Процесс межведомственного электронного взаимодействия государственных органов
Для выполнения главной задачи электронного взаимодействия государственных органов и населения – повышения качества и сокращения сроков предоставления государственных услуг – потребовался переход на качественно новый уровень межведомственного взаимодействия. С этой целью была создана система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Ключевым правовым актом для модернизации системы предоставления государственных услуг является Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. 210–ФЗ, им установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти. Такая мера могла бы стать возможной только благодаря созданию СМЭВ. Исключением из этого перечня считаются документы личного хранения.
Нормативная правовая база была подготовлена довольно оперативно: уже в 2011 году существовало положение о СМЭВ, технические требования к взаимодействию информационных систем в рамках СМЭВ (они означают, что все ведомства будут использовать единый формат взаимодействия), регламенты взаимодействия участников СМЭВ и оператора системы. СМЭВ оказалась зафиксированной в правовом поле как система, на основе которой необходимо реализовывать межведомственное электронное взаимодействие при оказании государственных услуг.
Проще говоря, СМЭВ – информационная система, обеспечивающая гарантированную доставку межведомственных запросов в адрес информационной системы поставщика и ответов на межведомственные запросы в адрес информационной системы потребителя.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 697, определим основные задачи и функции СМЭВ (рис. 1).
Рис. 1. Функции и задачи СМЭВ
Система, которая позволила бы ведомствам обмениваться юридически значимыми данными в электронной форме, в едином формате, должна была лечь в основу электронного правительства. Бегать между чиновниками должен был не человек, а мегабайты информации.
До создания СМЭВ существовали определенные проблемы межведомственного взаимодействия. Еще несколько лет назад единую систему межведомственного электронного взаимодействия невозможно было даже представить. Обмен данными между госорганами проходил бессистемно и хаотично. Каждое ведомство работало по своим правилам, использовало собственные требования к технологиям, уровню защиты данных.
История обмена сведениями не хранилась – в случае необходимости, узнать кто, когда и кому передавал данные, было практически невозможно. У каких-то ведомств вообще не доходили руки до создания собственных информационных систем и получить от них данные в электронной форме было нельзя. Разумеется, отсутствовала единая система контроля и мониторинга, централизованная системы гарантированной доставки сообщений. Роль системы межведомственного взаимодействия играл гражданин – именно он обивал пороги ведомств, собирая нужные ему справки, чтобы в итоге отнести их в тот госорган, в котором хочет получить государственную услугу.
Речь идет о создании информационного ресурса, общего для нескольких государственных служб или ведомств, чьи сферы интересов пересекаются. Скажем, ресурс, содержащий информацию о гражданском состоянии лиц: обычно гражданин может представлять сведения о бракосочетании, разводе, рождении ребенка или смерти близких в несколько государственных органов на протяжении определенного ограниченного срока, а в дальнейшем в разнообразнейших ситуациях снова подавать каждый раз одни и те же данные в разных анкетах (для купли – продажи недвижимости, получения наследства, оформления субсидий или налоговых льгот и т.п.). При функционировании же СМЭВ один раз указанные данные заносятся в архивы всех нужных органов автоматически, а при повторном обращении гражданина к любому из государственных органов он освобождается от необходимости повторно сообщать те же самые данные.
Эти факторы приводили к упомянутой бюрократической волоките и путанице. От заявителя требовали предоставить массу документов и справок, причём многие из них – по нескольку раз. В результате граждане тратили массу времени (а многие – и денег) на копирование одних и тех же бумаг.
К основным проблемам межведомственного взаимодействия относятся:
– хаотический характер обмена сведениями, который организуется каждым из ведомств по своим собственным правилам;
– отсутствие хранения истории предоставления услуг и обмена сведениями;
– избыточные затраты на защиту каналов связи «всех со всеми»;
– отсутствие единой системы мониторинга производительности и доступности информационных систем.
Система обеспечивает регламентированную гарантированную передачу сообщений между подключенными к ней информационными системами органов власти и организаций, оказывающих госуслуги, а также между компонентами инфраструктуры электронного правительства.
В процессе информационного взаимодействия информационной системы поставщика с информационной системой потребителя СМЭВ фиксирует в электронной форме сведения о фактах отправки, получения и содержимом межведомственных запросов и межведомственных ответов между поставщиками и потребителями.
Достоверность предоставляемой информации обеспечивается каждым из поставщиков информации в рамках его зоны ответственности. При этом инфраструктура электронного правительства должна обеспечивать прием запросов, безошибочную маршрутизацию и неискаженную передачу информации между потребителями и участниками.
На рис. 2 показан технологический процесс организации информационного обмена через СМЭВ в рамках процесса заказа услуг и межведомственного электронного взаимодействия с применением электронных подписей.
Рис. 2. Технологическая схема функционирования СМЭВ
Направление информационных потоков в рамках межведомственного взаимодействия представлено на рис. 3.
Рис. 3. Направление информационных потоков в рамках СМЭВ
Как видно на рис. 3 потребителем и получателем данных выступают абсолютно все органы власти федерального, регионального или муниципального значения.
Доступ потребителей к электронным сервисам СМЭВ осуществляться:
– с использованием механизмов аутентификации участников, в том числе с использованием электронной цифровой подписи;
– с помощью обмена потребителей информации и СМЭВ, поставщиков информации и СМЭВ электронными сообщениями установленного формата и структуры.
В связи с переходом взаимодействия граждан с госорганами и госорганов между собой с бумажного на электронное, крайне актуальным стал вопрос развития механизма электронной подписи. Документы, передаваемые через СМЭВ, должны обладать той же юридической значимостью, что и бумажные, подписанные собственноручной подписью. Кроме того, необходимо было сделать так, чтобы электронной подписью могли пользоваться граждане при подаче заявлений на предоставление госуслуг через интернет.
– обеспечение технологической возможности информационного взаимодействия существующих и вновь создаваемых государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем, предназначенных для выполнения государственных задач;
– обеспечение технологической независимости структуры СМЭВ и регламента ее работы от проводимых технических, административных, организационных и иных изменений в информационных системах, подключенных к СМЭВ;
– применение единых технологий, форматов, протоколов межведомственного информационного взаимодействия, унифицированных программно-технических средств; правомерное использование программного обеспечения, использование сертифицированных программно-технических средств и средств связи;
– обеспечение защиты информации путем принятия организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
– минимизация финансовых и временных издержек при передаче и получении информации;
– однократный ввод и многократное использование информации в информационных системах, подключенных к СМЭВ;
– обеспечение функционирования в реальном режиме времени; соблюдение прав граждан при автоматизированной обработке информации, содержащей персональные данные.
С 1 июля 2012 года межведомственный режим распространился на региональный и муниципальный уровень. Именно на региональном уровне предоставляются самые массовые услуги, количество заявителей по некоторым из которых стало превышать 5 млн. человек. Это такие услуги, как пособие по уходу за ребенком, получение субсидий на оплату ЖКУ, пособие на оплату общественного транспорта и другие.
Такой масштабный проект по синхронизации работы ведомств потребовал от Минэкономразвития России разработки и внедрения методик, которые позволяют описать и стандартизировать взаимодействие по обмену информацией между органами власти.
По направлению межведомственного взаимодействия были достигнуты заметные показатели:
– 367 федеральных государственных услуг переведены на межведомственное взаимодействие;
– 766 документов ведомства должны получать самостоятельно, по межведомственным каналам, не требуя их с заявителей;
– 264 документа были признаны избыточными, и ведомства отказались от их использования.
Таким образом, межведомственное взаимодействие считается основным способом получения значительной части документов, необходимых для предоставления государственных услуг. Соответственно, к порядку межведомственного взаимодействия предъявляются специальные требования. В частности, направление межведомственного запроса
и представление документов и информации допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг.
Но создание СМЭВ не только повышает эффективность работы. Описанный межведомственный подход позволяет предотвратить распространенный вид мошенничества, когда человек несколько раз получает одну и ту же льготу, обращаясь за ней в разные инстанции. В то же время, разным государственным учреждениям все чаще нужен общий доступ к информации об одних и тех же организациях, и персонах или доступ к данным по одному и тому же вопросу. Так, например, медицинские учреждения могут оперативно предоставлять информацию местным органам власти (отделам социального обеспечения), что поможет более качественно удовлетворять потребности населения. В ситуациях, когда возникает риск для безопасности граждан, информация может предоставляться милиции и другим правоохранительным органам. При этом применение в таких трансакциях СМЭВ, кроме экономии средств, предупреждает несанкционированный доступ к персональным данным со стороны отдельных граждан, организаций, бизнесов и т.п.
Система межведомственного электронного взаимодействия так же необходима информационного взаимодействия между органами исполнительной власти за счет повышения надежности, скорости и безопасности, для обеспечения регламентированного доступа граждан и представителей организаций к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также автоматизации обмена данными между отдельными государственными, муниципальными и иными информационными системами.
При предоставлении услуг в электронном виде особое значение имеет технологическое обеспечение информационного обмена между федеральными органами государственной власти (ФОИВ), региональными органами исполнительной власти (РОИВ) и органами местного самоуправления (ОМСУ), что с успехом выполняет система межведомственного электронного взаимодействия.
Отправными точками в правовом переходе на межведомственное электронное взаимодействие стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Анализ перечня услуг с элементами межведомственного и межуровневого взаимодействия показал, что всего в нем 101 услуга. Оказывают эти услуги 18 ведомств ответственных за предоставление услуг. Данные по ответственным ведомствам и количеству оказываемых ими услуг приведены в табл. 2.
Данные по ответственным ведомствам и услугам
Ответственное ведомство Республики Мордовия
по предоставлению услуг с элементами межведомственного
и межуровневого взаимодействия
Количество
услуг, шт.
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия
18
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия
28
Как видно из табл. 2, самое большое количество услуг с элементами межведомственного и межуровневого взаимодействия у Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия (29), на втором месте Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (19). По одной услуге у Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия, Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, Республиканской службы записи актов гражданского состояния Республики Мордовия.
Указанный перечень служит основой для организации работы по проектированию межведомственного взаимодействия, составления технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ), которая содержит описание порядка предоставления государственной (муниципальной) услуги, сведений о составе документов, необходимых для предоставления государственной (муниципальной) услуги, сведений о поставщиках и потребителях данных, формах и содержании межведомственного взаимодействия в рамках предоставления государственной (муниципальной) услуги.
На 31 декабря 2013 г. были утверждены ТКМВ по 100 государственным услугам и 42 по муниципальным услугам (39 типовых и 2 уникальные). Инвентаризация и внесение изменений в ТКМВ осуществляется постоянно по мере внесения изменений в законодательство регулирующее предоставление соответствующих государственных и муниципальных услуг, а также по мере внесения изменений в составы запросов, размещенные в информационной системе «Реестр сведений» (http://reestr.210fz.ru/).
Учредителем ГАУ РМ «Госинформ» является Министерство информатизации и связи Республики Мордовия. Целью деятельности Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Госинформ» является содействие реализации государственной политики в области информатизации Республики Мордовии, проводимой Правительством Республики Мордовия.
Основные направления деятельности ГАУ РМ «Госинформ»:
– содействие органам государственной власти в выполнении функций эксперта при утверждении технических требований и технических заданий при реализации мероприятий Республиканской целевой программы «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года» и иных государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и информационных ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития Республики Мордовия;
– осуществление функций оператора электронного правительства Республики Мордовия в соответствии с Постановлением правительства Республики Мордовия № 218 от 24 мая 2010 г.
Сотрудниками ГАУ РМ «Госинформ» вместе с Министерством информатизации и связи РМ и Министерством экономики РМ была проведена работа по созданию региональной СМЭВ (РСМЭВ) и подключению ее к федеральной СМЭВ. Подключены и обеспечены паролями доступа 20 исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, 23 органа местного самоуправления, 18 действующих МФЦ. В целях защиты персональных данных организованы защищенные каналы связи между ГАУ РМ «Госинформ» и участниками межведомственного взаимодействия.
Рабочей группой сектора организации межведомственного электронного взаимодействия ГАУ РМ «Госинформ» проведен анализ государственных и муниципальных услуг Республики Мордовия, где было выявлено, что из 349 государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления в Республике Мордовия, 128 услуг имеют элементы межведомственного и межуровневого взаимодействия (в т. ч. 87 государственных услуг и 41 муниципальная, из которых 39 типовых).
Основные показатели, характеризующие систему межведомственного электронного взаимодействия показаны на рис. 4.
В ходе анализа ТКМВ в 128 услугах были выявлены 184 электронных сервиса. Данные по разработанным сервисам приведены в табл. 3.
Разработанные и протестированные электронные сервисы в количестве 7 штук, они входят в состав 13 социально значимых государственных и муниципальных услуг. Таким образом, 47 электронных сервисов находятся в разной степени готовности.
Рис. 4. Основные показатели, характеризующие СМЭВ Республики Мордовия
Данные электронные сервисы направлены в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для регистрации в тестовой среде РСМЭВ, также на данный момент 1 из разработанных и протестированных электронных сервисов зарегистрирован в тестовой среде СМЭВ.
Информационной системой обеспечивающей межведомственное взаимодействие в Республике Мордовия является информационная система «Система исполнения услуг и межведомственного взаимодействия»
(ИС СИУМВВ). Она обеспечивает выполнение следующих функций (рис. 5).
Данные по электронным сервисам в Республике Мордовия
Поставщик/Потребитель
Количество требуемых электронных сервисов
Количество разработанных электронных сервисов,
находящихся на стадии
тестирования
Количество разработанных и протестированных электронных сервисов
Поставщик ФОИВ – Потребитель ИОГВ РМ, ОМС РМ
86
25
2
Поставщик ИОГВ РМ, ОМС РМ – Потребитель ФОИВ
31
13
5
Поставщик ИОГВ РМ, ОМС РМ – Потребитель ИОГВ РМ, ОМС РМ
67
2
–
Рис. 5. Основные функции ИС СИУМВВ
Разработчиком ИС СИУМВВ является ЗАО «КСК Технологии» (г. Москва), она является лидером во внедрении портальных проектов в России, активно участвует в создании «Электронного правительства», является основным разработчиком региональных порталов и реестров государственных и муниципальных услуг, и платформа КСК СИУМВВ (Система исполнения услуг и межведомственного взаимодействия) в настоящее время является лидирующей системой в своем классе.
Сотрудниками ГАУ РМ «Госинформ» в 2012–2013 гг. проводились работы по составлению план-графика по функциональному тестированию р-сведений в тестовом и продуктивном контуре РСМЭВ совместно с федеральными органами исполнительной власти сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости. Была выполнена работа по функциональному тестированию электронных сервисов, согласно план-графика по функциональному тестированию р-сведений в тестовом и продуктивном контуре РСМЭВ, зарегистрированных в тестовом контуре СМЭВ с федеральными органами исполнительной власти.
Нужно отметить, что по тестированию электронных сервисов республика была среди лидеров на всех этапах этой работы. Тестирование так называемых Ф-сведений, по которым поставщиком запрашиваемой информации является федеральный орган исполнительной власти (или его территориальный орган в республике), а потребителем – республиканский орган власти или местного самоуправления, было завершено еще в апреле 2013 г. И с этого момента абсолютное большинство таких запросов осуществлялось в электронном виде без непосредственного межличностного взаимодействия человека с конкретным чиновником. По тестированию электронных сервисов, где поставщиком информации является республика, а потребителем – федеральные органы власти, Мордовия вошла в число 13 пилотных регионов и завершила тестирование на 3 месте среди 83 субъектов Российской Федерации (по срокам). Это позволяет полностью в электронном виде осуществлять межведомственное взаимодействие в рамках развития информационного общества в Республике Мордовия.
Основные проблемы при разработке электронных сервисов, с которыми сталкиваются сотрудники ГАУ РМ «Госинформ» при реализации проектов, связанных с переводом государственных и муниципальных услуг в электронный вид и организации межведомственного электронного взаимодействия, представлены в табл. 4.
Выявленные проблемы и пути решения в СМЭВ
Отсутствие опубликованной документации к электронным сервисам, разработанным федеральными органами исполнительной власти и ее неактуальность (руководства пользователей, контрольных примеров на электронные сервисы), размещенной на технологическом портале СМЭВ и в информационной системе «Реестр сведений» (reestr.210fz.ru) (Пример: Федеральное казначейство, Сведения о госпошлине, SID0003194; УФСИН, Запрос сведений о нахождении гражданина в местах лишения свобод, SID0003444)
Разработать ФОИВам электронные сервисы и соответствующую актуальную документацию к ним
Длительная регистрация электронных сервисов, как в тестовом, так и продуктивном контуре СМЭВ;
нарушается регламент получения доступа к сервисам оператором ЕСМЭВа Минкомсвязью России в части требований направлений дополнительных заявок непосредственно в Федеральные ведомства (в соответствии с «Регламентом взаимодействия Участников информационного взаимодействия (версия 2.0)» регистрация электронного сервиса в тестовом режиме СМЭВ производится в течение 5 рабочих дней, регистрация в продуктивном режиме СМЭВ производится в течение 9 рабочих дней. При этом электронные сервисы проверяются не комплексно, а до первой найденной ошибки, что заставляет начинать процедуру регистрации электронного сервиса заново)
Привести в соответствие требованиям Минкомсвязи РФ регламент получения доступа к электронным сервисам
В утвержденных ФОИВами форматах электронных сервисов указан неполный состав реквизитов параметров запросов
Определить орган (организацию), который будет собирать информацию и формировать консолидированный ответ
Ограниченность финансовых ресурсов, в том числе местных бюджетов, которые могут быть направлены на финансирование мероприятий указанных проектов
Необходимо дофинансирование
Высокая стоимость услуг единого оператора электронного правительства ОАО «Ростелеком» в части предоставления исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия и органам местного самоуправления доступа к сегменту РСМЭВ, размещенному на федеральном уровне
Уменьшение стоимости
Осведомленность заявителей о системе межведомственного взаимодействия, в % от опрошенных
«Знаете ли Вы о системе
межведомственного взаимодействия?»
Процент от опрошенных
Да, знаю
13 %
12 %
Что-то слышал(а)
28 %
40 %
Впервые слышу от Вас
55 %
45 %
С 1 июля 2012 года вступили в силу нормы 210–ФЗ, запрещающие органам власти при приеме документов на получение государственных (муниципальных) услуг требовать с заявителей документы, имеющиеся в других органах власти и получаемые в рамках системы межведомственного взаимодействия. О существовании таких правил на момент опроса были осведомлены 52 % заявителей (табл. 6).
Соблюдение требований межведомственного взаимодействия,
в % от опрошенных, осведомленных о запрете
«Требовали ли у Вас сотрудники
органов власти документы, которые быть получены в рамах системы
межведомственного взаимодействия?»
Процент от опрошенных, осведомленных о запрете на требование документов
Нет, не требовали
64 %
81 %
Затрудняюсь ответить
28 %
14 %
Среди опрошенных 81 % заявили, что органы власти, к которым они обращались за услугами, соблюдали эти нормативы, не требуя излишних документов. Таким образом, за прошедший год осведомленность заявителей о системе межведомственного взаимодействия увеличилась (прежде всего, за счет тех, кто «что-то слышал»). Также увеличился и показатель использования этой системы органами власти.
Использование СМЭВ в качестве единственного средства предоставления информационных ресурсов для системы исполнения бизнес-процессов позволяет обеспечить независимость информационных ресурсов органов государственной власти и систему исполнения деловых процессов. Процесс создания системы межведомственного взаимодействия оказал влияние не только на технологическую сторону оказания услуг, но и позволил заметно оптимизировать внутренние процедуры, сформировать новые компетенции у участвовавших в работе сотрудников ведомств, устранить противоречия в требованиях органов власти при оказании услуг.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Межведомственное взаимодействие возникает при
предоставлении госорганами услуг гражданам и при осуществлении госфункций.
Электронное взаимодействие между ведомствами — логичный шаг в концепции
построения Электронного правительства.
Предпосылки появления СМЭВ
Для исполнения закона, реализовывая принцип «одного окна»,
ведомства (федеральные и территориальные органы власти и органы местного
самоуправления) самостоятельно в процессе предоставления госуслуг обмениваются электронными
документами и информацией, требуемыми для оказания услуг.
Обмен обеспечивается посредством СМЭВ — Системы
межведомственного электронного взаимодействия. Подход ускоряет предоставление
госуслуг и обеспечивает максимальную безопасность и конфиденциальность
передаваемых данных.
Что собой представляет Система межведомственного электронного
взаимодействия
Фактически СМЭВ является информационной системой,
объединяющей:
- базы данных, в которых среди прочего содержатся сведения об
используемых органами и организациями технических средствах; - историю предоставления сведений;
- а также сами технические и программные средства, позволяющие органам и
организациям взаимодействовать через СМЭВ.
С точки зрения инфраструктуры СМЭВ представляет собой сеть
специальных защищенных каналов, объединяющих узлы — шины на базе Oracle Enterprise Service Bus — в ЦОД-ах «Ростелекома».
На 2015 год созданы один федеральный и 83 региональных
узла, подключенных к федеральному. Кроме того, к федеральному узлу Системы
межведомственного электронного взаимодействия подключен ряд федеральных
ведомств и кредитных организаций.
СМЭВ ориентирована на работу через специальные сервисы (а
именно — веб-сервисы). Это означает, что поставщики сведений создают электронные
сервисы, которые могут обработать входящие запросы и предоставить в ответ
необходимые сведения, а потребители сведений создают собственные адаптеры,
отправляющие запросы и получающие ответы.
Регистрация и получение доступа к сервисам Системы межведомственного
взаимодействия
Для регистрации сервиса поставщик сведений должен пройти
определенную процедуру:
- оформить
заявку на присоединение к регламенту обеспечения предоставления государственных
услуг и исполнения государственных функций в электронном виде; - оформить
заявку на регистрацию информационной системы, посредством которой будет
реализован сервис; - запрограммировать
электронный сервис, опираясь на требования оператора и следуя методическим
рекомендациям по работе со СМЭВ; - обеспечить
защищенность канала и доступность сервиса; - предоставить
типовое описание формата сервиса, а также руководство пользователя, паспорт
сервиса, контрольные примеры и сертификат ЭП органа власти (открытый ключ).
Чтобы иметь доступ к сервису потребителю сведений
потребуется:
- выбрать
сервис, при помощи которого можно получать необходимые сведения, для этого
необходимо ознакомиться с описаниями сервисов; - оформить
заявку на присоединение к регламенту; - обеспечить
доработку собственной ИС, чтобы она соответствовала требованиям оператора Системы
межведомственного взаимодействия, а также методическим рекомендациям по работе
со СМЭВ; - получить
подтверждение о предоставлении доступа к сервису (в ряде случаев заявителю
может быть отказано в доступе).
Более подробно о процедурах можно прочитать на Технологическом портале СМЭВ
в разделе часто задаваемых вопросов.
Готовые решения на базе платформы DIRECTUM для
работы обеспечения межведомственного электронного взаимодействия
В ходе реализации знаковых проектов в органах
государственной власти, в частности в Удмуртской Республики, Тюменской, Кировской,
Ярославской, Омской областях и других регионах РФ, компания DIRECTUM совместно с партнерами наработала опыт организации
взаимодействия региональных информационных систем со СМЭВ, создания и
регистрации сервисов, а также получения доступа к ним.
В частности разработано готовое техническое решение «DIRECTUM: Государственные
(муниципальные) услуги и межведомственное взаимодействие». Внедрение
данного решения в том числе предполагает обеспечение обмена между органами
власти федерального и регионального уровней через Систему межведомственного
электронного взаимодействия.
Архитектура решения (в части интеграции со СМЭВ) выглядит
следующим образом:
На базе технического решения построено бизнес-решение «DIRECTUM: Комплексная система
предоставления государственных (муниципальных) услуг региона». Часть задач,
закрываемых решением, напрямую связана с взаимодействием региональной
информационной системы на базе DIRECTUM с Системой межведомственного электронного взаимодействия:
- получение региональными органами исполнительной власти сведений
от федеральных органов исполнительной власти через СМЭВ; - предоставление региональными органами исполнительной власти
сведений федеральным органам исполнительной власти; - обмен сведениями между региональными органами исполнительной
власти в электронном виде через СМЭВ.
Бизнес-решение включает в себя не только разработку и
внедрение системы DIRECTUM, но также глубокий
бизнес-консалтинг с гарантией успешного завершения проекта под ключ.
С 2015 года запланирован переход на СМЭВ 3.0 с принципиально другой архитектурой, работающую с
новыми форматами. Решения, внедренные у заказчиков, будут адаптироваться, что
приведет к доработке готовых решений для новых клиентов-госорганов.
Внедрение СМЭВ — беспрецедентный интеграционный проект в России. Если раньше для получения услуги гражданам необходимо было обойти несколько учреждений и множество кабинетов, чтобы собрать все справки и документы, то сейчас все намного проще. За счет организации работы электронного правительства, получение любой услуги становится минутным делом. Все благодаря тому, что теперь существует система, в которой в автоматическом режиме происходит быстрый обмен информацией между независимыми ведомствами.
В этой статье рассказываем про устройство СМЭВ, как работает система и какие инструменты интеграции нужно использоваться, чтобы подключиться к сервису.
Основные определения и понятия
СМЭВ — система общегосударственного масштаба для быстрого поиска информации во всех инстанциях, подключенных к сервису. Цель внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия — улучшить качество обслуживания населения в государственных учреждениях, упростить и ускорить обработку запросов, подключить отдельные ведомства к единой базе данных.
СМЭВ постоянно расширяется, так как все больше организаций присоединяются к системе. Благодаря системе обеспечивается доступ к электронным сервисам, быстро передаются данные об истории электронных сообщений во время оказания услуг.
Система упрощает и ускоряет обмен данными в электронном виде, а значит, гражданам не нужно часами простаивать в очереди, чтобы получить ответ на простой запрос. Благодаря СМЭВ реализуется принцип «единого окна». Человек обращается за услугой в одно из профильных ведомств, а специалисты собирают необходимые данные через систему межведомственного электронного взаимодействия. Никакой бумажной волокиты, потраченного времени и испорченных нервов.
Законодательная база
По закону № 210 муниципальные/федеральные/государственные органы, предоставляющие услуги населению, при обращении граждан не должны запрашивать у них дополнительные документы, которые можно получить через систему в других инстанциях.
Для исполнения этого закона и реализации принципа «одного окна» ведомства самостоятельно осуществляют взаимодействия через СМЭВ — инстанции могут быстро обменяться документами и всей информацией, которая может потребоваться при оказании услуг. Такой подход ускоряет удобен для обеих сторон — ускоряет и упрощает предоставление услуги, гарантирует конфиденциальность и сохранность данных.
Также межведомственное взаимодействие регламентируется постановлениями РФ № 697 и № 1222.
Функционал СМЭВ и обеспечение
Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает мгновенный обмен электронными сообщениями и поддерживает передачу запросов, а также документов, обработанных в информационных системах.
- Требуется разработать электронные интерфейсы и сервисы, которые можно использовать при подключении к единой системы. Здесь есть два пути — можно обратиться к разработчику используемой инфосистемы, чтобы доработать сервисы и интерфейсы, а можно упростить задачу и использовать готовое решение. Об одном из таких продуктов расскажем далее в этой статье.
- Второе правило, которое нужно учесть, заключается в том, что оператору узла системы нужно будет предоставить доступ к электронному сервису для регистрации и внесения компании в реестр. Потребуется паспорт электронного сервиса. Также организация должна обеспечить доступность сервера, что необходимо для успешной приемки.
- Необходимо организовать защищенный канал связи между, по которому будет передаваться информация от инфосистемы организации в СМЭВ и обратно.
Для быстрого и эффективного подключения предлагаем использовать готовое решение от «КСК. Технологии». Дальше рассказываем о продукте и его преимуществах.
Интеграция СМЭВ
Чтобы организация могла стать членом СМЭВ, необходимо выполнить следующие шаги:
- Оформить заявку на присоединение к регламенту, а также заявку на регистрацию.
- Доработать собственную информационную систему. Возможно потребуется разработать электронные сервисы/интерфейсы для взаимодействия СМЭВ. В этом вопросе необходимо отталкиваться от требований оператора узла и следовать методическим рекомендациям.
- Задействовать мероприятия для защищенности канал связи между используемой в организации системой и непосредственно СМЭВ. При подаче заявки важно проконтролировать доступность сервиса.
- Получить разрешение на предоставление доступа к сервису.
Чтобы пройти процесс интеграции быстро и избежать типичных ошибок, рекомендуем использовать готовое решение для быстрого внедрения сервиса межведомственного электронного взаимодействия.
Узайте больше о возможностях КСК. Шлюз
Простое ваимодействие множества разнородных информационных систем
- Единый протокол интеграции
- Гарантированная доставка сообщений
- Более 1000 готовых адаптеров
- Мониторинг цепочек взаимодействия
- Совместимость с технологиями СМЭВ 2 и СМЭВ 3
Решение для интеграции
«КСК. Шлюз СМЭВ 3» — готовое решение для взаимодействия информационных систем клиента с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Продукт помогает реализовать такие задачи, как установка системы и подготовка пакета документов для регистрации в СМЭВ, установка видов сведений и вызовов видов сведений. Также Шлюз поддерживает интеграцию с ведомственными информационными системами и предоставляет алгоритм для обучения сотрудников.
Архитектура продукта состоит из таких элементов:
- Модули ядра, поддерживающие работу внутренних механизмов шлюза.
- Адаптеры для преобразования информационной части сообщения из одного формата в другой или, так называемые, модули-трансформеры.
- Сервер приложений для размещений модулей.
- Внутренняя СУБД для хранения сообщений.
Продукт разработан российской компанией на открытом ПО, соответствует требованиям импортозамещения. Эксперты «КСК ТЕХНОЛОГИИ» готовы проконсультировать и помочь с интеграцией, а также обучением сотрудников. Помимо «КСК. Шлюз» компания предлагает и другие отраслевые решения, например, «КСК. СИУМВВ» для межведомственного взаимодействия, «КСК. Реестр услуг» и другие.