Виды прокуратуры и статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации

Главная обязанность прокуратуры — реагировать на жалобы о незаконных действиях или бездействии сотрудников государственных служб, следить за соблюдением прав и свобод граждан со стороны органов власти, будь то налоговая или транспортная полиция.

Пункт
1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» гласит, что
в
системы
прокуратуры входят «военные и другие
специализированные прокуратуры»,
приравненные по объему полномочий к
прокуратурам субъектов РФ.

Транспортные
прокуратуры
– осуществляет расследование преступлений,
совершенных на железнодорожном, речном,
морском, воздушном транспорте, а также
надзор за исполнением законов в
деятельности органов

предварительного
расследования и в административной
деятельности органов милиции;

  • проверка
    исполнения законов о безопасности
    движения;
  • соблюдение
    прав и свобод человека и гражданина
    всеми предприятиями, организациями и
    учреждениями железнодорожного, морского,
    речного и воздушного транспорта
    независимо от форм собственности;
  • привлечение
    виновных лиц к ответственности за
    правонарушения и преступления,
    совершенные должностными лицами
    транспортных организаций;
  • Проведение
    совместно с Генеральным прокурором
    проверку таможенных органов.

Прокуратуры
по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях

  • законность
    нахождения лиц в местах содержания
    задержанных, предварительного заключения,
    исправительно-трудовых и иных органах
    и учреждениях, исполняющих наказание
    и меры принудительного характера,
    назначаемые судом;
  • соблюдение
    установленных законодательством
    Российской Федерации прав и обязанностей
    задержанных, заключенных под стражу,
    осужденных и лиц, подвергнутых мерам
    принудительного характера, порядка и
    условий их содержания;
  • законность
    исполнения наказания, не связанного с
    лишением свободы.

Создаются
там и тогда, где и когда только
территориальные прокуратуры не в
состоянии по объективным причинам
обеспечить выполнение всех возложенных
на прокуратуру функций в сфере экологии в
полном объеме. Созданы и действуют
природоохранные прокуратуры на правах
областных

Виды прокуратуры и статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации

Прокуратура
РФ представляет собой федеральную
централизованную систему прокурорских
органов и учреждений. Эту систему
возглавляет Генеральная прокуратура
РФ.

Другие
органы прокуратуры делятся на две части.
Одну составляют территориальные
прокуратуры, организованные в соответствии
с административно-территориальным и
национально-государственным устройством,
установленным Конституцией РФ. К
территориальным прокуратурам относятся:

*
прокуратуры республик в составе РФ,
краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга;

*
прокуратуры городов, районов.

К
специализированным прокуратурам
относятся военная, транспортная,
природоохранная, по надзору за соблюдением
законов в исправительных учреждениях
и другие. Все они действуют на правах
областных или районных прокуратур.

Транспортные
прокуратуры создаются для осуществления
надзора за исполнением законов на
железнодорожном, водном и воздушном
транспорте – на определенной железной
дороге, ее участке, в аэропортах, морских
и речных портах. Природоохранные
прокуроры осуществляют надзор за
исполнением законов, направленных на
защиту окружающей среды, экологических
прав граждан природоохранными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями,
их должностными лицами, общественными
объединениями. Прокуратуры по надзору
за соблюдением законов в исправительных
учреждениях свою юрисдикцию распространяют
на территорию, занимаемую несколькими
учреждениями, исполняющими уголовное
наказание в виде лишения свободы. Эти
учреждения, поднадзорные той или иной
специализированной прокуратуре, могут
располагаться на территории разных
субъектов Российской Федерации.

Военная
прокуратура образует свою систему,
высшим звеном которой является Главная
военная прокуратура, входящая в состав
Генеральной прокуратуры на правах
структурного подразделения. Помимо нее
в систему военной прокуратуры входят:

*
прокуратуры военных округов, групп
войск, флотов, прокуратура Ракетных
войск стратегического назначения,
прокуратура Федеральной пограничной
службы и прокуратуры других войск,
приравненные к прокуратурам субъектов
Российской Федерации;

*
прокуратуры гарнизонов, объединений и
соединений, приравненные к прокуратурам
районов и городов. Образование,
реорганизация и упразднение органов и
учреждений прокуратуры, определение
их статуса и компетенции осуществляются
Генеральным прокурором Российской
Федерации.

Создание
и деятельность на территории Российской
Федерации органов прокуратуры, не
входящих в единую систему прокуратуры
Российской Федерации, не допускаются.

Система прокуратуры Российской Федерации

1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, которые установлены законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за органами и организациями прокуратуры, а также функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ей организаций, в том числе санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

1.1. Используемые органами и организациями прокуратуры земельные участки, а также здания, нежилые и жилые помещения, сооружения, оборудование и другое имущество органов и организаций прокуратуры, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников, являются федеральной собственностью.

Имущество, закрепленное за органами и организациями прокуратуры, в том числе имущество, входящее в жилищный фонд Российской Федерации, находится в оперативном управлении, а земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании.

Генеральная прокуратура Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты федеральной собственности, закрепленные за органами и организациями прокуратуры.

Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом Российской Федерации, закрепленным за органами и организациями прокуратуры, в соответствии с его назначением. Порядок принятия решений о включении жилых помещений, принадлежащих органам и организациям прокуратуры на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд и об исключении из него определяется Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура во главе с заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором, а также управления Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора. Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает управления и отделы: по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; за законностью исполнения уголовных наказаний; по делам несовершеннолетних и молодежи; кадров и др. К подразделениям аппарата относятся также управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур.

В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.

Систему транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, возглавляет Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами; создаются и действуют на правах прокуратур субъектов рФ, а в регионах – на правах межрайонных прокуратур.

Прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах, по перечню, установленному Правительством РФ. Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний – надзор за соблюдением законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание.

50. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принцип единства означает, что:

– все органы прокуратуры составляют единую систему;

– создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается;

– перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель – обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства;

– организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;

– каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Вышестоящий прокурор правомочен принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором. Принцип централизации проявляется в том, что:

Больше проверок:  План проведения плановых проверок по вопросам экспортного контроля на 2024 год

1) все прокуроры, кроме Генерального, назначаются Генеральным прокурором РФ сроком на 5 лет и освобождаются им же от должности. Генерального прокурора назначает Совет Федерации рФ по представлению Президента РФ;

2) в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров – Генеральному;

3) вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для нихуказания и поручения.

Централизм как принцип организации и деятельности прокуратуры распространяется как на внутреннюю организацию и деятельность каждой из прокуратур, так и на взаимоотношения прокуроров.

Принцип независимости предусматривает:

– осуществление прокуратурами своих полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;

– исключение вмешательства в деятельность прокуратуры отдельных должностных лиц, представителей СМИ с требованиями о предоставлении информации, составляющей государственную или служебную тайну;

– обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий;

– осуществление органами прокуратуры своих функций в строгом соответствии с действующим законодательством.

Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций. Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должны быть основаны на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом.

Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи – поддержку населения.

В настоящее время в России, как и во всем мире, продолжается процесс цифровизации и внедрения новых средств связи и удаленной коммуникации.

Помимо очевидных благ, данный процесс неизбежно сопровождается рисками, связанными с использованием преступниками современных технологий.

В 2021 году в Хабаровском крае наблюдался рост на 2,3% (с 5 116 до 5 234) количества преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, как правило, это мошенничества и кражи.

За 3 месяца 2022 года количество таких преступлений снизилось на 25% (с 1 349 до 1 073).

Противодействие данным криминальным проявлениям находится на постоянном контроле в прокуратуре края и систематически обсуждается на координационных и межведомственных совещаниях, организуются заслушивания следственно-оперативных групп, вырабатываются дополнительные меры по совершенствованию работы в указанной сфере.

Чтобы не стать жертвой посягательств в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, следует знать основные схемы совершения таких преступлений.

Так, необходимо остерегаться электронных писем и СМС, направляемых от имени Центрального банка России и банковских организаций с предложениями перевести деньги на другой счет для их защиты от зарубежных санкций, отключения от системы международных переводов SWIFT.Подобные предложения также могут поступать и через социальные сети.

В ряде случаев мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что прямо сейчас со счета гражданина происходит хищение средств либо незаконное оформление кредита. Для сохранения денег преступники предлагают перевести деньги на «безопасный» и «защищенный» счет.

Другим видом обмана являются предложения о вложении в новые виды криптовалют, без заключения каких-либо договоров, когда от потерпевшего требуется лишь перевести деньги либо настоящую криптовалюту на счет злоумышленников в обмен на обещание удвоить вложения.

В преступных схемах всё чаще стали использоваться поддельные (так называемые «фишинговые») сайты, имитирующие реальные Интернет-магазины или маркетинговые ресурсы. Поддельные сайты создаются с целью сбора у граждан персональных данных и реквизитов банковских карт.

Появились рассылки и сайты с предложением купить технику, предметы роскоши и другие товары по низким ценам, подключиться к Системе быстрых платежей, льготному обмену валют по выгодному курсу.

Ни при каких условиях нельзя переходить по сомнительным Интернет-ссылкам, сообщать третьим лицам остаток денег на счетах, банковских картах, их номера, сроки действия, CVC/CVV-коды с оборота карт и коды из СМС-сообщений, приходящих с сервисных телефонных номеров банков.

Рекомендуется пользоваться и вводить платежную информацию только на проверенных сайтах, а при поступлении сомнительных звонков либо сообщений- прекращать диалог.

В случае поступления звонков, подозрительных сообщений или совершении иных мошеннических действий необходимо обратиться в органы полиции. Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий квалифицируются по ст. 159 Уголовного кодекса РФ.

Разъясняет прокуратура Хабаровского края, 25.04.2022

Новые виды преступлений, совершаемых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централи­зованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вы­шестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции РФ).

Организация и деятельность прокуратуры регулируется Федераль­ным Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Назначением про­куратуры является осуществление от имени Российской Федерации над­зора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраня­емых законом интересов общества и государства, прокуратура Российс­кой Федерации осуществляет определенные направления деятельности, основными из которых являются прокурорский надзор и уголовное пре­следование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также ко­ординация деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокурорский надзор подразделяется на несколько отраслей или видов:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными орга­нами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами

местного самоуправления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием чаконам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представитель­ными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления, органами воен­ного управления, органами контроля, их должностными лицами, органам и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих орга­низаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опе­ративно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и уч­реждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания за­держанных и заключенных под стражу.

В основе организации и деятельности прокуратуры лежат следую­щие принципы:

1. Принцип законности. Это значит, что, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура сама действует только на основе закона.

2. Принцип единства.

а) в единстве целей и задач всех органов прокуратуры;

б) в единстве принципов организации и деятельности;

в) в единстве направлений деятельности, её форм и методов, в един­стве полномочий каждого прокурора;

г) во взаимозаменяемости прокуроров.

3. Принцип централизации. Централизация выражается:

а) в строго централизованном порядке назначения работников про­куратуры и в освобождении их от должности;

б) в отсутствии двойного подчинения, в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе – Генеральному прокурору РФ;

в) в строго централизованном построении всех органов прокурату­ры в пределах РФ;

г) в праве вышестоящего прокурора отменить любой акт прокуро­ра нижестоящего.

4. Принцип единоначалия. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах своей компе­тенции. Коллегии в соответствующих прокуратурах являются совещатель­ными органами при прокурорах. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших раз­ногласиях вышестоящего прокурора.

5. Принцип независимости прокуратуры от местных органов влас­ти и управления. Генеральный прокурор подотчетен только высшим орга­нам власти РФ. Нижестоящие прокуроры подотчетны только прокурорам вышестоящим, а все вместе – Генеральному прокурору РФ.

Воздействие в какой бы то ни было форме органов государствен­ной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также дол­жностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им реше­ние или воспрепятствовать его деятельности, влечет за собой установлен­ную законом ответственность.

В систему органов прокуратуры РФ входят территориальные и спе­циализированные прокуратуры. К территориальным прокуратурам отно­сятся: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, городов и районов.

К специализированным прокуратурам относятся:

1) военные прокуратуры – осуществляют надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах, составляют двухзвенную систему. Воен­ные прокуроры подчиняются вышестоящим военным прокурорам и Ге­неральному прокурору РФ;

2) транспортные прокуратуры – бывают двух видов: транспортные прокуратуры на правах районных и транспортные прокуратуры на правах областных. Транспортные прокуроры подчиняются вышестоящим транс­портным прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Транспортные про­куроры осуществляют надзор за соблюдением законов на транспорте: железнодорожном, морском, речном и воздушном;

3) прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправитель­ных учреждениях. Они создаются в местах расположения таких учрежде­ний. Подчиняются территориальным прокурорам: области, края, респуб­лики в составе РФ;

Больше проверок:  Модуль учета пожаров и их последствий как один из основных модулей автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно надзорными органами мчс россии

4) природоохранные прокуратуры – осуществляют надзор за ис­полнением законов об охране природы. Могут быть двух видов: природо­охранительные прокуратуры на правах районной и природоохранительные прокуратуры на правах областной. Подчиняются эти прокуратуры территориальным прокурорам или непосредственно Генеральному про­курору РФ. Приказом Генерального прокурора РФ могут быть образова­ны и иные специализированные прокуратуры: прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и другие.

Генеральные прокурор РФ назначается на должность Советом Фе­дерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Все другие прокуроры назначаются Генеральным про­курором РФ, причем прокуроры субъектов Российской Федерации – по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Что важно запомнить

  • Прокуратура — это независимый надзорный орган, ее не могут контролировать политические партии и местные власти.
  • Заявление в прокуратуру подают, если права гражданина нарушили, но государственные службы ему не помогли.
  • Прокуратура не возбуждает уголовные дела, но может подавать постановления в Следственный комитет и участвовать в судебном и следственном процессах.
  • Предприниматели обращаются в прокуратуру, если компании отказали в лицензировании, выделении субсидий или назначили несправедливые налоги.

Структура и виды прокуратуры РФ

Ведомством руководит генеральный прокурор, которого назначает президент. Генеральному прокурору подчиняются главы остальных структур — прокуроры субъектов РФ, то есть областей и республик, а также прокуратуры районов и городов.

Также в структуре есть специализированные виды прокуратуры, которые стоят на одном уровне с прокуратурами городов и регионов. Так, в зависимости от сферы деятельности предпринимателя, чтобы защитить свои права, он может обратиться в транспортную или природоохранную прокуратуру.

Транспортная прокуратура следит за соблюдением законов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте и, прежде всего, контролирует, как госкомпании обеспечивают безопасность пассажирских и грузовых перевозок. Так, если организация заказала услугу грузоперевозки, но в порту груз повредили, она может обратиться в транспортную прокуратуру.

Кроме того, транспортная прокуратура контролирует, как соблюдается таможенное законодательство, и следит за деятельностью таможенных органов, например не превышают ли сотрудники таможни свои полномочия. Если такой сотрудник попросит у предпринимателя взятку — это повод для обращения в транспортную прокуратуру.

Природоохранная прокуратура следит за исполнением законов об охране окружающей среды. Например, если предприятие сбрасывает сточные воды в реку, хотя у него нет на это разрешения, этот случай возьмет под контроль именно природоохранная прокуратура.

Также природоохранная прокуратура проверяет законность использования природных ресурсов. Например, если компания занимается лесозаготовками, она должна арендовать лесные территории. Арендодатели могут предоставить предпринимателю неверную карту участка и впоследствии предъявлять претензии за незаконную вырубку или за нарушение границ участка. В этих случаях также поможет природоохранная прокуратура.

Если в конкретном субъекте страны есть сферы, которые требуют особого контроля, там появляются и соответствующие прокуратуры. Например, в Кемеровской области работает ведомство по надзору в угледобывающей отрасли; его задача — защищать людей, которые работают в шахтах.

Что делает прокуратура

Прокуратура контролирует работу органов всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Утверждает законы. Если федеральные или региональные власти решают издать новый законодательный акт, они должны согласовать его с надзорными органами. Прокуратура может дополнять и корректировать проект, вносить свои предложения, а если между прокуратурой и властями возникнут разногласия, закон отклонят. Например, прокуратура может оспорить закон об ограничении субсидий для малого и среднего бизнеса.

Следит за исполнительной властью. Прокуратура контролирует, как должностные лица исполняют свои обязанности, а также участвует в разработке проектов и направляет их на экспертизу для последующего исполнения. Например, если в Роспотребнадзоре составили новый план проверок предприятий, прокуратура должна его утвердить.

Инициирует уголовные дела. Ведомство не возбуждает уголовные дела — этим занят Следственный комитет. Прокуратура может только инициировать процесс: вынести постановление о том, что необходимо завести дело.

Прокуратура может участвовать в любом этапе судебного процесса. Так, ее полномочий хватает, чтобы выдать разрешение:

  • на обыск;
  • на задержание;
  • на арест подозреваемых, имущества или счетов.

При этом прокурор вправе возбуждать дела по административным правонарушениям и участвовать в их дальнейшем рассмотрении, например представлять доказательства.

Дискуссионность вопроса, позиция законодателя и учѐных-правоведов.

Стоит
ли рассматривать прокуратуру как
четвертую ветвь власти?

В
1970-х годах И. Фарбер указывал, что
«прокурорский надзор в Советском
государстве есть особая деятельность
социалистического государства, основанная
на демократических принципах и
представляющая собой форму осуществления
государственной власти». Аналогичные
выводы делали Г.И. Бровин, В.Ф. Коток и
некоторые другие правоведы, которые
относили правовые отношения, возникающие
в сфере прокурорского надзора, к
государственно-властным. В период, когда
значение теории разделения властей
отрицалось, возникла идея о различных
формах государственной деятельности.
В ряде работ выделялись три ее формы:
законодательная, исполнительно-распорядительная
и судебная. Прокуратура рассматривалась
как автономная организация, выделяющаяся
из системы государственных органов.
Однако наиболее распространенным было
мнение о наличии четырех форм
государственной деятельности: деятельность
представительных органов (государственная
власть), исполнительно-распорядительная
деятельность (государственное управление),
правосудие и прокурорская деятельность.
В современных отраслевых курсах
прокурорский надзор за точным и
единообразным исполнением законов в
России рассматривают только как одну
из самостоятельных форм государственной
деятельности, обеспечивающей успешную
реализацию задач по укреплению законности
и правопорядка в стране. Между тем в
современной литературе верно отмечается,
что три фундаментальные ветви власти
следует дополнить инструментами контроля
и сдерживания любой из них. В условиях
России эту роль должны выполнять органы
прокуратуры, которые обязаны устанавливать
и принимать меры по устранению любых
нарушений законов, от кого бы наряду с
восстановлением вертикали исполнительной
власти усиление прокурорского надзора
нарушения и конституционное закрепление
самостоятельной прокурорской власти
представляются важными условиями
укрепления государственной целостности,
эффективности защиты прав и свобод
человека, интересов общества и государства.
Ряд ученых считают, что прокуратура не
является самостоятельным властным
органом, а действует по уполномочию и
под контролем законодательной власти,
представляя собой естественное
продолжение осуществления ее функции
обеспечения верховенства закона.
Прокуратуру следует отнести к системе
законодательной власти. Другие утверждают,
что прокуратуру как орган надзора
необходимо включить в организационные
структуры Министерства юстиции РФ либо
в судебную систему как орган по возбуждению
уголовного преследования и поддержанию
государственного обвинения.

В.Д.
Ломовский рассматривал прокурорский
надзор как продолжение законодательной
функции государства, направленной на
обеспечение единства законности и
верховенства закона, создание прочной
основы для работы всех государственных
органов, должностных лиц и граждан,
поскольку вел речь о верховенстве
прокурорского надзора в системе
правоохранительной деятельности.

Прокурорский
надзор признается способом осуществления
государственной власти; тем не менее
он не является продолжением законодательной
власти, что закреплено и в Конституции
РФ, и в Федеральном законе от 17.01.1992 №
2202-1 «О прокуратуре России» подчинение
прокуратуры исполнительной либо судебной
власти приведет к разрушению складывающейся
в государстве системы «сдержек и
противовесов», усилит опасность нарушения
законов.

Цели
и задачи, возложенные на Президента РФ
и предписанные прокуратуре, законодательно
совпадают, однако реализуются в различных
правовых формах.

Органы
прокуратуры осуществляют также надзор
за законностью решений, принимаемых
органами местного самоуправления,
которые, не являясь органами исполнительной
власти, по существу, выполняют
управленческие функции.

Наличие
органов прокуратуры в России способствует
сохранению целостности государства.
Прокуратура играет роль баланса,
уравновешивающего другие ветви власти.

– Военная прокуратура и система ее органов

Особенности
организации и обеспечения деятельности
органов военной прокуратуры представлены
в Разделе VI
ФЗ «О Прокуратуре РФ»

Статья
46.
Структура и организация органов военной
прокуратуры

1.
Систему органов военной прокуратуры
составляют Главная военная прокуратура,
военные прокуратуры военных округов,
флотов, Ракетных войск стратегического
назначения, Московская городская военная
прокуратура и другие военные прокуратуры,
приравненные к прокуратурам субъектов
Российской Федерации, военные прокуратуры
объединений, соединений, гарнизонов и
другие военные прокуратуры, приравненные
к прокуратурам городов и районов.

В
военных прокуратурах, приравненных к
прокуратурам городов и районов, по
решению Главного военного прокурора
могут создаваться прокурорские участки.

В
местностях, где в силу исключительных
обстоятельств не действуют иные органы
прокуратуры Российской Федерации, а
также за пределами Российской Федерации,
где в соответствии с международными
договорами находятся войска Российской
Федерации, осуществление функций
прокуратуры может быть возложено
Генеральным прокурором Российской
Федерации на органы военной прокуратуры.

2.
Образование, реорганизация и ликвидация
органов военной прокуратуры, определение
их статуса, компетенции, структуры и
штатов осуществляются Генеральным
прокурором Российской Федерации, приказы
которого по этим вопросам реализуются
в соответствии с директивами Генерального
штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации, командования других войск,
воинских формирований и органов. Иные
организационно-штатные вопросы решаются
Главным военным прокурором совместно
с Генеральным штабом Вооруженных Сил
Российской Федерации, командованием
других войск, воинских формирований и
органов в пределах установленной штатной
численности.

3.
Органы военной прокуратуры возглавляет
заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации – Главный военный
прокурор, который руководит деятельностью
органов военной прокуратуры, обеспечивает
подбор, расстановку и воспитание кадров,
проводит аттестацию военных прокуроров,
издает приказы и указания, обязательные
для исполнения всеми военными
прокуратурами.

4.
Свои полномочия органы военной прокуратуры
осуществляют в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках,
воинских формированиях и органах,
созданных в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами.

Статья
46.1.
Главная военная прокуратура

1.
Главный военный прокурор имеет первого
заместителя и заместителей, старших
помощников по особым поручениям, статус
которых соответствует статусу начальников
управлений, и помощников по особым
поручениям, статус которых соответствует
статусу заместителей начальников
управлений.

2.
Структуру Главной военной прокуратуры
составляют управления, отделы, канцелярия
и приемная. Начальники управлений и
самостоятельных отделов являются
старшими помощниками, а их заместители,
начальники отделов в составе управлений,
канцелярии и приемной – помощниками
Главного военного прокурора. Положения
о структурных подразделениях Главной
военной прокуратуры утверждаются
Главным военным прокурором.

Больше проверок:  Подключение к цпг смэв

3.
В управлениях и отделах устанавливаются
должности старших прокуроров и прокуроров.

4.
В Главной военной прокуратуре образуется
коллегия в составе Главного военного
прокурора, его первого заместителя и
заместителей, других прокурорских
работников, назначаемых Главным военным
прокурором. Персональный состав коллегии
утверждается Генеральным прокурором
Российской Федерации по представлению
Главного военного прокурора.

Статья
47.
Полномочия военных прокуроров

1.
Главный военный прокурор и подчиненные
ему прокуроры обладают в пределах своей
компетенции полномочиями, определенными
настоящим Федеральным законом, и
осуществляют их независимо от командования
и органов военного управления в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

2.
Военные прокуроры также обладают
полномочиями:

участвовать
в заседаниях коллегий, военных советов,
служебных совещаниях органов военного
управления;

назначать
вневедомственные ревизии и проверки,
затраты на проведение которых возмещаются
по постановлению прокурора органами
военного управления, где состоят на
довольствии проверяемые воинские части
и учреждения;

по
предъявлении служебного удостоверения
беспрепятственно входить на территории
и в помещения воинских частей, предприятий,
учреждений, организаций и штабов
независимо от установленного в них
режима, иметь доступ к их документам и
материалам;

проверять
законность содержания осужденных,
арестованных и задержанных военнослужащих
на гауптвахтах, в дисциплинарных частях
и других местах их содержания, немедленно
освобождать незаконно содержащихся
там лиц;

требовать
обеспечения охраны, содержания и
конвоирования лиц, находящихся на
войсковых и гарнизонных гауптвахтах,
в иных местах содержания задержанных
и заключенных под стражу, соответственно
воинскими частями, военными комендантами,
органами и учреждениями внутренних дел
Российской Федерации.

Статья
48.
Кадры органов военной прокуратуры

1.
Военными прокурорами назначаются
граждане Российской Федерации, годные
по состоянию здоровья к военной службе,
поступившие на военную службу, имеющие
офицерское звание и отвечающие требованиям
статьи 40 настоящего Федерального закона.

2.
По решению Генерального прокурора
Российской Федерации или с его согласия
на должности военных прокуроров могут
быть назначены гражданские лица.

3.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации – Главный военный
прокурор назначается на должность и
освобождается от должности в порядке,
установленном пунктом 2 статьи
14настоящего Федерального закона.
Главный военный прокурор подчинен и
подотчетен Генеральному прокурору
Российской Федерации.

4.
Военные прокуроры назначаются на
должность и освобождаются от должности
Генеральным прокурором Российской
Федерации, подчинены и подотчетны
вышестоящим прокурорам и Генеральному
прокурору Российской Федерации.

5.
Заместители Главного военного прокурора,
начальники управлений и отделов Главной
военной прокуратуры и их заместители,
а также заместители прокуроров военных
округов, флотов, приравненных к ним
прокуроров назначаются на должность и
освобождаются от должности Генеральным
прокурором Российской Федерации.

6.
Иные прокуроры Главной военной прокуратуры
назначаются на должность и освобождаются
от должности Главным военным прокурором.

7.
Прокуроры военных округов, флотов,
приравненные к ним прокуроры назначают
на должность и освобождают от должности
военных прокуроров в своих аппаратах
и нижестоящих прокуратурах.

8.
Офицеры органов военной прокуратуры
имеют статус военнослужащих, проходят
службу в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских
формированиях и органах в соответствии
с Федеральным законом”О воинской обязанности и военной
службе” и обладают правами и социальными
гарантиями, установленнымиФедеральным
законом”О статусе военнослужащих”
и настоящим Федеральным законом.

Поступление
граждан на военную службу в органы
военной прокуратуры, их увольнение в
запас и отставку производятся по
представлению Главного военного
прокурора.

9.
Определение офицеров на военную службу
в органы военной прокуратуры и увольнение
в запас производятся по представлению
Генерального прокурора Российской
Федерации или Главного военного
прокурора.

Увольнение
в запас лиц высшего офицерского состава
производится Президентом Российской
Федерации по представлению Генерального
прокурора Российской Федерации.

10.
Должности военных прокуроров и
соответствующие им воинские звания
включаются в перечни воинских должностей.

Присвоение
воинских званий военным прокурорам
производится по представлению
соответствующего военного прокурора.
Воинские звания высшего офицерского
состава присваиваются Президентом
Российской Федерации по представлению
Генерального прокурора Российской
Федерации.

Воинские
звания офицеров органов военной
прокуратуры соответствуют классным
чинам прокурорских работников
территориальных органов прокуратуры.

При
увольнении офицеров органов военной
прокуратуры с военной службы и поступлении
на службу в территориальные или
специализированные органы прокуратуры
им присваиваются соответствующие их
воинским званиям классные чины, а при
определении на военную службу прокуроров,
имеющих классные чины, им присваиваются
соответствующие воинские звания.

11.
Аттестация военных прокуроров производится
в порядке, устанавливаемом Генеральным
прокурором Российской Федерации для
всех прокурорских работников, с учетом
особенностей прохождения военной
службы.

Военным
прокурорам с учетом профессионального
опыта и квалификации присваиваются
квалификационные классы в порядке,
устанавливаемом Генеральным прокурором
Российской Федерации.

12.
Военные прокуроры поощряются и несут
дисциплинарную ответственность в
соответствии с настоящим Федеральным
законом и Дисциплинарным
уставомВооруженных Сил Российской
Федерации. Право поощрения и наложения
дисциплинарного взыскания имеют только
вышестоящие военные прокуроры и
Генеральный прокурор Российской
Федерации.

13.
Численность военнослужащих и лиц
гражданского персонала органам военной
прокуратуры выделяется за счет и
пропорционально численности соответственно
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований.
Численность личного состава органов
военной прокуратуры включается в штатную
численность Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск и воинских
формирований.

Статья 49.
Материальное и социальное обеспечение
военнослужащих, работников органов
военной прокуратуры

1. На
военнослужащих органов военной
прокуратуры распространяется
законодательство Российской Федерации,
устанавливающее правовые и социальные
гарантии, пенсионное обеспечение,
медицинское и другие виды обеспечения
военнослужащих с учетом особенностей,
установленных настоящим Федеральным
законом.

2.
Денежное довольствие военных прокуроров
состоит из оклада по должности; оклада
по воинскому званию; надбавки за особый
характер службы; надбавки за сложность,
напряженность и специальный режим
службы; процентной надбавки за выслугу
лет; процентных надбавок за ученую
степень, почетное звание “Заслуженный
юрист Российской Федерации”, а также
иных надбавок и дополнительных денежных
выплат, предусмотренных для военнослужащих.
Должностные оклады военных прокуроров
устанавливаются в соответствии с абзацем
четвертым пункта 1 статьи 44настоящего Федерального закона с
применением коэффициента 1,5, который
не учитывается при исчислении пенсий
в соответствии сЗакономРоссийской Федерации от 12 февраля
1993 года N 4468-I “О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их
семей”. Выплата денежного довольствия
производится соответственно Министерством
обороны Российской Федерации, иными
федеральными органами исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная
служба.

3. Военным
прокурорам, имеющим право на пенсию за
выслугу лет, выплачивается ежемесячная
надбавка к денежному содержанию в
размере 50 процентов пенсии, которая
могла быть им назначена.

4. Правовое
положение и материальное обеспечение
гражданского персонала органов военной
прокуратуры определяются по правилам,
предусмотренным для работников
территориальных органов прокуратуры.

В каких случаях прокуратура может помочь бизнесу

Если в отношении компании или ИП приняли несправедливое решение, прокуратура поможет его оспорить.

Вот в каких случаях предприниматель вправе обратиться в надзорные органы:

  • Отказ в лицензировании. В прокуратуру нужно обращаться, если не удалось получить разрешение на ведение бизнеса или зарегистрировать дело.
  • Несправедливое налогообложение.
  • Несоблюдение прав владельца частного бизнеса. К примеру, прокуратура поможет решить вопрос о выделении субсидий из областного бюджета, которые положены предпринимателю по закону.

Прокуратура обязана помогать каждому ИП и юридическому лицу, если жалобы в другие правоохранительные органы не приносят результата.

Какие меры может принимать прокурор

Если в ходе проверки прокуратура нашла нарушения, прокурор принимает меры, чтобы наказать виновных. Для этого он может подать протест, внести представление или вынести постановление, объявить предостережение.

Протест. Если прокурор считает, что судебное решение или административный акт не соответствует закону, нарушает права человека, он может подать протест на этот акт. Например, если городские власти решают повысить налог на имущество для ИП, предприниматели вправе обратиться в прокуратуру и попросить опротестовать это решение.

Представление. Если в ходе проверки прокурор обнаружил систематические нарушения закона, он выносит представление, в котором требует их устранить.

Кроме того, он может требовать привлечь к ответственности должностное лицо. Так, если в налоговой неоднократно искажали суммы налогов для предпринимателей, прокуратура обязана представить случаи нарушений, указать, что к ним привело, и потребовать наказать сотрудника, который в этом виноват.

Постановление. Это ходатайство прокурора о возбуждении уголовного или административного дела. Чтобы подать постановление, у прокурора должен быть мотив, то есть доказательства нарушения. К примеру, если контролирующие органы нарушают закон в отношении предпринимателей, прокуратура может инициировать уголовное дело — доказательством в этом случае будут документы, расчеты, видео- и аудиозаписи с места проверки.

Предостережение. Этот документ составляют для профилактики нарушений. Если у прокурора есть подтвержденная информация о том, что должностное лицо хочет нарушить закон, он в письменной форме напоминает, что делать этого нельзя.