Вчера Госдума приняла в первом чтении удивительный с правовой точки зрения законопроект. Его официальная цель – регулирование «применения положений» Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов России на четырёх «присоединённых» территориях. По сути депутаты предлагают установить там правовой режим в стиле «дикого Запада» или даже Средневековья. Главное положение законопроекта – отказ от уголовного преследования за абсолютно любое преступление, если оно было совершено «в защиту интересов Российской Федерации». Опрошенные «Улицей» эксперты не стесняются в выражениях, комментируя эту идею.
10 апреля 2018
Подбор любого сотрудника – это сложный процесс анкетирования, интервьюирования и тестирования. Еще более сложным является адаптация нанятого сотрудника, контроль и эффективное управление им. Привлекая новых людей в команду, мы должны знать их сильные и слабые стороны. Но, что еще более важно, мы должны знать о тех рисках, которые может повлечь за собой найм того или иного человека. Сегодня поговорим о возможных рисках, если работодатель не осуществляет периодические проверки своих сотрудников.
Речь об оценке благонадежности того или иного кандидата уместно начать с актуального вопроса обработки его персональных данных. Сразу отвечу на вопрос большинства сотрудников служб безопасности и кадровиков о легальности осуществления обработки, в том числе проверки персональных данных соискателей и работников. Это возможно только на основании согласия субъекта персональных данных на такую обработку (ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных”, далее – Закон о персональных данных). Впрочем, согласие получить довольно легко – как правило, пункт о нем имеется в анкете каждого кандидата, которая заполняется перед проведением собеседования. Трудоустройство гражданина и заключение с ним трудового договора являются и одними из самых распространенных оснований для обработки его персональных данных. Наконец, согласно ч. 1 ст. 22 Закона о персональных данных вы, как работодатель, не обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных нанимаемых сотрудников.
Итак, вы на легальных правовых основаниях получили анкету соискателя вакантной должности в вашей организации. Теперь перед вами стоит задача проверить достоверность изложенных в анкете сведений и выявить возможные риски для сотрудничества с данным кандидатом. Закон о персональных данных позволяет нам дальнейшую обработку и проверку персональной информации при условии соблюдения нескольких условий: наличия согласия на эту обработку, использования исключительно общедоступных источников персональных данных и нераспространения результатов обработки третьим лицам (ст. 5-9 Закона о персональных данных).
Согласие на обработку у нас уже получено, поэтому перейдем к такому понятию, как “общедоступные персональные данные”. По определению к ним относятся персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. Говоря простым языком – это все те данные, к которым вы можете получить свободный доступ, то есть материалы в Интернете, проверка рекомендаций кандидатов и пр. Но нас, прежде всего, интересуют именно регулярно обновляемые источники информации из глобальной паутины.
К числу таких онлайн-источников можно отнести:
- ресурсы, содержащие сведения о нахождении физических лиц в розыске (Интерпол, МВД, ФССП, ФСИН, Росфинмониторинг: https://www.interpol.int/notice/search/wanted, http://fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act, https://mvd.ru/wanted, http://fsin.su/criminal/, http://fssprus.ru/iss/ip_search);
- ресурсы, предназначенные для проверки действительности основных документов физического лица (паспорта, ИНН, диплом вуза): https://demo.checku.co/checkid/, https://service.nalog.ru/inn.do, http://frdocheck.obrnadzor.gov.ru/;
- ресурсы, содержащие сведения о наличии у физического лица проблемных задолженностей (кредитов, налогов, исполнительных производств и залогов, банкротство кандидиата): https://www.unirate24.ru/, https://peney.net/, http://fssprus.ru/iss/ip, https://www.reestr-zalogov.ru/state/index#, https://bankrot.fedresurs.ru/;
- ресурсы, содержащие сведения об участии физического лица в судопроизводстве (уголовном, административном или гражданском): https://sudrf.ru/;
- ресурсы, содержащие сведения об участии физического лица в деятельности субъектов предпринимательства (юридических лиц или ИП): https://zachestnyibiznes.ru/, https://огрн.онлайн/;
- аккаунты проверяемых физических лиц в социальных сетях: https://yandex.ru/people, https://pipl.com/.
По статистике нашей организации около 15% кандидатов оказываются, в той или иной степени, “проблемными”.
Так какие же риски могут возникнуть у работодателя, если он наймет такого работника?
Во-первых, если вы наймете человека, находящегося в розыске, то руководителя предприятия могут привлечь к уголовной ответственности за укрывательство преступника (ст. 316 Уголовного кодекса). В этой связи не стоит игнорировать и проверку действительности документов кандидата, так как они могут попросту оказаться поддельными. Также не стоит слепо доверять рекомендациям (и письменным, и устным) кандидата, их можно запросто подделать.
Во-вторых, долговые проблемы соискателя – это риск того, что он будет решать финансовые трудности за счет работодателя. Более того, работодателя могут обязать погасить налоговые долги работника, а в случае отказа оштрафовать.
В-третьих, риски совершения имущественных правонарушений могут быть повышены в организациях, которые наняли сотрудника ранее судимого за мошенничество, кражу или иной вид имущественных преступлений. Равно как не стоит ждать служебного рвения по пятницам от лиц, часто привлекавшихся к административной ответственности за употребление алкогольных напитков или наркотиков.
В-четвертых, наличие у кандидата своего бизнеса – серьезный повод поинтересоваться, а зачем ему вообще работа? Может быть, он является номинальным руководителем и занимается незаконной деятельностью. Или он – ваш конкурент и, устроившись на работу в данную организацию, хочет украсть секреты производства.
Наконец, в-пятых, не игнорируйте социальные сети. В моей практике попадались преступники, которые подделывая документы, трудоустраивались в транспортные перевозки, а потом исчезали вместе с грузом. Большинство из них, забывало о том, что паспорт, в котором они переклеили фотографию, тоже имел владельца, а владелец имел аккаунт в соцсети. Правда, уже со своей реальной фотографией.
Проверив однажды, при приеме на работу, кандидатов, не стоит пренебрегать периодическими перепроверками уже работников. Дело в том, что судопроизводство в России носит достаточно длительный срок, поэтому не всегда актуальная информация о соискателе будет доступна в онлайн-формате на момент проверки. Более того, степень благонадежности работника может быть ухудшена уже в процессе работы. Поэтому я рекомендую нашим клиентам осуществлять такие перепроверки не реже чем один раз в полугодие.
Вместо упорядочивания практики – новые проблемы подследственности?
23 августа «АГ» опубликовала новость о представленном для общественного обсуждения проекте поправки в ст. 151 УПК РФ, согласно которой следователям СКР предоставляется право производства предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.
125, 151 и 156 УК РФ, в случае их выявления в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.
Кроме того, к их подследственности планируется отнести дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления в случае выявления данного факта в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором.
Минюст предлагает расширить полномочия следователей СКР по делам несовершеннолетнихК их подследственности могут быть также отнесены дела по преступлениям небольшой и средней тяжести, связанным с оставлением в опасности, неисполнением обязанностей по воспитанию и вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных деяний
Предложенная Минюстом поправка, расширяющая полномочия следователей СКР по делам о преступлениях в отношении несовершеннолетних, представляется крайне противоречивой и излишне нагроможденной, и вот почему.
Напомню, в законопроект предлагается ввести новый подп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, согласно которому следователи СКР могут расследовать дела о преступлениях, предусмотренных следующими нормами УК РФ:
- ст. 125, 151 и 156 – если преступления выявлены ими в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, указанных в подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
- ст. 150, если это преступление выявлено в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в порядке п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
Если зеркально поменять местами статьи и основания для расследования, возникает обоснованный вопрос: к какой подследственности отнести дела о преступлениях, предусмотренных ст. 125, 151 и 156 УК РФ, если они будут выявлены следователями СКР в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в порядке п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ?
Аналогичный вопрос возникает в отношении дел о преступлениях по ст. 150 УК РФ в случае их выявления следователями СКР в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.
То есть новелла, предложенная Минюстом, даже при поверхностном анализе представляется несовершенной и способной вместо упорядочивания правоприменительной практики породить новый круг нерешенных вопросов ведомственной подследственности.
При этом по ряду квалифицирующих признаков преступления, предусмотренные ст. 150 и 151 УК РФ, и так относятся к категории тяжких, а по уголовным делам о преступлениях по ст.
125 и 156 УК РФ предварительное расследование проводится в форме дознания.
В итоге конструкция представляется крайне неудачной, поскольку противоречит изначальному содержанию форм предварительного следствия и дознания и окончательно загромождает понимание соотношения этих институтов.
Вместе с тем, по моему мнению, из буквального толкования нормы подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ вытекает возможность расследования следователями СКР уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, независимо от тяжести деяния.
Данное утверждение основано на анализе смежных норм ст. 151 УПК РФ.
Так, в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ при перечислении субъектов преступления (совершенного определенными лицами) используется союз «а также», когда речь идет о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц.
В анализируемой норме используется союз «и»:
«г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;»
В русском языке использование союзов «и» или «а также» однозначно определяет понижающую интонацию, показывающую, что перечисление завершено. Использование союза «и» объединяет перечисленные объекты в одну семантическую группу.
Союз «а также» действует немного иначе: объединяет предыдущее множество объектов в одну семантическую группу и добавляет к ним выделенный объект.
Это может быть сделано с целью либо противопоставления, либо присоединения объекта другой природы.
Таким образом, положения подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК состоят из двух равных групп общей природы:
- о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними;
- о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.
То есть, как представляется, все уголовные дела о преступлениях, по которым потерпевшими являются несовершеннолетние, подследственны СКР.
В практике встречаются случаи, когда согласно приведенному толкованию адвокаты успешно ходатайствовали перед следственными органами о передаче уголовных дел от дознавателей и следователей МВД России в подразделения СКР.
Например, в отделе дознания МУ МВД «Балашихинское» расследовалось уголовное дело по факту конфликта двух женщин на детской площадке. Оно было возбуждено в отношении матери малолетнего Р., повредившей кисть руки потерпевшей.
В ходе очной ставки выяснилось, что причиной конфликта было то, что потерпевшая ударила ребенка Р. По завершении следственного действия сторона защиты заявила ходатайство о регистрации сообщения о преступлении в отношении малолетнего Р.
, которое было внесено в протокол, а также о выдаче талона-уведомления и направлении сообщения о преступлении в органы СКР по подследственности. Дознаватель удовлетворил ходатайство. Была проведена проверка в отношении потерпевшей по факту травмирования малолетнего.
В результате основное дело прекращено в связи с примирением, хотя изначально потерпевшая категорически не желала примиряться с подзащитной.
В некоторых случаях адвокату приходилось ставить вопрос перед прокурором, и зачастую с формулировкой адвоката соглашались.
Так, в ОМВД «Королёвское» расследовалось уголовное дело по ст. 327 УК РФ по факту подделки документов о продаже имущества, принадлежащего несовершеннолетнему. Обращение в прокуратуру с жалобой в порядке ст.
124 УПК РФ с обоснованием позиции о передаче дела в подразделение СКР по подследственности привело к ее удовлетворению. В ходе расследования подразделение СКР выявило дополнительные эпизоды преступной деятельности.
Расследование еще продолжается.
Также состоялись обращения в суд с жалобами в порядке ст. 125 УПК РФ, увенчавшиеся успехом.
Проиллюстрирую случаем из практики. В ОМВД «Жуковский» проводилась проверка по факту причинения легкого вреда несовершеннолетнему. Уголовное дело не возбуждалось на протяжении длительного времени (дознаватель выносил постановления об отказе в возбуждении дела).
Обращение в суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ о нарушении подследственности в соответствии с изложенной позицией привело к отмене прокуратурой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и передаче материала для дополнительной проверки в подразделение СКР. В итоге уголовное дело было возбуждено и установлено виновное лицо.
В любом случае подобное решение органов предварительного следствия и прокуратуры не нарушает прав участников уголовного судопроизводства, а напротив – направлено на защиту прав несовершеннолетних, пострадавших от преступлений.
Понятно, что правоприменитель вправе толковать данную норму иначе. Однако если правильно понимать волю законодателя, норма, предусмотренная подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, направлена на защиту прав несовершеннолетних в широком смысле.
Именно поэтому уточнение подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ: «г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних;» – могло бы снять все споры при толковании на практике.
В заключение хотелось бы прокомментировать ряд позиций, высказанных экспертами в новости «АГ».
В частности, не согласен с позицией юриста Кирилла Кравченко о том, что предлагаемая поправка является законодательным ходом, предпринятым для упрощения производства предварительного расследования, когда несколько дел соединены в одно, поскольку, если дела уже соединены и находятся в производстве следователя подразделения СКР, нет оснований для выделения в отдельное производство и передачи в другой орган новых дел, даже если часть преступлений по расследуемому делу ему не подследственны.
Кроме того, статистический учет раскрываемости уголовных дел по преступлениям по ст. 125, 150, 151 и 156 УПК РФ не ведется и при ранжировании показателей работы СКР эти данные не учитываются.
В отношении доводов адвоката Александра Рязанцева о том, что возложение на следователей дополнительно дел о преступлениях небольшой и средней тяжести увеличит нагрузку на них и в перспективе потребует расширения штата, отмечу, что, несмотря на регулярное увеличение нагрузки на следователей СКР с 2007 г.
(передача в исключительную компетенцию дел о налоговых, должностных, коррупционных преступлениях, а также о преступлениях в отношении несовершеннолетних и др.), расширения штатной численности не требовалось. Напротив, наблюдается тенденция к сокращению числа следователей на местах.
Таким образом, ожидать с принятием проекта поправки в УПК РФ перспективы расширения штата СКР и, как следствие, – увеличения бюджетных расходов, полагаю, не приходится.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Марий Эл
Прокуратура Республики Марий Эл разъясняет: Подследственность уголовных дел, расследуемых следователями Следственного комитета Российской Федерации
Статьей 151 УПК РФ предусмотрена подследственность уголовных дел органам предварительного расследования.
Установлено, что следователями Следственного комитета Российской Федерации проводится предварительное расследованием по наиболее тяжким, сложным и резонансным делам.
К их числу отнесены убийства, изнасилования, террористические акты, преступления, совершенные должностными лицами, о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних и др.
В ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, зачастую выявляются другие преступления небольшой и средней тяжести.
Федеральным законом от 01.07.2021 №285-ФЗ «О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» к подследственности Следственного комитета Российской Федерации отнесено расследование преступлений предусмотренных ст.ст.
125 УК РФ («Оставление в опасности»), 151 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий») и 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»), в случае их выявления следователями Следственного комитета РФ в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также ст. 150 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»), в случае их выявления следователями Следственного комитета РФ в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в установленном порядке.
Названное изменение направлено на усиление защиты прав несовершеннолетних потерпевших, особенно в случаях совершения преступлений лицами, обязанными заботиться о них.
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Подследственность Следственного комитета Российской Федерации
- ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится в соответствии с подследственностью, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:
— о преступлениях против жизни и здоровья — это убийства и все случаи неестественного наступления смерти (ст.ст.105-110, ч. 4 ст.111 УК РФ), ст. 120 УК РФ (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации);
— о преступлениях против свободы, чести и достоинства личности (ст.126 УК РФ похищение человека, ст.127 УК РФ часть 2 и 3 — незаконное лишение свободы, совершенное при отягчающих обстоятельствах; торговля людьми и использование рабского труда ст. 127.1 — 127.2 УК РФ; незаконное помещение в психиатрический стационар ст.128 УК РФ);
— о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (изнасилования, иные действия сексуального характера ст. ст. 131-135 УК РФ);
— о преступлениях против конституционных прав граждан (ст.ст. 136- 149 УК РФ);
— о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст.170.1 УК РФ, ст. 171.2 УК РФ; злоупотребление ст.ст. 185-185.6 УК РФ; уклонение от уплаты налогов и сборов ст.ст.198-199.2 УК РФ);
— о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм ст.ст.205-205.2 УК РФ, 205.3-205.5. ст.ст.208-212.1 УК РФ, ст.ст.215, 215.1, 216-217.2 УК РФ, ст. 227 УК РФ);
— о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст.235.1, 237-239, 240.1, 242.1, 242.2 УК РФ);
— об экологических преступлениях (ст. ст. 246-249, ч.2 и 3 ст.250 УК РФ, ч.2 и 3 ст. 251-252 УК РФ, ч.2 и 3 ст.254, ст.255, ч.2 и 3 ст.258.1 УК РФ);
— о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263-263.1 УК РФ, ст. ст. 269-271, 271.1 УК РФ);
— о преступлениях против конституционного строя (ст. 279 УК РФ, ст.ст.282-282.3, 284.1 УК РФ);
— о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — коррупционные преступления (ст.ст.285-291.1, 292-293, ч.2 и 3 ст.294, 295, 296, 298.1-305 УК РФ);
— о преступлениях против порядка управления, применение насилия в отношении представителя власти (ст. ст. 317, 318, 320, 321, 327.2, ст.328, 330.1, 330.2 УК РФ);
— о преступлениях против военной службы, мира и безопасности человечества (ст.ст.332-354.1, 356-361 УК РФ);
а также предварительное следствие по уголовным делам:
— о всех тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 4 и ч. 5 ст. 15 УК РФ), совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
— о преступлениях, совершенных:
- членом Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутатами всех уровней, членом выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления
- судьями, присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия
- Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем и аудитором Счетной палаты;
- Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
- Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты Российской Федерации
- прокурором;
- Председателем Следственного комитета Российской Федерации
- руководителем следственного органа;
- следователем;
- адвокатом;
- членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
- зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы, зарегистрированным кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных выше лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
- Следственного комитета Российской Федерации
- органов федеральной службы безопасности
- Службы внешней разведки Российской Федерации
- Федеральной службы охраны Российской Федерации
- органов внутренних дел
- учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
- таможенных органов Российской Федерации
- военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы
- лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации
- других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона,
- а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
- О Б Р А З Е Ц З А Я В Л Е Н И Я
- Руководителю Следственного
- управления Следственного комитета Российской Федерации
- по Хабаровскому краю
- ___________
- (Фамилия, имя, отчество)
- проживающего:
- улица, дом, корпус, квартира, контактный телефон)
- Об уголовной ответственности по ст.306 Уголовного кодекса Российской Федерации за заведомо ложный донос о совершении преступления предупрежден
- ___________________ ( ___________________________ )
подпись Ф.И.О.
- З А Я В Л Е Н И Е
- о преступлении
- __________________________________________________________________
- Излагается содержание заявления о преступлении: место, время, обстоятельства
- происшедшего, наступившие последствия (материальный ущерб,
телесные повреждения), имеющиеся данные о лице, совершившем преступление и т.д.
- __________________________________________________________________
- Приложение: (могут прилагаться материалы и документы, указывается количество листов в приложении).
- ________ ______________________ ( ________________________________ )
дата подпись Ф.И.О.
Подследственность уголовных дел
На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.
Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.
Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.
Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.
Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 104 юристов на RTIGER.com
Что такое подследственность?
В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.
- Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
- Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.
При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.
Виды подследственности
Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.
Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.
Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.
Предметная подследственность
Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:
- органы дознания и следствия;
- отдельные органы дознания;
- отдельные органы предварительного следствия.
Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.
Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.
Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.
Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.
Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.
Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:
- убийства — умышленные и по неосторожности;
- изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
- нарушение конституционных и гражданских прав;
- преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.
ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:
- государственная измена;
- диверсии и терроризм;
- шпионаж;
- незаконное пересечение границы;
- изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.
Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.
Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:
- причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
- неоказание помощи больному;
- работорговля;
- кража;
- мошенничество;
- вымогательство;
- грабеж;
- разбой и т.д.
Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.
Территориальная подследственность
Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.
Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.
Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.
Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.
В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.
Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.
В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.
Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:
- местонахождением обвиняемого;
- местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
- профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
- разбросом мест преступления и т.д.
А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.
Персональная подследственность
Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.
Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.
Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.
Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.
Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.
Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.
Альтернативная последовательность и связь дел
Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.
Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.
Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.
Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.
К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.
Подследственность на примерах
Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом Прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.
Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.
Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.
А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.
Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.
Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.
В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.
Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?
А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.
Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.
В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.
- Подследственность
- Обстоятельства, подлежащие доказыванию
- Формы предварительного расследования
Прекращение приравняют к отказу
Статья 4 законопроекта тоже чисто «переходная». Она предусматривает, что «решение о прекращении производства в связи с отсутствием события уголовного правонарушения, в связи с отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения или в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого), вынесенное на территориях Запорожской и Херсонской областей до 30 сентября 2022 года, имеет силу решения об отказе в возбуждении уголовного дела». Говоря проще, решение о прекращении уголовного преследования будет приравнено к постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.
В интересах революции
З аконопроект «О применении положений УК и УПК РФ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области» подготовили и
внесли главные законотворцы последних лет – сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников. В этот раз к ним присоединилась депутат, к.ю.н. Ирина Панькина (ЕР). На первый взгляд это типичный для ситуации «переходного правосудия» документ. В нём 13 страниц – и большая их часть посвящена «урегулированию вопросов интеграции» четырёх территорий. Вот типичный пункт законопроекта: «Вступившие в законную силу судебные решения, принятые на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области до 30 сентября 2022 года, имеют ту же юридическую силу (в том числе для целей исполнения уголовного наказания), что и судебные решения, принятые на территории РФ». Или другой пример: «Производство предварительного расследования преступлений, уголовные дела которых находились в производстве органов предварительного расследования ДНР и ЛНР до 30 сентября 2022 года, продолжается в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ».
Однако между этими чисто юридическими положениями в тексте законопроекта «запрятано» принципиально важное новшество. Его стоит процитировать целиком.
1. Преступность и наказуемость деяний, совершённых на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до 30 сентября 2022 года, определяются на основании уголовного законодательства Российской Федерации. Поворот к худшему при этом не допускается.
2. Не является преступным и наказуемым деяние, ответственность за совершение которого установлена нормативными правовыми актами Украины, если оно содержит признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, но было направлено на защиту интересов Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики либо охраняемых законом интересов граждан или организаций Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, населения и организаций Запорожской области, Херсонской области.
В пояснительной записке подчёркивается, что подобная индульгенция выдаётся на действия, совершённые до 30 сентября 2022 года. Однако эта дата указана лишь в первой части статьи 2 – так что при буквальном прочтении законопроект не устанавливает временных границ для отказа от уголовного преследования.
Адвокат Михаил Беньяш (внесён в реестр «иностранных агентов») называет эту норму «абсолютно жуткой». «Получается, судья сможет освободить человека от уголовной ответственности за абсолютно любое преступление. Просто потому что сочтёт действие направленным “в защиту интересов Российской Федерации”, – констатирует Беньяш. – Это, во-первых, не имеет отношения к праву. Во-вторых, открывает колоссальные возможности для коррупционных схем. А в-третьих, ставит в очень неоднозначную позицию саму Российскую Федерацию. Страна по сути заявляет: “Совершайте любые преступления в защиту моих интересов, я вам всё прощу”. Это просто дичь».
Такое было у Дюма – когда кардинал Ришелье выписывал бумагу: «Всё, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства». Здесь получается примерно то же самое. Это разрушение права.
По мнению Беньяша, в первую очередь суды смогут оправдывать военных преступников. Однако под действие закона подпадают и другие составы: «Человек может признаться: “Я убил бойца ВСУ в интересах Российской Федерации”, и его уголовное преследование прекратится. Но можно же и дальше пойти – и прощать преступления, связанные с оборотом наркотиков или совершённые против половой неприкосновенности. Этот документ позволяет освободить от ответственности педофила, террориста или наркодилера».
Адвокат предполагает: норма разработана, «чтобы не бегать всё время к Путину за помилованием тех или иных лиц». «Чтобы на местах был ручной инструмент освобождения от уголовной ответственности вообще по всем преступлениям, – говорит Беньяш. – Не думаю, что это будут использовать все суды – скорее, этим будут заниматься специально обученные судьи. Но они будут пачками прекращать уголовную ответственность».
Исполнительная директриса ЦЗПЧ «Мемориал», юристка Анастасия Гарина отмечает: «Статья законопроекта даже не содержит каких-либо ограничений – например что речь идёт о преступлениях небольшой тяжести или когда вред уравновешивается вот этой государственной пользой. Нет, разрешаются любые преступления “в защиту интересов” Российской Федерации и её друзей. Пытки в интересах Российской Федерации? Изнасилование в интересах Российской Федерации? Геноцид в интересах Российской Федерации? Да пожалуйста. Ну что тут скажешь? Гойда».
Она подчёркивает: ни в законопроекте, ни даже в пояснительной записке не уточняется, что именно означает фраза «в интересах РФ». И задаётся вопросом: «В чём же, простите, состоят, по мнению авторов законопроекта, интересы Российской Федерации – если для их защиты совершаются преступления?»
По своему определению преступления – это наиболее общественно опасные деяния. Это что-то очень плохое для общества. Что же это за государство такое, которое разрешает совершать в своих интересах что-то, противоречащее общественным интересам? А в чьих тогда интересах это государство действует, раз не в интересах общества?
Когда профессиональные криминологи это прочитают, они за голову схватятся. Я надеюсь, что в Госдуме есть люди, которые сохранили какое-то ощущение реальности, и что они это не пропустят.
Анастасия Гарина также надеется, что закон вряд ли будет принят с такими формулировками: «Это делается в попытках защитить агентов российского государства от ответственности за военные преступления. Но попытка настолько наивная, что, полагаю, она в таком виде не пройдёт – и законопроект будет дорабатываться и сильно видоизменяться».
К сожалению, Госдума ещё в октябре закрыла прямые трансляции пленарных заседаний, поэтому «Улица» не смогла проследить за обсуждением законопроекта. Как
сообщает «Коммерсантъ», на вчерашнем заседании депутат Алексей Куринный (КПРФ) попросил Ирину Панькину привести пример деяния, которое считается преступлением, но при этом совершено «в интересах» России. Соавтор законопроекта ответила, что речь может идти о «нарушении территориальной целостности». Других замечаний к этой норме у депутатов не возникло, утверждает «Ъ».
Присяжных просим удалиться
Ещё одна статья законопроекта предусматривает, что суд присяжных на «присоединённых» территориях может применяться лишь с 1 января 2027 года. Адвокат Юлия Стрелкова говорит, что аналогичная норма была установлена в Крыму и Севастополе в 2014 году. Чисто технически это выглядит логично, продолжает эксперт: «Подготовка к введению суда присяжных предусматривает создание списков кандидатов, подготовку юристов и инфраструктуры». Михаил Беньяш соглашается, что эта мера «хоть и крайне неприятная», но понятная: «Отсутствие “присяжки” – это грустно. Но это делается не из-за какого-то злого умысла. Чтобы ввести институт присяжных, требуется большая работа. Поэтому они взяли паузу на четыре года, чтобы подготовиться».
Юристка Анастасия Гарина всё-таки видит подвох и в этом решении: «Российские чиновники справедливо подозревают, что им не понравятся решения простых людей (имеются в виду присяжные заседатели. – “АУ”) по поводу тяжких преступлений, совершенных на этих территориях “в защиту интересов Российской Федерации”».
Юлия Стрелкова указывает, что этот «перерыв» будет наиболее болезненным для жителей недавно «присоединённых» к России территорий. «Законодательство Украины содержит смешанную модель суда, когда судья и заседатели вместе выносят решение. До последнего времени она была доступна жителям Херсонской и Запорожской областей – а теперь планируется на четыре года оставить их наедине с профессиональным судом без каких-либо “народных” форм рассмотрения дела. Конституцию, увы, это не нарушает: в России суд присяжных тоже вводился в регионах поэтапно. КС тогда рассматривал множество жалоб на отсутствие присяжных в тех или иных регионах – и нарушений не находил».
Отказ от обязательств
Я думаю, тут намёк на то, чтобы они искали способ взыскивать деньги с украинских органов. Это логично с точки зрения права. Но фактически потерпевшие оказались в ситуации заведомо намного худшей, чем реабилитированный житель Москвы, Екатеринбурга или Киева.
«Коммерсантъ» сообщает, что в Госдуме эту норму раскритиковал депутат Юрий Синельщиков (КПРФ). Он напомнил, что некоторые жители Крыма ещё до 2014 года были осуждены по украинскому законодательству за призывы к присоединению полуострова к России. «После присоединения Крыма дела прекратились, но вред никто не возместил, в том числе и моральный. Более того, в картотеке остаются сведения о том, что человек привлекался к уголовной ответственности. Одному человеку так отказали в регистрации на выборах в качестве кандидата в депутаты», –
цитирует издание депутата. Впрочем, КПРФ поддержало проект в первом чтении «и надеется поправить его ко второму».
Юлия Стрелкова говорит, что в этой части проект схож с законом, принятым в 2014 году для Крыма и Севастополя – а в некоторых аспектах полностью дублирует его. Но при этом он содержит различные нормы для ЛДНР и Херсона с Запорожьем. По словам адвоката, это связано с тем, что производство в ЛНР и ДНР сейчас ведётся по их собственным УПК, а в Запорожье и в Херсоне – по законодательству Украины. «Поэтому, когда законодатель хочет перевести их на УПК РФ, ему приходится адаптировать их по-разному, – объясняет Стрелкова. – Исходное положение Херсона и Запорожья аналогично Крыму и Севастополю в 2014 году, поэтому для них сохраняется всё то, что было наработано в 2014-м. ДНР и ЛНР жили по другим актам, которые законодатель оценил как более схожие с УПК РФ. Поэтому, к примеру, им разрешено продолжать расследования без отдельного сложного механизма “перестройки”. Это очень удобно и экономно для органов расследования. Как это будет для обвиняемых – покажет практика».
Вчера законопроект был принят в первом чтении. Госдума выделила пять дней на приём поправок – они принимаются до 17 декабря.
Ходатайство о передаче уголовного дела по подследственности
Правильное определение и соблюдение подследственности уголовного дела является неотъемлемым условием законности предварительного расследования.
В ходе расследования уголовного дела, такие критерии подследственности уголовного дела, как предметная и территориальная, могут измениться, в том числе, в связи с изменением обвинения, выделения уголовного дела, соединения уголовных дел и пр. В этих случаях, руководитель следственного органа, прокурор принимают решение о передаче уголовного дела по подследственности, руководствуясь положениями ст.ст.151-155 УПК РФ.
Если подследственность уголовного дела изменяется, но, остаётся в компетенции органов расследования одного ведомства (например, МВД РФ), то, соответствующий руководитель следственного органа данного ведомства вправе оставить уголовное дело в производстве того же следователя, передать другому следователю или поручить производство по уголовному делу вышестоящему следственному органу.
Если же с изменением подследственности изменяется компетенция следственного органа, который должен расследовать такие уголовные дела, то, решение о передаче уголовного дела в следственный орган другой ведомственной компетенции принимает прокурор (п.12, ч.2, ст.37 и ч.ч.7,8, ст.151 УПК РФ).
Что касается ходатайства адвоката защитника о передаче уголовного дела в другой орган расследования в соответствии с правилами подследственности, то, адвокат Защитник не обязан инициировать исправление процессуальных ошибок, допускаемых следователями.
Однако, если передача уголовного дела может улучшить положение подозреваемого, обвиняемого, например, одновременно с переквалификацией его действий на менее тяжкое деяние, то, затягивать с таким ходатайством не следует.
Особенно, если изменение обвинения может повлиять на смягчение избранной меры пресечения в соответствии с ч.1.1, ст.108 УПК РФ.
Следователю СО СУ МВД РФ
От адвоката НО “Самарская областная коллегия
адвокатов” Антонова А.П., рег. № 63/2099
в реестре адвокатов Самарской области
Адрес для корреспонденции: г. Самара,
пр-кт Карла Маркса, д. 192, оф. 619
«____» _________ 201 ___ г
ХОДАТАЙСТВО № 16
(в порядке ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ)
В Вашем производстве находится уголовное дело № 100200 в отношении Н.______________, обвиняемого в совершении нескольких преступлений, предусмотренных ч.4, ст.159 УК РФ (три эпизода).
Также в отношении Н.____________ возбуждено уголовное дело № 54321 по ч.3, ст.291 УК РФ, принятое к производству следователем СО СК РФ Верхнего района города ____________ В._____________.
В силу требований п.2, ч.1, ст.153 УПК РФ, уголовные дела в отношении одного лица, обвиняемого в совершении нескольких преступления, подлежат соединению в одном производстве.
Поскольку уголовное дело по обвинению Н.__________ в совершении преступления, предусмотренного ч.3, ст.291 УК РФ, относится к подследственности органов расследования СК РФ (пп. «а», п.1, ч.2, ст.
151 УПК РФ), то, уголовное дело № 100200 подлежит соединению с уголовным делом № 54321 и дальнейшее его расследование, с учётом положений ст.
153 УПК РФ, должно осуществляться следователем СО СК РФ Верхнего района города _____________.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ, —
направить уголовное дело № 100200 в отношении Н. прокурору для последующего решения вопроса о его соединении с уголовным делом № 54321 и передаче в СО СК РФ Верхнего района города ___________ для производства дальнейшего расследования.
адвокат ______________________ А.П. Антонов