30 декабря 2022
Правительство РФ продлило действующий в 2022 году запрет на проведение плановых проверок юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2516). Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования – с 30 декабря 2022 года.
Также уточнены некоторые основания проведения внеплановых проверок в рамках видов госконтроля, а также при осуществлении госконтроля (надзора) за деятельностью органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Теперь они будут проводиться при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Кроме того, проверяться будут объекты с чрезвычайно высокими и высокими категориями риска, такие как социальные, промышленные объекты, отдельные виды деятельности, имеющие максимальный или близкий к нему уровень риска причинения вреда в соответствующей сфере. В отношении этих объектов контрольные органы будут проводить проверки на основании специальных индикаторов. Как поясняет Правительство РФ, использование таких индикаторов предполагает инициирование надзорными органами контрольных мероприятий в случае получения информации о наличии рисков нарушения обязательных требований.
Еще одно изменение касается исключения плановой проверки из плана. Проверяющий орган может принять такое решение, если в течение трех месяцев до даты проведения проверки был проведен профилактический визит.
Документы по теме:
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля”
Аудит годовой отчетности за 2022 год: рекомендации Минфина России
В частности, указывается, что на всех этапах организации и осуществления аудита необходимо принимать во внимание сложившуюся в 2022 году геополитическую обстановку, ограничения, введенные в отношении России, и меры, принимаемые в ответ на внешнее санкционное давление.
Камеральная налоговая проверка – сроки, порядок проведения
Камеральная проверка — один из способов осуществления налогового контроля, который обеспечивает проверку правильности составления налоговых отчетов. О том, как проводится данное мероприятие, рассказывается в нашей рубрике «Камеральная налоговая проверка».
Сроки проведения камеральной налоговой проверки
Камеральная проверка – сроки проведения для этой формы налогового контроля определены законодательством о налогах и сборах. Рассмотрим подробнее, с какого момента начинается данная проверка, сколько длится, когда заканчивается, а также расскажем о других особенностях указанной формы контроля.
Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец
Образец пояснительной записки в налоговую по требованию может пригодиться вам в том случае, если инспекция запросит пояснения по каким-либо показателям, отраженным в сданной отчетности. В статье мы расскажем, в каких случаях такое требование возможно, а также приведем образцы пояснений на две самые распространенные просьбы налоговиков.
Акт камеральной налоговой проверки – образец
Акт камеральной налоговой проверки составляется инспектором на завершающем этапе проверки налогоплательщика. Рассмотрим в нашей статье, для чего нужен акт камеральной проверки, что должно быть отражено в данном документе и какие требования к нему предъявляются законодательством.
Возражения на акт камеральной налоговой проверки – образец
Возражения на акт камеральной проверки – образец их можно вполне составить самостоятельно. Для этого достаточно учесть несколько факторов, о которых пойдет речь в данной статье.
Какие особенности налоговой проверки при УСН?
Налоговая проверка УСН может быть проведена как с выездом к налогоплательщику (выездная проверка), так и без посещения офиса «упрощенца» (камеральная проверка). При проведении выездной налоговой проверки УСН потребуется представить все документы, связанные с упрощенной деятельностью, в том числе бухгалтерские.
Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению
Камеральная проверка по НДС к возмещению проводится всегда. Как и любая проверка, является некоторым испытанием для тех, кого проверяют. О том, как с честью пройти ее и получить законное возмещение, а также об основных изменениях в законодательстве мы расскажем в данной статье.
Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.
Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться?
Проверка налога на прибыль – необходимое условие для успешной сдачи отчетности. Налоговые органы осуществляют камеральную проверку налога на прибыль не только логически, но и во взаимосвязи с другими отчетными материалами. Любые выявленные при проверке неувязки приводят к требованию о предоставлении дополнительных пояснений. Рассмотрим, на какие моменты при составлении декларации по прибыли необходимо обратить особое внимание и как подготовиться к камеральной проверке по налогу на прибыль.
Что такое камеральная проверка согласно Налоговому кодексу
Кем и где проводится камеральная налоговая проверка
Камеральные проверки — это прерогатива только налоговых органов?
Что такое камеральная проверка согласно Налоговому кодексу
Ст. 88 НК РФ освещает порядок проведения камеральной налоговой проверки. Предметом камеральной проверки служит обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по заполнению отчетности. Механизм камеральной проверки запускается с момента представления плательщиком налоговой декларации (подробности читайте здесь).
Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца. Однако камеральная проверка может быть осуществлена и в более короткий промежуток времени. Об этом — наша статья «Решение по камеральной проверке может быть принято до истечения трехмесячного срока».
Кем и где проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная проверка проводится сотрудниками ФНС в стенах инспекции.
В рамках камеральной проверки сотрудник ИФНС вправе:
Какими могут быть результаты проверки:
Обратите внимание! Проверяемое лицо может обжаловать акт налоговиков в течение месяца после его получения. Правильно это сделать вам поможет наша статья.
Камеральные проверки — это прерогатива только налоговых органов?
В ходе камеральных проверок, проводимых таможней, таможенные органы также имеют право осуществлять запрос таможенных деклараций и прочих необходимых документов, получать доступ к объектам проверяемого лица, осуществлять прочие действия. О них рассказывается в статье «Порядок проведения камеральной таможенной проверки».
Камеральные проверки представляют собой действенный инструмент в руках контрольных органов, поскольку позволяют получить немало информации о ведении хоздеятельности проверяемым лицом. Разобраться в тонкостях данной процедуры, а также избежать сложностей при ее прохождении поможет наша рубрика «Камеральная налоговая проверка».
Правительство расширило перечень оснований для проведения в период моратория внеплановых проверок без согласования с прокуратурой. Соответствующее постановление от 02.09.2022 № 1551 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.
Напомним, с весны текущего года Правительство РФ своим постановлением от 10.03.2022 № 336 ввело мораторий на проведение плановых проверок бизнеса. Проведение плановых проверок допускается только в отношении закрытого перечня объектов в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.
Проведение внеплановых контрольных мероприятий разрешено лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры. Однако в отношении ряда внеплановых проверок такое согласование не требуется, например, если проверка проводится по поручению президента или премьера.
Теперь Правительство РФ дополнило перечень данных исключений. В частности, не будут требовать согласования с прокуратурой внеплановые документарные проверки при поступлении в Росалкогольрегулирование от дознавателя или следователя материалов об изъятии спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо оборудования для их производства.
Данная норма вступит в силу с 11 сентября 2022 года.
Следить за новостями удобно в нашем новостном Telegram-канале. Присоединяйтесь!
- Новости и аналитика
- Новости
Обновлены правила проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ
10 февраля 2023
Так, основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, предусмотренных п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, являются, в частности, такие:
- наличие в налоговом органе письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей госрегистрации изменений устава юрлица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ;
- несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при госрегистрации юрлица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налоговых органов;
- представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юрлица в случае, если он является адресом массовой регистрации, не предназначен для регистрации юрлиц и по другим основаниям;
- представление документов при госрегистрации в связи с реорганизацией юрлица в случаях, если в реорганизации участвуют две и более компании, в отношении реорганизуемого юрлица не окончена выездная проверка либо у него имеется недоимка или задолженность по пеням и штрафам.
Также налоговая служба подготовила форму возражения относительно предстоящей госрегистрации изменений устава юрлица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ и форму заявления физлица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”
Изменения в законодательстве о нотариате
11 января вступили в силу изменения, внесенные в Основы законодательства РФ о нотариате в июле 2022 года. Главным образом поправки касаются вопросов формирования, хранения и использования нотариальных документов. Также изменения коснулись системы оплаты нотариальных действий. Данные поправки позволят усилить контроль за экономической обоснованностью тарифов за совершение нотариальных действий. Подробнее о нововведениях расскажет эксперт Службы правового консалтинга компании “Гарант” Мария Рижская.
Основания для проверки, сроки, место, оформление результатов. Про истребование документов, допрос, экспертизу, выемку, осмотр, инвентаризацию и пр.
Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:
- выездная проверка (ст. 89 НК РФ);
- камеральная проверка (ст. 88 НК РФ).
Основания для назначения выездной проверки
Выездная налоговая проверка — достаточно затратное мероприятие. Ее могут проводить по нескольким налогам и за несколько лет. Для проведения требуется длительное время.
Сегодня выездные проверки проводят крайне редко. Факты:
- Количество выездных проверок в год сократились более чем в 10 раз, с 70 000 до 7 000 (из доклада руководителя ФНС России Д. В. Егорова).
- Выездному контролю подвергается только две организации из тысячи. По ИП этот показатель еще меньше — выездная проверка проводится только у одного из 7 000 предпринимателей.
- Для проверки выбираются крупные налогоплательщики.
- Сумма доначислений налогов и штрафов на одну выездную проверку — 50 млн руб. по организациям и 12 млн руб. по ИП.
- низкая налоговая нагрузка;
- убыточная деятельность на протяжении двух и более лет;
- большой процент вычетов НДС;
- превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов;
- выплата зарплаты на одного сотрудника меньше чем в среднем по отрасли;
- осуществление деятельности с налоговым риском.
Если указанные критерии плательщик не соблюдает, это не означает, что налоговые органы назначат выездную налоговую проверку. ИФНС будет выяснять обстоятельства. Ведь показатели могут не соблюдать по объективным причинам. Например, убыточная деятельность в течение двух лет может быть связана со спадом экономической активности в период пандемии коронавируса, введением экономических санкций и пр.
Профпереподготовка и повышение квалификации. Вебинары. Вопросы экспертам по Карте Школы
Что такое Карта Школы
Чтобы выяснить эти обстоятельства, налоговая может:
Выездная проверка будет только в случае, если предварительный анализ покажет большую вероятность крупного доначисления налогов по ее результатам.
- Если у вас организация с небольшими налоговыми отчислениями, то, скорее всего, выездную поверку не назначат. Она требует значительных трудовых и временных затрат. Неэффективно проводить ее, если не будет крупных доначислений налогов.
- Налоговики придут на выездную налоговую проверку только полностью подготовленные, когда у них будут необходимые сведения от контрагентов или иных источников, свидетельствующие о сокрытии налогов и применении налоговых схем.
К вопросу назначения выездной проверки нужно отнестись серьезно. Взвесьте все риски и при необходимости доплатите налоги, представив уточненную декларацию.
Место проведения выездной проверки
По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Из этого правила есть исключение: проверку можно провести в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телефону, интернету или вручают лично.
Основание для выездной проверки
Чтобы провести выездную налоговую проверку начальник инспекции или его заместитель должны оформить решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
В решении указываются (подп. 2, 17 ст. 89 НК РФ):
- налогоплательщик (организация или ИП), который будет проверяться;
- налоги, сборы, страховые взносы, которые будут проверяться;
- за какие годы будет проводиться проверка;
- состав проверяющих.
Провести можно проверку по любым налогам, сборам или страховым взносам. А вот период проведения проверки ограничен тремя годами, предшествующему году назначения проверки. Есть исключения, они перечислены в НК РФ.
Пример. Если проверка назначена в 2022 году, то проверка может пройти в 2019, 2020 и 2021 годы.При проверке инспектор вправе захватить и отчетные периоды года назначения проверки (письма ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305, Минфина России от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519). В нашем примере это 2022 год.
Решение о проверке неизменно. Ни проверяющие, ни руководство налогового органа не вправе самостоятельно добавлять налоги для проверки или расширять ее период. Можно только менять состав проверяющих (п. 1.2 Письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).
О сроках проведения выездной проверки рассказываем в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Мероприятия в составе выездной проверки
При выездной налоговой проверке налоговая направляет требование о представлении документов. Их за проверку может быть несколько — ограничений нет. Требования вручат лично, направят по интернету или через личный кабинет налогоплательщика.
Срок представления документов — 10 дней. Если этого срока недостаточно, можно направить ходатайство о его продлении. Сделать это нужно не позднее следующего дня с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Вправе ли инспекция истребовать документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?
Формулировка п. 1 ст. 93 и п. 12 ст. 89 НК РФ указывают, что должностное лицо ИФНС, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Такая формулировка позволяет налоговикам запрашивать любые документы, которые связаны с проведением проверки (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744, ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622). Верховный Суд РФ в Постановлении от 06.09.2021 № 5-АД21-70-К2 признал правомерными действия налогового органа, который истребовал при выездной проверке не документы, а пояснения о расхождении данных бухгалтерского и налогового учета.
Есть противоположные решения, где суды считают, что документы, не являющимися налоговыми и бухгалтерскими, запрашивать нельзя (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 № Ф02-1859/2016 по делу № А78-11495/2015, Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60 и др.).
Рекомендация: не отказывайтесь представлять налоговикам документы, даже те, что не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством. Штрафы:
- 200 руб. — за каждый неподанный или несвоевременно поданный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
- 300–500 руб. на должностное лицо организации (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Истребование документов у контрагентов
Запрос документов у контрагента позволяет проверить:
- реально ли существует этот контрагент;
- совершал ли контрагент сделку с проверяемым;
- совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.
Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной проверки, но и на стадии подготовки к ней. Истребование документов вне рамок выездной или камеральной проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить информацию по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Инспекция, проводящая выездную проверку, направляет поручение инспекции, где состоит на учете контрагент. Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Он должен в течение пяти рабочих дней представить информацию и документы, сообщить об их отсутствии либо попросить увеличить этот срок.
Допрос свидетеля
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Это мероприятие достаточно часто используется при выездном налоговом контроле. Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов. Нельзя допрашивать тех, кто получил необходимые для проверки сведения в связи с исполнением профессиональных обязанностей, например, адвокатов и аудиторов.
Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний из-за болезни, старости, инвалидности. В этом случае свидетеля могут опросить по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ).
Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».
По результатам допроса оформляют протокол (п. 6 ст. 90 НК РФ).
- 1000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
- 3000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний предусмотрен (ст. 128 НК РФ).
Назначение экспертизы
Экспертиза назначается нечасто, в случаях, когда для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ).
Например, когда нужно:
- установить подлинность подписей;
- определить рыночную стоимость работ;
- определить соответствие используемого сырья объему выпущенной продукции.
Экспертизу назначает должностное лицо ИФНС, которая проводит выездную проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). С этим постановлением представитель налоговой должен ознакомить проверяемого, разъяснить его права и составить об этом протокол. Это обязательные этапы, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.
Выемка документов и предметов
Это крайняя мера, ее применяют в двух случаях:
- Если налогоплательщик отказывается представить запрошенные документы или не представляет их в установленный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ). В этом случае могут изъять только те документы, которые указаны в требовании (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
- Если есть достаточные основания полагать, что необходимые документы могут уничтожить, сокрыть, изменить или заменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ).
Выемку можно проводить только т в присутствии налогоплательщика или его представителя, а также понятых (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).
Осмотр
Налоговая вправе провести осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (подп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).
Налоговые органы могут осматривать: производственные, складские, торговые и любые другие помещения, а также территории, которые налогоплательщик использует для получения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).
Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Суды придерживаются этой позиции (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 № Ф04-7935/2021 по делу № А70-4498/2021).
Обязательные требования при организации осмотра:
Инвентаризация имущества
Инвентаризация достаточно трудоемкое мероприятие, поэтому налоговики проводят ее редко.
Порядок проведения инвентаризации установлен Приказ Минфина РФ № 20Н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.99. Основные требования:
- Для проведения инвентаризации руководство инспекции принимает распоряжение (п. 1.2 Положения об инвентаризации).
- Проводить инвентаризацию можно только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц и работников бухгалтерии налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).
- Результаты проверки фактического наличия имущества фиксируются в описи (п. 2.12 Положения об инвентаризации).
- Обобщенные результаты вносят в специальную ведомость (п. 5.1 Положения об инвентаризации).
Сроки проведения проверки
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца, но может быть увеличен до шести месяцев. Подробнее рассказываем в традиционной шпаргалке.
Оформление результатов выездной налоговой проверки
В последний день выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ). С этого момента отсчитывается двухмесячный срок, в течение которого должен быть составлен акт проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Налоговики должны вручить акт выездной налоговой проверки в течение пяти рабочих дней с даты его составления (п. 6 ст. 6.1, подп. 1 п. 3, 5 ст. 100 НК РФ). Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговая в этот же срок должна направить его по почте заказным письмом (п. 5 ст. 100 НК РФ, п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Если налогоплательщик не согласен с актом, то он может в течение месяца представить в инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
В статье «Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации» вы узнаете, как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Покупая детские игрушки, мебель, бытовую технику, автомобиль или любой другой товар, покупатель ждет, что приобретенная вещь будет качественной и прослужит долгое время. Сразу же после покупки или уже в ходе применения изделия могут появиться какие-то неисправности. Если гражданин решает вернуть покупку продавцу назад, придется проверить качество изделия. В данной статье мы рассмотрим, что такое проверка качества товара, в каких случаях проводится проверка качества товара и как именно, какое требуется время на проверку качества товара, и что конкретно вправе требовать покупатель, если продукция оказалась некачественной.
Для чего нужна проверка качества товара
Проверка качества приобретенного изделия – это процесс определения соответствия проданной продукции требованиям ГОСТа, ТУ, различных стандартов и технических регламентов.
Какая-то конкретная процедура проверки не установлена нормативными актами. Закон о защите прав потребителей содержит в себе указание на то, что в случае необходимости она проводится продавцом, изготовителем или импортером (см. ч. 5 ст. 18 ЗПП). Клиент имеет право присутствовать в ходе проверочных мероприятий.
Нередко их проводят прямо в магазине при продаже вещи. Так, менеджер по продажам тестирует бытовую технику, чтобы выяснить, соответствует ли та тем требованиям, которые указаны в сопроводительной документации.
Исследование качества производится обычным продавцом магазина, в отличие от экспертизы, для которой нужен особый специалист. Сотрудник компании-продавца проводит стандартный визуальный осмотр и устанавливает, можно ли использовать продаваемое изделие по назначению.
Важно! Если возник спор о причинах возникновения дефектов, продавец должен провести независимую экспертизу за свой счет. Покупатель должен будет возместить затраты на услуги эксперта, если в итоге выяснится, что неисправности возникли по вине клиента.
В каких случаях следует проверять качество продукции
Клиент имеет право потребовать проверку качества изделия в сам момент его покупки, или после. Если выяснилось, что вещь не соответствует стандартам, магазин принимает ее назад, чтобы понять, каковы причины появления дефектов.
В дату совершения покупки
Желательно, чтобы покупатель инициировал проведение проверки качества товара при его приемке. Если будут выявлены недостатки, клиент может попросить заменить бракованную вещь на качественную.
Потребителю в таком случае выдают аналогичное изделие надлежащего качества. Клиент может отказаться от оплаты некачественной вещи.
При возникновении дефектов в процессе эксплуатации вещи
Иногда неисправности обнаруживаются не сразу, а чуть позже. Покупатель забирает купленную вещь домой, пользуется ей какое-то время и замечает в процессе эксплуатации те или иные дефекты.
Клиенту не следует соблюдать правило 14 дней или проверять, состоит ли изделие в перечне товаров, не подлежащих возврату. Продавец обязан принимать на диагностику проданные неисправные изделия в любое время после покупки при условии соблюдения гарантийного срока.
Покупатель возвращает неисправный утюг продавцу. Тот включает в сеть электрический утюг, и никаких дефектов в нем не обнаруживает. Однако покупатель настаивает, что регулятор температуры сломан. Сотрудник магазина сам проверить работу этой детали утюга не может и потому направляет ее на проверку в сервис или производителю, где анализ осуществляют квалифицированные специалисты на специальном оборудовании. Если потребитель не согласен с результатами исследования, он вправе потребовать провести более детальную экспертизу, и если ее результаты будут говорить о том, что дефектов нет, оплатит ее покупатель. Однако если окажется, что имеет место производственный брак, экспертизу оплачивает продавец.
Диагностика дает возможность покупателю подтвердить, что его претензии обоснованы. Он может потребовать от торговой точки отремонтировать изделие, заменить на аналогичное или вернуть его стоимость.
Держиева Елена Алексеевна
Ведущий юрист по трудовому праву • Стаж 10 лет
Нередко покупатели сталкиваются с тем, что продавец не желает принимать товар на проверку, не реагирует на претензии или не возвращает вещь с ремонта по гарантии. Чтобы решить спор о качестве справедливо, клиенту лучше обратиться к квалифицированным специалистам. Наши опытные юристы подскажут, какой стратегии самозащиты нужно придерживаться, помогут наладить диалог с продавцом, составят претензию и при необходимости – иск, помогут отстоять интересы покупателя. Мы работаем удаленно, 24/7.
Процедура проверки качества товара
Рассмотрим порядок проверки качества товара. В процессе проверки надо установить наличие или отсутствие дефектов. Сотруднику магазина следует обращать внимание на следующие моменты:
- Обнаружение каких-либо видимых дефектов при осмотре.
- Соответствие технических характеристик описанию товара, содержащемуся в его паспорте, а также на ярлыке, бирке или на упаковке.
- Соответствие изделия ГОСТу, ТУ, техническим регламентам, стандартам качества и иным нормативам.
Чтобы проверить вещь, клиент должен прийти в магазин и продемонстрировать дефекты, обнаруженные у изделия. После того, как продавец провел визуальный осмотр и изучил документацию на изделие, он может предложить покупателю осуществить экспертизу качества за свой счет. Представитель магазина принимает товар от потребителя по акту, на руки клиенту выдается второй экземпляр, в котором указывается срок проведения проверки качества товара
Важно! Магазин и изготовитель не ответственны за то, что покупатель нарушил правила эксплуатации или условия хранения. Также они не отвечают за действия третьих лиц и некие обстоятельства непреодолимой силы, которые привели к порче изделия.
Итак, разберемся, сколько длится проверка качества: сроки по закону регламентируются ст. 20, 21, 22 ЗПП. Продолжительность процедуры зависит от основания, по которому клиент обратился к продавцу:
В отношении технически сложного товара работает правило 15 дней, в соответствии с которым клиент может обратиться за проверкой по поводу тех или иных незначительных дефектов в течение двух недель со дня приобретения вещи. По истечении данного периода в магазин можно обращаться уже лишь по существенным неисправностям, исключающим возможность использовать технику.
При обращении клиента за проверкой в целях проведения гарантийного ремонта продавец обязан выдать ему во временное пользование на период ремонтных работ аналогичную вещь. Клиент вправе получить замену в течение трех дней с момента обращения в магазин.
В чем разница между экспертизой и проверкой качества
Согласно законодательству, понятия «проверка качества» и «экспертиза» не идентичны по значению. В первом случае изделие исследуется с помощью продавца или в специализированном сервисном центра. В результате выдается акт проверки.
А экспертиза проводится специальными организациями, которые сертифицированы для того, чтобы детально на особом оборудовании изучать различные изделия, устанавливать причины возникновения неполадок и давать экспертное заключение о возможностях дальнейшего использования вещи. В результате ее проведения выдается заключение.
Что может потребовать покупатель, если проверка выявила неисправности
Права потребителя в случае обнаружения недостатков можно найти в ст. 18 ЗПП. Если в ходе исследования выяснится, что вещь имеет дефекты, клиент вправе выбрать одно из следующих действий:
- попросить заменить изделие на аналогичное параллельно с перерасчетом стоимости;
- потребовать снизить цену на товар;
- потребовать бесплатно устранить неисправности;
- вернуть покупку обратно и получить свои денежные средства.
Важно! Кроме того, клиент может потребовать от магазина возместить убытки, причиненные в связи с приобретением некачественной продукции. Например, компенсировать расходы на выплату процентов за потребительский кредит.
Как составить претензию на возврат
Законом не предусмотрена обязательная формы заявления на возврат: его составляют в свободной письменной форме. В тексте укажите:
Реквизиты адресата можно найти в чеке. Сообщите руководству магазина, что обратитесь в Роспотребнадзор и в суд, если это понадобится.
Заявление на возврат изделия подается продавцу в двух экземплярах. Второй экземпляр с записью о принятии оставьте себе. Составить досудебную претензию вы можете, воспользовавшись образцом, подготовленным нашими специалистами:
Образец претензии на возврат некачественного товара
Проверка неисправного айфона
Владимиров Н.А. купил в ТЦ Apple iPhone. При совершении покупки гаджет был исправен. После оплаты телефона покупатель забрал его домой и пользовался им какое-то время. В ходе эксплуатации выяснилось, что у айфона не работает камера. Потребитель обратился в ТЦ с претензией. Продавец не ответил на претензию и не взял гаджет на проверку. Гражданин Владимиров организовал проведение независимой экспертизы за свой счет, и по ее результатам было выяснено, что у айфона неработоспособен модуль фото-видео камеры. Следов нарушений правил эксплуатации найдено не было. Эксперт сделал вывод, что это скрытый производственный брак. Покупатель обратился в суд, чтобы защитить свои права и восстановить справедливость. ТЦ попросил суд провести судебную экспертизу. Результаты были такими же: эксперт заключил, что имеет место производственный брак. Суд вынес решение в пользу покупателя (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20.08.2019 года по делу № 33-6704).
Частые вопросы
Требуется ли присутствие покупателя при проведении проверки?
Согласно ЗПП, покупатель и продавец имеют право, но не обязаны присутствовать при проведении экспертизы товара ненадлежащего качества. Кроме того, присутствовать в момент проверки могут официальные представители сторон. Это возможно по доверенности, заверенной нотариально.
Кто должен платить за проверку: продавец или покупатель?
Кто виновен в возникновении дефекта, тот и должен платить. Если проверку провела за свой счет сторона, которая не виновна в неисправности изделия, по результату проверки ее стоимость возместит вторая сторона (п. 5 ст. 18 закона).
Сколько длится проверка качества товара по закону?
Срок такой процедуры составляет 7 дней – если покупатель желает заменить товар на аналогичный, до 45 дней в случае проведения гарантийного ремонта, 10 дней – если покупатель требует вернуть деньги.
Кто должен проводить экспертизу неисправного товара: продавец или покупатель?
Согласно п. 5 ст. 18 ЗПП, проводить экспертизу должен продавец. Покупатель вправе присутствовать при процедуре исследования. Для процедуры можно выбрать любую компанию. Эксперты должны обладать специальными сертификатами, позволяющими проводить исследования.
Где сделать экспертизу некачественного товара?
Чтобы сделать экспертизу, обратитесь в магазин, где вы купили вещь. Если магазин не признает, что изделие неисправно по вине продавца, назначается исследование товара, чтобы разобраться в причинах возникновения дефектов. Также при желании можно инициировать проверку за свой счет.
Заключение эксперта
Приобретенный товар должен соответствовать установленным стандартам и требованиям. Если в продукте были выявлены какие-то серьезные дефекты, то подтвердить данный факт может проверка качества товара ЗПП устанавливает ее правила. Чтобы определить, что у изделия – производственный брак, и поломка не является следствием неправильных и неосторожных действий самого клиента, реализаторы инициируют проведение проверки или экспертизы.
Контроль, за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса РФ, Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О саморегулируемых организациях», Правилами контроля за деятельностью членов Союза саморегулируемая организация «Региональная Проектная Ассоциация».
Контроль Союза за деятельностью своих членов и лиц, осуществляется на стадии подачи заявление о приеме в ее члены, далее в процессе взаимодействия Союза и ее членов при проведении проверок, и защиты прав членов Союза при осуществлении такого контроля.
Контроль за соблюдением членами Союза требований стандартов и правил Союза осуществляется Контрольной комиссией и проводится путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с Ежегодным планом проверок.
Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
Не позднее, чем за десять дней до начала проведения проверки Союз направляет Уведомление (запрос) о предоставлении, членом Союза сведений и документов, подтверждающих выполнение контролируемых требований.
Член Союза обязан в течение семи рабочих дней предоставить запрашиваемые сведения и документы, либо представить мотивированный отказ от предоставления сведений.
Запрашиваемые документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица члена Союза.
По итогам плановой проверки оформляется Акт проверки. В случае выявления нарушений членом Союза требований, являющихся предметом контроля, Руководитель Контрольной комиссии передает Акт проверки и материалы проверки в Дисциплинарную комиссию по рассмотрению дел о применении в отношении члена Союза мер дисциплинарного воздействия.
Внеплановая проверка может назначаться:
при принятии решения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены Союза – в части соблюдения требований к условиям членства Союза;
при обращении члена Союза с заявлением о повышении уровня ответственности при выполнении работ по договору на подготовку проектной документации;
при обращении члена Союза с заявлением об установлении либо повышении уровня ответственности члена Союза по исполнению обязательств по договорам на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров;
получения от члена Союза уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам на подготовку проектной документации, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров;
при получении жалоб (обращений, заявлений) от физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления о нарушениях, относящихся к предмету контроля Союза;
по истечении срока исполнения членом Союза ранее примененной меры дисциплинарного воздействия об устранении выявленного нарушения;
истечение срока исполнения членом Союза ранее выданных предупреждений и предписаний об устранении выявленного нарушения требований, устанавливаемых Союзом;
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При проведении внеплановой проверки на основании жалобы (обращения, заявления) мероприятия по проверке устанавливаются в соответствии с Положением о процедуре рассмотрения жалоб на действия (бездействия) членов Союза.
Результатом внеплановой проверки является Акт проверки.
1. В целях осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа контролирующий орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки государственных заказчиков, головных исполнителей, исполнителей, федеральных органов исполнительной власти, иных осуществляющих в установленном порядке функции указанных органов органов или организаций (далее также – проверяемое лицо).
2. Основанием для проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) окончания проведения контролирующим органом последней плановой проверки проверяемого лица.
3. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение проверяемым лицом при осуществлении своей деятельности требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
4. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) материалы, поступившие от правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа, указывающие на признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
2) сообщения и заявления юридических лиц, физических лиц, сообщения в средствах массовой информации, указывающие на признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам проведения проверки или рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
4) поручения (указания) Президента Российской Федерации и поручения Правительства Российской Федерации;
5) обнаружение контролирующим органом признаков нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
5. Предметом внеплановой проверки является соблюдение проверяемым лицом при осуществлении своей деятельности требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа или, если такая проверка проводится по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.
6. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя контролирующего органа.
7. Приказ руководителя контролирующего органа о проведении проверки должен содержать следующие сведения:
1) наименование контролирующего органа;
2) фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц контролирующего органа, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов и представителей экспертных организаций;
3) наименование и адрес (место нахождения) проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество и место жительства проверяемого индивидуального предпринимателя;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) основания проведения проверки;
6) перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проверки, и сроки их проведения;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) даты начала и окончания проведения проверки.
8. Типовая форма приказа о проведении проверки утверждается контролирующим органом.
9. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать календарных дней с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. На основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен руководителем контролирующего органа, но не более чем на шестьдесят календарных дней.
10. К основаниям для продления срока проверки относятся необходимость проведения экспертиз, исследований, испытаний, необходимость осуществления перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке, а также необходимость проведения других мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям законодательства в сфере государственного оборонного заказа. Порядок продления срока проведения проверки устанавливается контролирующим органом.
11. В рамках проведения проверки контролирующий орган вправе проверять деятельность структурных (обособленных) подразделений проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств.
12. Проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до дня начала ее проведения путем направления ему копии приказа руководителя контролирующего органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
13. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
14. Организация и проведение проверок в сфере государственного оборонного заказа, включая доступ должностных лиц, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица, осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица, проведение фото- и киносъемки, видеозаписи, снятие копий с документов и электронных носителей информации, истребование информации и документов при проведении проверки осуществляются с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Как часто проводятся плановые проверки Роспотребнадзора, должен знать каждый предприниматель. Владея информацией о том, когда придут проверяющие, он сможет подготовиться к предстоящему аудиту. В статье расскажем, кого проверяет Роспотребнадзор, в каком порядке происходит проверка и какими полномочиями обладают инспекторы ведомства.
План проверки Роспотребнадзора
В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Порядок проведения проверок Роспотребнадзором». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Доступность информации, включенной в план, позволяет предпринимателям заранее подготовиться к грядущей проверке — привести в порядок документы, найти слабые места и устранить их.
В плане содержится следующая информация (ч. 4 ст. 9 ФЗ № 294):
- наименование проверяемой организации;
- цель и основания для проведения проверки;
- дата начала проверки и сроки ее проведения;
- наименование госоргана, который будет проводить проверку.
Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке
В ходе плановой проверки Роспотребнадзор проверяет:
- устав компании, свидетельство о регистрации, приказы, инструкции, журналы, декларации, отчеты;
- акты предыдущих проверок;
- лицензии и сертификаты;
- постановления о привлечении к административной ответственности.
- Соблюдение санитарных норм и правил: наличие санитарных книжек у работников, безопасность помещений, наличие маркировки на товарах и полуфабрикатах.
- Соблюдение прав потребителей: наличие книги жалоб и предложений, оформленного уголка потребителя.
Порядок проведения проверки
Плановая проверка Роспотребнадзора проходит в следующем порядке:
- За три дня до начала проверки инспектор направляет в адрес организации уведомление о предстоящем визите.
- В назначенный день проверяющий запрашивает необходимые документы (если проверка документарная) или выезжает в организацию (если проверка выездная).
- В течение установленного срока проверки проверяющий работает с предоставленными ему материалами.
- По итогам проведения проверки инспектор составляет акт, а в случае, если были выявлены нарушения, предписание об их устранении и о привлечении к административной ответственности должностного лица или самой организации.
Проверочный лист при проведении плановой проверки
Проверочный лист при проведении плановой проверки Роспотребнадзора — это список контрольных вопросов, ответы на которые инспектор должен получить в ходе проверки (ч. 11.1 ст. 9 ФЗ № 294). Перечень закрытый — запрашивать сведения, не входящие в чек-лист, проверяющий не вправе.
Полномочия Роспотребнадзора
В ходе проведения проверки инспекторы Роспотребнадзора вправе:
- изучать любую информацию, которая имеет отношение к предмету проверки;
- проводить исследования и экспертизы, делать пробы и отборы;
- работать с документами, имеющими отношение к коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне.