X-Compliance

Основные возможности

  • Выявление вхождения юрлиц и физлиц в списки санкцийСверяется со списками санкций 30 стран и международных организаций.
  • Проверка санкционных рисков по правилу 50 % для РФВыявляет риск по доле собственников организации, находящихся
    под санкциями.
  • Проверка физлиц по спискам публичных должностных лицОбеспечивает контроль операций ПДЛ по законодательству 115-ФЗ.
  • Массовая проверка клиентов по «черным» спискамОтслеживает изменения рисков в период обслуживания.
  • Присвоение уровня комплаенс-риска в режиме «in-house»Оценивает риски операций по выбранной модели в АБС и уведомляет.

Проверка клиентов-физлиц на причастность к категории публичных должностных лиц — обязательное требование закона 115-ФЗ. Что это означает на практике и почему касается почти любого бизнеса, поясняет Светлана Кирланова («Контур.Призма»)

Рассмотрим два примера. Первый — два человека обратились в агентство недвижимости, чтобы оформить сделку по купле-продаже квартиры. Стоимость недвижимости была в разы ниже рыночной, а покупатель оказался публичным должностным лицом. Пример второй — в ювелирный магазин пришел покупатель за золотыми часами стоимостью 1,5 млн руб. В результате проверки выяснилось, что он является публичным должностным лицом. В обоих случаях закон требует определенных действий от продавца. Давайте разберемся в этом.

Основные обязанности риелтора по антиотмывочному закону

Перед осуществлением своих должностных обязанностей риелтор обязан организовать внутренний контроль в целях ПОД/ФТ в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ риелторы обязаны в целях ПОД/ФТ самостоятельно разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля (ПВК) с учетом требований, утвержденных постановлением правительства России от 30 июня 2012 года, а также осуществить постановку на учет в Росфинмониторинге и получить доступ к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга.

Все программы, поименованные в указанных требованиях, обязательны к включению в правила внутреннего контроля. В случае вступления в силу новых требований ПВК должны приводиться в соответствии с ними не позднее месяца после даты их вступления в силу, если не установлено иное.

При разработке ПВК следует руководствоваться

По законодательству о ПОД/ФТ банки обязаны проверять клиентов и присваивать им уровень
риска.
Неисполнение требований
регуляторов карается штрафами:

  • до 100 000 рублей
    за отсутствие или неполную идентификацию клиентов
  • до 500 000 рублей и приостановка деятельности
    за отсутствие сверки с перечнями Росфинмониторинга
  • до 1 000 000 рублей и приостановка деятельности
    за нарушения, повлекшие отмывание денег или финансирование терроризма

Санкционные риски

Перевод в иностранной валюте лицу, находящемуся под санкциями, ведет к блокировке денег
на иностранном счете. За работу
с санкционными клиентами иностранному банку грозит штраф, российский банк могут отключить
от SWIFT,
а на других
участников сделки наложить санкции.

Решение

Решение Контура и компании «Диасофт» создано специально для выполнения требований ПОД/ФТ
и проверки рисков международных
санкций при банковских операциях.

Решение «Проверка по перечням подозрительных лиц и организаций» на платформе развития
«Диасофт» Digital
Q.Risk&Compliance получает из Контур.Призмы сведения о нахождении клиентов в списках
и проводит комплексную оценку
клиентских операций в АБС заказчика.

В Росфинмониторинге разъяснили основные аспекты исполнения риелторами требований законодательства по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма

X-Compliance

Исторически недвижимость всегда была предметом повышенного интереса с точки зрения инвестирования нелегальных доходов. Большинство преступлений коррупционной направленности, получающих широкий резонанс в СМИ, связаны с выявлением у преступников различных объектов недвижимости, в том числе за рубежом.

Сотрудник Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (учредитель Росфинмониторинг) Анна Булаева рассказала об основных аспектах исполнения риелторами требований законодательства по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Практически во всех странах Глобальной сети FATF (финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) сделки с недвижимостью отнесены к высокому уровню риска, что сказывается в свою очередь и на оценке деятельности риелторов. Этот вид деятельности традиционно рассматривается как один из наиболее подверженных рискам отмывания преступных доходов. Страны уделяют повышенное внимание участию риелторов в системе ПОД/ФТ, так как от качества их работы в антиотмывочном контуре во многом зависит эффективность снижения специфических рисков.

Полную видео-версию рекомендаций и разъяснений Росфинмониторинга по этой теме можно посмотреть тут

Выбор режима

1 января 2022 Электронные документы на перевозимый груз

1 июля 2021 Экологические знаки

X-Compliance

1 марта 2021 Новый знак

X-Compliance

Фотовидеофиксация + новый ГОСТ 52289-2019

8 апреля 2020 О тяжеловесных, крупногабаритных ТС и перевозки опасных грузов.

2 января 2020

Изменённые вопросы ABM и CD, можно найти по кнопке “Темы” – “Изменения 2 января 2020”.

C 2 января 2020 : Разрешено обучение на автомагистрали. Осаго в электронном виде. Новый п.26 Нормы времени управления и отдыха

C 1 января 2019 изменения в ПДД: Игнорирование знаков на выделеной полосе

C 14 декабря 2018 изменения в ПДД: Велосипедная зона

X-Compliance

X-Compliance

C 8 декабря 2018 изменения в ПДД: отмены знака “Шипы”

X-Compliance

, ОСАГО, оформление ДТП и др.

10 апреля 2018

15 измененных вопросов по Медицине.

18 марта 2018

Один новый вопрос про светоотражающий жилет и у нескольких скорректировали условия населенным пунктом.

3 января 2018

Вопросы по организованной перевозке группы детей, буксировке (категория CD) + исправление и добавление вопроса(категория ABM и CD).

Правила экзамена пдд 2023

Новый регламент сдачи теоретического
экзамена, добавляет 5 дополнительных вопросов за одну ошибку. На дополнительных вопросах ошибаться нельзя.

ПДД 2023 онлайн экзамен РФ

Сервис для эффективного управления комплаенс-рисками и выполнения обязательных требований российского и международного законодательства по противодействию отмыванию доходов, борьбе с коррупцией, а также выявлению санкционных рисков

  • исполнение требований по ПОД/ФТ
  • противодействие терроризму / экстремизму
  • мониторинг санкционных списков

Задачи

  • выявление публичных должностных лиц (ПДЛ) и их близкого окружения
  • проверка аффилированности с госструктурами и с госслужащими, в том числе через их близкое окружение
  • проверка на санкционные риски с учетом “Правила 50%” физических и юридических лиц, ценных бумаг, морских и воздушных судов
  • проверка по негативным спискам, в том числе по перечням Росфинмониторинга
  • проверка страны регистрации / местонахождения / гражданства лица в перечнях странового риска
  • идентификация и оценка уровня риска клиентов / контрагентов
  • выявление структуры собственности клиента и его бенефициарного владельца
  • формирование досье и мониторинг изменений профиля лица
  • проверка иностранных налоговых номеров (TIN) на непротиворечивость в рамках требований FATCA / CRS

Для кого

  • комплаенс-специалистов
  • специальных должностных лиц
  • ответственных сотрудников организаций-субъектов 115-ФЗ
  • корпоративных юристов
  • риск-менеджеров
  • специалистов, ответственных за проверку и анализ контрагентов
  • специалистов экономической безопасности
  • специалистов департамента закупок

Преимущества

  • детальный учет специфики в сфере комплаенс: требования законодательства, рекомендации регуляторов, опыт пользователей
  • регулярное обновление информации на основании российских и зарубежных источников
  • настройка индекса риска с учетом более 150 факторов
  • единичная и массовая проверка
  • загрузка и проверка собственных списков
  • выгрузка отчетов с подтверждением даты и факта проверки
  • интеграция данных X-Compliance во внутренние системы с помощью API для автоматизации комплаенс-процессов

Другие продукты и услуги

Всего 3553 операторов

Выявление российских и иностранных публичных должностных лиц, где брать информацию о них, особенно информацию об их родственниках?

В целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга по организации надлежащей системы внутреннего контроля субъекта Росфинмониторингом опубликовано Информационное письмо Росфинмониторинга от 12.12.2017 N 53 “О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами”.

Для выявления публичных должностных лиц (далее — ПДЛ) рекомендуется следующее.

1. Анкетирование и устный опрос.

При проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице, уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставляется анкета для самостоятельного заполнения.

Анкета, а также способы ее формирования разрабатываются субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно в зависимости от характера осуществляемой деятельности, интенсивности работы с клиентами, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ, а также Положением об идентификации, и утверждаются ПВК субъекта первичного финансового мониторинга.

В составе анкеты предусматриваются специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставляет отметку о его принадлежности к ПДЛ (лицам, связанным с ПДЛ) либо об отсутствии таковой.

После заполнения анкеты клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняется порядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий иностранных публичных должностных лиц (далее — ИПДЛ), должностных лиц публичных международных организаций (далее — ПДЛМО) и российских публичных должностных лиц (далее — РПДЛ), а также лиц, связанных с ПДЛ.

2. Проверка по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных.

В целях верификации данных, сформированных по результатам анкетирования и устного опроса, субъект первичного финансового мониторинга обращается к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации (1) и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Дополнительно для получения такой информации субъект первичного финансового мониторинга может воспользоваться информационными продуктами российских и иностранных компаний, например, информационного агентства ЗАО “Интерфакс” (система СПАРК, “Центр раскрытия корпоративной информации”), акционерное общество “Финмаркет” (“X-Compliance”), ООО “Интерфакс – Ди энд Би” (система DBAI, GRS, отчеты “Знай своего клиента”), BUREAU VAN DIJK (www.bvdinfo.com), Amadeus (www.amadeus.bvdinfo.com), Complinet (www.complinet.com), LexisNexis (global.lexisnexis.com/ru), World-Check (www.world-check.com), Orbis (www.orbis.bvdinfo.com), а также иными источниками информации, доступными организациям на законных основаниях.

Больше проверок:  Способы проверки с пошаговыми инструкциями

(1) В качестве источника информации в отношении государственных должностей Российской Федерации необходимо использовать Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 “О государственных должностях Российской Федерации”, а также на сайте declarator.org Обращаем внимание, что субъекты первичного финансового мониторинга самостоятельно осуществляют мониторинг действующего законодательства Российской Федерации для определения должностей, относящихся к РПДЛ.

Меры по выявлению непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях выявления лиц, связанных с ПДЛ.

II. Категории публичных должностных лиц (ПДЛ),

1. Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) – это любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, а именно:

– Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;

– Министры, их заместители и помощники;

– Высшие правительственные чиновники;

– Руководители и заместители руководителей судебных органов власти “последней инстанции” (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;

– Государственный прокурор и его заместители;

– Высшие военные чиновники (начальники генеральных штабов, верховные главнокомандующие и т.д.);

– Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;

– Руководители государственных корпораций;

Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны.

Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:

– Организация Объединенных Наций (ООН),

– Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)

– Экономический и Социальный Совет ООН

– Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК)

– Международный олимпийский комитет (МОК)

– Всемирный банк (ВБ)

– Международный валютный фонд (МВФ)

– Европейская комиссия

– Европейский центральный банк (ЕЦБ)

– и др.

2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:

– Международный суд ООН

– Европейский суд по правам человека

– Суд Европейского союза

Принадлежность лица к категории ПДЛМО определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

3. Российские публичные должностные лица (РПДЛ)

Лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В качестве источника информации в отношении государственных должностей Российской Федерации необходимо использовать Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 “О государственных должностях Российской Федерации”.

Информация о должностях членов Совета директоров Банка России размещена на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (www.cbr.ru).

4. Лицо, связанное с ПДЛ – супруг или супруга ПДЛ, его близкий родственник (родственник по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородный и неполнородный (имеющий общего отца или мать) брат и сестра, усыновитель и усыновленный).

Публичное должностные лицо (ПДЛ) определено Группой разработки мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) как физическое лицо, которое было наделено значимыми публичными функциями.

Рекомендации ФАТФ требуют принятия дополнительных превентивных мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) при наличии деловых отношений с ПДЛ.

В частности, положения Рекомендаций 12 и 22 ФАТФ требуют:

  • чтобы страны обеспечили выполнение финансовыми учреждениями и установленными нефинансовыми предприятиями и профессиями специальных мер, направленных на то, чтобы ПДЛ были лишены возможности незаконно использовать финансовые учреждения;
  • выявлять такие злоупотребления, если они имеют место.

Разработанные ФАТФ требования касаются самих как ПДЛ, так и членов их семьи и лиц, близких к ним.

В ЧЕМ РИСК?

Принимая во внимание влияние ПДЛ, существует вероятность того, что они могут воспользоваться своим положением для отмывания денег, совершения предикатных преступлений (включая преступления коррупционной направленности и взяточничество), а также для осуществления деятельности, связанной с финансированием терроризма.

Рекомендации ФАТФ требуют, чтобы и к членам семьи, и к лицам, близким к ПДЛ, относились как к самим ПДЛ, так как существует потенциальная опасность злоупотребления ими отношениями с ПДЛ для того, чтобы переместить доходы от преступлений или обеспечить их размещение и сокрытие.

КТО ОТНОСИТСЯ К ОКРУЖЕНИЮ ПДЛ?

В соответствии с глоссарием к Рекомендациям ФАТФ:

  • члены семьи – это физические лица, которые связаны с ПДЛ напрямую (кровное родство) или браком или схожие (гражданские) формы партнерства;
  • близкие к ПДЛ лица – это физические лица, которые тесно связаны с ПДЛ социально или профессионально.

Однако несмотря на то, что Рекомендация 12 применяется к членам семьи и лицам, близким к ПДЛ, в самой Рекомендации не определено, кого можно считать «членами семьи и лицами, близкими к ПДЛ».

Основная причина этого – в том, что это зависит от социальноэкономических и культурных особенностей той страны ПДЛ. Поэтому в документе отмечается, что выявление таких лиц представляет проблему (понимание того, кто является членом семьи или лицом, близким к ПДЛ, расплывчато и постоянно меняется).

КАК СНИЗИТЬ РИСК?

ФАТФ говорит о том, что лучшим подходом является разработка государствами и доведение до соответствующих учреждений определений понятий членов семей и лиц, близких к ПДЛ.

При этом при определении того, кто входит в круг членов семьи, необходимо учитывать такие факторы, как влияние, которое могут оказывать отдельные члены семьи, круг лиц, близких родственников и иждивенцев.

Например, во многих культурах количество членов семьи, которые считаются близкими или имеют влияние, очень мало (например, родители, братья/сестры, супруги/партнеры и дети). В других культурах в этот круг могут быть включены дедушки/бабушки и внуки; в третьих – этот круг может быть шире и включать двоюродных братьев/сестер и даже кланы.

Для лиц, близких ПДЛ, примерами отношений могут служить партнеры за пределами семьи (например, сожители), значимые члены тех же партий, гражданских организаций, трудовых и профессиональных союзов, деловые партнеры или коллеги, особенно те, которые также являются (бенефициарными) собственниками юридического лица вместе с ПДЛ или те, которые связаны иным образом (например, имеют совместное членство в совете директоров). В случае личных отношений должен учитываться социальный, экономический и культурный аспект, чтобы понимать, насколько близки отношения.

В конечном счете Рекомендация 12 содержит требования для стран обеспечить в финансовых учреждениях наличие системы управления рисками с тем, чтобы можно определять, является ли клиент или бенефициарный собственник ПДЛ или имеет к нему отношение, и если это так, то применять меры, дополнительные к обычной надлежащей проверке клиентов.

ЧТО ГОВОРИТ ЛОКАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО?

Помимо прочего, действующее законодательство обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом уделять повышенное внимание операциям находящихся на обслуживании иностранных публичных должностных лиц, а также:

  • их супругов,
  • близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных)
  • или от имени указанных лиц.

Росфинмониторинг в своих рекомендациях* также говорит о том, что в качестве лица, связанного с ПДЛ, могут выступать:

  • супруг или супруга ПДЛ,
  • его близкий родственник (родственник по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородный и неполнородный (имеющий общего отца или мать) брат и сестра, усыновитель и усыновленный).

КАК ВЫЯВИТЬ ПДЛ И ИХ БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ?

Помимо анкетирования и устного опроса для выявления ПДЛ и связанных с ними лиц, и ФАТФ, и локальные регуляторы рекомендуют использовать в том числе коммерческие базы данных.

Так, Росфинмониторинг* указывает на целесообразность обращения к общедоступной информации и к информации российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты. Среди них указан X-Compliance, который позволяет в том числе и выявить факт принадлежности лица к ПДЛ и ближайшему окружению ПДЛ.

*Методические рекомендации по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами

Выявление публичных должностных лиц

Подборка наиболее важных документов по запросу Выявление публичных должностных лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Больше проверок:  Минюст опубликовал план проведения проверок нко на 2024 год

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 15.27 “Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” КоАП РФ(ООО “Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения”)Суд, отказывая в удовлетворении требований общества о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по федеральному округу, разъяснил, что в ходе проверки установлено, что общество в проверяемом периоде на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО не состояло. Общество в проверяемом периоде не проводило идентификацию клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, анкетирование клиентов. Кроме того, в ходе проверки установлено, что общество в проверяемом периоде также не проводило идентификацию бенефициарных владельцев клиентов и проверки клиентов на предмет выявления среди них публичных должностных лиц. Документов и сведений, подтверждающих обратное, на момент проведения проверки обществом не предоставлено. В ходе проверки установлено, что в обществе в проверяемом периоде отсутствовали правила внутреннего контроля.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 188.1 “Частные определения” АПК РФ”По смыслу положений статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, институт частного определения направлен на устранение нарушений законности органами публичной власти, должностными и иными лицами, которые выявлены арбитражным судом в ходе судебного процесса. Неисполнение частного определения влечет предусмотренную законодательством ответственность.”

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Финансовый мониторинг в субъектах страхового дела(Дедиков С.В.)(“Финансы”, 2020, N 9)В качестве второй функции следует назвать организацию исполнения ПВК на практике: идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, выявление иностранных и российских публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, их родных и близких; соблюдение установленных процедур заключения сделок с ними, определение операций и сделок, подлежащих обязательному контролю, а также подозрительных сделок и т.д.

Риелторы направляют в Росфинмониторинг сообщения и отчеты, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ, через личный кабинет.

В обязанности риелторов входит до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ.

Работа с клиентами предусматривает

  • идентификацию;
  • верификацию (проверку) сведений, предоставленных клиентом, и фиксирование информации;
  • управление риском ОД/ФТ.

При проведении идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев необходимо руководствоваться требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях ОД/ФТ, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.

При проведении идентификации клиента либо при обновлении сведений о клиенте формируется анкета, в которой проставляется отметка о наличии или отсутствии статуса публичных должностных лиц (ПДЛ).

При заполнении анкеты клиенту задаются вопросы относительно возможной принадлежности к категории лиц, связанных с ПДЛ. Риелтор также обязан разъяснить ему порядок отнесения лица к ПДЛ.

Риелторы обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди своих клиентов

  • публичных должностных лиц (ПДЛ) и их родственников;
  • лиц, имеющих, соответственно, регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); либо лиц из Перечней.

Документы, составляемые и получаемые при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев либо обновлении сведений о них, формируются в досье клиента. Срок хранения такого досье клиента не может быть менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Информацию необходимо обновлять не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

При обновлении информации формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.

При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с организацией или ИП на регулярной основе, то есть каждый раз при обновлении сведений о клиенте необходимо принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов. Кроме того, необходимо принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и/или иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.

Необходимо оценивать и присваивать клиенту степень (уровень) риска совершения клиентом операций, связанных с ОД/ФТ, а также пересматривать присвоенный уровень риска ОД/ФТ при необходимости и применять меры по его снижению.

Методические рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ

Антиотмывочный закон и риелторы

В большинстве стран Глобальной сети ФАТФ обязательные требования стандартов ФАТФ заложены в национальное законодательство. В Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи, относятся к субъектам регулирования в сфере ПОД/ФТ.

К субъектам законодательства о ПОД/ФТ относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющие посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества. Эта деятельность включает: подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организацию продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц.

Принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ определяется, исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода вида экономической деятельности в учредительных документах организации.

Как выявить бенефициарного владельца клиента

Особую важность для эффективного выполнения обязательных требований по ПОД/ФТ представляет обязанность выявить бенефициарного владельца клиента.

Наиболее распространенным способом осуществления бенефициарного владения является владение физическим лицом определенной доли в компании и осуществление управленческих функций через соответствующие корпоративные механизмы: общее собрание акционеров, совет директоров и другие механизмы. Субъекты первичного финансового мониторинга обязаны рассмотреть возможность использования дополнительных источников сведений. В целях верификации данных используются общедоступные сведения, размещаемые органами государственной власти Российской Федерации и иностранных государств на их официальных сайтах в интернете.

Ключевой вопрос для снижения рисков обслуживания ПДЛ — это выявление подозрительных сделок с их участием и информирование об этом Росфинмониторинг. В целях управления рисками ПДЛ и для выявления подозрительных сделок очень часто используются поведенческие индикаторы риска.

На практике субъекты первичного финансового мониторинга при обслуживании ПДЛ принимают комплекс мер по управлению рисками. Эти меры направлены на:

  • повышение прозрачности сделок ПДЛ (например, запрос дополнительных документов и др.);
  • выявление сделок повышенного риска и направление СПО, а также принятие мер заградительного характера (например, отказ в совершении операции при непредставлении документов).

Выгоды и преимущества

  • Контроль ПОД/ФТ и санкцийАвтоматизирует проверку списков санкций, исполнение требований ПОД/ФТ и снижает
    комплаенс-риски.
  • Снижение затратУменьшает издержки на разработку собственных решений и получение
    труднодоступных данных.
  • Сокращение ручного трудаИзбавляет от рутинных проверок вручную и снижает вероятность человеческих
    ошибок.
  • Экономия времениУскоряет процессы обработки больших массивов данных и анализа рисков.

Комплексный контроль ПОД/ФТ и санкций

Решение для проверки операций «по перечням подозрительных лиц и организаций» на базе платформы «Диасофт» Digital Q.Risk&Compliance и Контур.Призмы

Состав решения

В состав решения входят лицензии на программное обеспечение:

Решение «Проверка по перечням подозрительных лиц и организаций»
на платформе развития «Диасофт» Digital
Q.Risk&Compliance

Подписка на API Контур.Призмы

Рассчитаем стоимость решения и подберем тариф по вашему запросу.

В ПДД внесены изменения, касающиеся проезда перекрестка с круговым движением и требований к документам, предъявляемым водителями

11 октября 2022

6 октября Правительство РФ утвердило изменения в Правила дорожного движения. Значительная часть поправок касается закрепления в ПДД порядка использования электросамокатов, гироскутеров, сегвеев, моноколес и других аналогичных устройств, оснащенных двигателем. Такие устройства будут охватываться понятием “средства индивидуальной мобильности” и получат особый правовой статус. Подробнее об этих и некоторых иных изменениях (о новых знаках, разметке и др.) мы рассказывали ранее (Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1769).

В этом новостном материале хотим остановиться еще на нескольких важных поправках.

  • Абзац 1 пункта 2.1.1 Правил дорожного движения (в этом пункте определен перечень документов, которые водитель ТС обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявлять для проверки) дополнен сноской, предусматривающей возможность предъявления в виде электронного документа либо его копии на бумажном носителе любых предусмотренных ПДД документов, если они были оформлены в электронном виде. В связи с этим напомним, что как рассчитывают в Минцифры, уже во второй половине октября у водителей появится возможность предъявлять инспекторам ГИБДД электронное водительское удостоверение в виде QR-кода в мобильном приложении “Госуслуги. Авто”. Однако пока водители все равно должны будут иметь при себе водительское удостоверение в оригинальном виде. Кроме того, поправками из перечня, содержащегося в названном пункте Правил, исключены временное разрешение на право управления транспортным средством, лицензионная карточка и карточка допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок.
  • Скорректирована формулировка п. 13.11.1 Правил о проезде перекрестка с круговым движением. В действующей редакции данного пункта говорится, что при въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. Новой редакцией данного пункта будет предусмотрено, что при въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
  • Для велосипедистов и водителей мопедов (также, как и для лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности) станет обязательным использование предметов со световозвращающими элементами при движении вне населенных пунктов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. А вот действующее требование ПДД о включении на всех движущихся транспортных средствах фар или дневных ходовых огней в светлое время суток на велосипеды, после вступления поправок в силу, распространяться не будет. Рассматриваемые изменения в ПДД вступят в силу с 1 марта 2023 года. При этом Росстандарту поручено до 1 марта 2023 года  внести в соответствующие документы по стандартизации изменения, связанные с реализацией данного постановления. Также уточнено, что само постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 “О правилах дорожного движения” будет действовать до 1 марта 2029 года. И в заключение напомним, что в связи с принятием рассматриваемых поправок ПДД исключены из перечня актов, в отношении которых в рамках механизма “регуляторной гильотины” действует запрет на внесение частичных изменений (такие акты по общему правилу должны приниматься в новой редакции).
Больше проверок:  Что такое есиа и какие преимущества даёт система

2023,
безопасность дорожного движения,
государственный контроль (надзор),
ПДД,
проверка документов,
регуляторная гильотина,
транспорт и перевозки,
физлица,
формы документов,
электронные госуслуги,
Правительство РФ

Что еще необходимо направлять в Росфинмониторинг

  • информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, включенных в Перечни. Соответствующие сведения направляются по форме ФЭС 2-ФМ;
  • информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов, в том числе в филиалах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Такие сведения направляются по форме ФЭС 3-ФМ;
  • в случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом, об устранении оснований, в соответствии с которыми принято решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом сведения направляются по форме ФЭС 5-ФМ.

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Как выявить подозрительную операцию с недвижимостью

В случае если у риелтора на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция (сделка) с недвижимым имуществом осуществляется в целях ОД/ФТ, то после ее выявления он обязан документально зафиксировать информацию о такой операции, затем принять решение о признании сделки подозрительной — и только если она признана таковой, представить сведения о ней в Росфинмониторинг.

В течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом риелтор обеспечивает хранение информации.

Риски работы с политически значимыми лицами

Есть категория клиентов, на которых всем комплаенс-специалистам нужно обращать повышенное внимание. Это физические лица, имеющие отношение к управлению государственными структурами. В мировой практике используют разные понятия для определения категорий таких клиентов. Их называют:

  • politically exposed person (PEP);
  • иностранные публичные должностные лица (ИПДЛ);
  • международные публичные должностные лица (МПДЛ);
  • российские публичные должностные лица (РПДЛ).

Обязанность по выявлению ПДЛ относится к ключевым рекомендациям FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) в рамках программы по борьбе с коррупцией. Поэтому выявление публичных должностных лиц среди клиентов — общемировая практика.

Списки и перечни органов власти
и регуляторов РФ

  • РПДЛ – российские публичные должностные лица
  • ИПДЛ – иностранные публичные должностные лица и их родственники

Перечни стратегических предприятий Правительства РФ

  • Перечень стратегических организаций по Распоряжению Правительства РФ №226-р
  • Перечень стратегических предприятий по Указу Президента №1009
  • Перечень акционерных обществ по Распоряжению Правительства РФ №91-р
  • Перечень хозяйственных обществ по Распоряжению Правительства РФ №2930-р

Перечни и списки ЦБ РФ

  • Перечень №764-П
  • Список организаций с признаками финансовой пирамиды
  • Список организаций с признаками нелегального кредитора
  • Список организаций с признаками нелегального профессионального участника рынка ценных бумаг

Перечни террористов-экстремистов Росфинмониторинга

  • Перечень террористов и экстремистов
  • Перечень МВК

Риски и признаки подозрительных сделок с недвижимостью

При принятии решения об информировании Росфинмониторинг о подозрительных сделках (операциях) соответствующие сведения направляются по форме ФЭС 1-ФМ с указанием кода 6001 и конкретных кодов признака необычной сделки, установленных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103. Также необходимо учитывать следующие информационные письма о рисках и признаках подозрительных операций в сделках с недвижимым имуществом:

  • совместное сообщение Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 04.03.2019 N 01.01.2192-40/4546 «О признаках возможного использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов»;
  • письмо Росфинмониторинга от 26.04.2021 «О повышении внимания индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, к выявлению сделок с высоким уровнем риска».

Признаками, которые могут свидетельствовать, что действительными целями сделки с недвижимым имуществом является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, в частности, являются:

  • подозрительное поведение клиента (участников сделки);
  • особенности расчетов по сделке;
  • особенности характера сделки.

Сделки с недвижимостью в зоне повышенного внимания

Причин такого повышенного внимания несколько. Во-первых, это возможность проведения наличных расчетов, по сути, в обход систем внутреннего контроля банков. И в данном случае только посредники на рынке недвижимого имущества при выявлении подозрительных операций могут информировать о них уполномоченный орган.

Вторая причина — это опыт и профессионализм риелторов, которые как никто другой разбираются в специфике рынка и сделок на нем, знают цены на недвижимость и могут увидеть любые манипуляции со стоимостью. Именно риелтор общается со своим клиентом и может заметить нестандартное поведение, нехарактерные для обычной практики способы совершения сделки и расчетов по ней.

Все это подчеркивает ценность и уникальность риелтора как участника системы ПОД/ФТ.

Списки глобальных санкций из Контур. Призмы

  • 95 % санкционных списков мираСписки санкции 30 стран мира и международных организаций.
  • 42 000 уникальных санкционных профилейСанкции против физлиц, организаций и связанных лиц.
  • 400 санкционных программБлокирующие, секторальные и прочие санкции.
  • 100 % вторичных санкций для РФНахождение лица под санкциями по правилу 50 %.

Список ПДЛ

Подборка наиболее важных документов по запросу Список ПДЛ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Президент и местное самоуправление в России: теория и практика взаимодействия(Будаев А.М.)(“Актуальные проблемы российского права”, 2020, N 12)Обзор данных актов свидетельствует, что Президент страны упоминается в тексте равное количество раз (ст. 8 – в Федеральном законе 1995 г. и ст. 9 – в Федеральном законе 2003 г., включая указание на подписание закона главой государства). Существенные различия обнаруживаются при анализе конкретных положений, в которых упоминается глава государства. Если для Федерального закона 1995 г. это фактически только одна статья, посвященная ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством (ст. 49), то перечень норм Федерального закона 2003 г., связанных с главой государства, шире и разнообразнее по своему содержанию и функциональному предназначению. Так, правовую основу местного самоуправления составляют в том числе указы и распоряжения Президента РФ (ст. 4); упоминаются полномочия главы государства по определению границ муниципальных образований, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями (п. 2.1 ст. 17). Новым в практике современного этапа государственного строительства России является введение показателей эффективности функционирования органов и должностных лиц публичного управления. Для местного самоуправления перечень показателей эффективности утверждается в порядке, определяемом Президентом России (ст. 18.1).