Результаты прокурорской проверки

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Основания для проверок

Проверки ИП бывают как плановыми, определенными заранее, так и внеплановыми, по одному из возможных оснований:

  • Истечение срока, назначенного на исправление нарушений после предыдущей проверки.
  • Поступление в контролирующие органы свидетельств или жалоб о нарушениях предпринимателем прав потребителей, сотрудников и других норм.
  • Требование прокурора и приказ руководителя контролирующего органа.

Но даже о внеплановой проверке предпринимателя обязаны предупредить не позднее чем за сутки. Исключение составляют чрезвычайные происшествия и случаи, когда ИП подозревается в причинении вреда здоровью людей, животных или экологии.

Результаты прокурорской проверки

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о проверках, с которыми могут встретиться индивидуальные предприниматели.

Сегодня вы узнаете:

  • Какие существуют виды проверок;
  • Какие ведомства чаще всего проверяют работу ИП;
  • Как вести себя во время проверки и избежать штрафа.

Напомним, в начале недели краевая прокуратура инициировала проверку по факту ненадлежащего транспортного обеспечения жителей Ставрополя. Мероприятия проводились по поручению прокурора Ставропольского края Юрия Немкина.

Причиной стали интернет-публикации горожан, в которых они жалуются на нехватку общественного транспорта, его переполненность и невозможность дождаться нужного маршрута.

В рамках проверки ведомство организовало рабочую встречу с министром дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья, представителями региональной Гоставтоинспекции и администрации краевого центра.

По её результатам зампрокурора края поручил главе ставропольского миндора провести рейды по муниципальным маршрутам, а городской мэрии — проанализировать работу светофоров в Юго-Западном районе, чтобы исключить транспортные заторы, влекущие за собой задержку общественного транспорта.

«Результаты выполнения указанных поручений находятся на контроле в аппарате прокуратуры Ставропольского края. Проверка надзорного ведомства продолжается. С целью восстановления нарушенных прав граждан в ближайшее время будут приняты меры прокурорского реагирования», — сообщили в пресс-службе региональной прокуратуры.

Прокуратура является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности. Если учреждение стало объектом проверки со стороны прокуратуры, важно знать, какие полномочия имеет проверяющий, а также на что обратить внимание при подготовке к проверке и во время ее проведения.

Правовое регулирование

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон № 220-З) задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и едино­образным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА всеми юридическими лицами, указанными в п. 1 ст. 4 Закона № 220-З.

Деятельность и полномочия органов прокуратуры в области проведения проверок регламентируются:

  • Законом № 220-З;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510);
  • приказами Генерального прокурора Республики Беларусь (для внутреннего пользования).

Справочно: при проведении проверки сотрудники прокуратуры безусловно соблюдают положения Указа № 510 и при этом имеют полномочия, предоставленные им Законом № 220-З. Особенности проведения проверки, вопросы, которые следует отразить в акте прокурорского надзора, более детально расписываются во внутренних приказах.

Полномочия прокурора

Осуществляя надзор, прокурор не может нарушать нормы законодательства и выходить за рамки своих полномочий. Но чтобы понять, правомерны ли его действия, важно иметь представление о его полномочиях, которые закреплены в ст. 27 Закона № 220-З.

Во время проверки прокурор в пределах своей компетенции, в частности, имеет право:

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, организаций;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организаций предъявления документов, информации и материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз;
  • вызывать должностных лиц и граждан, требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности.

Документы по результатам проверки

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, в т. ч. вносит представления, предписания и официальные предупреждения, а также возбуждает уголовные дела.

Справочно: прокурор при осуществлении надзорных функций уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях (перечень правонарушений при этом не ограничен).

В документах прокурорского реагирования излагаются правовое обоснование, негативные последствия нарушений законодательства, причины и условия, которые способствовали этому, ставится вопрос об их устранении, возмещении ущерба и ответственности виновных лиц.

Должностные лица обязаны исполнить письменное требование прокурора в 10‑дневный срок или срок, установленный прокурором. При этом за оставление без рассмотрения представления прокурора предусмотрена административная ответственность по ст. 25.3, а за неповиновение законному требованию — ст. 24.3 КоАП.

Виды проверок и сроки их проведения

В практике органов прокуратуры преобладает проведение проверок в отношении государственных органов и организаций, а проверки организаций частной формы собственности обычно проводятся при наличии у прокурора информации о допущенных нарушениях закона.

Органы прокуратуры проводят выборочные проверки в отношении организаций, включенных в планы выборочных проверок.

В практике прокурорского надзора имеются плановые, т. е. из года в год повторяющиеся проверки соблюдения законодательства в определенных сферах. Проверки планируются и проводятся прокуратурой с учетом состояния законности в регионе, отраслях деятельности и конкретных организациях.

Справочно: плановые проверки субъектов хозяйствования, как правило, государственного сектора, проводятся лишь по поручениям Генерального прокурора, его заместителей, а также прокуроров областей и приравненного к ним прокурора г. Минска, о чем доводится до сведения ответственных должностных лиц юридического лица или его структурного подразделения.

Плановые проверки проводятся помощниками прокуроров отдела так называемого общего надзора.

При этом зачастую к проведению таких проверок руководство прокуратуры привлекает специалистов определенной сферы, таких как налоговые инспекторы, инспекторы органов Комитета государственного контроля, Департамента государственной инспекции труда и др. Возможно привлечение одновременно нескольких специалистов определенных отраслей.

В этом и заключается специфика проведения проверок сотрудниками прокуратуры, которые сразу по результатам выявления нарушений закона могут дать им правовую оценку, в т. ч. возбудить уголовное дело, которое направляется прокурором для проведения предварительного расследования в соответствующий территориальный отдел Следственного комитета.

Кроме этого, органы прокуратуры проводят внеплановые проверки, которые организуются при наличии факта (обращения граждан, информация в СМИ, иное) нарушения законодательства на конкретном предприятии или субъектами хозяйствования различных правовых форм.

В таком случае, как правило, факт совершения противоправного или иного запрещенного законом деяния уже установлен (задержка выплаты заработной платы, несвоевременный ответ на обращение гражданина, совершение преступления работником юридического лица), и прокурором выявляются условия совершенного правонарушения.

Что касается сроков проведения проверок, то по плановым проверкам, которые инициируются руководством прокуратуры, сотрудник ограничен сроками служебного задания. По проверкам, которые проводятся по имеющейся информации о нарушении закона, должностные лица прокуратуры сроками не ограничены (кроме случаев, когда сообщение о совершенном преступлении было зарегистрировано в органах прокуратуры официально и действуют сроки, предусмотренные УПК).

Особенности проведения проверок

Одним из ключевых направлений прокурорского надзора является надзор за соблюдением организациями законодательства о труде и об охране труда. В ходе проверок анализируется выполнение организациями обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, приему на работу и отчислению обязательных платежей с выплат работникам.

Наиболее частые нарушения, выявляемые сотрудниками прокуратуры в данной сфере, — это нарушение сроков выплаты заработной платы, в т. ч. среднего заработка за время трудового отпуска, а также окончательного расчета при увольнении, нарушение правил охраны труда на предприятии, которое повлекло наступление несчастного случая на производстве. В этих случаях дается принципиальная оценка нарушениям, допущенным должностными лицами, с точки зрения наличия в этих действиях (бездействии) состава преступления.

Кроме того, выявляются нарушения правил прохождения медицинского осмотра, выдачи средств индивидуальной защиты, проведения инструктажа и др.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности

Прокуратура проводит проверки и осуществляет надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности во взаимодействии с субъектами хозяйствования государственной формы собственности (неплатежи по договорам и т. п.).

Пристальное внимание органы прокуратуры уделяют исполнению субъектами хозяйствования налогового законодательства. В ходе проверки изучаются как налоговые декларации и другие документы, представленные плательщиком, так и документы и сведения о его деятельности, имеющиеся у налогового органа (информация представляется банками, нотариусами, лицами, при посредстве которых осуществляются различные финансовые операции, сделки по приобретению дорогостоящего имущества).

Перечень вопросов, которые может проверить прокуратура, не ограничен: это правильность исчисления налогов, обоснованность применения льгот, полнота и своевременность удержания налоговым агентом сумм налогов и сборов и перечисления удержанных сумм в бюджет и т. д.

При проведении такой проверки прокурор может потребовать у плательщика дополнительные сведения, запросив объяснения и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки.

Если обнаружены ­какие-то несоответствия, то прокурор, являющийся руководителем проверки, может поручить налоговому органу сразу оформить акт, в котором будут указаны суммы доначислений, и вынести предписание о немедленном устранении нарушений налогового законодательства.

Рекомендации

  • Чтобы подготовиться к проверке исполнения налогового законодательства, нужно проанализировать все совершенные финансово-­хозяйственные операции за три предыдущие года, проверить их обоснованность и подтверждение, восстановить недостающие документы.
  • До начала проверки необходимо проверить наличие и правильность ведения книги замечаний и предложений, книги учета проверок, а также наличие сведений об ответственном за ведение книг. Данная информация должна быть актуальной. Это касается и обособленных подразделений (филиалов).
  • Перед проверкой необходимо проверить наличие регистрационных и учредительных документов учреждения, постановку на учет в налоговых органах и фондах, наличие сертификатов, лицензий, печатей и штампов. Их отсутствие может повлечь серь­езные санкции.

Как оспорить результаты прокурорской проверки

Прошла прокурорская проверка. Выявлены нарушения, вынесено представление, а также заявление в АС о привлечении к адм. ответственности. Незначительные нарушения правда есть, но даже минимальный штраф к юр.лицу повлечет необратимые финансовые последствия. Единственный шанс – оспорить действия прокурора, признать их незаконными. Как сделать, с чего начать, в какие сроки? Заранее спасибо.

если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд.

В данном случае действия и решения прокурораоспариваются в порядке ст. 254 ГПК РФ, срок – в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования как правило менне эффективен.

По результатам проверки прокуратура как правило может: внести предостережение о недопустимости нарушений, внести представление с требованием устранить нарушение;в случае, если в ходе проверки прокурор выявит иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то прокуратура действует в рамках этих кодексов.

Больше проверок:  Глава 3 формирование и утверждение ежегодного плана проведения плановых проверок

Если такие нарушения отнесены к компетенции другого органа, например, трудовой инспекции или налогового, или антимонопольного – то прокуратура передает материалы в такой орган.

Так что по моему мнению даже если обжалуются сами результаты проверки, но в последствии подтвердится нарушение антимонопольного законодательства иным органом, полномочным составлять протокол и привлекать к административной ответствености- судиться будет необходимо именно с этим органом, а именно обжаловать постановление о привлечении к администартивной ответсвенности.

Похожие вопросы

По моему заявлению, прокуратурой были выявлены нарушения со стороны Администрации города и в адрес Администрации вынесено предписание, за подписью зам. прокурора, об устранении нарушений. Сроки исполнения предписания истекли, нарушения не устранены. Собираюсь обратиться к Главному прокурору. Как грамотно это сделать? Спасибо.

Вы вначале прокуратуру в известность поставьте о неисполнении. Она в суд на администрацию подаст. Обращение в Генпрокуратуру скинут опять-же в Вашу местную прокуратуру.

обратитесь с письменным вопросом в прокуратуру, об исполнении вопроса.

Если нет, то правомерны ли действия проверяющих органов, которые смотрели не только устранение предыдущих нарушений?

Недавно в нашем учреждении прошла проверка прокуратуры соблюдения правил пожарной безопасности. Аналочичная проверка была пол-года назад, в результате которой были выявлены нарушения и вынесено представление прокуратуры. В уведомлении на проведение настоящей проверки основанием проверки указано поручение выше стоящего органа прокуратуры (как я понимаю – выполнение предыдущего представления) и плана работы прокуратуры. В плане проверок, выложенном на сайте прокуратуры, данной проверки нет. При проведении настоящей проверки проверены не только выполнение представления, но и другие вопросы, что фактически явилось плановой проверкой, опять выявлены нарушения, но уже другие. Вопрос: можно ли считать данную проверку плановой? Если нет, то правомерны ли действия проверяющих органов, которые смотрели не только устранение предыдущих нарушений? Спасибо.

Такая проверка законна.

06, когда был составлен акт проверки, или 29. 06,

28.04.2006 на АЗС была проведена прокурорская проверка, в результате которой выявлен факт эксплуатации АЗС без лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта, составлен акт проверки. Постановление прокурора района о привлечении к админ ответственности вынесено 29.06.2006. Заявление в суд составлено 30.06.2006. Заседание еще не назначено. Является ли это правонарушение длящимся? И какой день является днем обнаружения правонарушения: 28.04.06, когда был составлен акт проверки, или 29.06.06, когда вынесено постановление прокурора района?

Да, это длящееся правонарушение. Если вы не получили лицензию, то может быть новое постановление. День обнаружения – день проведения проверки – 28.

Подскажите, что можно сделать в данной ситуации?

У нас бюджетное предприятие. Проходила проверка использования федеральной собственности, были выявлены нарушения, часть из которых мы устранили, с частью не согласны, и обосновали свое несогласие. Документы были переданы в прокуратуру, от куда пришло представление об устранении выявленных нарушений, и привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц. Администрация не считает, что нужно привлекать кого то к дисцип. Ответственности, как можно аргументировать это прокурору. И потом срок привлечения по труд. Кодексу один месяц со дня обнаружения, а он уже прошел! Подскажите, что можно сделать в данной ситуации? Спасибо.

Юлия, прежде всего необходимо правильно представлять где вы со своей организацией, и где прокуратура. Из вашего вопроса очевидно что, выполнять требование прокуратуры вы не собираетесь. В то же время закон предусматривает:

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в течение месяца. Для выполнения данного требования в представлении прокурора необходимо указывать на сроки выполнения требований прокурора, изложенных в представлении.

Неисполнение требований прокурора является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ. Оперативный работник, проводивший проверку и подготовивший представление, должен контролировать его исполнение. В случае непоступления в срок ответа в прокуратуру района необходимо установить причины его непоступления, в случае умышленного невыполнения требований прокурора в каждом случае необходимо решать вопрос о привлечении к административной ответственности лиц, неисполнивших требования прокурора.

КоАП РФ не ограничивает прокурора и кругом привлекаемых к ответственности лиц, т.е. процедура административного преследования может быть инициирована прокурором не только в отношении должностных лиц, но и граждан и юридических лиц.

В то же время согласно ч. 1 ст. 28.4 Кодекса прокурор специально уполномочен возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 – 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.25, ст. 15.10, ч. 3 ст. 19.4, ст. ст. 19.9 и 20.26 КоАП РФ.

При вынесении постановления прокурору необходимо руководствоваться требованиями ст. 4.5 КоАП РФ о давности привлечения к административной ответственности. В КоАП РФ установлен общий двухмесячный срок для привлечения лица к административной ответственности со дня совершения правонарушения либо со дня его обнаружения при длящемся характере деяния.

В то же время за нарушения законодательства в отдельных сферах правоотношений давность привлечения к административной ответственности составляет один год.

В данном случае, если нет человека который допустил нарушение, к ответственности будет привлечен сам руководитель?

По заявлению уволенного сотрудника была прокурорская проверка по факту невыплаты заработной платы, в ходе проверки установлено, что уволенному сотруднику несвоевременно произвели окончательный расчет, причем окончательный расчет был произведен раньше, чем началась прокурорская проверка. Поступило представление прокурора об устранении нарушений, а именно рассмотреть вопрос о возможности привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц допустивших нарушение. Суть в том, что когда возникло обязательство перед уволенным сотрудником, руководитель находился в отпуске, и по приказу его обязанности исполнял его зам. В настоящее время этот зам уволился по собственному желанию, в связи с этим возникает вопрос, кого привлекать теперь к дисциплинарной ответственности?

Какие дальнейшие действия у прокуратуры после вынесения представления, во всех ли случаях после рассмотрения представления, прокуратура направляет административный материал в суд по ст.5.27 КоАП РФ? В данном случае, если нет человека который допустил нарушение, к ответственности будет привлечен сам руководитель?

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, отдел кадров и руководителя и привлекать, только он несёт ответственность за действия сотрудников.

Привлечение к уголовной ответственности за халатность.

Есть постановление городского суда – признать незаконным бездействие должностных лиц СУ УМВД РОССИИ по проведению проверки по моему заявлению. Какие мои дальнейшие действия, для привлечения к уголовной ответственности данных лиц?

Да не все так просто, как кажется. Максимум, их привлекут к дисциплинарной ответственности.

Проверки учреждений

В общем, это домашнее задание.

Дана ситуация: обращение родителей в Прокуратуру с жалобой на детсад и последующая за ней прокурорская проверка. Какова будет цепочка действий? Возможна ли следующая цепочка?

1. Жалоба от родителей

2. Обращение прокурора в санинспекцию с целью проверки учреждения

3. Проверка сотрудником санинспекции учреждения и предоставление соответствующего акта прокурору

4. Прокурора готовит представление, адресованное директору детсада с указанием всех выявленных нарушений.

Да, именно такая цепочка и возможна. Все верно.

Пожалуйста, обязательно ли привлекать работника к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора?

Пожалуйста, обязательно ли привлекать работника к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора? В представлении прокурор требует решить вопрос о дисциплинарной ответственности работника и в случае привлечения работника к ответственности, направить копию приказа. Заранее спасибо.

Привлекать к дисциплинарной ответственности в порядке ст. 193 ТК РФ или не привлекать – прерогатива работодателя. Если прокурор полагает, что должностное лицо нарушило закон, то он может сам привлечь данное лицо к административной ответственности в установленных законом случаях.

Как ещё возможно охарактеризовать формы реагирования прокурора на нарушение законности?

Прокурор Соликамского района, осуществляя проверку законности в деятельности районного отдела внутренних дел, установил случаи привлечения к административной ответственности за мелкое хулиганство лиц, подлежащих уголовной ответственности.

Проверкой выявлены также серьёзные недостатки в оформлении административных документов в отношении лиц, совершивших иные нарушения общественного порядка, в частности, в протоколах отсутствуют сведения о свидетелях, подписи правонарушителей, допускаются записи типа «находился в состоянии опьянения в общественном месте» и т.п.

Как должен отреагировать прокурор на эти нарушения?

Как ещё возможно охарактеризовать формы реагирования прокурора на нарушение законности?

Прокурор должен направить прокурорское представление начальнику отдела, а также возбудить уголовное дело в отношении винвных лиц (превышение полномочий, злоуптреление ими, служеный подлог и т.п.).

А Вы почему спрашиваете? Вы прокурор, милиционер, или студент?

Публикации

Результаты прокурорской проверки

Администратор печатает сообщение

Регистрируясь на сайте, Вы принимаете

Если нарушена процедура проверки

Любую проверку бизнеса проводят люди, а все люди, как известно, могут иногда ошибаться. Небольшое отступление от установленной законом процедуры проверки может сыграть на руку бизнесмену – результаты такой инспекции можно оспорить.

Проверка может быть признана незаконной если:

  • Плановая инспекция проводится чаще чем раз в три года;
  • Плановой проверки не было в официальном графике на сайте прокуратуры;
  • Нарушены сроки проверки, указанные в приказе, или превышена ее максимальная длительность;
  • Инспекторы не предъявили приказ о проведении проверки (или его не было вовсе);
  • Аудиторы потребовали предоставить документы или пробы, не имеющие отношение к предмету проверки;
  • По окончании проверки не был предоставлен акт.

Не стоит бояться обращаться в суд, чтобы оспорить результаты проверки, проведенной с нарушениями.

Прежде всего свои замечания необходимо внести в акт проверки. Это значительно поможет поставить суд на свою сторону.

Подать заявление в арбитражный суд можно в течение трех месяцев с даты нарушения.

В заявлении указываются:

  • Реквизиты истца;
  • Наименование и адрес ответчика;
  • Требования, подкрепленные ссылками на нормативные акты и законы;
  • Материалы, доказывающие факт нарушения (заключения экспертов, показания свидетелей, видео и аудиозаписи хода проверки).

Статистика показывает, что все больше исков заканчиваются в пользу предпринимателей. Через суд можно не только признать недействительными результаты проверки и выписанные штрафы, но и получить компенсацию.

Также недовольный действиями инспектора предприниматель имеет полное право подать на него жалобу вышестоящему руководителю. Жалобу нужно написать в двух экземплярах, обязательно указать адрес для ответного письма и отнести документ в учреждение, проводившее проверку. Один экземпляр с отметкой секретаря о получении остается у заявителя. Если через десять дней ответ так и не поступит, можно обращаться в арбитражный суд.

План проверок

График плановых проверок можно найти на сайте Генеральной прокуратуры. Там можно узнать о предстоящих проверках по ИНН, ОГРНИП и другим реквизитам компании.

Не всем фирмам повезло освободиться от плановых проверок. Некоторые не были исключены из плана.

К ним относятся:

  • Организации в областях образования и медицины;
  • Компании в сфере соц. обслуживания;
  • Аудиторские фирмы;
  • Управляющие компании жилых домов;
  • Объекты первого и второго класса промышленной и другой безопасности.
Больше проверок:  Точка банк

Как избежать штрафа

Разумеется, самый верный способ избежать после проверки штрафа – не нарушать закон. Довольно сложно, но все-таки возможно вести бизнес, соблюдая все нормы законодательства.

Первым делом необходимо изучить законы. Самые распространенные штрафы, налагаемые на предпринимателей по результатам государственных инспекций, собраны в 14 главе Административного Кодекса РФ.

Уголовный Кодекс тоже нельзя упускать из внимания. Например, по статье 199 можно получить до 6 лет лишения свободы за уклонение от уплаты налогов.

Что делать предпринимателю во время проверки

Хорошо, если на предприятии действует строгий пропускной режим – так инспекторы не смогут начать выездную проверку без присутствия руководителя. В иных ситуациях стоит быть осторожным.

По закону выездная проверка должна осуществляться в присутствии предпринимателя или его заместителя, но на практике бывает, что инспекция встречается с нарушениями, едва попав на территорию организации. Даже разговоры сотрудников на крыльце могут быть использованы против проверяемого.

В связи с этим предпринимателю необходимо:

  • Заранее организовать систему безопасности;
  • Провести инструктаж сотрудников о правилах общения с проверяющими – только в присутствии руководителя.

Выездная проверка в отсутствии ответственного лица возможна только в чрезвычайных ситуациях, в случаях причинения вреда здоровью граждан, животных.

Прежде чем инспекция начнет выездную проверку, предпринимателю нужно проверить их:

  • Ознакомиться с удостоверениями проверяющих (данные можно на всякий случай переписать).
  • Принять под роспись и изучить копию приказа о проверке. В нем должны быть указаны цели проверки, виды контрольных мероприятий, состав проверяющей комиссии, дата проведения и прочие условия.

Если все документы верны, не стоит препятствовать проверке, за это можно получить дополнительный штраф.

Если проверка проводится в рамках уголовного дела, проверяемый имеет право не отвечать на вопросы до приезда своего адвоката и не подписывать документов (даже акта проверки).

Проверяемый обязан предоставить инспекторам доступ ко всем документам и помещениям, связанным с предметом проверки.

Журнал проверок заводится на предприятии по желанию руководителя. Его наличие поможет контролировать частоту проверок и многие другие факторы.

Итогом проверки становится акт, в котором фиксируются все проведенные мероприятия и обнаруженные нарушения. Подпись предпринимателя под актом означает его согласие со всем, что там описано.

ИП имеет право вносить в акт проверки свои возражения.

Внесение в акт обоснованных возражений увеличивает шансы предпринимателя на обжалование результатов проверки. Поэтому прежде чем подписывать акт, необходимо тщательно его изучить.

Присутствие во время проверки юриста дает дополнительную гарантию в соблюдении всех прав ИП.

Что будет с незавершенными проверками?

Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, которые не завершились на момент вступления в силу Постановления № 336, не допускается (кроме тех случаев, которые предусмотрены п. 3 этого постановления). Такие контрольные (надзорные) мероприятия, проверки должны быть завершены в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления № 336.

Если в ходе начатого контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены нарушения, контролируемому лицу выдается предписание об их устранении. Но выдача такого предписания возможна, только если выявленные нарушения влекут угрозу причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, возникновения чрезвычайной ситуации или ущерба обороне страны и безопасности государства. Если контрольное (надзорное) мероприятие проводилось без взаимодействия с контролируемым лицом, то выдача предписания невозможна.

Проверки ИП в 2022 году

ИП без проверок – возможно ли такое?

До 2023 года индивидуальные предприниматели находились под строгим надзором государства, а штрафы, налагаемые на малый и средний бизнес, практически не отличались от штрафов для крупнейших предприятий. Разумеется, такое не могло продолжаться без возмущений общества.

Недавно в системе проверок ИП начались изменения. Прежде всего, в феврале 2022 года Минэкономразвития вынесло на обсуждение предложение о замене первого штрафа для ИП на предупреждение.

Также уже действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, который с января 2022 года до конца 2022 года отпустил большую часть ИП на «проверочные каникулы».

Большинство проверок регламентируются Федеральным Законом №294.

Мораторий действовал на все плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда иных ведомств, которые ранее осуществлялись раз в три года.

В конце года законодатели побеспокоилось о том, чтобы продлить его действие еще на два года, приняв закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г. Таким образом, субъекты малого предпринимательства и ИП получили послабление в виде освобождения от плановых проверок на период с 01 января 2022 по 31 декабря 2022 года.

А что Генпрокуратура говорит?

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.

Как будут проводиться внеплановые экологические проверки?

Внеплановые экологические проверки могут быть проведены исключительно по основаниям, указанным в п. 3 Постановления № 336. Например, при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также по фактам причинения такого вреда; при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и по фактам их возникновения.

Внеплановая выездная проверка, которая осуществляется в целях исполнения предписания, проводится лишь в случае невозможности оценки его исполнения на основании документов и иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.

По основаниям, перечисленным в подп. «а» п. 3 Постановления № 336, внеплановые экологические проверки проводятся при условии согласования их с органами прокуратуры. Без такого согласования внеплановые экологические проверки могут быть проведены в следующих случаях:

  • по поручению Президента РФ, председателя Правительства РФ, заместителя председателя Правительства РФ;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав человека по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора));
  • при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Результаты прокурорской проверки

В каких случаях запрет на проведение проверок не действует?

Введенный запрет не распространяется на специальные режимы государственного контроля (надзора), режим постоянного государственного контроля (надзора) (п. 11 Постановления № 336).

Специальные режимы государственного контроля (надзора) регулируются главой 18 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (далее – Закон № 248-ФЗ). В отношении государственного экологического надзора таким специальным режимом может быть, например, мониторинг. Это режим дистанционного государственного контроля (надзора), который заключается в целенаправленном, постоянном, опосредованном получении и анализе информации о деятельности подконтрольных субъектов, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Как будут исполняться предписания, которые выданы до 10 марта 2022 года?

Если предписания выданы контролируемому лицу до дня вступления в силу Постановления № 336, то их исполнение автоматически продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. Контролируемому лицу не нужно обращаться в орган с соответствующим ходатайством (п. 8 Постановления № 336).

При этом контролируемое лицо вправе подать ходатайство о дополнительном продлении срока исполнения предписания. Оно должно быть направлено в контролирующий орган за день до истечения 90 дней, на которые автоматически был продлен первоначальный срок исполнения предписания. На рассмотрение такого ходатайства контрольному (надзорному) органу дается 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Чем могут заменить экологические проверки?

Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц (п. 10 Постановления № 336). К таким мероприятиям относятся (ст. 45 Закона № 248-ФЗ):

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

Закон № 248-ФЗ исходит из того, что участие в профилактических мероприятиях – это право, а не обязанность контролируемых лиц. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с их согласия или по их инициативе (ч. 3 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Статьей 49 Закона № 248-ФЗ определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, признаках возможных нарушений или непосредственных нарушениях обязательных требований. В рамках данного профилактического мероприятия контролируемому лицу предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Одним из видов профилактических мероприятий является профилактический визит (п. 7 ч. 1 ст. 45 Закона № 248-ФЗ). Он проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видео-конференц-связи (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Возбуждение дела об административном правонарушении возможно в случае, если состав правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), и только в случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков правонарушения. Исключениями являются случаи необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности (п. 9 Постановления № 336).

Прокурорский надзор осуществляется на основании Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1. Действие Постановления № 336, равно как и ограничения на проведение проверок, не распространяется на данный вид надзора.

На практике после введения моратория на проверки происходила подмена полномочий органов государственного контроля (надзора) при проведении надзорных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Требования об исключении такой практики содержатся в Письме Генеральной прокуратуры от 24 марта 2022 г. № 76/2-16-2022.

Больше проверок:  Отмена моратория на проверки налогоплательщиков и есв кого не коснется

К таким проверкам относятся проверки уплаты экологического сбора в рамках Постановления Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073, а также проверки деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которые регулируются Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 225.

Любые проверки делятся на выездные и документарные. Как уже понятно из названия, в первом случае аудиторы лично посещают предприятие, во втором – лишь запрашивают на проверку пакет документов. Одна проверка может вытекать из другой. Например, инспектор начинает с проверки документов, но обнаружив спорные моменты, заявляет о своем намерении посетить рабочее место ИП.
Перечислим основные инстанции, осуществляющие проверки ИП:

  • ИФНС;
  • Роспотребнадзор;
  • МЧС;
  • Роструд;
  • Ростехнадзор;
  • Россельхознадзор, Ространснадзор и Росздравнадзор.

Вне зависимости от контролирующего органа, инспекция обычно начинается с проверки регистрации ИП, всех учредительных документов, лицензий и итогов предыдущих проверок.

Налоговая проверка

Регламентирующий закон: статья 14 Налогового Кодекса РФ.

Особый интерес у налоговиков вызывают предприниматели, указывающие слишком низкую заработную плату сотрудникам или долгое время работающие в убыток.

Запрещено повторно проверять предпринимателя по тому же налогу за тот же период.

Камеральная проверка налогов дополнительно контролирует сданную отчетность. Инспекция может запросить разъяснения для некоторых данных или подтверждения расходов. Длится проверка до трех месяцев с окончания отчетного периода. На исправление ошибок, не привлекших к недоплате налогов, проверяемому дается пять дней. Если будут обнаружены серьезные нарушения, в течение десяти дней ИП будет привлечен к ответственности.

В ходе выездной налоговой проверки проводится более глубокий аудит. Такая проверка грозит только нарушителям и неплательщикам налогов. К процедуре могут быть дополнительно привлечены эксперты и свидетели, проведены инвентаризация помещений и выемка документов.

Ревизия может длиться два месяца, или быть продлена до шести в следующих случаях:

  • У фирмы несколько обособленных подразделений;
  • Требуется дополнительная экспертиза;
  • ИП нарушил сроки выдачи требуемых документов.

Помимо налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, проверяются и другие документы:

  • Кассовые чеки;
  • Банковские выписки;
  • Подтверждение льгот, которыми пользуется ИП.

Организуется тщательная проверка доходов и расходов, влияющих на сумму оплачиваемого налога. Режимы налогообложения, не зависящие от фактической прибыли реже подвергаются внеплановым налоговым проверкам. Поэтому проверки ИП на ЕНВД реже заканчиваются штрафами.

Налоговая проверка бывшего ИП тоже допустима – в течение трех лет со дня ликвидации.

Проверка закрытого ИП может быть также названа итоговой, ее цель – выявить несоответствия, недоплату налогов. В том числе осуществляется проверка задолженности, которая могла остаться за предпринимателем.

Проверка Роспотребнадзором

Регламентирующие акты: «Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей» за Постановлением Правительства РФ номер 322 от 30.06.2004 года.

Проверке подлежат все предприятия, предоставляющие услуги или продающие товары населению. Перечень проверяемых моментов очень широк.

Назовем самые популярные:

  • Вывеска, ценники и прайсы;
  • Уголки потребителя;
  • Освещенность и вентиляция в помещении;
  • Санитарные нормы, наличие сертификатов соответствия на товары;
  • Соблюдение сроков годности продукции;
  • Когда это требуется – наличие у сотрудников сан. книжек и униформы.

Сегодня Роспотребнадзор проверяет не только работу с потребителями, но и соблюдение санитарных норм на предприятии. Чаще всего подобные проверки навещают продуктовые магазины и заведения общепита.

Трудовая инспекция

Роструд контролирует соблюдение прав наемных работников. Очень часто основанием для внеплановой проверки служат жалобы сотрудников.

Также под строгий надзор попадают следующие работодатели:

  • Принимающие на работу иностранных граждан;
  • Имеющие несовершеннолетних работников;
  • Выплачивающие слишком маленькую заработную плату.

Проверке подлежат все кадровые документы:

  • Трудовые договоры – соблюдение ими трудового законодательства, правильность оформления, наличие подписей;
  • Трудовые книжки сотрудников;
  • Штатное расписание и табели учета рабочего времени;
  • Графики отпусков;
  • График выдачи заработной платы.

Соответствовать нормам найма сотрудников несложно – достаточно тщательно изучить Трудовой Кодекс РФ.

Пожарная инспекция

Инспекторы от МЧС проверяют документацию по противопожарной безопасности на предприятии и наличие средств борьбы с огнем и предотвращения возгорания.

Наиболее востребованные проверкой документы:

  • Приказы руководителя об отключении оборудования в конце смены, об установлении мест для курения;
  • Приказ о периодичности прохождения сотрудниками противопожарного инструктажа и журналы учета инструктажей;
  • Планы эвакуации.

В помещении пожарная выездная инспекция проверяет:

  • Соответствие плана эвакуации и реальной конфигурации здания;
  • Наличие, расположение и доступность аварийных выходов;
  • Материалы отделки стен, пола, потолка, состояние решеток на окнах;
  • Количество и расположение огнетушителей и прочих средств борьбы с огнем;
  • Для помещений, в которых находится более десяти человек – состояние системы оповещения о пожаре.

Важно помнить, что не так страшен штраф от пожарной инспекции, как урон от пожара, случившегося из-за нарушения норм.

Проверка Ростехнадзором

Инспекция Ростехнадзора выдает лицензии и проверяет многие виды деятельности, предполагающие использование природных ресурсов и взаимодействующие с опасными производственными объектами (проектирование, монтаж, транспортировка и так далее).

Предмет проверки: соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности.

Все возможные нарушения, как правило, устраняются предпринимателем перед получением лицензии, а для дальнейших проверок достаточно поддерживать соблюдение всех требований.

Прокурорская проверка

Проверка прокуратурой производится исключительно на основании информации о нарушениях ИП, не попадающих под контроль другого государственного органа. Если это возможно – прокуратура обязана делегировать полномочия проверяющего другому ведомству, в остальных случаях она может проводить проверку самостоятельно.

Без информации о нарушениях, поступившей от граждан, других юридических лиц или СМИ, прокуратура не может инициировать инспекцию. Поэтому предпринимателям, не нарушающим закон, не стоит ее опасаться.

Прокурор проверяет достоверность жалобы на ИП и, если нарушение подтверждается, в зависимости от его тяжести ИП может быть выдано предписание об исправлении ситуации или возбуждено судебное дело.

Мораторий на экологические проверки

В каком случае организацию или индивидуального предпринимателя проверят, несмотря на введенный запрет на проведение проверок? Чем могут заменить экологические проверки? И как во время моратория будут исполняться выданные предписания?

Результаты прокурорской проверки

До конца 2022 г. Правительство РФ установило мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля. С 10 марта плановые проверки, которые запланированы на текущий год, подлежат отмене. Также введены ограничения на проведение внеплановых проверок (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 (далее – Постановление № 336)).

Новости

Мировой судья Прилузского судебного участка рассмотрел материалы дела об административном правонарушении в отношении глав одного из сельских поселений района. Чиновник обвинялся в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ (нарушения порядка рассмотрения обращений граждан).

Возбуждению дела об административном правонарушении предшествовало проведение прокуратурой Прилузского района проверки.

В ходе нее установлено, что местная жительница дважды обращалась в администрацию одного из сельских поселений с жалобами, однако в установленный законом срок их рассмотрения ответа на них не получила. Женщина лично наведалась в администрацию сельского поселения, где ей сообщили, что срок рассмотрения её обращений продлен до 60 дней, о чём ее надлежащим образом никто не уведомил.

По итогам проверки прокуратура района возбудила в отношении руководителя администрации сельского поселения дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ.

Мировой судья, рассмотревший представленные прокуратурой материалы, привлек чиновника, который, будучи уведомленным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Постановление не вступило в законную силу.

По итогам прокурорской проверки руководитель администрации одного из сельских поселений Прилузского района оштрафован за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан

Укажите один или несколько email адресов через “;”

Так проверят или нет?

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Рекомендации для бизнеса

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.