Проверка соблюдения учреждениями требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд – один из видов проверок, проводимых контрольно-счетной палатой. Целью ее осуществления является предупреждение и выявление нарушений закупочной деятельности. В материале осветим отдельные вопросы такой проверки.
Экономика
11 фев 2020, 00:00
Счетная палата в 2020 году изменит подход к проверкам: они будут проводиться исходя из проблемных областей или нуждающихся в подтверждении гипотез. Аудиторы проверят эффективность льгот для ТЭК, борьбу с ВИЧ и доступность лекарств
Счетная палата подготовила план проверок на 2020 год. Среди приоритетов аудиторов будет контроль за достижением национальных целей из майского указа президента, говорится в плане мероприятий, с которым ознакомился РБК. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин возьмет под личный контроль анализ достижения цели по росту реальных доходов и пенсий, а также по снижению уровня бедности в стране.
Заместитель главы Счетной палаты Галина Изотова займется аудитом расходования бюджетных средств на организацию первичной медико-санитарной помощи, включая проверку доступности лекарств, а также проанализирует эффективность мер по организации медицинской помощи ВИЧ-инфицированным с 2018 года. Объектом проверки станет Минздрав. По официальным данным, в России живет более 1 млн людей с ВИЧ. В федеральном регистре больных ВИЧ-инфекцией есть данные о 896 тыс. человек, из них антиретровирусную терапию получают более 510 тыс.
Соблюдение требований к обоснованности закупок
Частью 4 ст. 93 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, указанных в п. 3 – 5 (при осуществлении закупки товара на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93), 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч. 1, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) определяется в соответствии с нормами ст. 22 Закона о контрактной системе.
В ходе проверки проверяющие обращают внимание:
а) на применение метода определения НМЦК;
б) на наличие в контракте обоснования НМЦК (в случаях, когда это необходимо по нормам Закона о контрактной системе).
В акте проверки может быть отмечено:
Заказчиком в отчетном периоде осуществлены закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием и электронного аукциона на сумму 9 000 000 рублей. По 9 закупкам при формировании начальной максимальной цены контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). На основании ст. 22 Закона о контрактной системе Заказчиком запрошена ценовая информация (коммерческие предложения) о стоимости услуг в соответствии с Техническим заданием от 5 поставщиков, анализ цен проведен на основе 3 ценовых предложений.
Также заказчиком в 2020 году производились закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании п. 4, 5 ст. 93 Закона о контрактной системе, согласно ч. 4 ст. 93 обоснование начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не требуется.
Нарушений в ходе проведения проверки не допущено.
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату в России появился институт прокурорского надзора.
С тех пор наше государство претерпело немало реформ и изменений, однако прокуратура неизменно занимала уникальное положение в его структуре, а прокуроры всегда стояли на страже законности.
В данной рубрике представлены материалы, посвященные истории органов прокуратуры с эпохи Петра I и до наших дней.
Уникальная возможность ознакомиться с экспонатами выставки, которая располагается в здании Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Большой Дмитровке. На выставке представлено форменное обмундирование прокуроров начиная с эпохи Петра I и до наших дней. Кроме того, в музее собрана уникальная коллекция знаков отличия и поощрения прокурорских работников, а также подлинных документов (заявления, приговоры, протесты, уголовные дела).
В виртуальной «Книге памяти» собраны данные обо всех ветеранах Великой Отечественной войны – работниках Центрального аппарата Генеральной прокуратуры СССР. Мы должны помнить их имена! И хранить правду – о священной войне, о цене Победы, о великом Подвиге и беззаветной доблести, высочайшем патриотизме и силе духа!
Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
Великая Отечественная война закончилась 76 лет назад. Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Наш народ противостоял мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооружённого противника — нацистской Германии и её союзников. Мы выстояли и победили. Наша задача — сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, невероятной любовью к Родине обеспечил нам мир, свободу и независимость. Мы помним свою историю и гордимся ею!
В феврале 2018 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации и «Международный детский центр «Артек» заключили договор о сотрудничестве. Взаимодействие будет реализовываться путем внедрения в образовательную программу «Артека» дополнительной тематической общеразвивающей программы «Юный правозащитник». В ней будут участвовать дети, успешно прошедшие конкурсные процедуры и рекомендованные к зачислению на основании рейтинга достижений, определенных автоматизированной информационной системой «Путевка».
Федеральный государственный пробирный надзор – это надзор за соблюдением обязательных требований в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Данный надзор, за исключением постоянного надзора в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, осуществляет Федеральная пробирная палата.
Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015.
В рамках федерального государственного пробирного надзора Федеральная пробирная палата:
- проводит плановые и внеплановые проверки контролируемых лиц;
- проводит профилактические мероприятия;
- осуществляет постоянный надзор в отношении аффинажных организаций.
Проведение проверок
Существуют плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки проводятся в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной им категории риска. Для лиц с чрезвычайно высокой категорией риска плановые проверки проводятся не реже раза в год; для лиц с высокой категорией риска – не реже раза в два года; для лиц со средней категорией риска – не реже раза в три года. Плановые проверки в отношении лиц с низкой категорией риска не проводятся.
План проверок ежегодно утверждается Генеральной прокуратурой.
Внеплановая проверка проводится, если контролируемое лицо не было включено в план проверок, но наступило основание для проведения проверки. Внеплановые проверки также подлежат согласованию с Генеральной прокуратурой.
По итогам проверки в случае выявления нарушений обязательных требований контролируемому лицу может быть выписан штраф либо выдано предписание об устранении нарушений.
В случае несогласия с принятым решением контролируемое лицо вправе обжаловать его в порядке, установленном Федеральным законом № 248-ФЗ.
Положения и документы
Счетная палата признала деятельность территориального управления Росимущества по Москве неэффективной по итогам проверки работы в 2020-2021 годах. По оценке аудиторов, надлежащий учет объектов федерального имущества в столице не ведется, достоверные сведения об их количестве и стоимости отсутствуют. Так, палата выявила расхождения в оценке госактивов в 1 трлн рублей
Счетная палата признала неэффективной работу территориального управления Росимущества в Москве в 2020-2021 годах. Все критерии эффективности деятельности управления или являются отрицательными в связи с выявленными нарушениями и недостатками, или не могут быть определены из-за отсутствия данных, приводятся слова аудитора Андрея Батуркина в сообщении пресс-службы Счетной палаты.
По оценке аудиторов, надлежащий учет и контроль объектов федерального имущества не велся, достоверные сведения об их количестве и стоимости отсутствуют,а условия для максимального вовлечения имущества в хозяйственный оборот не созданы. По данным Батуркина, на начало 2022 года в реестре федерального имущества числилось 6 049 объектов казенного недвижимого имущества казны, а в бюджетном учете управления – 6 262 объекта.
«Расхождения выявлены и по стоимости объектов. Так, если в реестре активы оцениваются на 708 млрд рублей, то в бюджетной отчетности управления – на 1,7 трлн рублей», — рассказал Батуркин, выступая на коллегии Счетной палаты. Информация о количестве и стоимости объектов федерального имущества, отраженная в балансе управления, не подтверждается данными бюджетного учета и расходится с данными реестра федерального имущества и других учетных информационных систем (ГИС ЕСУГИ, ЕГРН).
«Уже после завершения проверки Управление исключило из реестра информацию почти о 400 объектах недвижимого имущества, не являющихся собственностью Российской Федерации, а также почти 700 дублирующих карточек учета», — рассказал Батуркин. Ведомство пропускало сроки взыскания задолженности по арендным платежам и не выставляло требования о ее уплате.
Увеличению доходов не способствовало передача имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление, а также использование федерального имущества юрлицами при отсутствии правовых оснований и на безвозмездной основе. После проверки и в ее ходе управление выявило 51 объект, который можно вовлечь в хозяйственный оборот, а на сайте Росимущества появилась информация о торгах по нескольким объектам, сообщил аудитор.
В Росимуществе газете «Коммерсантъ» сообщили, что на конец 2022 года расхождения по итогам сверки данных из РФИ и данных бюджетного учета по Москве отсутствуют — они устранены. Но исправления не отражаются в документах прошлых периодов, которые изучает Счетная палата. В ведомстве рассказали о специфике работы в Москве: не все объекты могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, они нужны для размещения федеральных органов власти.
По словам главы Росимущества Вадима Яковенко, в план приватизации включаются только не востребованные федеральными структурами объекты. Но плановые показатели ведомство выполняет: доходы от сдачи в аренду земли и недвижимости оцениваются в 11,1 млрд рублей за последние три года; агентство заключило 190 новых договоров аренды с дополнительным доходом в 900 млн рублей, а продало 40 объектов на 1,1 млрд рублей.
Расхождение оценки объектов в федеральном реестре и в отчетах управления Росимущества по Москве приблизилось к ₽1 трлн, указала Счетная палата. Ответственность за данные об объектах несут их владельцы, говорят в Росимуществе
Счетная палата признала неэффективной деятельность территориального управления Росимущества в Москве по управлению государственным имуществом по итогам его проверки за 2020–2021 годы. Об этом говорится в 43-страничном отчете Счетной палаты, подписанном аудитором Андреем Батуркиным, копия которого есть у РБК.
«Все критерии эффективности деятельности управления или являются отрицательными в связи с выявленными нарушениями и недостатками, или не могут быть определены из-за отсутствия соответствующих данных. Таким образом, деятельность управления признана неэффективной», — заявил Батуркин на коллегии Росимущества 28 октября 2022 года (его слова передала пресс-служба).
Надлежащий учет и контроль объектов федерального имущества не ведется, достоверные сведения об их количестве и стоимости отсутствуют, условия для максимального вовлечения имущества в хозяйственный оборот не созданы, поясняет пресс-служба. Так, проверка Счетной палаты показала, что московское управление Росимущества не соблюдало правила бухгалтерского учета и не проводило инвентаризацию находящихся в его ведении объектов федерального имущества. В итоге, указал аудитор, информация о количестве и стоимости объектов федерального имущества, отраженная в балансе управления, не подтверждается данными бюджетного учета и расходится с данными Реестра федерального имущества (РФИ) и иных учетных информационных систем (Единой системы управления государственным имуществом, Единого государственного реестра недвижимости). На 1 января 2022 года в РФИ числилось 6049 объектов недвижимого имущества казны, а в бюджетном учете московского управления — 6262 объекта, указал Батуркин.
Расхождения выявлены и по стоимости объектов. Так, если в федеральном реестре активы оцениваются на 708 млрд руб., то в бюджетной отчетности управления — на 1,7 трлн руб.
Одним из основных факторов, негативно влияющих на формирование информации о количестве и стоимости активов казны, являются нарушения при ведении РФИ, отмечает пресс-служба Счетной палаты. Как показала проверка, в этом реестре зачастую указывались недостоверные сведения о стоимости объектов, дублировались данные или учитывались объекты с несуществующими адресами. «Также управление не соблюдало установленные сроки внесения информации в реестр и не исключало из него выбывшие из федеральной собственности объекты. В результате ряд числящихся в РФИ объектов казны фактически не являются собственностью Российской Федерации», — добавили там.
«Таким образом, в настоящее время Реестр не является качественным источником данных о федеральном имуществе, а выписки из него не несут достоверной информации при совершении сделок с имуществом, — предупредил аудитор Счетной палаты. — Уже после завершения проверки управление исключило из реестра информацию почти о 400 объектах недвижимого имущества, не являющихся собственностью Российской Федерации, а также почти 700 дублирующих карточек учета».
Учет федерального имущества и ведение его реестра осуществляются в соответствии с требованиями положения об учете и о контроле использования федерального имущества и целого ряда ведомственных и межведомственных нормативных правовых и иных актов, парирует представитель Росимущества. В соответствии с этим документом ответственность за предоставление информации об объектах недвижимого и движимого имущества к учету в реестре федерального имущества возложена на правообладателей, указывает он. А на территориальные органы Росимущества возложена обязанность по проведению экспертизы сведений и документов, представленных правообладателями для учета в реестре, а также по обеспечению ведения реестра, его актуальности и полноты. «Реестр федерального имущества является динамической системой, что накладывает значительную нагрузку на сотрудников территориальных органов Росимущества. Следствием такой динамики, очевидно, являются и перманентно возникающие расхождения данных об объектах федерального имущества у правообладателей и в реестре», — заключил представитель ведомства.
Однако, по данным Счетной палаты, московское управление Росимущества также «ненадлежащим образом» осуществляло и полномочия администратора доходов бюджета: пропускало сроки взыскания задолженности по арендным платежам и не выставляло требования о их уплате, нарушало сроки начисления доходов будущих периодов и возврата в бюджет излишне уплаченных платежей. Как следствие, это приводило к недопоступлению средств в федеральный бюджет. Проверка также показала, что приоритетным видом управления имуществом является его передача в хозяйственное ведение или оперативное управление, что не способствует увеличению доходов бюджета. Более того, выявлены факты использования федерального имущества юрлицами «при отсутствии правовых оснований» и на безвозмездной основе. При этом свободные объекты казны в коммерческий оборот не вовлекаются, соответствующие для этого условия не созданы. «За 2020–2021 годы управление не заключило ни одного договора аренды зданий и помещений. Сведения о свободных объектах не публиковались, соответственно, у заинтересованных лиц (потенциальных арендаторов) не было доступа к данной информации», — утверждает Батуркин.
Глава Росимущества Вадим Яковенко напоминает, что документом стратегического планирования для ведомства является госпрограмма Минфина «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», участником которой она является с 2020 года. «Росимуществом достигнуты плановые значения всех показателей госпрограммы как в 2020–2021 годах, так и в 2022 году, в том числе по показателю, предусматривающему вовлечение имущества казны в хозяйственный оборот», — подчеркнул чиновник (его слова привела пресс-служба). В частности, несмотря на замечание Счетной палаты, территориальное управление Росимущества в Москве обеспечило поступление доходов от сдачи в аренду земельных участков и объектов недвижимого имущества государственной казны в размере 11,1 млрд руб. за 2020–2022 годы (в 2020 году — 2,7 млрд руб., в 2021-м и 2022-м — по 4,2 млрд руб.), таким образом достигнуты установленные показатели, указал он.
В 2019–2022 годах московское управление заключило 190 новых договоров аренды земельных участков, что привело к увеличению арендной платы на 933,84 млн руб.; в ходе приватизации реализовано 40 объектов казны на 1,1 млрд руб., рассказал Яковенко. Росимущество «в инициативном порядке» в конце 2021 года также включило мероприятия по инвентаризации федерального имущества казны в план деятельности на 2022 год и плановый период 2023–2027 годов, утвержденный Минфином, добавил он.
Счетная палата по итогам проверки за три года выступила с критикой деятельности Корпорации МСП. Институт мало влияет на развитие малого бизнеса в России, но перевыполняет KPI и платит завышенные зарплаты, считают аудиторы
Счетная палата проверила институт развития — АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) — за период 2018–2020 годов (при необходимости — более ранние периоды), когда корпорацией руководил Александр Браверман (перешел на работу в госкорпорацию ВЭБ.РФ в декабре 2020 года). Прогресс сектора малого бизнеса в России за это время неутешителен, а Корпорация МСП повлияла на развитие сектора незначительно, заявил по итогам проверки аудитор Счетной палаты Данил Шилков (его слова приводятся в тематическом бюллетене Счетной палаты, есть у РБК).
Акционерами Корпорации МСП являются государство (в лице Росимущества, 72%) и ВЭБ.РФ (28%). Институт участвует в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» (МСП), выполняет функции бэк-офиса Минэкономразвития, выступает как системный интегратор мер поддержки МСП.
Низкий охват МСП господдержкой
Долгосрочной стратегии у Корпорации МСП не было и нет, указывают аудиторы, а наиболее актуальный для нее целевой показатель — доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле (прописан в правительственной Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года) — хронически недовыполняется. Его фактическое значение за 2018 год составило 15% (при плане 19%), за девять месяцев 2020 года — 10% (при плане 20% на весь 2020 год), пишет Счетная палата. Корпорация участвует в Национальной гарантийной системе (НГС) для малого бизнеса — выдает гарантии и поручительства, для того чтобы банки соглашались предоставлять беззалоговые кредиты малым предпринимателям. Как подсчитали аудиторы, количество поддержанных за пять с половиной лет в рамках НГС субъектов МСП составило менее 1% от их общего среднегодового количества, исходя из единого реестра малого бизнеса.
Государство уделяет недостаточно внимания проблемам малых предпринимателей, поскольку их деятельность менее производительна по сравнению с крупным бизнесом, считает Шилков. План по увеличению вклада малого и среднего бизнеса до 32,5% в ВВП к 2024 году, как предусматривала предыдущая версия нацпроекта по малому бизнесу (по итогам 2019 года — около 21%), выглядит нереализуемым, констатирует аудитор. Охват сектора МСП мерами господдержки неудовлетворительный, и Счетной палате следовало сосредоточиться на выяснении вопроса, «почему компании МСП, неизменно называющие доступ к финансированию одной из ключевых проблем, не могут или не хотят воспользоваться такой возможностью через механизмы Корпорации МСП», заявил для бюллетеня президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.
Хотя Корпорация МСП является коммерческой организацией, извлечение прибыли не установлено в качестве ее основной цели (в 2020 году получила чистую прибыль 139 млн руб. после убытка 801 млн руб. годом ранее, следует из данных ФНС). По оценкам Счетной палаты, возможность нести убытки и запас финансовой прочности позволяют корпорации нарастить объемы гарантийной поддержки, поскольку объем фактических выплат по гарантиям, которые пришлось ей сделать в 2016–2020 годах, составил лишь 1,8% от общего объема выданных гарантий — при том что изначально для нее прогнозировался уровень потерь при дефолтах заемщиков в 4,6–5,8%.
Одним из аспектов проверки стали средние зарплаты в Корпорации МСП, которые, по данным Счетной палаты, в 2018–2020 годах составили около 380 тыс. руб. в месяц (без учета членов правления). Это в два раза больше, чем средняя зарплата в финансовой и страховой сферах по Москве, указывают аудиторы. С учетом членов правления средние зарплаты в Корпорации МСП составили около 600 тыс. руб., а средняя зарплата самих членов правления корпорации в 2018–2020 годах была на уровне 3,2–3,4 млн руб. в месяц. Правление компании на конец 2020 года состояло из девяти человек.
Принимая во внимание приход нового руководства (новым гендиректором в конце 2020 года был назначен Александр Исаевич), «можно подумать о том, чтобы скорректировать принципы определения размера вознаграждения ее руководящего состава», считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, входящий в совет директоров Корпорации МСП. Коммерческие компании обычно стараются держать средние зарплаты в 40–75% среднеотраслевого уровня (но никак не 200%), чтобы избежать как неоправданной переплаты, так и ухода квалифицированных сотрудников к конкурентам, отметил Шаронов.
Браверман передал РБК через пресс-службу ВЭБа, что зарплаты в корпорации устанавливались советом директоров, в который входили все представители крупнейших деловых ассоциаций, на основании Общеиндустриального обзора заработных плат и компенсаций 2015 года (Москва), подготовленного Ernst & Young, и Обзора оплаты труда по Москве в 2015 году от PwC. «Заработная плата работников Корпорации сопоставима со средней заработной платой в финансовом секторе», — утверждает Браверман.
Ключевые показатели эффективности (KPI) Корпорации МСП установлены на слишком легкодостижимом уровне, отмечает Счетная палата. Практически по всем индикаторам зафиксировано перевыполнение плановых значений, во многих случаях значительное — от 500 до 9000%.
Еще один недостаток, на который указывают аудиторы: в 2018–2020 годах гарантии и поручительства на сумму по крайней мере 3,62 млрд руб. были предоставлены формальным субъектам МСП, входящим в группы компаний крупного бизнеса. Это не должно удивлять, говорит директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС Степан Земцов: контролировать это сложно, даже в США с их институтами общественного контроля около двух третей всех госзакупок, выделяемых для малого бизнеса, в итоге выполняются фирмами, связанными так или иначе с крупными корпорациями.
Гарантийная поддержка или поручительства предоставлялись субъектам малого бизнеса исключительно на основе их включения в Единый реестр субъектов МСП, заявил РБК Браверман. Что касается заниженных, по оценке Счетной палаты, KPI, они устанавливались советом директоров Корпорации и в период с 2016–2020 годов по инициативе правления изменялись в сторону увеличения более 15 раз, указал экс-глава корпорации. В подтверждение его комментариев пресс-служба ВЭБ.РФ переслала в редакцию более двух десятков документов Федеральной налоговой службы и Казначейства.
Счетная палата выпустила следующие предложения и рекомендации для Корпорации МСП:
В Корпорации МСП прокомментировали выводы Счетной палаты так: «При разработке новой стратегии развития корпорации, осуществляемой в рамках реформирования институтов развития при координации ВЭБ.РФ и Минэкономразвития России, акцент будет сделан на увеличении количества компаний МСП, получивших поддержку». Объемы финансовой помощи малому бизнесу уже растут: в первом квартале 2021 года поддержка в рамках НГС увеличилась на 38% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, до 123,5 млрд руб. В ответ на запрос бизнеса Корпорация МСП разрабатывает и качественно новые форматы нефинансовой поддержки, указали в компании.
Соблюдение сторонами сроков оплаты своих обязательств по контракту
В силу ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, когда иной срок оплаты установлен законодательством РФ, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также определен ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.
К сведению: с 1 января 2022 года действует новая редакция ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, которой установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупки по которому размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке по которому направлены с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней. С 1 января 2023 года такой срок должен быть не более десяти рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе. Исключения составляют случаи, когда иной срок оплаты установлен законодательством РФ, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, когда оформлен документ о приемке без использования единой информационной системы, при котором срок оплаты должен составлять не более тридцати дней с даты подписания документа, а также случай, указанный в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.
При проверке ревизоры устанавливают, соблюден ли заказчиком установленный контрактом срок оплаты поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, выполнены ли заказчиком и исполнителем обязательства по контракту.
Например, может возникнуть такая ситуация. В ходе проверки условий договоров по принятым обязательствам со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть выявлено, что исполнитель допустил просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт лестниц в здании спального корпуса государственного бюджетного учреждения». Заказчик направил в адрес исполнителя требование об уплате неустойки, соответствующая информация размещена в реестре контрактов в ЕИС. На момент проведения проверки требование об оплате неустойки исполнителем не исполнено. В этом случае ревизоры могут рекомендовать заказчику взыскать неустойки в судебном порядке.
Проверка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок
Согласно ч. 7 ст. 16 Закона о контрактной системе план-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями указанной статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.
При проведении проверки ревизоры изучают:
а) наличие утвержденного плана-графика на проверяемый период. Согласно п. 6 ст. 16 Закона о контрактной системе план-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
б) соблюдение срока размещения плана-графика на сайте в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС). Отметим, что в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2019 года ст. 17 и 21 Закона о контрактной системе на сегодняшний день срок размещения в ЕИС плана-графика не определен. Однако ответственность за его нарушение предусмотрена ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ: установлен штраф в размере от 5 до 30 тыс. руб. Полагаем, что в настоящее время применить ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ не получится.
Соблюдение максимального лимита закупок исходя из совокупного годового объема
В ходе проверки проверяющие устанавливают, правильно ли определен объектом контроля совокупный годовой объем закупок и соблюден ли максимальный лимит закупок в отношении того либо иного способа размещения заказа (предельный размер процентного соотношения к совокупному годовому объему закупок). Например, осуществлять закупки путем проведения запроса котировок заказчик вправе при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ст. 72 Закона о контрактной системе). Одним из условий размещения закупок у единственного поставщика является размещение закупки на сумму, не превышающую 600 тыс. руб., если закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать 2 млн руб. или 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн руб.
Организация контрактной службы объектом контроля в проверяемом периоде
В соответствии со ст. 38 и п. 23 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе):
- заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным);
- в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий).
Кроме того, ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по закупкам путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При проведении проверки ревизоры обращают внимание на наличие лиц, занимающихся закупками, контрактного управляющего. Например, в ходе проверки может быть установлено, что не все сотрудники из состава контрактной службы имеют высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Нарушения на миллиарды
Ежегодно Счетная палата выявляет нарушения на сотни миллиардов рублей, в 2019 году эта сумма составила 804 млрд руб., сообщил ранее Кудрин. А ущерб от коррупции в России, по оценке главы Счетной палаты, измеряется триллионами рублей. Кудрин заявил, что сейчас Счетная палата разрабатывает новые методы, которые позволят доказать или опровергнуть факт коррупции и предоставить правоохранительным органам более подробные материалы по итогам аудиторских проверок.
Госкомпании и ЦБ
С 2020 года Счетная палата начнет проверять эффективность не только головных структур госкомпаний, но и их дочерних предприятий. Аудиторы будет оценивать решения наблюдательных советов, качество корпоративного управления и всю систему госзакупок.
- Согласно плану мероприятий, проверки в текущем году пройдут в «Газпроме», «Роснефтегазе», «Ростехе», а также «Росатоме», «Россетях», «Ростелекоме» и «Почте России».
- В рамках аудита Росавтодора Счетная палата проверит расходование бюджетных средств (в том числе из Фонда национального благосостояния) на строительство в Подмосковье Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).
Аудиторы запланировали анализ деятельности ВЭБ.РФ и курируемых им институтов развития — ДОМ.РФ, Корпорации по развитию МСП (малого и среднего предпринимательства), а также Российского экспортного центра.
Счетная палата также намерена проанализировать политику ЦБ с 2014 по 2020 год в части управления золотовалютными резервами в рамках обеспечения макроэкономической стабильности, национальной экономической безопасности и обеспечения вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира.
Соблюдение требований к содержанию условий контракта (договора)
Ревизоры при проведении проверки изучают условия заключенных контрактов на предмет их соответствия нормам ст. 34 Закона о контрактной системе. Любой контракт должен содержать соглашение сторон по всем существенным условиям. К их числу относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Статьей 34 Закона о контрактной системе установлено, в частности, следующее:
1. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
2. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом:
а) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней);
б) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Ревизоры при проведении проверки устанавливают, соблюдены ли заказчиком в проверяемом периоде требования вышеуказанных норм при заключении контрактов (договоров).
Новый подход к проверкам
Аудиторы скорректировали подход к планированию проверок, применив риск-ориентированный подход, отмечается в материалах ведомства. Теперь контрольные мероприятия планируются исходя из проблемных областей и формирования гипотез, которые предстоит проверить.
Кроме того, в плане проверок выделены новые ключевые тематики: «Неуспешные школьники» (анализ эффективности мер госполитики в решении проблем детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы), «Бюджетный федерализм», «Льготы в нефтегазовом секторе», а также «Неналоговые платежи».
К примеру, в 2020 году аудитор Андрей Батуркин, согласно плану Счетной палаты, проанализирует эффективность налоговых льгот на исчисление и уплату НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) и НДД (налога на добавленный доход) в нефтегазовой отрасли, а также исследует подходы по совершенствованию системы неналоговых экологических платежей.
Соблюдение требований к своевременности, полноте и достоверности размещения информации в реестре контрактов и сведений об исполнении контрактов на сайте ЕИС
Заказчик в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта обязан направить информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (Федеральное казначейство), для включения в реестр контрактов (ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Ревизоры при проведении проверки часто выявляют следующие нарушения.
1. Заказчик должен был включить информацию о заключенном контракте в реестр, но не сделал этого. Например, на основании п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик заключил договор на поставку учебной литературы, но информация о заключении договора не была направлена в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов, что является нарушением требований ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик нарушил сроки представления информации в Федеральное казначейство в случае исполнения, расторжения контракта, внесения в него изменений. Как установлено ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе, информация, указанная в п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 ст. 103, направляется заказчиками в Федеральное казначейство в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения, исполнения контракта (отдельного этапа), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Например, ревизоры установили, что заказчик в рамках исполнения обязательств по контракту на поставку угля произвел оплату на основании счетов и товарных накладных. Документы, подтверждающие выполнение обязательств поставщиком в части поставки товара и выполнения обязательств заказчиком в части оплаты товара, датированы 10 ноября 2020 года, оплачены 11 ноября 2020 года, а информация в Федеральное казначейство была представлена 25 декабря 2020 года.
К сведению: с 1 января 2022 года в положения ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе вносятся изменения. В новой редакции данная часть будет звучать так. В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в п. 1 – 7, 9, 12 и 14 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. В случае если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты их внесения. Информация, указанная в п. 10, 11 и 13 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке ч. 6 ст. 103 Закона о контрактной системе в названный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа), расторжения контракта. При этом, если в соответствии с Законом о контрактной системе контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, то такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания, направляются с использованием единой информационной системы в соответствии с ч. 6 ст. 103 Закона о контрактной системе для включения в реестр контрактов.
3. Заказчик не разместил в реестре контрактов информацию о гарантийных обязательствах. Согласно п. 6 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе реестр контрактов, заключенных заказчиками, является частью ЕИС, при этом информация, предусмотренная законом и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7). Пунктом 15 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр контрактов помимо прочего включаются документы и информация, определенные Порядком ведения реестра контрактов (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084). Согласно пп. «ж.1» п. 2 Правил ведения реестра контрактов в реестр контрактов включаются информация и документы, поименованные в ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, в том числе информация о гарантийных обязательствах, предусмотренных ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, и о сроках их предоставления (при наличии), об обеспечении гарантийных обязательств (при наличии) и их размере. В ходе проверки проверяющие выявили, что контракт предусматривает гарантийный срок на поставленный товар – 12 месяцев. Размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 0,1 % начальной (максимальной) цены контракта и равен 100 тыс. руб. Заказчик в нарушение требований ч. 3 ст. 7, п. 15 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе, пп. «ж.1» п. 2 Правил ведения реестра контрактов не направил в федеральный орган информацию о гарантийных обязательствах и сроках их представления, а также об обеспечении гарантийных обязательств в целях включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Проверка закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – отчет СМП и СОНКО) и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить отчет в единой информационной системе. Ревизоры в ходе проверки изучают:
а) соблюдение сроков размещения отчета. Например, заказчиком отчет СМП и СОНКО может быть размещен в ЕИС 2 апреля 2020 года, а не до 1 апреля года, следующего за отчетным, как это установлено нормами Закона о контрактной системе. В этом случае отчет размещен в ЕИС с нарушением сроков;
б) соблюдение доли закупок у субъектов малого предпринимательства в общем объеме закупок. Напомним, что в силу ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема. Например, в отчете объекта контроля может быть отражено, что доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческий организаций в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанном за вычетом закупок, предусмотренных ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, составила 76,23 %, что соответствует требованиям вышеуказанной статьи.
Эксперимент с самозанятыми и наследие чемпионата
Для анализа результатов эксперимента с налогом для самозанятых в четырех регионах России Счетная палата будет работать с Минфином, ФНС России, а также управлениями ФНС в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. В 2019 году в этих субъектах в качестве самозанятых зарегистрировались более 330 тыс. человек, они заплатили более 1 млрд руб. налога на профессиональный доход. С 1 января 2020 года режим для самозанятых распространили еще на 19 регионов, с середины года запланировано расширение специального налогового режима на всю страну.
Аудиторы займутся и проверкой реализации в 2019–2020 годах концепции наследия чемпионата мира по футболу, который Россия принимала в 2018 году. Согласно концепции, до 2023 года федеральный бюджет будет покрывать до 95% затрат на содержание новых стадионов в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске. Это обойдется государству более чем в 16 млрд руб. За это время региональные власти должны выбрать оптимальный вариант управления и выйти на окупаемость площадок, при этом им рекомендовано освободить управляющие стадионами организации от налога на имущество и земельного налога.