Sokolko
4 года, 1 месяц назад
Как мы уже писали в статье про СМЭВ 3, Система Межведомственного Электронного Взаимодействия уже давно востребована не только государственным учреждениями и органами власти, но и рядом коммерческих организаций. У наших клиентов также возникла необходимость взаимодействия со СМЭВ. История взаимодействия была начата ещё во времена “расцвета” СМЭВ 2, для которой не было готового Адаптера СМЭВ (как для СМЭВ 3). В то время для взаимодействия со СМЭВ 2 нами был разработан собственный Адаптер СМЭВ. Он всё ещё остаётся актуальным для интеграции с некоторыми сервисами СМЭВ, которые остаются работать на СМЭВ 2 (например, отправка и регистрация сертификатов в ЕСИА для Удостоверяющих Центров). Ориентировочной датой переноса всех сервисов на СМЭВ 3 называют март 2019 года, но всё может круто поменяться, учитывая специфику функционирования СМЭВ. В данной статье речь пойдёт о запуске бесплатного Адаптера СМЭВ 3 для взаимодействия с ним.
Основные функции СМЭВ
Основными функциями СМЭВ являются:
- передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
- обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
- передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:
- доступ к электронным сервисам3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;
- возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
- получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
- защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
- ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.
Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)1 – федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.
СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
- обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
- обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала2 ;
- обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Поставщик ИТ-решений для финансовой сферы R-Style Softlab разработал новый модуль в составе линейки продуктов для взаимодействия с ГИС RS-Connect — “RS-Connect. Реестр взысканий через СМЭВ”.
Благодаря этому продукту банки смогут организовать взаимодействие с Федеральной налоговой службой в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации”. Это касается таких видов сообщений, как RPO, PNO, PPD, PPV, PPM, APN, APO.
Модуль функционирует как в тандеме с модулем “Обмен с ФНС по 440-П”, обеспечивая обработку входящих и отправку исходящих сообщений СМЭВ 3, так и автономно, когда обмен со СМЭВ 3 не предусматривает дальнейшей работы с полученными архивами.
В рамках модуля поддерживаются два вида сведений: передача в кредитные организации транспортных контейнеров, содержащих документы, направляемые ФНС; передача в ФНС России транспортных контейнеров, содержащих документы, формируемые кредитными организациями.
В модуле также предусмотрено оповещение ответственных пользователей по электронной почте в случае возникновения следующих ситуаций: при наличии ошибок в обмене со СМЭВ или ФНС; при получении отрицательного статуса обработки запроса; при получении входящего транспортного контейнера.
Кроме того, в модуле “RS-Connect. Реестр взысканий через СМЭВ” есть возможность прохождения эталонного тестирования для подключения к соответствующим видам сведений СМЭВ.
“Новый модуль позволяет легко перейти на обмен с ФНС через СМЭВ без необходимости доработок на стороне текущего обмена по 440-П и обеспечивает автоматическую обработку сообщений, поступающих от Федеральной налоговой службы”, — прокомментировала Анна Назарова, заместитель директора по развитию, департамент банковского ПО R-Style Softlab.
Функциональность является обязательной для банков. До конца этого года кредитные организации уже могут подключиться к видам сведений СМЭВ, а сам обмен с ФНС через СМЭВ начнется с 1 марта 2023 г.
Поставщик ИТ-решений для финансовой сферы компания R-Style Softlab анонсировала выход нового модуля в составе линейки продуктов для взаимодействия с ГИС RS-Connect— «RS-Connect. Реестр взысканий через СМЭВ». Благодаря этому продукту банки смогут организовать взаимодействие с Федеральной налоговой службой в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации». Это касается таких видов сообщений как RPO, PNO, PPD, PPV, PPM, APN, APO.
Модуль функционирует как в тандеме с модулем «Обмен с ФНС по 440-П», обеспечивая обработку входящих и отправку исходящих сообщений СМЭВ 3, так и автономно, когда обмен со СМЭВ 3 не предусматривает дальнейшей работы с полученными архивами.
Артем Пермяков, Directum: HR-специалист становится агентом цифровизации
Кроме того, в модуле «RS-Connect. Реестр взысканий через СМЭВ» есть возможность прохождения эталонного тестирования для подключения к соответствующим видам сведений СМЭВ.
«Новый модуль позволяет легко перейти на обмен с ФНС через СМЭВ без необходимости доработок на стороне текущего обмена по 440-П и обеспечивает автоматическую обработку сообщений, поступающих от Федеральной налоговой службы», — сказала Анна Назарова, заместитель директора по развитию, департамент банковского ПО R-Style Softlab.
Функциональность является обязательной для банков. До конца этого года кредитные организации уже могут подключиться к Видам сведений СМЭВ, а сам обмен с ФНС через СМЭВ начнется с 1 марта 2023 г. Клиенты компании R-Style Softlab смогут получить новый модуль уже в декабре 2022 г.
Дата публикации: 21.07.2022 09:30
ФНС России продолжает работу по совершенствованию взаимодействия с органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, сведения которых используются для исчисления налогов на имущество.
Указанные изменения позволят повысить качество межведомственного информационного взаимодействия с налоговыми органами, а также обеспечить эффективность администрирования налогообложения имущества.
В материале представлена пошаговая инструкция по предоставлению доступа к Личному кабинету участника межведомственного взаимодействия (ЛК УВ) для двух категорий пользователей: сотрудник организации (сотрудник УВ) и представитель разработчика.
В материале приводится исчерпывающая информация о взаимодействии с сервисами ГИС ГМП посредством СМЭВ. Перечисляются типы организаций, имеющих право работать с Системой государственных и муниципальных платежей, и их полномочия. Описывается порядок регистрации и доступа к сервису. Проводится полный обзор видов сведений ГИС ГМП в СМЭВ3. Разбирается кейс с передачей информации об оплате.
6 октября 2020 года на технологическом портале СМЭВ3 появился раздел «Интеграционный узел Адаптера, доработанного Адаптера СМЭВ 3.0 в соответствии с новыми возможностями СМЭВ 3».
В данной статье мы расскажем о том, что такое Интеграционный узел и какие возможности он предоставляет участникам взаимодействия.
В материале рассмотрены возможности разделения очередей входящих и исходящих сообщений на уровне СМЭВ, Адаптера СМЭВ и информационной системы Участника СМЭВ.
В материале рассмотрены причины снижения скорости работы Адаптера СМЭВ, изучен вариант переустановки Адаптера для повышения его производительности и описано собственное решение команды Хемуль IT для ускорения работы ПО Минкомсвязи — «Бустер Адаптера СМЭВ».
В табличном виде представлен перечень всех информационных систем участников СМЭВ с указанием владельца и мнемоники. Данные актуальны на 29.12.2020. Источник данных — Технологический портал СМЭВ.
На странице собраны ссылки на историю версии бесплатного Адаптера СМЭВ. Ранние версии решения полезны как для последовательного апгрейда до актуальной версии с сохранением пользовательских данных, так и в случае необходимости возврата к более стабильным сборкам..
В материале приводится обзор Модуля мониторинга СМЭВ. Решение предоставляет пользователю набор виджетов и реестр сообщений с полной информацией о процессах обработки межведомственных запросов в электронном виде. Модуль является разработкой команды Хемуль IT и поставляется как в составе Универсального интерфейса Адаптера СМЭВ, так и в качестве самостоятельного серверного решения.
В материале представлен список видов сведений СМЭВ, к которым фактически могут получить доступ юридические лица различных категорий. Материал актуален на декабрь 2021 года.
Sokolko
4 года, 2 месяца назад
Система Межведомственного Электронного Взаимодействия или СМЭВ уже давно перестала быть инструментом исключительно для органов государственной власти. Подключение к СМЭВ доступно также и для некоторых коммерческих предприятий и организаций. Более того, в соответствии с Федеральным Законом подключение к СМЭВ является обязательным для удостоверяющих центров (которые выдают электронные подписи), банков, нотариусов и некоторых других коммерческих организаций. В частности, удостоверяющие центры в сответствии с 63-ФЗ осуществляют проверку достоверности сведений при выдаче электронной подписи с помощью инфраструктуры СМЭВ, а также регистрируют выдаваемые сертификаты в подсистеме СМЭВ-ЕСИА.
На момент написания статьи основной используемой версией системы является СМЭВ 2. Именно на данной версии функционирует большинство сервисов производственного контура (напрмер, сервис проверки паспортов МВД и сервис отправки сертификатов ЕСИА). Кроме того, активно запускается СМЭВ версии 3. Сервисы Федеральной Налоговой Службы (получение выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП и т. ) и пенсионного фонда (проверка СНИЛС) уже доступны только через СМЭВ 3 без возможности работы по СМЭВ 2. Полный переход на СМЭВ 3 всех сервисов запланирован на 2019 год.
7. Переход на новый ГОСТ https://habr.com/company/alfa/blog/341476/
Полезная информация по подготовке к переходу на использование новых криптоалгоритмов, которые будут использоваться в СМЭВ 3. Обязательное использование нового ГОСТ планируется к запуску в 2019 году.
8. ЭП на Java и КриптоПРО для разработчиков https://habr.com/company/alfa/blog/350158/
Пример подписывания сообщений на Java через КриптоПРО для тех разработчиков, которые не планируют использовать готовый адаптер СМЭВ
В материале представлен алгоритм поиска видов сведений СМЭВ 3. Рассматриваются источники информации о ВС: интерфейс Технологического портала СМЭВ, План перехода на использование Методических рекомендаций 3.х, Единый отчет СМЭВ. Описывается процесс проверки работоспособности продуктивной версии ВС.
Проблема поиска вида сведений в СМЭВ
Разработчики СМЭВ в качестве основного инструмента поиска видов сведений СМЭВ 3 предлагают использовать веб-интерфейс, расположенный на Технологическом портале по адресу https://smev3.gosuslugi.ru. При этом пользователю предоставляется возможность поиска только по названию вида сведений, в то время как для предыдущей версии Техпортала был предусмотрен гораздо более широкий набор фильтров:
- по владельцу сервиса (ведомству или организации)
- по идентификатору
- по ключевому слову в описании
- по области применения
- по доступности (общедоступный/ограниченно доступный)
Помимо отсутствия дополнительных фильтров процесс поиска может быть связан со следующими проблемами:
- не все сервисы СМЭВ2 переводятся в СМЭВ3
- при переходе со СМЭВ2 на СМЭВ3 поставщик может существенно изменить название сервиса (вида сведений), разбить один сервис на несколько ВС, или, наоборот, объединить сервисы (например, сервис СМЭВ2 ГИС ГМП в настоящий момент разбит на 10 видов сведений)
- между выводом вида сведений в тестовую и продуктивную среду может пройти очень много времени (до 6 месяцев и более)
- очень часто в тестовую и продуктивную среду выводят несколько версий одного и того же вида сведений
- на Техпортале СМЭВ перестали публиковать актуальные данные о потребителях ВС
- карточки видов сведений на Техпортале СМЭВ не индексируются поисковыми системами
- наконец, в последнее время, в связи с необходимостью формального соблюдения плановых сроков, часто встречается практика установки «заглушек» на виды сведений в продуктивной среде (ВС выведен в продуктив, но либо не отвечает на продуктивные запросы, либо отвечает тестовыми данными)
Указанные проблемы усложняют поиск информации о виде сведений, а также затрудняю принятие решения о старте работ по подключению к ВС.
Далее в статье будут рассмотрены альтернативные источники информации о работе видов сведений, а также представлен оптимальный алгоритм поиска вида сведений.
Во-первых, в нем содержится однозначное соответствие между сервисами СМЭВ2 и видами сведений СМЭВ3.
Во-вторых, все сервисы и виды сведений сгруппированы по ведомствам (поставщикам).
В-третьих, в документе представлены даты вывода видов сведений в тестовую и продуктивную среду. Стоит, однако, учитывать, что данные сроки являются ориентировочными и могут сдвигаться. Формальный вывод вида сведений в продуктив также не свидетельствует о его работоспособности.
Самое главное — документ представляет собой файл в формате excel. В нем работает стандартный функционал поиска. То есть, можно поводить поиск по ведомству, названию сервиса СМЭВ 2 и вида сведений СМЭВ 3.
Минус документа заключается в том, что в нем содержится далеко не полный список видов сведений, а лишь те ВС, которым соответствуют сервисы СМЭВ2.
Единый отчет по СМЭВ
Документ представляет собой файл формата excel и содержит очень много полезной статистической информации. Среди прочего в нем есть вкладка «Невостребованные сервисы», на которой перечислены сервисы и виды сведений, к которым не поступают запросы. Таким образом, если вид сведений должен предоставлять востребованную информацию (1), уже выведен в продуктивную среду (2) и при этом включен в число «невостребованных» (3) — скорее всего, фактически он не работоспособен.
Пример отчета номер 6 «Единый отчет по СМЭВ».
Файл «Статус ВС»
Недавно на главной страницы Технологического портала СМЭВ 3 появился информационный блок со ссылкой на сводный файл в формате excel с информацией о степени готовности всех видов сведений. Файл находится в открытом доступе. Найти его можно на главной странице техпортала: нужно открыть стандартный функционал поиска по содержимому страницы и найти фразу «отчет по статусу регистрации видов сведений». Под найденным текстом будет ссылка на актуальный вариант файла.
Пример файла «Статус ВС» на 30.05.2018.
В файле содержится следующая информация:
- полный перечень участников СМЭВ и их информационных систем (вкладка «Статус Участника»)
- полный перечень видов сведений с указанием поставщика, соответствующего сервиса СМЭВ2 (при наличии), а также статуса вывода ВС в тестовую и продуктивную среду (вкладка «Статус ВС»)
Этот документ является наиболее важным источником данных для поиска нужного вида сведений.
Алгоритм поиска вида сведений
Использование сводных файлов с перечнем видов сведений вместо веб-интерфейса существенно облегчает процесс поиска нужного ВС.
Сам алгоритм поиска выглядит следующим образом:
- Переходим на Технологический портал СМЭВ и скачиваем актуальную версию файла «Статус ВС»
- Производим поиск ВС, используя стандартный функционал поиска:
по названию или SID соответствующего сервиса в СМЭВ2по ведомству-поставщикупо ключевому слову - по названию или SID соответствующего сервиса в СМЭВ2
- по ведомству-поставщику
- по ключевому слову
- Если в списке представлено несколько версий одного ВС — стоит использовать самую последнюю
- При наличии доступа к файлу «Единый отчет СМЭВ» стоит проверить, не входит ли вид сведений в число невостребованных
Как упоминалось выше, вывод вида сведений в продуктивную среду не гарантирует его фактическую работоспособность. Поэтому до старта полномасштабных работ по подключению и интеграции с ВС стоит провести дополнительную проверку:
- Протестировать ВС в тестовой среде
- Получить доступ к ВС в продуктивной среде
- Вручную сформировать несколько боевых запросов по схеме ВС
- Дождаться содержательны ответов на запросы (само собой, ответы с кодами ошибки или ответы с тестовыми данными не являются содержательными)
Только наличие содержательных ответов на запросы в продуктивной среде позволяет судить о реальной работоспособности Вида сведений СМЭВ 3 и может служить сигналом к началу работ по интеграции с ВС.
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями субъектов Российской Федерации по вопросам получения сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении (далее – ЕРН), а также переходом органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на использование сведений, содержащихся в ЕРН, в целях гармонизации государственных и муниципальных ресурсов направляет следующие разъяснения.
1. Федеральная налоговая служба при исполнении полномочий оператора ФГИС “ЕРН” руководствуется Федеральным законом от 08.06.2020 N 168-ФЗ “О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 168-ФЗ).
Предоставление сведений из ЕРН регламентировано статьей 11 Федерального закона N 168-ФЗ, а также Правилами предоставления сведений из ЕРН, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 N 1723 (далее – Правила предоставления сведений из ЕРН). Указанными нормативными правовыми актами определены перечень получателей сведений из ЕРН с учетом целей их использования, основания предоставления сведений, способы и сроки предоставления сведений, а также перечни (состав) предоставляемых сведений.
В соответствии с частями 2 и 6 статьи 11 Федерального закона N 168-ФЗ предоставление сведений из ЕРН осуществляется оператором в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 168-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право на получение сведений из ЕРН для использования в следующих целях:
– совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций, в том числе в электронной форме (с 01.01.2023);
– реализации государственной политики в сфере социально- экономического развития, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (с 01.01.2024 обезличено);
– обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, содержащих сведения о населении Российской Федерации, и обеспечения возможности выявления изменений, содержащихся в них сведений о населении Российской Федерации путем приведения указанных сведений в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕРН (с 01.01.2023, далее – гармонизация государственных и муниципальных ресурсов с ЕРН);
– реализации полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и по предметам ведения субъектов Российской Федерации, полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации, а также полномочий органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения (с 01.01.2024 обезличено);
– составления и реализации государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и в иных целях государственного и муниципального управления (с 01.01.2024 обезличено).
Пунктом 11 Правил предоставления сведений из ЕРН установлено, что предоставление сведений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления может осуществляться посредством соответствующих информационных систем органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере информационно-коммуникационных технологий и организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и (или) автоматизированными системами федеральных органов исполнительной власти (далее – органы ИКТ субъектов Российской Федерации).
Правилами предоставления сведений из ЕРН предусмотрено предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления сведений с использованием видов сведений СМЭВ 3 в режиме директивных рассылок по признаку принадлежности адреса места жительства и места регистрации физического лица к территории соответствующего субъекта Российской Федерации на основании кода ОКТМО и в режиме “запрос- ответ” в рамках оказания государственных услуг. С учетом вступления в силу положений о предоставлении сведений из ЕРН с 01.01.2023 разработка соответствующих видов сведений запланирована ФНС России в 2022 году:
Перечень (состав) предоставляемых сведений из ЕРН в режиме директивной рассылки определен приложением 2 к Правилам предоставления сведений из ЕРН, в режиме “запрос-ответ” – в приложении 1. Информация о регистрации видов сведений в тестовой среде СМЭВ 3 и возможности их тестирования будет доведена до органов ИКТ субъектов Российской Федерации официальным письмом дополнительно.
2. Сроки перехода субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на использование сведений, содержащихся в ЕРН, в целях гармонизации государственных и муниципальных ресурсов с ЕРН, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2021 N 1738 – с 01.01.2021 по 31.12.2025. Пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в срок до 01.07.2022 разработать и утвердить планы-графики перехода на использование сведений, содержащихся в ЕРН, с учетом включения в указанные планы-графики мероприятий, предусматривающих с 01.01.2023 реализацию положений общих требований по приведению сведений о населении Российской Федерации, содержащихся в информационных ресурсах, в т.ч. органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕРН, и порядка первоначального приведения таких сведений в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕРН, на переходный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2021 N 1248 (далее – Правила приведения в соответствие ресурсов).
Гармонизация государственных и муниципальных ресурсов с ЕРН предполагается в режиме “запрос-ответ”. Оператор государственного или муниципального ресурса с 01.01.2023 по имеющимся в его распоряжении сведениям о физическом лице (состав запроса определен пунктом 19 Правил предоставления сведений из ЕРН) сначала запрашивает в ЕРН номер записи о физическом лице (далее – ID ЕРН), сохраняет ID ЕРН в государственном или муниципальном ресурсе, а затем по ID ЕРН запрашивает из ЕРН сведения о самом физическом лице с указанием разделов, по которым требуется предоставление сведений в целях гармонизации или актуализации. В соответствии с Правилами приведения в соответствие ресурсов гармонизации подлежат все государственные и муниципальные ресурсы, за исключением ресурсов поставщиков сведений в ЕРН.
Форма плана-графика, в том числе, перечень мероприятий по переходу на использование сведений, содержащихся в ЕРН, и сроки их реализации, определяются субъектом Российской Федерации самостоятельно с учетом вышеизложенных разъяснений. Федеральная налоговая служба как оператор не уполномочена на разработку и доведение типовой формы плана-графика и перечня типовых мероприятий.
3. Дополнительно Федеральная налоговая служба сообщает, что в соответствии с Правилами функционирования ФГИС “ЕРН”, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2021 N 1141, к декабрю 2022 года будет организован личный кабинет получателя сведений, доступ к которому будет осуществляться с использованием учетной записи ЕСИА должностного лица, привязанной к учетной записи органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа муниципального образования. В кабинете потребителя будет возможность протестировать подключение к видам сведений ЕРН в СМЭВ.
Федеральная налоговая служба поручает УФНС России по субъектам Российской Федерации в трехдневный срок с даты получения настоящего письма довести его до других (за исключением органов ИКТ, которым оно адресовано) заинтересованных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
ФНС разъяснила порядок получения информации из федерального регистра сведений о населении (ЕРН). Также указано, что Правительством РФ установлены сроки перехода регионов и муниципалитетов на использование данных ЕРН – с 1 января 2021 г. до 31 декабря 2025 г.
К декабрю 2022 г. решено организовать личный кабинет получателя сведений, доступ к которому будет возможен с использованием учетной записи ЕСИА должностного лица. В кабинете потребителя можно протестировать подключение к видам сведений ЕРН в СМЭВ.
Как стать участником СМЭВ?
Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минцифра России, являющимся оператором СМЭВ4, и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минцифра России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.
Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).
Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:
- Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов. - Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки. - Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.
АИС МФЦ ДЕЛО
АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:
- Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
- Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
- Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
- Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
- Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).
2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.
4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Отличия СМЭВ 2 от СМЭВ 3
Изначально мы планировали доработать наш Адаптер СМЭВ 2 собственной разработки для взаимодействия со СМЭВ 3. Но, как выяснилось, отличия двух систем не просто значительные, а радикальные. По сути, с точки зрения интеграции СМЭВ 2 не имеет почти ничего общего со СМЭВ 3. В СМЭВ 2 каждый поставщик данных (ФНС, ПФР, МВД) имел свой SOAP-сервис со своим файлом WSDL и особенностями работы. В СМЭВ 3 присутствует единый сервис, который является посредником между запрашивающей стороной (нами) и поставщиками информации. Более детально СМЭВ 3 описан в документе Методические рекомендации по работе с ЕСМЭВ
При выборе способа интеграции нужно учитывать, что передаваемые сообщения подписываются электронной подписью (ЭП) организации. Кроме того, при взаимодействии с единым сервисом СМЭВ 3 нужно использовать протокол SOAP с нестандартным алгоритмом каноникализации. Не совсем понятно, почему разработчики СМЭВ решили использовать свою каноникализацию, это уже останется на их совести. Само собой, свободных и открытых библиотек для данного алгоритма нет. Трудности есть и с подписыванием запросов SOAP по ГОСТ, т.к. не все языки программирования поддерживают ГОСТ “из коробки”. Эталонная реализация алгоритма каноникализации доступна только на Java, так что разработчики, использующие другие языки должны либо реализовывать данный алгоритм самостоятельно, либо отказаться от работы со СМЭВ.
Кроме того, при работе с российскими криптоалгоритмами по ГОСТ, согласно требованиям нашего законодательства к защите ключа электронной подписи, необходимо использовать сертифицированный криптопровайдер. То есть просто экспортировать приватный ключ из носителя ЭП и подписывать им запросы технически можно, но запрещено требованиями регуляторов в данной сфере. Это тоже накладывает свои ограничения на выбор технологии интеграции. Учитывая все эти аргументы, у нас получилось 3 варианта интеграции со СМЭВ 3.
Полностью собственное решение на удобном нам языке (Python)
При таком подходе мы вынуждены экспортировать закрытый ключ в простой текстовый файл и защищать его каким-то образом. Для тестов такой вариант использовать можно, но для настоящего взаимодействия со СМЭВ нежелательно.
Реализация собственного адаптера на Java
Данный способ использует для хранения закрытой части ключа КриптоПРО JCP. Такое решение соответствует законодательным требованиям РФ по защите ЭП, т.к. используется сертифицированный криптопровайдер. К недостаткам можно отнести поддержку не всех носителей ЭП и необходимость приобретения лицензии на КриптоПРО JCP. Библиотека для Java распространяется свободно.
Мы решили не останавливаться на этом способе, т.к. он “прибит гвоздями” к Java, а для нас удобнее несколько иные технологии разработки.
Бесплатный Адаптер СМЭВ 3
Мы выбрали за основу последний способ. При данном подходе за взаимодействие со СМЭВ 3 отвечает бесплатный адаптер СМЭВ от Ростелекома. Он полностью реализует функции асинхронной работы с единым сервисом СМЭВ (постановка в очередь запросов и формирование ответов). Подпись вычисляется через Trusted Java, ключ хранится в стандартном КриптоПРО CSP, который поддерживает очень большое количество носителей ЭП и имеет все необходимые сертификаты. Тут следует отметить, что требуется приобретение лицензий на Trusted Java и КриптоПРО CSP, но они довольно бюджетные и не оказали существенного влияния на общую смету проекта (порядка 3 000 руб. суммарно).
На схеме цветом выделены те сервисы, которые реализуются непосредственно нами на удобной нам технологии разработки ПО (Python). Благодаря возможности выбора способа интеграции (база данных, файловый обмен, SOAP) мы не привязаны к Java или каким-либо другим языкам программирования. Более подробно интерфейсы интеграции Адаптера СМЭВ описаны в руководстве администратора Адаптера.
Установка адаптера СМЭВ
Для установки под Windows мы использовали полезную с технологического портала СМЭВ 3. Единственное. что следует учитывать: для настройки лицензии Trusted Java необходимо установить VC++ redistributable (из состава меню самой Trusted Java). Без неё окошко ввода лицензии не появляется. После установки и запуска адаптера он настраивается полностью по видеоинструкции на работу с тестовой средой (). Нужно не забыть настроить мнемонику системы и указать интеграцию через файловое хранилище (это потребуется дальше). Если планируется использовать web-интерфейс адаптера, рекомендую после установки сделать резервную копию машины: добавляемые в систему виды сведений никогда не удаляются. Такая уж особенность адаптера.
Тестовое взаимодействие со СМЭВ 3
Для того, чтобы иметь возможность работы с производственным контуром СМЭВ, необходимо обязательно пройти тестирование на тестовом контуре. Без соблюдения этого условия заявка на доступ к виду сведений будет сразу же отклонена. Тестирование предполагает отправку и получение эталонных запросов и ответов в адрес эмулятора СМЭВ. Результаты взаимодействия со СМЭВ по тестовому контуру отправляются в виде файлов с сообщениями адаптера как вложения к заявке на доступ к виду сведений. Для того, чтобы сообщения сохранялись в файлы, нужно в “Настройках конфигурации” Адаптера СМЭВ нажать кнопку “Показать расширенные настройки” и отметить галочку “12.2 Сохранение входящих/исходящих сообщений СМЭВ”
Будет загружен архив с несколькими файлами xml. Данные файлы представляют собой те сообщения, которые адаптер СМЭВ 3 должен отправить в адрес эмулятора и ответы на них.
Для того, чтобы отправить эталонные сообщения, нам необходимо подготовить файлы отправки. Т.к. мы выбрали интеграцию через файловое хранилище, адаптер будет забирать файлы из папки %ADAPTER_ROOT%integrationiles%MNEMONIC%out и на их основании отправлять сообщения. Тут проблема заключается в том, что у адаптера несколько иной формат конверта (сообщения), чем у сервиса ЕСМЭВ. Подробнее о формате можно почитать в руководстве администратора адаптера СМЭВ. Ниже приводится пример содержимого файла в формате адаптера для отправки эталонного сообщения тестирования вида сведений “Выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти”:
Здесь 111111 – мнемоника системы, 3e83e83a-6a23-4908-b0d2-e3ad08fe2602 – идентификатор запроса. Он должен меняться при каждом запросе. Можно воспользоваться онлайн-генератором по ссылке:
Как видно из примера, в блок MessagePrimaryContent помещается тело эталонного сообщения.
После отправки сообщения нужно подождать некоторое время и в папке %ADAPTER_ROOT%messages%MNEMONIC% появятся файлы, в которых будут находиться XML-сообщения запроса и ответа. Данные файлы следует сохранить и впоследствии прикрепить к заявке на доступ к виду сведений производственного контура СМЭВ. Операцию по тестированию следует повторить для всех эталонных сообщений в архиве.
После того, как были получены все необходимые XML-файлы, подключение к СМЭВ производственного контура становится делом техники: нужно только оформить соответствующую заявку на доступ к нужному ВС и приложить файлы тестирования. В нашем случае доступ был предоставлен в течение трёх дней.
Надеемся, наш опыт был Вам полезен. Удачи в работе со СМЭВ!
СМЭВ-Интегратор
Получение персональных данных зарегистрированного пользователя ЕСИА
Подписание документов электронной подписью УКЭП и УНЭП через сервис «Госключ»
Получение данных о лицах, призванных по частичной мобилизации
Розыск банковских счетов должника, взыскания и аресты
Обращения, подаваемые в ФССП, и результаты их рассмотрения
Проверка присутствия организации в реестре недобросовестных поставщиков
Обмен банков и ФНС электронными сообщениями по форматам 440-П посредством СМЭВ
Запрос ИНН физического лица
Групповой запрос ИНН физических лиц на основе паспортных данных
Запрос выписки ЕГРЮЛ / ЕГРИП
Список ЮЛ или ИП, по которым за период были произведены обновления ЕГРЮЛ или ЕГРИП
Проверка ФЛ, ЮЛ или ИП на наличие решения ФНС о приостановлении операций по счетам
Передача в ФНС сведений о суммах выплаченных процентов по вкладам физических лиц
Проверка корректности указанных клиентом паспортных данных и ИНН
Получение пенсии через выбранную организацию, занимающуюся доставкой пенсии
Проверка бухгалтерской отчетности организации по данным ГИР БО
Подтверждение факта включения организации в Реестр малого и среднего предпринимательства
Проверка присутствия организации в реестре дисквалифицированных лиц
Сведения действительности паспорта РФ
Залог движимого имущества
Сведения об объектах недвижимости и их правообладателях
Оформление, учет и хранение электронных закладных
Проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (клиента, контрагента)
Сбор и верификация данных о юрлице по данным официальной статистической отчетности
Регистрации и подтверждения учетных записей пользователей ЕСИА (gosuslugi.ru)
Сбор и отправка в ЕБС биометрических данных физических лиц
Запрос выписки по лицевому счету
Обмен с ПФР для погашения ипотеки средствами материнского капитала
Сопровождение кредитных сделок по соглашениям под субсидированный МСХ процент
Передача клиенту заказных и простых писем в электронном виде
Проверка корректности указания физлицом ФИО и номера ОМС
Обмен сведениями по электронным листкам нетрудоспособности
Технологическое обеспечение СМЭВ
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:
- сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;
- единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Выбор программной платформы для адаптера
Согласно официальной документации на Адатер СМЭВ 3, поддерживается как Windows, так и Linux. Это неудивительно, т.к. он написан на Java и изначально задумывался как кроссплатформенное программное обеспечение. Тем не менее, после более детального изучения документации, стало ясно, что поддержка Linux только номинальная. В частности, в руководстве администратора адаптера СМЭВ детально расписано, какие библиотеки для Java необходимо установить на Windows, представлены сведения о криптопровайдерах и т.д. В разделе об установке на Linux написано дословно “1. Развернуть и настроить java JRE в среде Linux.”. Это максимум информации, которую можно почерпнуть из официального руководства по вопросу установки на Linux. После нашего запроса в техподдержку пришла стандартная отписка, что нужно “настроить те же компоненты, что и в варианте с Windows”. После этого вопрос с выбором платформы был решён в пользу ОС Microsoft.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Взаимодействие реализуется в рамках:
- системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
- единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Подготовка к запуску
В нашем случае, организация уже имела доступ к СМЭВ 2, была зарегистрирована в СМЭВ и имела все необходимые учётные записи. Но, как оказалось, для подключения к СМЭВ 3 этого недостаточно. Для получения учётной записи СМЭВ 3 необходимо снова собрать все документы и пройти процедуру подключения. Процедура описана в на Технологическом портале СМЭВ. После успешного подключения, на электронную почту будет направлено зарегистрированное наименование участника (название организации) и мнемоника, которая понадобится в дальнейшем для настройки Адаптера СМЭВ.