В Минфине рассказали о трех регистрах в сфере аудита

Кто как раскрывает

Сейчас все аудиторы раскрывают информацию из перечня ЦБ частично.

На сайте EY на данный момент есть ссылка только на глобальный годовой отчет группы, который находится на глобальном сайте компании. Из отчетов по России удалось найти только отчет по корпоративной ответственности за 2020 г. Также в разделе «О нас» можно найти список руководства с их зоной ответственности и сферой профессиональных интересов, но при попытке подробнее прочитать информацию сайт выдает ошибку. Информацию о конкретных клиентах найти не удалось, указаны только отрасли и отраслевые обзоры за разные годы.

ДРТ на своем сайте в «отчете о деятельности за 2021 год» публикует информацию об официальном наименовании, структуре управления и поименный список совета директоров. Там также указано, когда и как проводились проверки компании, а в приложении документа кратко указаны финансовые результаты за год и поименно перечислены клиенты, для которых проводился аудит. В этом же разделе на английском языке есть отчеты о работе глобальной сети вплоть до 2017 г. Также в каждом разделе с оказываемыми компанией услугами в конце страницы есть имена, должности, сферы ответственности и контакты сотрудников для связи с ними.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом № 294-ФЗ

В соответствии с частью 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном разделе сайта Генеральной прокуратуры размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.

С 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных согласно статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, указанные в части 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки бизнеса проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения и с даты окончания проверки, по результатам которой принято такого решение, прошло менее 3-х лет.

Кроме того, мораторий не распространяется на плановые проверки в рамках федерального государственного надзора в области радиационной безопасности, использования атомной энергии, федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, федерального государственного пробирного надзора, внешнего качества работы аудиторских организаций, а также проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведение плановой проверки вопреки указанным положениям является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальных контроля».

Аудиторы раскроют данные

Перечень информации, которую «значимые» аудиторы будут обязаны раскрыть, обширный:

Данные об аудируемых лицах. Аудитор будет раскрывать перечень ОЗОФР, которым оказаны аудиторские услуги, с указанием наименования клиента, его ОГРН и адреса сайта. Исключение составят случаи, в которых информация о клиентах раскрывается в ограниченном составе или объеме. Сейчас в связи с санкциями ЦБ разрешил банкам не публиковать свою финансовую отчетность.

Выручка от аудита. Компания будет отдельно указывать заработок от предоставления непременно аудиторских услуг ОЗОФР (с выделением величины выручки от оказания услуг по договорам обязательного аудита бухгалтерской отчетности) и отдельно – выручку от прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

83,9 млрд руб.

составил совокупный доход 56 аудиторско-консалтинговых групп рэнкинга «Раэкс аналитика» по итогам 2021 г. Рост к предыдущему году – 7%. Только 35 компаний из 56 завершили год с положительными результатами по выручке. Доходы от аудита в целом составили 35%, или 29,47 млрд руб. (+4,5%), от консалтинга – 65%, или 54,46 млрд руб. (+1%)

Список иностранных государств, в которых оказываются аудиторские услуги, а также размер получаемой там выручки.

Меры, которые принимаются для соответствия профессиональной этике и независимости. Сюда входит описание работы внутреннего контроля качества аудита и указание ответственных за ее исполнение. Также надо будет отдельно описывать меры, которые аудитор принял по результатам внутреннего контроля качества при работе с ОЗОФР.

Принципы и подходы к организации обучения, сведения о пройденных работниками-аудиторами программах повышения квалификации, включая их тематику и продолжительность. Такие сведения должны будут выделяться в отношении тех, кто руководит аудитом ОЗОФР.

ОГРН, в том числе предшественника или правопреемника, регистрационный номер записи в реестре аудиторов ЦБ и реестре аудиторской СРО, данные об изменении наименования с указанием предыдущего.

Договор страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления своей деятельности.

Информация о судебных спорах, связанных с оказанием своих услуг значимым организациям, если аудитор является ответчиком, а размер требований составляет 10% или более от балансовой стоимости активов.

Данные о количественном и персональном составе набсовета аудиторской организации.

Доступ к определенной информации (например, совет директоров, регистрационные данные) должен быть обеспечен для пользователя не более чем в «один переход по ссылке с главной страницы сайта», говорится в указании ЦБ. Указание на содержание информации должно быть однозначным. Другая часть информации – о клиентах, выручке, работающих аудиторах, мерах по контролю качества – должна раскрываться компаниями в ежегодном отчете о своей деятельности.

Больше проверок:  Как найти свою организацию по инн

Для каждого вида информации ЦБ также устанавливает срок, в течение которого она должна быть раскрыта.

Обновлены правила ведения реестров аудиторских организаций

23 мая 2022

Минфин России подготовил очередной обзор изменений аудиторского законодательства в части обновленных порядков ведения реестров аудиторов и аудиторских организаций, аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и аудиторских организаций на финансовом рынке (информационное сообщение Минфина России от 19 мая 2022 г. № ИС-аудит-55). Напомним, эти реестры ведут СРО аудиторов, Федеральное казначейство и Банк России соответственно. С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Министерства в подразделе “Общая информация” раздела “Аудиторская деятельность” рубрики “Деятельность”.

С 1 марта 2022 года вступил в сиду обновленный порядок ведения реестра  аудиторов и аудиторских организаций (приказ Минфина России от 15 ноября 2021 г. № 174н). При этом вступление в силу нового порядка не предполагает проведение перерегистрации аудиторов и аудиторских организаций. С 13 апреля 2022 г. Минфин России прекратил вести контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Помимо этого перечень документов, на основании которых сведения вносятся в реестр,  дополнен решением регистрирующего органа об исключении ИП из ЕГРИП, предписаниями Федерального казначейства, Банка России, решениями Федерального казначейства о внесении (исключении) сведений об аудиторской организации в (из) реестра и прочими. Расширен и перечень сведений об аудиторской организации, включаемых в реестр. Теперь в него включаются и сведения о дочерних обществах аудиторской организации, об организации, для которой аудиторская организация является дочерним обществом, о трудовых договорах, заключенных аудиторской организацией с аудиторами и другие данные.

О требованиях к членству в СРО аудиторов читайте в Энциклопедии решений “Корпоративное право” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также установлен порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, который начнет действовать с 1 сентября 2022 года (приказ Минфина России 23 декабря 2021 г. № 221н). Кроме того, документ определяет перечень сведений, включаемых в реестр, перечень документов, представляемых аудиторской организацией в Федеральное казначейство для внесения сведений о ней в реестр, порядок представления этих документов и порядок исключения сведений об аудиторской организации из реестра.

Установлен и порядок ведения реестра аудиторских организаций на финансовом рынке (указание Банка России от 20 декабря 2021 г. № 6021-У). в настоящее время документ проходит госрегистрацию в Минюсте России. Порядок определяет правила ведения реестра, перечень сведений, включаемых в него, перечень документов, подлежащих представлению аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр, требования к таким документам и порядок их представления в Банк России, а также порядок рассмотрения документов аудиторской организации в Банке России и проверки соответствия аудиторской организации установленным требованиям.

Документы по теме:

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”

Как «выглядеть хорошо» перед партнерами и кредиторами

Пока от публикации сведений на Федресурсе даже с введением системы ГИР БО от ФНС невозможно уйти.

Бухотчетность и аудиторское заключение может увидеть любой пользователь: и на Федресурсе и в системе ГИР БО. Поэтому важно, чтобы бухгалтерская отчетность давала полное и точное представление внешним пользователям о состоянии компании, а аудиторское заключение к отчетности подтверждало достоверность отраженных данных.

Бухгалтерская отчетность, составленная по всем правилам действующего законодательства— это кропотливый труд.

А в условиях, когда законодательство в отношении правил бухгалтерского учета и отчетности все быстрее и быстрее меняется— очень сложная задача. Так несколько лет назад были обновлены «старые» ПБУ (например, ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»), принимаются и становятся обязательными новые ФСБУ.

Например, с отчетности за 2021 год стало обязательным ФСБУ 5/2019 «Запасы», а с 2022 года применяется еще 3 новых стандарта:

  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства»,
  • ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
  • ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

Наша аудиторская практика показывает, что не всем бухгалтерам удается вовремя разобраться с нововведениями, внести соответствующие изменения в учетную политику и настроить бухгалтерские программы под новые требования. В таких условиях комплексный аудит поможет справиться с задачей достоверного представления данных в отчетности.

Ведь комплексный аудит проводится в несколько этапов. Это позволяет выявлять проблемы по мере обнаружения, своевременно скорректировать учет, чтобы к моменту составления годовой отчетности она соответствовала всем требованиям законодательства и после аудиторской проверки компания могла разместить в Федресурсе положительное аудиторское заключение.

Кроме того, такой аудит обладает рядом преимуществ и бонусов:

  • к проверке привлекаются разнопрофильные специалисты -аудиторы, эксперты по налогам и бухучету, налоговые юристы, что позволяет взглянуть на компанию не только с точки зрения бухгалтерской отчетности, но и выявить налоговые риски и возможности компании;
  • консалтинг с аудиторами, экспертами и налоговыми юристами, в т.ч. по применению новых ФСБУ;
  • юридическая защита от претензий налоговых органов в течение 3-х лет, следующих за проверенным аудиторами периодом: анализ правомерности требований, подготовка и подача разногласий, представление интересов в налоговом органе при рассмотрении материалов налоговой проверки;
  • расширенная страховка до 30 млн рублей от риска необнаружения ошибок и некорректных рекомендаций по одному страховому случаю, в т.ч. компенсация доначисленных штрафов и пеней по результатам налоговой проверки, если нашим юристам не удастся оспорить претензии ФНС.

Поэтапный аудит с консалтинговой поддержкой поможет сформировать достоверную бухгалтерскую отчетность, подчеркнув положительные результаты деятельности компании. Это будет солидно выглядеть в глазах партнеров, кредиторов и инвесторов, поможет получить дополнительные заказы, льготные кредиты и новые инвестиции.

Возможные проблемы из-за неопубликования сведений на Федресурсе

Передача актуальной информации в реестр обязательна. В случае неопубликования сведений или подаче недостоверных сведений КоАП РФ предусмотрены штрафы.

Если организация опоздала с размещением АЗ на Федресурсе, то ее руководитель может отделаться предупреждением или ему придется заплатить штраф 5000 руб. за несвоевременное размещение аудиторского заключения. (п. 6-8 ст.14.25. КоАП РФ).

Непредставление или представление недостоверных сведений (с ошибками) грозит должностному лицу организации потерей 5-10 тыс. руб. А внесение заведомо ложных сведений (например, когда организация не получила АЗ, а в Федресурсе указала придуманные данные) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10.000 до 15.000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Мнение рынка

Минфин еще в 2021 г. разработал перечень подлежащей раскрытию информации со стороны аудиторов (приказ еще не вступил в силу). Он содержит требования о раскрытии более 40 показателей и около десятка различного рода заявлений руководства аудиторской организации. Указания ЦБ существенно расширяют этот список, говорит член правления аудиторской СРО «Содружество» Дмитрий Лимаренко. По его словам, ЦБ эта форма нужна для усиления контроля деятельности аудиторов.

Большинство запрашиваемой информации и так раскрывается – в реестре СРО, бухгалтерской отчетности, но отличие в том, что раньше подобного рода информация не аккумулировалась, говорит Лимаренко.

Разработанный ЦБ проект указания – логичное продолжение политики регулятора, направленной на повышение открытости и прозрачности аудиторской деятельности для пользователей финансовой отечности и заключений аудиторов, говорит управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы ФБК Алексей Терехов. В основном, по его мнению, документ нацелен на раскрытие аудиторской организацией ее политики и организации в части внутреннего контроля и независимости.

Аудиторская организация сейчас не обязана раскрывать данные об обучении специалистов, списки персоналий, стоимость контрактов на аудит, говорит партнер по аудиту и консалтингу группы «Деловой профиль» Дарья Перковская, добавляя, что требование раскрыть столь существенный объем информации, которая позволит заблаговременно сделать вывод о масштабе, устойчивости и надежности аудиторской организации, в целом выглядит оправданно.

Единый законодательно установленный перечень информации, подлежащей раскрытию, позволит ее пользователям сравнивать усилия аудиторов в области повышения качества, говорит партнер компании ДРТ Владимир Козырев: «А время покажет, какие из раскрытий наиболее интересны общественности».

Принятие данных поправок повысит конкурентность открытых тендерных закупок, добавляет Терехов. Правда, потенциальные и действующие клиенты могут формировать конкурсную документацию, ориентированную на вполне определенных аудиторов, предупреждает генеральный директор АКГ «Уральский союз» Марина Ризванова. С другой стороны, продолжает она, клиенты, например, банков или брокеров смогут увидеть, были ли претензии к аудитору их финансовой организации (споры), какая была выручка по ОЗОФР и т. д. При выполнении устанавливаемого порядка «смена вывески» не поможет аудиторам, поставившим под сомнение свою репутацию, резюмирует Ризванова.

Впрочем, в условиях санкционного давления сама политика максимальной транспарентности может нести и дополнительные риски, продолжает Терехов. Поэтому важно еще раз проанализировать и, возможно, под новым углом взглянуть на соотношение проблемы прозрачности и проблемы защиты информации, резюмирует он.

Есть риск слишком сильно перестраховаться и ограничить вход даже надежным аудиторским компаниям, которые оказывают услуги высокого качества, добавляет Перковская, и тем самым ограничить выбор аудитора для самих финансовых организаций – низкая ротация в дальнейшем может привести к нежелательным последствиям и конфликту интересов. По ее мнению, в реестр ЦБ попадут единицы, что и ставит своей целью регулятор – максимально сузить круг компаний, которые могут оказывать услуги ОЗОФР.

Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов

Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов – систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций. Порядок ведения реестра и перечень включаемых в него сведений утвержден приказом Минфина России от 15 ноября 2021 г. № 174н. В реестре содержатся следующие основные сведения:

об аудиторах – фамилия, имя, отчество, основной регистрационный номер записи, номер квалификационного аттестата аудитора, субъект Российской Федерации, где проживает аудитор, сведения о прохождении внешнего контроля деятельности, о принятых мерах дисциплинарного и иного воздействия, об аудиторских организациях, работником которых является аудитор;

Больше проверок:  Информация для физических лиц ооо самарские коммунальные системы

об аудиторских организациях – наименование аудиторской организации, основной регистрационный номер записи, субъект Российской Федерации, где зарегистрирована аудиторская организация, контактная информация,  сведения обо всех аудиторах, являющихся работниками аудиторской организации, об органах управления аудиторской организации, о прохождении внешнего контроля (надзора) деятельности,  о принятых мерах дисциплинарного и иного воздействия, об участии в российских и международных сетях и регистрации в других государствах.

Реестр ведет Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество». Основные сведения из реестра публикуются на ее официальном Интернет-сайте.

Сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе, содержащиеся в реестре, предоставляются Ассоциацией «Содружество». Для этого заинтересованное лицо должно направить в эту организацию запрос в виде электронного документа или на бумажном носителе. Ассоциация «Содружество» предоставляет сведения не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Такие сведения направляются в письменном виде или в виде электронного документа.

Сведения о Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество»:

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная

Для чего он нужен

Результаты и факты деятельности юрлиц обязаны находиться в открытом доступе для любого заинтересованного пользователя (абз. 3 п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — далее Закон № 129-ФЗ).
Для размещения таких сведений и существует сайт www.fedresurs.ru. Это портал Единого федерального реестра сведений (так называемый Федресурс), который работает с 2013 года.

Федресурс ведется только в электронном формате и служит для сбора и объединения данных, имеющих большое значение для бизнеса.

До 2022 года обязанность юридических лиц, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, вносить аудиторские заключения (АЗ) в Единый федеральный реестр, была установлена п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите).

Федеральным законом от 30.12.2021 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 30.12.2021 г. конкретизирован перечень сведений, подлежащих размещению в Едином реестре в соответствии с пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ. Также сюда из Закона об аудите перенесено требование о предоставлении сведений о выданном аудиторском заключении по бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности) и одновременно признан утратившим силу п. 6 ст. 5 Закона об аудите.

Не путайте Федресурс с ГИР БО (bo.nalog.ru), где налоговые органы размещают АЗ организаций, представленные к их бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Размещение АЗ в ГИР БО не освобождает организации от размещения информации о нем на Федресурсе.

Для акционерных обществ размещение сведений из АЗ на Федресурсе не отменяет размещение АЗ на своем сайте и направление его в налоговую (в ГИР БО).

Новые положения подп. «л2» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ содержат неоднозначную формулировку относительно вопроса, нужно ли вносить с 2022 года в Федресурс сведения об отчетности и результатах обязательного аудита, организациям, для которых федеральным законом не установлена обязанность организации по раскрытию такой информации в СМИ? По мнению Минфина РФ, отраженного в информационных сообщениях от 13.01.2022 № ИС-аудит-48, от 13.01.2022 № ИС-учет-36, такие сведения вносят только, если у организации есть обязанность по раскрытию информации.

Но с учетом неоднозначности формулировки подпункта «л.2» пункта 7 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ и отсутствия судебной практики, нельзя полностью исключать риск появления позиций контролирующих и судебных органов, согласно которой в Федресурсе необходимо публиковать сведения о бухгалтерской отчетности и результатах аудиторского заключения всеми без исключения организациями, подлежащими обязательному аудиту.

Поэтому рекомендуем организациям, чья отчетность не раскрывается в СМИ, но подлежит обязательному аудиту, также раскрывать сведения о такой отчетности и о проведенном аудите в Федресурсе. Тем более, что многие компании при отборе контрагентов часто анализируют информацию о финансовой отчетности и аудиторских заключениях, опубликованных потенциальными партнерами на Федресурсе.

В сообщение необходимо включать только сведения, упомянутые выше. Полное содержание аудиторского заключения и финансовых документов публиковать не требуется. Скан АЗ прикладывать не нужно.

Следует, однако иметь ввиду, что Федресурс — это информационный портал, который аккумулирует общедоступные сведения о деятельности организаций.

В связи с этим публикации не подлежат результаты заключений, которые содержат гос.тайну или коммерческую тайну (охраняемую законом).

Кроме сведений об аудиторском заключении компании обязаны также публиковать и прочие сведения о себе. Например, сейчас Федресурс предлагает чек-лист сведений, которые подлежат публикации. Приведем небольшую выдержку из него:

Размещение АЗ на Федресурсе — это в большинстве случаев не только лишние хлопоты, но и полезная процедура, которая может иметь свои плюсы как для организаций, чьи данные размещаются, так и для тех, кто ими пользуется.

Конечно, размещение данных на открытом, общедоступном портале повышает открытость компании, что может не нравится компаниям с низкими финансовыми показателями или получившими модифицированное аудиторское заключение. Но такая открытость защищает интересы кредиторов и потенциальных инвесторов.

В тоже время компании с успешными финансовыми показателями и положительным АЗ будут иметь конкурентное преимущество при выборе их в качестве партнеров.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Аудиторское заключение в Федресурсе — теперь это сообщение о финансовой отчетности!

С января 2022 года ч. 6 ст. 5 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» утратила силу. В связи с этим обязанность по публикации сообщения о результатах обязательного аудита в Едином федеральном реестре (Федресурс) была упразднена. Однако на смену утратившей силу обязанности пришла новая — публикация сведений о финансовой отчетности (для абсолютно той же самой группы юридических лиц, которые проводят обязательный аудит).

В Минфине рассказали о трех регистрах в сфере аудита

До изменений сообщение о финансовой отчетности, предусмотренное пп. «л. 2» п. 7 ст. 7.1 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц», касалось только небольшой группы ЮЛ, которые раскрывают информацию в СМИ (например, на сайтах уполномоченных информационных агентств, аккредитованных ЦБ РФ: ООО «Интерфакс — ЦРКИ», АО «АЭИ «ПРАЙМ», АО «СКРИН», ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ»).

Обязательно дочитайте настоящую статью, поскольку ее игнорирование может привести к тому, что Вы (не зная об изменениях законодательства в 2022) подвергнете себя риску административной ответственности по ст. 14.25 КоАП за отсутствие обязательных сведений в Едином федеральном реестре (Федресурс) в виде:

— штрафа в размере от 5 000 до 50 000 рублей;

— дисквалификации должностного лица на срок от 1 до 3 лет.

Санкции применяются ФНС, Росреестром и Прокуратурой с 2021 года (см. в конце статьи).

Кто должен сдавать сообщение о финансовой отчетности

Однако в 2022 году норма была представлена в новой редакции. Теперь сообщение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии) в Федресурсе обязаны публиковать три группы юридических лиц:

  • 1 группа (как и было) — те, кто размещает сведения о ней в СМИ   (например, на сайтах уполномоченных информационных агентств, аккредитованных ЦБ РФ: ООО «Интерфакс — ЦРКИ», АО «АЭИ «ПРАЙМ», АО «СКРИН», ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ»). Этой группе юридических лиц необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности с указанием сведений о публикации в СМИ.
  • 2 группа — те, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность (консолидированная финансовая отчетность), подлежит обязательному аудиту. Этой группе юридических лиц необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности с указанием наименования, ИНН, ОГРН аудиторской организации, основными идентификаторами аудитора, даты подписания аудиторского заключения.
  • 3 группа — те, чья отчетность и аудиторское заключение о ней не подлежат представлению в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО). Этой группе юридических лиц необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности с указанием мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность, за исключением случаев, если указанные сведения составляют государственную или коммерческую тайну.

В связи с изменениями обязанности реестр Федресурс также предусмотрел техническую возможность публикации сообщения о финансовой отчетности с указанием сведений о результатах обязательного аудита для каждой группы юридических лиц.

Как заполнить сообщение о финансовой отчетности

Теперь форма заполнения сообщения в реестре выглядит так:

«В новой форме внесения сведений в Федресурс каждая из трех обязанных групп юридических лиц может независимо вносить конкретный блок сведений о себе, независимо от ряда полей, предусмотренных для другой группы».

Пример 1

2 и 3 группа компаний (которые провели аудит, вносят сведения о нем, а также заполняют основные поля о финансовой отчетности) в поле «Ссылка на публикацию» могут оставить ее пустой и реестр пропустит публикацию.

Примечание: ранее поле «Ссылка на публикацию» являлось для публикации сообщения о финансовой отчетности обязательным, но после изменений, чтобы адаптировать форму сообщения под техническую возможность публикации для каждой обязанной группы ЮЛ, Федресурс сделал поле необязательным.

Пример 2

Аналогичная ситуация и в отношении поля «Дата раскрытия», где служба поддержки реестра Федресурс пояснила, что публикатор, раскрывающий сведения в СМИ (1 группа), вносит в нее дату публикации в СМИ. А публикатор, который в СМИ не размещает сведения о фин. отчетности (2 и 3 группы), но обязан опубликовать сообщение из-за проведенного аудита, может внести в нее ту же дату, когда происходит публикация в Федресурсе.

Больше проверок:  Улучшите контроль качества и повысьте производительность магазина с помощью экспертного SEO на странице

Таким образом, все юридические лица, на которых ранее распространялась обязанность по публикации сообщения о результатах обязательного аудита, теперь подпадают под обязанность 2-3 группы (а некоторые под критерии всех 3-х групп, если размещают информацию в СМИ). Они обязаны публиковать сообщение о финансовой отчетности с указанием сведений об аудиторе, дате подписания заключения, а в ряде случаев (3 группа) и результатах аудита (мнение аудитора).

Иными словами, количество юридических лиц, которые проводили аудит и обязаны публиковать сведения о его результатах в Федресурсе, — не изменилось. Произошло лишь объединение с сообщением о финансовой отчетности.

Публикация бухгалтерской (финансовой) отчетности в Федресурсе

Если Ваша организация провела обязательный аудит и у Вас остались вопросы по обязанности размещения его результатов в Федресурсе в рамках сообщения о финансовой отчетности, — Вы можете получить бесплатные консультации на сайте сервиса fedresurs.online.

Если Вы пропустили указанные изменения, Вам необходимо устранить нарушение и опубликовать сообщение в Федресурсе — Вы также можете сделать это на сайте fedresurs.online.

Примеры применения санкций за отсутствие сведений о результатах аудита (как и многие другие за иные виды сообщений) по статье ст. 14.25 КоАП представлены ниже.

Обратите внимание! В предписании, направленном ФНС, организации также дополнительно привлекаются к административной ответственности по:

— ст. 19.7 КоАП за непредставление аудиторского заключения;

— ст. 15.11 КоАП за отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, хранение которых является обязательным.

Чтобы не столкнуться с негативными правовыми последствиями, рекомендуем своевременно размещать информацию об отчетности в Федресурс. Сделать это можно на сайте fedresurs.online.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Уточнен порядок раскрытия результатов обязательного аудита в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц

Уточнен порядок раскрытия результатов

обязательного аудита в Едином федеральном реестре сведений

о фактах деятельности юридических лиц

С целью кодификации норм законодательства Российской Федерации о раскрытии сведений об отчетности организаций и результатах обязательного аудита ее в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – Федресурс), Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 435-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”.

В подпункте “л.2” пункта 7 статьи 71 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” установлен исчерпывающий перечень сведений о бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии), а также о результатах обязательного аудита этой отчетности, подлежащих внесению в Федресурс (ранее – конкретизация сведений о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности отсутствовала; перечень сведений об обязательном аудите был установлен Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”). Обязательными сведениями о результатах аудита отчетности являются наименование аудиторской организации, ее ИНН и ОГРН, а также дата аудиторского заключения (ранее – сведения, индентифицирующие аудируемое лицо и аудиторскую организацию, состав проаудированной отчетности, период за который она составлена, дата аудиторского заключения, мнение аудиторской организации о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность). В случае, если аудиторское заключение об отчетности не подлежит представлению в ГИРБО, дополнительно в Федресурс вносится мнение аудиторской организации о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность (ранее – мнение и обстоятельства подлежали внесению в Федресурс в любом случае).

Сведения об отчетности организаций и результатах обязательного аудита ее подлежат внесению в Федресурс, когда федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ. Данное требование не действует в отношении сведений, составляющих государственную тайну, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 435-ФЗ в части вопросов, рассмотренных в настоящем разделе, вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 30 декабря 2021 г.

учета, финансовой отчетности

Кто занимается размещением аудиторских заключений на Федресурсе

Размещением сведений на федеральном ресурсе занимается сама аудируемая организация.

Эта процедура (внесение данных, их публикация) является платной. Стоимость услуги определяется по нормам и зависит от индекса роста потребительских цен. Каждое размещаемое сообщение оплачивается отдельно.

Опубликовать заключение необходимо в течение 3 рабочих дней с даты подписания АЗ аудитором или с даты подтверждённого факта передачи аудиторского заключения заказчику аудита (абз.2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

За несвоевременное предоставление информации компания понесет административную ответственность.

Внести необходимые сведения о результатах проведенного аудита в Федресурс возможно следующими способами:

  • самостоятельно через «Личный кабинет» на сайте Федресурса, доступ к которому осуществляется при помощи сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного авторизованным удостоверяющим центром (п. 5 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). Информацию о порядке создания и подписания сообщения можно получить на сайте: fedresurs.ru;
  • через нотариуса. Лицо, обязанное внести сведения на Федресурс, может предоставить необходимые сведения нотариусу на бумажных носителях, который внесет сведения на ресурс. Внесенные таким образом сведения подписываются квалифицированной электронной подписью нотариуса (абз. 2 п. 5 и п. 8.1 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ, ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I).
  • через специализированную компанию, оказывающую соответствующие услуги. Рекомендуем, перед тем как доверить публикации посреднику проверить легальность ее деятельности и ознакомиться с отзывами о ней представителей других компаний.

Кто должен публиковать аудиторские заключения

Как уже говорилось, на Федресурсе аудиторское заключение должны опубликовать компании, обязанные раскрывать информацию о бухгалтерской отчетности в СМИ. А также (исходя из рисков неоднозначных трактовок положений п. 2, ст. 7 Закона № 129-ФЗ) и другие организации, которые подлежат обязательному аудиту.

С 2021 года критерии обязательного аудита обновлены, но, как и прежде, обязательному аудиту подлежат (п.1 ст.5 Закона об аудите):

  • Организации с обращающимися ценными бумагами (торгуются на организованных торгах);
  • Организации-профессиональные участники РЦБ, бюро кредитных историй;
  • Организации, имеющие форму фонда, если поступление имущества за предшествующий год превышает 3 миллиона рублей (кроме государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и международного фонда);
  • Организации, соответствующие по крайней мере одному из финансовых условий. С 1 января 2021 года они такие:
    «налоговый» доход, полученный от предпринимательской деятельности, за год, предшествовавший отчетному году, был более 800 миллионов рублей;сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, более 400 миллионов рублей;
  • «налоговый» доход, полученный от предпринимательской деятельности, за год, предшествовавший отчетному году, был более 800 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, более 400 миллионов рублей;

и в прочих случаях, которые указаны в законодательстве, в т.ч. организации, зарегистрированные в форме публичного акционерного общества, а также попадающие под критерии обязательного аудита непубличные акционерные общества. О критериях обязательного аудита мы подробно писали в статье.

Как самостоятельно разместить аудиторское заключение

Аудиторское заключение можно разместить и самостоятельно, при этом нужно совершить несколько несложных действий в личном кабинете на сайте Федресурса — fedresurs.ru/login

  • Для того, чтобы подтвердить подлинность сообщения для размещения информации, во всплывшем окне нужно выбрать пункт «Сертификат ключа ЭЦП»
  • Далее нажать «Создать сообщение»
  • Заполнить предлагаемую форму
  • Выбрать «Сохранить сообщение», а затем «к подписи»
  • «Подписать»
  • Передаваемая информация (АЗ) будет сформирована и подписана ЭЦП
  • Автоматически формируется счет, который выведется на экран

Если все этапы пройдены корректно, то сведения будут опубликованы. При наличии ошибок в размещении информации будет отказано.

Например, если у компании есть проблемы с ЭЦП, услуга не оплачена, или произошел какой-то сбой в системе.