Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Реестр Ростехнадзора экспертов в области промышленной безопасности

С целью систематизирования и учета информации в области экспертиз промышленной безопасности законом предусмотрено создание специального реестра. Это информационная база, где происходит фиксация сведений в полном масштабе, касающихся вопросов безопасности на конкретном промышленном объекте. Нормативные документы регламентируют работу данного реестра. В РФ учет данных ведение реестра возложены на специальную организацию — Ростехнадзор. Это учреждение не только актуализирует новые данные, но и отвечает за подготовку новых экспертов в области безопасности промышленных объектов.

Что такое реестр Ростехнадзора

Промышленные предприятия как саморегулирующие организации вправе сами решать вопросы собственной технической безопасности. При этом государство оставило за собой функцию контроля за реальным состоянием безопасности на данных предприятиях.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Эмблема Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Реестр Ростехнадхзора ведет деятельность по таким направлениям:

  • проектирование (194 наименования организаций);
  • строительство (273 наименования организаций);
  • область инженерных изысканий (40 наименований организаций).

Вся информация предоставляется свободно на сайте организации.

Заинтересованный пользователь всегда сможет получить интересующие его данные по таким вопросам:

  • Под каким номером зарегистрировано определенное промышленное предприятие.
  • Какова его официальная аббревиатура.
  • В каком городе произведена регистрация.
  • Куда можно обращаться за подробной информацией.
  • Официальный код ИНН.
  • Ознакомление с официальным сайтом организации через присутствующую ссылку.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Пример решения о внесении изменений в реестр

Обратившись в реестр экспертов Ростехнадзора в области промышленной безопасности через официальный сайт, физическое или юридическое лицо получает достоверную информацию подтвержденную экспертами государственного органа. Отдельно существует файл формата Excel, содержащий исчерпывающие сведенья об экспертах, прошедших регистрацию и допущенных к проведению экспертиз. Здесь можно найти информацию о сфере их деятельности, пройденной аттестации, назначенной категории и периоде полномочных действий.

Аттестация экспертов по промышленной безопасности в Ростехнадзоре

Реестр создан не только с целью сохранения информации предприятии, но и предоставления в открытом доступе документов, содержащих в себе проведенные экспертизы по промбезопасности, сотрудниками Ростехнадзора. Приказ данной организации с номером 538 регламентирует предоставление права проведения экспертиз, специальным учреждениям, прошедшим предварительное лицензирование в данной области. После проведения исследования экспертами, заключение должно быть направлено в территориальную структуру Ростехнадзора, где проходит реестровое фиксирование. Направить заключение обязан заказчик проведенных работ.

Важно! Весь алгоритм проведения экспертизы прописан в приказе номер 260 реестра экспертов Ростехнадзора.

Проведение исследования включает в себя:

  • Оценку соответствия производственных целей к заводским сооружениям и основным мощностям.
  • Проверку состояния оборудования и дополнительной техники на предмет промышленной безопасности и соответствию нормам.

Чтобы исключить домыслы в непрофессионализме, коррупции или предвзятости, главное управление Ростехнадзора проводит обязательную регистрацию экспертов. Они проходят соответствующую подготовку с выдачей аттестата, который дает право оценивать состояние промышленной безопасности. Данный документ имеет определенный срок действия.

Кто такое эксперт по промышленной безопасности

В отдельную информационную базу выделены данные о физических лицах, которым разрешено проводить экспертизу промбезопасности. Персональные данные такого специалиста находятся в свободном доступе. Приказ номер 326 регламентирует условия фиксации информации об экспертах.

Реестр экспертных организаций Ростехнадзора предоставляет информацию:

  • О личных данных специалиста. Сюда входят его фамилия, имя и отчество.
  • О сфере выполнения исследований, на которые ему выдано аттестационное свидетельство. Эксперту не возбраняется иметь несколько таких документов, делающих его универсальным и востребованным сотрудником.
  • О назначении категории.
  • О времени окончания действия его удостоверения.
  • Могут присутствовать дополнительные данные.

Что касается вопроса подготовки, то стать экспертом можно при соблюдении определенных требований:

  • Обязательно это должен быть гражданин России.
  • В его послужном списке должен быть опыт работы, затрагивающий деятельность на опасном объекте, связанном с производством.
  • Обладание теоретическими знаниями подтверждается дипломом.
  • Профессионализм и практические навыки обычно определяются характеристикой.
  • Претендент должен опубликовать в специализированных изданиях несколько научных работ по данной теме.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Образец квалификационного удостоверения эксперта

После получения разрешающего документа эксперт может приступать к работе.

Подготовка экспертов в области промбезопасности

Прежде чем начать свою деятельность, эксперт должен обладать специальными знаниями:

  • Иметь теоретическую подготовку на базе положения о промышленной безопасности. При этом важно свободно оперировать не только понятиями, но и пунктами или подпунктами статей.
  • Придется применять на практике законы, содержащие нормы безопасности на предприятиях.
  • Отдельно необходимы знания об уголовном или административном наказании за нарушения норм безопасности.

Что касается практических навыков то необходимо проработать не менее пяти лет по специальности, связанной с проведением исследований и принять участие за это время в 5 подобных экспертизах.

Важно! В данной работе особо важен профессионализм. Наработанный опыт отмечается присвоенными категориями в реестре Ростехнадзора по промышленной безопасности.

Требования к повышению квалификации:

  • І категория — проведение 15 экспертиз и опубликование 10 статей;
  • ІІ категория — проведение 10 экспертиз и опубликование 10 статей;
  • ІІІ категория — отсутствие опыта и опубликование 5 статей.

Отдельно выделены требования к соискателю высшей категории — не менее пятилетнего срока работы экспертом и наличие методических разработок в области исследований.

Важно! Статус эксперта можно легко утратить. Судебные органы могут дисквалифицировать эксперта на срок до трех лет, в рамках административного наказания. Выдача ложного заключения вообще может привести специалиста к лишению свободы. Реальный срок заключения составляет семь лет. Ведь от правдивости заключения зависит судьба многих людей на предприятии.

Государственная услуга по аттестации экспертов по промбезопасности

Для чего требуется регистрация экспертизы в реестре? Главное, чтобы проводимое исследование имело законный статус и получило реальное заключение, подтвержденное государственным органом. Только тогда объект будет считаться безопасным с точки зрения государства. При этом важно четко выяснить полномочия лица, которое взялось за проведения экспертизы и выдачи заключения. Ключевым фактором является наличие квалификационного удостоверения у эксперта.

Чтобы начать процесс аттестации экспертов по промбезопасности необходимо предоставить определенный пакет документов:

  • заявление установленного образца;
  • документы, подтверждающие уровень полученного образования;
  • различные свидетельства и сертификаты, касающиеся сферы проведения экспертиз;
  • удостоверения о пройденных курсах повышения квалификации;
  • справку с места работу о пятилетнем опыте работы в нужном направлении;
  • откопированный вариант трудовой книжки;
  • две фотографии.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Сферы деятельности экспертов по промышленной безопасности

Заявления принимаются только лично, чтобы уточнить все нюансы в пакете документов. Аттестация — услуга платная. Получение удостоверения возможно только после удачной сдачи аттестационного экзамена. Сайт Ростехнадзора содержит примерный список вопрос на экзамен, по которым требуется пройти самостоятельную, всестороннюю подготовку.

Формирование Ростехнадзором реестра экспертов в области промбезопасности

Все вопросы регламентирующие формирование и ведение реестра экспертов по промышленной безопасности представлены в приказе номер 326 от 2015 года.

Особенности ведения реестра:

  • Реестр содержит данные о самом специалисте, наличии у него категории, направлении деятельности и конечном сроке действия аттестата.
  • В случае вероятности получения высшей категории, претендент должен уведомить Ростехнадзор в течение двух недель, после получения заключения аттестационной комиссии. Это необходимо для изменения данных в реестре.
  • Обнаружение в реестре ошибок технического плана поддается редактированию.
  • Другие ошибки не редактируются.
  • Процесс исключения из реестра занимает три дня.
  • Сотрудники Ростехнадзора несут персональную ответственность за правильность внесенных данных. Дисквалифицированные эксперты должны своевременно удаляться из реестра.

В информационной базе обязательно фиксируются данные о лицензировании фирм, ведущих профессиональную деятельность в сфере промышленной безопасности с выдачей заключений.

Больше проверок:  Разработка СМЭВ и Межведомственной системы электронного взаимодействия (СМЭВ)

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

На сайте организации можно найти полный алгоритм действий, который регламентирует выдачу лицензий.

Основные его пункты:

  • Как рассматриваются заявления о лицензировании фирм на местном уровне и главном управлении.
  • На какой период предоставляется лицензия.
  • Почему могут отказать.
  • Как вносятся данные в реестр.

Наличие реестра и жесткий контроль за деятельностью экспертов позволяет проводить реальные исследования в области промышленной безопасности. В результате, улучшаются условия труда, снижается уровень травматизма и профессиональных заболеваний и сохраняется здоровье тысяч людей.

https://youtube.com/watch?v=nMAJhxxBepI%3Ffeature%3Doembed

Реестр лицензий Ростехнадзора опасных производственных объектов

  • Что собой представляет реестр лицензий Ростехнадзора
  • Какие виды деятельности лицензируются Ростехнадзором
  • Как проверить лицензию Ростехнадзора по номеру
  • Административный регламент
  • Лицензирование ОПО: порядок получения

Ведением реестра лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору занимается Ростехнадзор. Лицензии выдаются в соответствии с ФЗ №116-ФЗ от 21.07.97 г. и Постановлением Правительства РФ №957 от 21.11.11 г.

Что собой представляет реестр лицензий Ростехнадзора

Когда работа предприятия, организации представляет высокую опасность для здоровья и жизни людей, для экологии, требуется оформить разрешительную бумагу, которая включается в список Ростехнадзора. Таким образом, чтобы вести деятельность, которая связана с использованием пожароопасных, взрывопожароопасных и других производственных объектов, несущих риск, необходимо оформить лицензию Ростехнадзора.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Каким образом ведется реестр

Реестр лицензий Ростехнадзора – это перечень лицензий, которые выданы данным органом на пять лет. Также можно реестр опасных производственных объектов ростехнадзора посмотреть 2018 год, чтобы составить представление о том, какие предприятия подлежат лицензированию

Реестр лицензий Ростехнадзора включает химически опасные, взрывоопасные, пожароопасные разновидности деятельности. Также он регламентирует осуществление экспертизы промышленной безопасности. Бумага на эксплуатацию химически опасных производственных объектов включается в список Ростехнадзора. Данный документ требуется тем предприятиям, которые производят, хранят, перевозят, ликвидируют и используют токсичные и высокотоксичные вещества.

Документ на использование взрывоопасных и пожароопасных объектов также входит в список данного учреждения. Он требуется для выполнения таких видов работ как:

  • осуществление производства, хранения, перевозки, уничтожения, применение взрывчатых, горючих и воспламеняющихся веществ;
  • применение в работе организации устройств, на которые осуществляется давление больше чем 0,07 мегапаскаля;
  • применение в деятельности предприятия оборудования, функционирующего при температуре более 115 градусов;
  • осуществление горных работ;
  • работа, связанная с плавлением черных и цветных металлов.

Важно! Несмотря на то, что разрешительная бумага выдается сроком на пять лет, Правительством предусмотрено дополнительное контролирование. К примеру, рассматриваемый орган каждый год проводит контроль на химически опасных, пожароопасных и огнеопасных предприятиях.

Какие виды деятельности лицензируются Ростехнадзором

Существует определенный список видов деятельности для применения ОПО, по которым Федеральная служба по экологическому, атомному и технологическому надзору выдает бумагу. Какие виды деятельности лицензируются Ростехнадзором:

  • Разрешительный документ на использование взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектов, первого, второго или третьего класса опасности, на проектирование опасных производственных объектов. Требование в получении появляется у предприятий, использующих объекты с классом опасности 1-3. Присвоение класса происходит в результате проверки ОПО. Основные принципы, по которым производится отнесение объекта к тому или иному классу опасности, приведены в приложениях №1 и 2 ФЗ №116.
  • Лицензия на деятельность по производству маркшейдерских работ. Ее необходимо получить тем предприятиям, которые занимаются горнорудной промышленностью, а также тем, которые производят работы, перечисленные в пункте три «Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ».
  • Документ на деятельность предприятий, осуществляющих работу со взрывчатыми материалами промышленного значения. Получить лицензию требуется тем организациям, которые производят, транспортируют, хранят и используют промышленные взрывчатые материалы.
  • Бумага на проверку промышленной безопасности. Ее требуется получить тем организациям, которые проводят проверку в организациях на промбезопасность.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

Как проверить лицензию Ростехнадзора по номеру

Информацию о выданных бумагах содержит реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора. Найти сведения возможно на официальном сайте www.gosnadzor.ru. Необходимо найти раздел «Государственные услуги Ростехнадзора». Реестр содержит информацию о всех лицензиях, которые выданы. Осуществить проверку лицензии Ростехнадзора возможно по номеру, по данным того, кому выдана лицензия. В реестре прописаны для каждого лицензиата номер лицензии, дата выдачи, срок действия, вид осуществляемых работ.

Административный регламент

Реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора ведется на основании регламента, который принят 08.10.2014 г. Посмотреть 2018 регламент можно на официальном сайте данной организации. Регламент определяет порядок, сроки и процедуру осуществления надзора в экологической, технологической и атомной сферах.

Важно! Также он определяет то, каким образом должны взаимодействовать центральный орган и структурные подразделения.

  • взаимоотношения между организациями, которым необходимо предоставить бумагу, и Ростехандзором;
  • сроки и правила действия данных взаимоотношений;
  • порядок переоформления, внесения изменений;
  • условия прекращения лицензий, предоставление дубликатов.

К тем, кто входит в число заявителей, относятся:

  • эксплуатирующие юридические лица;
  • лица, выполняющие работы и услуги в сфере применения атомной энергии.

О том, каким образом предоставляется лицензия, данный орган может информировать следующими способами:

  • В помещении структурных подразделений.
  • С помощью телефонной связи и средств электронного информирования.
  • Через портал государственных услуг.
  • С помощью информационно-телекоммуникационных способов.
  • В публикациях средств массовой информации.

Текст регламента должен содержать:

  • непосредственно регламент со всеми приложениями;
  • список документов, которые необходимы для получения;
  • режим работы с клиентами;
  • реквизиты из банка, которые необходимы для оплаты государственной пошлины.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Как регламентируется ОПО

По этому регламенту результатами предоставления данной услуги могут быть:

  • услуга заявителю предоставлена. В ней установлен срок и основные требования по ее работе;
  • заявителю отказано в предоставлении лицензии;
  • в основные требования внесены изменения;
  • во внесении изменений отказано;
  • бумага прекратила свое действие;
  • документ переоформлен;
  • в переоформлении отказано;
  • документ возобновил свое действие;
  • в возобновлении действия отказано;
  • заявителю предоставлен дубликат.

Предоставление лицензии осуществляется на основании следующих критериев:

  • чтобы государственный орган начал рассматривать заявку о предоставлении лицензии, а также начал проверку документов, необходимо в соответствующее подразделение предоставить заявку вместе со всеми необходимыми документами;
  • чтобы получить совмещенную бумагу необходимо предоставить лицензию к каждому виду деятельности;
  • ответственным лицом за рассмотрение заявления и проверку является начальник подразделения или лицо, которое исполняет его обязанности;
  • на каждое заявление проставляется регистрационный номер.

Важно! Рассмотрение заявки и проверка происходит в течение 45 дней со дня регистрации. Пока рассматривается заявление, заявитель должен предоставить документы, которых не хватает или ликвидировать нарушения, которые были допущены.

Лицензирование ОПО

Организации, которые представляют производственную опасность, необходимо лицензировать. Регистрация ОПО в Ростехнадзоре, документы 2018, изменения в них касаются перечня названий кодов опасных объектов.

Больше проверок:  Какие проверки проходят ооо и ип

Чтобы Ростехандзор выдал лицензию необходимо собрать достаточно большой перечень документации. Если в ней обнаружены какие-то нарушения, то рассмотрение заявки может затянуться до 120 дней.

В перечень необходимых документов входят:

  • заявка на регистрацию;
  • документ, который подтвердит право собственности на недвижимость;
  • бумаги, связанные с началом деятельности ОПО;
  • документы, которые подтвердят соответствие устройств нормативам;
  • бумаги, подтверждающие прохождение аттестации руководителем;
  • бумаги по страхованию;
  • договор с аварийно-спасательной службой.

После предоставления всего пакета документов, проводится процедура проверки.

Важно! Возможно, что потребуются дополнительные документы, а также внесение каких-то изменений в документацию.

После процедуры проверки выдвигается заключение. Оно может быть положительным, а может отрицательным. Причинами отказа являются:

  • проведение деятельности без декларации промышленной безопасности;
  • нет контрольных устройств;
  • отсутствие бумаг о собственности;
  • использование оборудования не по назначению и т.д.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Как получить лицензию Ростехнадзора

Ростехнадзор осуществляет ведение реестра лицензий, которые выданы организациям для проведения особо опасной деятельности. Чтобы получить такую бумагу необходимо пройти процедуру лицензирования.

https://youtube.com/watch?v=nMAJhxxBepI%3Ffeature%3Doembed

Росреестр в своем письме от 17.03.2021 №13-1944-АБ/21 «О подготовке технических планов многоквартирных домов» (письмо) разъяснил вопросы осуществлении государственного кадастрового учета нежилых помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

На сайте Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров» опубликовано письмо Росреестра от 17.03.2021.

В нем сообщается, что законодательство не содержит положений, в соответствии с которыми необходимо осуществление государственного кадастрового учета объектов, не являющихся объектами недвижимости (в том числе помещениями), в частности межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, лифтовых и иных шахт, коридоров, инженерных коммуникаций, иного оборудования (механического, электрического, санитарно-технического и другого оборудования).

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

В связи с этим при отражении в техническом плане сведений о нежилых помещениях, в том числе относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (МКД), необходимо исходить из того, что в техническом плане отражаются сведения только о тех частях объема МКД, которые отвечают критериям обособленности помещений.

То есть они отграничены от иного объема здания строительными (ограждающими) конструкциями (стены, перегородки) и имеют функциональное назначение (например, колясочная).

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Фото предоставлено компанией Брусника

Сведения о частях и элементах здания, не отвечающих таким критериям («подъезд», лестничные клетки или площадки, лифтовые шахты, каналы для инженерных коммуникаций и тому подобное), а также сведения об оборудовании (механическом, электрическом, санитарно-техническом и другом), расположенном в МКД или ином здании, в техническом плане в качестве сведений о помещениях не отражаются.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Кроме того, этим же письмом Ростехнадзор пояснил, что в случае доработки технического плана с целью устранения приостановления государственного кадастрового учета не требуется внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в части указания (изменения) реквизитов технического плана (даты подготовки окончательной редакции технического плана).

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

В этом случае в разделе «Заключение кадастрового инженера» в доработанной редакции технического плана приводятся сведения о дате подготовки технического плана, представленного для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, реквизиты такого разрешения и уведомления о приостановлении, в котором перечислены замечания к техническому плану.

Лицензионный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора

Другие публикации по теме:

Росреестр: словосочетание «жилой дом» является указанием ВРИ здания, а не его наименованием

Росреестр разъяснил пределы правовой экспертизы

Закон, устраняющий проблему регистрации бытовой недвижимости на приаэродромных территориях, примут весной

Верховный Суд: собственник не должен уведомлять публичную власть о выборе вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка

Росреестр начал тестировать онлайн-сервис по отображению пригодных для жилищного строительства территорий

Росреестр предлагает еще больше упростить дачную амнистию

Список бесплатных сведений, доступных на публичной кадастровой карте, расширился

Дистанционное оформление прав на недвижимость будет происходить без оформления электронной подписи

По мнению одной из экспертов, в целом рассматриваемый подход ВС РФ является логичным, но, с другой стороны, он демонстрирует вмешательство в компетенцию и деятельность органов исполнительной власти. Другой отметил, что спор является интересным с точки зрения правильного восприятия СРО как организаций, повышающих гарантии для заказчика за действия своих членов.

8 февраля Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 305-ЭС21-19583 по делу № А40-180218/2020 об оспаривании решения Росреестра об отказе во внесении сведений об Ассоциации разработчиков проектной документации в Реестр СРО.

Полагая, что не является саморегулируемой организацией, созданной в соответствии с гл. 6.1 Градостроительного кодекса, Ассоциация разработчиков проектной документации обратилась с заявлением о внесении сведений о ней в Реестр СРО в Росреестр, который уполномочен вести реестр саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью. Предметом саморегулирования ассоциации являлась предпринимательская деятельность ее членов в области инженерных изысканий, архитектуры, инженерно-технического проектирования и разработки проектов тепло-, водо-, газоснабжения. Росреестр отказал в удовлетворении заявления, мотивировав свое решение тем, что у него нет полномочий на внесение данных сведений в отношении ассоциации, предметом саморегулирования которой является вышеуказанная предпринимательская деятельность ее членов. Не согласившись с этим, ассоциация обратилась в арбитражный суд.

Первая инстанция отказала в удовлетворении исковых требований, а суд апелляционной инстанции согласился с таким решением. Они установили, что с учетом предмета саморегулирования ассоциации Росреестр не является органом, в чьи полномочия входит внесение соответствующих сведений, и пришли к выводу об отсутствии совокупности условий, являющейся основанием для признания оспариваемого решения Росреестра незаконным.

Постановлением суда округа от 14 июля 2021 г. принятые по делу судебные акты были отменены, заявление ассоциации удовлетворено. Кассационной инстанцией признано незаконным оспариваемое решение Росреестра, который суд обязал внести сведения об ассоциации в соответствующий реестр. Суд округа исходил из того, что положениями ст. 47 ГрК РФ определены случаи, в которых членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий архитектуры, инженерно-технического проектирования и разработки проектов, тепло-, водо-, газоснабжения не является обязательным. Окружной суд принял во внимание полномочия Ростехнадзора в части порядка осуществления государственного надзора за деятельностью СРО в строительной сфере. Поэтому кассация пришла к выводу, что лица, для которых не требуется специальное членство в СРО, могут объединиться в СРО, ведение государственного реестра которых отнесено к полномочиям Росреестра.

Больше проверок:  Глава 3. формирование и утверждение ежегодного плана проведения плановых проверок

Не согласившись с принятым по делу постановлением суда округа, Росреестр обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, ссылаясь на нарушения норм материального права, регулирующих отношения по ведению Реестра СРО. В связи с этим заявитель просил обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.

Изучив материалы дела, ВС указал, что понятие СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства дано в п. 17 ст. 1 ГрК РФ, а к отношениям, связанным с приобретением и утратой статуса СРО, в рассматриваемой области применяется гражданское законодательство, в том числе Закон о СРО, если данные отношения не урегулированы ГрК РФ.

ВС уточнил, что в силу ч. 1, 2 ст. 20 Закона о СРО ведение Реестра СРО осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в случае если такой орган, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью СРО, в установленной сфере деятельности определен. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864 государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в строительной сфере возложен на Ростехнадзор. Согласно п. 2 Положения о госнадзоре Ростехнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, энергетического обследования, а Росреестр – в отношении СРО оценщиков и арбитражных управляющих, СРО кадастровых инженеров, пояснил ВС.

Верховный Суд обратил внимание, что в соответствии с Положением о Росреестре последний также являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного Реестра СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

Суд напомнил, что ст. 55.3 ГрК РФ установлены следующие виды СРО: основанные на обязательном членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; лиц, осуществляющих строительство. Ко всем предъявляются общие требования по их созданию. «Иной классификации СРО в строительной сфере закон не приводит, равно как и не разделяет СРО на подвиды, требующие или не требующие обязательного членства, указывая лишь виды работ по договорам в области строительства, которые могут выполнять индивидуальные предприниматели и юридические лица, не являющиеся членами СРО, т.е. допуская их выполнение без членства в СРО», – отмечено в определении.

ВС подчеркнул, что ГрК РФ устанавливает, что работы по договорам в строительной сфере должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в этой области. Работы по таким договорам, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких СРО. Однако такие случаи-исключения, не требующие обязательного членства в СРО, а также выполнение работ лицом, не являющимся членом СРО, не означают возможность создания альтернативной СРО, подлежащей включению в Реестр СРО, ведение которого осуществляет другой уполномоченный орган, не осуществляющий функции контроля в строительной сфере, пояснил Суд.

Уполномоченный федеральный орган, наделенный функциями по федеральному государственному надзору за деятельностью СРО, а также ведущий Реестр СРО, определяется соответствующей сферой деятельности, подконтрольной такому федеральному органу исполнительной власти. Именно сфера деятельности членов СРО является критерием для определения уполномоченного органа, а не названный ассоциацией способ создания СРО как необязательный и, следовательно, не подпадающий под контроль соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти, посчитал Суд (Определение ВС от 20 декабря 2021 г. № 305-ЭС21-18267 по делу № А40-75417/2020).

В силу вышеприведенных норм, а также принимая во внимание установленные судами виды деятельности организации, Судебная коллегия ВС не согласилась с выводом суда округа о том, что именно Росреестр является надлежащим органом, осуществляющим ведение Реестра СРО в отношении заявителя, и отменил постановление окружного суда, оставив в силе решения нижестоящих судов.

Юрист АБ Asterisk Софья Волкова посчитала позицию ВС неоднозначной. По ее словам, интересным является то, что Суд фактически определил компетенцию органов исполнительной власти и указал, что уполномоченный федеральный орган, наделенный функциями по федеральному государственному надзору за деятельностью СРО, а также ведущий Реестр СРО определяется соответствующей сферой деятельности, подконтрольной такому федеральному органу исполнительной власти.

«Органы исполнительной власти отличаются крайним формализмом и всегда строго придерживаются своей компетенции, которая определяется их положением», – считает Софья Волкова. В данном случае в отношении организации не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю за их деятельностью, в связи с чем Суд самостоятельно определил такой уполномоченный орган, исходя из сферы деятельности членов СРО, отметила эксперт. По ее мнению, в целом в таком подходе ВС РФ определенно есть логика, но, с другой стороны, это свидетельствует о вмешательстве в компетенцию и деятельность органов исполнительной власти.

Адвокат АП Саратовской области Денис Шашкин отметил, что рассматриваемый спор является интересным с точки зрения правильного восприятия СРО как организаций, повышающих гарантии для заказчика за действия своих членов. Он пояснил, что положения ГрК РФ, указывающие на перечень заказчиков, при работе с которыми требуется членство исполнителя в СРО, нацелены на разграничение круга лиц, которые несут большую ответственность за результат своей работы и являются более компетентными и опытными. Объединение лиц, работа которых не связана с такими заказчиками, в ассоциации не порождает необходимость их включения в реестр СРО. В связи с этим Росреестр обоснованно отказал заявителю, считает эксперт.

«Позиция Верховного Суда о том, что критерием определения уполномоченного органа является сфера деятельности членов СРО, является разумной и обоснованной. Иной подход позволял бы, избирая удобный способ создания, подменять цели организации обязательного членства в СРО, включая создание возможных сложностей по возмещению ущерба членов в судебном порядке и создание непонимания у заказчиков при выборе соответствующего исполнителя», – прокомментировал эксперт.