Досье на проект
Введение
Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, далее – Концепция, и план-график реализации Концепции, далее – план, представляют собой важные документы, направленные на улучшение контрольной деятельности в Российской Федерации.
Выполнение мероприятий
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления ответственным за реализацию мероприятий плана должны:
- Обеспечить реализацию мероприятий плана в установленные сроки;
- Представлять информацию о ходе реализации мероприятий плана Минэкономразвития России ежеквартально.
Минэкономразвития России осуществляет мониторинг и контроль реализации плана и представляет доклад о ходе реализации плана Правительству Российской Федерации ежеквартально.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Концепции и плана, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти.
Рекомендации
Рекомендуется федеральным органам исполнительной власти, государственным корпорациям, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления утвердить планы мероприятий по реализации Концепции в рамках своих полномочий.
Документы утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М. Мишустиным и распоряжением Правительства Российской Федерации.
Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года
Настоящая Концепция разработана во исполнение подпункта е пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 июля 2022 года N Пр-1269. Цель данной Концепции – формирование единого подхода к дальнейшему совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации.
Новое регулирование государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее – Закон о контроле), вступило в силу 1 июля 2021 года.
Заключение
Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года и план-график реализации являются важными инструментами для эффективного управления и контроля в Российской Федерации.
[Документы ссылки на официальные источники]
Регулирование деятельности контрольных органов: новые подходы и инструменты
Основной системой стал Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, оператором которого является Генеральная прокуратура Российской Федерации. В этой системе учитывается каждое проводимое контрольное мероприятие с взаимодействием и два вида профилактических мероприятий: профилактический визит и предостережение.
Новые инструменты
Впервые введены новые инструменты профилактики нарушений обязательных требований, что дает возможность более эффективно контролировать соблюдение правил.
Досудебное обжалование
Законом о контроле предусмотрено право контролируемых лиц на досудебное обжалование решений контрольного органа, действий или бездействия его должностных лиц. Обжалование осуществляется через Единый портал государственных услуг (портал Госуслуг) или региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Порталы обеспечивают качественный сервис, и в 2022 году каждое третье обращение было удовлетворено.
Интеграция принципа обжалования
Принцип досудебного обжалования должен быть интегрирован в систему взаимоотношений собственников жилья, управляющих компаний и контрольных органов. Граждане могут направлять жалобы как в контрольный орган, так и напрямую в управляющие компании через ГИС ЖКХ.
Системный уровень
Центральные концепции нового регулирования пока не полностью интегрированы в работу органов государственного контроля на системном уровне. Процессы внедрения инструментов профилактики и консультирования контролируемых лиц еще не завершены.
Особенности системы контроля
- Не в полной мере учитывается добросовестность контролируемых лиц
- Системы управления рисками не всегда эффективно работают
- Информирование о результатах государственного контроля также требует улучшения
Поэтому важно совершенствовать систему контроля и внедрять новые инструменты, чтобы обеспечить более эффективную работу контрольных органов и соблюдение законодательства.
Совершенствование контрольных мероприятий
При этом каждый вид контроля безусловно имеет ряд особенностей, обусловленных технологическими процессами, отраслевой спецификой контроля, а также ожиданиями бизнеса и граждан.
Плановые контрольные мероприятия
Так предлагается совершенствование проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в рамках федерального государственного пожарного надзора, в отношении объекта контроля, которым владеют несколько контролируемых лиц.
Необходимо осуществить переход к проведению большинства внеплановых контрольных мероприятий на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Калькуляторы рисков
Для удобства контролируемых лиц будут созданы калькуляторы рисков (для автоматизированного расчета категории риска), позволяющие рассчитать для контролируемого лица категорию риска в целях подтверждения обоснованности проведения плановых контрольных мероприятий, а также обжалования присвоенной категории риски контролируемыми лицами.
Актуализация ключевых показателей
Кроме того, необходимо отметить, что действующая система контрольной (надзорной) деятельности (профилактика, досудебное обжалование) динамично развивается, в связи с чем необходимо предусмотреть актуализацию ключевых показателей результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов не менее 1 раза в 4 года с учетом практики их применения.
Профессиональное развитие сотрудников
Важным этапом совершенствования контрольной деятельности должно стать создание системы регулярного профессионального развития сотрудников контрольных органов.
Муниципальный контроль
Отдельного внимания требуют виды муниципального контроля. Требуется дополнительная проработка в части возможного уточнения предмета муниципального земельного контроля в связи с его аналогией с предметом федерального государственного земельного контроля (надзора).
Единообразие в подходах
Отсутствует единообразие в подходах к определению предмета и объектов муниципального контроля в сфере благоустройства. Необходимо принятие на федеральном уровне нормативных правовых актов, которыми будут установлены единые подходы и принципы осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства.
Специальный режим контроля
Для целей эффективного устранения угрозы нарушения обязательных требований для отдельных видов федерального контроля (надзора) и муниципального контроля необходимо разработать отдельную форму проведения контроля в форме специального режима, предоставляющую возможность перемещения инспекторов по определенной территории в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
Государственный контроль и его изменения
В рамках государственного контроля будут внесены изменения в законодательство, которые предусматривают исключение определенных видов государственного надзора, соответствующих требованиям ведомственного контроля. Например, контроль за библиотеками, архивами и фондами социального страхования будет исключен из государственного контроля.
Одновременно, необходимо установить принцип, при котором деятельность контролируемых лиц и их работников, выполняемые согласно официальным разъяснениям, руководствам и принятым решениям, не могут считаться нарушением обязательных требований.
Соблюдение обязательных требований должно быть выгодным для контролируемых лиц. В то же время, поддержание соблюдения требований должно достигаться с минимальным количеством контрольных мероприятий.
Таким образом, контрольные органы и регуляторы должны разработать план действий для быстрой трансформации контрольной деятельности.
Развитие систем управления рисками
Контрольные органы, как часть единой системы исполнительной власти, несут ответственность за экономическое развитие и рост государства.
Цели контрольных органов включают сбалансированную защиту законных ценностей, необходимую для развития экономики.
Необходимо улучшить систему категоризации объектов контроля, учитывая индивидуальные характеристики и предоставляя возможность снижения категорий риска при соблюдении критериев добросовестности.
Плановый контроль должен проводиться только для объектов контроля высокого и чрезвычайно высокого риска. В отношении других категорий риска целесообразно проводить профилактические мероприятия для выявления и устранения нарушений. Оценка выполнения предписаний будет проводиться в общем порядке, с возможностью проведения контрольных мероприятий при необходимости.
С целью обеспечения прозрачности системы управления рисками для контролируемых лиц будут реализованы сервисы "калькулятор рисков", которые позволят в режиме реального времени определять категорию риска для конкретного объекта контроля в рамках вида контроля и возможные факторы, влияющие на ее изменение.
Другим важным нововведением является формирование цифровых систем управления инцидентами, которые позволят собирать и агрегировать сведения о контролируемых лицах и корректировать присвоенную им категорию риска. Параллельно будет реализован реестр уведомлений о начале осуществления деятельности, который позволит поддерживать реестр объектов контроля в актуальном состоянии.
Также, необходимо расширить перечень сведений, характеризующих добросовестность контролируемых лиц и обеспечить их учет при категорировании объектов контроля.
III. Развитие индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля
Принятие Закона о контроле обусловило внедрение индикаторов риска в качестве инструмента риск-ориентированного подхода при осуществлении внепланового контроля. В 2022 году федеральными органами использовалось 187 индикаторов риска, однако лишь единицы из них "сработали".
Это обусловлено как новизной данного инструмента для многих видов контроля, так и наличием иных оснований для внепланового реагирования органов контроля.
Развитие риск-ориентированного подхода в части применения индикаторов риска должно быть направлено в первую очередь на расширение сфер его применения. Разработка новых индикаторов риска по наиболее часто нарушаемым требованиям, охватывающим все виды объектов контроля, позволит минимизировать число внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых не выявлено нарушений.
Индикаторы риска должны отражать не только вероятность нарушения обязательных требований, они должны быть связаны с массовыми и критическими нарушениями, имеющими наиболее негативные последствия.
Градация индикаторов риска по степени возможных негативных последствий является следующим шагом в развитии риск-ориентированного подхода.
Это позволит на ранних этапах выявлять тенденции к недобросовестному поведению, влекущему причинение вреда охраняемым законом ценностям в будущем, предотвращать нарушения и оперативно реагировать в случае их возникновения.
Также необходимо пересмотреть основания для проведения контрольных мероприятий, переориентируя внеплановую работу контрольных органов в сторону реагирования на индикаторы риска.
Таким образом, приоритетным направлением работы является расширение количества и более точечная настройка индикаторов риска, в том числе с целью увеличения доли внеплановых проверок, проводимых на основании индикаторов риска.
В этих целях представляется необходимым увеличить количество индикаторов, применяемых на федеральном уровне (в первую очередь, по массовым видам контроля), что должно быть обеспечено посредством разработки новых индикаторов риска по наиболее массовым и критичным видам нарушений обязательных требований, в отношении которых в настоящее время не установлены индикаторы риска. При этом в последующем требуется проанализировать действующие индикаторы риска с точки зрения практики их применения: определить индикаторы риска, которые требуют корректировки в целях повышения качества и оперативности их срабатывания для принятия своевременных мер реагирования.
По результатам анализа практики применения индикаторов риска, качества подготовки документов для согласования с органами прокуратуры по основаниям срабатывания индикаторов риска необходимо проработать с Генеральной прокуратурой Российской Федерации вопрос необходимости согласования контрольных (надзорных) мероприятий по отдельным категориям индикаторов риска, например, влекущим за собой риск причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Одновременно представляется целесообразным проработать вопрос о возможности проведения профилактических мероприятий при выявлении индикаторов риска в отдельных случаях.
Кроме того, в работе с индикаторами риска, важной частью должна стать цифровизация процессов получения информации из различных автоматизированных систем данных, которые будут взаимосвязаны между собой.
IV. Развитие сервисов профилактики нарушений обязательных требований
Значительные усилия органов контроля должны быть сосредоточены на профилактике рисков причинения вреда. Профилактическая работа должна обеспечить понимание контролируемыми лицами всех обязательных требований.
Основной задачей является стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц, которое строится на взаимном уважении и взаимной выгоде бизнеса, граждан и государства.
Важную роль в решении этой задачи играет трансформация органов контроля от упреждающе-карательной к сервисной, клиентоориентированной модели поведения. Органы контроля должны проводить широкую разъяснительную кампанию, выпуская доступные для понимания руководства по соблюдению обязательных требований, видеоматериалы, проводя консультирования и давая практические советы в рамках профилактических визитов.
В пилотном режиме по отдельным массовым федеральным видам контроля необходимо разработать сервис самообследования с возможностью подачи декларации о соответствии обязательным требованиями в основном для малых и средних предприятий. Также, инструменты самообследования должны быть интегрированы в системы поддержки малых и средних предпринимателей и учитываться при выделении государственной поддержки таким предприятиям. Листы самообследования должны содержать понятные для контролируемых лиц вопросы, отражающие соблюдение обязательных требований. В качестве средства стимулирования добросовестного поведения для отдельных категорий объектов контроля должно быть реализовано рейтингование.
Высокий уровень безопасности и иных качественных характеристик объектов контроля при одновременном снижении административной нагрузки на бизнес является приоритетной задачей органов контроля. Достижение такого результата возможно посредством стимулирования контролируемых лиц к самостоятельному поддержанию высокого уровня соответствия объектов контроля установленным обязательным требованиям.
В первую очередь необходимо предоставить контролируемым лицам возможность самостоятельно оценивать уровень соблюдения обязательных требований, что возможно обеспечить в рамках процедуры самообследования. В то же время в ходе прохождения самообследования и по его итогам должна быть также предусмотрена процедура авторизации в Единой системе идентификации и аутентификации, что обеспечит возможность подачи декларации о соблюдении обязательных требований, а также сбор данных о востребованности сервиса. Сервис самообследования должен быть реализован на базе реестра обязательных требований и отображаться в том числе с использованием портала Госуслуг и мобильного приложения "Инспектор" (далее – мобильное приложение).
Регулярное прохождение самообследования позволит контролируемым лицам своевременно предупреждать риски причинения вреда (ущерба), а в случае возникновения у органа контроля оснований для проведения контрольного мероприятия, быть полностью готовым к проверке соблюдения требований законодательства.
Необходимо отметить, что эффективное развитие и популяризация самообследования невозможны без обеспечения необходимого уровня мотивации хозяйствующих субъектов. В этой связи необходимо интегрировать механизм самообследования в систему категорирования объектов контроля, в частности установить возможность снижения присвоенной категории риска при получении заявителем высоких результатов прохождения самостоятельной оценки уровня соблюдения обязательных требований. В целях закрепления успешного прохождения процедуры самообследования контролируемые лица должны иметь возможность подачи соответствующей декларации. Предоставление такой возможности контролируемым лицам обеспечит необходимый уровень их заинтересованности в соблюдении требований законодательства и, соответственно, повлияет на снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Тем не менее, возможность влияния на категорию риска не всегда является достаточной мотивацией для обеспечения высокого уровня безопасности на объектах контроля. Для отдельных объектов контроля должна проводиться оценка соответствия поданной декларации о соблюдении обязательных требований в рамках профилактического визита. По итогам такой оценки сведения об объекте контроля вносятся в рейтинг с присвоением баллов согласно степени соблюдения обязательных требований и дополнительных рекомендаций. Под внесением сведений в рейтинг понимается присвоение определенной оценки контролируемому лицу, свидетельствующей об уровне обеспечения безопасности и иных качественных характеристиках объекта контроля.
Механизм осуществления контроля должен соответствовать текущим социально-экономическим и нормативным правовым реалиям и включать в себя следующие этапы.
Самостоятельный контроль. Данный этап характеризуется относительно пассивной ролью контрольных органов и направлен на самостоятельное определение контролируемыми лицами уровня соблюдения обязательных требований, а также выявление рисков причинения вреда. Для этого необходимо обеспечить организацию самообследования и подачу декларации в цифровом виде.
В отношении контролируемого лица, подавшего декларацию, органом контроля должно быть инициировано проведение профилактического визита. В ходе проведения профилактического визита инспектору необходимо оценить степень соответствия объекта контроля обязательным требованиям, заявленным в декларации. Объекты контроля, подлежащие внесению в рейтинг, также должны оцениваться по итогам контрольных мероприятий и профилактических визитов, не связанных с подачей декларации.
Включение в рейтинг. Такой этап характеризуется присвоением контролируемому лицу соответствующей оценки уровня безопасности и иных качественных характеристик, установленной инспектором на объекте контроля по итогам проведения профилактического визита или контрольного мероприятия. Информация о присвоенной оценке вносится в специальный рейтинг, который должен быть размещен в открытом доступе. После размещения в рейтинге контролируемое лицо будет обязано размещать "значок" с присвоенной оценкой на входной группе объекта контроля. Также необходимо обеспечить возможность контролируемого лица использовать данные сведения в рекламных целях.
Внедрение механизма рейтингования обеспечит открытость для широкой общественности сведений о степени обеспечения безопасности и иных качественных характеристик объекта контроля, что позволит стимулировать контролируемых лиц соблюдать обязательные требования и рекомендации органов контроля без угрозы применения штрафных санкций.
В пилотном режиме применение инструментов самообследования и рейтингования контролируемых лиц по уровню их соответствия требованиям законодательства, а также рекомендациям органа контроля, будет реализовано в отношении отдельных типов объектов контроля (например, в федеральном санитарно-эпидемиологическом надзоре).
Необходимо также повышать и качество профилактических визитов, на которых инспекторы должны не только рассказывать о процедурах государственного контроля, но и давать практические советы по недопущению нарушений на конкретном объекте контроля. Такие мероприятия формируют позитивную репутацию и признание профессии инспектора, как высококлассного специалиста, главной задачей которого является недопущение причинения вреда. Профилактические визиты являются заменой контрольного мероприятия и могут стать основной формой взаимодействия органов контроля и бизнеса. Для отдельных объектов контроля контрольные мероприятия должны быть и вовсе исключены путем замены профилактическими визитами (социальные учреждения – школы, больницы и другие).
Кроме того, необходимо совершенствовать профилактические визиты при помощи механизмов обратной связи от контролируемых лиц с использованием цифровых сервисов портала Госуслуг.
V. Цифровизация контрольной деятельности
Принятие Закона о контроле позволило обеспечить развитие сквозных информационных систем, обеспечивающих цифровизацию основных процессов, а также позволило сформировать единую модель данных в сфере контроля.
Цифровой контур информационных систем обеспечивает процесс контроля с применением единых справочников и классификаторов. В настоящий момент на базе Единого реестра видов контроля (далее – Реестр видов контроля) произведена "оцифровка" всех положений о видах контроля. Указанные справочники используются в других информационных системах, таких как Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее – Реестр проверок), ГИС ТОР КНД и другие. Это позволяет всем информационным системам общаться "на одном языке". В рамках развития планируется обеспечить автоматизацию подсчета категорий риска, калькулятор категорий будет выводиться в личном кабинете на портале Госуслуг.
В целях повышения клиентоориентированности создан функциональный личный кабинет контролируемого лица на портале Госуслуг, позволяющий в режиме "одного окна" взаимодействовать с органами контроля.
В личном кабинете на портале Госуслуг реализованы сервисы юридически значимого уведомления и информирования обо всех контрольных и профилактических мероприятиях с соответствующими документами, а также об объектах с присвоенной категорией риска в форме отображения сведений в отдельном разделе.
В 2023 году будет завершена разработка базовой функциональности взаимодействия контролируемых лиц и контрольных (надзорных) органов на ЕПГУ. В частности, личный кабинет и вся его функциональность будет распространена на физических лиц.
Вместе с тем в 2024 году личный кабинет контролируемого лица на портале Госуслуг пополнится новыми средствами, такими как направление уведомлений о начале введения отдельных видов предпринимательской деятельности, появятся новые формы уведомлений, расширяющие перечень жизненных ситуаций взаимодействия бизнеса и инспекторов.
Оперативное взаимодействие контролируемого лица с контрольным органом в электронном формате обеспечивается с помощью личного кабинета на портале Госуслуг и сервисов запроса документов и их направления в электронном формате, отказа от профилактического визита и оценки его проведения, новые возможности механизмов досудебного обжалования, заявления на осуществление профилактического визита и консультирования.
На базе Реестра видов контроля создан справочник оснований проведения контрольных мероприятий, справочник поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении внеплановых контрольных мероприятий, проверок.
Кроме того, категорирование объектов осуществляется в Реестре видов контроля, реестр объектов переведен на реестровую модель, приказы о категорировании более не применяются. Реестр интегрирован с Единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий, который использует объекты для плановых проверок в обязательном порядке, что позволяет обеспечить прослеживаемость данных. В рамках доработки реестр категорированных объектов получит раздел "предлагаемые к категорированию", в который в том числе будут подавать уведомления в рамках уведомительных режимов (единый реестр также реализуется на базе Реестра видов контроля).
Во всех информационных системах для целей осуществления государственного контроля используются сведения об обязательных требованиях из реестра обязательных требований (с учетом исключения для муниципального уровня), внесение обязательных требований инспектором в ручном режиме должно быть исключено (уже исключено на федеральном уровне).
Количественные данные и аналитика производится в информационной панели в ГАС "Управление".
Необходимо обеспечить полноценную интеграцию реестра обязательных требований с единым реестром видов контроля и единым реестром уведомлений для получения справочников со всеми информационными системами в сфере контроля, отдельно обратив внимание на интеграцию с единым реестром контрольных мероприятий подсистемы досудебного обжалования. Все ведомственные системы, используемые в сфере контроля (надзора), а также единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, должны быть интегрированы с реестром обязательных требований и получать справочники в части обязательных требований. Также реестр обязательных требований должен выступать единой цифровой площадкой для формирования проверочных листов и проведения самообследования.
Опыт организации деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов в условиях действия ограничительных мер, связанных с предотвращением распространения коронавирусной инфекции, показал, что применение технологий дистанционного взаимодействия – не только необходимость, но и способ снижения издержек.
Контрольные органы столкнулись с необходимостью контроля за деятельностью контролируемых лиц в дистанционном формате в условиях ограничения возможности использования контактных видов контрольных мероприятий. Федеральный закон N 248-ФЗ предусматривает проведение ряда контрольных мероприятий с использованием средства дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. При этом дистанционное взаимодействие требует как соответствующего технического и технологического оснащения, так и адаптации процессов организации и осуществления контрольных и профилактических мероприятий контрольными органами с учетом особенностей и ограничений данного формата взаимодействия.
В целях обеспечения дистанционного взаимодействия разработано мобильное приложение МП "Инспектор", которое позволяет с любых мобильных устройств дистанционно осуществлять оценку соблюдения обязательных требований, проводить профилактический визит.
Подтверждение устранения нарушений будет осуществляться в том числе с использованием мобильного приложения, для контролируемого лица чек-лист на основании перечня нарушений будет формироваться автоматически на основании Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, если представлены материалы для подтверждения устранения нарушения – они должны быть оценены до назначения повторной проверки.
Для осуществления контроля и профилактики создаются ведомственные информационные системы либо используется ГИС ТОР КНД, которая позволяет оформлять все действия и формировать все документы внутри системы, единообразно и с интеграцией с системой Генеральной прокуратуры.
Разработана система по ведению дел об административных правонарушениях созданная на базе ГИС ТОР КНД, что позволяет завершить формирование цифрового контура информационных систем.
Ее внедрение позволит реализовать сквозной процесс от проведения контрольного мероприятия до привлечения к ответственности за выявленные нарушения обязательных требований, что в целом повысит качество подготовки материалов дела (путем стандартных шаблонов, справочников и предзаполнения полей), сократит сроки на их подготовку и передачу, позволит обеспечить учет и систематизацию дел об административных правонарушениях, в том числе для целей отслеживания, обобщения и анализа результатов рассмотрения дел об административных правонарушениях, формирования правоприменительной практики, а также позволит определить наиболее нарушаемые обязательные требования для целей их последующего анализа и оценки необходимости пересмотра.
Вместе с тем весь процесс осуществления контроля в цифровом виде осложнен несколькими факторами.
Отсутствует единая система прослеживаемости завершения процесса контроля, в частности административного производства, что в свою очередь лишает информации о налагаемой ответственности за нарушения обязательных требований и допускает возможность ошибки при назначении наказаний за те или иные правонарушения.
По-прежнему не отлажен полный сквозной процесс осуществления контроля во всех органах контроля. В большом количестве органов контроля допускается проведение контрольных и профилактических мероприятий без использования информационных систем.
Наличие множества информационных систем разного уровня в органах контроля не позволяет обеспечивать быстрый обмен данными между их инфраструктурой и соответственно допускает нарушения нормативных сроков ведения таких систем.
Отсутствует единый личный кабинет инспектора, который бы позволял работать в единой инфраструктуре всех систем со сквозной верификацией.
Инспекторский состав должен иметь возможность работать в одной информационной системе, обеспечивающей все функции органа контроля, а в условиях удаленной работы – специальном мобильном приложении. Последнее должно также обеспечивать возможность проведения мероприятий в формате видео-конференц-связи, снятие нарушений без проведения проверок.
Накопленный массив данных о контрольной деятельности должен быть структурирован на информационных панелях для руководителей и специалистов разного уровня.
Смежные с контрольной деятельностью процессы, такие как административное делопроизводство, также должны быть включены в сквозной процесс.
Практически отсутствует цифровая фиксация инцидентов, влекущих за собой риск причинения вреда.
Таким образом, помимо необходимых совершенствований отдельных функций существующих систем необходимо перевести цифровой контур информационных систем на единую цифровую платформу "Гостех" (далее – Гостех) для возможности переиспользования функционала по осуществлению контроля.
Инфраструктурный перевод на Гостех информационных систем позволит сократить издержки на их содержание, а также исключить ошибки при передаче данных из одной системы в другую, ускорение обновления интеграций при доработке модели данных.
Одновременно с этим, необходимо актуализировать процессы при осуществлении контроля в органах контроля и при отсутствии у органа контроля информационной системы полного цикла переводить такие органы на ГИС ТОР КНД.
В этой связи в рамках Гостех, объединяющей информационные системы в сфере контроля, необходима подсистема координации контрольной деятельности ГИС ТОР КНД, которая будет являться агрегатором всей информации о контроле перед ее направлением в единый реестр контрольных мероприятий и позволит повысить эффективность работы органов контроля за счет внедрения системы единых справочников и логических контролей. Взаимодействие платформы с единым реестром проверок должно осуществляться путем прямой интеграции через СМЭВ-4.
Указанные процессы цифровой трансформации должны совместно координироваться как со стороны органа, осуществляющего полномочия по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию контроля, так и органа, осуществляющего полномочия по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий.
VI. Повышение компетенций статуса инспекторского состава
Для качественного решения проблематики трансформационного периода в сфере контрольной деятельности необходимы специалисты высокой квалификации, мотивированные на достижение результата, амбициозные и ответственные. Подготовка таких сотрудников в учебных заведениях профессионального образования в настоящее время сложна в силу ряда как объективных, так и субъективных причин.
Отсутствие в целом специализированных и эффективных инструментов оценки уровня квалификации государственных гражданских служащих и иных категорий работников, осуществляющих контрольные полномочия, не позволяет оперативно определять уровень профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, сформулированных с учетом задач и функций контрольного органа.
В условиях такой проблематики целесообразной видится разработка специальных образовательных программ, направленных на повышение квалификации сотрудников контрольных органов, обеспечивающих внедрение новых подходов к профессиональному развитию с учетом трансформации сферы государственного контроля, с расширением практики дистанционных образовательных технологий, в том числе контроля прохождения квалификационных испытаний.
Технологической платформой для обеспечения профессионального роста должна стать система дистанционного обучения ГИС ТОР КНД, на базе которой возможно:
– развитие системы дистанционного обучения для государственных гражданских служащих и иных категорий работников, осуществляющих контрольные полномочия;
– внедрение единой системы оценки и аттестации, позволяющей руководителям контрольных органов оперативно проводить, а сотрудникам кадровых служб организовывать, оценку компетенций сотрудников и кандидатов в любых профессиональных целях.
Для правового обеспечения формирования эффективного механизма кадрового обеспечения контрольных (надзорных) органов необходимо:
– сформировать эффективную систему квалификационных требований для замещения должностей государственной службы, включающую ориентацию на цели и задачи государственного органа с учетом специфики соответствующей сферы контрольной деятельности;
– внести необходимые изменения в нормативные (правовые) акты, регулирующие вопросы аттестации и присвоения гражданскому служащему очередного классного чина, а также их материального поощрения, предполагающих обязательное прохождение квалификационной оценки кандидатов и аттестуемых в дистанционной форме в ГИС ТОР КНД и ведомственных системах контрольных (надзорных) органов , учитывающие характер и специфику деятельности гражданской службы в государственном органе, осуществляющем контрольную деятельность.
VIII. Совершенствование за5конодательства об административной ответственности в части контрольной (надзорной) деятельности
Подход к осуществлению контрольной деятельности, предусмотренный Законом о контроле, основан на обеспечении исполнения обязательных требований при снижении административной нагрузки на контролируемых лиц. В рамках указанного подхода основной задачей государственного контроля является не привлечение контролируемого лица к ответственности, а предотвращение и устранение нарушений обязательных требований.
Вместе с тем, действующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) не исключают привлечение контролируемого лица к административной ответственности в случае надлежащего исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. Указанный факт может выступать только в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
При этом вопросы устранения значительного количества нарушений обязательных требований, выявляемых у государственных и муниципальных учреждений, связаны с компетенцией учредителя соответствующей организации (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или администрации муниципального образования), в том числе поскольку влекут необходимость выделения дополнительного финансирования.
В связи с этим исполнение контролируемыми лицами предписаний об устранении таких нарушений взаимосвязано с принятием решений учредителями, то есть фактически в значительной степени находится вне пределов компетенции контролируемых лиц.
Представляется необходимым проработать механизм, который позволил бы обеспечить устранение нарушений с учетом имеющихся ресурсов учредителя и контролируемого лица без привлечения бюджетных учреждений и их должностных лиц к административной ответственности.
Полагаем возможным предусмотреть, что после выдачи предписания об устранении нарушений учреждение составляет индивидуальную дорожную карту по устранению нарушений, которая согласовывается с учредителем, а затем с контрольным (надзорным) органом в целях заключения соглашения об устранении нарушений.
Контрольный (надзорный) орган разрабатывает и утверждает план мероприятий по проверке исполнения дорожной карты. При этом полагаем необходимым предусмотреть, что после утверждения соглашения с дорожной картой предписание об устранении нарушения отменяется, а оценка устранения нарушений осуществляется исключительно посредством механизмов дорожной карты.
Также представляется целесообразным предусмотреть, что сведения о заключении и исполнении дорожной карты подлежат внесению в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения надлежащего контроля со стороны органов прокуратуры.
Для реализации указанного механизма представляется необходимым дополнить Закон о контроле положениями о порядке заключения соглашения с дорожной картой.
Одновременно представляется необходимым дополнить Кодекс корреспондирующими положениями, в соответствии с которыми надлежащее исполнение дорожной карты исключает привлечение бюджетных учреждений и их должностных лиц к административной ответственности, то есть является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению).
Кроме того, в целях процессуального обеспечения предлагаемого механизма представляется необходимым предусмотреть, что дело об административном правонарушении в рассматриваемом случае не может быть возбуждено либо производство по такому делу приостанавливается на период времени, необходимый для реализации и оценки исполнения дорожной карты.
При этом в целях недопущения злоупотреблений контролируемым лицом своим правом на реализацию дорожной карты полагаем необходимым предусмотреть приостановление течения сроков давности привлечения к административной ответственности на период действия указанных ограничений.
С учетом получения результатов практики применения предлагаемого регулирования полагаем возможным рассмотреть вопрос о распространения механизма заключения соглашения на иные контролируемые лица.
Утвержденраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерации
ПЛАН-ГРАФИКреализации Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года
Концепция направлена на формирование единого подхода к дальнейшему совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности. Она предусматривает развитие систем управления рисками, индикаторов риска в качестве основного инструмента внепланового контроля и сервисов профилактики нарушений обязательных требований, а также цифровизацию контрольной деятельности, повышение компетенций инспекторского состава и совершенствование законодательства об административной ответственности в соответствующей части.
Составлен план-график реализации Концепции.
Область применения электронной подписи (ЭП или ЭЦП) довольно широка. Например, многие специальные сервисы требуют верификации пользователя с её помощью — личный кабинет налоговой, Госуслуги, онлайн-сервисы для управления средствами в банке, электронные площадки и другие. Поэтому любые технические неполадки, возникающие при использовании ЭЦП, могут вызвать различные серьёзные проблемы: от упущенной выгоды до материальных убытков. Самая частая ошибка, когда системе не удаётся проверить подпись сертификата.
ЭЦП — это устаревшее понятие. Расшифровывается как «электронная цифровая подпись». В настоящее время законодательством закреплено название ЭП, которое расшифровывается как «электронная подпись».
Какие бывают ошибки
Проблемы при использовании ЭП, с которыми пользователи встречаются чаще всего, можно условно разделить на различные группы:
Рассмотрим неполадки подробнее и разберёмся, как их решать.
Компьютеру не удаётся проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов
Причина, по которой компьютеру не удаётся проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов может быть и в ошибке «Не удаётся проверить подпись сертификата», и в ошибке «Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра». Бывает, что сертификат в хранилище Windows «бьётся» где-то по пути его передачи, то есть его хэш сумма меняется и СКЗИ не может проверить его подпись. Также ошибка появляется в случаях, когда нужный корневой сертификат установлен в хранилище, но цепочка доверия ошибочно строится через другой сертификат. Выглядит так, что цепочка доверия правильно построена, но ошибка подписи сертификата. Кажется, что сертификат повреждён, но на самом деле это из-за неправильной цепочки доверия. Проверяется сравнением идентификаторов ключей всех сертификатов цепочки. Такая же ситуация будет, если правильного промежуточного сертификата нет в хранилище, но есть другой промежуточный сертификат того же УЦ, и через него ошибочно строится цепочка.
Также ошибка «Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра» возникает, если на компьютере не установлены корневые сертификаты Удостоверяющего Центра (УЦ), в котором была получена ЭП. Необходимо установить либо обновить корневой сертификат. Установка корневых сертификатов удостоверяющего центра подробно описана в нашей инструкции.
Сертификат не найден
Иногда при попытке подписать электронный документ с помощью ЭП пользователь может столкнуться с ошибкой «Не удалось найти ни одного сертификата, пригодного для создания подписи».
У подобных ошибок могут быть следующие причины:
Для установки списка отозванных сертификатов:
То же самое необходимо сделать с промежуточным сертификатом цепочки доверия.