Проверка органов местного самоуправления и приказ Генерального прокурора России от 10.10.2022 N 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и осуществлении прокурорами иных полномочий в сфере борьбы с коррупцией»

В связи с многократным увеличением в последнее время случаев обжалвоания действий и решений прокурорских работников в суды, юристами АНО “Глобус” постоянно анализируется законодательство и судебная правктика в данной сфере, что позволяет более качественно отстаивать интересы лиц, обратившихся к нам за защитой своих прав.

Итак, законодательство не регламентирует подробно процедуру проведения прокурорской проверки, и при ее проведении прокуроры руководствуются общими правилами о своих полномочиях и ограничениях, предусмотренных Законом о прокуратуре, а также приказами Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 и от 17.03.2017 N 172. Конституционно-правовой смысл положений Закона о прокуратуре, выявленный Конституционным Судом РФ, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике (абз. 8 п. 2 резолютивной части постановления от 17.02.2015 N 2-П, далее – Постановление N 2-П, ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”). В крайне редких случаях суд отклоняет ссылки на указанное Постановление N 2-П, поскольку оно принято в отношении правил проверок некоммерческих организаций, а не бизнес-субъектов (постановление Семнадцатого ААС от 15.07.2015 N 17АП- 7249/15).

Ограничения и запреты, предусмотренные Законом N 294-ФЗ для должностных лиц органов государственного надзора (контроля), не распространяются на прокуроров при осуществлении ими прокурорского надзора (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Уведомление о проверке

Пункт 3 ст. 21 Закона о прокуратуре обязывает извещать поверяемое лицо о проведении проверки не позднее дня начала проверки путем ознакомления с решением о проведении проверки. В отсутствие доказательств о надлежащем извещении лица о проведении в его отношении прокурорской проверки, ее основаниях и сроке проведения, суд может не принять собранные прокуратурой доказательства (постановления Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27, АС Центрального округа от 17.10.2017 N Ф10-2795/16, решения АС Сахалинской области от 08.05.2015 по делу N А59-225/2015; АС Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2015 по делу N А75-222/2015, постановление Тринадцатого ААС от 24.03.2014 N 13АП-26524/13; противоположные решения – постановления Второго ААС от 22.10.2015 N 02АП-8406/15, Пятнадцатого ААС от 14.10.2015 N 15АП-16353/15) либо даже признать, что в действительности имела место незаконная внеплановая проверка иным ведомством, чей сотрудник был привлечен прокурором (постановление Тринадцатого ААС от 19.12.2016 N 13АП-28671/16, решение Иркутского областного суда от 16.04.2015 по делу N 21-168/2015). Само уведомление о проведении проверки может не содержать сведений об источнике получения информации о нарушениях (постановление АС Московского округа от 03.11.2015 N Ф05- 15425/15).

До сведения поверяемого лица должно быть доведено и мотивированное решение прокурора о расширении предмета (следовательно, и пределов) проверки (абз. второй п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, абз. 5 п. 5.2 мотивировочной части Постановления 2-П, приложение 2 к Приказу N 172). На практике это требование соблюдается (определение СК по административным делам Суда ЕАО от 04.05.2016 по делу N 33а-274/2016), однако далеко не всегда (решения Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23.01.2017 по делу N 2а-36/2017, Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 01.11.2016 по делу N 2а- 6906/2016, АС Новосибирской области от 29.05.2015 по делу N А45- 6044/2015, постановление Пятого ААС от 17.07.2015 N 05АП-5619/2015).

Должностные лица органов управления коммерческих и некоммерческих организаций обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно (п. 4 ст. 22 Закона о прокуратуре). Однако прокурор часто удовлетворяет просьбу руководителя об отложении проверки на небольшой срок, если она мотивирована (например, для обеспечения присутствия необходимых специалистов, выделения прокурору помещения, офисной техники и т.п.).

По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:

  • 8-909-392-34-24 (WhatsApp, Viber, Telegram,Signal)
  • 800-101-55-04 (Бесплатный звонок по России)

Средство
выявления нарушения закона — это
применяемые органами прокуратуры
Российской Федерации правовые средства,
целью которых является выявление
нарушений закона, причин и условий,
способствующих этим нарушениям и
виновных в их совершении лиц.

Прокурорская
проверка — это
правовое средство выявления нарушений
закона, представляющее собой комплекс
мыслительных, организационных и правовых
действий прокурора, направленных
на выявление нарушений Конституции РФ
и действующих на территории РФ
законов, установлению причин и условий,
способствующих выявленным нарушениям
закона, а также виновных лиц.

В
зависимости от функциональной
принадлежности прокурорские проверки
принято разделять на надзорные
и ненадзорные:


Надзорные
проверки
— это
средства выявления нарушения закона,
применяемые в отношении объектов и
субъектов, за законностью деятельности
которых осуществляют надзор органы
прокуратуры РФ.
Указанные проверки проводятся в органах,
осуществляющих ОРД, дознание
и предварительное следствие, органах
и учреждений, исполняющих наказание
и назначаемые судом меры принудительного
характера и некоторых других.


Ненадзорные
проверки
— это средства выявления нарушения
закона, применяемые в отношении объектов
и субъектов не поднадзорных органом
прокуратуры РФ.

В
зависимости от направлений деятельности
прокуратуры проверки подразделяются
на:


проверки,
проводимые при осуществлении надзора
за исполнением законов:


надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина;


надзора за исполнением законов судебными
приставами и т.д.

Положив
в основу разграничения проверок повод
их проведения
прокурорские
проверки подразделяют на


проводимые по сигналам (заявлениям,
сообщениям, жалобам, сведениям, полученным
из радио телепередач, и т.д.);


по инициативе прокуроров.

В
зависимости от объема, проверки,
проводимые органами прокуратуры РФ,
подразделяют на:

К
целевым относятся
проверки, проводимые по отдельным
фактам нарушений закона, по исполнению
одного конкретного закона или группы
родственных законов, а также проверки,
которые проводятся прокурорами в связи
с отдельными обращениями (сообщениям,
заявлениям, жалобам) граждан и должностных
лиц.

Широкими
являются
проверки, предмет которых касается
множества различных нарушений закона,
а также проверки, по которым круг
нарушений закона не определен.

В
зависимости от субъектов, участвующих
в их проведении прокурорские проверки
подразделяются на:

Специфические
это проверки, проводимые исключительно
прокурорскими работниками. Это самый
распространенный вид прокурорских
проверок, распространенность которого
обусловлено компетенцией органов
прокуратуры РФ разрешать правовые
вопросы, не требующие (иных, кроме
юридических) специальных познаний.

Смешанные
прокурорские проверки
требуют привлечения специалистов
из других различных областей знаний
таких как здравоохранение, экономика,
градостроение, экология и др.

Ведомственные
проверки
– это проверки, осуществляемые различными
ведомствами по поручению органов
прокуратуры РФ.

Взяв
за основу критерия разграничения
проверок проверяемые объекты или
субъекты, проверки, проводимые органами
прокуратуры РФ, различаются на проверки:


проводимые
в единичном поднадзорном объекте,
субъекте;


либо нескольких одновременно.

По
целевому назначению прокурорские
проверки принято разделять на:

Основные
проверки
направлены на выявление нарушений
Конституции РФ, законов действующих на
территории РФ, а также сопутствующих
им обстоятельств-причин и условий,
способствующих данным нарушениям.

Целью
контрольных проверок
является осуществление контроля
за исполнением ранее внесенных
требований прокуроров.

Прокурорами,
участвующими в рассмотрении судами
дел, проводятся проверки законности
правовых актов, выносимых судами, в
основу разграничения которых положен
в качестве критерия виды судебных
инстанций, в которые обращается прокурор
и соответствующие акты прокурорского
реагирования. Указанные проверки
являются ненадзорными. К
ним относятся апелляционные, кассационные,
надзорные и частные проверки.

Конечной
целью проверки
является не только выявление нарушений
закона, но и их устранение. В случае
выявления прокурором нарушений закона,
он обязан принять меры прокурорского
реагирования. На данной стадии проверки
прокурор тщательно изучает собранные
материалы о нарушениях закона и на их
основании готовит акты и другие средства
прокурорского реагирования. Затем
реализует их, то есть направляет
компетентным органам или должностным
лицам для рассмотрения и принятия
необходимых мер, направленных на
устранение нарушений закона и
восстановление законности. При этом
прокурор надзирает за исполнением своих
требований, содержащихся в актах
прокурорского реагирования, сроках
рассмотрения актов и принятых мерах,
то есть осуществляет контроль.

Приведенная
структура прокурорской проверки
применяется при осуществлении надзора
за исполнением законов, соблюдении прав
и свобод человека и гражданина и по
некоторым другим направления прокурорской
деятельности. В других направлениях
структура проверки, как правило, имеет
упрощенный характер. Например, проверка
соблюдения законности расследования
конкретного уголовного дела имеет более
простую структуру, поскольку более узок
предмет проверки (в основном это нормы
УК РФ и УПК РФ), более простая организация
проверки, так как изучение уголовного
дела может производиться в кабинете
надзирающего прокурора.

40.
Полномочия прокуроров по выявлению
правонарушений в сфере надзора за
исполнением законов и законностью
правовых актов: понятие, содержание,
нормативно-правовое регулирование,
условия и порядок применения.

Полномочия
прокурора, реализуемые в данном
направлении прокурорского надзора,
представляют собой
совокупность неразрывных между собой
прав и обязанностей, обусловленную
социальным предназначением надзорной
деятельности прокуратуры, в которой
право прокурора одновременно выступает
и его обязанностью.

В
соответствии с положениями ст. 22—25.1
Закона о прокуратуре, полномочия
прокурора по надзору за соблюдением
Конституции РФ и исполнением
законов подразделяют на следующие
группы:


полномочия по выявлению нарушений
закона (первая группа);


полномочия по реагированию на выявленные
нарушения закона (вторая группа);


полномочия, направленные на предупреждение
нарушений закона (третья группа);

К
первой группе относятся полномочия,
закрепленные ст. 22 Закона о прокуратуре,
в соответствии с которыми прокурор
вправе:

— по предъявлении
служебного удостоверения беспрепятственно
входить на территории и в помещения
поднадзорных объектов (субъектов), иметь
доступ к их документам и материалам,
проверять исполнение законов в связи
с поступившей в органы прокуратуры
информацией о фактах нарушения
закона. Для вхождения на территорию
и в помещения особо режимных (секретных)
объектов прокурору необходимо иметь
соответствующий допуск, дающий право
знакомиться с документами
и иными материалами, содержащими
сведения, отнесенные к государственной
или иным охраняемым законом тайнам
(прохождение процедуры оформления
допуска к документам, содержащим
государственную или иные охраняемые
законом виды тайн, является обязательным
требованием при принятии на службу
в органы прокуратуры);

Больше проверок:  Как узнать регистрационный номер плательщика в Фонде социального страхования (ФСС)?

— требовать
от руководителей и других должностных
лиц поднадзорных органов представления
необходимых документов, материалов,
статистических и иных сведений;
выделения специалистов для выяснения
возникших вопросов: проведения проверок
по поступившим в органы
прокуратуры материалам и обращениям,
ревизий деятельности подконтрольных
или подведомственных им организаций.

Прокурор
вправе истребовать документы и материалы
с грифом «для служебного пользования»,
а также содержащих сведения,
составляющие коммерческую тайну,
информацию медицинского, интимного
и иного характера, не подлежащую
оглашению. Он
вправе истребовать любые документы, материалы
без ограничений:
правовые акты, изданные соответствующим
органом; материалы и акты проверок,
ревизий, обследований; разного рода
разрешения и лицензии; приходно-расходные
документы; справки; статистические
отчеты и др., а также их копии в
необходимом количестве и безвозмездно.

К первой
группе полномочий прокурора относятся
также право:
требовать от поднадзорных субъектов
проведения проверок в связи
с поступившими в орган
прокуратуры материалами и обращениями
или ревизий; вызывать должностных
лиц и граждан в прокуратуру или иное
место своего нахождения для истребования
объяснений по поводу нарушения
закона: проводить прокурорские проверки
исполнения законов или законности
правовых актов.

Ко
второй группе относятся полномочия
прокурора,
закрепленные в

ст. 23—25.1 Закона
о прокуратуре РФ:

— приносить
протесты на противоречащие закону
правовые акты, вынесенные поднадзорным
объектом или субъектом;

— вносить
представления в порядке осуществления
прокурорского надзора с требованием
устранения выявленных нарушений закона;

— освобождать
своим постановлением лиц, незаконно
подвергнутых административному
задержанию на основании решений
несудебных органов;

— выносить
постановление о привлечении лица
к административной ответственности.

Кроме
того, в соответствии с положениями
ст. 25.1 Закона о прокуратуре:
в случае установления сведений
о готовящемся нарушении закона
прокурор объявляет предостережение о
недопустимости нарушения закона.

Соседние файлы в предмете Прокурорский надзор

В связи с многократным увеличением в последнее время случаев обжалвоания действий и решений прокурорских работников в суды, юристами АНО “Глобус” постоянно анализируется законодательство и судебная практика в данной сфере, что позволяет более качественно отстаивать интересы лиц, обратившихся к нам за защитой своих прав.

Прокурорская проверка может быть документарной или выездной. В обоих случаях прокурор (или его помощник, см. Генеральной прокуратуры РФ от 11.01.2016 N 72/1-р-2016) вправе истребовать необходимые ему документы, материалы, статистические и иные сведения (, 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре). Если документы для изучения запрашиваются в преддверии выездной проверки, то прокурорам запрещено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место (Приказа N 195).

В любом случае прокурору запрещено требовать предоставления документов (их копий), материалов и сведений:

– которые официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте органа или организации, если создание такого сайта предусмотрено ее учредительными документами (абз. 3 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре). Если прокурор запросил именно такие документы, то в ответе на запрос следует указать, в каком СМИ или на какой веб-странице опубликованы документы, и актуальны ли они на момент запроса (п. 2.4 ст. 6 Закона о прокуратуре);

– которые могут быть получены у других госорганов или из открытых источников (абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П);

– которые уже передавались в прокуратуру в связи с ранее проводимой проверкой (абз. 3 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре, абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П). Если прокурор запросил именно такие документы, то в ответе на запрос следует указать сведения о проверке, в рамках которой передавалась запрошенная информация, и ее актуальность (п. 2.4 ст. 6 Закона о прокуратуре);

– которые проверяемое лицо не обязано иметь в соответствии с законодательством (абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П;

– которые выходят за пределы конкретной проверки (абз. 2 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре, абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П, абз. 2 п. 15 Приказа N 195).

При этом, согласно закону, некоторые из документов, которые прокурор не может запрашивать (из “прошлой” проверки и официально опубликованные), проверяющие лица все же обязаны ему предоставить, если требования прокурора обусловлены необходимостью проведения исследований для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки, либо наличием ЧС или угрозы причинения вреда жизни или здоровью, имуществу, окружающей среде, безопасности государства (п. 2.5 ст. 6 Закона о прокуратуре). Отметим, однако, что сформулированный в N 2-П запрет на требование документов и информации не предполагает подобных изъятий.

Прокуратуре также запрещено требовать от проверяемого лица формировать те документы, которые не имелись на момент предъявления требования (абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).

Срок предоставления истребуемых документов будет указан в требовании (запросе). Если же нет, то документы нужно предоставить прокурору в течение двух рабочих дней с момента поступления требования, если проводится проверка в рамках за исполнением законов, и пяти рабочих дней – если это проверка в рамках за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Если проверка приостановлена, то те документы и материалы, которые были изъяты непосредственно у проверяемого лица (а не запрошены у третьих лиц), возвращаются проверяемому лицу . исключения составляют случаи, когда изъятые материалы используются для решения вопроса об уголовном преследовании или для проведения исследований, результаты которых могут повлиять на выводы проводимой проверки (п. 10 ст. 21 Закона о прокуратуре).

В выпуске «Прокурорского надзора» читайте материалы о деятельности органов прокуратуры по защите гражданских прав и борьбе с преступностью.

Погорельцам предоставлено благоустроенное жилье

Прокуратура Алданского района провела проверку по обращению местной жительницы о нарушении жилищных прав.

Установлено, что семьей заявительницы в результате пожара утеряно единственное жилье, которое они занимали по договору социального найма. При этом администрацией г. Алдан взамен утраченного жилья семье с малолетним ребенком предоставлена квартира в аварийном доме, условия проживания в котором не соответствовали требованиям безопасности.

Прокуратура внесла главе муниципалитета представление, впоследствии обратилась с иском в суд о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить семье по договору найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям.

Судом требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме. В настоящее время семье предоставлена благоустроенная квартира, отвечающая установленным требованиям, их права восстановлены.

Дети-сироты обеспечены жилыми помещениями

Прокуратура Чурапчинского района провела проверку соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот.

Установлено, что 6 молодых людей, проживающие на территории района, состоят на учете лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.Однако вопреки требованиям закона, при наличии выделенной субсидии из бюджета республики на обеспечение их жильем, муниципалитетом надлежащие меры по приобретению им жилых помещений не приняты.

В целях защиты прав сирот прокуратура внесла главе Чурапчинского района представление. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования 6 лицам из числа детей-сирот предоставлены, отвечающие установленным требованиям, жилые помещения, их права восстановлены.

Проверка органов местного самоуправления и приказ Генерального прокурора России от 10.10.2022 N 581
«Об осуществлении прокурорского надзора и осуществлении прокурорами иных полномочий в сфере борьбы с коррупцией»

Прокуратура защитила права пенсионера

Прокуратура Олекминского района провела проверку по обращению пенсионера о нарушении его жилищных прав.

Установлено, что заявитель, в соответствии с требованиями закона, имеет право на приватизацию жилого помещения, однако с 2015 года данное право в связи с бездействием администрации города Олекминск им не реализовано. Прокуратура обратилась с иском в суд о возложении на администрацию муниципального образования обязанности передать в собственность пенсионера жилое помещение.

Суд удовлетворил заявление прокурора в полном объеме.

Бухгалтер совершила хищение денежных средств

Прокуратура Кобяйского района утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении местной жительницы. Она обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном и особо крупном размерах).

Уголовное дело возбуждено по материалам проверки прокуратуры.По версии следствия, обвиняемая, занимая должность бухгалтера МБУ «Централизованная бухгалтерия» Кобяйского района, используя свое служебное положение, совершила хищение денежных средств со счетов 3 дошкольных образовательных учреждений путем перечисления их на свои лицевые счета. Общая сумма причиненного ущерба составила более 1,9 млн рублей.

После утверждения обвинительного заключения уголовное дело направлено прокуратурой в суд для рассмотрения по существу. По требованию прокуратуры в ходе следствия наложен арест на имущество обвиняемой в целях возмещения причиненного преступлением ущерба.

В суд направлено уголовное делов отношении бывшего главы района

ПрокуратураРС (Я) утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего главы Анабарского национального (долгано-эвенкийского) района. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 6 ст. 290 (получение главой органа местного самоуправления взяток в особо крупном размере) и ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление главой органа местного самоуправления должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия).

Уголовное дело возбуждено по материалам проверки прокуратуры республики, УЭБиПК МВД по РС (Я) и Следственного управления СК России по РС (Я).

Больше проверок:  Назначен прокурор бутырской межрайонной прокуратуры

По версии следствия, обвиняемый, состоя в должности главы района, получил от руководителей коммерческих организаций взятки в виде денег и оказания ему услуг имущественного характера по строительству индивидуального жилого дома за заключение муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений и нежилых зданий, а также принятие и оплату выполненных работ.Общая сумма полученных взяток составила порядка 12 млн рублей.

Кроме этого, обвиняемый, используя свое должностное положение, незаконно распорядился средствами бюджета муниципального района в размере 29 млн рублей, часть из которых получил в виде субсидии на улучшение жилищных условий, остальные денежные средства использованы им на незаконное приобретение, за счет средств бюджета, жилого помещения у близких родственников.

Уголовное дело направлено прокуратурой республики в Якутский городской суд для рассмотрения по существу.В ходе следствия наложен арест на имущество обвиняемого в размере более 44 млн рублей.

В целях возмещения причиненного бюджету Анабарского района ущерба, прокуратурой республики к обвиняемому предъявлен иск на сумму 29 млн рублей, также на рассмотрении суда находится иск прокуратуры республики об обращении имущества и имущественных прав названного лица и членов его семьи в доход государства на сумму свыше 74 млн рублей.

Случай в «Хотун Мааччыйа»: уголовное дело направлено в суд

Прокурор Мегино-Кангаласского района утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении местного жителя. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).Уголовное дело возбуждено по материалам проверки прокуратуры.

Проверка органов местного самоуправления и приказ Генерального прокурора России от 10.10.2022 N 581
«Об осуществлении прокурорского надзора и осуществлении прокурорами иных полномочий в сфере борьбы с коррупцией»

По версии следствия, 18.07.2022 на пляже, расположенном в местности «Хотун Мааччыйа» на территории Жанхадинского наслега, обвиняемым, с целью привлечения большего количества посетителей, приобретен и установлен на небезопасной глубине воды водный аттракцион «Шаттл», без соответствующей эксплуатационной документации и заводской инструкции. В результате при спуске в воду с вышеуказанного надувного водного аттракциона, установленного в озере на небезопасной глубине, посетитель пляжа, ударившись о твердую поверхность дна водного объекта, получил травму, повлекшую причинение тяжкого вреда здоровью.

Проверка органов местного самоуправления и приказ Генерального прокурора России от 10.10.2022 N 581
«Об осуществлении прокурорского надзора и осуществлении прокурорами иных полномочий в сфере борьбы с коррупцией»

После утверждения обвинительного заключения уголовное дело направлено прокурором района в суд для рассмотрения по существу.

Марианна РОЖИНА, старший помощник прокурора

республики по взаимодействию со СМИ

орядок проведения плановых и внеплановых выездных (в т.ч. документальных) проверок определен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В нем детально регламентированы все проверочные действия, законодательно дано определение проверки как мероприятия по контролю. Закон устанавливает четкую классификацию видов проверок. При этом для каждой из них определены основания и порядок проведения.

Если ранее орган государственного контроля (надзора) мог по собственному усмотрению назначать проведение любого вида проверок, то теперь установлено разделение возможности организации и проведение проверок в зависимости от вида контроля (надзора).

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

– истечение срока исполнения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда и причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

– поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

– требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Руководитель организации вправе запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующим в ее проведении. Эти сведения предоставляются для подтверждения полномочий лиц, осуществляющих проверочные мероприятия. При необходимости можно связаться с организацией, из которой прибыл проверяющий, и уточнить, работает ли он в указанной должности в этой организации.

Пункт 1 ст. 21 Закона предоставляет право руководителю или предпринимателю, а также иному уполномоченному лицу присутствовать при проведении проверки и давать объяснения по возникающим вопросам. Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 18 Закона. В ней установлено, что проверяющие не должны препятствовать руководителю организации присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения.

Руководитель организации имеет право ознакомиться с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, которые юридическое лицо использует при осуществлении деятельности. Проверяемое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязано предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки (ч. 5 ст. 12 Закона).

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных ст. 20 Закона, не могут являться доказательствами нарушения хозяйствующим субъектом обязательных требований, установленных правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Вместе с тем положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора , налогового контроля, оперативно-розыскных мероприятий , проведении предварительного следствия и в других случая, установленных ч. 3 ст. 1 Закона.

Более того, Законом конкретно определены позиции прокурора по обеспечению надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора).

На органы прокуратуры возложены функции по согласованию проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса, а также формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок контролирующими органами федерального, регионального и муниципального уровней.

27 марта 2017

Внесены изменения в закон о прокуратуре Российской Федерации

С целью установления сроков проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а также исполнения проверяемыми органами требований прокурора 7 марта 2017 года принят Федеральный закон № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Учитывая длительные сроки обновления правовых программ в отдельных муниципальных образованиях, представляем новую редакцию статьей 6 и 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 07.03.2017 № 27-ФЗ).

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

2.1. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора.

2.2. Сроки представления информации, документов и материалов или их копий, указанные в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, не распространяются на случаи исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных статьями 30 и 33 настоящего Федерального закона.

2.3. Прокурор не вправе требовать у органа (организации):

информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;

информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее – официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

2.4. В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 2.3 настоящей статьи, орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.

2.5. Проверяемый орган (организация) обязан представить указанные в абзаце третьем пункта 2.3 настоящей статьи информацию, документы и материалы или их копии при получении требования прокурора, связанного:

Больше проверок:  График что проверяют и надо ли платить

с необходимостью проведения исследования, испытания, специальной экспертизы для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки;

с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 21. Предмет надзора

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.

12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:

по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Статья 19.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Так, состав данного административного правонарушения образуют действия вышеуказанных органов, которые нарушают требования законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившиеся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

К примеру, проведенными проверочными мероприятиями пркоуратурой района было установлено, что органом муниципального контроля – администрацией МО «Город Олекминск» в отсутствие законных оснований, предусмотренных ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» инициированы проверочные исполнения правил благоустройства территории в отношении 2 индивидуальных предпринимателей.

По результатам незаконной проверки индивидуальным предпринимателям выданы предписания об устранении нарушений, составленные в отсутствие акта проверки и ознакомления предпринимателей с ее результатами.

В целях устранения выявленных нарушений, прокуратурой района в отношении должностного лица, проводившего проверку вынесено постановление по ст. 19.6.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого мировым судей должностному лицу назначено административное наказание, по представлению прокурора незаконные предписания отменены.

Таким образом, предпринимателям необходимо знать, что в статье 21 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» изложены права предпринимателей и юридических лиц при проведении проверок, к которым в том числе, относится подписание акта проверки, ознакомление с результатами проверочных мероприятий а также порядок обжалования результатов проверки.

При этом необходимо отметить, что положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются при осуществлении прокурорского надзора.