Внедрение СМЭВ — беспрецедентный интеграционный проект в России. Если раньше для получения услуги гражданам необходимо было обойти несколько учреждений и множество кабинетов, чтобы собрать все справки и документы, то сейчас все намного проще. За счет организации работы электронного правительства, получение любой услуги становится минутным делом. Все благодаря тому, что теперь существует система, в которой в автоматическом режиме происходит быстрый обмен информацией между независимыми ведомствами.
В этой статье рассказываем про устройство СМЭВ, как работает система и какие инструменты интеграции нужно использоваться, чтобы подключиться к сервису.
Основные определения и понятия
СМЭВ — система общегосударственного масштаба для быстрого поиска информации во всех инстанциях, подключенных к сервису. Цель внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия — улучшить качество обслуживания населения в государственных учреждениях, упростить и ускорить обработку запросов, подключить отдельные ведомства к единой базе данных.
СМЭВ постоянно расширяется, так как все больше организаций присоединяются к системе. Благодаря системе обеспечивается доступ к электронным сервисам, быстро передаются данные об истории электронных сообщений во время оказания услуг.
Система упрощает и ускоряет обмен данными в электронном виде, а значит, гражданам не нужно часами простаивать в очереди, чтобы получить ответ на простой запрос. Благодаря СМЭВ реализуется принцип «единого окна». Человек обращается за услугой в одно из профильных ведомств, а специалисты собирают необходимые данные через систему межведомственного электронного взаимодействия. Никакой бумажной волокиты, потраченного времени и испорченных нервов.
Законодательная база
По закону № 210 муниципальные/федеральные/государственные органы, предоставляющие услуги населению, при обращении граждан не должны запрашивать у них дополнительные документы, которые можно получить через систему в других инстанциях.
Для исполнения этого закона и реализации принципа «одного окна» ведомства самостоятельно осуществляют взаимодействия через СМЭВ — инстанции могут быстро обменяться документами и всей информацией, которая может потребоваться при оказании услуг. Такой подход ускоряет удобен для обеих сторон — ускоряет и упрощает предоставление услуги, гарантирует конфиденциальность и сохранность данных.
Также межведомственное взаимодействие регламентируется постановлениями РФ № 697 и № 1222.
Функционал СМЭВ и обеспечение
Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает мгновенный обмен электронными сообщениями и поддерживает передачу запросов, а также документов, обработанных в информационных системах.
- Требуется разработать электронные интерфейсы и сервисы, которые можно использовать при подключении к единой системы. Здесь есть два пути — можно обратиться к разработчику используемой инфосистемы, чтобы доработать сервисы и интерфейсы, а можно упростить задачу и использовать готовое решение. Об одном из таких продуктов расскажем далее в этой статье.
- Второе правило, которое нужно учесть, заключается в том, что оператору узла системы нужно будет предоставить доступ к электронному сервису для регистрации и внесения компании в реестр. Потребуется паспорт электронного сервиса. Также организация должна обеспечить доступность сервера, что необходимо для успешной приемки.
- Необходимо организовать защищенный канал связи между, по которому будет передаваться информация от инфосистемы организации в СМЭВ и обратно.
Для быстрого и эффективного подключения предлагаем использовать готовое решение от «КСК. Технологии». Дальше рассказываем о продукте и его преимуществах.
Интеграция СМЭВ
Чтобы организация могла стать членом СМЭВ, необходимо выполнить следующие шаги:
- Оформить заявку на присоединение к регламенту, а также заявку на регистрацию.
- Доработать собственную информационную систему. Возможно потребуется разработать электронные сервисы/интерфейсы для взаимодействия СМЭВ. В этом вопросе необходимо отталкиваться от требований оператора узла и следовать методическим рекомендациям.
- Задействовать мероприятия для защищенности канал связи между используемой в организации системой и непосредственно СМЭВ. При подаче заявки важно проконтролировать доступность сервиса.
- Получить разрешение на предоставление доступа к сервису.
Чтобы пройти процесс интеграции быстро и избежать типичных ошибок, рекомендуем использовать готовое решение для быстрого внедрения сервиса межведомственного электронного взаимодействия.
Узайте больше о возможностях КСК. Шлюз
Простое ваимодействие множества разнородных информационных систем
- Единый протокол интеграции
- Гарантированная доставка сообщений
- Более 1000 готовых адаптеров
- Мониторинг цепочек взаимодействия
- Совместимость с технологиями СМЭВ 2 и СМЭВ 3
Решение для интеграции
«КСК. Шлюз СМЭВ 3» — готовое решение для взаимодействия информационных систем клиента с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Продукт помогает реализовать такие задачи, как установка системы и подготовка пакета документов для регистрации в СМЭВ, установка видов сведений и вызовов видов сведений. Также Шлюз поддерживает интеграцию с ведомственными информационными системами и предоставляет алгоритм для обучения сотрудников.
Архитектура продукта состоит из таких элементов:
- Модули ядра, поддерживающие работу внутренних механизмов шлюза.
- Адаптеры для преобразования информационной части сообщения из одного формата в другой или, так называемые, модули-трансформеры.
- Сервер приложений для размещений модулей.
- Внутренняя СУБД для хранения сообщений.
Продукт разработан российской компанией на открытом ПО, соответствует требованиям импортозамещения. Эксперты «КСК ТЕХНОЛОГИИ» готовы проконсультировать и помочь с интеграцией, а также обучением сотрудников. Помимо «КСК. Шлюз» компания предлагает и другие отраслевые решения, например, «КСК. СИУМВВ» для межведомственного взаимодействия, «КСК. Реестр услуг» и другие.
от 8 сентября 2010 г. N 697
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО
ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2020 N 1347,
от 14.05.2021 N 733, от 24.06.2021 N 982, от 13.07.2022 N 1242)
1. Настоящее Положение определяет назначение и правила функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – система взаимодействия), а также принципы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, иных органов и организаций (далее – органы и организации) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, или исполнения государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, позволяющую органам и организациям осуществлять информационный обмен на основе унифицированных правил взаимодействия между информационными системами органов и организаций (далее – электронные сервисы), а также обеспечивать единый технологический способ взаимодействия информационных систем органов и организаций (далее – единый электронный сервис) посредством технологии очередей электронных сообщений в соответствии с зарегистрированными форматами передаваемых сведений (далее – виды сведений) и единый технологический способ предоставления данных из информационных систем органов и организаций (далее – единый сервис доступа к данным) посредством исполнения зарегистрированных запросов к витринам данных (далее – регламентированные запросы) и фиксацию фактов движения электронных сообщений в системе взаимодействия.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
3. Целью создания системы взаимодействия является технологическое обеспечение информационного взаимодействия:
а) при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме;
б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
4. Система взаимодействия предназначена для решения следующих задач:
обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
обеспечение предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – единый портал);
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме между органами и организациями в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения;
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями финансового рынка, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, нотариусами и оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица в целях обеспечения идентификации и (или) аутентификации физического лица в соответствии с частями 18 и 18.2 статьи 14.1 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.06.2021 N 982)
обеспечение информационного взаимодействия по предоставлению органами и организациями аналитических данных для принятия управленческих решений.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
5. Технологическое обеспечение информационного взаимодействия органов и организаций с применением системы взаимодействия достигается путем использования:
сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность единого электронного сервиса системы взаимодействия и электронных сервисов;
архитектурного подхода к логическому объединению сведений органов и организаций и их передачи с применением единого сервиса доступа к данным.
При решении задач, установленных пунктом 4 настоящего Положения, используется в том числе сеть передачи данных органов власти, указанная в абзаце третьем подпункта “в” пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 “Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме”.
5(1). Управление параметрами доступа к системе взаимодействия органами и организациями может осуществляться посредством личного кабинета участника взаимодействия системы взаимодействия.
(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
6. Основными функциями системы взаимодействия являются:
а) обеспечение передачи электронных сообщений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций, через единый портал в подключенные к системе взаимодействия региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные и муниципальные услуги, исполнить государственные и муниципальные функции;
б) обеспечение передачи на единый портал ответов на электронные сообщения, обработанные в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления;
в) обеспечение обмена электронными сообщениями, включая реестры информации (в том числе с использованием машиночитаемых и неструктурированных вложений), между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия (далее – обмен сообщениями);
г) обеспечение обработки и передачи электронных сообщений в соответствии с предварительно настроенными правилами определения маршрута направления единичных сообщений и массовых рассылок, установленными техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, определяемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – технические требования);
д) обеспечение учета количества электронных сообщений, передаваемых в системе взаимодействия органами и организациями при обмене сообщениями;
е) обеспечение предоставления в электронной форме документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах;
ж) обеспечение контроля обмена сообщениями на соответствие технологическим правилам выполнения запросов или рассылок сообщений, устанавливаемым оператором системы взаимодействия (в части использования видов сведений единого электронного сервиса и (или) регламентированных запросов единого сервиса доступа к данным), а также органами и организациями (в части использования видов сведений единого электронного сервиса) с учетом административного регламента предоставления государственной или муниципальной услуги либо административного регламента исполнения государственной или муниципальной функции, а также на основании записей в государственной информационной системе, обеспечивающей учет информационных взаимодействий;
з) обеспечение действий от имени инициатора информационного взаимодействия по сбору и обработке сведений посредством механизма автоматического исполнения последовательности межведомственных запросов;
и) обеспечение в соответствии с техническими требованиями действий по разделению сообщения и рассылке множества сообщений в виде фрагментов исходного сообщения в адрес органов и организаций;
к) обеспечение мониторинга информационного взаимодействия, в том числе предоставление органам и организациям информации о технологических параметрах информационного взаимодействия в соответствии с техническими требованиями;
л) обеспечение в соответствии с техническими требованиями блокировки электронных сообщений при обмене сообщениями в случае несоответствия структуры сообщений или вложений технологическим правилам выполнения запросов или рассылок сообщений, зарегистрированным в системе взаимодействия, и в иных случаях нарушения правил информационного взаимодействия в соответствии с техническими требованиями;
(пп. “л” в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
м) обеспечение блокировки электронных сообщений и (или) информационных систем органов и организаций при обмене сообщениями в случае выявления несанкционированных сеансов обмена сообщениями, а также превышения лимитов, нарушения нормативов и иных параметров взаимодействия, установленных требованиями к качеству функционирования информационных систем, одобряемыми президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее – требования к качеству);
н) обеспечение проверки усиленной квалифицированной электронной подписи при обмене сообщениями и блокировки сообщений в случае отрицательного результата проверки;
о) обеспечение формирования и доставки статусных сообщений, информирующих о событиях, возникающих при обмене сообщениями;
п) утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242;
р) обеспечение возможности самостоятельной регистрации и изменения органами и организациями параметров информационных систем, видов сведений единого электронного сервиса и регламентированных запросов единого сервиса доступа к данным, используемых при обмене сообщениями, настройки правил доступа к видам сведений и регламентированным запросам, а также обеспечение использования других средств самообслуживания в соответствии с техническими требованиями, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы “Единая информационная платформа национальной системы управления данными” (далее – единая информационная платформа) и личного кабинета участника взаимодействия системы взаимодействия;
(пп. “р” в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
с) – т) утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242;
у) обеспечение органов и организаций контекстной справочной информацией и материалами, необходимыми для работы с элементами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
ф) обеспечение обмена данными между органами и организациями с использованием регламентированных запросов на декларативных языках программирования в соответствии с техническими требованиями, а также с применением органами и организациями типового тиражируемого программного обеспечения, предназначенного для предоставления государственных данных из информационных систем участников взаимодействия другим участникам взаимодействия, их трансформации, загрузки, хранения и обработки регламентированных запросов (далее – типовое программное обеспечение витрин данных), являющегося частью системы взаимодействия или иного программного обеспечения, реализующего функциональность типового программного обеспечения витрин данных;
(пп. “ф” в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2021 N 733)
х) утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242;
ц) обеспечение расчета показателей использования функций системы взаимодействия органами и организациями, их тарификации, а также возможности персонифицированного выставления счетов за такое использование в соответствии с техническими требованиями.
(пп. “ц” в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
7. В целях исполнения своих функций система взаимодействия в соответствии с техническими требованиями обеспечивает:
а) доступ к единому электронному сервису, единому сервису доступа к данным системы взаимодействия и электронным сервисам информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;
б) получение, обработку и доставку электронных сообщений при обмене сообщениями с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
в) защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в систему взаимодействия до момента передачи ее в подключенную к системе взаимодействия информационную систему;
г) хранение информации, содержащейся в реестре электронных сервисов информационных систем органов и организаций, подключенных к системе взаимодействия (далее – реестр электронных сервисов);
д) хранение информации, содержащейся в реестре видов сведений единого электронного сервиса, необходимой для обмена сообщениями (далее – реестр видов сведений);
е) хранение информации, содержащейся в реестре регламентированных запросов, формируемом с использованием личного кабинета участника взаимодействия системы взаимодействия, и осуществление обмена этой информацией с внешними иными информационными системами, в том числе с единой информационной платформой;
(пп. “е” в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
ж) возможность регистрации сведений о заявлениях о предоставлении государственных и муниципальных услуг, выдачи участникам взаимодействия кодов маркировки электронных сообщений, направляемых в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг, а также контроля использования кодов электронных сообщений при обмене сообщениями;
з) формирование единой матрицы доступа к сведениям и данным участников взаимодействия на основании реестра видов сведений и реестра регламентированных запросов, а также соответствующих правил доступа.
(пп. “з” в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
7(1). Процесс обмена сообщениями с целью передачи сведений от владельца сведений к получателю сведений представляет собой передачу нескольких сообщений такого типа, как запрос, ответ, подтверждение получения запросов и ответов, структурированных в соответствии с требованиями, установленными оператором системы взаимодействия. При обмене сообщениями посредством рассылки сообщений передача сообщений такого типа, как запрос, не осуществляется, а передача сведений происходит получателям сведений, подписавшимся на соответствующую рассылку сообщений.
(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
8. Электронные сообщения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат обработке в системе взаимодействия.
9. Оператор системы взаимодействия осуществляет:
а) обеспечение функционирования системы взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации;
б) подключение информационных систем к системе взаимодействия;
в) ведение реестра электронных сервисов, реестра видов сведений и реестра регламентированных запросов на основании информации, предоставляемой органами и организациями в соответствии с техническими требованиями;
г) разработку и актуализацию методических рекомендаций и иной документации по работе с системой взаимодействия;
д) разработку и актуализацию требований к качеству, представляемых для одобрения в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
е) ограничение работы информационных систем органов и организаций при обмене сообщениями в случае существенных нарушений в функционировании их информационных систем, определяемых на основании требований к качеству;
ж) ограничение работы информационных систем органов и организаций и возможности осуществления органами и организациями обмена сообщениями или использования функций системы взаимодействия в случае нарушения условий возмездного оказания услуг, устанавливаемых в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения;
з) поддержку в соответствии с техническими требованиями криптографической защиты каналов связи между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и системой взаимодействия;
и) утверждение технических требований к типовому программному обеспечению витрин данных, включая порядок его использования, а также технических требований к программному обеспечению участников взаимодействия, реализующему функциональность типового программного обеспечения витрин данных.
(пп. “и” введен Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 N 733)
10. Подключению к системе взаимодействия подлежат:
а) федеральные государственные информационные системы, используемые при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;
б) региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, создаваемые в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления;
в) отдельные информационные системы иных органов и организаций (в том числе участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций) в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
г) информационные системы государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, с использованием которых исполняются указанные функции и предоставляются такие услуги.
10(1). В целях подключения к системе взаимодействия органы и организации обеспечивают:
а) защищенный канал связи между своей информационной системой и системой взаимодействия;
б) разработку взаимодействия с системой взаимодействия.
(п. 10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
11. В целях осуществления информационного взаимодействия с использованием системы взаимодействия при обмене сообщениями органы и организации в соответствии с техническими требованиями и требованиями к качеству:
а) разрабатывают форматы сведений, а именно виды сведений единого электронного сервиса и регламентированные запросы единого сервиса доступа к данным, используемые при обмене сообщениями, и поддерживают их работоспособность;
(пп. “а” в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
б) поддерживают в соответствии с требованиями к качеству работоспособность программных и технических средств информационных систем, подключенных к системе взаимодействия, работоспособность каналов связи и оборудования, обеспечивающих криптографическую защиту каналов связи;
в) поддерживают криптографическую защиту каналов связи между информационными системами органов и организаций и системой взаимодействия, за исключением федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов субъектов Российской Федерации;
г) осуществляют прием, обработку и передачу электронных сообщений с использованием системы взаимодействия;
д) обеспечивают полноту и достоверность информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых с использованием системы взаимодействия, в том числе путем оперативного реагирования на инциденты качества данных, связанные с качеством предоставляемых данных, в соответствии с требованиями к качеству;
е) обеспечивают в соответствии с порядком функционирования и подключения к федеральной государственной информационной системе “Федеральный ситуационный центр электронного правительства” устранение неисправностей, выявленных в ходе мониторинга системы взаимодействия, а также соблюдение процедур, предусмотренных техническими требованиями и требованиями к качеству;
ж) размещают и актуализируют в федеральной государственной информационной системе “Единая система нормативной справочной информации” информацию, используемую при обмене сообщениями, для обеспечения единообразного представления объектов информационного обмена, сведения о которых содержатся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, а также осуществляют использование размещенной в федеральной государственной информационной системе “Единая система нормативной справочной информации” информации при обмене сообщениями в соответствии с Положением о единой системе нормативной справочной информации, утверждаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
з) утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242;
и) обеспечивают подтверждение направляемых в систему взаимодействия сообщений с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, осуществляют проверку усиленной квалифицированной электронной подписи других органов и организаций при получении сообщений, осуществляют проверку усиленной квалифицированной электронной подписи системы взаимодействия в случае использования видов сведений, предполагающих предварительную обработку сведений системой взаимодействия;
к) обеспечивают обработку статусных сообщений, предусмотренных подпунктом “о” пункта 6 настоящего Положения, изменяют параметры работы своих информационных систем и осуществляют повторную отправку сообщений в систему взаимодействия после исправления выявленных нарушений;
л) утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242;
м) обеспечивают дополнительную проверку полномочий по обмену сообщениями в случае, если такая обязанность определена в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации;
н) используют агент системы взаимодействия, представляющий собой программный модуль, обеспечивающий функциональность по формированию, отправке, получению и обработке запросов системы взаимодействия;
(пп. “н” введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
о) поддерживают применение блоков, элементов данных и электронных подписей в сообщениях, направляемых посредством системы взаимодействия (при этом использование отличных от описанных в технических требованиях блоков и элементов данных не допускается);
(пп. “о” введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
п) несут ответственность за содержание реквизитов отправленного электронного сообщения, если иное не предусмотрено техническими требованиями.
(пп. “п” введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2022 N 1242)
12. Использование системы взаимодействия органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
13. В рамках обмена сообщениями органы и организации могут использовать адаптер системы взаимодействия, представляющий собой программный модуль, обеспечивающий функциональность по формированию, отправке, получению и обработке сообщений системы взаимодействия в соответствии с техническими требованиями.
Бережливое производство (Lean) — одна из «долгоиграющих» концепций управления отдельными проектами и предприятиями. Её основы были заложены в первой половине XX ст. крупнейшим автомобильным предприятием того времени — Toyota. А SMED один из инструментов такого подхода к проектному менеджменту.
В рамках lean-production функционирует десяток методов и инструментов, которые в комплексе с программой управления проектами позволяют достичь высокой эффективности рабочего процесса.
Бережливое производство в той или иной форме используется в международных (Oriflame Cosmetics, Toyota) и национальных (украинские «УПЭК», «ТБМ») компаниях.
История бережливого производства
Противостояние — вот настоящий двигатель прогресса. Благодаря негласной борьбе между двумя автогигантами, Ford и Toyota, были заложены основы lean production.
В 1913 году Генри Форд создал первую в мире модель производственного потока. Обрабатываемое изделие передвигалось по конвейеру от одного рабочего процесса к другому, и в итоге превращалось в Ford Model T, вошедший в десятку автомобилей, изменивших мир по версии журнала Forbes. Использование автоматизации снизило себестоимость машины и позволило обеспечить серийный миллионный выпуск.
Тем не менее, у модели организации производства Форда было ровно два недостатка
- отсутствие разнообразия продукции — заводы были заточены на выпуск одной модели в одном цветовом решении и спецификации.
- ограниченность пропускной способности — серийное производство требовало непрерывного выпуска изделий, и чем сильнее росли объемы, тем больше становились задержки между отправкой изделия на следующий рабочий процесс.
Спустя 26 лет после выпуска Model T в продажу, в Японии провели перепрофилирование Toyota. Вместо текстиля концерн стал выпускать автомобили. Основатель Toyota Motor Corp, Киширо Тойдода главным в борьбе за качество определил детальное изучение каждой стадии производственного процесса. Отчасти благодаря этому компании удалось выиграть первый тендер в 1936 г. на производство грузовиков.
Развить идею до крепкой концепции помешала Вторая мировая война. Toyota нуждалась в кардинально новом решении, так как послевоенная экономика Японии пребывала в катастрофическом положении. Около 40% национальных промышленных заводов и инфраструктуры были разрушены, и уровень производства упал до значений начала 30-ых гг.
Тайити Оно, ставший директором Toyota в 1950 г., решил позаимствовать опыт США. В штатах он и познакомился с одним из чудес «американской мечты» — супермаркетами, в которых запасы пополнялись по мере необходимости. Посетил директор и заводы Генри Форда. По возвращению на родину Тайити Оно вместе с Сигео Синго решили поставить во главу угла стратегию вытягивания (производство согласно реальному спросу), а не выталкивания (производство — на планируемых объемах продаж).
Комплекс методов реализации стратегии получил название Toyota Production System — TPS, и стал прообразом Lean Production. Само понятие «бережливое производство» ввела в обиход книга Машина, которая изменила мир Дж. Вумека и Д. Джонса.
Рекомендуем почитать их книгу Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании.
Методы бережливого производства
SMED, о котором пойдёт речь сегодня, важный, но не единственный инструмент воплощения бережливого производства.
В концепции Lean Manufactoring выделяют такие методы
- поток единичных изделий (single-peace flow) — за одну единицу времени производится и перемещается только одно изделие. Среди явных преимуществ — устранение проблемы многозадачности, выравнивание нагрузки на мощности и гибкость производства.
- канбан — система-реализация принципа «точно в срок». К плюсам относятся: прозрачность и понятность процесса разработки для команды проекта, стимулирование инициативы каждого работника, выполнение задач в срок.
- всеобщий уход за оборудованием — концепция управления и обслуживания производственного оборудования. Без этого метода невозможно представить бережливое производство.
- Система 5S — система организации рабочего места. Согласно А. Пырьеву комфортным является минимум в 9 квадратных метров рабочего пространства на одного человека. По его же исследованиям, использование офисов с открытой планировкой (персональные рабочие столы на большом пространстве) наименее эффективно с точки зрения удовлетворённости работников и производительности труда.
- быстрая переналадка (SMED) — от английского «Single Minute Exchange of Dies» — «быстрая замена штампов». Позволяет быстрее переключаться между стадиями производственного процесса, а значит уменьшать финансовые и временные затраты на создание и хранение продукции.
- кайдзен — философия, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления. В основе — 5 элементов: аккуратность, порядок, чистота, стандартизирование, дисциплина.
- Poka-yoke («защита от ошибок») — или «бака-ёкэ» («защита от дурака»). Подразумевает защиту техники, инструментов, изделий на разных этапах процесса, ПО и т.п. от очевидно неверных действий человека при взаимодействии с этими предметами.
Пожалуй, вся упаковка техники в современности изготавливается по принципу пока-ёкэ. Под каждый элемент есть конкретный слот, и ошибиться в размещении невозможно.
Как и концепция бережливого производства, SMED стала результатом коллаборации исследователей и производителей на протяжении XX века.
Так, в книге «Исследования движения» Фрэнка Гилберта описаны подходы к сокращению времени установки.
На фабриках Генри Форда также использовали некоторые из методов сокращения времени наладки. В публикации 1915 года «Методы Ford и магазины Ford» чётко описаны подходы к снижению времени установки и наладки производства. Но эти методы так и не стали популярными. В приоритете было наращивание объемов производства, а не оптимизация процесса.
Ford Model T 1917
А вот японской Toyota удалось воплотить бережливое производство и создать настоящее чудо. В 70-80-ых годах XX столетия западные автопроизводители не понимали, как японским машинам удаётся сочетать высокое качество при низкой цене. К сожалению, исследований на английском языке практически не было.
Но компаниям крупно повезло. Японский инженер Сигео Синго, принимавший участие в разработке методики бережливого производства, в конце 1970-ых участвовал в одном из специализированных воркшопов. После того, как он начал раскрывать подробности производственной системы Toyota без разрешения, компания быстро уволила нерадивого сотрудника.
Синго перебрался в США и начал консультировать организации по вопросам бережливого производства. Помимо того, что он заявил о своём авторстве метода быстрой переналадки, Сигео переименовал его в Single Minute Exchange of Die.
Методика реализации SMED
Для эффективного применения SMED, нужно понять, каких целей вы добиваетесь при внедрении инструмента. К общим целям относятся такие
- снижение простоя оборудования и производственных мощностей
- сокращение запасов незавершённого производства (деталей, материалов, полуфабрикатов)
- расширение ассортимента продукции.
Важность SMED трудно переоценить. На ЛКМЗ выяснили, что суммарно на установку и наладку оборудования уходило 56% общего рабочего времени!
- Разделите внутренние и внешние операции — внутренние операции выполняются только после отключения (остановки) оборудования. Замена системы фильтрации или пресс-форм возможна только при остановке конкретного механизма.А вот для внешних отключения не требуется — те же действия по сборке и проверке системы фильтрации попадут в эту категорию.
- Стандартизируйте внешние операции — в рамках этого этапа рассматриваются детали рабочего процесса с определением возможности стандартизации. Но у каждого предприятия собственное видение этой стадии.Например, Демиховский машиностроительный завод выбрал путь стандартизации функции, а не форм и размеров штампов из-за ограничений в бюджете. Также они сделали упор на стандартизацию и регламентацию действий по переналадке — они мало затратны, но по подсчётам специалистов завода на их долю пришлось около 70% всего сокращённого времени.
- Превратите внутренние операции во внешние — сам создатель Сигео Синго в«Быстрая переналадка» утверждал, что если бы он осознал важность превращения внутренних операций во внешние в 60-ых, то SMED было бы создано лет на 12 раньше. Японский инженер утверждал, что для выполнения этапа нужно:+ проверить операции — возможно какие-то из них ошибочно воспринимаются как внутренние+ найти способы превратить такие операции во внешние.
- Улучшайте внутренние операции — для улучшения достаточно задать ряд вопросов, ответы на которые помогут быстро разобраться, где проблемы в производстве:+ это лучшее время для операции? Можно сделать её в другое время?+ это лучший человек для операции? Кто-то может выполнить работу вместо него?+ это лучшее место для выполнения работы? Возможно ли это сделать на другом рабочем месте?
- Улучшайте внешние операции — полезным будет использовать некоторые инструменты для воплощения этапа в жизнь:+ составление контрольных листов+ проведение функциональных проверок+ внедрение параллельных операций.
- Автоматизируйте — показательный кейс компании MPI, которые использовали по максимуму автоматизацию процессов производства. Работа оператора над изделиями из воска сводится к минимуму, и это позволило уменьшить время переналадки до 60 секунд.
- Постоянно улучшайте рабочий процесс — важно вовлекать в этот процесс всех участников: от руководства и проектного менеджера до исполнителей. Подспорьем станет план дальнейших усовершенствований с указанием приблизительных сроков внедрения.
Вердикт
Появившись во второй половине прошлого столетия, быстрая переналадка стала ответом на растущие масштабы и неповоротливость рабочего процесса.
Благодаря внедрению Single Minute Exchange of Dies значительно уменьшаются временные задержки между стадиями производства, а значит снижается уровень ресурсных затрат.
Книги для статьи предоставлены kniga.biz.ua
СМЭВ 4 (далее – ПОДД СМЭВ) предназначена для обмена сведениями между организациями или органами власти (Участниками взаимодействия) в рамках сеансов обмена (рисунок 1).
Участники взаимодействия в роли:
Потребители данных могут получать сведения из Витрин Поставщиков данных путем:
- отправки Регламентированных запросов;
- подписки на изменения сведений.
Формирование описаний витрин данных и регламентированных запросов, их согласование, а также управление качеством данных, предоставляемых Поставщиком, осуществляется через ФГИС «ЕИП НСУД».Поставщики данных ПОДД СМЭВ:
- осуществляют подключение Витрин к ПОДД СМЭВ, размещают и актуализируют данные на Витринах;
- регистрируют Регламентированные запросы в ПОДД СМЭВ для получения сведений из Витрины Поставщика.
ПОДД СМЭВ поддерживает следующие способы организации обменов:
- обмен с использованием Регламентированных запросов (рисунок 2);
- подписка Потребителя (рисунок 3):
- на Репликацию данных по событию об изменении данных;
- на Репликацию данных по расписанию;
- на уведомления об изменении данных.
Запросы и ответы направляются в ПОДД СМЭВ от имени организаций и подписываются электронными подписями органов власти (ЭП-ОВ). Идентификация и аутентификация информационных систем в ПОДД СМЭВ выполняется по сертификату ЭП-ОВ, загруженному в ПОДД СМЭВ при регистрации ИС Участников взаимодействия.
Подробная информация по функциям ПОДД СМЭВ и принципам работы с подсистемой приведена в Методических рекомендациях по работе с ПОДД СМЭВ.
Обмен с использованием регламентированных запросов
При обмене с использованием Регламентированных запросов взаимодействие происходит следующим образом (рисунок 4):
- Запрос от Информационной системы Потребителя передается Агенту ПОДД СМЭВ с использованием JDBC-драйвера или REST-интерфейса.
- Агент отправляет запрос в Ядро ПОДД СМЭВ.
- Ядро ПОДД СМЭВ после получения запроса выполняет его проверку и преобразование мнемоники запроса в SQL-выражение в соответствии с определением регламентированного запроса.
- Ядро ПОДД СМЭВ направляет запрос через Агента ПОДД СМЭВ в адрес Витрины Поставщика.
- Витрина Поставщика обрабатывает запрос и передает результат в Ядро ПОДД СМЭВ через Агент Поставщика.
- Ядро ПОДД СМЭВ передает результат для исходного запроса Агенту Потребителя.
- Агент Потребителя передает результат запроса Информационной системе с использованием JDBC-драйвера или REST-интерфейса.
Подписка Потребителя на Репликацию данных
Репликация подразумевает автоматическое размещение и актуализацию изменившихся данных из Витрины Поставщика в специальном хранилище на стороне Потребителя (Хранилище данных по подписке) и позволяет снизить продолжительность сеанса обмена.
Порядок работы зависит от настроек подписки:
- по событию об изменении данных Витрины Поставщика;
- по расписанию.
Подписка на Репликацию данных по событию об изменении данных
В режиме «по событию об изменении данных» подписка функционирует следующим образом (рисунок 5):
- Витрина уведомляет Агента ПОДД СМЭВ об изменении данных на Витрине Поставщика.
- Агент ПОДД СМЭВ пересылает уведомление об изменении данных в Ядро ПОДД СМЭВ.
- Ядро ПОДД СМЭВ получает уведомление и отправляет запрос дельты изменений Агенту Поставщика.
- Агент Поставщика выгружает из Витрины дельту изменений и пересылает в Ядро ПОДД СМЭВ.
- Ядро ПОДД СМЭВ пересылает дельту изменений в Хранилище данных по подписке через Агента Потребителя.
- Хранилище данных по подписке выполняет проверку целостности полученных данных и применяет дельту изменений.
Подписка на Репликацию данных по расписанию
В режиме «по расписанию» Ядро ПОДД СМЭВ отправляет запросы о наличии дельты изменений Агенту Поставщика согласно расписанию, указанному в подписке. При наличии изменений дельта передается Потребителю.
Подписка Потребителя на уведомления об изменении данных
Подписка на уведомления об изменении данных подразумевает получение Потребителем только уведомлений об изменении данных на Витрине Поставщика, без передачи дельты изменений.
Что еще необходимо знать
Для участия в обменах необходимо быть Участником взаимодействия СМЭВ, зарегистрировать ИС Участника взаимодействия через ЛК УВ и иметь действующий сертификат ЭП-ОВ.
Поставщик для участия в информационном обмене через ПОДД СМЭВ должен:
- установить Агент ПОДД СМЭВ по Руководству администратора и обеспечить сетевую связанность Агента и ПОДД СМЭВ;
- разместить в своем контуре Витрину данных (исходные коды Витрины данных размещены в Национальном фонде алгоритмов и программ) и настроить Витрину для взаимодействия с Агентом согласно Методическим рекомендациям по работе с ПОДД СМЭВ;
- сформировать и согласовать Модель данных Витрины в ЕИП НСУД согласно Руководству пользователя ЕИП НСУД;
- подать заявку в СЦ на загрузку Модели данных Витрины в ПОДД СМЭВ по Инструкции по подключению;
- связать Витрину данных и ИС через ЛК УВ по инструкции в Руководстве пользователя ЛК УВ;
- зарегистрировать Регламентированные запросы в ПОДД СМЭВ в соответствии с Инструкцией по подключению.
Потребитель для участия в информационном обмене через ПОДД СМЭВ должен:
- установить Агент ПОДД СМЭВ в соответствии с Руководством администратора и обеспечить сетевую связанность Агента и ПОДД СМЭВ;
- настроить Информационную систему для взаимодействия с Агентом согласно Методическим рекомендациям по работе с ПОДД СМЭВ;
- согласовать полномочия на выполнение регламентированных запросов по Инструкции по подключению. Перечень Регламентированных запросов доступен в личном кабинете ФГИС «ЕИП НСУД»;
- при необходимости формирования реплики данных или получения уведомлений об изменении данных Витрины Поставщика:
- согласовать подписку на получение изменений данных Витрины Поставщика;
- развернуть в своем контуре ПО Хранилища данных по подписке и настроить его взаимодействия с Агентом ПОДД СМЭВ согласно Методическим рекомендациям по работе с ПОДД СМЭВ.
Актуальные адреса для настройки сетевой связанности Агента ПОДД и ПОДД СМЭВ
- Обмен сообщениями: 109.207.9.87:6650 (бинарный TCP);
- Аутентификация: 109.207.9.87:443 (HTTP + ГОСТ TLS).
Адреса продуктивной среды
Для доступа к продуктивной среде необходима настройка защищенного канала связи.
До одного ЦОД (Защищённая Сеть Передачи Данных):
- Обмен сообщениями: 172.20.65.5:6650 (бинарный TCP);
- Аутентификация: 172.20.59.5:443 (HTTP + ГОСТ TLS).
До двух ЦОД (Защищённая Сеть Передачи Данных):
109.207.15.59:6650 (бинарный TCP);
109.207.15.155:6650 (бинарный TCP);
109.207.15.187:6650 (бинарный TCP);
109.207.15.58:443 (HTTP + ГОСТ TLS);
109.207.15.154:443 (HTTP + ГОСТ TLS);
109.207.15.186 :443 (HTTP + ГОСТ TLS);
109.207.15.60:123 (UDP – NTP);
109.207.15.156:123 (UDP – NTP);
109.207.15.188:123 (UDP – NTP).
Решение компании iDSystems, успевшее достойно зарекомендовать себя на рынке, обладает необходимым функционалом, который покрывает все потребности банка по электронному взаимодействию с ФССП России через СМЭВ.
Согласно ст. 4 п. 22 раздела 9 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» кредитные организации до конца года должны использовать Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для информационного обмена с Федеральной службой судебных приставов (ФССП) России. На сегодняшний день еще не все банки перешли на электронный документооборот со службой судебных приставов, но, уже половина кредитных организаций РФ автоматизировали ЭДО с ФССП через СМЭВ с помощью решений системы iDБанк.
Компания iDSystems предлагает банкам воспользоваться готовым проверенным решением системы iDБанк – модулем «Электронный документооборот с ФССП России. Розыск средств должников» и выполнить данное требование законодательства в установленные сроки.
Благодаря функционалу этого решения кредитные организации смогут получать запросы СПИ от ФССП России в электронном виде, в автоматическом режиме формировать ответы на полученные запросы и отправлять их в ФССП России в электронном виде через СМЭВ. Данный модуль – это лучшая альтернатива непродуманным вложениям в сложные решения, поскольку он прост с точки зрения интеграции в ИС кредитной организации и обладает всей необходимой функциональностью, позволяющей решать весь спектр задач по взаимодействию с ФССП России через СМЭВ, в частности, для обработки входящих постановлений судебных приставов-исполнителей и формирования ответов на них.
Компания iDSystems занимается реализацией обмена документами в электронном виде между банками и ФССП России через СМЭВ уже более 10 лет, аккумулировав за это время в своем портфеле порядка 100 закрытых проектов.
Руслан Косарим, Angara Security: В связи с нехваткой экспертизы на рынке вырос интерес к MSS-сервисам
Вступив в проект внедрения с iDSystems, ваша кредитная организация выполнит требование законодательства в установленный срок, при этом финансовые затраты банка останутся в пределах разумного.