Прокуратура Российской Федерации
История и основные полномочия
Прокуратура Российской Федерации была учреждена 12 (23) января 1722 года по Именному Высочайшему Указу Петра I. С тех пор прокуратура играет важную роль в обеспечении соблюдения законности в стране.
Основные полномочия прокуроров
Прокуроры имеют ряд важных полномочий, включая:
- Вход на территории и в помещения поднадзорных органов
- Требование предоставления необходимых документов и материалов
- Участие в рассмотрении дел судами на любой стадии процесса
- Представление жалобы на незаконное судебное решение
- Осуществление уголовного преследования и другие функции, предусмотренные законодательством
Генеральный прокурор Российской Федерации в настоящее время – Игорь Викторович Краснов, первый заместитель – Анатолий Вячеславович Разинкин.
Присяга прокурора
Прокуроры при осуществлении своих обязанностей клянутся соблюдать Конституцию Российской Федерации и международные обязательства, бороться с нарушениями закона, защищать интересы граждан и строго соблюдать принципы справедливости.
Заключение
Прокуратура Российской Федерации является важным институтом, который обеспечивает законность и правопорядок в стране. Благодаря усилиям прокуроров, граждане и государство могут быть уверены в защите своих прав и интересов.
История прокуратуры России
Первым генерал-прокурором Сената был назначен граф Павел Иванович Ягужинский, который император представил сенаторам, сказав: Вот око моё, коим я буду всё видеть.
Реформы и изменения
С 1802 года институт прокуратуры стал частью Министерства юстиции, а министр юстиции стал генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила необходимость специальных прокуроров в судебных местах и отделение власти обвинительной от судебной.
Период после революции
После октябрьской революции 1917 года был принят декрет об упразднении существовавших до этого судов и институтов, а их функции перенесли на народные суды и революционные трибуналы.
Формирование современной системы
В мае 1922 года была образована Государственная прокуратура как часть Народного комиссариата юстиции. Прокуратура Верховного суда СССР была создана в 1923 году, получив право законодательной инициативы.
Положение о прокуратуре СССР, принятое в 1933 году, установило самостоятельный статус прокуратуры и назначение прокурора Центральным исполнительным комитетом.
Конституционные изменения
Конституция СССР 1936 года возложила высший надзор за исполнением законов на прокурора СССР. Положением о прокурорском надзоре в СССР 1955 года также утвердило эту функцию на генерального прокурора СССР.
Деятельность прокуратуры в Российской Федерации
Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, в связи с началом Великой Отечественной войны, работа органов прокуратуры была перестроена на военный лад. В сентябре 1943 года прокурорам были установлены классные чины и введена градация классных чинов.
В марте 1946 года был принят закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР. Затем, в ноябре 1979 года, после принятия Конституции СССР, был принят закон о прокуратуре СССР, который закрепил полномочия прокуратуры по надзору за соблюдением законов.
Развитие прокуратуры после распада СССР
После распада Советского Союза в январе 1992 года был принят новый закон Российской Федерации О прокуратуре Российской Федерации. В этом законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, введен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность и закреплен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
С начала 2011 года прокуратура России не осуществляет предварительное расследование уголовных дел, функции по этому расследованию переданы Следственному комитету Российской Федерации.
Направления деятельности прокуратуры
- Надзор за исполнением законов
- Участие в рассмотрении дел судами
- Представление на противоречащие закону судебные решения
- Участие в правотворческой деятельности
- Участие в заседаниях органов государственной власти
- Рассмотрение заявлений, жалоб и обращений
Прокуратура Российской Федерации играет важную роль в обеспечении законности и защите прав граждан.
Нумизматика и филателия
Прокуратура в системе органов исполнительной власти.
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации.
Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов Российской Федерации и иные приравненные к ним прокуроры (например военные прокуроры) назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с Советом Федерации. Прокуроры городов и районов и приравненные к ним, назначается генеральным прокурором РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Должности в прокуратуре Российской Федерации
Должность | Описание |
---|---|
Генеральный прокурор | – |
Первый заместитель генерального прокурора | – |
Заместитель генерального прокурора | – |
Помощник заместителя Генерального прокурора РФ | По особым поручениям |
Старший помощник генерального прокурора | – Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям |
Помощник генерального прокурора | – |
Советник Генерального прокурора Российской Федерации | – |
Прокуроры по субъектам РФ:
- Прокурор
- Первый заместитель прокурора
- Заместитель прокурора
Прокуроры городов, районов и приравненные:
- Прокурор
- Первый заместитель прокурора
- Заместитель прокурора
- Начальник отдела
Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней не является процессуальным лицом.
Классные чины и воинские звания
Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре присваиваются следующие классные чины:
Младший начальствующий состав Старший начальствующий состав
Погоны кповседневнойформе одежды
Классный чин Младший юрист Юрист 3-го класса Юрист 2-го класса Юрист 1-го класса Младшийсоветник юстиции Советник юстиции Старшийсоветник юстиции
Высший начальствующий состав
Классный чин Государственный советник юстиции3-го класса Государственный советник юстиции2-го класса Государственный советник юстиции1-го класса Действительный государственныйсоветник юстиции
Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию и имеющим высшее юридическое образование. Прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3-го класса.
С 2014 года лица, не имеющие высшего образования, не могут быть приняты на должности прокурорских работников.
В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научные и педагогические работники.
Прокурорские работники, проходящие службу в органах военной прокуратуры, имеют статус военнослужащих. Таким работникам в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» присваиваются воинские звания.