Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

В процессе использования ИУА участники взаимодействия могут столкнуться с необходимостью повышения скорости обмена сообщениями со СМЭВ3. Следует понимать, что скорость обмена ограничивается, прежде всего, со стороны СМЭВ3, подробнее об этих ограничениях Вы можете прочитать в документе Методические рекомендации СМЭВ 3. Однако, в зависимости от ресурсов хоста на котором развернут и работает ИУА, могут существовать сценарии повышения скорости обмена, достижимые путем изменения его настроек.

ИУА поставляется с набором настроек по умолчанию, которые являются оптимальными для большинства сценариев обмена, поэтому с осторожностью изменяйте настройки, поскольку необдуманные действия могут спровоцировать снижение скорости работы. В каждом конкретном случае использования ИУА в обменах, оптимизированные настройки будут отличаться.

Вот основные факторы, приводящие к таким различиям:

  • Средний размер сообщения
  • Способ передачи вложений (при их использовании)
  • Количество используемых информационных систем
  • Общий объем переданных сообщений
  • Глубина и периодичность архивации данных

По этой причине статья не содержит универсальных описаний оптимизации. Цель статьи – предоставление администратору достаточной информации о происходящих в ИУА процессах и влиянии настроек на них.

Базовые настройки ИУА


Зайдите в панель администрирования ИУА и ознакомьтесь со следующими параметрами, способными оказать влияние на скорость обменов:

image1.png

  • 5.1. Задержка перед началом приёма сообщений (время в миллисекундах)

Определяет время простоя после старта ИУА, по истечении которого будет начат обмен со СМЭВ и через внутренние интерфейсы адаптера. Технологический параметр, изменять который не рекомендуется.

  • 5.2. Периодичность приёма сообщений (время в миллисекундах)


Периодичность генерации команд на прием сообщений от СМЭВ. В рамках запуска каждого сеанса приема сообщений может генерироваться несколько команд, в зависимости от настроек многопоточности.

image2.png

  • 9.1. Коэффициент увеличения скорости опроса

В ИУА встроен механизм, позволяющий кратно увеличить количество сообщений из СМЭВ, получаемых в рамках одного сеанса обмена. Признак необходимости увеличения количества принимаемых сообщений устанавливается в настройках каждой информационной системы индивидуально.

image3.png

  • 13.1 Максимальное число потоков


Количество потоков, обрабатывающих входящие сообщения из СМЭВ в каждом поде (для ИУА Enterprise). Параметр оказывает виляние как на количество потоков обмена ИУА со СМЭВ, так и на количество потоков во внутренних интерфейсах ИУА, предназначенных для обмена с ИС участника взаимодействия (напр. AMQP).

Настройки информационных систем


Рассмотрим индивидуальные настройки информационных систем, влияющие на производительность обменов:

image4.png

  • 4.1. Количество сообщений, забираемых из СМЭВ

Ограничение максимального количества сообщений, забираемых из СМЭВ в рамках одного потока и сеанса обмена.

Важно: При слишком большом количестве забираемых сообщений есть риск, что их получение займет времени больше, чем задано в настройках Kafka (для ИУА Enterprise), это приведет к ресурсоемкой операции по ребалансировке, что в конечном итоге снизит общую скорость получения. Для single-версии ИУА так же имеется опасность замедления обмена в случаях, когда запущенный сеанс обмена не успевает получить указанное количество сообщений до запуска следующего сеанса.

  • 4.2. Количество параллельных запросов в нормальном режиме

Количество команд (потоков) на получение сообщений, генерируемых в режиме получения сообщений «NORMAL».

Пример: при значении 10 в рамках одной сессии в СМЭВ будет отправлено 10 GetRequest (команд на получение запросов) и 10 GetResponse (команд на получение ответов). Действует суммарно на все поды http-adapter.

  • 4.3. Количество параллельных запросов в режиме нагрузки

Количество команд на прием сообщений, генерируемых в режиме получения сообщений «MAX» для одного пода http-adapter.Пример: при значении 10 в рамках одной сессии в СМЭВ будет отправлено 10 GetRequest и 10 GetResponse.

image5.png

  • 5.1. Режим получения сообщений

Параметр предназначен для случаев, когда в ИУА создано несколько информационных систем и некоторые из них требуется периодически переключать в отличный от стандартного режим приема сообщений. В случае, если в ИУА создана одна информационная система или все информационные системы должны работать в равнозначном режиме, не рекомендуем изменять значение этого параметра. Помните, что при его изменении ИУА лишь переключается на использование других полей настроек, никаких дополнительных изменений алгоритмов обработки сообщений не происходит. В то же время, использование различных режимов может запутать вас и усложнить анализ поведения ИУА. В абсолютном большинстве случаев для достижения результата достаточно оперирования цифровыми значениями параметров, использующихся в нормальном режиме работы информационной системы.

Схема взаимодействия микросервисов ИУА при получении сообщений из СМЭВ

Теперь, когда вы понимаете суть настроек, ознакомьтесь со схемой взаимодействия микросервисов Enterprise-версии ИУА:

image6.png


Если вы применяете Single-версию ИУА, помните, что от Enterprise- версии она отличается отсутствием сервиса Apache Kafka, а также невозможностью горизонтального масштабирования, поэтому для нее схема будет выглядеть следующим образом:

image7.png

Взаимосвязь параметров конфигурации ИУА

Советы по настройке параметров ИУА

Исходя из приведенных схем и описания взаимосвязи параметров конфигурации, выделим несколько правил, соблюдая которые вы повысите вероятность достижения прироста производительности путем корректировки настроек ИУА:

Деградация производительности ИУА при большом объеме хранимых сообщений

В процессе работы ИУА, данные о переданных и принятых сообщениях сохраняются в служебных таблицах базы данных. По мере возрастания количества хранимых сообщений, происходит постепенная деградация производительности БД, приводящая к увеличению времени обработки сообщений. Для решения этой проблемы ИУА имеет механизм архивации сообщений, в процессе которого старые сообщения, а также сообщения, взаимодействие по которым успешно закончено, переносятся из БД в файловое хранилище.

Параметры работы механизма архивации доступны в панели администрирования после нажатия кнопки Показать расширенные настройки:

image8.png

По умолчанию, через 14 суток (336 часов) после создания в архив переносятся сообщения, взаимодействие по которым не закончено, а сообщения с завершенным процессом взаимодействия переносятся в архив через 24 часа (86400 сек.) после завершения взаимодействия.

Больше проверок:  Как проверить включены ли вы в единый реестр мсп

Данные значения настроек оптимальны в большинстве случаев. Рекомендуется изменять их в сторону уменьшения только в случаях аномального повышения нагрузки (количества отправляемых/принимаемых сообщений) в течение последних суток.

image9.png

По умолчанию процесс архивации запускается ежесуточно в полночь.

Корректность работы службы архивации можно проверить по записям лог-файла. Процесс начинается записью вида:

INFO r.r.s.a.u.b.s.RsArchivingService – process archive start

И заканчивается записью вида:

INFO r.r.s.a.u.b.s.RsArchivingService – process processArchiveScheduler end

Помните, что после удаления (переноса в архив) значительного количества записей БД PostgreSQL, для достижения наибольшего эффекта требуется запуск процедуры освобождения неиспользуемого пространства командой VACUUM. Обратитесь к документации используемой вами БД для изучения подробностей.

СМЭВ – это защищенная система, которая позволяет ее участникам обмениваться данными и электронными документами, необходимыми для оказания госуслуг гражданам и организациям.

Зачем нужна СМЭВ

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), построение которой идет в России на протяжении уже нескольких лет, должна помогать органам власти исполнять федеральный закон 210. Согласно одному из пунктов этого документа, с 1 июля 2012 г. чиновники не имеют права требовать с обратившихся к ним за госуслугами граждан дополнительные справки, которые и так есть в распоряжении других чиновников. Эти сведения органы власти должны получать друг у друга через СМЭВ.

СМЭВ – это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Кроме того в состав СМЭВ входят программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций. Данное решение позволяет обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнение государственных и муниципальных функций.

Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ.

Как работает СМЭВ

Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, то чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.

Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания госуслуг, определялись экспертами Минэкономразвития. Всего таких сведений (в терминологии чиновников) было отобрано 135. Из них 110 должны предоставляться в электронном виде через СМЭВ.

Для передачи в электронном формате в обратную сторону – от региональных к федеральным органам власти – было утверждено 38 сведений для каждого региона.

Физически СМЭВ представляет собой набор из 84 шин Oracle (узлов), расположенных на 7 ЦОДах «Ростелекома» в разных частях России. Один узел СМЭВ используется федеральными органами власти, и по одному – 83 регионами. К каждому региональному узлу подключены местные информационные системы (финансовые, медицинские, статистические и др.), порталы госуслуг, единая система идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие компоненты.

Таким образом, посредством СМЭВ интегрируются между собой многочисленные федеральные и региональные информационные системы. При этом каждая точка интеграции является отдельным мини-проектом. «Для того чтобы вся система работала стабильно, нужно, чтобы все эти системы не противоречили друг другу и правильно взаимодействовали между собой», – рассказывает Козырев.

Сервис-ориентированная архитектура СМЭВ предполагает, что поставщик сведений (им может выступать как федеральный орган власти, так и регион) выводит через свою систему в эту шину некий электронный сервис, который при правильном запросе сведений правильно выдает их. А потребитель сведений (также, регион или федеральный орган) через свою систему в шину интегрирует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.

«Сама по себе СМЭВ, по сути, не является системой. Это такая государственная закрытая сеть, своего рода государственный интернет, к которому подключаются разные ресурсы, – объясняет Козырев. – Чем больше таких ресурсов будет подключено и чем большей функциональностью они будут обладать, тем более функциональна будет система государственного бэк-офиса.

Инфраструктура СМЭВ, представляющая собой 7 физических ЦОДов, по мнению Алексея Козырева (январь 2013 г), является избыточной: «Когда у нас есть 7 дата-центров, к которым подключено 83 региона, федеральный сервис нужно проксировать на каждый из 83 региональных узлов. Эта процедура повторяется каждый раз, когда в сервис вносятся какие-то изменения. Это огромный объем работы, и это значительно увеличивает трудоемкость поддержки системы».

Задачи системы

“У нас в среднем в год набирается до 81 млн. обращений за государственными муниципальными услугами. При этом заявители должны самостоятельно собрать документы, обратившись в семь-восемь ведомств. В итоге набирается порядка 560 млн. обращений в течение года” – Вячеслав Володин на совещении в председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.

Главная функция СМЭВ – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ, говорится в постановлении. Подключающиеся ведомства документ обязывает соблюдать сроки, заданные в октябрьском (2009 г.) распоряжении правительства о переходе на электронные госуслуги (см. раздел “История развития СМЭВ” ниже).

Больше проверок:  Сервисы проверки контрагентов спк

Главное предназначение системы – «обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг. А в обратную сторону – передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных ИС и информацию о ходе выполнения запросов.

Массух Илья Иссович, замминистра связи: «Главная задача – создать эффективную систему взаимодействия государства и общества. На данном этапе электронные госуслуги стали реальностью, они востребованы обществом. Об этом говорит статистика посещаемости сайта госуслуг». Илья Массух уточнил, что наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале госуслуг активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств в этих местах.

Место СМЭВ в Электронном правительстве РФ

Полноценная работа Электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то Электронное правительство должно их избавить от любых проблем подобного рода, и, в идеале, сделать процесс получения государственной услуги не сложнее, чем процесс получения коммунальной услуги (водопровода, электричества и т.д.). Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.

Однако, всем известно, что автоматизация различных государственных структур происходила в разное время, на разном уровне, и с использованием самых разнообразных решений. В каждом ведомстве господствуют собственные регламенты делопроизводства, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В одном месте уже работает полноценный электронный документооборот, в другом месте еще до сих пор используется ручной ввод данных и документов. Но даже и в том случае, если речь идет о внедренной и работающей СЭД, налицо полный «зоопарк» стандартов, форматов и т.д. Поэтому, как только был запущен общероссийский портал Gosuslugi.ru, создание в ближайшей перспективе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стало острейшей необходимостью. По сути, СМЭВ как раз и представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой, а также с Единым порталом госуслуг. Еще одна немаловажная функция СМЭВ – обеспечение функционирования государственных информационных систем информационно-аналитической поддержки государственного управления.

Масштаб задачи

Внедрение СМЭВ без преувеличения можно назвать самым крупным интеграционным проектом, который когда-либо был реализован в России до этого.

О масштабе задачи говорят следующие цифры. На федеральном уровне в электронном виде должны предоставляться 320 услуг, сводный реестр госуслуг регионального уровня насчитывает уже около 13 тыс. позиций, а муниципального — более 25 тыс.

`У нас 67 органов исполнительной власти участвуют через 237 услуг в СМЭВ` (Эльвира Нибиуллина, на совещании у председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.). Число органов же исполнительной власти регионального и муниципального уровней, которые должны быть охвачены электронным взаимодействием, в сотни раз больше.

Роль Минэкономразвития

На межведомственное взаимодействие, по словам министра, переводится 988 документов. В процессе перевода выяснилось, что 311 документов были избыточны, рассказала она: «То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте».

Набиуллина также отметила активное участие в межведомственном взаимодействии Росеестра. В это ведомство, по ее словам, ежегодно поступает около 26 млн обращений на регистрацию, 68 млн обращений или запросов на информацию, и по значительной части этих обращений нужны справки из других ведомств, прежде всего из Федеральной налоговой службы.

«Нам уже пришлось – я имею в виду ведомствам – проделать большую работу по настройке информационных систем, потому что в разных ведомствах свои информационные системы, они должны были взаимодействовать друг с другом. Пришлось поменять 70 законов, для того чтобы эта система заработала. Это, конечно, очень важный шаг, и мы надеемся, что он реально воплотится и граждане и бизнес почувствуют эффект снятия бюрократических барьеров для своей деятельности, просто для жизни», – завершила Набиуллина.

Базовые информационные ресурсы

На федеральном уровне была проведена работа, связанная с принятием постановления о базовых информационных ресурсах, которые будут предоставлять наиболее востребованные сведения как органам федеральной исполнительной власти, так и регионам и муниципалитетам.

В сентябре 2011 г. обсуждается проект нормативного правового акта Правительства РФ, предусматривающий подходы к формированию базовых информационных ресурсов регионов и муниципалитетов. По оценке экспертов, наиболее востребованными данными, которые могли бы предоставлять регионы и муниципалитеты, являются данные из ЗАГСов, данные, связанные с выдачей разрешений на строительство, данные, связанные с выдачей социальных пособий и льгот и ряд других.

Участники СМЭВ

Мониторинг подключения федеральных ведомств и регионов к СМЭВ ведется на сайте Высшей школы экономики.

Федеральная налоговая служба

На январь 2012 года налоговая служба (ФНС) является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания более 235 государственных услуг 51 федеральному ведомству.

Самостоятельно же ФНС России оказывает девять государственных услуг, требующих организации межведомственного электронного взаимодействия. Это прежде всего:

  • государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  • учет организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков,
  • 6 государственных услуг ФНС России по лицензированию некоторых видов деятельности и
  • регистрация контрольно-кассовой техники[3].
Больше проверок:  Где легально брать картинки для сайта

Правительством определенны 11 базовых информационных реестров, из них 4 – это реестры ФНС России:

  • ЕГРЮЛ,
  • ЕГРИП,
  • ЕГРН и
  • ФИАС.

Начиная с 1 октября по 30 декабря 2011 г., было зафиксировано более 120 тыс. запросов федеральных органов исполнительной власти при оказании государственных услуг к сервисам ФНС России, размещенным в СМЭВ. Самыми популярными из них является сервисы по предоставлению сведений и выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Наиболее активными пользователями указанной информации являются МВД России, Росреестр, Россельхознадзор, ФСС России, Роспотребнадзор и Ростехнадзор.

Министерство обороны РФ по запросу других органов власти в электронном формате должно выдавать документы, подтверждающие факт прохождения службы или увольнения, справки о получении пенсии проходившим службу в органах внутренних дел, справки об общей продолжительности службы и др.

ФСБ должно в электронном виде предоставлять данные о смерти необоснованно репрессированных лиц, сведения о гибели своих сотрудников при исполнении обязанностей и др.

Штрафы для чиновников

  • Время реакции каждого ведомства на электронный запрос составляет пять дней. И если автоматизированная система даст сбой, то `контора` должна успеть обработать заказ вручную и направить информацию заказчику хоть с курьером. А чиновники будут нести ответственность за неисполнение своих функций в рамках межведомственного взаимодействия. Соответствующие поправки будут внесены в законодательство.
  • В сентябре 2011 г. в Госдуме РФ на рассмотрении находится законопроект, внесенный Правительством РФ, в соответствии с которым предусматриваются поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Эти поправки касаются установления административной ответственности должностных лиц, нарушающих порядок предоставления государственных услуг.

«Эта норма необходима, потому, что административные регламенты, принимаемые органами власти, не всегда исполняются надлежащим образом. Но также эти нормы необходимы и с точки зрения установления ответственности, связанной с организацией межведомственного взаимодействия. В частности, законопроект предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления госуслуг и в этом смысле если сроки нарушаются по вине должностного лица, которое не ответило на межведомственный запрос, то оно должно быть привлечено к ответственности», – отметил в своем выступлении директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации Савва Шипов.

С точки зрения меры ответственности предполагается, что это будут штрафы для чиновников, нарушающих сроки оказания госуслуг. В названном выше законопроекте существует подход, когда эти штрафы будут составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Здесь также есть один нюанс. Он касается возможности установления мер ответственности в региональных законах. Сейчас региональные органы власти занимаются разработкой аналогичных правовых актов на местном уровне, предусматривающих ответственность региональных и муниципальных административных регламентов.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях добавляется две статьи. Новые статьи это Ст. 5.60. «Нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг» и Ст. 19.33. «Непредоставление информации, необходимой для оказания государственной или муниципальной услуги, необоснованный запрос информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия».

Выдержки из проекта

Проблема грязных данных

Сведение данных в ведомствах в электронную базу на основе имеющейся документации наверняка привело к ошибкам, полагает чиновник: «У многих электронных данных просто не было, и им приходилось вводить их руками».

Он рассказывает, что для обработки ошибок в каждом органе федеральной власти создан центр телефонного обслуживания, куда могут обращаться граждане и организации, предполагающие, что их данные введены в базу данных с ошибками.

22 сентября 2011 г. выступление Алексея Попова на конференции CNews

В правительстве не исключают, что при формировании электронных баз данных могут быть определенные накладки, например неправильно указанные фамилии или сведения, не соответствующие действительности. `Хотелось бы, чтобы, с одной стороны, органы власти отнеслись к этому более внимательно, — считает г-н Володин. — А с другой стороны, чтобы граждане, когда видят, что есть неточности, через `горячую` линию уведомляли соответствующие органы власти с тем, чтобы база данных была почищена и данные соответствовали действительности`.

Криптографическая защита СМЭВ

Для защиты систем, обеспечивающих поддержку процессов информационного взаимодействия всех субъектов Электронного правительства, “Ростелекомом” было выбрано решение на основе программных и программно-аппаратных комплексов защиты информации ViPNet компании “ИнфоТеКС.

Программно-аппаратные комплексы ViPNet Coordinator HW успешно используются для обеспечения межсетевого экранирования и криптографической защиты информации при подключении к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, банков и операторов платежных систем.
Проект стартовал в 2010 году. За прошедший год удалось построить федеральный сегмент СМЭВ. Сейчас осуществляется подключение региональных сегментов электронного правительства (РИЭП).

Внедрение СМЭВ в регионах

Подключение к СМЭВ субъектов РФ (РСМЭВ) является вторым после федерального этапом разворачивания системы.

Система идентификации в инфраструктуре электронного правительства

Постановление правительства № 977 от 28 ноября 2011 г. утвердило требования к единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства, которая входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Система не только обеспечит доступ граждан и юридических лиц к электронному правительству, но будет использоваться и чиновниками при обмене сведениями, а также информационными системами при информационном обмене в автоматическом режиме.