Подготовка к контрольным мероприятиям 2024 года
С 1 сентября надзорные органы начали подготовку к контрольным мероприятиям следующего года. Незаконные предложения о проверках прокуроры собираются отклонять.
Планы проверок на 2024 год
Генеральная прокуратура, надзорные ведомства субъектов и специализированные прокуратуры с 1 сентября начали согласовывать планы проверок и других контрольных мероприятий на 2024 год. Ведомство объясняет: из-за различий в правовом регулировании процедуру проведут по двум направлениям.
Первое направление
Сначала прокуроры оценят предложения контролеров о проверках в рамках 15 видов федерального госконтроля согласно закону О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля и муниципального контроля. Незаконные инициативы прокуроры предложат исключить из планов, а согласованные мероприятия Генпрокуратура включит в сводный план проверок компаний и предпринимателей на 2024 год. Его опубликуют на сайте ведомства до 31 декабря.
Второе направление
Одновременно с этим прокуроры с 1 октября начнут согласование планов остальных контролирующих органов, которые работают по ФЗ О государственном и муниципальном контроле. Незаконные предложения также исключат из проектов, но уже в цифровом формате — в системе Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. До 22 декабря контролирующие органы опубликуют на сайтах утвержденные планы.
Единый реестр проверок
После этого бизнес и органы контроля всех уровней смогут узнать о запланированных проверках на Едином портале прокуратуры в разделе Единый реестр проверок.
Проверки пожарной безопасности
Проверки пожарной безопасности проводят органы государственного пожарного надзора, подведомственные МЧС России. Причем должностные лица этих органов – пожарные инспекторы – могут осуществлять надзор как за организациями, так и за гражданами (п. 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290; далее – Положение о пожарном надзоре).
Особенности проведения проверок
Надзор осуществляется по правилам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (Закон № 248-ФЗ), который предусматривает особенности проведения конкретных мероприятий.
Виды мероприятий
В рамках государственного пожарного надзора осуществляются не все перечисленные в Законе мероприятия, а лишь часть из них. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия могут включать инспекционный визит, рейдовый осмотр и выездную проверку. Внеплановые мероприятия могут быть осуществлены через инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездную проверку, документарную проверку и выборочный контроль (п. 30, п. 31 Положения о пожарном надзоре).
Статья: Плановый контрольный надзор в рамках закона № 248-ФЗ
Выбор видов КНМ
Конкретный вид планового контрольного (надзорного) мероприятия (далее – КНМ) выбирается с учетом принципа оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного пожарного надзора. Это происходит на основе оценки противопожарного состояния объекта надзора, информации о правообладателях и сроков проведения мероприятий, определенных Законом № 248-ФЗ.
Частота проведения
Частота проведения плановых КНМ зависит от категории риска объекта контроля:
- Чрезвычайно высокий риск: раз в год
- Высокий риск: раз в 2 года
- Значительный риск: раз в 3 года
- Средний риск: раз в 5 лет
- Умеренный риск: раз в 6 лет
Объекты, отнесенные к категории низкого риска, не подлежат плановым КНМ.
Особенности проведения
Закон № 248-ФЗ устанавливает особенности проведения конкретных мероприятий:
- Рейдовый осмотр: согласование с прокуратурой, срок проведения до 10 рабочих дней.
- Инспекционный визит: без предварительного уведомления, до 1 рабочего дня.
- Выездная проверка: уведомление за сутки, общий срок до 10 рабочих дней.
Сроки взаимодействия
В ходе проведения выездной проверки сроки взаимодействия зависят от категории бизнеса:
- Субъект малого предпринимательства: до 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
- В случае программы проверок и увеличения срока для микропредприятия: до 40 часов.
Аккуратное планирование и проведение КНМ соблюдением всех установленных норм и правил является важным элементом обеспечения безопасности объектов и соблюдения законодательства.
Проведение Контрольно-надзорных мероприятий: основания
Основаниями для проведения КНМ могут служить не только наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе его причинения, но и поручения Президента РФ, Правительства РФ или требование прокурора.
Основания для проведения КНМ:
- Наличие сведений о причинении вреда или угрозе его причинения
- Выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска
- Поручения государственных органов
- Сроки проведения, включенные в план
- Истечение срока исполнения решения контрольного органа
Проведение КНМ без взаимодействия
КНМ без взаимодействия проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц государственного пожарного надзора.
Внеплановые проверки
При наличии соответствующего положения в федеральном законе о виде контроля о возможности проведения внеплановых проверок и инспекционных визитов в случае устранения нарушений обязательных требований, их проведение ограничивается оценкой устранения нарушений.
Рассмотренные процедуры периодического подтверждения соответствия включают лицензирование, аккредитацию, сертификацию и другие разрешения.
Государственный пожарный надзор: основные принципы
В целом государственный пожарный надзор направлен на проверку соблюдения требований пожарной безопасности в различных местах, таких как здания, помещения, сооружения, объекты линейного строительства, территории и земельные участки. Контролируемые лица должны соблюдать установленные требования, а государственный пожарный надзор оценивает их соответствие данным нормам.
Проверка соблюдения требований
Если контролируемое лицо занимается деятельностью, связанной с производством продукции, подпадающей под Технические регламенты Таможенного союза или Евразийского экономического союза, то также проводится проверка соблюдения требований этих регламентов. Это важно для обеспечения безопасности и предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Формы проверочных листов
Для проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности используются списки контрольных вопросов. Ответы на эти вопросы позволяют определить, соблюдает ли контролируемое лицо обязательные требования. Списки контрольных вопросов утверждены Приказом МЧС России и содержат как общие, так и специализированные вопросы для различных видов объектов.
Фиксация нарушений
Для документирования нарушений требований пожарной безопасности используются различные технические средства, такие как фотосъемка, аудио- и видеозапись. Контролируемое лицо должно быть уведомлено об использовании этих средств. Фиксация нарушений производится не менее чем двумя снимками каждого нарушения, а также с использованием аудио- и видеозаписей.
Ограничения на требования
Важно отметить, что инспекторы, проводящие контрольные мероприятия, не имеют права требовать от контролируемых лиц предоставление документов или информации, если такое предоставление не предусмотрено законодательством или если эта информация уже доступна государственным органам. Такие ограничения гарантируют защиту данных и соблюдение законных прав контролируемых лиц.
Все эти меры и принципы государственного пожарного надзора направлены на обеспечение безопасности и предотвращение чрезвычайных ситуаций, обеспечивая соблюдение установленных норм и правил пожарной безопасности.
О проведении КНМ контролируемые лица уведомляются в общие сроки, предусмотренные Законом № 248-ФЗ. Копия распоряжения (решения) о проведении КНМ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заблаговременно направляется по тем адресам электронной почты контролируемых лиц, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее были представлены в орган государственного пожарного надзора, либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются. Также, по общему правилу, без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта проводится инспекционный визит.
По результатам КНМ составляется акт – его оформление, в отличие от общего порядка, предусмотренного ст. 87 Закона № 248-ФЗ (когда акт оформляется по месту проведения мероприятия), производится по месту нахождения органа государственного пожарного надзора, проводившего мероприятие (абз. 7 п. 42 Положения о пожарном надзоре). В последнем, в частности, подробно прописываются нарушения, которые были выявлены в ходе мероприятия с указанием конкретного обязательного требования, нарушенного контролируемым лицом, НПА и его структурной единицы, которым установлено такое требование. При этом, если проверяемый не согласен с результатами, то он может обжаловать решение органа государственного пожарного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке и сроки, предусмотренные ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ и Положением о пожарном надзоре. Кроме того, предусмотрено право подачи контролируемым лицом возражения на предостережение инспектора – в течение 10 рабочих дней с момента его получения (п. 58 Положения о пожарном надзоре).
Также отметим, что помимо собственно КНМ органы государственного пожарного надзора уполномочены на проведение профилактических мероприятий в виде информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактических визитов и обобщения правоприменительной практики (п. 45 Положения о пожарном надзоре).
Государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ, государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору в рамках своей компетенции могут проводить контрольные (надзорные) мероприятия, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и заверенной копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора посещать (осматривать) объекты надзора, совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия. Причем объем таких действий отличается в зависимости от вида мероприятия. Так, например, в рамках документарной проверки разрешено только получение письменных объяснений и истребование документов, в рамках инспекционного визита дополнительно к этому – осмотр (кроме жилых помещений), инструментальное обследование и опрос. При выборочном контроле не предусмотрен опрос, но дополнительно разрешено проводить отбор проб, испытание и экспертизу. При выездном обследовании нельзя получать письменные объяснения, проводить истребование документов и опрос, остальные действия разрешены, правда с оговоркой для инструментального обследования – его можно осуществлять только с применением видеозаписи. Весь перечень действий – получение письменных объяснений, истребование документов, осмотр, инструментальное обследование, опрос, отбор проб, испытание и экспертиза – предусмотрен для выездной проверки и рейдового осмотра (п. 32-33, 34, 36 Положения о пожарном надзоре, ст. 75 Закона № 248-ФЗ).
Кроме того, в рамках надзора инспектор может запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему КНМ, а также требовать представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений. При необходимости он может выдать организации и гражданину предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Допускается также привлечение к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертных организаций, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов. Примечательно, что если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность, то он может обращаться за содействием к органам полиции (п. 12 Положения о пожарном надзоре).
Несмотря на то что с введением риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории России значительно снизилось количество проверяемых объектов и проводимых плановых проверок, контроль в области соблюдения мер пожарной безопасности остается в числе приоритетных направлений контрольно-надзорной деятельности. По данным МЧС России, в настоящее время в РФ зарегистрирован 1 937 531 объект защиты, из них 9 054 – объекты категории чрезвычайно высокого риска, 116 241 – высокого риска, 451 875 – значительного риска, 267 417 – среднего риска, 725 635 – умеренного риска и 367 309 – низкого риска.
С учетом особенностей организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, установленных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, в 2022 году проведено 31 859 плановых и 44 868 внеплановых КНМ, 191 511 профилактических визитов и 30 022 мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.
Какие санкции грозят за нарушения требований пожарной безопасности, читайте в разделе.
Последняя актуализация: 26 июня 2023 г.
«Среди предпринимательского сообщества распространено мнение о том, что мораторий на проведение контролирующими органами внеплановых проверок в 2023 году влечет невозможность проведения налоговыми органами внеплановых проверок за соблюдением требований о применении контрольно-кассовой техники.
Однако, введенные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 ограничения на проведение внеплановых проверок не означают, что в 2023 году налоговые органы не смогут провести внеплановую выездную проверку применения контрольно-кассовой техники.
Такие проверки в качестве исключения могут быть проведены в отношении организации, индивидуального предпринимателя применяющих онлайн-кассы, при выявлении специальных индикаторов риска.
Перечень таких индикаторов риска утвержден приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.06.2023 № 88н.
Соответственно с 17.07.2023 к основаниям для проведения налоговыми органами внеплановых проверок соблюдения требований использования контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) отнесены:
– отсутствие у пользователя ККТ в течении 60 календарных дней сформированных кассовых чеков при наличии зарегистрированной онлайн-кассы;
– доля кассовых чеков коррекции составляет 30% и более от общего количества фискальных документов, сформированных в течении 30 календарных дней;
– доля кассовых чеков с признаком расчета «возврат прихода» составляет 30% и более от общего количества кассовых чеков с признаком «приход», сформированных в течении 30 календарных дней.»
Заместитель прокурора района
ПРОКУРАТУРА ОМСКОГО РАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ
Отходы – одна из самых серьезных проблем, угрожающих экологии.
Вред от их воздействия может быть не обратим для окружающей среды, здоровья людей.
Важно размещать мусор на организованных площадках и в специально отведенных местах. Об этом знают все, но не все придерживаются простых правил. Образуются самовольные свалки, к ликвидации которых принимают меры органы прокуратуры и контролирующие органы.
За пределами организованных площадок оставление отходов является незаконным и преследуется по закону: от административного штрафа в размере до 14 тысяч рублей – на граждан; до 1 миллиона рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток – на юридических лиц.
Также предусмотрена уголовная ответственность: уголовное наказание может быть назначено в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Прокуратура Омского района информирует!
Мораторий на проверки 2022 году в отношении предпринимателей
Постановлением Правительства от 10.03.2022 № 336 введен мораторий на проведение ряда плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Так, с 11.03.2022 года плановые проверочные мероприятия могут быть реализованы следующими органами контроля (надзора):
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут быть организованы в следующих случаях:
В случае организации проверок в отношении предпринимателей, не включенных в указанный список, необходимо обратиться в органы прокуратуры в целях оценки их законности.
В сети Интернет можно проверить трудовой договор на соответствие нормам закона
Трудовой договор, согласно статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК России), это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Существенные условия, которые в обязательном порядке должны быть отражены в трудовом договоре определены статьей 57 ТК России.
Проверить трудовой договор на его соответствие требованиям действующего законодательства можно с помощью интернет – сервиса «Проверь трудовой договор». В настоящее время данный интернет-сервис доступен на порталах Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) "Работа в России" (https://trudvsem.ru) и «Онлайнинспекция.рф» (https://онлайнинспекция.рф). При этом, на портале "Работа в России" соискатели вакансии могут проверить проект трудового договора, предлагаемого работодателем, а на портале "Онлайнинспекция.рф" работники, уже заключившие договор, могут проверить, соблюдены ли их трудовые права.
В случае, если выявлено несоответствие трудового договора требованиям законодательства, заинтересованные лица вправе обратиться в территориальные органы Роструда, в том числе с помощью сервис портала – «Сообщить о проблеме, либо в Государственную инспекцию по труду Омской области.