Смве что это такое и СМЭВ 3. Электронная подпись сообщений в Java и КриптоПро

Структура управления

Основная статья: Хроника взаимоотношений Минкомсвязи и “Ростелекома” по проекту Электронное правительство

Роль Минэкономразвития

На межведомственное взаимодействие, по словам министра, переводится 988 документов. В процессе перевода выяснилось, что 311 документов были избыточны, рассказала она: «То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте».

Набиуллина также отметила активное участие в межведомственном взаимодействии Росеестра. В это ведомство, по ее словам, ежегодно поступает около 26 млн обращений на регистрацию, 68 млн обращений или запросов на информацию, и по значительной части этих обращений нужны справки из других ведомств, прежде всего из Федеральной налоговой службы.

«Нам уже пришлось – я имею в виду ведомствам – проделать большую работу по настройке информационных систем, потому что в разных ведомствах свои информационные системы, они должны были взаимодействовать друг с другом. Пришлось поменять 70 законов, для того чтобы эта система заработала. Это, конечно, очень важный шаг, и мы надеемся, что он реально воплотится и граждане и бизнес почувствуют эффект снятия бюрократических барьеров для своей деятельности, просто для жизни», – завершила Набиуллина.

Программные решения

Основная статья: ГАС “Управление” (ГАСУ)

Ожидается, что ГАС «Управление» объединит ряд информационных ведомственных и региональных ресурсов, обеспечивающих решение широкого класса задач в интересах конкретных ведомств и регионов. Все решения должны быть реализованы в единой программно-аппаратной платформе, что позволяет обеспечить их интеграцию с целью формирования основы единой автоматизированной системы государственного управления. На 2014 года одной из ключевых задач ГАС «Управление» называли перевод всего обмена статистической информацией между ведомствами в электронный вид.

По словам Николая Муравьева, руководителя направления региональных решений “Прогноз”, на конец 2014 года в связи с некоторым смещением государственных приоритетов не очень активно развивается тема построения единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системы «Управление», хотя региональный сегмент уже внедрен «Прогнозом» и используется в более чем 40 регионах. Система помогает исполнительным органам субъекта РФ анализировать текущее состояние и планировать перспективное социально-экономическое развитие региона. Кроме того, использование решения позволяет наладить эффективное двухстороннее взаимодействие с федеральными органами власти.

Основная статья: ГАС Выборы

ГАС «Выборы» — это территориально-распределенная, телекоммуникационная, автоматизированная система для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов всех уровней, а также для автоматизации деятельности избирательных комиссий в межвыборный период.

Основная статья: Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства РФ (ЕСИА)

Постановление правительства № 977 от 28 ноября 2011 г. утвердило требования к единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства, которая входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Система не только обеспечит доступ граждан и юридических лиц к электронному правительству, но будет использоваться и чиновниками при обмене сведениями, а также информационными системами при информационном обмене в автоматическом режиме.

Основная статья: Национальная СЭД России

АПК «Безопасный город»

Основная статья: АПК Безопасный город

Основная статья: Независимый регистратор

Информационная система «Независимый регистратор» — система, обеспечивающая независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения аукционов в электронной форме на электронных площадках с целью предоставления информации о действиях, совершенных на торгах, для принятия контролирующим органом решений на основе объективной информации.

Национальный фонд алгоритмов и программ (НФАП)

Основная статья: Национальный фонд алгоритмов и программ (НФАП)

Федеральная государственная информационная система «Национальный фонд алгоритмов и программ» (ФГИС ФАП) является одной из «координационных» ГИС, т.е. имеет непосредственное отношение к автоматизации процессов координации государственной информатизации.

Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС)

Основная статья: Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС)

Система предполагает предоставление доступа с использованием интернета государственным органам, органам местного самоуправления, пользователям ЕМИСС к официальной статистической информации, размещенной в электронном виде, включая метаданные, формируемой в соответствии с Федеральным планом статистических работ.
Кроме этого, она предусматривает объединение статистических ресурсов, обеспечивающее их эффективное использование при принятии управленческих решений и прогнозировании, а также представление официальной статистической информации в государственные информационные системы.

Цифровые технологии производительности

Основная статья: Цифровые технологии производительности

Виды сведений

Участники обмениваются данным через виды сведений (протоколы обмена) — правила формирования пакетов данных для передачи от одного участника другому.

Хороший пример вида сведений — Всероссийская перепись населения 2020. Данные о переписи передают федеральным органам исполнительной власти в электронном виде. В полученных данных существует чёткая структура сведений: ФИО, пол, дата рождения, гражданство, семейное положение. Также в рамках вида сведений описан ответ, который должен быть получен, если обработка запроса прошла успешно.

На июнь 2020 года в СМЭВ зарегистрировано более 1000 промышленных (рабочих) и 2000 тестовых видов.

Обмен данными в промышленной среде по всем видам сведений ведётся через защищённые каналы связи. Все передаваемые данные сопровождаются электронной цифровой подписью, с помощью которой СМЭВ идентифицирует участников взаимодействия.

Данные передаются по протоколу SOAP, при этом каждое сообщение представляет собой вложенную структуру:

Смве что это такое и СМЭВ 3. Электронная подпись сообщений в Java и КриптоПро

Виды сведений делятся на две группы — простые и универсальные. Рассмотрим схему обмена данными по простому виду сведений:

Смве что это такое и СМЭВ 3. Электронная подпись сообщений в Java и КриптоПро

На схеме видно, что данные форм отображаются непосредственно в конверты обмена данными. Из-за этого появляется ограничение: необходимо разработать структуру блока данных, запроса/ответа для каждого такого вида сведений.

Обмен по универсальному виду сведений можно представить так:

Смве что это такое и СМЭВ 3. Электронная подпись сообщений в Java и КриптоПро

На первый взгляд схема может показаться более сложной, однако она демонстрирует принципиальную разницу, которая в итоге упрощает взаимодействие между участниками по универсальному виду сведений (УВС). Специфические данные форм передаются во вложении к конверту СМЭВ, а признаки УВС, позволяющие идентифицировать вид сведений, передаются непосредственно в конверте и имеют одинаковую для любого ВС структуру:

  • номер заявления портала и сведения, позволяющие определить услугу;
  • целевое подразделение, к которому пользователь обращается за услугой.

Данные формы, заполненные пользователем портала, пакуются во вложение к основному сообщению.

Таким образом можно оформить предоставление практически любых услуг без необходимости проходить трудную регистрацию нового вида сведений.

Архитектура государственных данных

18 октября 2019 года TAdviser стало известно, что Министерство экономического развития РФ предложило внести ряд изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Среди предлагаемых изменений обращает на себя внимание предложение ввести такие понятия как «государственные» и «муниципальные данные», а в дополнение к ним – понятия «гармонизации», «систематизации» и «обезличивание информации». Кроме того, закон предлагается дополнить двумя статьями, регламентирующими создание так называемой «Единой информационной платформы» и «Единой системы нормативной справочной информации».

Смве что это такое и СМЭВ 3. Электронная подпись сообщений в Java и КриптоПро

Под государственными или муниципальными понимаются «данные, содержащиеся в государственных (муниципальных) информационных системах, либо данные, которыми управляют государственные органы (органы местного самоуправления), в том числе в бумажном виде».

Единая информационная платформа должна будет включать в себя реестр видов государственных и муниципальных данных, а также официальный портал национальной системы управления данными в интернете и «иные государственные информационные ресурсы, определенные Правительством РФ.

Информация в этой единой информационной системе будет общедоступной, за вычетом данных, доступ к которым ограничен действующими законами, но при этом подразумевается, что для некоторых данных обязательным будет «обезличивание”, то есть, предполагается сделать невозможным «без использования дополнительной информации определить принадлежность информации конкретным лицу, объекту или процессу».

Что касается «гармонизации» – то в описании говорится о приведении данных в соответствии друг другу «путем применения установленных настоящим Федеральным законом способов такого приведения в соответствие»”.

Далее в тексте законопроекта поясняется, что сам процесс «гармонизации» осуществляется тремя способами: либо полным или частичным копированием “эталонных государственных (муниципальных) данных», либо использованием указателей на эталонные данные, либо использования таблицы соответствия идентификаторов одних государственных (муниципальных) данных и идентификаторов других государственных (муниципальных) данных. Возможно также использование комбинированного способа такой гармонизации.

Больше проверок:  Общие правила проведения выездных налоговых проверок

При этом лица, права и свободы которых затрагиваются гармонизируемыми данными, имеют право узнать об этой гармонизации – и потребовать от оператора ее отмены.

Что касается «эталонных» данных, то их состав предлагается определять нормативными актами Правительства РФ или уполномоченного им федеральным органом исполнительной власти, а также высших исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Очевидно, что на октябрь 2019 года таких законов и правовых актов еще нет.

Систематизация данных в государственных и муниципальных информационных системах, согласно описанию, подразумевает их упорядочивание по сходству или различию присущих им характеристик и унификацию структурных элементов. Иначе говоря, приведение их к единому формату представления.

Вся справочная информация, которая будет включена в эту единую систему, будет рассматриваться как эталонные государственные данные.

Текст законопроекта доступен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

План создания Национальной системы управления данными

Основная статья: Национальная система управления данными (НСУД)

В конце ноября 2018 года стало известно о планах создания в России национальной системы управления данными (НСУД), которая будет включать всю имеющуюся у государства информацию о гражданах, компаниях, товара и объектах. Единая информсреда объединит сотни государственных информационных систем (ГИС).

План запуска Единой архитектуры государственных данных

Инициирование: Письмо Аппарата Правительства РФ №П10-5473 от 6 февраля 2014 года

В результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам. Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.

Формирование единой архитектуры государственных данных является важным шагом на пути решения указанных проблем и требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

Перечисленные проблемы не являются простыми недоработками в реализации электронного правительства, которые могут быть решены отдельными мероприятиями. Данные проблемы являются системными и вызваны, в первую очередь, отсутствием единых, детально проработанных принципов работы с данными в модели Электронного правительства.

Системный и комплексный подход к решению указанных проблем должна обеспечить разработка Единой архитектуры государственных данных.

  • повышение эффективности управления государственной деятельностью за счет дополнительной систематизации информации об этой деятельности;
  • повышение эффективности государственной деятельности за счет развития возможностей автоматизации межведомственного взаимодействия и повышения доступности государственных данных для анализа и принятия управленческих решений;
  • сокращение затрат на поддержку и развитие существующих государственных информационных систем за счет унификации и стандартизации требований к информационным системам и их взаимодействию;
  • повышение эффективности планирования и управления развитием государственной информационной среды за счет систематизации и унификации принципов развития отдельных элементов среды;
  • повышение качества государственных услуг (G2C, G2B) и государственных функций (G2G) за счет повышения доступности и качества данных и новых возможностей межведомственного взаимодействия;
  • разработать единую информационную модель государственных данных;
  • разработать единую модель управления данными.

Полезные ссылки

Портал методической поддержки реализации федерального закона N210 ФЗ

Функционал СМЭВ и обеспечение

Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает мгновенный обмен электронными сообщениями и поддерживает передачу запросов, а также документов, обработанных в информационных системах.

  • Требуется разработать электронные интерфейсы и сервисы, которые можно использовать при подключении к единой системы. Здесь есть два пути — можно обратиться к разработчику используемой инфосистемы, чтобы доработать сервисы и интерфейсы, а можно упростить задачу и использовать готовое решение. Об одном из таких продуктов расскажем далее в этой статье.
  • Второе правило, которое нужно учесть, заключается в том, что оператору узла системы нужно будет предоставить доступ к электронному сервису для регистрации и внесения компании в реестр. Потребуется паспорт электронного сервиса. Также организация должна обеспечить доступность сервера, что необходимо для успешной приемки.
  • Необходимо организовать защищенный канал связи между, по которому будет передаваться информация от инфосистемы организации в СМЭВ и обратно.

Для быстрого и эффективного подключения предлагаем использовать готовое решение от «КСК. Технологии». Дальше рассказываем о продукте и его преимуществах.

Федеральные госуслуги

Основная статья: Единый портал государственных услуг

С 15 декабря 2009 г. по адресу www.gosuslugi.ru открылась вторая версия единого портала государственных услуг России.

Основная статья: Система межведомственного электронного документооборота России

Система обмена электронными сообщениями и ведение служебной переписки в электронной форме между участниками межведомственного электронного документооборота. Является составной частью электронного правительства России.

Основная статья: Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Главная функция системы – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ.

Требования к ИТ-системам для электронных госуслуг

В декабре 2013 г. Минкомсвязи утвердило приказ, устанавливающий требования к ИТ-системам организаций, которые подключаются к инфраструктуре обеспечения взаимодействия систем, использующихся для предоставления электронных госуслуг. Проект приказа был опубликован осенью, его общественное обсуждение завершилось в конце ноября.

Приказом, в частности, утверждаются требования к каналу связи и используемым для его защиты средствам криптографической защиты информации, а также особенности использования стандартов и протоколов при обмене данными в электронной форме.

В числе требований – необходимость подключения ИТ-систем организаций, использующихся для предоставления госуслуг в электронной форме, к сетям передачи данных, обеспечивающим скорость передачи не менее 1 мегабита в секунду.

ИТ-системы, подключенные к инфраструктуре взаимодействия, должны поддерживать языки, спецификации и протоколы HTTP 1.2, IPSec, SSL 3.0, OAuth 2.0, UDDI 3.0, XML 1.1, XSL 1.1, SAML 2.0, WSDL 1.1, WS-Policy 1.2 и Rest-API.

Стоит отметить, что в утвержденную версию документа не вошли требования к объему баз данных таких систем, содержавшиеся в тексте проекта приказа. Так, изначально предлагалось установить требование по наличию у использующихся для электронных госуслуг систем объема баз данных, достаточного для хранения всех электронных документов, обрабатываемых в них, за период не менее 5 лет.

В части требований к информационной безопасности указывается, что для подключения к закрытому контуру инфраструктуры необходимо использовать средства «криптографической защиты канала связи, применяемые в единой системе межведомственного электронного взаимодействия». В проектной же версии документа говорилось, что средства должны обеспечивать шифрование по алгоритму ГОСТ 28147-89 и подключение к инфраструктуре ViPNet CUSTOM версий 2.8 и выше.

Кроме того, при передаче или получении информации по каналам связи, обеспечивающим подключение к закрытому контуру инфраструктуры, должно осуществляться обязательное резервирование таких каналов, говорится в приказе.

Межсетевые экраны подключаемых ИТ-систем, обеспечивающие контроль за информацией, поступающей в информационную систему должны быть сертифицированы по требованиям ФСБ к таким системам по четвертому классу защищенности, а также по требованиям ФСТЭК по третьему классу и третьему уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей.

Постановка задачи

С учётом приведённых выше особенностей, нашей команде предстояло обеспечить интеграцию ИС заказчика с «Госуслугами» по универсальному виду сведений. Информационная система заказчика — ИАС «Градоустройство». С её помощью пользователи ведомств, ответственные за оказания услуг, могут собирать пакеты документов и формировать результаты для дальнейшей передачи на портал через СМЭВ.

Итак, СМЭВ, как в поговорке про слова в песне, нельзя исключить из решения задачи интеграции с порталом государственных услуг. Но это к лучшему: благодаря системе у всех участников есть универсальная среда взаимодействия. Это позволяет опираться на определённый стандарт и не изобретать велосипед.

В следующих статьях мы рассмотрим, как на стороне поставщика сведений организовать обработку заявлений по данным пользователя с использованием движка автоматизации бизнес-процессов Workflow Core.

Инфраструктура электронного правительства

Практически весь федеральный сегмент электронного правительства России располагается в двух ЦОДах «Ростелекома» в Москве — на Сущевском валу (северная часть Третьего транспортного кольца) и на улице Гончарная (район станции метро «Таганская»). Информационные системы и оборудование частично принадлежат Минкомсвязи, частично арендуются у «Ростелекома».

Больше проверок:  Записи о проверках устройств и Должны ли потребители отправлять копии сертификатов проверки IPU в MA

Программно-аппаратная инфраструктура ключевых систем электронного правительства — Единого портала госуслуг (ЕПГУ) и Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — закупалась в два этапа, следует из нынешнего госконтракта Минкомсвязи с «Ростелекомом». В 2009 г. для ЕПГУ было приобретено более 20 серверов HP, несколько маршрутизаторов Cisco и систем хранения Hitachi вместе с СУБД Oracle. Для СМЭВ использовались четыре блейд-сервера и ленточная библиотека Sun, сервер HP, дисковый массив Hitachi и коммутатор Brocade. В качестве программной шины было приобретено решение Oracle.

В 2010 г. вычислительные мощности расширились. На этот раз в основном за счет оборудования IBM. Инфраструктура ЕПГУ потребовала 26 новых серверов, СМЭВ — пять. Помимо этого, техника IBM с 2010 г. стала использоваться в инфраструктуре ГАС «Управление», портала госпродаж, системы управления ведомственной информатизацией. По совпадению пост замминистра связи в 2010 г. занял Илья Массух, ранее 13 лет работавший в IBM (последняя должность — директор департамента продаж в госсектор). В 2010–2012 гг. Массух был куратором электронного правительства в Минкомсвязи.

В «Ростелекоме» говорят, что оборудование, перечисленное в контракте, поставлялось в 2009–2010 гг. по техническим заданиям Минкомсвязи и не ограничивается только IBM. «Выбор конкретных марок оборудования осуществлялся подрядчиками по выполнению работ, исходя из возможностей вендоров по обеспечению требуемых технических характеристик, сроков поставки, объемов и иных параметров, заданных заказчиком», — добавляют в компании.

Аренда “э-правительства” для регионов

Региональная инфраструктура электронного правительства (РИЭП) не является собственностью ни Минкомсвязи, ни региональных властей. Она, как следует из контракта, принадлежит «Ростелекому» и предоставляется всем 83 субъектам как комплексный сервис по модели SaaS.

В состав «типового экземпляра комплексного сервиса» входят:

  • «Региональный портал государственных услуг» — клон ЕПГУ, размещаемый на его же поддомене (например, 45.gosuslugi.ru для Курганской области), содержащий услуги конкретного региона;
  • «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия» — обеспечивает взаимодействие ведомств внутри субъекта;
  • «Типовое решение межведомственного взаимодействия» — автоматизирует получение и обработку запросов через СМЭВ от федеральных органов власти, а также подготовку запросов к ним и получение ответов на них;
  • сервис «Предоставление сведений для ФОИВ» — обеспечивает предоставление сведений от региональных органов власти в адрес федеральных;
  • сервис «Запрос сведений от ФОИВ» — обеспечивает получение сведений от федеральных органов власти в адрес региональных.

«Права на все сервисы, аппаратные и программные средства, используемые при оказании типового комплексного сервиса, принадлежат исполнителю», — говорится в госконтракте Минкомсвязи с “Ростелекомом”.

Собеседник CNews, близкий к новой команде Минкомсвязи, полагает, что это договоренность между прошлой командой и «Ростелекомом». «Согласно 210-му закону, регионы могут иметь собственные РСМЭВ, тем не менее критерии аттестации региональных шин на статус РСМЭВ формально определены не были, — рассказывает он. — «Ростелеком» же как оператор эксплуатации очень ловко привязал официальную терминологию (РСМЭВ) к неотделимой части архитектуры — региональным шинам».

Экс-сотрудник «Ростелекома», занимавшийся электронным правительством, говорит, что у регионов всегда был выбор — либо арендовать инфраструктуру за 15 млн руб. в год, либо создать собственную за 150–350 млн руб. в зависимости от субъекта, и модель аренды для них оказалась более предпочтительной. «Это как каналы и услуги связи, — добавляет он. — Никто же свои каналы связи не строит, а все потребляют услуги. Так же и с инфраструктурой для электронного правительства. Подобную услугу могли оказывать и МТС, и «Вымпелком», если бы инвестировали в создание своей РИЭП». Объем необходимых средств на создание подобного решения он оценивает в 1 млрд руб.

По мнению президента УЭК Алексея Попова, ранее работавшего директором ИТ-департамента правительства, не проблема, чтобы регионы арендовали чужой РИЭП (пусть даже и у коммерческой компании), но важно, чтобы субъекты реально имели возможность выбора. В то же время если система не подразумевает альтернативы, то она должна принадлежать государству, добавляет эксперт.

Федеральная инфраструктура электронного правительства также не полностью принадлежит государству, ранее рассказывали CNews в Минкомсвязи. Например, «Ростелеком» является владельцем системы автоматизированных рабочих мест Центров продаж и обслуживания клиентов (АРМ ЦПОК). С ее помощью осуществляется выдача кодов активации гражданам, зарегистрировавшимся на портале госуслуг, через офисы оператора.

В «Ростелекоме» замечают, что выдача кодов активации осуществляется разными способами, а основным видом доставки кодов являются отправления «Почты России». «Услуга «Ростелекома» по выдаче кодов активации при посещении ЦПОК является дополнительным, а не основным способом доставки. Сделано это исключительно для удобства и возможности выбора для пользователей», — объясняют в операторе.
«Подобные услуги могут при необходимости оказывать другие организации, определенные государством. Для этого возможно использование решений «Ростелекома» или создание собственного продукта», — говорят в компании.

Электронное правительство, по мнению «Ростелекома», вообще не может состоять исключительно из информационных систем, принадлежащих государству. «Услуги ЖКХ, оплата пошлин, штрафов и т.д. осуществляются негосударственными организациями. Без использования информационных систем поставщиков начислений, банков функционирование электронного правительства не может существовать полноценно, — считают в операторе. — В этом смысле дополнительные сервисы иных организаций, не подменяющие, а дополняющие возможности государственных систем, необходимо всячески приветствовать. Естественно, что подключение таких сервисов должно проводиться по решению государственных заказчиков».

Риски передачи на аутсорсинг государственных ИТ-систем недавно материализовались в Украине, где попытка Минюста отказаться от услуг коммерческого подрядчика привела к отключению ключевых реестров и, как следствие, блокировке работы целого ряда ведомств. Так или иначе, дальнейшая стратегия Минкомсвязи заключается в том, чтобы обеспечить независимость инфраструктуры электронного правительства от оператора эксплуатации, говорил на недавнем круглом столе CNews директор департамента развития электронного правительства министерства Алексей Козырев. Правда, о конкретных шагах в этом направлении пока не известно.

Единая сеть передачи данных (ЕСПД)

Основная статья: Единая сеть передачи данных (ЕСПД) для госорганов

Единая сеть передачи данных (ЕСПД) представляет собой совокупность сетей магистральных каналов передачи данных с узлами доступа в административных центрах субъектов Российской Федерации. Сеть является неотъемлемой частью инфраструктуры электронного правительства и предназначена также для передачи информации федеральными органами исполнительной власти. ЕСПД призвана повысить качество (скорость, доступность, надежность) телекоммуникационных услуг, предоставляемых федеральным органам исполнительной власти, и создать условия, обеспечивающие цифровое равенство качества и количества телекоммуникационных и электронных государственных услуг гражданам РФ на всей территории страны, путем трансформации процесса закупок каналов связи.

Основная статья: Гособлако Государственная единая облачная платформа (ГЕОП)

Проект «Гособлако» объединит информационные системы российских органов власти. Планируется, что в массовую эксплуатацию он поступит в конце 2017 года.

Основная статья: Гостех (Единая цифровая платформа Российской Федерации)

Архитектура электронного правительства

Архитектура электронного правительства на лето 2016 года.

Смве что это такое и СМЭВ 3. Электронная подпись сообщений в Java и КриптоПро

Архитектура электронного правительства на сентябрь 2014 года.

Смве что это такое и СМЭВ 3. Электронная подпись сообщений в Java и КриптоПро

Архитектура электронного правительства России и описание его подсистем рассматривается в презентации Алексея Нащекина (Ростелеком), представленной им в июле 2011 г.

Смве что это такое и СМЭВ 3. Электронная подпись сообщений в Java и КриптоПро

Цифровое правительство – следующий этап развития

Основная статья: Цифровое правительство

Цифровое правительство (ЦП) – это следующий этап после электронного правительства (e-government), концепция которого реализуется в России и подразумевает прежде всего удобную систему государственных и муниципальных услуг для граждан и бизнеса, высокую автоматизацию взаимодействий с государством, единые порталы доступа к нужной информации, высокую скорость регистрационных действий и предоставления необходимых документов физическим и юридическим лицам.

Контракты «Ростелекома»

Основная статья: Проект:Инфраструктура электронного правительства (контракты Ростелекома)

Задачи системы

“У нас в среднем в год набирается до 81 млн. обращений за государственными муниципальными услугами. При этом заявители должны самостоятельно собрать документы, обратившись в семь-восемь ведомств. В итоге набирается порядка 560 млн. обращений в течение года” – Вячеслав Володин на совещении в председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.

Главная функция СМЭВ – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ, говорится в постановлении. Подключающиеся ведомства документ обязывает соблюдать сроки, заданные в октябрьском (2009 г.) распоряжении правительства о переходе на электронные госуслуги (см. раздел “История развития СМЭВ” ниже).

Больше проверок:  Проверка сделки в реестре

Главное предназначение системы – «обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг. А в обратную сторону – передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных ИС и информацию о ходе выполнения запросов.

Массух Илья Иссович, замминистра связи: «Главная задача – создать эффективную систему взаимодействия государства и общества. На данном этапе электронные госуслуги стали реальностью, они востребованы обществом. Об этом говорит статистика посещаемости сайта госуслуг». Илья Массух уточнил, что наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале госуслуг активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств в этих местах.

Внедрение СМЭВ в регионах

Подключение к СМЭВ субъектов РФ (РСМЭВ) является вторым после федерального этапом разворачивания системы.

Как работает СМЭВ

Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, то чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.

Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания госуслуг, определялись экспертами Минэкономразвития. Всего таких сведений (в терминологии чиновников) было отобрано 135. Из них 110 должны предоставляться в электронном виде через СМЭВ.

Для передачи в электронном формате в обратную сторону – от региональных к федеральным органам власти – было утверждено 38 сведений для каждого региона.

Физически СМЭВ представляет собой набор из 84 шин Oracle (узлов), расположенных на 7 ЦОДах «Ростелекома» в разных частях России. Один узел СМЭВ используется федеральными органами власти, и по одному – 83 регионами. К каждому региональному узлу подключены местные информационные системы (финансовые, медицинские, статистические и др.), порталы госуслуг, единая система идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие компоненты.

Таким образом, посредством СМЭВ интегрируются между собой многочисленные федеральные и региональные информационные системы. При этом каждая точка интеграции является отдельным мини-проектом. «Для того чтобы вся система работала стабильно, нужно, чтобы все эти системы не противоречили друг другу и правильно взаимодействовали между собой», – рассказывает Козырев.

Сервис-ориентированная архитектура СМЭВ предполагает, что поставщик сведений (им может выступать как федеральный орган власти, так и регион) выводит через свою систему в эту шину некий электронный сервис, который при правильном запросе сведений правильно выдает их. А потребитель сведений (также, регион или федеральный орган) через свою систему в шину интегрирует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.

«Сама по себе СМЭВ, по сути, не является системой. Это такая государственная закрытая сеть, своего рода государственный интернет, к которому подключаются разные ресурсы, – объясняет Козырев. – Чем больше таких ресурсов будет подключено и чем большей функциональностью они будут обладать, тем более функциональна будет система государственного бэк-офиса.

Инфраструктура СМЭВ, представляющая собой 7 физических ЦОДов, по мнению Алексея Козырева (январь 2013 г), является избыточной: «Когда у нас есть 7 дата-центров, к которым подключено 83 региона, федеральный сервис нужно проксировать на каждый из 83 региональных узлов. Эта процедура повторяется каждый раз, когда в сервис вносятся какие-то изменения. Это огромный объем работы, и это значительно увеличивает трудоемкость поддержки системы».

Очереди сообщений и процесс взаимодействия

В процессе взаимодействия сообщения помещаются в очереди входящих запросов и очереди входящих ответов. По сути очереди — это контейнеры, в которых содержатся сообщения по видам сведений.

Взаимодействие с очередями происходит с помощью специальных запросов. Более подробно они описаны в методических рекомендациях по работе со СМЭВ. Отметим только то, что благодаря очередям становится возможным асинхронный обмен данными: потребитель может оставить заявку на получение сведений, а поставщик — разместить ответ.

Следует помнить: чтобы забрать сообщение из очереди, необходимо подтвердить его получение с помощью Ack-запроса. В противном случае СМЭВ посчитает сообщение недоставленным и вернёт его в очередь через 15 минут после извлечения.

Смве что это такое и СМЭВ 3. Электронная подпись сообщений в Java и КриптоПро

На каждый запрос может поступить как успешный, так и неуспешный ответ.

Представим себя в роли поставщика сведений: по запросу мы выдаём пользователю градостроительный план земельного участка, причём в рамках нашего ведомства действуют несколько территориальных подразделений, некоторые из которых такую услугу вовсе не оказывают. Допустим, пользователь портала при формировании заявления на получение услуги указал подразделение, не оказывающее услугу. Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:

  • Произошло расхождение справочных данных на портале и у поставщика;
  • Нужного соответствия просто нет в настройках системы поставщика.

В любом случае поставщик должен ответить на запрос так, чтобы принимающая сторона могла понять, что запрос завершился неудачно, и, возможно предпринять ответные действия. Ответ на такой запрос оформляется в специальном пакете данных со сведениями о причине отказа.

Успешный ответ предполагает сценарий, в котором результат услуги — это набор файлов (что бывает довольно часто). Перед отправкой результата необходимо выгрузить файлы в файловое хранилище СМЭВ на основе FTP-сервера. Названия файлов и их контрольные суммы нужно зафиксировать в пакете, который отправляем через SOAP. Таким образом, есть две операции по передачи данных, которые нужно связать общим контекстом — сведениями о файлах.

На практике встречаются случаи, когда во время взаимодействия СМЭВ находится в режиме обслуживания, и запросы участника оборачиваются неудачей и требуют повторной отправки. Неудачу нужно зафиксировать и отправить запрос повторно.

Участники СМЭВ

Мониторинг подключения федеральных ведомств и регионов к СМЭВ ведется на сайте Высшей школы экономики.

Федеральная налоговая служба

На январь 2012 года налоговая служба (ФНС) является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания более 235 государственных услуг 51 федеральному ведомству.

Самостоятельно же ФНС России оказывает девять государственных услуг, требующих организации межведомственного электронного взаимодействия. Это прежде всего:

  • государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  • учет организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков,
  • 6 государственных услуг ФНС России по лицензированию некоторых видов деятельности и

Правительством определенны 11 базовых информационных реестров, из них 4 – это реестры ФНС России:

  • ЕГРЮЛ,
  • ЕГРИП,
  • ЕГРН и
  • ФИАС.

Начиная с 1 октября по 30 декабря 2011 г., было зафиксировано более 120 тыс. запросов федеральных органов исполнительной власти при оказании государственных услуг к сервисам ФНС России, размещенным в СМЭВ. Самыми популярными из них является сервисы по предоставлению сведений и выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Наиболее активными пользователями указанной информации являются МВД России, Росреестр, Россельхознадзор, ФСС России, Роспотребнадзор и Ростехнадзор.

Министерство обороны РФ по запросу других органов власти в электронном формате должно выдавать документы, подтверждающие факт прохождения службы или увольнения, справки о получении пенсии проходившим службу в органах внутренних дел, справки об общей продолжительности службы и др.

ФСБ должно в электронном виде предоставлять данные о смерти необоснованно репрессированных лиц, сведения о гибели своих сотрудников при исполнении обязанностей и др.