План мониторинга – это и первые результаты применения, и перспективы развития

Планы по развитию

Несмотря на то что практика применения института профилактических визитов только нарабатывается, хотя число случаев использования такого механизма взаимодействия контрольно-надзорного органа с проверяемыми лицами неуклонно растет, эксперты уже начали формировать планы по его совершенствованию. Они опираются, в том числе на итоги проведенного Центром стратегических разработок в марте-июне 2022 года опроса бизнеса об опыте участия в профилактическом визите. Так, бизнес оценил эффективность рассматриваемого мероприятия как механизма профилактики в средний балл 7,6 из 10. В ходе анкетирования предприниматели поделились информацией о том, сколько длился профилактический визит (38% – от часа до трех часов, 31% – более одного дня, то есть имело место повторное посещение инспектором, 16% – от трех до пяти часов, 13% – менее часа, 3% – целый рабочий день) и в каком формате он проходил (очно по месту осуществления деятельности – 84%, в формате видео-конференц-связи – 16%). Александр Вдовин отметил, что в целом результаты опроса показали позитивную динамику – органы контроля начали активно применять профилактические визиты, а бизнес – воспринимать их.

Учитывая растущий интерес самого бизнеса к институту профилактики нарушений и рост активности контролирующих органов в применении этого механизма профилактики участники дискуссии инициировали обсуждение вопроса о возможности реализации платной формы профилактического визита, который, по сути, сможет заменить аутсорсинг компании, избавив ее от лишних расходов на услуги по подготовке к проверке внешними аудиторами, гарантирующими прохождение проверки без штрафов. По подсчетам специалистов, на подобные услуги компания из среднего сегмента в среднем тратит 237 445 руб. в год (эта цифра отражает данные опроса, проведенного в 2019 году, но с поправкой на инфляцию за три года). В связи с этим эксперты предлагают рассмотреть коммерческий профилактический визит как некую альтернативу этих услуг со стороны государства – когда государственный орган мог бы оценить бизнес до того, как он начинает свою работу, чтобы потом не приходить к нему с проверкой. Они полагают, что такой механизм позволит:

  • максимально исключить конфликт интересов, потому что предприятие еще не является контролируемым лицом и в отношении него у органов власти нет никаких обязанностей;
  • представителям бизнеса на старте увидеть потенциальные проблемы;
  • избежать взаимодействия, так как орган власти заранее сможет оценить бизнес на предмет законопослушности и добросовестности.

“Профилактический визит, в том числе в этом разрезе, с нашей точки зрения, мог бы стать средством, через которое мы могли бы не просто уйти от плановых проверок, но и давать возможность объяснять и понимать для бизнеса, страны и государства, что он должен и может делать”, – заключил Александр Вдовин.

Мнения участников панельной дискуссии по поводу указанной инициативы разделились. Так, руководитель аппарата Счетной палаты РФ Вячеслав Витушкин хоть и допускает возможность введения коммерческого профилактического визита, но с оговоркой, что им должны заниматься не госорганы, а какие-то иные структуры, так как подобная форма взаимодействия несовместима с деятельностью госорганов. Но в целом он считает, что если такой формат будет позволять переманить предпринимателей из группы “сомневающихся в правомерном образе жизни” в группу “осведомленных о требованиях и последствиях их нарушения”, то его нужно вводить.

При этом эксперт напомнил, что в первоначальном варианте законопроекта, который впоследствии стал Законом № 248-ФЗ, было понятие “профилактическое сопровождение”, предусматривающее похожий на предлагаемый механизм взаимодействия контролирующего органа с контролируемым лицом, но без упоминания о взимании платы за это. Речь шла об осуществлении контрольно-надзорным органом предварительной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований в отношении определенных действий и предоставлении рекомендаций об оптимальном способе соблюдения обязательных требований. Предполагалось, что профилактическое сопровождение будет осуществляться на основании заявления контролируемого лица, которое соответствует определенным условиям, путем заключения соглашения между ним и контрольно-надзорным органом. Но в окончательный вариант мер профилактического характера такая мера не вошла.

Представителю Счетной палаты РФ не близок акцент на то, что предлагаемая форма профилактики – коммерческий профилактический визит – должна освободить бизнес от последующих проверок. “По идее, у нас не должно быть проверок, то есть не надо делать визит для того, чтобы потом избежать проверки. Поведение субъектов изначально должно быть правомерным, и здесь больше вопрос юридического, правового воспитания”, – подчеркнул он.

В свою очередь, доцент кафедры административного и финансового права ФГБОУ ВО “Санкт-Петербургский государственный университет” Екатерина Дмитрикова считает, что коммерческий профилактический визит будет востребован. Но она призывает не умалять значение профилактического визита как профилактической меры, посредством которой осуществляется контроль и надзор, а на этапе правого регулирования такого механизма – обязательно учесть конституционные принципы контрольно-надзорной деятельности, в том числе с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации о возможности взимания платы при условии, что есть инициатива со стороны контролируемого лица. Также для нее остается открытым вопрос – как обосновать затраты на профилактический визит, разъяснения соответствующих обязательных требований. “Здесь очень осторожно, сбалансированно нужно будет подходить к определению правил в законе”, – подытожила она.

Елена Клименко тоже уверена, что введение заявительного порядка проведения профилактического визита будет положительно воспринято бизнес-сообществом и будет пользоваться большой популярностью. Но эксперт делает акцент именно на профилактических визитах, которые могут проводить уполномоченные государственные органы в рамках исполнения своих контрольно-надзорных полномочий, а не на коммерческой форме такого мероприятия. А коммерческий профилактический визит – скорее, не государственная тема, его надо рассматривать в каком-то другом формате, считает спикер.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по контролю Михаил Романов в части коммерческих профилактических визитов отметил, что предприниматели и так платят немаленькие деньги в виде налогов, поэтому задача государства – сделать так, чтобы профилактические визиты были бесплатными и помогали бы предпринимателям решать вопросы при подготовке к проверке. “Понятие “кошмарит бизнес” должно уйти в дальнюю историю развития современного российского предпринимательства. Государство и надзорные органы должны поддерживать бизнес и создавать условия для того, чтобы бизнес процветал и развивался”, – заключил эксперт.

Отметим, параллельно с проведением дискуссии ЦСР был запущен онлайн-опрос по рассматриваемой теме. Респондентам предложили ответить на вопрос: “Нужен ли профилактический визит по инициативе контролируемого лица на платной основе?”. Результаты исследования показали, что большинство пользователей, превалирующая часть из которых – инспекторы, поддерживают саму идею, но считают, что такие визиты, проводимые со стороны государственных органов, должны быть бесплатными – из 250 голосов такого мнения придерживаются 50% опрошенных. 28% респондентов поддержали введение именно коммерческого профилактического визита, а 22% отметили, что это бесполезно.

Наконец, часть планов точечной донастройки внедренного порядка организации и осуществления государственного контроля, касающаяся профилактических визитов, указана и в Докладе. В частности, Правительство РФ планирует:

  • предусмотреть на законодательном уровне возможность замены плановых проверок на обязательные профилактические визиты;
  • увеличить число профилактических визитов;
  • реализовать возможность упрощенно обжаловать мероприятия, провести самообследование, отказаться от проведения профилактического визита.

ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
И ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Список изменяющих документов

Больше проверок:  Реестр банковских проверок и статья 15. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248,

от 27.12.2012 N 1404, от 26.11.2015 N 1268, от 24.12.2015 N 1421,

от 19.07.2016 N 691, от 17.08.2016 N 806, от 09.09.2016 N 892,

от 17.07.2018 N 835, от 28.01.2019 N 48, от 03.04.2020 N 438,

от 13.06.2020 N 862, от 30.11.2020 N 1969, от 08.09.2021 N 1520)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, исключения проверок из ежегодного плана, а также типовую форму ежегодного плана согласно приложению.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Ежегодные планы разрабатывают следующие органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля:

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;

(пп. “б” в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

3. При разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 – 9 статьи 9, статьями 26.1 и 26.2 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Федеральный закон), федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора), а также положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Федерального закона;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248, от 26.11.2015 N 1268, от 17.08.2016 N 806, от 28.01.2019 N 48)

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем соответствующего органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

3(1). При разработке ежегодных планов на 2017 и 2018 годы органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее – уполномоченный орган), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрос о предоставлении в отношении включаемого в ежегодный план юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства об отнесении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства.

Уполномоченный орган направляет ответ на поступивший запрос в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления.

Межведомственные запросы и ответы на них в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.07.2016 N 691)

3(2). При разработке ежегодных планов Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены пунктами 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона;

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью;

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”.

(п. 3(2) введен Постановлением Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

4. Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248, от 27.12.2012 N 1404)

Ежегодные планы, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляются указанными органами до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Больше проверок:  Реестр проверок генпрокуратуры комплан

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

5. Ежегодный план, разрабатываемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, включает сведения утвержденных ежегодных планов территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти о проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов.

Указанный ежегодный план разрабатывается федеральным органом исполнительной власти до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

6. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях:

а) исключение проверки из ежегодного плана:

в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке;

в связи с изменением класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения;

в связи с изменением категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона;

в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии – для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;

в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1 статьи 26.2 Федерального закона;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)

в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручения Правительства Российской Федерации, поручения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поручения высшего должностного лица муниципального образования решения об отмене назначенной плановой проверки;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля решения об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438; в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.06.2020 N 862, от 08.09.2021 N 1520)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) в 2020 – 2021 годах решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2020 N 862; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969)

в связи с признанием утратившими силу положений федерального закона, устанавливающих вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, если плановая проверка не подлежит проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969)

б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе:

в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

в связи с реорганизацией юридического лица;

в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя;

в) в связи с необходимостью указания в ежегодном плане информации, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 26.2 Федерального закона;

(пп. “в” введен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)

г) в связи с необходимостью изменения вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого проводится плановая проверка, если это предусмотрено положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

(пп. “г” введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969)

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

8. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

(п. 8 введен Постановлением Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

Правовое регулирование

Профилактический визит не просто входит в перечень перечисленных в ч. 1 ст. 45 Закона № 248-ФЗ семи видов профилактических мероприятий, которые могут проводить контрольные (надзорные) органы, но и является одним из пяти мероприятий, проведение которых является обязательным при осуществлении государственного контроля (надзора) (ч. 2 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Правильно и быстро составить уведомление об отказе от проведения профилактического визита контрольного (надзорного) органа поможет примерная форма, размещенная в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Профилактический визит заключается в проведении инспектором профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи, в ходе которой контролируемое лицо информируется о (об):

  • обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля;
  • их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска;
  • видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Проведение обязательных профилактических визитов предписано как в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, так и в отношении уже осуществляющих деятельность объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. Для остальных хозяйствующих субъектов профилактический визит проводится по усмотрению органа контроля. Предпринимателям-новичкам контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита не позднее чем в течение года с момента начала соответствующей деятельности, для остальных срок проведения не ограничен, установлены только обязательные сроки для уведомления хозяйствующего субъекта о проведении обязательного профилактического визита. Контролируемое лицо должно быть уведомлено об этом не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения мероприятия. При этом у проверяемого есть возможность отказаться от проведения обязательного профилактического визита при условии, что он уведомит о своем решении контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемой даты визита.

Больше проверок:  Проверка коллекторов в реестре

Но стоит учитывать, что несмотря на закрепленное в Законе № 248-ФЗ право контролируемого лица отказаться от проведения профилактического визита в 2022 году в условиях действия моратория на часть плановых проверок бизнеса для некоторых объектов контроля профилактический визит является обязательным независимо от желания самого проверяемого. Это касается тех объектов контроля из числа категорий чрезвычайно высокого и высокого риска, в отношении которых допускается проведение запланированных на текущий год плановых контрольных (надзорных) мероприятий – например, в части федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и пожарного надзора в отношении образовательных организаций, организаций соцуслуг с проживанием, детских лагерей, роддомов и перинатальных центров и т. п. В п. 2 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” уточнено, что контрольный (надзорный) орган в указанных случаях вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия профилактический визит, от которого контролируемое лицо не сможет отказаться, поскольку в данном случае это рассматривается как единственно возможная альтернатива плановой проверке.

Профилактический визит конструировался законодателем как безопасный для контролируемого лица механизм в плане возможности привлечения последнего к ответственности – ведь в ходе проведения профилактического визита гражданам и организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований, а полученные от инспектора разъяснения носят исключительно рекомендательный характер. Однако сделана оговорка для случаев, когда при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен – тогда инспектор незамедлительно направит информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 8-9 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Кроме того, предусмотрено, что проведение профилактического визита может сопровождаться еще одним видом профилактических мероприятий – консультированием, заключающимся в предоставлении должностным лицом контрольного (надзорного) органа бесплатных разъяснений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением госконтроля (надзора). Также в ходе профилактического визита инспектор вправе осуществлять сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к определенной категории риска. Более конкретный порядок, включающий и сроки проведения профилактического визита, должен быть установлен в положении о контроле.

Отметим, за последний год активно развивалась и подзаконная база – на федеральном уровне уже насчитывается достаточно документов, конкретизирующих порядок проведения профилактических визитов в рамках того или иного вида госконтроля (надзора). Например, в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 в актуализированной Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1016 редакции, проведение обязательных профилактических визитов предусматривается в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также в отношении объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска не позднее чем в течение года с даты получения информации о начале осуществления их деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию. Уточнен и срок проведения профилактического визита – не дольше одного рабочего дня. При этом по результатам профилактического визита предусмотрено оформление экземпляра листа профилактической беседы, содержащего информацию, доведенную до контролируемого лица в ходе профилактического визита, который должен быть вручен последнему под роспись или направлен в установленном порядке. Также порядок допускает проведение профилактического визита с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

В свою очередь, в Положении о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере обращения лекарственных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1049, дополнительно перечислены цели профилактических визитов и оговорен предельный срок их проведения – не более восьми часов. Аналогичное временное ограничение установлено и в Положении о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230.

В ходе панельной дискуссии на площадке ПМЮФ-2022 директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин обозначил несколько положительных признаков, характерных для профилактического визита:

  • эффективный метод информирования – в ходе визита контролируемые лица получают все необходимые сведения о соблюдении обязательных требований в удобном формате;
  • предиктивный характер мер – проверяемым дают возможность вовремя устранить возможные нарушения и избежать наказания, понизить свою категорию риска (при наличии);
  • повышение лояльности к органам власти – профилактический визит направлен на недопущение нарушений, а не на обеспечение карательных мер.

Очевидно, что указанные признаки в совокупности с общим настроем государства на снижение административной нагрузки на бизнес и смену вектора с контрольных мероприятий на профилактические, позволят институту профилактических визитов развиваться и укреплять свои позиции в контрольно-надзорной деятельности органов власти.

***

Первые итоги применения нового правового регулирования в области государственного (муниципального) контроля (надзора) показали, что в целом запущенная обновленная система госконтроля (надзора) успешно заработала, но очевидно необходима ее точечная донастройка. И к такой донастройке законодатель уже готов – по словам депутата Михаила Романова, в ближайшую осеннюю сессию Госдума планирует провести большие слушания по актуальным вопросам правового регулирования контрольно-надзорной деятельности с участием всех заинтересованных лиц, включая представителей регионов, предпринимательского сообщества, контролеров.

Ключевой задачей мероприятия станет поиск баланса в случае принятия дополнительных поправок в уже действующие на федеральном уровне акты, облегчающего для предпринимателей работу в условиях внешнего давления и избавляющего их от избыточных проверок. Ожидается, что это обсуждение станет первым шагом на пути реализации новой задачи, которую поставил Президент РФ Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ-2022 – навсегда, на постоянной основе отказаться от проведения большинства проверок российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда. К осени нижняя палата парламента совместно с Правительством РФ намерена подготовить свои предложения по этому направлению.

1 С текстом Сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2021 году можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ (http://static.government.ru/media/files/456GUn3X9kLxBeVGPfkn7EC5SCIqKALu.pdf).