Налоговое доказательство

В новых условиях, когда компании несут убытки и испытывают сложности из-за финансово-экономических санкций, актуальным становится вопрос снижения административной нагрузки. Чтобы поддержать бизнес, власти приняли решение о введении моратория на некоторые проверки. Однако налоговый контроль под этот мораторий не попал. Поэтому по-прежнему остается риск того, что компании придется встречать налогового инспектора.

Налоговое доказательство

Юрист-эксперт сервиса проверки контрагентов

Ульяна Фадеева рассказала, как налоговые выбирают компании для проверки и дала рекомендации, как свести к минимуму вероятность визита инспекторов.

Современная система налоговых взаимоотношений отличается тем, что в приоритете налоговых органов — диалог с налогоплательщиками, чтобы побуждать их добровольно исполнить налоговые обязательства. С другой стороны, перед ФНС России стоит задача собираемости налогов, за счет которых государство выполняет социальные обязательства.

Выездные налоговые проверки оказывают значительное влияние на деятельность компании. Трудовые, временные, материальные ресурсы компании отвлекаются от основной деятельности на взаимодействие с проверяющими, на копирование огромного массива документов, допросы. При неблагоприятном результате мероприятия налоговики могут доначислить организации налоги, наложить штрафы, заблокировать счета. В период проверки руководителю и главному бухгалтеру приходится переживать значительный стресс.

Однако если заранее знать о проверке, у организации будет время подготовиться. Не случайно многие руководители задаются вопросом, как заблаговременно предсказать, планирует ли налоговая визит в офис.

Как налоговики выбирают компании для внеплановых проверок

Для налоговых проверок применение терминов «плановые» и «внеплановые» юридически некорректно, поскольку налоговое законодательство не делит проверки по такому критерию (пп.2 п.1 ст.32, 87 НК РФ).  План налоговых проверок у ФНС есть, однако, как отдельный документ он не размещается в открытом доступе. Значит, любая налоговая проверка является в определенной степени внезапной. Однако система планирования выездных налоговых проверок существует и закреплена в Концепции, утвержденной

В этом документе приведен примерный перечень критериев риска совершения налогового правонарушения, которые являются «красным флагом» для налоговых инспекторов. С их помощью реализуется риск-ориентированный подход в отборе кандидатов на проверку.

Подозрения налоговых инспекторов могут вызвать, например, следующие обстоятельства:

● налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли или виду экономической деятельности;

● выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

● величины показателей, которые предоставляют право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы неоднократно приближались к предельному значению, установленному НК РФ.

Если результаты деятельности компании совпадают с несколькими критериями, указанными в Концепции, появляется повышенный риск попадания в поле зрения налоговиков в качестве претендента на проведение проверки. Налоговая в этом случае полагает, что предположительно он имеет необоснованную налоговую выгоду в виде неуплаты налогов в полном объеме.

«Предпроверочный анализ» и его влияние на вероятность выездной проверки

В последние годы получила развитие тенденция проводить так называемый «предпроверочный анализ». Действия налоговой инспекции в рамках такого мероприятия следующие.

Налоговики направляют требование по установленной форме со ссылкой на подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Эта норма на законных основаниях позволяет налоговикам запрашивать пояснения вне рамок проверки, для чего руководителя или его представителя приглашают явиться и дать пояснения. Причем пояснения не нужно путать с допросом по ст. 90 НК РФ. Цель такой «беседы» — получить доказательства обоснованности подобных подозрений, а также побудить налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.

Явка на беседу обязательна. Ответственность за неявку установлена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ: административный штраф на должностных лиц от 2 до 4 тысяч рублей. Предоставление пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подп. 7. п. 1 ст. 21 НК РФ).

В то же время отказ от дачи пояснений может быть расценен не в пользу налогоплательщика. Налоговики могут посчитать это косвенным подтверждением того, что компании есть, что скрывать. Поэтому пояснения лучше давать в необходимом объеме, для чего предварительно подготовить и согласовать свою позицию с юристом.

Обратите внимание: документы в рамках такого мероприятия налогоплательщик предоставлять не обязан.

По результатам встречи налоговики могут назначить выездную проверку. Это релевантно, если пояснения не удовлетворят инспекторов, их сомнения в добросовестности налогоплательщика не будут развеяны, а также при отказе налогоплательщика добровольно доплатить налоги в бюджет.

Отмечу, что в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России

появился дополнительный функционал

, который позволит оценить риски компании на включение в план проверок.

В разделе «Как меня видит налоговая» содержится вся информация о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которой располагают налоговые органы о компаниях и ее контрагентах. Вышеуказанный сервис расположен в личном кабинете. Регулярный мониторинг этого раздела, сопоставление содержащихся в нем данных о компании, которыми располагает налоговая инспекция, с информацией о критериях отнесения деятельности к высокому налоговому риску поможет лучше оценить вероятность налоговых проверок.

Налоговое доказательство

Разрыв по НДС — дополнительный повод для визита инспекторов

Если налогоплательщик формально не попадает под критерии риска согласно Концепции и в целом ведет деятельность «по букве закона», это не гарантирует ему спокойной жизни. Источниками информации для ФНС о том, что налоговые обязательства предположительно выполнены не в полном объеме, являются аналитические данные специального программного комплекса налоговой.

Разрывы по НДС.

С помощью программы АСК НДС-2 налоговая выявляет налоговые разрывы по НДС и устанавливает выгодоприобретателей. Под налоговым разрывом понимается расхождение данных о налоговых обязательствах у покупателя и продавца: покупатель получил налоговый вычет, связанный с тем, что отчисления в пользу бюджета должен был сделать продавец, но фактически не сделал. Выгодоприобретателями при этом признаются налогоплательщики, которые получили необоснованную налоговую выгоду (к примеру, незаконно по цепочке организаций, обладающих признаками фирм «однодневок», возместили из бюджета суммы налоговых вычетов).

Программа сопоставляет сведения об операциях в декларации о покупках и связанных с ними продажах у покупателя и продавца. Также АСК НДС-2 позволяет прослеживать «дерево связей» в цепочке НДС, то есть выявлять компанию-источник разрыва и всех ее контрагентов первого, второго и последующих уровней. В том числе программное обеспечение устанавливает:

● «технические» компании: фирмы-однодневки, которые не ведут реальной хозяйственной деятельности, а лишь имитируют ее бумажным документооборотом;

● выгодоприобретателя: конечного пользователя «разрывным НДС».

Последствия выявления налоговых разрывов.

Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога образуют состав правонарушения по ст. 122 НК РФ. Ответственность по этой статье — 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае совершения правонарушения по неосторожности и 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае совершения правонарушения при наличии умысла. Помимо штрафа компании нужно будет оплатить и полную сумму доначисленного налога.

При обнаружении факта «разрыва по НДС» налоговая инспекция действует по описанному выше алгоритму «предпроверочного анализа»: направляет требование о необходимости явки на беседу и предлагает добровольно доплатить налог. Если эти требования не услышаны, могут наступить последствия в виде налоговой проверки, а по ее итогам взыскание недоимки и наложение штрафа.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания «А» оказывает услуги транспортной экспедиции. Для исполнения обязанностей по договору она заказывала услуги перевозки грузов у компании «Б», которая не имеет работников, собственного транспорта на балансе, а также других контрагентов.

Налоговая инспекция, провела предпроверочный анализ с помощью программного комплекса АСК НДС-2, обнаружила разрывы по НДС и направила требование руководителю компании «А» явиться для дачи пояснений.

Руководитель компании «А» на беседе не смог пояснить, по каким критериям выбирался деловой партнер «Б», где находился его офис, встречались ли с ним при подписании договора, с кем контактировали при оформлении заявок. С его слов, указанными вопросами занимался менеджер, который в настоящее время уволился. Компанию «Б» порекомендовали знакомые, в первую очередь привлекла цена их услуг.

По мнению налоговой инспекции, имеются основания считать делового партнера «Б» фирмой-однодневкой. Налоговики предложили компании «А» внести корректировки в данные налоговых деклараций и доплатить налоги в бюджет. Чтобы избежать выездной проверки и штрафа, компания «А» добровольно доплатила налог.

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?

Рекомендации для компаний

Чтобы не допустить такой ситуации, организациям можно посоветовать следующее:

1. Перед каждой сделкой запрашивать документы у контрагента, подтверждающие реальность его экономической деятельности и наличие ресурсов выполнить обязательства по договору.

Не забывайте сохранять данные в специальном досье на контрагента в свободной форме: оно понадобится, если у налоговой все же возникнут вопросы.

2. Включать в договоры заверение об обстоятельствах.

Пример формулировки для договора оказания услуг: «Исполнитель обязуется возместить имущественные потери Заказчика, если на основании решения налогового органа будут предъявлены требования по причине не подтверждения налоговым органом права Заказчика на вычет сумм НДС и (или) отказа налогового органа в признании права Заказчика на включение в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций стоимости поставленных товаров по Договору».

Жалобы не являются основанием для проверок, но могут привлечь внимание налоговой

Некоторые компании по разным причинам сталкиваются с угрозами или шантажом со стороны контрагентов, конкурентов и других лиц. Суть угрозы заключается в том, что они напишут жалобу в налоговую инспекцию, так как налогоплательщик нарушает налоговое законодательство.

Л. написала заявление в налоговую о проверке компании, в которой учредителем и директором является ее бывший супруг. Налоговая инспекция отреагировала на ее заявление и направила в адрес компании требование о необходимости явиться для дачи пояснений с ссылкой на подп. 4 п. 1 ст.31 НК РФ. В беседе бывший супруг заявителя дал необходимые пояснения о финансово-хозяйственной деятельности компании. Оснований для налоговой проверки инспекторы не нашли.

Безусловно, по возможности конфликтные ситуации лучше решать мирно, так как они могут создать дополнительные проблемы. Однако если конфликт погасить не удается — не стоит поддаваться угрозам только из-за налоговых рисков. Нет оснований думать, что жалоба обязательно повлечет проверку.

Мораторий на проверки бизнеса в 2022 году

Правительство РФ постановлением Правительства от 10 марта 2022 г. № 336. Некоторые компании сочли, что на налоговые проверки этот мораторий тоже распространяется. Однако это не так.

Дело в том, что этот документ отменяет проверки, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Так, в рамках этого закона проводят проверки Рострудинспекция, Роспотребнадзор, Госпожнадзор.  Налоговый же контроль изъят из сферы применения данного закона (подп. 1 п. 5 ст. 2). Тем самым, постановление Правительства установило мораторий в отношении неналоговых проверок. Налоговые проверки мораторий не затрагивает.

Больше проверок:  Безопасная и надежная база данных проверки IP для точной идентификации

Ульяна Фадеева,

юрист-эксперт сервиса проверки контрагентов

Для New Retail

Мораторий на налоговые проверки малого и среднего бизнеса до конца 2022 года вступил в силу согласно распоряжению правительства РФ. Мораторий распространяется не на всех и касается только плановых проверок.

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Кто освобождается от плановых проверок

Мораторий на налоговые проверки освобождает далеко не всех субъектов предпринимательства и не во всех случаях. Даже если вы освобождены, это еще не значит, что проверка не придет.

Согласно постановлению Правительства РФ мораторий на налоговые проверки распространяется на:

  • некоммерческие организации с численностью до 200 сотрудников (кроме политических партий и иностранных агентов);
  • ИП и организации малого и среднего бизнеса.

Что может послужить причиной внеплановой проверки

Мораторий на налоговые проверки в 2022 году не значит, что проверки проводиться больше не будут. Бизнес будут контролировать также как и раньше. Что может послужить причиной для внеплановой проверки освобожденных:

  • Поручение президента или правительства РФ относительно организации, индивидуального предпринимателя или физического лица.
  • Если проверка осуществляется в рамках предписаний предыдущей проверки, например, ИП должен показать, что приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы жизни и здоровья граждан.
  • Если был замечен факт угрозы и причинения вреда жизни и здоровью граждан или имеется опасность возникновения ЧС (такая проверка обычно согласовывается с прокуратурой).
  • Если были выявлены недостоверные сведения в лицензиях и аналогичных документах или проверка осуществляется с перед тем, как восстановить лицензию.
  • Проверка по требованию прокуратуры на основании материалов конкретного дела или обращения граждан.
  • Если был обнаружен факт нарушения законодательства РФ.
  • Приостановка деятельности организации принудительно.

С июля 2020 года ИФНС проводит инспекционные визиты, длительность проверки при этом достигает 10 дней. Проверку бизнеса могут организовать не только налоговые органы, но и: ПФР, ФСС, Роспотребнадзор и др.

Мораторий на налоговые проверки в 2022 году

Постановление Правительства России №1520 от 08.09.2021 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»  продляет мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Исключением являются:

  • организации и предприниматели, деятельность которых может представлять опасность для граждан, или является государственной тайной.
  • вредные производства,
  • ИП и организации, где были выявлены нарушения за последние три года,
  • организации, у которых в течение последних трех лет был дисквалифицирован руководитель,
  • ИП и организации,деятельность которых приостанавливалась в последние 3 года по решению контролирующих органов,
  • ИП и организации, которые временно или полностью лишались лицензии за последние 3 года,
  • организации и предприниматели с лицензируемыми видами деятельности,
  • фирмы, которые должны проводить финансовый аудит на обязательной основе,
  • предприятия атомной промышленности.

Мишустин утверждает, что освобождение коснется примерно 100 тысяч предпринимателей и организаций по всей России.

Примерный список освобожденных от налоговых проверок бизнеса в 2022 году во многом совпадает с перечнем компаний за 2021 год. Разница в том, что мораторий на налоговые проверки бизнеса в 2021 году не включал в себя организации медицины, образования, производства драгметаллов и камней, организации социальной сферы. Проверки бизнеса Налоговой не будут распространяться на эти компании в 2022 году.

Информация о плановых проверках

Примерный план проверок на год можно узнать на сайте Генпрокуратуры, так план проверок на 2021 год был опубликован на сайте еще в 2020. Посмотрев список, можно узнать ждет ли того или иного налогоплательщика плановая проверка.

Где искать список плановых проверок:

  • открыть сайт генпрокуратуры
  • перейти во вкладку под названием «единый реестр проверок»
  • в строке поиска ввести название, ИНН или ОГРН организации
  • 0 КНМ — проверок не будет

Если проверка планируется, то появится информация:

  • ИНН или ОГРН
  • название организации или ИП
  • адрес
  • дата и цель выездного мероприятия
  • государственный орган осуществляющий проверку

Внеплановые проверки бизнеса

Если проверка по организации не запланирована, это еще не значит, что не будет проведена внеплановая. Обычно такие незапланированные проверки проводят в результате выявления каких-либо нарушений.

Какие могут быть основания для назначения внеплановых налоговых проверок:

  • Если налогоплательщик на специальном налоговом режиме несколько раз приближается к крайним значениям, то Налоговая может заподозрить схему дробления бизнеса (чтобы сохранить спецрежим) для уклонения от уплаты налогов. Например, для УСН — это число сотрудников до 100 и максимальная прибыль до 150 миллионов рублей; для патента — до 15 сотрудников, а доход — до 60 миллионов рублей; для единого сельскохозяйственного налога — максимальное число работников до 300, а доля прибыли от сельскохозяйственной деятельности выше 70% от общей прибыли.
  • Если бизнес убыточен свыше трех лет. В первый год, когда чистые активы организации меньше минимального капитала, ФНС присылает уведомление о том, что организацию могут ликвидировать. На второй год Налоговая также высылает уведомление, при этом наблюдая за деятельностью налогоплательщика. На третий год ИФНС пришлет требование по ликвидации предприятия.
  • Если были большие вычеты по НДС за минувший год. 89% от годовой суммы НДС — максимальная доля вычета. Если вы приближались к пороговой величине, проверка не заставит себя ждать.
  • Если были нарушены сроки сдачи отчетности. Нарушение сроков влечет за собой штрафы, размер которых зависит от вида отчетности и курирующего законодательного акта.
  • Если были нарушены сроки и порядок оплаты налогов и взносов по страхованию. Помимо обычных налогов малый и средний бизнес может платить НДФЛ и страховые взносы. Так индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы не зависимо от наличия дохода.
  • Если вы используете кассовые чеки без указания номенклатуры. В чеке обязательно должно быть понятное покупателю название товара или услуги.
  • Если в чеке есть недостоверные сведения, например, указана не та система налогообложения.

Важно! Если ИФНС неожиданно потребовала от организации или ИП полный пакет документов, сведения о ведении бизнеса и другую информацию нужно быть настороже. Проверьте список недавних контрагентов, возможно, среди них есть тот, кто находится под подозрением и особым вниманием контролирующих органов.

Какие еще могут быть основания для налоговых проверок бизнеса:

  • Налоговая база содержит ошибки и неверные данные,
  • Вы платите налоги меньше, чем в среднем платят в вашей отрасли,
  • Финансовые показатели за год резко отличаются от предыдущего года,
  • Налоговая располагает данными резко противоречащим сданной отчетности,
  • Есть нарушения по срокам подачи отчетности и уплаты налогов.

Еще один повод для выездной налоговой проверки малого бизнеса — когда конкурент подал на вас жалобу с обвинениями в контролирующие органы.

Какие бывают налоговые проверки бизнеса

Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:

*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).

Налоговые проверки малого бизнеса

Чтобы понять, есть ли риск проведения налоговой проверки, нужно задать себе несколько вопросов. Если хотя бы один из ответов будет положительный, есть вероятность того, что Налоговая инспекция навестит вас в ближайшем будущем.

  • Правильно ли указан ваш режим налогообложения в кассовом чеке? Если нет, то можно получить штраф в размере 3 тысяч рублей.
  • Есть ли номенклатура в чеке, правильно ли она внесена, указано ли количество приобретаемых товаров или услуг, их цена за единицу и общая? Если чек оформлен не правильно или не указана номенклатура, то штраф может составить около 10 тысяч рублей.
  • Если у вас режим налогообложения УСН и количество работников до 100, приближался ли годовой доход к сумме в 150 миллионов рублей? Любое уклонение от неуплаты налогов может повлечь за собой штраф в размере 40% от суммы неуплаченных налогов или даже уголовную ответственность.
  • Превышают ли расходы доходы, ведется ли бизнес убыточно болел 3 лет? Если да, возможна принудительная ликвидация.
  • Больше ли вычет по НДС 89% от годовой суммы налога? Возможен штраф в сумме 40% от НДС к уплате.
  • Нарушали ли вы сроки подачи отчетов? Если да, то возможен штраф в сумме до 500 тысяч рублей (зависит от вида отчета).
  • Полностью ли оплачивались налоги и страховые взносы за прошлый период? Если да, возможен штраф в сумме 40% от неуплаченных денег.

Еще одной важной причиной налоговых проверок может послужить несоблюдения законодательства по цифровой маркировке товаров.

Маркировка и налоговые проверки бизнеса

Налоговые проверки малого бизнеса в 2022 году могут вызвать несоблюдения правил и требований маркировки товаров. Особое внимание ИФНС могут вызвать:

  • Продажи немаркированных товаров для которых маркировка обязательна. Все товары, которые подлежат маркировке в обязательном порядке, должны иметь цифровой код DataMatrix на упаковке. Код нужно считывать при продаже на кассе. Производство, перевозка, продажа и хранение немаркированных товаров может привести к проверкам и крупным штрафам, а в особых случаях даже уголовной ответственности.  Весь товар без идентификационных знаков обязательно конфискуют.
  • Если коды маркировки плохо считываются. Произойти подобное может по многим причинам, например, если код просто затерся или покрыт чем-то. Если товар имеет код маркировки, который невозможно считать, его обязательно нужно перемаркировать.
  • Если данные кода маркировки не совпадают с данными в УПД на товар, такой товар подлежит возврату поставщику, его продавать нельзя.
  • Если осуществляется продажа товаров с поддельными кодами маркировки. В таком случае проверка — это не самое страшное. Возможна уголовная ответственность на срок до трех лет.
Больше проверок:  Портал egz и единая информационная система в сфере закупок

Что делать, если вас ждет проверка

Если вы нашли себя в списке плановых проверок, но на вас распространяется мораторий на налоговые проверки малого бизнеса до 2022 года, игнорировать полученные сведения не стоит.

Что делать в таком случае? Нужно попробовать исключить свою организацию (ИП) из списка проверок, для этого необходимо:

  • Подать заявление по форме №1268 (Об утверждении правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки юридического лица и ИП из ежегодного плана правовых проверок).
  • Приложить необходимые документы (справку о количестве работников, необходимую финансовую отчетность и др.).

После подачи заявление будет рассмотрено в течение 10 рабочих дней. Итогом должно стать исключения организации из списка проверяемых или отказ с указанием причины. Если проверка уже начата, заявление также можно подать. В таком случае проверки на период рассмотрения заявки будут приостановлены.

Как подготовиться к налоговой проверке

Налоговая проверка бизнеса не значит, что ИФНС сможет получить любые данные, какие только захочет от любого сотрудника. У проверяемого и проверяющего есть свои права и обязанности. Осуществить проверку малого и среднего бизнеса могут только в присутствии собственника (руководителя) или доверенного лица. Только руководители или доверенное лицо могут давать отчет о ведении финансовой и хозяйственной деятельности организации (ИП). Сотрудники же могут давать разъяснения только касательно своей работы и в рамках занимаемой должности, а не комментировать работу всей фирмы.

Чаще всего в ходе налоговых проверок малого и среднего бизнеса выявляют 7 видов нарушений.

Чтобы подготовиться к налоговой проверке бизнеса важно учесть правильное оформление документов и аргументацию событий:

  • Заключение гражданско правового договора (могут быть нечетко прописаны права и обязанности работодателя и работника).
  • Оформление трудового договора (обычно работодатели составляют документ с ошибками или вовсе от него уклоняются).
  • Выплата зарплаты соответствующей договору (работник может не получать все причитающееся или получать ЗП в конверте).
  • Обучение по технике безопасности, медосмотры (работник должен допускаться к труду только пройдя необходимые медицинские осмотры и предоставив справки).
  • Учет работы и оплата труда при привлечении работника в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни.
  • Увольнение сотрудника по желанию работодателя (больше всего нарушений выявляют при сокращении сотрудников и при закрытии фирмы).
  • Размер оплаты труда должен быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Права ИП или организации в ходе проверки

Законодательство защищает бизнес в ходе проведения внеплановых налоговых и иных проверок. Так, например, можно узнать, с какой целью осуществляется проверка, можно потребовать документы, на основании которых она совершается, не подписывать лишние документы и вообще не соглашаться с итогами.

По закону предприниматель может:

  • присутствовать при проверке своего бизнеса, вызвать адвоката, юриста.
  • проверить документы на основании которых проводится проверка.
  • не предоставлять сведения и документы не указанные в приказе проверке (не по теме).
  • не предоставлять документацию, которую может выдать другой контролирующий орган (налоговая должна сама запрашивать необходимые документы в таких инстанциях).
  • не осуществлять заверение документов у нотариуса (если работает без печати). Можно просто написать «верно» и поставить подпись. Электронные документы подписываются с применением электронных подписей.
  • Не подписывать акты взятия проб и образцов, проведения исследований.
  • В случае превышения срока в 10 дней можно потребовать прекращения проверки.
  • Можно ознакомится с результатами проверки и не согласиться с ними, обжаловав в суде или в вышестоящей инстанции, на сайте Госуслуг.
  • Потребовать возмещения нанесенного ущерба в случае незаконных действий.

Выводы

От плановых проверок согласно мораторию освобождаются индивидуальные предприниматели и организации малого и среднего бизнеса, а также некоммерческие организации с количеством сотрудников до 200 кроме политических партий и налоговых агентов. Однако запрет распространяется только на плановые налоговые проверки бизнеса, о внеплановых речь не идет. Риск штрафов в 2022 году только возрастает.

Вопрос-ответ

Да, несмотря на то, что на ИП распространяется мораторий на 2022 год, это еще не значит, что плановая или внеплановая проверка не будет произведена. Если вы нашли себя в списке проверок, то проверка однозначно будет. Нужно предпринимать действия.

Если ваша организация или ИП за последние 3 года совершала ошибки при сдаче отчетности (подавала недостоверные сведения) или сдавала отчеты не вовремя, можно ожидать проверку ИФНС.

Если ваша организация или ИП не соблюдали сроки уплаты налогов или выплатили их не в полном размере, возможна проверка ИФНС и штраф.

Налоговое доказательство

Нужна помощь с бухгалтерским обслуживанием?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем решить все вопросы.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Налоговая проверка — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Как указано в “Концепции планирования выездных налоговых проверок”, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.

Порядок проведения налогового контроля в виде налоговых проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются главой 14 Налогового кодекса.

Кто проводит проверку?

Налоговый контроль проводят должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральные проверки

Камеральную (документальную) налоговую проверку практически постоянно проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Проверка проходит в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 88 Налогового кодекса РФ). При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст.

81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации.

Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки.

В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной приоритетной формой налогового контроля налоговых органов.

Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок.

На основании камеральных проверок, налоговые органы, руководствуясь определенными критериями, отбирают налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Налоговое доказательство

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Выездные налоговые проверки

Согласно 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определяет критерии налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.

  • Вот эти критерии на сегодняшний день:
  • 1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;
  • 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  • 4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
  • 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
  • 7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п;

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Таким образом, система планирования выездных налоговых проверок, которая доступна каждому налогоплательщику, позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки.

Необходимо иметь в виду, что налоговые органы, в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ, наделены широким полномочиями требовать документы осматривать помещения, проводить выемки документов, проводить допросы свидетелей. Весь этот арсенал прав налоговики используют без стеснения, если дело доходит до выездной проверки.

Более того, поскольку выездной проверке предшествует камеральная, налоговые органы точно знают куда смотреть и о чем спрашивать. Это нужно иметь ввиду для того, чтобы объективно оценивать риски проверки и начисления дополнительных налогов и штрафов.

Встречные налоговые проверки

Любая налоговая проверка может обернуться встречной проверкой. Встречная проверка проводится для подтверждения реальности хозяйственных операций.

Например, камеральной проверкой установлены затраты на покупку молока у фирмы, основной вид деятельности которой переработка металлолома.

Обнаружив такую странную операцию, налоговики попросят металлоломщиков показать свой экземпляр счета-фактуры и проверят его отражение в соответствующей декларации. Это и будет встречная проверка.

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  • те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  • и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.
Больше проверок:  Прокуратура ЦАО г. Москвы

Безусловных нарушений два:

  • Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  • Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой  проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  • Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  • Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  • Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  • Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Обязательно необходимо понимать, что решение по дополнительным основаниям не отменят, если нарушения установлены и подтверждены законными доказательствами. Для недопущения нарушений налоговых органов обращайтесь за квалифицированной помощью адвоката по налоговым преступлениям.

Краткий перечень нарушений, который поможет оперативно сориентироваться и оспорить решение налоговых проверок

Решение можно оспорить если:

  • Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела;
  • Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем;
  • В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка;
  • Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ;
  • Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ;
  • Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Обращайтесь за юридическим сопровождением налоговых проверок только к опытным специалистам!

Рекомендуем к прочтению:

5 причин посадить честного предпринимателя

Налоговые проверки бизнеса в 2021 году

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки — только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов

  • Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.
  • Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.
  • Возможные процедуры:
  • Истребование документов у налогоплательщика,
  • Истребование документов у контрагентов,
  • Допрос свидетелей,
  • Проведение экспертизы,
  • Участие переводчика или стороннего эксперта,
  • Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.
  • Выездная налоговая проверка — проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.
  • Срок проведения — 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).
  • Возможные процедуры:
  • инвентаризация,
  • осмотр,
  • выемка,
  • требование документов (информации),
  • Экспертиза,
  • допрос,
  • вызов свидетеля,
  • получение экспертного заключения,
  • привлечение переводчика.

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Актуальный ежегодный график планов проверок

Информацию можно посмотреть на сайте Генеральной Прокуратуры РФ, ФГИС “Единый Реестр Проверок”.

Налоговое доказательство

Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.

Налоговое доказательство

Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

  • осуществляющие деятельность в социальной сфере,
  • организации здравоохранения,
  • образовательные организации,
  • сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
  • предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

  • компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;
  • субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);
  • Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

Основание — Постановлению Правительства от 30.11.2020 № 1969.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

  • Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).
  • Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.
  • Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.
  • Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

  • Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.
  • Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.
  • Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).
  • Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).
  • Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.
  • Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.
  • Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.
  • Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
  • Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

  • информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;
  • обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;
  • меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;
  • объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
  • консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;
  • самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;
  • профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные
  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС
  • создают счета и договора
  • заполняют декларации
  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.