Бизнес в России проверяют 30 ведомств, мы собрали их все в одну таблицу и разобрались, кто за чем следит.
Что такое надзор?
Система органов государственной власти разделена на три ветви. Элементами подобной структуры есть ведомства законодательного, судебного и исполнительного типа управления. Органы последнего вида являются реализаторами государственной политики и, что самое важное, функций державы. Иными словами, через исполнительную власть Россия выдвигает и обеспечивает свои интересы. Наряду с этим, данные органы осуществляют надзор во вверенных секторах. Надзор в данном случае представляет собой вид официальной деятельности, которая направлена на обеспечение режима законности в определенных сферах. Довольно часто представленный вид работы отождествляют с контролем, хотя эти понятия характеризуют абсолютно разные типы деятельности. И все же контролирующие органы РФ, список которых будет представлен далее, часто путают с надзорными, что является теоретической проблемой.
Государство есть не что иное, как целостная система, функционирующая на основе человеческой деятельности. Другими словами, каждую в отдельности державу необходимо рассматривать комплексно, чтобы понять её функционал и, что самое важное, цель существования. При этом все без исключения люди являются маленькими элементами этой громоздкой структуры. Их деятельность регулируется правом, что в современном мире есть нормой. Однако наличие одних лишь официальных правил поведения не всегда удачно сказывается на человеческой работе. Суть в том, что право было изобретено для координации общества с целью выполнения им определенных функций. Сегодня эта догма известна практически всем и каждому, однако данный факт не мешает некоторым индивидам нарушать установленный порядок вещей. Поэтому государство, если рассматривать его как целостный механизм, осуществляет контроль в тех или иных отраслях современной жизнедеятельности общества. Хорошо это или плохо – ответить довольно сложно. Но в любом случае отношение к такому положению вещей не исключит существования специальных контрольных органов. В Российской Федерации подобные ведомства сегодня эффективно функционируют и выполняют все ставящиеся перед ними задачи. Но тут возникает вопрос: “Какие вообще государственные контролирующие и надзорные органы в нашей стране существуют?”
https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D865
Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (далее – контрольно-надзорные органы), направленная на предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также – риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований.
О многочисленных нарушениях со стороны видеохостинга YouTube в отношении российских СМИ
19 марта 2022 года
Принадлежащий американской компании Google LLC видеохостинг YouTube стал инструментом в антироссийской информационной войне. В последнее время YouTube неоднократно подвергал цензуре каналы зарегистрированных в соответствии с законом российских СМИ, общественных деятелей, творческих коллективов, спортивных команд, а также просветительские проекты, ориентированные на широкую аудиторию и освещающие ключевые моменты истории России.
В общей сложности Роскомнадзор зафиксировал 54 факта применения YouTube ограничений в отношении российских каналов. Среди подвергшихся цензуре оказались YouTube-каналы российских независимых журналистов и СМИ с многомиллионной аудиторией, в том числе РБК, НТВ, ТНТ, «РЕН ТВ», «Известия», «Пятый канал», «Русское радио», «Царьград» и общероссийских: «Первый канал», «Россия 1», «Культура», «Звезда», «Россия 24», Sputnik, РИА «Новости». Заблокированными также остаются страницы просветительских кинопроектов «РЖЕВ. 500 дней в огне» и «Крым. Путь на Родину».
По всем фактам цензуры российских СМИ и общественно значимых ресурсов Роскомнадзор направлял требования прекратить дискриминацию и обеспечить свободный доступ к информации для всех пользователей видеохостинга. Тем не менее, по состоянию на 18 марта со стороны компании Google LLC эти требования не выполнены.
Ещё раз призываем компанию Google незамедлительно прекратить какие-либо ограничения на платформе Youtube в отношении российских СМИ и ресурсов, обеспечить беспрепятственный доступ российским пользователям к информации в соответствии с действующим российским законодательством. И напоминаем о предусмотренных законодательством мерах технологического воздействия в отношении интернет-платформ.
В этой статье рассказываем про контрольно-надзорные органы и должностные лица органов контроля и надзора с 2021 года по Закону № 248-ФЗ, который ввёл новый подход к контрольно-надзорной деятельности при проверках и его регулированию.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы – это наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы исполнительной власти регионов;
- органы местного самоуправления;
- государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).
При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.
Также см. “Новый подход к проверкам с 1 июля 2021 года: основные изменения“.
Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий
Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.
Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.
Кто проводит проверки
На основании ст. 27 Закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа госконтроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
- Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
- Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).
Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.
Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.
В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.
Также см. «Что такое Положение о виде контроля с 2021 года: его структура и содержание».
По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:
- составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
- выдавать предписания.
Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.
Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).
На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.
Чем занимаются органы контроля (надзора)
Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:
- профилактики их нарушений;
- оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
- выявления их нарушений;
- принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
- устранения их последствий;
- восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.
В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.
Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Также см. «Новые принципы госконтроля и надзора при проверках с 2021 года».
Надзорные органы РФ
Деятельность упомянутых в статье ведомств строится на «трех китах», а именно: своевременности реагирования, приоритета корректирующего вмешательства и беспрепятственности выполнения задач. Эти моменты вполне можно охарактеризовать как специальные принципы деятельности контрольно-надзорных органов. Но реализация данных положений возможна лишь в особых условиях, которые обеспечивают специальные полномочия. Правовой статус контрольно-надзорных органов закреплен в актах отраслевого законодательства, то есть положениях и законах, непосредственно регулирующих деятельность той или иной структуры. К числу общих полномочий можно причислить:
- разработку и реализацию политики в определенной сфере;
- осуществление контроля и надзора в пределах компетенции;
- принятие соответствующих административных мер влияния по отношению к субъектам, нарушающим установленный законодательством режим;
- предоставление отчетности о проведённой работе вышестоящим органам.
Безусловно, представленные полномочия не являются исчерпывающими. Они лишь показывают широту деятельности контрольно-надзорных органов России. Иные особенности правового статуса каждого в отдельности ведомства закрепляются в отраслевом законодательстве.
Энергетика и связь
Контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, содержат в своей структуре специальные ведомства, которые реализуют координацию деятельности в сфере энергетики и связи. В первом случае мы говорим о Министерстве энергетики России. Данный орган осуществляет обследование эффективного использования ресурсов в РФ. То есть производит контроль ведомств и их годового уровня потребления энергоресурсов.
В свою очередь, на Минсвязь возлагаются полномочия по надзору за соблюдением требований и нормативных правил, соответствующих государственному стандарту. Данная работа осуществляется путем координирования оборота сертифицированных работ, услуг и т. п.
Категории рисков коммерческих и государственных организаций
https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D1595
На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.
В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность.
Обязательность применения комплаенс-процедур должна основываться на риск-ориентированном подходе как особом методе организации и осуществления внутреннего контроля, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю и профилактике нарушений обусловливается отнесением деятельности субъекта к определенной категории риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий и вероятности несоблюдения соответствующих требований.
Подтверждением этому служит (пока декларируемое по причине отсутствия подзаконных нормативных правовых актов) применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 29–33 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». В основе декларируемой модели лежит оценка потенциальных рисков, пропорционально влияющая на интенсивность антимонопольного контроля.
Перечень контрольно-надзорных органов
Жизнедеятельность государства зависит от эффективности работы в той или иной отрасли. Поэтому список контролирующих органов довольно велик, потому что страна осуществляет координацию большинства известных на сегодняшний день сфер работы. Главными отраслями, в которых реализуется государственный контроль, являются:
- здравоохранение, культура, образование;
- государственное управление;
- социальная защита, промышленность, экономика и торговля;
- связь, информация.
При этом большинство органов на сегодняшний день расширяют свою компетенцию и структуру, что обусловлено появлением новых, ранее не существовавших общественных отношений в тех или иных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в статье мы рассмотрим наиболее важные контрольно-надзорные органы РФ. Список данных ведомств включает следующие структуры:
- Министерство энергетики РФ.
- Министерство связи и массовых коммуникаций.
- Федеральная налоговая служба РФ.
- Счетная палата России.
- Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации.
- Правоохранительные органы государства.
Как уже указывалось ранее, представленный список контрольно-надзорных органов не есть исчерпывающим. Упомянутые выше ведомства осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.
Особенности проверок в 2021 году
https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D3120
В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, вступивший в силу 1 июля 2021 года. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.
Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, новый закон вносит ряд нововведений. Дополнительно одобрен Федеральный закон от 11.06.2021 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»».
Проверок можно избежать, внедрив систему самодиагностики, используя системы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, и пройдя комплаенс-процедуры соответствия независимой оценки соблюдения обязательных требований.
- Разные контролеры не проверяют соблюдение одних и тех же требований.
- Все проверки фиксируют онлайн. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий отражаются в информационной системе.
- Выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования.
- Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили.
- Определены способы сокращения количества проверок.
- Введены новые формы контроля и надзора.
- Срок проведения документарной и выездной проверок не должен превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Контрольно-надзорные органы государственной власти
На сегодняшний день в России существует целая система органов представленного в статье типа. Их деятельность осуществляется в строгих законодательных рамках, которые устанавливаются Конституцией и другими нормативными актами нашего государства. Ключевыми принципами, на которых основана деятельность контрольно-надзорных органов, являются:
- законность;
- гласность и профессионализм;
- справедливость;
- самостоятельность и независимость.
Довольно значимым есть также принцип социальной ориентированности. Его наличие говорит о том, что надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, осуществляют свою деятельность для общества и с учетом его непосредственных интересов. Эффективность выполнения задач представленными ведомствами обусловлена наличием специального законодательства. То есть работа надзорных органов осуществляется как на основе общеправовых, так и специальных юридических норм. Это также говорит о наличии уникальных полномочий у представленных в статье ведомств.
Деятельность правоохранительных ведомств
В сфере обеспечения правопорядка и безопасности государства и его населения также действуют специальные контрольно-надзорные органы РФ. Полный список подобных ведомств невелик и включает в себя Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности и Прокуратуру.
Функционал этих органов является наиболее широким. Весь массив их полномочий распространен на всех граждан РФ, а также предприятия и организации вне зависимости от формы собственности или структуры. К тому же надзор представленных ведомств в некоторых случаях принимает форму расследований, приводящихся по факту наиболее грубых нарушений действующего законодательства.
Финансы и экономика
В финансовой сфере нашего государства основная деятельность ведется Министерством финансов, экономического развития, ФНС, а также Счетной палатой. Каждый представленный орган реализует пакет собственных полномочий по определенной линии работы.
К примеру, ФНС следит за соблюдением налогового законодательства, а также процессом своевременности отчислений в бюджет государства. Министерство финансов и Министерство экономического развития осуществляют контрольно-надзорную деятельность в секторе валютных операций, использования бюджетных средств, аудиторской деятельности, ценообразования, деятельности всего хозяйственного сектора и т. д. Схожие с ФСН функции имеет Счетная палата.
ФЗ-248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D3533
Федеральный закон закрепляет новые инструменты контроля (надзора), в их числе:
- широкий перечень мероприятий по контролю, включающий помимо традиционной проверки инспекционные визиты, контрольную закупку, дистанционный мониторинг;
- применение риск-ориентированного подхода;
- ориентацию на профилактику, а не на наказание;
- новую систему оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, главным критерием которой является снижение ущерба охраняемым законом ценностям;
- широкое использование IT-технологий.
Кроме этого, Федеральным законом:
- изменен и уточнен порядок привлечения к проведению экспертиз экспертов и экспертных организаций;
- предусмотрена возможность учета в ходе осуществления дистанционного мониторинга сведений о результатах оценки (сертификации) организации в части ее соответствия требованиям закона в контролируемой сфере, проведенной соответствующими аккредитованными сторонними (в том числе экспертными) организациями.
Главой 5 определяется порядок регулирования системы оценки и управления рисками и результат их реализации. Раскрываются следующие основные понятия:
- риск причинения вреда (ущерба);
- оценка риска причинения вреда (ущерба);
- управление риском причинения вреда (ущерба).
Согласно статье 22 государственный надзор будет осуществляться на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность.
В результате оценки рисков объекты государственного надзора разделяются на категории риска, при этом статьей 23 установлена шкала категорий риска из 6 позиций:
- Чрезвычайно высокий риск;
- Высокий риск;
- Значительный риск;
- Средний риск;
- Умеренный риск;
- Низкий риск.
В Положении о виде надзора должно быть предусмотрено не менее 3 категорий риска, с учетом наличия в обязательном порядке категории низкого риска.
С момента вступления в силу нового закона закрепленная в № 294-ФЗ презумпция добросовестности ЮЛ, ИП по факту трансформируется. Сведения о добросовестности контролируемых лиц теперь будут оцениваться в соответствии с частью 7 статьи 23 нового закона и учитываться надзорными органами при отнесении объектов надзора к категориям риска.
Положения закона 248-ФЗ на практике:
- Снизят объем документооборота надзорных органов;
- Оптимизируют имеющиеся ресурсы, концентрируя их на наиболее проблемных участках, соотнося поводы для проведения надзорных мероприятий с их видом;
- Увеличит оперативность обмена информацией;
- Повысят эффективность и оперативность работы контрольно-надзорных органов;
- Появятся дополнительные инструменты для оценки соблюдения обязательных требований;
- Способствуют повышению законности, прозрачности и эффективности надзорной деятельности, снижению количества споров при осуществлении контроля;
- Будут стимулировать добросовестное поведение контролируемых лиц.
Узнать о проверках можно на сайте прокуратуры по ИНН
Проверки бывают плановые — по списку, который составляется на год вперед, и внеплановые — по жалобам покупателей, сотрудников или когда в компании что-то случилось, например сотрудник сломал ногу на рабочем месте или произошла утечка плутония.
Первые три года после регистрации бизнес не попадает в список плановых проверок — это требование закона «О защите прав предпринимателей и юридических лиц».
О плановых проверках можно узнать заранее на сайтах ведомств. О внеплановых иногда уведомляют за 1-3 дня, а иногда нет. Все плановые и некоторые внеплановые проверки есть в единой базе прокуратуры. Узнать о них можно по ИНН или названию компании:
В результатах поиска на сайте прокуратуры показываются тип проверки, дата проведения, ведомство, цель и вид: выездная или документарная.
Виды контрольно-надзорных органов
https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D1018
Контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании.
Надзорная деятельность государства включает в себя несколько конкретных видов государственного надзора:
- Функциональные виды отраслевого государственного надзора. Например, банковский надзор Банка России, который непосредственно или через создаваемый при нем по решению Совета директоров специальный орган банковского надзора осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России.
- Некоторые разновидности всеобщего межотраслевого государственного надзора. Например, прокурорский надзор за исполнением законов и многие виды административного надзора, осуществляемого различными структурами МВД РФ, милицией и некоторыми другими правоохранительными органами.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), включают следующие ведомства:
Комплаенс-инструменты для подготовки к проверкам
https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D2964
От проверки защититься нельзя, нужно заблаговременно принять меры, пока у вас достаточно времени и сил. Реформа контроля закрепила современные подходы к контрольной (надзорной) деятельности. Теперь в приоритете система управления рисками, профилактика нарушений и цифровизация всех процессов контроля. Главное — предотвратить нарушение, а не наказывать. В частности, ликбез проводят при открытии бизнеса. Контролер приходит к предпринимателю для профилактической беседы и рассказывает о требованиях закона.
Одним из инструментов комплаенс-системы является карта рисков — это визуальный документ, в котором можно отразить направления проверок, требования, текущее состояние дел. Комплаенс-программа позволит определить сроки приведения дел в соответствие. Кроме этого, не лишним будет прописать риски и индикаторы, отражающие уровень вероятности срабатывания каждого из рисков, оценку последствий и содержащий способы сокращения их влияния.
Важно выявлять риски заранее, чтобы не дать им вырасти до критических или катастрофических. Вовремя принятые в работу риски минимизируют вероятность провала при проверке контрольно-надзорными органами.
Как оба типа деятельности соотносятся между собой?
Контрольно-надзорные органы РФ, список которых будет представлен далее, в процессе своей деятельности реализуют разные задачи. С одной стороны, их работа направлена на обеспечение законности деятельности определенных субъектов, с другой – они контролируют данных субъектов для повышения эффективности их существования и выполнения ими определённых функций. Но тут необходимо провести важную черту. Надзор является деятельностью по отношению к иным, не входящим в структуру определенного органа субъектам. В свою очередь, контролироваться могут лишь внутренние подразделения определенных ведомств. Этот факт есть ключевым моментом, которые характеризует взаимосвязь двух представленных типов деятельности.
Какие органы проверяют бизнес
Комиссия по делам несовершеннолетних
Как компании работают с несовершеннолетними сотрудниками
Органы внутренних дел, ОВД или полиция
Как магазины продают алкоголь и табак: есть ли лицензия и сертификаты, продают ли несовершеннолетним или по ночам
Федеральная налоговая служба, ФНС, ИФНС, налоговая
Предпринимательство без регистрации в налоговой;
соблюдение ФЗ-115 — закона о противодействии отмыванию денег;
налоговые отчеты и оплата налогов;
«черные» и «серые» зарплаты;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Государственные тендеры и закупки
Таможенные органы, таможня
Перевозка товаров через границы Таможенного союза;
таможенные декларации и документы;
международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров;
перевозка опасных грузов: кислот, ядов или диких животных.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю или экспортный контроль
Экспорт товаров, информации, работ и услуг
Пограничные органы контроля
Рыболовство и охота, браконьерство;
перевозка минералов и живых ресурсов, например цветных металлов или медведей;
ведение судовых документов.
Передает ли работодатель в военкомат список сотрудников, которые должны встать на воинский учет
Государственная инспекция труда, ГИТ, Роструд, трудовая инспекция
Соблюдение трудового кодекса: трудовые договоры, зарплата без задержек, увольнение по правилам;
условия труда, проведение спецоценки, несчастные случаи на производстве.
Санитарные правила и гигиенические нормативы. СЭС следит, чтобы у всех поваров в кафе были медкнижки, а над плитой — вытяжка;
соблюдение запрета на курение в общественных местах, кафе, офисах и барах;
соблюдение законодательства о генно-инженерно-модифицированных организмах и продукции. Например, регистрация всех генно-модифицированных продуктов и организмов.
Соблюдение правил карантина животных, например при перевозке куриц или коров из одной страны в другую;
соблюдение технических регламентов;
использование пестицидов и агрохимикатов, сельскохозяйственной земли;
производство, продажа и перевозка семян;
безопасность зерна и его переработки;
производство, выпуск и продажа лекарств для животных.
Государственный земельный надзор, он же Росреестр
Покупка, продажа, аренда и использование земельных участков и недвижимости;
проведение мелиоративных работ — это работы, которые улучшают свойства сельскохозяйственной почвы. Например, посадка лесных растений по границам полей.
Государственный геологический надзор
Использование недр, выдача лицензий и контроль за техническими проектами;
застройка земель, на которых могут быть полезные ископаемые;
захоронение отходов в морских водах.
Государственный лесной надзор
Соблюдение пожарной безопасности в лесах;
соблюдение правил хозяйственной деятельности в лесопарковой зоне;
контроль за рубкой деревьев;
переуступка прав на лесные участки.
Использование водных объектов и водных биологических ресурсов, например добыча ископаемых со дна морей и строительство гидроэлектростанций;
соблюдение правил рыболовства, разведки минеральных ресурсов;
выброс вредных веществ в атмосферу. Это касается всех, у кого есть котельные или другие источники выбросов;
производство и импорт товаров в упаковке: от импорта роз в картонных коробках до выпечки булочек в крафтовых пакетах.
Государственный экологический надзор
Проверяет, как владелец бизнеса использует сельскохозяйственные и лесные земли;
добывает песок, гравий и глину, полезные ископаемые;
загрязняет ли воду и ледники.
Ростехнадзор, он же Государственный энергетический надзор
Использование электрических и тепловых сетей, энергоносителей и топлива;
контроль горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;
установка и замена счетчиков;
контроль за тем, указывают ли производители класс энергоэффективности товаров;
соблюдение требований энергоэффективности зданий;
перевозка опасных веществ, например ядерного топлива;
использование атомной энергии.
Министерство чрезвычайных ситуаций, МЧС, пожарная инспекция, пожарный надзор
Соблюдение требований пожарной безопасности, запрета на курение и технических регламентов.
Перевозка опасных веществ и крупногабаритных грузов, например баллонов с водородом или бурильных установок;
перевозка пассажиров и багажа;
страхование гражданской ответственности перевозчика;
Роскомнадзор, он же Надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Использование радиоэлектронных сетей и высокочастотных устройств;
строительство сооружений связи;
работа СМИ, сотовых операторов, новостных агрегаторов, сайтов и мессенджеров;
хранение и обработка персональных данных.
Федеральный антимонопольный орган, ФАС или антимонопольная служба
Соблюдение закона «О рекламе»;
спонсорство, проведение стимулирующих мероприятий и акции;
конкуренция и злоупотребление монополией;
манипулирование ценами на оптовых и розничных рынках;
тарифы естественных монополий;
предоставление информации об иностранных инвестициях.
Как предприниматели соблюдают:
закон «О защите прав потребителей»;
правила продажи товаров и оказания услуг;
ветеринарно-санитарные правила перевозки животных;
правила продажи алкоголя;
правила производства, продажи и учета драгоценных металлов и камней.
Производство и оборот этилового спирта, алкоголя;
продажа поддельного алкоголя;
учет алкоголя в ЕГАИС;
соблюдение минимальных цен на алкоголь и максимальных на табак;
правил маркировки товаров;
Сдает ли предприниматель бухгалтерскую и статистическую отчетность
Госжилнадзор, или государственный жилищный надзор
Работа управляющих компаний;
перевод жилых помещений в нежилые и обратно;
соблюдение требований энергетической эффективности;
выдача лицензий на управление многоквартирными домами.
Госстройнадзор, или государственный строительный надзор
Технические регламенты и проектная документация при строительстве или капитальном ремонте зданий;
ввод зданий в эксплуатацию;
соблюдение владельцами нежилых зданий требований энергетической эффективности;
долевое строительство многоквартирных домов;
размещение информации о ходе строительства.
соблюдение требований по противодействию отмыванию денег.
Соблюдение требований организованных торгов;
работа банков и кредитных организаций;
ведение реестра владельцев ценных бумаг;
деятельность микрофинансовых организаций;
инсайдерская информация и манипулирование рынком;
работа страховых организаций.
Росздравнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Оптовая и розничная торговля лекарствами;
декларирование и маркировка лекарств;
контроль цен на лекарства;
регистрация медицинских изделий;
качество и безопасность медицинской деятельности;
Соблюдение требований для получения лицензии на образовательную деятельность
Понятие контроля
Наличие контрольно-надзорных органов в современной России не дает возможности полностью уравнять термины «надзор» и «контроль». В обоих случаях осуществляется разная по своей сути деятельность, направленная на достижение определенных целей. Контроль, в свою очередь, есть частью системы управления в целом. Его осуществляют путем наблюдения для оптимизации деятельности конкретного объекта. В противовес надзору, контроль не есть формой обеспечения законности. Он существует для повышения эффективности определенных структур.
Виды контрольных (надзорных) мероприятий
https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D1974
Мероприятия, осуществляемые при взаимодействии с контролируемым лицом (ч. 2 ст. 56 ФЗ № 248-ФЗ):
- контрольная закупка;
- мониторинговая закупка;
- выборочный контроль;
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом (ч. 3 ст. 56 ФЗ № 248-ФЗ):
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Информация о проверках
Для широкого круга пользователей по адресу proverki.gov.ru доступна следующая информация:
- Учетный номер проверки;
- Информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1-6 и 9 части 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ;
- Информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1-6 части 2 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ;
- Указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);
- Указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки.
Примеры проверок и выявленных ошибок
Минюст России указывает, что в представленных при проверке документах в оформлении решений или протоколов заседаний органов управления часто отсутствуют следующие сведения:
- о времени проведения заседания;
- об общем количестве членов (участников, учредителей) органа управления на дату проведения заседания;
- о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей) органа управления и определении правомочности (кворума) заседания;
- о лицах, проводивших подсчет голосов.
Кроме этого, нередко нарушается периодичность проведения заседаний органов управления, закрепленная в уставе некоммерческой организации, а также исключительная компетенция высшего органа управления, вопросы которой не могут быть переданы на рассмотрение иным органам управления.
Необходимо проверить регулярность проведения заседаний органов управления, а также правильность оформления протоколов и решений указанных органов на соответствие уставу и требованиям, установленным статьей 181.2 ГК РФ, пункты 1, 2, и 4, а также, например, пункты 4, 5 статьи 29 ФЗ «О некоммерческих организациях».
В качестве примера ошибки, возникающей в результате повседневной деятельности организации, может служить конфликт интересов внутри организации. При конфликте интересов отдельное внимание следует обратить на отсутствие одобрения высшего или надзорного органа в случае заключения сделки.
К примеру, если Минюст России обнаружит возмездный договор НКО с другим юридическим лицом, в котором директором/учредителем является руководитель некоммерческой организации, а решение об одобрении указанной сделки не приложено — будет зафиксировано нарушение статьи 27 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Рекомендуется проверить, все ли сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются актуальными, удостовериться в полной сдаче отчетов, а также на регулярной основе осуществлять ревизию деятельности и документов организации.
Комплаенс-система — стабильное развитие бизнеса
https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D3933
Комплаенс в компании необходим для соответствия законодательству и предупреждения нарушений. Комплаенс система синхронизирует бизнес-процессы с действиями и поведением сотрудников, а также с действиями внешних контрагентов и КНО, что позволяет бизнесу работать эффективно и с минимальными рисками.
Подразделение комплаенс (служба комплаенс) — это структурное подразделение компании, осуществляющее систему мер по контролю за соответствием деятельности всей организации, ее бизнес-процессов, операций и действий работников нормам законов и подзаконным актам, регулятивным правилам и принятым стандартам деловой этики.
С помощью системы комплаенс фиксируются все правила, по которым персонал и организация должны вести свою деятельность. Знание и соблюдение этих норм позволяют сформировать превентивную защиту от нарушений, что, в свою очередь, минимизирует риски получения штрафов по проверкам.
Вывод
Итак, контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в данной статье, выполняют важные функции, осуществление которых производится во благо нашего государства и его населения.