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

34) федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 31.12.2014 № 532-ФЗ)

35) государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 31.12.2014 № 532-ФЗ)

36) федеральный государственный надзор за деятельностью религиозных организаций; (Дополнение пунктом – Федеральный закон  от 28.11.2015 № 341-ФЗ)

37) государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности; (Дополнение пунктом – Федеральный закон  от 03.07.2016 № 231-ФЗ)

38) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации; (Дополнение пунктом – Федеральный закон  от 03.07.2016 № 261-ФЗ)

39) внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”, который осуществляется федеральным органом исполнительной власти; (Дополнение пунктом – Федеральный закон  от 01.05.2017 № 96-ФЗ)

40) федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения; (Дополнение пунктом – Федеральный закон  от 29.12.2017 № 443-ФЗ)

41) региональный государственный контроль в области организации дорожного движения; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ)

42) государственный контроль за деятельностью в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 03.08.2018 № 323-ФЗ)

43) государственный контроль (надзор) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 06.06.2019 № 122-ФЗ)

44) государственный контроль (надзор) за деятельностью специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 30.07.2019 № 256-ФЗ)

(Часть  в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

41. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением видов государственного контроля (надзора), указанных в части 31 настоящей статьи, на территориях опережающего развития устанавливаются Федеральным законом “О территориях опережающего развития в Российской Федерации”, на территории свободного порта Владивосток – Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ “О свободном порте Владивосток”, в Арктической зоне Российской Федерации – Федеральным законом “О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации”. (Дополнение частью – Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2020 № 194-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

Больше проверок:  Налоговое доказательство

42. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”. (Дополнение частью – Федеральный закон  от 29.06.2015 № 159-ФЗ)

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

6. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российс

Инспекций и служб в государстве много, а предприниматель у себя один.

👀 Составили список госорганов, которые контролируют, выдают разрешения и — да, мы верим! — по своим вопросам помогают малому бизнесу. Коротко и только самое важное.

Антимонопольная служба (ФАС)

Контролирует работу и тарифы энергетиков, газовиков и коммунальщиков, цены на продукты, бензин и лекарства.

Проверяет организаторов госзакупок. Ведёт реестр недобросовестных поставщиков. Штрафует поставщиков за нарушение условий госконтрактов.

Рассматривает жалобы предпринимателя на госзаказчиков, конкурсную комиссию в закупках. Проверит недобросовестного конкурента, изготовителя контрафакта, если найдёт нарушения — выдаст предписание и оштрафует. Разберётся с отказом дать место на розничном рынке.

Минюст

Регистрирует некоммерческие организации — партии, церковные общины, благотворительные фонды. Следит, чтобы их деятельность соответствовала заявленным целям.

Вносит некоммерческие организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Принимает жалобы на нарушение закона адвокатами, нотариусами  и органами ЗАГС.

МЧС

Следит за пожарной безопасностью в помещениях, на природе и безопасностью людей в целом.

Проверяет, как предприниматель соблюдает в своём помещении требования пожарной безопасности. За нарушения штрафует и выдаёт предписания об устранении нарушений.

Выдаёт лицензии на установку пожарных сигнализаций и изготовление средств тушения пожаров.

Приезжает по вызову, тушит пожар, спасает тонущих на льдине и заблудившихся в горах.

Налоговая инспекция (ФНС)

Собирает налоги и страховые взносы. Регистрирует юрлиц, ИП и самозанятых. Участвует в ликвидации и банкротстве бизнеса.

Проверяет полноту и своевременность уплаты налогов, наличие онлайн-касс, исполнение обязанности налогового агента. Блокирует счета предпринимателей. Штрафует, доначисляет налог и насчитывает пени за нарушения.

Исключает из реестра неработающих юрлиц, с недостоверными адресами и подставными директорами. Дисквалифицирует директоров и недобросовестных учредителей.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Пенсионный фонд (ПФР)

Назначает и выплачивает пенсии.

Выдаёт сертификат на материнский капитал и переводит деньги.

Заключает договор с самозанятыми на добровольные пенсионные взносы.

Полиция

Выезжает на вызов о преступлении. Собирает улики, ищет, задерживает и допрашивает подозреваемых. Расследует преступления и передаёт дело в суд.

Приедет по вызову, если ограбили офис, избили сотрудника или скачали программу без лицензии (ага, это к ним).

Прокуратура

Следит за соблюдением законов в общем и целом.

Ходит с плановыми проверками и по жалобам на чиновников, следователей, полицейских, юрлиц и предпринимателей. Заводит уголовные, административные дела и наказывает виновных.

Судится с предпринимателями и государством в интересах потребителей, пациентов, людей с ограниченными возможностями. Даёт заключение в судах о выселении, отмене увольнения, возмещении вреда жизни и здоровью.

Через арбитражный суд отменяет указы, постановления и предписания, ущемляющие права предпринимателей в целом.

Защищает предпринимателя, когда чиновники вымогают взятку, затягивают проверку, отказывают в льготах и субсидиях, заключают договор аренды госимущества и земли на незаконных условиях. Если жалоба «не к ним», объясняет, в какой орган обратиться.

Росалкогольрегулирование

Следит за безопасностью производства и продажи алкоголя и сигарет. Контролирует цены на них.

Выдаёт лицензию на продажу алкоголя и подключает к ЕГАИС.

Штрафует за изготовление и продажу алкоголя с нарушением технического регламента, продажу несовершеннолетним и нарушение ценообразования.

Росздравнадзор

Контролирует качество медицины, исследование лекарств и процедуру маркировки лекарств. Регистрирует медицинские изделия.

Выдаёт лицензии аптекам, частным клиникам и производителям медицинских изделий.

Роскомнадзор

Контролирует сооружения связи, работу СМИ, телевидения, телефонных операторов и сайтов. Следит за работой с персональными данными по правилам.

Блокирует сайты с опасной информацией и неугодные мессенджеры.

Проверяет, как предприниматель работает с персональными данными работников и клиентов, собранных офлайн и через сайт. Штрафует за сбор данных без согласия человека и плохую защиту от утечки.

Росреестр

Регистрируют продажу, аренду, залог помещений и земли.

Ведёт кадастровый учёт недвижимости, реестр прав на неё и каталог географических названий.

Следит за оценщиками и кадастровыми инженерами.

Считает кадастровую стоимость квартиры, офиса, земли, по которой потом платят налог на недвижимость.

Штрафуют за самовольное занятие земли, использование участка не по назначению и нарушение правил мелиорации.

Рособрнадзор

Следит за качеством государственного и частного образования.

Выдаёт лицензии на образовательную деятельность.

Россельхознадзор

Контролирует выращивание и перевозку животных, использование пестицидов и агрохимикатов, качество почвы и зерна.

Выдаёт лицензии зоопаркам, циркам, дельфинариям и продавцам лекарств для ветеринарии.

Штрафует за нарушение санитарных правил перевозки животных и продажи продуктов животноводства.

Роспатент

Регистрирует права на изобретения, товарные знаки, программы, наименование мест происхождения товаров и выдаёт свидетельства.

Аттестует патентных поверенных — специалистов, которые зарабатывают на помощи в оформлении интеллектуальных прав.

Рассматривает возражения предпринимателей на экспертизу заявок на товарные знаки и заявления о прекращении охраны товарного знака и патентов на изобретения.

Роспотребнадзор

Планово и по жалобам проверяет, как предприниматель соблюдает права потребителей, правила продажи товаров и использования касс. В его ведении и офлайновый бизнес, и интернет-магазины. За нарушения штрафуют.

Следит, чтобы магазины, кафе и парикмахерские работали по санпинам, и где надо — с медкнижками.

Принимает уведомление о начале деятельности от гостиниц, общепита, мастерских и другого бытового бизнеса.

Выявляет очаги эпидемий опасных болезней, паразитов и клещей. Объясняет жителям и организациям города, как быть.

Контролируют перевозку и убой животных, продажу мяса и молока.

Выдаёт свидетельства безопасности продукции, санитарно-эпидемиологические заключения на помещения и медкнижки.

Росприроднадзор

Следит за сохранностью водных ресурсов, лесов, животных и полезных ископаемых. Контролирует утилизацию мусора.

Выдаёт лицензии на вывоз и утилизацию мусора 1-4 классов опасности.

Выдаёт разрешение на разведение и перевозку животных, рыболовство, вырубку лесов, выброс вредных веществ в воздух.

Определяет класс отходов предпринимателя и выдаёт паспорт.

Собирает с организаций плату за деятельность с негативным воздействием на окружающую среду.

Штрафует за самовольное занятие водного объекта, вырубку лесов и отлов животных.

Росстат

Ведёт статистику об экономических, социальных и экологических процессах в стране.

Собирает с предпринимателей отчёты по экономическим показателям. За несдачу штрафует.

Ространснадзор

Следит за безопасностью на транспорте, в том числе на такси.

Выдаёт разрешение на перевозку опасных и крупногабаритных грузов.

Принимает от предпринимателей уведомления о начале деятельности по перевозке пассажиров автобусами и такси.

Проверяет деятельности по перевозке пассажиров: наличие полиса ОСАГО, диагностической карты ТС и медосмотра водителя. Штрафует за перевозку с нарушением требований безопасности.

Ростехнадзор

Его сфера — безопасность в промышленности, на электрических и тепловых сетях, в метро, на гидросооружениях и при использовании атомной энергии.

Штрафует за повреждение электросетей, уничтожение специальных знаков на воде и санитарных зонах.

Служба судебных приставов (ФССП)

Принудительно исполняет судебные решения, охраняет здания судов, контролирует и ведёт реестр коллекторских агентств.

Ищет имущество и деньги должника по исполнительному листу. Ограничивает должнику выезд из страны. Накладывает арест на счета, описывает автомобили и квартиры, потом продаёт на торгах. Вырученные деньги отдаёт взыскателю. С должника берёт исполнительский сбор — штраф за отказ добровольно отдать деньги после требования пристава.

Если предприниматель знает, где его должник хранит товары и на какие карты принимает оплату, это стоит сообщить приставу. Сотрудничество с приставом ускорит получение денег. На бездействие пристава подают жалобу старшему приставу.

Суд арбитражный

Разбирает споры предпринимателей между собой и с государством. Есть отдельное подразделение — Суд по интеллектуальным правам. Там обжалуют решения Роспатента и антимонопольной службы, если они связаны с интеллектуальной собственностью.

Предпринимателю в арбитраж, если надо:

— Получить исполнительный лист на долг за товар, работы, услуги;

— Оспорить решение налоговой, штраф Роспотребнадзора или другого органа;

— Решить корпоративный спор с партнёром;

— Получить компенсацию за использование программы без лицензии;

— Запретить конкуренту использовать товарный знак;

Суд общей юрисдикции

Разбирают споры физлиц между собой, с государством и предпринимателями. Есть районные суды и мировые судьи — к кому идти, зависит от цены вопроса и сложности спора.

Чаще всего в общей юрисдикции с предпринимателем судятся работники, потребители, авторы украденных фото и фрилансеры. Жаловаться на решения некоторых госорганов тоже нужно туда. Например, оспорить предписание трудовой инспекции.

Таможня

Контролирует перевозки через границу.

Проверяют декларации, паспорта сделок, сертификаты и собирает таможенные пошлины. Контролируют перевозку автомобилей, пассажиров, животных, растений, драгметаллов и денег. Ещё — соблюдение валютного законодательства при внешнеэкономических сделках.

Штрафуют за ввоз товаров без декларации и недостоверные сведения в ней.

Трудовая инспекция

Проверяет соблюдение прав работников, безопасность рабочих мест и правила расследования несчастных случаев на производстве.

Ходит с проверками по жалобам работников на работодателей и раз в три года планово. Выносит предписания и штрафуют за нарушения. Ведёт реестр работодателей с долгами по зарплате и реестр работодателей, гарантированно соблюдающих права работников.

Федеральная миграционная служба (ФМС)

Контролирует работу иностранцев внутри страны. Выдаёт загранпаспорта для выезда из России.

Выдает иностранцам патенты на работу в России. Предпринимателям — разрешения на привлечение иностранной рабсилы и приглашения на въезд.

Выдаёт компаниям лицензии на трудоустройство граждан в других странах.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК)

Контролирует экспорт товаров и информации. Устанавливает технические требования для защиты информации и персональных данных.

Выдает лицензии на изготовление программ, серверов, антивирусов и баз данных, связанных с защитой информации, в частности, гостайны и персданных.

Фонд социального страхования (ФСС, соцстрах)

Оплачивает работодателям больничные, декретные пособия, пособия на погребение и больничные по коронавирусу.

Собирает с работодателей взносы на травматизм. Если работник умер, травмировался или заработал профзаболевание, назначают пособие.

Выдаёт инвалидам коляски и протезы. Некоторым льготникам — путёвки в санаторий.

Оплачивает родовые сертификаты.

Заключает с ИП договоры на добровольное страхование на случай болезни и декрета. Потом выплачивают пособие исходя из МРОТ.

Статья актуальна на 

25.05.2022