Учетный номер кнм

Обзор документа

ФГИС ЕРКНМ предоставляет возможность внесения данных о согласовании контрольного (надзорного) мероприятия только должностным лицам органов прокуратуры.

Заполнение органом контроля (надзора) в ФГИС ЕРКНМ графы «решение по заявлению» технически невозможно.

В какой срок проводятся проверки Роспотребнадзора

По общему правилу срок проведения документарной или выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72, ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

В отношении объектов контроля, отнесённых к определённым категориям риска, положением о виде контроля могут устанавливаться сокращённые сроки проверок (ч. 8 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).

Нарушение сроков проверки является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора). Оно может стать основанием для отмены в административном или судебном порядке решений, принятых по результатам проверки, либо для признания её результатов недействительными (ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Если организация имеет филиалы (представительства, обособленные подразделения, производственные объекты), расположенные на территории разных субъектов, срок выездной проверки устанавливается по каждому из них. Этот срок может быть уточнён положением о виде контроля в пределах установленных 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Срок взаимодействия в ходе выездной проверки субъектов малого предпринимательства не может превышать (ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ):

  • 50 часов — для малого предприятия;
  • 15 часов — для микропредприятия.

Из этого правила есть исключения: выездная проверка СМП проводится в связи с наступлением события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по такой программе (п. 6 ч. 1 ст. 57, ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Нарушение сроков проверки СМП является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (госнадзора) и может привести к отмене решения, принятого по результатам проверки (ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

Зачем создали новый Единый реестр проверок

Правительство РФ решило сделать систему госконтроля над бизнесом прозрачной и направленной больше на профилактику, чем на наказания. Для этого власти разработали новый Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который с 1 июля 2021 года будет регламентировать государственный и муниципальный контроль в России.

В рамках нового закона Правительство РФ поручило создать и новый электронный ресурс по проверкам — Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, в котором организация или предприниматель сможет отследить весь ход надзорных мероприятий.

На открытом портале будет отображаться следующая информация:

Виды сведений Единого реестра указаны в разделе II Правил формирования и ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604. Сроки внесения информации прописаны в Приложении к Правилам.

Для предпринимателей и юридических лиц новый реестр заметно облегчит жизнь. Ведь теперь можно будет заранее узнать о рейдовом осмотре, контрольной закупке, выездном обследовании, выборочной проверке и других мероприятиях. Контролеры будут размещать в реестре сведения об истребовании документов, опросах, досмотрах, экспертизе и т. п. У предприятий появляется возможность подготовиться к визиту надзорных органов и привести дела в порядок.

Но самое важное — с 1 июля 2021 года контролеры не смогут провести мероприятие, пока не внесут информацию о нем в Единый реестр. Их действия теперь контролирует Генпрокуратура, на которую возложили обязанности по ведению нового реестра.

Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 3 августа 2021 г. N 76/2-461-2021 О порядке внесения информации в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» о согласовании внепланового контрольного (надзорного) мероприятия

Между тем, согласно части 1 ст. 21 Закона о госконтроле, документы при осуществлении государственного контроля (надзора) оформляются надзорным органом. Также и согласно Правилам формирования и ведения ЕРКНМ (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604), сведения о согласовании проведения КНМ с органами прокуратуры вносятся в реестр сотрудниками надзорных органов, а не прокуратуры (прокуроры вносят лишь сведения о согласовании плана КНМ на очередной год).

Таким образом, представляется, что фактически возможна ситуация, в которой внеплановое КНМ не было согласовано с прокуратурой (либо в согласовании было отказано), однако такое КНМ было проведено, при этом в решении о его проведении и в ЕРКНМ сотрудником органа надзора была самостоятельно проставлена ложная пометка о том, что такое согласование имело место.

В связи с этим прошу разъяснить:

— каким образом контролируемое лицо может проверить факт согласования с прокуратурой КНМ, которое проводится в его отношении?

— контролируют ли органы прокуратуры каким-либо образом появление пометок о согласовании КНМ в ЕРКНМ и сличают ли их с реальными согласованиями?

Пунктом 3 Порядка предусмотрен обмен сведениями и документами по вопросам согласования проведения внеплановых КНМ между органами контроля (надзора) и органами прокуратуры с использованием системы, за исключением сведений и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.

В день подписания решения о проведении внепланового КНМ в целях согласования его проведения контрольный (надзорный) орган направляет в орган прокуратуры заявление о согласовании такого мероприятия посредством ФГИС ЕРКНМ.

Прокурором или его заместителем не позднее следующего рабочего дня принимается решение о согласовании проведения внепланового КНМ или об отказе в согласовании его проведения, которое доводится до сведения органа контроля (надзора) через систему в день его принятия.

С учетом требований законодательства ФГИС ЕРКНМ предоставляет возможность внесения данных о согласовании КНМ только должностным лицам органов прокуратуры.

Таким образом, заполнение органом контроля (надзора) в ФГИС ЕРКНМ графы «решение по заявлению» технически не осуществимо.

С целью выявления и пресечения фактов проведения мероприятий, противоречащих законодательству, без согласования с прокурором, а также иных нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре) прокуроры нацелены на регулярный анализ внесенных в систему сведений (пункт 5 Приказа).

Согласно пункту 23 Правил контролируемые лица получают доступ к содержащимся в ФГИС ЕРКНМ сведениям посредством авторизованного доступа на единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) в личный кабинет контролируемого лица в ведомственных информационных системах, что позволяет обеспечить дополнительный контроль за правомерностью проводимых контрольных (надзорных) мероприятиях.

Что проверяют при выездной проверке

При выездной проверке оценивают соблюдение обязательных требований и выполнение решений Роспотребнадзора. Проверку проводят при взаимодействии с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами.

При выездной проверке Роспотребнадзор проверяет, например:

  • наличие у работников предприятий общепита медицинских книжек с отметками о медосмотрах;
  • санитарный паспорт на транспортное средство, если оно используется для перевозки пищевых продуктов;
  • какие материалы используются для упаковки продуктов питания и наносится ли на неё маркировка, если вы занимаетесь расфасовкой (упаковкой) продуктов питания;
  • размещены ли в месте продажи на доступном месте средства измерения для проверки потребителем правильности цены и измерения приобретённого товара (если его цену продавец рассчитывает на основании определённой за единицу измерения (вес, длина и др.)). Находятся ли эти средства в исправном состоянии и соответствуют ли требованиям законодательства.

В «Азбуке права» СПС КонсультантПлюс представлены актуальные ответы на житейские вопросы, прописан порядок действий со ссылками на законодательство.

Прокуратура Московской области

Прокуратура Московской области

О формировании и ведении Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 утверждены Правила формирования и ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.

Формирование и ведение единого реестра осуществляются на русском языке в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Единый реестр включает, в том числе, сведения о проводимых контрольными (надзорными) органами мероприятиях; принятых мерах по пресечению нарушений; об актах контрольного (надзорного) мероприятия; о решениях контрольного (надзорного) органа, принятых по результатам мероприятий; о ходе и результатах согласования органами прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год; о ходе и результатах согласования органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий; о жалобах и результатах их рассмотрения.

Указанными Правилами также определены сроки внесения в единый реестр сведений в зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия.

Каждой записи в едином реестре однократно присваивается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия, который не может быть изменен, а также использоваться повторно.

Контролируемые лица получают доступ к сведениям, содержащимся в едином реестре относительно указанных контролируемых лиц, посредством авторизованного доступа на единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) в личный кабинет контролируемого лица в ведомственных информационных системах.

Реестр проверок «Комплан»

Единый реестр проверок — созданная на основании Федерального закона № 294-ФЗ федеральная государственная информационная система, оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Нормативное обеспечение работы Единого реестра проверок осуществляет Минэкономразвития России.

Реестр начал работу 1 июля 2015 года.

С этого момента федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции, должны вносить в него сведения о проведенных проверочных мероприятиях.

С 1 июля 2016 года в Единый реестр вносятся данные о проверочных мероприятиях, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а с 1 января 2017 года — информация о муниципальных проверках.

В июле 2017 года был приняты разработанные Минэкономразвития России изменения в статью 19.6.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность должностных лиц контрольно-надзорных органов за невнесение информации, внесение недостоверной или неполной информации, а также нарушение сроков внесения информации в единый реестр проверок.

Больше проверок:  Зачем малому бизнесу аудит и как он может помочь привлечению инвестиций

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 2018 года № 17-ФЗ в едином реестре проверок должна размещаться информация о проверках, проводимых различными органами государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления, а также информация обо всех проверках Федеральной антимонопольной службы в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

  • № 372201683513
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ВОЗРОЖДЕНИЕ
  • № 372201685396
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ
  • № 382201673347
    Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Иркутская»
  • № 432201669586
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ВОЗРОЖДЕНИЕ
  • № 592201686194
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СТАНДАРТ ПМ
  • № 512201688152
    Общество с ограниченной ответственностью «Севжилсервис»
  • № 892201687975
  • № 382201673079
    Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания За Граждан
  • № 772201666866
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПИККОМФОРТ
  • № 672201687843
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГОУПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ
  • № 502201578116
    Общество с ограниченной ответственностью Промышленный Округ Ступино Квадрат
  • № 432201669489
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПРОМУС
  • № 242201621029
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЖИЛИЩНО ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ
  • № 352201661137
    Администрация Енангского сельского поселения
  • № 642201677672
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ МЕГАТЕХ
  • № 662201684675

Особенности проверок в 2022 году

В 2022 году по общему правилу не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Из этого правила есть исключения. Например, в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) могут проверить объекты, отнесённые к категории чрезвычайно высокого риска (п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ).

Путеводитель по кадровым вопросам в СПС КонсультантПлюс – информационный банк с практическими решениями любого вопроса кадрового делопроизводства.

Проверочные листы при плановой выездной проверке

Учетный номер кнм

При плановой выездной проверке обязательно применяются проверочные листы. Информация о проверочных листах, которые применяются в обязательном порядке, включается в решение о проведении выездной проверки. Инспектор заполняет такие листы, указанные в решении, в электронной форме и заверяет усиленной квалифицированной электронной подписью. До 31.12.2023 проверочные листы могут составляться на бумаге с учётом ч. 9.1 ст. 98 Закона № 248-ФЗ.

Приказом Роспотребнадзора от 20.01.2022 № 18 вводятся формы проверочных листов, применяемых при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

Это контроль (надзор):

  • за эксплуатацией помещений, зданий, сооружений, оборудования;
  • за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение отдельных работ или оказание отдельных услуг, и хозяйствующих субъектов, которые в процессе своей деятельности обеспечивают безопасные условия труда.

Всего введено 30 форм проверочных листов.

Порядок проведения выездной проверки

О проведении выездной проверки вас уведомляют не позднее чем за 24 часа до её начала путём направления копии решения о проведении проверки.

Из этого правила есть исключение: не уведомляют о внеплановой выездной проверке в рамках государственного санитарно-эпидемиологического контроля, если деятельность связана с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий и (или) оказанием услуг общественного питания. Об этом сказано в  п. 4 ст. 44  Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ.

В решении о проведении проверки среди прочего должны быть указаны основания её проведения, перечень контрольных (надзорных) действий, срок непосредственного взаимодействия и документы, которые необходимо будет предоставить.

Проведение проверки без уведомления (если оно обязательно) является грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и влечёт за собой  отмену принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки.

По приходу проверяющие предъявляют служебные удостоверения. Это они сделают уже по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта контроля. Также они предъявят решение о проведении проверки (в виде заверенной бумажной копии или в форме электронного документа, подписанного ЭЦП) и сообщат учётный номер проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

Типовая форма решения о проведении выездной проверки приведена в Приложении 7 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151.

Проверку могут начать только после внесения информации о ней в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Проведение проверки, не включённой в реестр, является грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и основанием для отмены принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки.

По требованию инспектор должен подтвердить полномочия участвующих в проверке экспертов (экспертных организаций, иных лиц). Инспекторы, которые будут проводить проверку, указаны в решении о её проведении.

Если будет проводиться внеплановая выездная проверка, то по общему правилу она должна быть согласована с органами прокуратуры. В этом случае проверяющие должны предоставить сведения о согласовании проверки. Проведение проверки без санкции прокуратуры (когда она обязательна) считается грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и основанием для отмены принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки.

Далее необходимо предоставить проверяющим возможность совершить определённые контрольные (надзорные) действия. Для этого нужно допустить их на свою территорию, в используемые здания (строения, сооружения, помещения), к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.

Участие в проверке руководителя

По общему правилу присутствие руководителя или его представителя при проверке обязательно.

Индивидуальный предприниматель в предусмотренных положением о виде контроля случаях может проинформировать Роспотребнадзор о невозможности присутствовать при проверке. Тогда её перенесут на срок, необходимый для устранения послуживших этому обстоятельств.

Во время проверки проверяющие должны учитывать внутренние правила и (или) установления, режим работы объекта контроля, если они не создают непреодолимое препятствие в проведении проверки.

При проверке  можно давать пояснения, получать информацию по предмету проверки, знакомиться с её результатами, сообщать Роспотребнадзору о согласии или несогласии с ними.

Также проведение выездной проверки возможно посредством дистанционного взаимодействия, в том числе по аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

Реформа контроля и надзора

Плановые проверки Роспотребнадзора являются одним из видов контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» № 248-ФЗ. Согласно ст. 61 указанного закона плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения таких мероприятий на очередной календарный год, который составляется контрольным (надзорным) органом и согласовывается с органами прокуратуры. Положением о конкретном виде контроля или федеральным законом о виде контроля может быть установлено, что он осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

В частности, согласно п. 21 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1005, государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Энциклопедия спорных ситуаций СПС КонсультантПлюс позволит увидеть разные точки зрения по одному и тому же вопросу: что думает Минфин, налоговая, суды.

Учетный номер кнм

Плановые же контрольные (надзорные) мероприятия Роспотребнадзор проводит на основании Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1100.

Частота плановых контрольных (надзорных) мероприятий зависит от категории риска объекта контроля: чем выше присвоенная категория риска, тем чаще мероприятия назначаются. Если категория риска низкая, то плановые мероприятия не проводятся. Периодичность проведения мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска в положении о виде контроля.

План контрольно-надзорных мероприятий на очередной год утверждается до 15 декабря предшествующего года и в течение пяти рабочих дней размещается в сети Интернет (пп. 12, 13 Правил формирования плана проведения плановых КНМ на очередной календарный год):

1) для категории чрезвычайно высокого риска: выездная и документарная проверка, рейдовый осмотр, выборочный контроль — один раз в год;

2) для категории высокого риска: выездная и документарная проверка, рейдовый осмотр, выборочный контроль — один раз в 2 года;

3) для категории значительного риска: выездная и документарная проверка, рейдовый осмотр, выборочный контроль — один раз в 3 года;

4) для категории среднего риска: выездная и документарная проверка, инспекционный визит, выборочный контроль — один раз в 4 года;

5) для категории умеренного риска: выездная и документарная проверка, инспекционный визит, выборочный контроль — один раз в 6 лет;

6) для категории низкого риска — плановые проверки не проводятся.

Какие сведения содержит Единый реестр проверок, и как он формируется?

1 июля 2021 года в действие вступила ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ, и появился Единый реестр проверок (ЕРП). Он стал частью Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, созданного в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ от 31 июля 2020 года.

ЕРП представляет собой информационную систему, в которой размещены сведения о проверках государственного и муниципального контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В этой статье подробно расскажем о том, что такое ЕРП, какие данные он содержит, и по каким правилам происходит его формирование и ведение.

Какие сведения содержит ЕРП?

В единый реестр контрольных проверок Генеральная прокуратура РФ вносит информацию о проведении плановых и внеплановых проверок юрлиц и ИП, а именно:

  • учётный номер проверки;
  • сведения из приказа руководителя органа госконтроля или его заместителя о сроках проверки, целях, задачах, правовых основаниях и предмете контроля, о мероприятиях по достижению целей и задач, а также данные объекта проверки и контрольного органа (п. 1-6 и 9 ч. 2 ст. 14 294-ФЗ);
  • сведения из акта проверки (п. 1-6 ч. 2 ст. 16 294-ФЗ);
  • результаты проверки (наличие или отсутствие нарушений);
  • информацию о принятых мерах в отношении нарушений и мероприятиях по устранению их последствий.
Больше проверок:  Как проходят и можно ли к ним заранее подготовиться

Очень важно, что ЕРП позволяет узнать о нарушениях и принятых мерах. Правонарушения могут повлечь за собой приостановление или аннулирование лицензий, разрешений, аккредитаций, отзыв деклараций и сертификатов соответствия, а также самой продукции. Таким образом, с помощью ЕРП можно проверить разрешающие документы контрагента на подлинность и актуальность.

Смещение фокуса

На заседании 1 апреля Председатель Правительства РФ М. В. Мишустин заявил, что контрольно-надзорная реформа предусматривает целый комплекс важных мер. Кроме ЕРП, появится также Единый реестр видов контроля (ЕРВК).

Там будут подробно описаны виды федерального, муниципального и регионального контроля.

Изменения законодательства, вступившие в силу в 2021 году, позволят снизить административную нагрузку на предпринимателей и лучше контролировать работу надзорных органов.

В Едином реестре видов контроля можно будет найти:

  • описания всех видов контрольных мероприятий;
  • полную информацию об органах контроля;
  • информацию по вопросам проведения контроля всех уровней.

Контрольно-надзорная реформа направлена на то, чтобы в приоритет поставить профилактические мероприятия, и помочь предпринимателям избежать наказаний за нарушения. Другими словами, все виды контроля подразумевают применение  риск-ориентированного подхода.

Как проверить организацию по ЕРП?

Информация о проверках и мероприятиях открыта и размещается на сайте proverki.gov.ru. Информацию из Единого реестра КНМ можно получить по ИНН, ОГРН, наименованию ИП или организации. В общем, всё достаточно просто и понятно.

В связи с изменениями в 294-ФЗ Единый реестр проверки становится ещё более важным инструментом для бизнесменов, которые проявляют коммерческую осмотрительность и тщательно проверяют контрагентов на благонадёжность. В этом деле нужно использовать возможности по максимуму.

Комплексно проверить компанию и получить актуальные данные помогает Сервис проверки контрагентов от СберКорус. Пользователь может:

  • получить выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • узнать о штрафах ФНС, неплатежах и невыполнении обязательств;
  • проанализировать финансы и платёжеспособность контрагента;
  • узнать о наличии арбитражных дел;
  • посмотреть список запланированных и завершённых проверок Генпрокуратуры РФ, а также узнать о выявленных нарушениях.

Сервис содержит максимально полные сведения о компаниях, что позволяет быстро оценить благонадёжность.

Любой выход сотрудников органов ГПН на объект для проведения как контрольных (надзорных), так и некоторых профилактических мероприятий (объявление предостережения, профилактический визит) не может быть осуществлен без предварительного заполнения/внесения соответствующей информации в ФГИС ЕРКНМ в сроки, установленные правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 года № 604.

В качестве данной информации, например, может выступать решение о проведении выездной проверки. Сотрудник органа ГПН обязан внести в соответствующие поля системы следующую информацию (паспорт контрольного (надзорного) мероприятия):

реквизиты вынесенного начальником органа контроля (надзора) решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

данные об объекте контроля;

адрес места нахождения объекта;

вид контрольного (надзорного) мероприятия, дата его начала и окончания;

перечень контрольных (надзорных) действий, осуществляемых в ходе контрольного (надзорного) мероприятия.

После внесения данной информации в ФГИС ЕРКНМ системой формируется QR-код, с помощью которого контролируемые лица смогут перейти на соответствующую страницу реестра.

Данный QR-код органы ГПН обязаны наносить на все документы, составляемые по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия (акт контрольного (надзорного) мероприятия, протокол осмотра, протокол опроса и т. д.).

Таким образом, отсканировав QR-код (например, с помощью камеры мобильного телефона), руководитель объекта, другое должностное лицо или гражданин смогут узнать всю информацию по проведенной или запланированной проверке даже без получения соответствующих документов на бумажном носителе.

Все результаты проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, профилактических мероприятий, принятых решений по результатам их проведения сотрудники органов ГПН также обязаны внести в ФГИС ЕРКНМ.

Проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, является грубым нарушением со стороны сотрудников органа ГПН, и результаты таких мероприятий подлежат отмене.

Технологии, как видите, не стоят на месте. Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что в первую очередь ФГИС ЕРКНМ призвана обеспечить максимальную открытость при проведении контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, а также простоту обмена информацией между надзорным органом и контролируемыми лицами. Как это будет реализовано на практике — покажет время. Мы же обещаем в дальнейшем следить за внедрением и работой ФГИС ЕРКНМ и по возможность информировать наших читателей о нюансах, связанных с ее эксплуатацией.

Единый реестр проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 6

Предпринята очередная попытка упорядочить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: законодательно введена обязанность по созданию Единого реестра проверок. О том, зачем нужен такой реестр, как он формируется и функционирует, читайте в предложенном материале.

Создание Единого реестра проверок

Согласно действующим сегодня нормам законодательства Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в Интернете в срок до 31 декабря текущего календарного года (Федеральный закон N 294-ФЗ ).

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

К сведению. Найти сводный план проверок на 2015 г. можно на сайте прокуратуры по субъекту РФ. Он представлен в виде двух документов: плана проверок органов местного самоуправления на 2015 г. и планов плановых проверок органов контроля на 2015 г.

https://youtube.com/watch?v=nEktDZE9m1I%3Ffeature%3Doembed

В сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 г. включены плановые проверки в отношении около 400 000 хозяйствующих субъектов. Более 40% контрольных мероприятий будут проводиться контролерами совместно, что в значительной степени сократит административное давление на предпринимателей в течение года.

Количество плановых проверок еще как-то можно контролировать, но кроме плановых проводится огромное количество внеплановых проверок.

Генеральная прокуратура РФ обобщила итоги работы прокуратур субъектов в 2014 г. при проведении надзорных проверок органов государственного и муниципального контроля .

Проведенный анализ свидетельствует о том, что должностные лица органов контроля нередко допускают нарушения.

В ходе проведенных проверок выявлено свыше 68 000 нарушений прав предпринимателей, для пресечения которых внесено более 11 000 представлений. Около 2000 проверок признаны незаконно проведенными.

Данные приведены на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

По инициативе прокуроров более 1500 должностных лиц государственных и муниципальных органов привлечены к административной ответственности, свыше 11 000 — к дисциплинарной.

Кроме того, в 2014 г. в органы прокуратуры поступило свыше 37 000 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, около 15 000 из которых удалось предотвратить. При этом в 62% случаев у органов контроля отсутствовали основания для их проведения.

Установлены факты проведения органами контроля внеплановых выездных проверок субъектов предпринимательства без согласования с органами прокуратуры, а также в отсутствие законных оснований.

Нередко органы контроля в качестве предлога для проведения мероприятий по контролю в целях ухода от установленных законом процедур используют анонимные обращения.

Незаконные проверочные мероприятия проводятся органами контроля по обращениям, не содержащим информацию о нарушении закона.

  • Часто органы контроля принимают решения о проведении внеплановых проверок с превышением своих полномочий, в том числе вопреки решению прокурора об отказе в их согласовании.
  • Повсеместно контролирующие органы злоупотребляют правом проведения административных расследований с целью уклонения от предусмотренных законом процедур.
  • Органы контроля проводили административные расследования в отсутствие достаточных данных, свидетельствующих о совершенном административном правонарушении.
  • Вот такие итоги подведены самой Генеральной прокуратурой РФ по проверкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • Соответственно, даже при наличии сводного плана проверок на конкретный год в отношении субъекта предпринимательской деятельности фактически может быть проведено гораздо больше проверок.
  • Изменить ситуацию должен Единый реестр проверок.

С 1 июля 2015 г. вступает в силу Федеральный закон N 511-ФЗ , который вносит изменения в Федеральный закон N 294-ФЗ: он дополняется новой ст. 13.3 «Единый реестр проверок».

Федеральный закон от 31.12.2014 N 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно указанной статье в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается Единый реестр проверок, который является федеральной государственной информационной системой.

Обратите внимание! Оператором Единого реестра проверок является Генеральная прокуратура РФ.

Правила формирования и ведения Единого реестра проверок будут утверждены Правительством РФ. Такими правилами определяются:

  • требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию Единого реестра проверок;
  • порядок присвоения проверке в автоматическом режиме учетного номера;
  • состав включенной в Единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот Реестр;
  • состав включенной в Единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления;
  • состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в Единый реестр проверок.
Больше проверок:  Регистрирует страховой чек и проверку полиса ОСАГО по госномеру автомобиля

Информация, которая будет содержаться в Едином реестре проверок, будет разделяться на общедоступную и ограниченного доступа.

В целях обеспечения открытости сведений о результатах проверок устанавливается, что общедоступной информацией из Единого реестра проверок будут:

  • учетный номер проверки;
  • сведения, указываемые в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренные пп. 1 — 6 и 9 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ (данные о том, кто проводит проверку, и сроки ее проведения);
  • информация, указываемая в акте проверки, установленная пп. 1 — 6 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ;
  • результаты проверки (были ли выявлены нарушения обязательных требований и требований, определенных муниципальными правовыми актами);
  • принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписаний об устранении выявленных нарушений и (или) проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, принятие мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и результатах такого обжалования.

Ведение Единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие будут осуществляться с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Порядок формирования и ведения Единого реестра проверок

Правила формирования и ведения Единого реестра проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 (далее — Правила).

Как осуществить вход в систему ФГИС ЕРКНМ

Чтобы осуществить вход в систему ФГИС ЕРКНМ, необходимо зайти на официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации — https://genproc.gov.ru/, затем выбрать вкладку «Единый реестр проверок. Сводный план проверок» и нажать на кнопку «Единый реестр проверок», на открывшейся странице в поисковой строке ввести наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя либо ввести ИНН/ОГРН, или номер проверки, если он известен. Совершив эти действия, вы сможете ознакомиться со всеми контрольными (надзорными) мероприятиями, проведенными надзорными органами в отношении ваших объектов.

Также контролируемые лица могут получить доступ к содержащимся в ФГИС ЕРКНМ сведениям посредством авторизованного доступа на единый портал государственных и муниципальных услуг и/или в личный кабинет контролируемого лица в ведомственных информационных системах.

Как и другие надзорные органы, должностные лица федерального государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН) также обязаны осуществлять внесение в данную систему информации о проводимых контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях.

В каких случаях результаты проведенной проверки органом ГПН могут быть признаны недействительными

Учетный номер кнм

Как получить сведения из нового реестра

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий синхронизируют с порталом «Госуслуги». В личном кабинете станут доступны сведения о предстоящих мероприятиях и результаты после их проведения. Эта информация будет официальной и может использоваться для обжалования решений, действий (бездействия) надзорных органов в досудебном порядке.

Сейчас действует пилотный проект по обжалованию решений надзорных органов. Его подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин еще в августе 2020 года. Пока в эксперименте участвуют только 19 контрольных ведомств по 63 видам контроля.

С 1 июля 2021 года досудебное обжалование решений контролеров будет введено для отдельных видов контроля, определенных Правительством РФ. Однако с 1 января 2023 года его планируют поэтапно внедрять для всех видов контроля, которые регулируются Законом о госконтроле № 248-ФЗ от 31.07.2020.

Приведены рекомендации по обеспечению юридической значимости документов жизненного цикла контрольной (надзорной) деятельности, представленных в электронной форме.

Приведены примерный перечень документов и правила технической реализации всех процедур их жизненного цикла. Указано, как обеспечить возможность установить авторство заполненных документов, а также юридическую значимость сведений, отраженных в проверочных листах.

Когда проводится выездная проверка

Выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.

Основанием для её проведения является невозможность:

  • удостовериться, что в документах и объяснениях контролируемого лица, которые имеются в распоряжении Роспотребнадзора (запрошены им), содержатся полные и достоверные сведения;
  • оценить, соответствует ли деятельность, действия (бездействие) контролируемого лица и (или) принадлежащие и (или) используемые им объекты контроля обязательным требованиям без выезда на место и совершения действий, которые предусмотрены другим видом контрольных (надзорных) мероприятий.

Например, если нужно взять пробы воздуха на территории проверяемого, измерить температуру в помещении, где хранятся пищевые продукты.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

План проверок предпринимателей на 2022 год

В 2021 году Генпрокуратура России ввела в эксплуатацию главную информсистему в сфере контрольно-надзорной деятельности — Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).

Ресурс был создан для того, чтобы обеспечить прозрачность контрольной деятельности и цифровизировать обмен информацией между ведомствами. Теперь любой визит проверяющего к бизнесмену возможен лишь после внесения сведений об этом в ЕРКНМ.

Проверить, попал ли бизнес в информсистему, можно, указав такие реквизиты, как ОГРН, ИНН, месяц проверки, адрес и др.

Количество запланированных на 2022 год проверочных мероприятий станет минимальным за 12-летний период. Из 367 000 предложений контролеров прокурорами согласовано 292 000.

Для сравнения: план на 2021 год включал 360 000 проверок, а на 2020 год — 384 000 проверок.

Какой бизнес не будут проверять в 2022 году

Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520 приостановило плановые проверки малого бизнеса. Под проверки не попадут юрлица и ИП, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Узнайте, насколько вероятна выездная налоговая проверка в вашей организации. Введите необходимые данные, и программа даст оценку на основании 12 критериев.

На некоторые проверки мораторий не распространяется:

  • на проверки бизнеса, чья деятельность или производственные объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, к I или II классам опасности, I, II, III классам опасности производственных объектов, I, II, III классам гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора);
  • на проверки бизнеса, в отношении которого в течение предыдущих 3 лет вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения по КоАП РФ или наказания в виде административного приостановления деятельности, дисквалификации либо решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании;
  • на проверки в отношении соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
  • на проверки, проводимые в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также федерального госнадзора в области использования атомной энергии.

Что изменится в плановых проверках в 2022 году

В Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ появились некоторые новшества в методике проверок, которые, как предполагается, должны снизить административную нагрузку и сократить количество личных контактов между контролерами и предпринимателями.

Короткие визиты вместо длительных проверок. Контролирующий орган вправе заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Дистанционный надзор. Появится возможность вести надзор с помощью аудио- и видеосвязи (ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). На сайте правительства уточняется, что этот формат будет использоваться как для небольших, так и для более крупных компаний.

Порядок внесения проверок в ЕРКНМ или на официальный сайт системы единого реестра контрольных надзорных мероприятий

Для чего создан единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, он же ЕРКНМ? Как попасть на официальный сайт ФГИС ЕРКНМ? Как осуществить вход в систему ФГИС ЕРКНМ и зайти в личный кабинет? Какое отношение имеет Генеральная прокуратура и органы ГПН к работе ФГИС ЕРКНМ? Каков порядок и сроки внесения/заполнения сведений и иной информации, а также решений и результатов проверок на официальном сайте единого реестра контрольных надзорных мероприятий (ФГИС ЕРКНМ)? Ответы на эти вопросы вы узнаете в данной статье.

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий с 1 июля 2021

С 1 июля 2021 года начнет работать новый Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. С этого дня надзорные органы больше не смогут внезапно прийти с проверкой. Подробнее о нововведении читайте в нашей статье.

Продление или приостановление срока проверки

Продлить срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия можно только в случаях и пределах, установленных федеральным законом (ч. 2 ст. 14 Закона № 248-ФЗ). Однако Закон № 248-ФЗ не содержит оснований и пределов его продления.

Приостановить проверку может уполномоченное должностное лицо Роспотребнадзора (его территориального органа) по мотивированному представлению инспектора. Приостановление допускается на срок проведения необходимых экспертиз или испытаний, если он превышает срок проверки. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется специальными нормативными правовыми актами. В рамках выездной проверки Роспотребнадзор вправе проводить как экспертизу, так и испытание, а в рамках документарной — экспертизу (ч. 13 ст. 65, ч. 3 ст. 72, ч. 8 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Чем заканчивается контрольное (надзорное) мероприятие

Независимо от того, выявлены ли нарушения при проведении мероприятия, проверяющие должны составить акт контрольного (надзорного) мероприятия. Если нарушений не выявлено, сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 1 ст. 90 Закона № 248-ФЗ). Если нарушения выявлены, принимаются меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ, в частности выдадут предписание.