Система органов государственной власти России
Система
органов и учреждений государства,
наделенных властными полномочиями и
созданная для осуществления его функций
и задач является механизмом
государства.
Механизм государства является сложным
образованием, он состоит из входящих в
него простых элементов – органов.
Государственный
орган
– это составная часть механизма
государства, которая выполняет конкретные
функции и тесно связана с другими
органами государства.
По
порядку создания (органы государства
могут либо выбираться на свободных
выборах, либо назначаться, либо создаваться
при монархической форме правления в
порядке наследования) и характеру
выполняемых ими задач различаются три
основные группы государственных органов:
законодательные (парламент, органы
местного самоуправления),
исполнительно-распорядительные
(правительство, министерства, агентства
и т.п.), судебные (правоохранительные).
Органы
государства осуществляют свои функции,
соблюдая определенные правила, которые
называются принципами. Среди них:
- принцип
законности и конституционности
– конкретный орган государства, его
должностные лица осуществляют свои
функции строго в соответствии с
конституцией и другими законодательными
актами, регулирующими их деятельность; - принцип
профессионализма и этики государственных
служащих –
отбор на государственные должности
осуществляется с помощью экзаменов и
на основе диплома по предполагаемой
специальности. А во многих странах и к
морально-этическому облику государственного
служащего предъявляются высокие
требования; - принцип
гласности, оптимальности и эффективности
деятельности государственного аппарата; - принцип
разделения властей
– чтобы защитить себя от произвола
государства общество делит власть на
законодательную, исполнительную и
судебную, чтобы ветви власти могли
взаимно сдерживать друг друга; наличие
системы сдержек и противовесов
в механизме государства – одно из
важнейших условий соблюдения прав
человека и эффективности государственного
управления.
Название
парламента – государственного органа,
которому принадлежит законодательная
власть,
происходит от французского «parle»
– говорить. Парламент – это представительный
орган общества, он представляет интересы
различных групп населения и функционирует
как «глаза, уши и голос» народа. Через
своих представителей, которых народ
выбирает на выборах, общество уполномочивает
их осуществлять государственную власть
на благо общества. Таким образом, в
механизме государства парламент обладает
верховенством.
Среди
функций парламента следует выделить:
1) законодательную – обсуждение и
принятие законов; 2) надзорную – парламент
осуществляет надзор и контроль за
правительством, включая принятие решения
о его отставке; 3) парламент разрабатывает
финансовую политику, которая реализуется
в принятии парламентом бюджета страны.
Правительство
олицетворяет исполнительную
(административную) власть, которая, по
сути, носит производный, вторичный
характер по сравнению с представительной.
Правительство обладает большими
возможностями, поскольку в его руках
находится государственный аппарат:
чиновники, армия, полиция и т.п. Оно
осуществляет текущее управление делами
общества, распоряжается значительной
долей его ресурсов, исполняет принятые
представительными органами решения и
законы.
Исполнительная
власть на местах осуществляется
посредством либо назначаемых центром
местных органов исполнительной власти,
либо выборных органов местного
самоуправления. Органы исполнительной
власти издают нормативные акты
(постановления, распоряжения, указы),
которые основываются на законах и не
должны им противоречить.
С
целью разрешения конфликтов и споров
в обществе учреждены суды. Они (и никто
кроме них) отправляют правосудие. Каждая
страна создала свою судебную систему,
на формирование которой оказали влияние
национальные и исторические традиции
народа, его культура. Несмотря на
национальные особенности, судебные
системы различных стран использую одни
и те же принципы: самостоятельности
судов в решении любых вопросов в пределах
своей компетенции; равенства всех перед
законом и судом; гласности судопроизводства;
состязательности судопроизводства;
презумпции невиновности и т.п.
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Филатова КПРФ УМК
- внутренняя
организация палаты: комитеты и комиссии; - порядок работы,
Регламент СФ ФС РФ.
Члены Совета
Федерации и депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания РФ (статус,
права и обязанности, формы деятельности).
Литература к семинару
- Федеральный закон
РФ «О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ» от
18.05.2005 № 51-ФЗ. - Федеральный закон
РФ «О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ» от
20.12.2002 № 175-ФЗ. - Федеральный закон
РФ «О порядке формирования Совета
Федерации Федерального Собрания РФ»
от 05.08.2000 № 113-ФЗ. - Федеральный закон
РФ «О порядке опубликования и вступления
в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания» от
14.06.1994 № 5-ФЗ. - Федеральный закон
РФ «О статусе члена Совета Федерации
и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания РФ» от
08.05.1994 № 3-ФЗ. - Постановление
Совета Федерации Федерального Собрания
РФ «О Регламенте Совета Федерации
Федерального Собрания РФ» от 30.01.2002 №
33-СФ. - Постановление
Государственной Думы Федерального
Собрания РФ «О Регламенте Государственной
Думы Федерального Собрания РФ » от
22.01.1998 № 2134-11ГД.
- Постановление
Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 №
1-П. - Постановление
Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 №
2-П. - Постановление
Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 №
5-П. - Постановление
Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 №
15-П.
Внутренняя
структура представительных органов
власти в России: исторические корни,
преемственность и развитие. // Научные
труды: сборник / Российская академия
юридических наук. – Вып.3. – В 3 тт. –
Т.1. – М.: Юрист, 2003. – С.401-409.
Основные
направления взаимодействия Совета
Федерации и Государственной Думы. //
Закон и право. 2005. – №6. – С.7-10.
- Конюхова
И.А. Двухпалатность как принцип
организации национальных парламентов:
опыт России и мировая практика.// Журнал
российского права. – 2004. – №1. – С.109-120. - Ильина
Н.В. Участие законодательных
(представительных) органов субъектов
РФ в федеральном законодательном
процессе.// Законодательство. – 2003. –
№10. – С.70-76.
Тема 6. Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Правительство. План
- Правительство
РФ – высший орган исполнительной власти; - структура
федеральных органов исполнительной
власти;
- состав и порядок
формирования; - взаимоотношения
Правительства РФ с другими ветвями
власти
(с Президентом РФ,
с Федеральным Собранием РФ, с органами
судебной власти РФ);
Конституционная система государственных органов Российской Федерации.
1.
Понятие государственных органов
Российской Федерации.
2.
Система государственных органов
Российской Федерации.
Российская
Федерация осуществляет свою деятельность
посредствам государственных органов.
Органы государства характерны следующими
основными чертами.
1.
Каждый государственный орган наделен
государственно-властными полномочиями,
позволяющими ему решать в пределах
предоставленных ему прав определенные
вопросы, издавать акты, обязательные к
исполнению другими государственными
органами, должностными лицами и гражданами
и обеспечивать исполнение этих актов.
Государственные
положения находят свое выражение в
компетенции
государственных
органов, под которой следует понимать
совокупность предметов их ведения и
положений, которыми они наделены в
отношении этих предметов ведения.
2.
Каждый государственный орган образуется
в установленном государством порядке.
3.
Каждый государственный орган
уполномочивается
государством осуществлять его задачи
и функции.
4.
Каждый государственный орган действует
в установленном государственном
5.
Каждый государственный орган является
составной частью единой системы органов
государственной власти Российской
Федерации.
Т.о.,
государственный
орган является гражданином или коллективом
граждан, наделенных государственно-властными
полномочиями, уполномоченными государством
на осуществление его задач и функций и
действующими в установленном государством
порядке.
В
своей совокупности государственный
орган Российской Федерации образует
единую систему, в которую входят органы
государственной власти Российской
Федерации и органы государственной
власти ее субъектов. Единство системы
государственных органов Российской
Федерации обусловлено тем, что она
основывается на государственной
целостности Российской Федерации, на
единстве системы государственной
власти.
Государственная
власть в Российской Федерации,
осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную,
судебную. В соответствии с этим и система
органов Российской Федерации состоит
из органов нескольких видов.
Конституция
Российской Федерации предусматривает
наличие органов законодательной,
исполнительной и судебной власти. Каждый
из этих видов представляет собой
фактически подсистему единой системы
государственных органов Российской
Федерации, которая в свою очередь может
быть по различным признакам разделена
на ряд входящих в нее звеньев.
Органы
законодательной власти
– это Федеральное Собрание Российской
Федерации; народные собрания;
государственные собрания; законодательные
собрания; государственные собрания
республик в составе Российской Федерации;
думы, законодательные собрания; областные
собрания и другие законодательные
органы власти краев, областей, городов
федерального значения, автономных
областей и автономных округов. Основные
особенности этих органов состоят в том,
что они избираются непосредственно
народом и никаким другим путем
формироваться не могут. В своей
совокупности они составляют систему
представительных органов государственной
власти Российской Федерации.
Являясь
законодательными органами, представительные
органы государственной власти выражают
государственную волю многонационального
народа Российской Федерации и придают
ей общеобязательный характер. Они
принимают решения, воплощаемые в
соответствующих актах, принимают меры
к исполнению своих решений и осуществляют
контроль за их реализацией. Решения
законодательных органов обязательны
к исполнению всеми другими органами
соответствующего уровня, а также всеми
нижестоящими органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
Органы
законодательной власти делятся на
федеральные
и региональные. Федеральным
законодательным и представительным
органом РФ является Федеральное Собрание
Российской Федерации. Это общегосударственный,
общероссийский орган государственной
власти, действующий в масштабах всей
Российской Федерации.
Органы
исполнительной власти – это
прежде всего высший орган федеральной
исполнительной
власти, Правительство РФ, другие
федеральные органы исполнительной
власти – министерства, государственные
комитеты и ведомства при Правительстве
РФ, органы исполнительной власти
субъектов Федерации – Президенты и
Главы администраций субъектов Федерации,
их правительства, министерства,
государственные комитеты и другие
ведомства. Они составляют единую систему
органов власти, возглавляемую
Правительством Российской Федерации.
Для
органов исполнительной власти характерно,
что они либо образуются, либо назначаются
соответствующими руководителями
исполнительной власти – Президентами
или Главами администраций, либо избираются
непосредственно населением.
Органы
исполнительной власти осуществляют
особый вид государственной деятельности,
который носит исполнительный и
распорядительный характер. Они
непосредственно исполняют акты
представительных органов государственной
власти, Указов Президента РФ, организуют
исполнение этих актов или своими
распоряжениями обеспечивают их
исполнение. Свои акты они издают на
основании и во исполнение Конституции
РФ, Конституций и Уставов субъектов РФ,
нормативных указов Президента и
нормативных актов руководителей Глав
администраций субъектов РФ, постановлений
и распоряжений вышестоящих органов
исполнительной власти.
Органы
исполнительной власти делятся по
территории деятельности на федеральные
и субъектов Федерации.
Федеральные – это Правительство РФ,
федеральные министерства, государственные
комитеты и ведомства. Органы субъектов
Федерации – Президенты и Главы
администраций субъектов Федерации, их
Правительства, министерства, государственные
комитеты и ведомства. По характеру
полномочий органы исполнительной власти
подразделяются на органы общей
компетенции и органы специальной
компетенции,
ведающие отдельными отраслями или
сферами исполнительной деятельности.
Органы
исполнительной
власти специальной компетенции по
характеру своей компетенции могут быть
также подразделены на органы отраслевые,
руководящие определенными отраслями
управления и органы, осуществляющие
межотраслевое управление. К первым
относятся министерства, ко вторым,
главным образом – государственные
комитеты.
Следует
различать также органы исполнительной
власти – коллегиальные
и
единоначальные:
коллегиальные – это Правительство
Российской Федерации и правительства
субъектов федерации. Единоначальными
исполнительными органами являются
министерства и ряд других органов
исполнительной власти.
Органы
судебной власти
– Конституционный суд Российской
Федерации, Верховный Суд Российской
Федерации, Арбитражный Суд Российской
Федерации и другие федеральные суды, а
также суды субъектов Российской
федерации. Органы правосудия в совокупности
составляют судебную систему Российской
Федерации. Основной видовой особенностью
этих органов является осуществление
судебной власти посредством
конституционного,
гражданского, административного и
уголовного судопроизводства.
По
Конституции Российской Федерации
судебным органам конституционного
контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющим судебную власть
посредством конституционного
судопроизводства, является Конституционный
суд Российской Федерации.
Высшим
судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным
делам, осуществляющим судебный надзор
за их деятельностью и дающим разъяснения
по вопросам судебной практики, является
Верховный
Суд Российской Федерации.
Высшим
судебным органом по разрешению
экономических споров и иных дел,
рассматриваемых арбитражными судами,
осуществляющим судебный надзор за их
деятельностью и дающим разъяснения по
вопросам судебной практики, является
Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.
Особую
группу государственных органов
осуществляют органы
прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации
составляет единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору Российской Федерации.
Основной
видовой особенностью органов прокуратуры
является осуществление ими надзора за
исполнением законов органами дознания
и предварительного следствия; за
соответствием закону судебных актов;
за исполнением законов в местах содержания
задержанных и предварительного
заключения, при исполнении наказаний
и иных мер принудительного характера,
назначаемых судом; за исполнением
законов органами военного управления,
воинскими частями и учреждениями.
Особую
функцию прокуратуры образует участие
прокуроров в рассмотрении дел судами.
Прокуратура осуществляет также функцию
расследования преступлений, является
формой защиты прав потерпевшего от
преступного посягательства. Она участвует
в правотворческой деятельности
государства.
1.
Раскройте содержание принципа разделения
властей.
2.
Сформулируйте понятие государственного
органа.
3.
Что такое компетенция государственного
органа?
4.
Какие государственные органы относятся
к законодательной, исполнительной
и
судебной ветвям власти?
Государственный
Совет Российской Федерации является конституционным государственным органом,
формируемым Президентом Российской Федерации в целях обеспечения согласованного
функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной
власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики
Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического
развития государства.
Государственный
Совет в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач
и целей внутренней и внешней политики страны, в формировании государственной
политики в области социально-экономического развития Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, способствует
согласованному функционированию и взаимодействию органов, входящих в единую
систему публичной власти, в целях соблюдения и защиты прав и свобод граждан
России.
В состав
Государственного Совета входят Председатель Государственного Совета и члены
Государственного Совета.
Федеральный
закон от 8 декабря 2020 года №394-ФЗ «О Государственном Совете Российской
Федерации» вступил в силу 19 декабря 2020 года.
Членами
Государственного Совета являются по должности Председатель Правительства
Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации,
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
По решению Президента в состав Государственного Совета могут быть включены
представители политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе,
представители местного самоуправления. По решению Президента в состав
Государственного Совета также могут быть включены иные лица.
Для решения
текущих вопросов деятельности Государственного Совета формируется Президиум
Государственного Совета.
Комиссии,
рабочие группы и иные рабочие органы Государственного Совета
В целях выполнения задач и осуществления функций Государственного Совета
создаются комиссии Государственного Совета, а также могут создаваться рабочие
группы и иные рабочие органы Государственного Совета.
Указом
Президента от 21 декабря 2020 года №800 «Вопросы Государственного Совета Российской
Федерации» созданы 18 комиссий Государственного Совета по направлениям
социально-экономического развития Российской Федерации: «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение», «Инвестиции»,
«Коммуникации, связь, цифровая экономика», «Культура», «Малое
и среднее предпринимательство», «Молодёжная политика», «Наука»,
«Образование», «Промышленность», «Сельское
хозяйство», «Социальная политика», «Строительство,
жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда», «Транспорт», «Туризм,
физическая культура и спорт», «Экология и природные ресурсы»,
«Экономика и финансы», «Энергетика».
Этим же Указом утверждено Положение о рабочих органах и Секретаре
Государственного Совета.
1. Прокуратура Российской Федерации (далее – органы прокуратуры) осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации органами, входящими в единую систему публичной власти в субъектах Российской Федерации, и должностными лицами этих органов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
2. Государственные органы, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (далее – органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за их деятельностью, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.
3. Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры.
В планы на 2023 г. включаются контрольные (надзорные) мероприятия только в отношении объектов, указанных в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.
4. Плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.
5. Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – проекты ежегодных планов проверок) не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
6. Проекты ежегодных планов проверок рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.
7. Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов ежегодных планов проверок формирует ежегодный план проверок по субъекту Российской Федерации не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок. Прокуратура субъекта Российской Федерации в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации ежегодный план проверок по субъекту Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проверок. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
В 2023 году внеплановые проверки проводятся исключительно по основаниям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.
8. Внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
9. Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
10. Порядок подготовки проектов ежегодных планов проверок, в том числе совместных проверок, их представления в органы прокуратуры и согласования, типовая форма ежегодного плана проверок и порядок согласования внеплановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
11. Информация о плановых и внеплановых проверках органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.
12. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, в том числе в рамках проведения предусмотренных настоящей статьей плановых и внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии с настоящей статьей и федеральными законами.
13. При осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора).
14. Положения настоящей статьи не применяются в случаях, если федеральными законами, соглашениями о передаче субъектам Российской Федерации осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности.
15. К отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной настоящей статьей, а также при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не связанной с реализацией властных полномочий, применяются положения законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
Граждане смогут направлять обращения в органы власти через портал «Госуслуги»
Соответствующий законопроект внесен депутатами
Дата и время
По действующему законодательству обращения направляются в госорганы и органы местного самоуправления в письменной или электронной форме с использованием электронной почты. Согласно инициативе, это будет возможно через личные кабинеты граждан на портале государственных и муниципальных услуг. При этом законопроект не исключает права гражданина на подачу обращения в письменной форме (бумажном виде), или в форме электронного документа по электронной почте, или посредством информационных систем органов и организаций в интернете.
Принятие закона позволит избавить граждан от необходимости создавать электронную почту, обращаться в приемные органов власти или отправлять обращения по почте. Также использование единого порядка направления обращений улучшит качество и сроки взаимодействия граждан и органов власти, поскольку ответственный за рассмотрение обращения орган будет определен из заранее сформированного списка.