Без личных контактов
Развитие перспективных информационных таможенных технологий является одним из основных направлений деятельности ФТС России, которое позволяет создавать более комфортные условия для бизнеса, обеспечивать ускорение и упрощение таможенных процедур
– Руслан Валентинович, каковы новые тренды в развитии таможенных технологий, реализуемых ФТС России в данный момент?
– Безусловно, особо хочется отметить электронное декларирование через Интернет. Это сравнительно новая технология, мы активно начали развивать ее с сентября-октября 2009 года. До этого электронное декларирование осуществлялось по выделенному каналу связи, когда каждый декларант (как правило, это крупное предприятие) и таможня должны были проложить между собой волоконно-оптический кабель. Это довольно дорогостоящее мероприятие, поскольку выделенный канал надо создавать и поддерживать, а кроме того, декларант оказывается привязанным к определенной “точке входа”. Такой вид декларирования был впервые опробован в 2002 году, но так и не был по-настоящему востребован бизнес-сообществом (на пике использования его применяли не более 9-10% участников ВЭД).
Интернет-декларирование мы начали внедрять осенью 2009 года, в январе следующего года вышли на 2% декларирования. К концу 2010-го этот процент составил 24-25, а к концу 2011 года мы достигли уже 77%. Сейчас более 90% деклараций на товары подается и выпускается в электронном виде, его применяют более 85% участников ВЭД. При этом интернет-декларирование полностью вытеснило декларирование по выделенному каналу.
Чтобы это стало возможным, надо было обеспечить выполнение ряда условий. Уже к октябрю 2010 года все таможенные органы, наделенные правом принимать декларации, были технически к этому готовы и аттестованы. То есть посты обеспечены необходимой связью, сотрудники обучены, аттестованы и им выданы электронно-цифровые подписи. Такие же ЭЦП были выданы декларантам, таможенным представителям, для них были созданы возможности подключения к системе таможенных органов через Интернет.
– Да, нас критикуют за то, что в определенных случаях часть документов, на основании которых заполнена декларация на товары, приходится дополнительно представлять на бумаге, и под этим предлогом говорят, что у нас на самом деле “не чистое” интернет-декларирование.
Я бы сказал, что бумага все равно уже “доживает” свой век и будущее, безусловно, за электроникой. За 2,5 года нам удалось с нуля обеспечить повсеместную возможность подачи, приема и выпуска декларации на товары в электронном виде, достичь значительных успехов. Кстати, и объективно оценивающий работу таможни бизнес, и даже наши оппоненты признают, что электронное декларирование реально востребовано бизнес-сообществом. Оно стало привычной и удобной формой работы на всей территории России – от Камчатки до Калининграда. Теперь перед нами стоит задача улучшения качества интернет-декларирования, повышения уровня его комфортности для бизнеса. В соответствии с законодательством ТС подача деклараций должна сопровождаться представлением документов и сведений, на основании которых она заполнена. Более 200 таких документов – инвойсы, контракты, лицензии – формализованы и могут подаваться по Интернету в электронном виде за ЭЦП. Но в ряде случаев существующая нормативная база, в том числе и международная, требует только бумажные оригиналы документов. В первую очередь это определенные различными международными конвенциями товарно-транспортная накладная, книжка МДП, Карнет АТА, документы, которыми регламентируется предоставление льгот и преференций, в частности, при уплате таможенных пошлин на товары, происходящие из стран СНГ. Российское законодательство не может выходить за рамки международного, поэтому мы пока вынуждены продолжать принимать эти документы на бумаге.
– Участники ВЭД нередко жалуются на обилие документов, которые необходимо приложить к ГТД. В чьей компетенции сократить количество этих документов?
– Таможенным кодексом ТС определен перечень документов, подлежащих представлению при декларировании товаров. Вместе с тем законом “О таможенном регулировании в РФ” таможенные органы наделены правом сокращать этот перечень. Такая работа сейчас активно ведется. Многие из этих документов выдаются на территории РФ иными федеральными органами исполнительной власти, и естественным становится желание участника ВЭД, однажды получив любой из этих документов от соответствующего ведомства, уже не представлять его в другой госорган, включая и таможню. Эта работа ведется сейчас на правительственном уровне путем создания системы межведомственного электронного взаимодействия СМЭВ во исполнение Федерального закона N 210-ФЗ “О предоставлении государственных и муниципальных услуг”. СМЭВ позволит в электронном виде взаимодействовать всем федеральным органам исполнительной власти, реализующим те или иные государственные функции или услуги.
Допустим, подразделение минпромторга выдает сертификат соответствия, который подлежит представлению при декларировании. Участник ВЭД имеет его на руках и указывает номер сертификата в декларации на товар. Таможня, используя свои информационные ресурсы и СМЭВ, получает сведения из этого сертификата в электронном виде напрямую из минпромторга, освобождая участника ВЭД от необходимости представлять его нам. В этом случае решается вопрос и оперативности представления, и достоверности, исключаются возможности каких-либо подтасовок, подделок, которые тоже иногда встречаются при проверке декларации в ходе таможенного контроля.
В рамках работы по созданию СМЭВ таможенная служба заканчивает согласование так называемых технологических карт межведомственного взаимодействия, где мы описываем не только какие документы необходимо представить нам, какие предоставляем мы сами, но и детально прописываем, какие, как и когда передаются сведения. По данному направлению разработано 26 карт, большая часть из них уже согласована и подписана. Мы надеемся, что до конца текущего года участники ВЭД уже почувствуют на себе реальные положительные результаты этой работы.
– Возникают проблемы при внедрении СМЭВ? Ведь не все ведомства настолько же продвинуты, как таможенная служба?
– При согласовании технологических карт и технологических возможностей мы столкнулись с тем, что различные федеральные органы исполнительной власти имеют разный уровень автоматизации своих процессов. В некоторых ФОИВ активно применяется внутренний технологический электронный документооборот, разработаны и применяются локальные сети для связи с региональными центрами. В некоторых федеральных органах эта составляющая налажена хуже. Например, у ФТС России есть ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС), она связывает все таможенные органы страны с Центральным информационно-техническим таможенным управлением (ЦИТТУ). Любой таможенный пост в режиме онлайн имеет связь и с центром, и с другим постом. Это довольно дорогое удовольствие, и у некоторых других ведомств таких возможностей нет, что сдерживает темпы перехода на электронное взаимодействие. Например, подразделения минсельхоза, которые выдают фитосанитарные сертификаты, большинство журналов до сих пор ведут “от руки”. Соответственно, там необходимо будет пройти более длительный путь, чтобы перейти на полностью электронное взаимодействие.
– Может быть, есть смысл бизнес привлечь к решению этой задачи?
– Безусловно, сама по себе СМЭВ не решает всех вопросов организации электронного взаимодействия с участниками внешнеторговой деятельности. Простой пример: при декларировании товаров у нас документы представляются в электронном виде. Если у участников ВЭД документы до сих пор оформляются на бумаге, то для участия в электронном декларировании они вынуждены их формализовать, то есть изготовить их электронный аналог в определенном формате и подписать ЭЦП. Это требует дополнительных трудозатрат. Если же в бизнес-структуре внутренний документооборот и взаимодействие с контрагентами уже осуществляется в электронном виде, простейшие программы-конверторы позволяют использовать исходные файлы для формирования электронных документов, которые можно представлять в таможню. То есть электронный документооборот внутри бизнеса является важным условием для обеспечения полноценного электронного взаимодействия в дополнение к информобмену с ФОИВ.
– Насколько бизнесу вообще выгодно это электронное взаимодействие?
– Развитие электронного декларирования создало возможности дальнейшей автоматизации процессов проверки деклараций, позволило существенно сократить время этой проверки и, соответственно, срок нахождения товаров под таможенным контролем. Участники ВЭД у нас разбросаны по всей территории страны, и к каждому таможенного инспектора не приставишь. Таможенные органы создаются в крупных населенных пунктах, в местах концентрации товарных потоков. Старые технологии подразумевали, что декларацию и прочие документы необходимо собрать, привезти и подать на таможенный пост самому или через посредника-брокера. То есть участники ВЭД теряли время и, соответственно, деньги, предоставляя документы на бумажном носителе. Развитие интернет-технологий в перспективе позволит вообще отказаться от необходимости личного визита на таможенный пост, за исключением случаев досмотра или другого ограниченного круга ситуаций, когда требуется присутствие декларанта или его представителя. К слову, доля досмотров, проводимых ФТС России, в последние годы неуклонно падает и за 2011 год составила всего лишь около 6,8% от общего числа товарных партий – в два раза меньше, чем в 2009 году, и полностью в тренде лучшей международной статистики. Немаловажно и существенное сокращение коррупционных рисков: необходимость личного контакта таможенного инспектора с участником ВЭД теперь также резко сокращается.
Сейчас в России созданы 15 центров электронного декларирования (ЦЭД). Это таможенные органы, в которых сконцентрированы возможности для максимально быстрой проверки деклараций, подаваемых исключительно в электронном виде. ЦЭДы специализированы под применение технологии удаленного выпуска, которая была опробована два года назад, и многие участники ВЭД уже оценили ее. Товар фактически размещается на удаленных СВХ, в том числе приграничных терминалах, а декларация подается по Интернету в удобный для участника ВЭД центр электронного декларирования. Контрольная информация пересылается на терминал, после ее сверки декларация выпускается, и товар уезжает к потребителю уже не в статусе находящегося под таможенным контролем.
– Термин “удаленный выпуск” достаточно новый. Правда, что эта технология используется пока только при ввозе товара?
– Говоря бытовым языком, термин “удаленный выпуск” относится к проведению и завершению таможенного контроля в отношении товара, который выпускающий инспектор не только лично не видел, но и физически находился в это время на далеком расстоянии от него. В настоящее время ФТС России реализовала данную технологию, подразумевающую раздельный контроль документов и товаров не только в отношении ввозимых товаров, но и в отношении экспорта. Ближайшее будущее покажет, насколько мы были правы, предполагая, что технология “удаленного выпуска” будет активно востребована нашим бизнесом ввиду ее удобства, экономичности и возможности совершения таможенных операций на расстоянии.
- Новости законодательства
- N 150/594 от 17.04.2017
Об утверждении Порядка информационного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федеральной таможенной службы при проведении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок
В соответствии с пунктом 16(1) Положения о государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 6, ст. 776; 2006, N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2007, N 32, ст. 4153; 2008, N 28, ст. 3381; 2011, N 22, ст. 3188, N 42, ст. 5922; 2012, N 5, ст. 601; 2013, N 48, ст. 6275; 2015, N 12, ст. 1768; N 47, ст. 6589), приказываем:
1. Утвердить прилагаемый Порядок информационного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федеральной таможенной службы при проведении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок.
2. Признать утратившим силу приказ Минтранса России и ФТС России от 26 сентября 2011 г. N 254/1950 “Об утверждении Порядка информационного взаимодействия при осуществлении транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации” (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22297).
приказом Минтранса России
от 17 апреля 2017 г. N 150/594
ПОРЯДОК ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
I. Общие положения
2. Информационное взаимодействие между Ространснадзором и ФТС России осуществляется в соответствии с технологической картой межведомственного взаимодействия по государственной функции ФТС России “Осуществление государственного транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации” (далее – ТКМВ) при проведении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок:
Ространснадзором – при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в стационарных и передвижных контрольных пунктах на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации, в передвижных контрольных пунктах на обозначенных дорожными знаками стоянках (парковках) транспортных средств на территории Российской Федерации;
таможенными органами – при осуществлении таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
3. Результатами информационного взаимодействия являются:
формирование единой базы данных Ространснадзора с результатами государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок;
учет использования разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
обеспечение соблюдения российскими и иностранными перевозчиками установленного порядка осуществления международных автомобильных перевозок;
предупреждение и пресечение административных правонарушений при осуществлении международных автомобильных перевозок российскими и иностранными перевозчиками.
II. Организация информационного взаимодействия
4. Ространснадзор и ФТС России организуют обмен информацией (сведениями) о результатах проведения федерального государственного транспортного надзора в стационарных и передвижных контрольных пунктах на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации, в передвижных контрольных пунктах на обозначенных дорожными знаками стоянках (парковках) транспортных средств на территории Российской Федерации и транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) документами, в том числе с использованием информационных технологий при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок.
5. Для решения вопросов, возникающих в ходе информационного взаимодействия, в том числе для внесения изменений в ТКМВ, Ространснадзором и ФТС России создается постоянно действующая рабочая группа.
6. Должностное лицо таможенного органа при проведении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска использует автоматизированную систему таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска (далее – АС “ПП”).
Должностное лицо таможенного органа с помощью АС “ПП”:
формирует в электронной форме запросы в Ространснадзор и получает ответы, необходимые для проведения таможенными органами государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в рамках ТКМВ;
принимает решения с учетом ответов, полученных от Ространснадзора, и фиксирует результаты контроля;
после принятия решения направляет результаты контроля в электронный сервис Ространснадзора для формирования единой базы данных Ространснадзора с результатами государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок.
7. Информационное взаимодействие Ространснадзора и ФТС России осуществляется с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ).
III. Обязанности Ространснадзора и ФТС России при осуществлении информационного взаимодействия
8. Ространснадзор должен обеспечить:
работоспособность электронных сервисов, отвечающих за взаимодействие информационных систем Ространснадзора со СМЭВ;
представление в ФТС России сведений в электронном виде в рамках утвержденной ТКМВ.
9. ФТС России должна обеспечить:
работоспособность АС “ПП”;
представление в Ространснадзор сведений и результатов проведения государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в электронном виде в рамках утвержденной ТКМВ;
работоспособность электронных сервисов, отвечающих за взаимодействие АС “ПП” со СМЭВ.
10. Ространснадзор и ФТС России информируют друг друга в возможно короткий срок о временной неработоспособности и продолжительности отсутствия доступа к электронным сервисам с использованием электронного почтового ящика единой СМЭВ или других доступных средств связи в случаях:
проведения предстоящих технических работ;
возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
11. После возобновления работоспособности электронных сервисов ФТС России должна обеспечить передачу сведений, которые не были переданы в результате временной неработоспособности.
Особенности регулирования системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках таможенного контроля, проводимого таможенными органами РФ
Зуева Татьяна Сергеевна, доцент кафедры таможенного дела ФГБОУ ВПО “Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова”, кандидат юридических наук, доцент.
В статье проанализированы и выявлены особенности внедрения межведомственного взаимодействия между ФТС России и другими министерствами и ведомствами на современном этапе.
Ключевые слова: межведомственное электронное взаимодействие, ФТС России, таможенный контроль, таможенные органы.
Features of Regulation of the Interdepartmental Electronic Interaction System as Part of Customs Control Implemented by Customs Authorities of the Russian Federation
Zueva Tatyana S., Assistant Professor of Customs Affairs in Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Plekhanov Russian University of Economics”, Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor.
The article analyzes and identifies peculiarities of implementing interagency interaction between Customs authorities and other ministries and departments at the present stage.
Key words: interagency electronic interaction, customs control, the Customs authorities.
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р “Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Совершенствование таможенного администрирования”;
распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р “О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года” (ред. от 15.04.2014);
Федеральный закон от 28.12.2010 N 394 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации”.
- переход федеральных органов исполнительной власти на использование системы межведомственного электронного взаимодействия при выполнении ими функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через российский участок таможенной границы Таможенного союза с целью обмена информацией о выданных лицензиях и иных разрешительных документах и совершении таможенных операций в электронном виде;
- мониторинг эффективности межведомственного электронного взаимодействия, выявление проблем;
- сокращение сроков получения разрешительных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, необходимых при перемещении товаров и транспортных средств через российский участок таможенной границы Таможенного союза, а также при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, подлежащих санитарно-эпидемиологическому, ветеринарному и карантинному фитосанитарному контролю;
- обеспечение передачи на федеральном уровне в ФТС России сведений обо всех оформленных уполномоченными банками паспортах сделок по внешнеторговым договорам (контрактам), представляемых при таможенном декларировании, в электронном виде в режиме времени, близком к реальному, с применением требований информационной безопасности;
Таким образом, организация межведомственного взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти в основном регулируется ведомственными актами ФТС России и в меньшей степени – программными документами, которые определяют основные направления развития межведомственного взаимодействия и промежуточные задачи по его совершенствованию.
Анализ содержания соглашений ФТС России, способов информационного обмена по ним для обеспечения реализации задач, стоящих перед таможенными органами, закрепленных законодательством Российской Федерации, свидетельствует о следующем.
Всего на конец 2014 года ФТС России разработала 45 Технологических карт межведомственного взаимодействия (далее – ТКМВ), из них 44 ТКМВ – с 32 государственными органами, а также одна ТКМВ – с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. В целях технической реализации ТКМВ ведомствами были разработаны электронные сервисы СМЭВ. По состоянию на 1 декабря 2014 года для передачи в ФТС России электронных сведений в продуктивной среде СМЭВ были зарегистрированы 32 электронных сервиса 25 федеральных органов исполнительной власти.
По системе межведомственного электронного взаимодействия больше всего ФТС России взаимодействует со следующими ФОИВ (см. рис. 1): Росаккредитация, Ространснадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Минпромторг России. От этих органов ФТС России получает следующие документы (таблица 1):
+——————————————————–¬Росаккредитация ¦ ¦ 361418 +——————————————————— +——————————¬Ространснадзор ¦ ¦ 221140 +——————————- +–¬Роспотребнадзор ¦ ¦ 33644 +— +–¬Россельхознадзор¦ ¦ 31827 +— +–¬Минпромторг ¦ ¦ 30393России +— ¦ +-¬Минкультуры ¦ ¦ 9964России +– ¦ +¬Минфин России ¦¦ 1324 +- +¬ФСБ России ¦¦ 728 +- +¬Росздравнадзо𠦦 615 +- +¬Росавтодо𠦦 610 +- +¬МВД России ¦¦ 451 +- +¬Росприроднадзо𠦦 402 +- +¬Минздрав России ¦¦ 390 +- L——————————————————————– 0 50000 100000 150000 200000 250000 300000 350000 400000
Рисунок 1. Количество документов, полученных ФТС России от ФОИВ посредством СМЭВ за IV квартал 2014 (по данным ФТС России)
Сведения, получаемые ФТС России от ФОИВ (по данным ФТС России)
Недостаточный уровень информационно-технического оснащения ФОИВ оказывает влияние на низкую степень унификации форматов, способов и регламентов обмена информацией, а также затрудняет получение информации с требуемой степенью актуальности.
Длительные сроки согласования с ФОИВ Соглашений о взаимодействии и технических условий информационного взаимодействия, направленных на их практическую реализацию.
Для обеспечения контрольных функций, осуществляемых таможенными органами, действующие соглашения о межведомственном взаимодействии не в полной мере могут обеспечить возможность получения сведений по разрешительным документам, выданным ФОИВ, проверка которых возложена на таможенные органы.
Литература
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2022 года; проверки требуют 2 правки.
Систе́ма межве́домственного электро́нного взаимоде́йствия (СМЭВ) — информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям (банкам), внебюджетным фондам, и прочим участникам СМЭВ обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде.
Положительный эффектПравить
- Граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах.
- Теперь гражданин, обращающийся за государственной услугой, должен предоставить только документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении и т. д.). Все остальные справки собирает само ведомство.
- Государственный орган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой, сведения, которые уже имеются в распоряжении другого государственного органа.
Функции СМЭВПравить
- Ведение реестра электронных сервисов
- Ведение политик безопасности, применяемых к зарегистрированным электронным сервисам
- Маршрутизация сообщений к зарегистрированным электронным сервисам при синхронном и асинхронном взаимодействии
- Протоколирование обращений (входящих и исходящий сообщений) к электронным сервисам
- Гарантированная доставка сообщений, осуществляемая за счет механизма повторных вызовов электронных сервисов при сбоях
- Обеспечение оповещения Оператора СМЭВ о сбоях в функционировании электронных сервисов
- Передача информации о событиях на СМЭВ по подписке заинтересованным Пользователям (информационным системам)
- Формирование динамически создаваемой статистики использования электронных сервисов
- Подписание электронных сообщений электронной подписью
- Форматно-логический контроль входящих сообщений
- Контроль и мониторинг процессов межведомственного обмена с использованием СМЭВ
Техническое описание системыПравить
СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных Ростелекома. Каждый узел СМЭВ — это шина на базе Oracle Enterprise Service Bus. Участники СМЭВ являются поставщиками и потребителями сведений:
Технические подробности взаимодействияПравить
Взаимодействие информационных систем через СМЭВ осуществляется с использованием электронных сервисов, реализованных в виде веб-сервисов.
Для передачи электронных сообщений используется протокол SOAP поверх HTTP.
Ограничение доступа реализовано на основании сведений, передаваемых в сообщении с использованием стандарта WS-Security.
СМЭВ обладает функциями протоколирования взаимодействия. Также СМЭВ позволяет установить кто, в каком объёме и на основании каких привилегий делал запрос информации.
Хронология реализации проектаПравить
Надо вводить запрет на требование представления заявителями документов, которые уже находятся в распоряжении ведомств и учреждений, которые уже доступны в базе данных
В 2009 году обеспечена возможность взаимодействия между Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ) и информационными системами федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) для заказа государственных услуг в электронном виде. Взаимодействие обеспечивалось с использованием синхронных электронных сервисов. На конец года было зарегистрировано порядка 30 электронных сервисов.
В 2011 году реализованы функции по взаимодействию с использованием электронной подписи, разграничения доступа к сервисам, создан Технологический портал СМЭВ. В системе реализованы возможности доступа к сервисам РСМЭВ, сервисам региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также банков. На конец года зарегистрировано около 300 электронных сервисов.
В 2012 году реализованы специализированные компоненты, обеспечивающие функционирование систем межведомственного взаимодействия на территории Российской Федерации, такие как: Единый реестр сервисов, Единая матрица доступа, Система контроля и мониторинга. Реализованы механизмы взаимодействия с использованием асинхронных сервисов.
В октябре 2012 года в Министерстве связи и массовых коммуникаций сформирован проектный офис СМЭВ — единый центр, где собираются и анализируются все проблемы, с которыми сталкиваются участники СМЭВ. На конец 2012 года зарегистрировано около 3000 электронных сервисов.
Кредитные организации (банки) получили доступ к СМЭВ под контролем ЦБ согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1382. В Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ также определена возможность доступа к СМЭВ для упрощенной идентификации негосударственных пенсионных фондов, части страховых организаций, организаций федеральной почтовой связи и некоторых других организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия» с 1 января 2015 года запрещена разработка электронных сервисов в СМЭВ согласно Методическим рекомендациям по работе в СМЭВ версии 2.X. Новые сведения следует предоставлять согласно Методическим рекомендациям по работе в СМЭВ версии 3.X. — таким образом третья версия СМЭВ официально введена в эксплуатацию с начала 2015 года.
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 9 февраля 2022 года.
- CNEWS 2013 № 65. Дата обращения: 23 марта 2013. Архивировано 12 марта 2013 года.
- Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 23 октября 2018 года.
- Технологический портал СМЭВ
- Проект «Электронное правительство». Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано 10 января 2013 года.
- Telekomza. Минкомсвязи определилось с форматом документов для СМЭВ — PDF/А + реквизиты в XML. Дата обращения: 1 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
- Приказ Минкомсвязи РФ от 27.12.2010 года № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия». URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/424 Архивная копия от 7 сентября 2014 на Wayback Machine
- Методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи. URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/6671 Архивная копия от 6 октября 2014 на Wayback Machine
- Николай Никифоров: «Электронные сервисы в СМЭВ должны функционировать круглосуточно». Минкомсвязь России. Дата обращения: 1 июня 2016. Архивировано 20 сентября 2016 года.
- Сервис ФМС «умирает» под давлением запросов через СМЭВ. Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 23 октября 2018 года.
- Шквал запросов через СМЭВ физически ломает оборудование Росреестра. Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 23 октября 2018 года.