12 января 2022 года органы прокуратуры Российской Федерации отметят юбилей – 300-летнюю годовщину с даты образования органов прокуратуры России.
Что за орган представляет собой прокуратура? Какое место она занимает в системе органов власти? Какие цели, задачи и функции возложены на неё сегодня? Об этом – интервью старшего помощника прокурора республики по правовому обеспечению старшего советника юстиции Ирины Машковой
Ирина Геннадьевна, какое место занимают органы прокуратуры в системе органов государственной власти?
Правовой статус органов прокуратуры определён Конституцией и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Это особый конституционно-правовой статус. В результате длительных исторических и законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась в структурно и функционально самостоятельный, независимый государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением Конституции и законов, а также иные функции.
Среди населения иногда все ещё бытует мнение, что прокуратура это карательный орган. Это не так. Прокуратура – это, прежде всего, правозащитный орган.
Какие прокуратура выполняет задачи и функции на современном этапе?
Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» целью деятельности органов прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокуратуры заключаются в: своевременном выявлении правонарушений и их пресечении, предупреждении нарушений закона; установлении причин нарушений, лиц, виновных в их совершении и привлечение их к ответственности; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.
Функции органов прокуратуры можно условно разделить на надзорные и иные.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина:
– федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и управления, судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами указанных органов и организаций, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов;
– органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
Кроме того, прокуратура осуществляет:
– координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, поддерживает государственное обвинение в суде;
– возбуждает дела об административных правонарушениях;
– участвует в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
– участвует в правотворческой деятельности органов власти и местного самоуправления;
– ведёт государственный и ведомственный статистический учёт.
С принятием в 2016 году Федерального закона «Об основах профилактики в Российской Федерации» органы прокуратуры также стали субъектом системы профилактики и осуществляется в т.ч. посредством правового просвещения и правового информирования населения.
С июля текущего года Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
Что важно знать гражданам о деятельности органов прокуратуры?
Для реализации функций прокуроры наделены широким кругом полномочий, которые осуществляются независимо от федеральных и иных органов власти, общественных объединений.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения.
Деятельность органов прокуратуры осуществляется гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан. В указанных целях она широко освещается в средствах массовой информации.
В каком случае обращение или жалоба гражданина подлежит разрешению прокурором?
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушениях закона, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. При этом, следует обратить внимание, что органы прокуратуры не осуществляют надзор за гражданами.
Согласно закону органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в хозяйственную деятельность организаций.
Таким образом, жалобы на действия граждан, а также первичные жалобы на нарушение закона, прежде всего, подлежат разрешению контролирующими, правоохранительными и иными органами в соответствии с их компетенцией.
Например, первичная жалоба на нарушение трудовых прав подлежит разрешению Государственной инспекцией труда по РС(Я), жалоба на нарушение санитарного законодательства – Управлением Роспотребнадзора, на нарушение жилищных прав управляющими компаниями – Управлением Государственного строительного и жилищного надзора РС(Я). Заявления о преступлениях подлежат рассмотрению правоохранительными органами, поскольку органы прокуратуры не наделены полномочиями по возбуждению и расследованию уголовных дел.
Несогласие с ответом на первичное обращение подлежит обжалованию вышестоящему должностному лицу данного органа.
В том случае, когда заявитель не согласен с ответом руководителя контролирующего органа, жалоба подлежит разрешению органами прокуратуры.
Есть исключения из этого правила. Например, напрямую в органы прокуратуры можно обжаловать бездействие или незаконные действия судебных приставов.
Кроме того, есть категория административных дел, которые возбуждаются исключительно прокурором. Список таких дел, предусмотрен ст. 28.4 КоАП РФ (дела о нарушении избирательных прав граждан, нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления и её размещению в сети “Интернет”, возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства и т.д.).
В органы прокуратуры можно обратиться лично, по почте или удалённо через сайт прокуратуры, Единый портал госуслуг.
Какие у прокурора есть возможности по защите прав граждан?
при осуществлении возложенных на него функций вправе:
– беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов,
– требовать предоставления необходимых документов и материалов,
– вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.
На противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) прокурор приносит протест, а на содержащий коррупциогенные факторы – требование об их устранении, которые подлежат рассмотрению в 10-дневный срок, а коллегиальным органом – на его ближайшем заседании.
В целях устранения нарушений закона, из причин и условий, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности прокурор вносит представление должностному лицу, подлежащее рассмотрению в 30-дневный срок.
В целях привлечения виновного лица к административной ответственности прокурор выносит постановление.
О недопустимости нарушения закона прокурор объявляет должностному лицу предостережение.
При установлении признаков состава уголовного преступления, прокурор выносит постановление в порядке ст. 37 УПК РФ и направляет его для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
В целях защиты граждан прокурор также вправе обратиться с заявлением (иском) в суд.
Также прокурор осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Во всех лиц случаях прокурор может защищать интересы граждан в судебном порядке?
К сожалению, нет. Если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, согласно ст. 45 ГПК и ст. 98 КАС РФ заявление или административное заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, если основанием для него является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых:
– социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
– защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
– социальной защиты, включая социальное обеспечение;
– обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
– охраны здоровья, включая медицинскую помощь;
– обеспечения права на благоприятную окружающую среду;
Прокурор в обязательном порядке вступает в процесс и даёт заключение по делам: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, о лишении или ограничении родительских прав, об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, об обязательных обследовании, лечении или госпитализации больного туберкулёзом, или для оказания психиатрической помощи.
На незаконное или необоснованное судебное постановление (решение, , определение) прокурор приносит апелляционное, кассационное, частное или надзорное представление (жалобу) в вышестоящий суд.
Фадеев попросил генпрокурора взять на контроль дело журналистки Баязитовой
совет по правам человека при президенте рф (спч)
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
игорь краснов, россия, валерий фадеев, александра баязитова, журналистика, общество, совет по правам человека при президенте рф (спч), москва, генеральная прокуратура рф
Глава СПЧ Фадеев попросил генпрокурора взять на контроль дело журналистки Баязитовой
Ранее член СПЧ Алексей Мельников проверил условия содержания под стражей обвиняемой в вымогательстве Баязитовой. По его данным, ей в изоляторе своевременно и в необходимом объеме предоставляют лекарства, но в условиях СИЗО из-за ограниченности возможностей медсанчасти “невозможно быстро оказывать помощь по ряду направлений медицины, а Баязитова имеет ряд хронических заболеваний”.
“Совет просит вас взять на контроль данное уголовное дело и поручить проверить законность и обоснованность избрания меры пресечения в отношении Александры Баязитовой”, – говорится в обращении главы СПЧ, опубликованном в Telegram-канале Совета.
Фадеев в своем письме обратил внимание на состояние здоровья Баязитовой. “В условиях следственного изолятора многие ее хронические заболевания могут обостриться. Обращает на себя внимание также тот факт, что уже четыре месяца никаких следственных действий с ее участием не производилось. Кроме того, на иждивении Александры Баязитовой до ареста находилась ее 74-летняя мама”, – написал Фадеев.
Кузьминский суд Москвы в декабре продлил до 7 февраля 2023 года срок содержания под стражей Баязитовой, обвиняемой в вымогательстве денег у топ-менеджера “Промсвязьбанка” Александра Ушакова.
Прокурорский надзор
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 августа 2019 года; проверки требуют 13 правок.
Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.
Прокурорский надзор в России
Прокурорский надзор — это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности.
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими , осуществляемый органами прокуратуры;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение, постановление. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.
Протест прокурораПравить
Прокурор или его заместитель имеют право приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурораПравить
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурораПравить
Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах исполнения постановления сообщается прокурору в письменной форме.
Предостережение о недопустимости нарушения законаПравить
- Конституция Российской Федерации : принята 12.12.1993. — Судебная власть.
- ФЗ 2202-1 от 17.01.1992, Рзд. 3.
- КоАП РФ, Ст. 25.11.
- «Генпрокуратура переадресовала жалобу Голунова» Архивная копия от 23 февраля 2020 на Wayback Machine ria.ru, 03.02.2020
- «Прокуратура извинилась перед Голуновым за уголовное преследование» Архивная копия от 26 февраля 2020 на Wayback Machine «РБК» от 05 февраля 2020.
- Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 года №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»
ЛитератураПравить
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 №174-ФЗ.
- Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 №138-ФЗ.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 №195-ФЗ.
- Жогин, Н. В. Прокурорский надзор за предварительным расследованием уголовных дел. — М. : Изд-во юридидической литературы, 1968. — 264 с.
10 марта 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336), которым введен мораторий на проверки и иные контрольные (надзорные) мероприятия на 2022 год.
Согласно Постановлению № 336 в 2022 году не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки по видам контроля, регулируемым Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением ограниченного перечня объектов, в отношении которых проверочные мероприятия запланированы органами Роспотребнадзора, МЧС, Ростехнадзора и Россельхознадзора.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки будут проводятся при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Без согласования с органами прокуратуры могут быть проведены проверки:
по поручению Президента Российской Федерации;
по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после 10.03.2022;
по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после 10.03.2022 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
по требованию прокурора;
при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении некоторых видов контроля (надзора);
при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Постановление № 336 также устанавливает случаи, при которых внеплановые проверки необходимо проводить с извещением органов прокуратуры.
Контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с Постановлением № 336 и не завершенные на 10.03.2022, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней.
Исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.
Срок исполнения предписаний, выданных до 10.03.2022 и действующих на день вступления в силу Постановления № 336, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Контролируемое лицо вправе направить в контрольный (надзорный) орган ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания.
При возбуждении дела об административном правонарушении не допускается применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.
Ограничения, установленные Постановлением № 336, не распространяются на организацию и проведение (осуществление) специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора).
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов Российской Федерации среди прочих возложены полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня.
В компетенцию прокурора города Москвы, как прокурора субъекта Российской Федерации, входит рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина государственными органами (учреждениями) города Москвы.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Основной рекомендацией для граждан в случае нарушения их прав обратиться непосредственно в тот орган или к тому должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Данное требование к гражданину закреплено ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Проверки прокуратуры — это мероприятия, которые в соответствии с законодательством, компетентные органы осуществляют в границах, возложенных на них полномочий. Могут включать в себя: истребование необходимой документации, получение объяснений от граждан и должностных лиц в рамках рассмотрения сообщения о нарушении законодательства, контроль решений и действий субъектов конкретного юридического лица на признак соответствия их закону и т. д.
Целью проведения проверки в пределах функций, возложенных на прокуратуру законом, является надзор за исполнением норм закона, и в случае наличия нарушений привлечение виновных к ответственности и осуществление уголовного преследования.
Правовые аспекты темы доступны пользователям на сервисе Правовед.RU в режиме онлайн.
Какие критерии подведомственности подлежат применению в указанном случае?
13 сентября 2022, 17:27, вопрос №3400378, Мария, г. Москва
Обратилась в прокуратуру, после этого пришли с администрации города и предложили нам переехать в другое временное жилье
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как можно обжаловать результаты проверки прокуратуры и подать жалобу на бездействие администрации города? Мы проживаем в городе Кириллов Вологодская область. В самом нашем городе нет смысла обращаться ни в суд и вообще никуда. Круговая порука везде. Ситуация такая: в 1969 г.мать моего мужа купила квартиру. Жили в ней, в 1982 году произошла авария по вине коммунальщиков. Жилье стало не пригодным для проживания. Администрация города дали временно другую квартиру. В очередь на благоустроенное жильё встали ещё в 1985 г. До сих пор мы живём в этом временном жилье. В 2014 году и этот временный дом признан аварийным. Мы всё ждём расселения. В августе этого года жить стало не возможно. Администрация ни как не реагирует на наши заявления. Обратилась в прокуратуру, после этого пришли с администрации города и предложили нам переехать в другое временное жилье. Мы посмотрели на их предложение. Это даже жильём назвать нельзя. Ещё хуже чем эта квартира в которой живём. Муж пенсионер, я работаю за 15 тысяч рублей в месяц. У нас нет возможности оплатить съёмную квартиру какую то, и нас никто не хочет услышать. Что ещё можно сделать? Куда обратиться?
03 сентября 2021, 09:50, вопрос №3091728, Ирина Цыганова, г. Санкт-Петербург
Сегодня с работы позвонили, говорят “это ваш последний больничный, все следующие мы будем пробивать, думаем
Здравствуйте. Такая ситуация: я беременна, беру 3-ий больничный подряд в своей поликлинике (болела, потом в связи с токсикозом и опять заболела). Сегодня с работы позвонили, говорят “это ваш последний больничный, все следующие мы будем пробивать, думаем после проверки прокуратуры, вам не захочется больше сидеть на больничном и вы их больше не получите, только в очень тяжелом случае”. Потом предложила уйти в декрет (но у меня всего 10 недель), я спрашиваю, как такое возможно, на что она мне ответили: “это ваши проблемы”. Как реагировать на такое?
26 декабря 2020, 10:31, вопрос №2946802, Ирина, г. Дзержинск
Ремонтировать крышу управляющая компания хочет за счёт собранных долгов за капитальный ремонт
Добрый день! По результатам проверки прокуратуры города был выявлен ряд нарушений в ненадлежащем содержании многоквартирного дома управляющей компанией и она была призвана к ответу. Текущий ремонт там не делался много лет, не говоря уж о капитальном. Ремонтировать крышу управляющая компания хочет за счёт собранных долгов за капитальный ремонт. А ремонт террасы, которая отошла от дома более чем на 30см, утверждает что должны делать сами жильцы у которых приватизированны квартиры в этом доме. Они ссылаются именно на то, что кто приватизировал квартиру сам должен делать ремонт подъезда. Имеют ли они на это право?
19 марта 2020, 13:06, вопрос №2718143, Анастасия Михайловна, г. Иваново
Что грозит за нарушение УПК судьёй и сотрудниками УФСИН?
меня осудили в 2013 году по ст.264.4 к двум годам лишения свободы в колонии поселения и 3 года ограничения управления транспортным средством.По приговору в колонию поселения я следую самостоятельно по вступлении приговора в законную силу получив предписание в ТО УИС.Когда приговор вступил в законную силу в 2014 году я прибыл в ТО УИС (подтверждение этому есть)за предписанием,мне дали 10 дней уволится с официальнной работы и прибыть с вещами для отправки в колонию поселения.После того как я всё выполнил мне сообщили что моих документов нет чтоб я ждал.И вот я ждал через 4 года я обратился в УФСИН на счёт прав после чего уехал в колонию поселения. 4 ГОДА после вступления приговора в законную силу.По проверки прокуратуры выяснилось что суд ошибачно направил документы не в УИС,а в УИИ те в свою очередь не правомочны исполнять приговор связанный с лишением свободы о чём отсчитались перед судом в тот же день,а суд ни каких мер не предпринял и спустя 4 года я им о себе напомнил и меня направили в колонию.Суд нарушил ст.393.2-1 УПК и игнарируют все мои обращения к ним.Куда мне обратиться на нарушение судом моих прав ведь я не по своей вине 4 года не отбывал наказание,а по вине должностных лиц.За 4 года в моей семье родился второй ребёнок моя жизнь поменялась и мои права и интересы пострадали.Сотрудники УИИ по приказу начальника УФСИН всё таки должны были выдать мне предписание они этот приказ не выполнили ст.286.УК.Как добится справедливости и наказать должностные лица допустивших нарушение УПК?
20 декабря 2018, 19:50, вопрос №2205334, Александр, г. Воркута
Считается ли индивидуальный предприниматель в сельской местности молодым специалистом?
Здравствуйте! Я участник программы “УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ”. Больше года состояла в категории “Граждане”, недавно зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель в области сельского хозяйства и согласно Решению Администрации нашего района была перенесена в категорию “Молодые специалисты”. Но недавно после проверки прокуратуры было выдвинуто требование о том что я была перенесена в данную категорию незаконно, так как не соответствую подпункту “б” пункта 4 Постановления Правительства РФ от 13.12.2017 N1544 Приложения №13 “ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО (ПРИОБРЕТЕНИЕ) ЖИЛЬЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ И МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ”.
Вот что я думаю по этому поводу: Требование прокуратуры в отношении Елены. о несоответствии подпункта «б» пункта 4 Приложения №13 Постановления Правительства №1544 от 13.12.2017 неправомерны, так как данный пункт находится в разделе «Порядок предоставления социальных выплат ГРАЖДАНАМ». Согласно решению Администрации района №6 от 02.10.2017 Елена включена в категорию «Молодая семья и молодой специалист». К данной категории применимы требования, которые изложены в 3 разделе Типового положения «Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам». В данном разделе требования от осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение не менее одного года на дату подачи заявления ОТСУТСТВУЮТ.
Подскажите, пожалуйста, кто прав?
10 марта 2018, 17:45, вопрос №1670502, Елена, г. Камень-на-Оби
Правомерна ли проверка прокуратурой, если ИП менее трех лет?
Здравствуйте!
Я являюсь индивидуальным предпринимателем с 06.
10.2016г
Ко мне в офис пришла сотрудник прокуратуры,и попросила предъявить правила внутреннего контроля от Рос маниторинга.
Правомерны ли ее требования так как по 246 фз мне нет трех лет,и какова возможная сумма штрафа за их отсутствие?
Спасибо!
20 ноября 2017, 09:39, вопрос №1818287, александр, п. Дугна
Какое наказание грозит за расторжение мирового соглашения?
Мировое соглашение о порядке общения с ребёнком подписано год назад, ребёнку 8 л, но истцом оно не соблюдается, я ответчик, спустя год истец вопреки мировому соглашению забрал ребёнка к себе жить, по результатам проверки прокуратуры и опеки выявлено, что истец настраивает ребёнка против иатери(ответчика), чинит препятствия в общении , не желает возвратить домой. Составлен протокол по 5.35 КоАП РФ. Как защитить ребёнка и свои интересы. Если по мир. Соглашению истец забирает ребёнка на лето, но после такого прибывания ребёнок не идёт на контакт с матерью. По возвращению ребёнка с помощью опеки, истец вновь будет требовать меня соблюдать мир. Соглашение и давать общаться с ребёнком и брать на каникулы.
31 октября 2017, 17:50, вопрос №1797908, Ольга, г. Омск
Что делать, если УК выставляет счета без заключенных договоров?
Добрый день! Ситуация абсурдная, линейка таун-хаусов из 5 квартир в управлении УК. Данная УК сама себя избрала подделав протокол общего собрания и заключила с третьим лицом договор на управление МКД. Третье лицу никто из собственников не наделял данными полномочиями. Полгода жильцы обращались в Жилинспекцию, ДГХиТЭК, прокуратуру и пр. и УРА! Нарушения увидели! В ходе проверки прокуратуры было установлено, что УК осуществляет деятельность по управлению МКД незаконно, поставляет электроэнергию и воду без заключенных договоров с компаниями поставщиками коммунальных ресурсов. В настоящее время УК продолжает выставлять квитанции, в том числе и за электричество и воду. Возникает вопрос, а должны ли жители их оплачивать? Так как не понятно куда идут оплаченные нами деньги, но и накапливать долги за потребленную электроэнергию и воду не хочется! Оговорюсь, что счетчики на свет и воду опломбированы УК. Кроме того, какие действия должны предпринять собственники чтоб вернуть свои деньги?
25 октября 2017, 13:39, вопрос №1791553, Наталья, г. Краснодар
Проверка прокуратурой ип
Магазин розничной торговли одежды и обуви, ИП открыто менее года назад. Пришло увидомление, о проходящей проверке с 12.05 – 02.06. Основание проведения проверки :”по информации центра зантости.” О неоформленых продавцах.
Вопрос таков
Именно прокуратура должна заниматся этим вопросом или трудовая инспекция?
И если они должны придти в сам магазин, должны ли они оповестить меня об этом ? Или могут придти в любой день с 12.05-02.05
И через какой срок после проведение проверки, они имеют право провести ее снова?
Спасибо!
21 мая 2017, 21:52, вопрос №1643012, Михаил, г. Москва
Какие документы требуются для проведения проверки прокурором?
несколько дней назад ко мне в офис явились несколько лиц, одетых в гражданскую одежду. Один из них, Предъявив удостоверение п.прокурора заявил о том, что в отношении старого собственника здания есть решение о сносе такового. Собственник здание не снёс. Перепродал. Мы к собственности никакого отношения не имеем кроме как аренды помещения уже у нового собственника. В разговор вмешались сопровождающие лица (якобы сотрудники архитектуры администрации города) и потребовали предоставить им ещё ряд документов, в том числе и учредительные. В этот момент я попросил проверяющих предъявить какие либо документы обосновывающие проведение проверки. Выяснилось, что у п.прокурора нет ни приказа, ни постановления, ни решения, а так же какого либо иного документа, свидетельствующего о привлечении сотрудников администрации к проверке. Каких либо документов кроме удостоверений мне предъявлено не было. Я документов не получал и не подписывал. На мою просьбу предьявить что либо, последовал отказ, после чего эта компания ретировалась. Спустя несколько часов, на мою электронную почту поступило письмо с вложением – подписанное этим же п.прокурора требование о предоставлении документов с указанием срока. К письму прилагался черно белый скан некоего документа с использованием слов Прокуратура, проверка и т.д. Я расценил всю эту историю как неудавшийся наезд жуликов. Вопрос: – если это всё таки был сотрудник прокуратуры, то нарушил-ли он что-либо? Должен ли я предоставлять какие либо документы по поступившему на мой е-mael такого рода письму? Что будет если я не предоставлю документы, а это окажется реальный прокурор? Где и как я могу обжаловать такие действия указанных лиц?
20 апреля 2017, 22:04, вопрос №1615774, сергей, г. Екатеринбург
Помощь в составлении обращения в генеральную прокуратуру РФ по поводу запрета строительства и раскопок в опасной зоне
В соответствии с проведенной прокурорской проверкой от 30 декабря 2016 года №м113ж-2016 исполняющим обязанности прокурора Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Шарифуллином Ф.Г по факту нецелевого использования земельного участка с кадастровым номером 16:12:010501:141, расположенного непосредственной близости к ул. Девятаева п..г.т. Балтаси, установлено, что Балтасинским районным исполнительным комитетом утверждены схемы расположения земельных участков по ул. Девятаева на микрорайоне «Южный», которые предоставлены для строительства жилых домов, в том числе для ветеранов ВОВ. Однако, некоторые из данных земельных участков фактически расположены за чертой населенного пункта п.г.т. Балтаси, в землях селькохозяйственного назначения. Кроме того, они входят в санитарно-защитную зону скотомогильника.
Хотим обратиться к вам для составления обращения в генеральную прокуратуру РФ. Потому что на такой особо опасной зоне нельзя заниматься строительством и раскопками.
07 января 2017, 18:14, вопрос №1492877, Радик, г. Казань
Как выяснить законность внеплановой проверки?
Произошла впервые внеплановая проверка сельхозпредприятия, которое занимается продажей кормов для животных. Никакого производства, выращивания зерна и т.п. сельхозпредприятие не производит, только закупка и смешивание и затем продажа.
Очень настораживает причина внеплановой проверки : “исполнения законодательства о генной инженерной деятельности”. Какая у нас возможна генно инженерная деятельность? Затем смутили сроки предоставления документов- около 4 дней дали с учетом выходных дней.
Есть предположение, что эта проверка “заказная”.
Хотелось бы узнать, как можно выяснить основную причину проверки и законна ли она? Имеют ли право требовать такой перечень документов для проверки? (См. прикрепленный файл).
29 октября 2016, 09:42, вопрос №1424200, Дмитрий, г. Великий Новгород
С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.
Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.
Кого это касается?
Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.
Как было раньше?
У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.
Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.
Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.
Что изменилось?
Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.
Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.
Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.
Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.
Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.
Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.
Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.
Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?
Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.
Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.
Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?
Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.
Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.
Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.
В 2019 году Роспотребнадзор провел 85 тысяч проверок по вопросам защиты прав потребителей — все они были внеплановые.
Проверки проводят, чтобы убедиться: компании и ИП не нарушают закон. Проверки бывают плановые и внеплановые. О первых известно заранее: их проводят по графику, полный список можно найти на сайте Генпрокуратуры. А вот внеплановые могут случиться в любой момент, если проверяющие узнали о нарушениях.
В 2020 году в России плановые проверки не проводят коронавируса — за редким исключением. Но внеплановые проверки никто не отменял — их могут провести по жалобе клиента, сотрудника, конкурента или на основании статьи в СМИ. Это происходит часто. Например, Роструд в 2019 году на 11 тысяч плановых проверок провел 119 тысяч внеплановых. А судебные приставы в начале 2020 года приходили к коллекторам с плановой проверкой два раза, а с внеплановой — 185.
Права предпринимателей при проверках защищает закон. Можно потребовать документы у инспектора, узнать причину визита, ничего не платить проверяющим, не подписывать никаких пояснений, а если инспектор нашел несуществующие нарушения — обжаловать результаты. Неважно, какой инспектор проводит проверку: из Роспотребнадзора, МЧС, Роструда или жилинспекции. Права будут одинаковые.
Распространите знания! Отправьте статью тем, кому она пригодится
Чтобы при общении с инспектором вы были спокойны, мы собрали самые основные права при внеплановой проверке в таблицу со ссылками на законы и сделали удобные карточки. Сохраните их, даже если никого не ждете в гости. Про налоговые проверки расскажем отдельно, в другой раз: там свои особенности.
Заранее узнать о проверке, если нет серьезного вреда
Основание. ФЗ , и 17
Как это работает. Предприниматель имеет право узнать о проверке заранее, даже о внеплановой. Уведомление о проверке должно прийти как минимум за 24 часа до ее проведения. Проверяйте электронный ящик, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП: уведомление могут отправить туда в виде документа с электронной подписью. А могут позвонить по телефону.
Внезапные проверки, то есть проверки без предупреждения, допускаются только в некоторых случаях:
- Причинен или причиняется вред гражданам, природе, объектам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, безопасности государства.
- нарушения возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации.
- Нарушены права потребителя.
- Нарушены правила маркировки товара.
Внезапные проверки госорганы и муниципальные органы могут не согласовывать с прокурором. А вот для всех остальных внеплановых проверок, о которых надо уведомлять, это обязательно. Прокурор проверит основания для проверки. Если их не будет, проверку не согласуют.
Разновидность внезапных внеплановых проверок — контрольная закупка. Ее могут проводить налоговики, инспекторы Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования и других органов. Контрольные закупки проводят по специальным правилам, если они нарушены — проверку можно обжаловать.