Кнм статус что это такое

Собрали большую подборку информации о контрольных (надзорных) мероприятиях (далее — КНМ), которые проводят инспекторы государственного пожарного надзора (далее — инспекторы ГПН).

Подборка будет полезна начинающим специалистам пожарной отрасли и руководителям организаций, которые хотят разобраться в видах КНМ. Сперва объясним общие понятия, а затем применим их к конкретным видам КНМ.

Предупреждаем: мы не будем говорить о лицензировании отдельных видов деятельности, а также о КНМ, которые могут проводиться в ходе осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.

Что такое контрольные (надзорные) мероприятия?

В настоящий момент нет официального определения данного понятия в нормативных документах.

Своими словами, контрольные (надзорные) мероприятия можно представить как совокупность действий надзорных органов, связанных с проведением проверки выполнения контролируемыми лицами обязательных требований, осуществлением необходимых испытаний и экспертиз, с последующим оформлением результатов и принятием мер.

Цели и задачи контрольных (надзорных) мероприятий

Цели и задачи любого КНМ сводятся к контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Есть 2 вида КНМ, согласно статье 56 Федерального закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее 248-ФЗ):

  • проводимые при непосредственном взаимодействии с контролируемым лицом;
  • проводимые без взаимодействия с контролируемым лицом.

КНМ могут проводиться в плановом (на основании заранее согласованных с органами прокуратуры и утвержденных в установленном порядке планов КНМ), или внеплановом порядке. Для проведения внеплановых КНМ необходимо наличие определенных оснований.

В соответствии с пунктами 30, 31 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Постановление № 290) должностными лицами государственного пожарного надзора во взаимодействии с проверяемым лицом проводятся следующие виды КНМ ↓

Плановые — во взаимодействии с проверяемым лицом

1) Выездная проверка — наиболее известное в народе КНМ. Отличается большой продолжительностью — до 10 рабочих дней, а также максимальным набором возможных инструментов для оценки пожарной опасности объекта (истребование документов, осмотр, инструментальное обследование, исследование, экспертиза и прочее).

2) Инспекционный визит — “младший брат” выездной проверки. Проводится за один рабочий день. В арсенале инспектора отсутствует возможность назначения длительных экспертиз и исследований.

3) Рейдовый осмотр — вид КНМ, схожий с выездной проверкой. Основное отличие — возможность в рамках одного КНМ проверить сколько угодно юридических лиц. Есть два важных условия: 1) все юридические лица должны находиться на одной территории, 2) на проверку каждого юридического лица отводится не более одного дня.

Внеплановые — во взаимодействии с проверяемым лицом

1) Инспекционный визит;

2) Рейдовый осмотр;

3) Выездная проверка;

4) Документарная проверка — КНМ не предполагает прямого взаимодействия проверяемого лица с инспектором. Взаимодействие осуществляется исключительно представлением документов и их анализом надзорными органами.

Виды КНМ, проведение которых нацелено на оценку соответствия зданий, сооружений, строений обязательных требованиям на этом заканчивается, однако Постановление № 290 содержит еще такой вид КНМ, как выборочный контроль.

Внеплановые — без взаимодействия с проверяемым лицом

Стоит также отметить, что в соответствии со статьей 56 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы вправе проводить без взаимодействия с контролируемыми лицами следующие КНМ:

1) Наблюдение за соблюдением обязательных требований. Проходит в формате анализа общедоступных данных находящихся в сети “Интернет”, данных, содержащихся в различных  государственных и муниципальных информационных системах или представленных другими ведомствами.

2) Выездное обследование – оценка соответствия требований пожарной безопасности путем посещения общедоступных помещений здания (например — торгового зала гипермаркета) или территории.

Данные КНМ без взаимодействия проводятся исключительно внепланово. Практика их проведения не столь обширна, поэтому мы не будем их подробно рассматривать в этой статье.

Для большего понимания зафиксируем всю изложенную выше информацию в виде инфографики.

Кнм статус что это такое

Основания для контрольных (надзорных) мероприятий

Основанием для проведения планового КНМ служит наступление срока его проведения, установленного планом проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Основания для проведения внеплановых КНМ установлены статьей 57 и статьей 66 248-ФЗ:

1. Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Подобные сведения могут поступать в ходе межведомственного взаимодействия, от граждан, юридических лиц, СМИ или из прочих источников. Для краткости условимся называть это основание сведениями о причинении вреда (ущерба);

2. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц. Далее назовем это основание просто поручением Президента или Правительства РФ;

3. Требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Далее подобное основание будем называть требованием прокурора;

4. Истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований. В дальнейшем для краткости назовем – истечение срока исполнения предписания.

Действия инспектора при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

Под контрольным (надзорным) действием (далее – КНД) понимается одна или несколько операций, проводимых инспектором в ходе КНМ. Проведение КНД направлено на выполнение основных целей и задач КНМ.

Перечислим все КНД без привязки к конкретным видам КНМ:

1) Осмотр – инспектор имеет право беспрепятственно осматривать все помещения объекта защиты контролируемого лица (за исключением каких-либо особых помещений, например, для посещения которых необходим допуск к государственной тайне, а также жилых помещений в жилых домах);

2) Опрос – диалог инспектора и контролируемого лица по вопросам проверки (получение пояснений, дополнений,комментариев и прочее) изложенный в письменном виде;

3) Получение письменных объяснений – запрос инспектором каких-либо письменных свидетельств или ответа на поставленные вопросы, имеющие значение для проведения проверки;

4) Истребование документов – запрос перечня документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны вестись и храниться на объекте контролируемого лица;

5) Отбор проб (образцов) – изъятие проб (образцов) материалов для дальнейшей отправки их на экспертизу (например части линолеума на соответствие сведений, указанных в сертификате на покрытие);

6) Инструментальное обследование – обследование с применением специального оборудования и (или) технических приборов для определение чего-либо, например замер ширины коридора или уровня шума, создаваемого системой оповещения;

7) Испытание – мероприятие, проводимое с применение специального оборудования и (или) технических приборов, направленное на оценку соответствия чего-либо например испытание наружного или внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу или испытание пожарных лестниц на нагрузку.

8) Экспертиза – длительное мероприятие с привлечение эксперта и постановкой перед ним каких-либо вопросов, например соответствия путей эвакуации или системы пожарной сигнализации требованиям пожарной безопасности

Результаты контрольных (надзорных) мероприятий

В результате проведения КНМ формируются итоговые документы, а также принимаются необходимые решения. Перечень решений, принимаемых по результатам проведения КНМ закреплён статьей 90 248-ФЗ.

Перечислим все возможные решения, которые могут быть приняты инспектором ГПН, без привязки к конкретному КНМ:

1. Выдать акт КМН. Составляется по результатам любого КНМ;

2. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также в дальнейшем осуществить контроль за его исполнением. Составляется только при выявлении нарушений;

3. Незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования. Применяется в исключительном порядке при необходимости немедленного реагирования;

4. Принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (предупреждение, административный штраф. дисквалификация, административное приостановление деятельности). За нарушения требования пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность (в ряде случаев и уголовная);

5. Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований. На усмотрение инспектора;

6. Провести иные профилактические мероприятия. На усмотрение инспектора.

В ходе проведения КНМ могут составляться и другие документы, например:

1. Проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Составляются при проведении некоторых видов КНМ;

2. Протоколы контрольных (надзорных) действий – осмотра, инструментального обследования и прочее;

3. К материалам проверки также могут прикладываться копии документов, представленных контролируемым лицом (акты, договоры, выписки и прочее).

«Макет» проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Составим определенный «макет» проведения КНМ. Он не учитывает особенностей проведения определённых видов КНМ, однако показывает общий порядок:

1.   Издание решения о проведении КНМ. Внесение решения о проведении КНМ в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» на сайте генеральной прокуратуры РФ;

2.   Проведения согласования КНМ с органами прокуратуры (при необходимости);

3.   Уведомление контролируемого лица о проведении КНМ (при необходимости);

4.   Выход инспектора на объект защиты и(или) запрос необходимых документов;

5.   Проведение необходимых КНД, анализ полученных документов и сведений;

6.   Принятие соответствующих решений по результатам проведения КНМ, подготовка отчетных документов.

7.   Планирование КНМ по контролю предписания (при наличии нарушений).

По ходу проведения КНМ у контролируемого лица есть возможность знакомиться с составленными в ходе КНМ документами, в том числе посредствам информации, представленной на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Введя номер КНМ, указанного в левом верхнем углу решения о проведении КНМ или отсканировав QR-код на первом листе документа, можно получить все необходимые сведения о проведении КНМ (дату проведения, время, место, основания и прочее).

Применим “макет” на примере конкретных КМН.

Инспекционный визит

Может быть плановым и внеплановым КНМ.

Основания для планового КНМ: наступление срока проведения инспекционного визита, установленного планом проведения КНМ.

Основания для внепланового КНМ:1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба);2. Поручение Президента или Правительства РФ;3. Требование прокурора;4. Истечение срока исполнения предписания.

Согласование: требует предварительного согласования с органами прокуратуры, если основание проведения — наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба). По иным основанием согласование не требуется.

Уведомление о проведении КНМ: контролируемое лицо о проведении КНМ заранее не уведомляется.

Сроки проведения КНМ: не может превышать один рабочий день.

Действия инспектора ГПН в ходе проведения КНМ: • осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);• опрос;• получение письменных объяснений;• инструментальное обследование;• истребование документов.

Результаты КНМ:• акт инспекционного визита;• протоколы контрольных (надзорных) действий;• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений);• возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии нарушений);• Дополнительно (по желанию инспектора): выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

Выездная проверка

Основания для планового КНМ: наступление срока проведения выездной проверки, установленного планом проведения КНМ.

Уведомление о проведении КНМ: контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала.

Сроки проведения КНМ: общий срок не может превышать десять рабочих дней, для малого предприятия — не более 50-ти часов, для микропредприятия — не более 15-ти часов.

Больше проверок:  Бизнес-сайт Проверьте всех. Увеличьте свое присутствие в Интернете с помощью экспертного SEO на странице.

Действия инспектора ГПН в ходе проведения КНМ: • осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);• опрос;• получение письменных объяснений;• инструментальное обследование;• истребование документов;• отбор проб (образцов);• испытание;• экспертиза.

Результаты КНМ:• акт выездной проверки;• протоколы контрольных (надзорных) действий;• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений);• возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии нарушений);• Дополнительно: проверочные листы (при проведении планового КНМ), выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

Рейдовый осмотр

Основания для планового КНМ: наступление срока проведения рейдового осмотра, установленного планом проведения КНМ.

Уведомление о проведении КНМ: не регламентировано.

Сроки проведения КНМ: общий срок КНМ не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом не может превышать один рабочий день.

Результаты КНМ:• акт рейдового осмотра (составляется в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение);• протоколы контрольных (надзорных) действий;• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений) в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение;• возбуждение дел об административном правонарушении (при наличии нарушений);• Дополнительно: проверочные листы (при проведении планового КНМ), выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

Документарная проверка

Исключительно внеплановое КНМ.

Основания для КНМ:1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба);2. Поручение Президента или Правительства РФ;3. Требование прокурора.

Согласование: не требуется.

Сроки проведения КНМ: не может превышать десять рабочих дней.

Действия инспектора ГПН в ходе проведения КНМ: • получение письменных объяснений;• истребование документов.

Результаты КНМ:• акт документарной проверки;• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений);• возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии нарушений);• Дополнительно (по желанию инспектора): выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

  • Новости и аналитика
  • Новости

Неправильное указание в ЕРКНМ вида государственного надзора не является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки

12 июля 2022

Организация не смогла отменить результаты “санитарной” проверки, которая была отражена в ГИС ЕРКНМ как проверка в рамках “федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей” (санитарными инспекторами проверялось бюро МСЭ).

Бюро пыталось оспорить результаты плановой проверки Роспотребнадзора, ссылаясь на следующие процедурные нарушения:

Однако суды не усмотрели нарушения в дефектах оформления спорного КНМ:

  • согласно информации, размещенной на официальном сайте Генпрокуратуры РФ, спорная проверка включена в План проверок на 2021 год – месяц начала проведения проверки июль 2021 года; форма проведения – выездная проверка; вид надзора – федеральный государственный санитарно-эпидемиологический; основание проведения – истечение периода со дня окончания проведения последней плановой проверки;
  • проведение указанной проверки согласовано с прокуратурой области;
  • согласно решению о проведении плановой выездной проверки, копия которого получена Бюро, проверка проводилась в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
  • сведения о спорном КНМ размещены в ЕРКНМ до начала его проведения, копия решения направлена в адрес Бюро нарочным и получена заблаговременно;
  • Роспотребнадзор обеспечил размещение документов, касающихся выездной проверки, в том числе решение о ее проведении, в ЕРНКМ в соответствии с требованиями ст. 19, ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле, Правилами формирования и ведения ЕРКНМ № 604 накануне проверки;
  • таким образом, довод Бюро о проведении проверки с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), а именно в связи с отсутствием основания проведения КНМ и отсутствия согласования с прокуратурой признается необоснованным;
  • отражение во ФГИС ЕРКНМ такого вида проверки в отношении Бюро, как “федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей” вместо “федеральный государственный санитарно-эпидемиологический” не является грубым нарушением порядка проведения проверки и не влечет недействительность ее результатов, поскольку информация о проведении проверки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) размещена в установленном порядке, о ее проведении учреждение уведомлено;
  • кроме того, ни до проведения проверки, ни во время ее проведения, ни по ее завершении у Бюро не имелось сомнений в отношении вида государственного контроля (надзора), а также в отношении оснований его проведения и согласования с органом прокуратуры (Постановление Четырнадцатого ААС от 21 июня 2022 г. № 14АП-3333/22).

В последние годы органы государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН) стараются сократить количество контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и увеличить число профилактических, в том числе за счет проведения профилактических визитов. Это делается для того, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, при этом реализовав контрольные (надзорные) функции.

В данной статье мы рассмотрим, как устроены профилактические визиты и особенности их проведения в 2023 году.

Что такое профилактический визит?

Профилактический визит — это мероприятие, проводимое должностными лицами пожарного надзора (далее — инспектором ГПН) в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи.

Говоря своими словами, это беседа инспектора ГПН с контролируемым лицом на тему соблюдения требований пожарной безопасности. Такая беседа может быть проведена как непосредственно на объекте, так и дистанционно.

Профилактический визит, как один из видов профилактических мероприятий, появился при вступлении в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — 248-ФЗ).

Какие цели преследует инспектор, проводя профилактический визит?

Основные цели приведены в пункте 47 Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Постановление № 290):

1. Проинформировать контролируемое лицо о требованиях, предъявляемых к объекту (зданию, сооружению, строению, территории);

2. Донести до сведения контролируемого лица информацию о соответствии объекта критериям риска. Инспектор может указать на наличие или отсутствие на объекте предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а также рассказать о том, что влияет на присвоение той или иной категории риска конкретному зданию;

5. Собрать сведения об объекте защиты, необходимые для отнесения его к определенной категории риска.

Как видно из представленных выше целей, профилактический визит не имеет задачи привлечь контролируемое лицо к административной ответственности и выдать предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Каким способом проводится профилактический визит?

1. При непосредственном посещении объекта надзора инспектором пожарного надзора;

2. Без посещения объекта надзора, с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи. При выборе дистанционного взаимодействия рекомендуем заранее уточнить возможность такого взаимодействия у инспектора, проводящего профилактический визит.

Каким способом будет проведен профилактический решает надзорный орган. Об этом, скорее всего, будет сказано в уведомлении о проведении профилактического визита. Однако, контролируемое лицо может ходатайствовать об изменении способа проведения профилактического визита.

Какие есть виды профилактических визитов?

В соответствии с действующим законодательством, профилактический визит официально не делится на какие-либо типы, виды и подвиды.

Однако, в 2023 году профилактический визит будет дополнительно проводиться с определенными особенностями и в отношении определенных категорий хозяйствующих субъектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление № 336).

Формулировки, приведенные в нормативных правовых актах, могут запутать начинающих специалистов или представителей бизнеса. Поэтому, для простоты понимания, позволим себе разбить все профилактические визиты на три условные группы:

  • Профилактические визиты, в том числе обязательные, проводимые в “общем” порядке на основании статьи 52 ФЗ-248.
  • “Добровольные” профилактические визиты, проводимые исключительно в 2023 году;
  • Профилактические визиты, проводимые исключительно в 2023 году взамен плановых КНМ.

В нормативных правовых актах все они называются одинаково — профилактический визит, однако у каждого из них есть свои особенности, которые мы рассмотрим ниже.

1) Профилактический визит в “общем порядке” — проводится всегда

Под профилактическим визитом “в общем порядке” мы подразумеваем те визиты, которые постоянно проводятся органом (инспекторами) ГПН.

Чем закреплено. Статья 52 № 248-ФЗ и пункт 47 Постановления № 290.

Кого касается. 1) Объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска — без какой-либо периодичности;2) Объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска — не позднее чем в течение одного года с даты получения надзорным органом информации о начале осуществления деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию.

Профилактические визиты также могут коснуться иных объектов защиты, в случае, если решение об их проведении принято Правительством и Президентом РФ. Подобные профилактические визиты могут проводиться, например, на основании Решения Совета Безопасности РФ. В данном случае, основанием для проведения профилактического визита будут статья 52 № 248-ФЗ, а также пункт 45 Постановления № 290.

Как узнать. Невозможно заранее узнать на каком конкретном объекте будет проведен профилактический визит. Однако, не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения, контрольный (надзорный) орган обязан уведомить об этом контролируемое лицо.

Можно ли отказаться. Да, можно. Если контролируемое лицо не заинтересовано в проведении профилактического визита, оно вправе от него отказаться, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты его проведения. Это прямо сказано ч. 6 ст.52 248-ФЗ.

Срок проведения. Не может превышать 1 рабочий день.

Результат. Лист профилактической беседы, составленный инспектором и подписанный собственником или представителем объекта. В листе будет отражена информация, доведенная в ходе профилактического визита до контролируемого лица, а также рекомендации о способах снижения категории риска объекта. Лист направляется контролируемому лицу в течение 5-ти рабочих дней со дня проведения профилактического мероприятия.

Административная ответственность. Отсутствует. По результатам профилактического визита контролируемое лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Предписание. Не выдается. По результатам проведения профилактического визита категорически запрещается выдавать предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Все разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят исключительно рекомендательный характер. Об этом прямо сказано в части 8 статьи 52 248-ФЗ.

2) “Добровольный” профилактический визит — только в 2023 году

Под “добровольным” профилактическим визитом мы подразумеваем визит, инициированный не пожарным надзором, а собственником или представителем объекта.

Чем закреплено. Пункт 11(3) Постановления № 336.

Кого касается. Объектов чрезвычайно высокого и высокого риска, попавших в планы проведения КНМ на 2023 год. Собственники и представители данных объектов могут добровольно приглашать инспекторов пожарного надзора для проведения профилактического визита.

Об этом же говорил директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев:

«Если человек попал в план проверок на 2023 год, у него есть возможность за два месяца до проведения проверки позвать инспектора к себе на объект — здание, сооружение, ТЦ, дом престарелых — и сказать: «Помоги мне выявить узкие места». По сути, это бесплатная “госуслуга”

— Ринат Еникеев на пресс-конференции в ТАСС 02.11.2022 г.

Больше проверок:  Онлайн проверка реестра

Важно! Подобные “добровольные” профилактические визиты распространяют свое действие исключительно на 2023 год. Возможно, при положительной практике проведения подобных мероприятий, они будут продлены и далее.

Еще важнее! “Добровольный” профилактический визит не является основанием для отмены планового КНМ. То есть инспектор все равно в соответствии с планом плановых КНМ придет на объект с проверкой.

Как узнать. Для проведения такого профилактического визита правообладатель объекта должен сам обратиться в пожарный надзор с соответствующей просьбой.

Как обратиться. Написать заявление в свободной форме в адрес Главного управления МЧС России по субъекту или территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы с просьбой о проведении на объекте профилактического визита.

Когда обратиться. Не позднее, чем за 2 месяца до начала проведения планового КНМ.

Когда будет проведен. Профилактический визит будет проведен не позднее, чем за 1 месяц до начала проведения планового КМН.

Результат. Лист профилактической беседы, составленный должностным лицом пожарного надзора и подписанный собственником или представителем объекта. В листе будет отражена информация, доведенная в ходе профилактического визита до контролируемого лица, а также рекомендации о способах снижения категории риска объекта. Лист направляется контролируемому лицу в течение 5-ти рабочих дней со дня проведения профилактического мероприятия. Также в ходе проведения профилактического визита инспектором будут указаны нарушения, допущенные на объекте, а у контролируемого лица останется время на подготовку к плановому КНМ, в том числе время на принятие мер по недопущению нарушений обязательных требований.

3) Профилактический визит взамен планового КНМ — только в 2023 году

Подобные профилактические визиты также распространяют свое действие только на 2023 год для определенных категорий объектов.

Чем закреплено. Пункт 11(4) Постановления № 336.

Кого касается. Объекты государственных и муниципальных учреждений:— дошкольного и начального общего образования,— основного общего и среднего общего образования,отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

Как узнать. О проведении такого профилактического визита можно будет узнать из программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год. Данные программы утверждаются не позднее 20 декабря. Ознакомиться с ними можно на сайтах Главных управлений МЧС России по субъекту РФ.

Можно ли отказаться. Нет, нельзя.

Срок проведения. Не может превышать 1 рабочий день, однако данный срок может быть продлен для проведения инструментальных обследований, экспертиз и(или) испытаний.

Результат. Лист профилактической беседы, составленный должностным лицом пожарного надзора и подписанный собственником или представителем объекта. В листе будет отражена информация, доведенная в ходе профилактического визита до контролируемого лица, а также рекомендации о способах снижения категории риска объекта. Лист направляется в контролируемому лицу течение 5-ти рабочих дней со дня проведения профилактического мероприятия.

Предписание. Возможно. Предписание выдается в случае выявления на объекте нарушений обязательных требований. Копия указанного предписания направляется также в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица.

Что будет, если в ходе профилактического визита будут обнаружены нарушения с явными угрозами?

Если будет установлено, что объект надзора представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор будет обязан незамедлительно направить информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении КНМ, в соответствии с п.9 ст.52 248-ФЗ.

Иными словами, если выявленные в ходе профилактического визита нарушения представляют серьезную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся на объекте, инспектор пожарного надзора может вернуться с внеплановым КНМ(при согласовании его проведения с органами прокуратуры), по результатам которого в отношении хозяйствующего субъекта может быть в том числе возбуждено дело об административном правонарушении.

Какие нарушения представляют явную угрозу?

Нет четкого определения или перечня нарушений требований пожарной безопасности, представляющих явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба).

Предположительно, примерами подобных нарушений могут быть:

1. Неисправность или отсутствие на объекте надзора систем противопожарной защиты (в том числе системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной защиты и прочее);

2. Нарушения, связанные с наличием или содержанием путей эвакуации людей при пожаре;

3. Нарушения, связанные с эксплуатацией помещений повышенной взрывопожароопасности (А), взрывопожароопасности (Б), в том числе превышение допустимых норм или несоблюдение правил хранения, эксплуатации транспортировки взрывопожароопасных веществ и материалов;

4. Нарушения, связанные с порядком проведения огневых (и иных пожароопасных) работ;

5. Нарушения, связанные с объемно-планировочными и конструктивным решениями (отсутствием противопожарных преград или их несоответствие требованиям пожарной безопасности), а также прочие нарушения, существенно влияющие на пожарную безопасность объекта.

Советуем также посмотреть официальное письмо МЧС России от 17 февраля 2017 г. N 19-16-302, где даются разъяснения понятиям “угроза жизни и здоровью» и «угроза возникновения пожара».

  • Консультации по законодательству
  • Меры поддержки
  • 15.03.2022. Правительство отменило плановые проверки бизнеса в 2022 году

При создании КНМ тянется не тот «Вид КНД». Где и как можно отредактировать данное поле?

При создании КНМ в поле “Вид КНД” значение тянется из регламента, на основании которого создается КНМ.
Если необходимо выбрать другой вид КНД, то данное значение необходимо изменить в модуле “Кабинет методолога”
в разделе «Регламенты», затем в нем перевыбрать необходимее значение, после чего нажать на кнопку “Сохранить”
и “Выгрузить” регламент. Данные заполнятся корректно.

Как сделать так, чтобы занести проверку в ГИС ТОР КНД без отправки во ФГИС ЕРКНМ, так как во ФГИС ЕРКНМ проверка
уже размещена руками?

Нужно отжать в Регламенте флажок «Подлежит отправке в ЕРКНМ». Далее «Сохранить» – «Выгрузить».

В шаблоне проверочного листа поле «Нормативно-правовой акт, утверждающий форму проверочного листа» заполнено,
но при заполнении распоряжения данное поле пустое. Что необходимо сделать для его заполнения?

Для заполнения данного поля необходимо перейти на вкладку «Проверочные листы» и добавить проверочный лист.

Почему не отображаются ОТ – в справочнике значение есть, а при заполнении документов значение не подтягивается?

Проблема заключается в том, что отображаются только те ОТ, которые имеют ваш вид КНД. Часто бывает, что значения
одинаковые, а кодировка отличается. Необходимо скорректировать вид КНД в ОТ.

В Кабинете методолога в разделе «Настройки КНО» на вкладке “Виды КНД” отсутствует необходимый вид контроля.
Что в таком случае делать?

В кабинете методолога при сохранении регламента выходит ошибка «На форме содержатся ошибки».

Необходимо в разделе «Описание» заполнить все обязательные поля, после чего нажать кнопку «Сохранить» и «Выгрузить».

Как узнать код КНО и код функции КНО в ФРГУ?

На портале https://www.gosuslugi.ru/structure ввести наименование КНО,
перейти в раздел «Ведомства», перейти на страницу искомого КНО и обратить внимание на адресную строку. Часть адреса из
цифр является кодом ФРГУ КНО.

Чтобы узнать код ФРГУ функции, необходимо найти в перечне услуг КНО на портале ЕПГУ функцию, перейти на ее страницу,
перейти в раздел «Дополнительная информация – Сведения о государственной услуге». На открывшейся странице отображается
«Реестровый номер услуги», то есть код ФРГУ функции.

При создании КНМ при добавлении субъекта проверки не подтягивается автоматически объект проверки,
хотя в модуле учет объект привязан к субъекту.

Привязка объекта к субъекту действует только в модуле “Учет”, и при создании события или КНМ объект
автоматически не подтянется.

Субъект и объект при создании КНМ выйдут автоматически, если они были изначально добавлены в раздел
события в модуле “Кабинет руководителя /инспектора” в разделе «События».

Можно ли привязать несколько субъектов/объектов к КНО сразу (например, штук 100 разом)?

Привязка перечня субъектов и создание новых объектов осуществляется через кабинет методолога в разделе “Виды КНД”.
Следует выгрузить Excel шаблон и загрузить заполненный реестр.

Как выгрузить подконтрольные субъекты?

Для выгрузки списка подконтрольных субъектов необходимо: перейти в модуль «Учет» – в разделе «Субъекты»
нажать на кнопку “Выгрузить в xlsx”- выбрать субъекты – нажать кнопку “Выгрузить”.

Каким образом добавить новую организацию или индивидуального предпринимателя, который обращается впервые?

Субъекты загружаются из сервиса ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Лицензиаты (субъекты) загружаются в реестр, через модуль Учет,
в котором следует выбрать «Глобальные субъекты», найти нужный субъект и взять его на контроль.
После этого он станет доступен в списке для выбора.

Что такое пользовательский адрес?

Пользовательский адрес – это функционал системы. Адреса объектов загружается в систему автоматически из справочника ФИАС.
В случае, если в справочнике ФИАС нет какой-либо нераспознанной части объекта, данный адрес сохраняется в справочник пользовательских адресов.

При заполнении Акта проверки и выборе в поле «Результат проверки» значения «Выявлены нарушения» нет
возможности внести сведения о нарушениях.

При заполнении «Акта проверки» вверху отображается только вкладка «Общие данные», после выбора в
поле «Результат проверки» значения «Выявлены нарушения» рядом с вкладкой «Общие данные» появляется
вкладка «Нарушения».

При заполнении документа «Предписание об устранении выявленных нарушений» не передаются сведения из
ранее заполненного акта проверки.

В шапке (вверху) документа «Предписание об устранении выявленных нарушений» необходимо выбрать
«Акт проверки», нажав на ссылку «не выбран».

Как добавить несколько инспекторов в КНМ, чтобы они отображались в распоряжении?

В карточке КНМ перейти в раздел “Мероприятия”, после чего нажать на кнопку «Редактировать», в поле
«Ответственные инспекторы(ЕРП)» выбрать необходимых инспекторов.

Как завершить КНМ?

КНМ считается завершенным, когда в системе были выполнены все задачи этого КНМ. Во вкладке «Активные задачи»
необходимо завершить все активные задачи согласно Бизнес-процессу регламента. Необходимо подтвердить
завершение задачи нажатием кнопки «Завершить». После завершения всех активных задач согласно бизнес
процессу статус КНМ “В обработке” поменяется на статус “Завершено”.

Что делать, если при проведении проверки недоступна кнопка «Завершить» в активных задачах?

Если при прохождении задач бизнес процесса недоступна кнопка «Завершить», значит, на эту задачу
назначен ответственный инспектор, необходимо зайти через ЛК данного пользователя и завершить задачу.
В противном случае кнопка будет недоступна.

Что делать, если не удается сохранить акт проверки, выводится уведомление: “На форме содержатся ошибки”?

Данное уведомление наблюдается по причине того, что сведения заполнены не из справочников. При заполнении
полей необходимо подтверждать выбор значениями из выпадающего списка, также рекомендуется при вводе дат
использовать элемент «календарь».

Отсутствует в ТОР КНД регистрация уведомлений (нет номера и даты).

В настоящее время все регионы используют при регистрации уведомлений различные ведомственные информационные
системы и порядок присвоения номеров документов разный. При этом дату и номер регистрации уведомления
необходимо проставить в электронной форме уведомления в системе, после чего сформировать его печатную форму.

Кроме того, возможна реализация единого конструктора для автоматического формирования номеров документов.
Для этого необходимо направить в СТП заявку с описанием алгоритма формирования нумерации документов.

В КНМ при заполнении сведения “Уведомление о проведении проверки” в поле «Наименование» выходит
ошибка «Некорректное значение».

Данное поле не предусматривает ввода цифр.

При проведении КНМ в разделе «объекты» система не дает выбрать подвид объекта с сообщением
«не заполнены все обязательные поля».

Нужно заново перевыбрать вид объекта.

Больше проверок:  Надежные аккредитованные компании по тестированию счетчиков воды для получения надежных результатов

Как будет выглядеть ответ заявителю жалобы – содержит ли он должность, ФИО сотрудника КНО или роль в ГИС ТОР КНД?

Информация, которую получает заявитель в ЕПГУ из ГИС ТОР КНД в ходе процесса рассмотрения жалобы:
– Наименование подразделения КНО, в которое была маршрутизирована Жалоба.
– Дата регистрации жалобы в ГИС ТОР КНД в формате dd:mm:yyyy и время регистрации жалобы в ГИС ТОР в формате hh:mm.
– Номер жалобы в ГИС ТОР КНД (тот, который видно в кабинете ГИС ТОР КНД).
– Дата, до которой продлен срок.

Запрашиваемые документы: список документов, которые инспектор запросил через личный кабинет, а также
максимальный срок предоставления документов.

Невозможно принять итоговое решение по жалобе. Было выполнено решение об отказе в ходатайстве о
восстановлении срока. Что в таком случае делать?

Так как было выполнено решение об отказе в ходатайстве о восстановлении срока, то в данной жалобе
будет доступна только одна кнопка “Отказать в рассмотрении”.

Будет ли реализован прием жалоб на нарушение моратория на проверки?

Прием и обработка таких жалоб реализованы в подсистеме досудебного обжалования ГИС ТОР КНД. Заявитель
подает такую жалобу с портала Госуслуг, а ведомство автоматически получает их в ГИС ТОР КНД.

Будет ли реализован прием ходатайств о продлении срока исполнения предписания?

Прием и обработка таких ходатайств реализованы в подсистеме досудебного обжалования ГИС ТОР КНД.
Заявитель подает ходатайство с портала госуслуг, а ведомство автоматически получает их в ГИС ТОР КНД.

Что делать, если не видны кнопки обработки жалобы?

Сначала убедитесь, что пользователь назначен исполнителем по жалобе. Назначить исполнителя по жалобе
могут пользователи с ролью: «Помощник руководителя», «Руководитель» и «Заместитель руководителя».
Жалобу могут обрабатывать пользователи с ролью «Инспектор», «Руководитель» и «Заместитель руководителя».
Убедитесь, что у пользователя настроены роли в системе. Если роли настроены, а исполнитель не видит
кнопки обработки жалобы, необходимо еще раз переназначить жалобу на инспектора, если после переназначения
жалобы кнопки обработки жалобы не появились, обратитесь в службу техподдержки ГИС ТОР КНД.

Что делать, если при заполнении справочника «Нарушения для обжалования ДО» в поле «Вид КНД» вид
контроля не найден или высвечивается несколько видов контроля с одинаковыми наименованиями – какой
вид контроля необходимо выбрать?

Необходимо:
1) перевыбрать КНО в ЕРВК в основных настройках личного кабинета КНО и сохранить внесенные изменения;
2) выбрать необходимый вид контроля.
Если виды контроля не найдены или дублируются, необходимо обратиться в службу техподдержки ГИС ТОР КНД.

Требуется внести в справочник «Нарушения для обжалования ДО» еще один вид нарушения, но при попытке
создать новую запись в справочнике не удается выбрать нужный вид КНД.

Все виды нарушений по одному виду КНД должны указываться в одной записи справочника «Нарушения для
обжалования ДО». В инструкции указано, что вид нарушения – множественный атрибут и может использоваться
несколько раз в рамках одной записи по выбранному виду КНД.

Какой алгоритм оформления заявления о переоформлении лицензии в связи с исключением мест осуществления
деятельности, для того чтобы можно было удалить адреса у лицензиата?

Исключение мест осуществления лицензируемого вида деятельности возможно на стадии формирования заявления.
Т.е. при заведении нового заявления выбираем лицензию, в заявление загружаются все действующие места
осуществления деятельности, далее исключаем места осуществления лицензируемого вида деятельности, по
которым прекращается деятельность, после чего регистрируем заявление.

Напоминаем, что все изменения в заявлении о субъекте/объекте возможны, только когда оно находится в
статусе “Черновик”. Если заявление находится в статусе “В работе”, исключать места осуществления лицензируемого
вида деятельности невозможно. Необходимо создать новое заявление на переоформление лицензии.

На каком этапе в подсистеме «Лицензирование» в ГИС ТОР КНД происходит межведомственное взаимодействие,
и возможно ли оно технически?

После регистрации заявления на любом этапе работы до перевода в статус «Завершено» можно отправлять
межвед-запросы. Расположены в разделе «Документы», в группе «Межвед-запросы».

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании
отдельных видов деятельности” предусмотрено, что лицензирующий орган в рамках рассмотрения заявления
обязан принять решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов. На сегодняшний
день данная возможность не реализована. Будет ли реализована такая возможность?

В Системе реализована возможность принятия решения по заявлению.

По результатам рассмотрения заявления в соответствии с 99-ФЗ должностное лицо лицензирующего органа
может принять решение о рассмотрении заявления, начав документарную проверку, осуществить возврат
заявления и приложенных к нему документов или направить соискателю лицензии уведомление о необходимости
устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений.

После рассмотрения заявления и проведения документарной и выездной проверки должностное лицо лицензирующего
органа может принять решение о выдаче лицензии или об отказе о выдаче лицензии, сформировав необходимые
документы в системе.

В случае обнаружения технической ошибки лицензирующего органа, рассматривающего заявление, в настоящее
время отсутствует возможность корректировки при внесении сведений. Будет ли реализован процесс исправления
такой ошибки в ГИС ТОР КНД у лицензирующего органа самостоятельно?

Процесс исправления технической ошибки реализован в Системе, доступен в общем списке заявлений.
Лицензирующий орган может самостоятельно исправить техническую ошибку.

В ГИС ТОР КНД отсутствует возможность оформления приказа о выездной проверке, не завершив документарную
проверку составлением акта. Согласно наработанной практике лицензирующего органа сроки проведения
документарной и выездной проверки могут пересекаться. Будет ли возможным одновременное проведение
документарной и выездной проверки?

В системе реализован единый для всех регионов типовой процесс, настроенный в соответствии с 99-ФЗ,
пожеланиями пилотных регионов и согласованный с Минпромторгом РФ.

Изменения в процесс могут быть внесены при согласовании его Минпромторгом РФ.

В связи с тем, что приказы о проведении проверок идентичны при каждом рассмотрении заявления и
прилагаемых к нему документов, просим рассмотреть возможность использования функции создания шаблонов
при оформлении приказов.

В настоящее время в системе настроены автозаполняемые единые для всех регионов печатные формы документов,
согласованные с Минпромторгом РФ.

Для реализации возможности использования функции создания шаблонов необходимо направить заявку в СТП
ГИС ТОР КНД с описанием необходимого функционала и приложением шаблонов.

В связи с необходимостью работы с реестром лицензий на бумажном носителе просим реализовать возможность
выгрузки реестра лицензий из ГИС ТОР КНД в формате Excel или Word.

В ГИС ТОР КНД реализована возможность выгрузки реестра лицензий в формате Excel из раздела «Отчеты».
Для этого необходимо сформировать и выгрузить отчет «Сводный реестр лицензий» за нужный период.

Необходимо создать сортировку лицензий по месту осуществления деятельности (по городам и районам) в
связи с поступающими запросами из ГУВД и др. структур.

В настоящее время фильтрация по городу возможна в реестре, выгруженном в виде отчета «Сводный реестр
лицензий». Для реализации возможности фильтрации по нужным параметрам в интерфейсе системы, необходимо
направить заявку в СТП ГИС ТОР КНД с описанием необходимого функционала и приложением шаблонов.

Система формирует проекты постановлений (нормативный правовой акт). В Ленинградской области закреплено,
что решения оформляются распоряжениями (ненормативный правовой акт).

Сформированную печатную форму можно отредактировать или прикрепить и подписать иную форму документа.

Не поступают в ТОР КНД судебные решения.

Для реализации соответствующей интеграции необходимо направить заявку в СТП ТОР КНД с подробным
описанием необходимого функционала и указанием информационной системы, с которой необходимо обеспечить интеграцию.

Нет возможности автоматической проверки уплаты госпошлины (не интегрирована с ГИС ГМП).

В ГИС ТОР КНД реализована интеграция с ГИС ГМП. Проверку уплаты госпошлины можно осуществить из лицензионного
дела в разделе межведомственные запросы. Проверка осуществляется по разным параметрам, в том числе по ИНН
соискателя лицензии, периоду, получателю средств.

Для того, чтобы не вносить в запрос данные по лицензирующему органу, необходимо направить в СТП следующую
информацию о лицензирующем органе: УРН, присвоенный организации Казначейством, КБК и полномочие, с которым
организация зарегистрирована (код ГАН, АН).

Для устранения причин, возникающих при отправке межведомственных запросов, необходимо направлять
обращения в СТП с описанием ситуации и ссылкой на запрос.

Не приходят сведения из налоговой из ЕГРИП (по ИП).

В ГИС ТОР КНД реализована интеграция с ЕГРЮЛ, ЕГРИП. Сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП поступают в систему и
их можно просмотреть в разделе межведомственные запросы.
Для устранения причин, возникающих при отправке межведомственных запросов, необходимо направлять
обращения в СТП с описанием ситуации и ссылкой на запрос.

Ошибка при входе в Систему Дистанционного Обучения (далее – СДО): доступ запрещен.

Необходимо в учетной записи ЕСИА выбрать раздел “Мои данные” и в поле “Контактная информация” указать
и подтвердить адрес электронной почты. Если эти действия уже выполнены, а доступ в СДО не появился,
необходимо прислать скриншот из данного раздела (Мои данные – Контактная информация – Электронная почта)
в службу технической поддержки.

Если Вы не заходили в систему более 90 дней, ваша УЗ автоматически будет временно заблокирована.
Для её разблокировки вам необходимо направить обращение в СТП.

Что означает красный цвет «Предостережение объявлено»?

Ошибки нет – просто цвет сообщения. Позже будет изменен.

Вводится профилактический визит, а сообщение выводится о предостережении.

Если Вы не заходили в систему более 90 дней, ваша УЗ автоматически будет временно заблокирована.
Неверное только сообщение (текст будет исправлен) – проведен проф. визит.

Почему неактивна кнопка «Сформировать предостережение»/«Подписать паспорт ПМ»?

Данные функции доступны только руководителю КНО или указанному в «Общих данных» ПМ инспектору.

Отсутствуют категории риска/класс опасности для объекта.

Нужно перевыбрать КНО в ЕРВК, перевыбрать ВК в Стандарте (сохранить и выгрузить), позже создать
новое ПМ и последовательно выбрать в объекте вид, подвид и категорию риска/класс опасности.

Невозможно выбрать субъект/объект контроля из справочника.

Субъект/объект контроля доступны для выбора в справочнике, если взяты на контроль в модуле «Учет».
Данные объекта можно ввести вручную на экранной форме, тогда он появится в «Учете», но нужно будет
дозаполнить данные.

При попытке открыть уведомление о проведении проф. визита возникает ошибка.

Проверить наличие ПФ в стандарте. ПФ должна быть сформирована на шаге «Сформировать уведомление о
проведении профилактического визита». Сведение «Сформировать уведомление о проведении профилактического
визита» должно быть одно.

Невозможно выбрать НПА в Общих данных.

НПА отсутствует в стандарте. Нужно в «кабинете методолога» проверить наличие НПА в справочнике nPA
(при отсутствии добавить), затем добавить в стандарте, «сохранить-выгрузить» и создать новое ПМ.

Можно ли удалить черновик ПМ?

В данный момент нельзя – функциональность в разработке.