Федеральный закон от 31. 2020 N 248-ФЗ (ред. от 05. 2022) “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее – государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:
1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;
2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;
8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
10) деятельность органов государственной охраны;
11) деятельность органов федеральной службы безопасности;
12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.
6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
7. Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также – вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
8. Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (далее – федеральный закон о виде контроля). Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее – закон субъекта Российской Федерации о виде контроля).
9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.
10. Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.
1. Под постоянным государственным контролем (надзором) в целях настоящего Федерального закона понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора), указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и совершении ими контрольных (надзорных) действий в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований на таких объектах.
2. Постоянный государственный контроль (надзор) может вводиться при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного пробирного надзора.
3. Определение объектов постоянного государственного контроля (надзора) производится в соответствии с федеральным законом о виде контроля исходя из наличия на таких объектах повышенных рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований.
4. В ходе постоянного государственного контроля (надзора) инспекторы могут совершать следующие контрольные (надзорные) действия:
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
5. Контролируемые лица обязаны предоставлять инспекторам беспрепятственный доступ к объектам постоянного государственного контроля (надзора), документам и информационным ресурсам, технологическим средствам, используемым на таких объектах.
6. Порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора), включая порядок взаимодействия контрольных (надзорных) органов, осуществляющих иные виды государственного контроля (надзора) в отношении объекта постоянного государственного контроля (надзора), с контрольным (надзорным) органом, осуществляющим постоянный государственный контроль (надзор) в отношении данного объекта, устанавливается положением о виде контроля.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляют специалисты отдела государственного надзора и контроля Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства.
Под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В соответствии со статьей 93 Федерального закона от Об образовании в Российской Федерации»:
- Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
- Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее органы по контролю (надзору) в сфере образования).
- Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. - соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
- соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
- исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
- Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
График консультирования должностными лицами Министерства образования и науки Челябинской области представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Анимационный ролик «О мерах поддержки российского бизнеса» (контролируемых лиц)
Ответственный за направление работы
В данной статье автором рассмотрены понятия контроля и надзора, его основые характеристики, роль в механизме современного государства. Исследованы мнения авторов относительно сходства и различий понятий контроля и надзора, а также условия, которые способствуют повышению уровня контрольно-надзорной деятельности.
Ключевые слова:
государственный контроль, надзор, контрольно-надзорная деятельность, Российская Федерация.
Контроль над исполнением законов Российской федерации, указов, распоряжений и поручений главы государства, принятых в их исполнение постановлений и распоряжений Правительства, а также нормативных правовых актов судебных органов, органов власти субъектов Российской федерации (нормативно-правовых актов) составляет неотъемлемую часть системы управления.
Рассматривая вопрос о зарождении и развитии государственного контроля в России, условно можно выделить три его этапа развития:
первый этап — зарождение государственного контроля в дореволюционной России;
второй этап — государственный контроль в советское время;
третий — государственный контроль в постсоветское время.
Комплексное исследование такой масштабной и значимой проблемы, как совершенствование правовых основ контрольных механизмов, невозможно без применения исторического метода. Принцип историзма предполагает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего.
Подчеркнем, что в нынешнем обществе государственный контроль проявляется:
— в деятельности надлежащих государственных органов;
— контроль пронизывает сферы деятельности государства, обращая их в русло правопорядка;
— неразрывно соединен с иными функциями государства.
Между тем, по мнению автора, российское общество в настоящее время нуждается в развитии малого, среднего, крупного бизнеса, а также повышении его результативности. Грамотно отрегулированная бизнес-система государства даст возможность двигаться вперед к достижению амбициозных целей и реализации масштабных государственных проектов, обозначенных руководством страны. Эффективность бизнеса напрямую зависит от уровня взаимоотношений власти и субъектов предпринимательства, от того, насколько государство гарантирует провозглашенную Конституцией Российской Федерации свободу предпринимательства в общественных интересах. Эта проблема взаимоотношений многоаспектна.
Необходимым условием и принципом равных отношений государства и субъектов предпринимательской деятельности выступает законность.
Рис. 1. Укрупненное представление сущности государственного контроля
Для того, чтобы понять сущность государственного контроля, необходимо выделить его цели (укрупненно представлены на рис. 2).
Рис. 2. Цели государственного контроля
Историю развития контроля в управлении можно проследить по взглядам авторов на его сущность и функциональное предназначение, которые дифференцировались вместе с изменением объективных условий, присущих тому или иному историческому периоду.
Анализируя точки зрения ведущих ученых в сфере контроля, можно согласиться с тем, что современное правовое и экономическое наполнение рассматриваемой категории вышло за рамки тех определений, которые содержатся в словарях и публикациях ХХ в. и одновременно утеряны две другие смысловые нагрузки: контроль как учреждение и контроль как контролирующее лицо.
В общественном сознании слово «контроль» приобрело более широкий смысл, нежели просто проверка или наблюдение с определенной целью (т. е. контроль как деятельность). Термин «контроль» может использоваться и как обозначение чьей-то подотчетности, а также для обозначения совокупности каких-либо процедур, выполняемых для проверки (т. е. контроль как процесс).
Контроль можно рассматривать как самостоятельно обособленную деятельность, которая получает выражение в целенаправленной, положительно организующей деятельности.
Следовательно, сущность контроля содержит в своем понятии организационно — правовые способы и средства, используемые должными лицами, и направленные на обеспечение законности. Он осуществляется соответствующими органами и должностными лицами от имени государства путем применения к подконтрольному субъекту государственного принуждения. Это способствует в свою очередь строгому и неуклонному исполнению законов и подзаконных актов физическими и юридическими лицами.
Надзор — это форма юридической деятельности управомоченных субъектов, выражающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в целях обеспечения законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений.
Некоторые авторы, такие как Б. В. Россинский и Ю. Н. Старилов, считают, что надзор является одним из видов контроля.
В административно-правовой литературе выделяется три аспекта соотношения понятий «контроль» и «надзор»:
1) контроль и надзор отождествляются как способы обеспечения законности;
2) надзор рассматривается как разновидность контрольной деятельности;
3) каждый из указанных способов признается самостоятельной правовой категорией.
С правовой точки зрения между контролем и надзором значительной разницы нет. Целью и того и другого является обеспечение соблюдения законности и установленных правил подконтрольным объектом. И контрольные, и надзорные органы обладают полномочиями по применению определенных законодательством санкций к нарушителям. Поэтому зачастую эти понятия используются как синонимы.
Основываясь на вышеуказанном, можно сделать вывод, что понятия «контроль» и «надзор» нельзя отождествлять, поскольку «надзор» является более узким понятием.
Критерии контроля и
надзора
Контроль и надзор в современной системе государственного управления играет важнейшую роль в осуществлении политики российского государства. Главная цель — обеспечение комфортного и достойного существования граждан. Все это возможно при серьезном и строгом, грамотно построенном контроле и надзоре за соблюдением норм законодательства во всех сферах жизни общества, так как при отсутствии этих главных составляющих может произойти значительный ущерб, который не позволит привести в действие все намеченные планы, реформы и государственные программы.
В настоящее время, в связи с отсутствием единого системного подхода к организационной структуре контрольной и надзорной деятельности в системе государственного управления, существует множество источников различной отраслевой принадлежности, относящихся к данным видам деятельности. Данные источники понимаются как юридические средства, обеспеченные силой государства и содержащие правовые нормы, которые регулируют контрольно-надзорную деятельность государственных органов и должностных лиц, выраженных в актах государственных органов и должностных лиц и опирающихся на общепризнанные принципы и нормы международного права.
Система источников, регулирующих контрольно-надзорную деятельность государственного управления, требует разработанности, логического выстраивания в систему общих правовых норм по контрольно-надзорной деятельности и их закрепления.
К нормам, регулирующим контрольно-надзорную деятельность, относятся:
- Конституция, нормы глав которой раскрывают статус и полномочия системных и несистемных субъектов контрольно-надзорной деятельности.
- Общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе специально посвященные основам организации государственного контроля и надзора, являются составной частью отечественной правовой системы.
- Федеральные законы, которые регулируют контрольно-надзорную деятельность государственных органов и должностных лиц на федеральном и региональном уровнях и занимающие следующую нишу в иерархии источников правового регулирования государственной контрольной и надзорной деятельности.
Важную роль среди источников, регламентирующих контроль, занимает Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Новым законом уточняется и расширяется понятийный аппарат, вводится федеральный и региональный уровни государственной контрольной деятельности, закрепляется принцип преимущественно уведомительного порядка осуществления отдельных видов деятельности, недопустимость дублирования проверок выполнения одних и тех же требований и др. Однако, в целом идеология и практика осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере предпринимательства за последние годы, к сожалению, изменились незначительно.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
- Немаловажно указать кодифицированные источники, в которых содержатся правовые нормы, посвященных регулированию государственного контроля и надзора по отношению к подконтрольным субъектам в различных сферах жизнедеятельности: Трудовой кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений и др.
- Подзаконные нормативные правовые акты (Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации).
Исходя из вышеуказанного, можно отметить многоуровневую и сложную систему источников, регулирующих контрольно-надзорную деятельность государственного управления, которая требует разработанности, логического выстраивания в систему общих правовых норм по контрольно-надзорной деятельности и их закрепления.
- Большой юридический словарь. СПб.: Центр содействия бизнесу «Петроград», 2008. С. 417.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации».
- Административное право: Учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., пересмотр. и доп. — М.:Норма: Инфа-М, 2010.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1973. С. 268.
- Конституционное право: энцикл. словарь. М.: НОРМА: НОРМА–ИНФРА.М, 2001. С. 322.
- Чиркин В. Е. Контрольная власть М.: Юристъ, 2008. С. 8.
- Мигачев Ю. И. Административное право Российской: учебник для академического бакалавриата / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. М.: Юрайт, 2016. С. 217.
- См., например: Бут Н. Д., Ларьков А. Н. Свобода экономической деятельности и законность: Монография. М.: Юрлитинформ, 2010. 224 с.; Мартынов А. В. Указанная работа; Мицкевич Л. А., Васильева А. Ф. Государственный контроль (надзор) и бизнес. Баланс прав и обязанностей: Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 64 с.; Правовое обеспечение системы государственного жилищного надзора в Российской Федерации: Монография / Под ред. В. А. Баранова, О. Н. Петюковой. М.: Проспект, 2018. 152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный контроль, контрольно-надзорная деятельность, Российская Федерация, контроль, надзор, государственное управление, лицо, орган, акт, логическое выстраивание.