Одним из основных полномочий органов прокуратуры Российской Федерации является проведение прокурорской проверки.
Проведение проверочных мероприятий органами прокуратуры регламентировано ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также внутриведомственными правовыми актами.
Прокурорская проверка — совокупность проводимых прокурорами с учётом предусмотренной компетенции в отношении поднадзорных им органов и должностных лиц мероприятий, имеющих целью оценку деятельности этих органов и лиц на предмет соответствия требованиям Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ.
Прокурорская проверка является средством выявления: нарушений закона; обстоятельств, которые способствуют нарушению закона; лиц, виновных в совершении нарушений.
Основные требования к организации прокурорской проверки:
- Законность проведения проверки — проверка должна проводиться на основании закона и во исполнение закона.
- Обоснованность проведения проверки. Прокуроры на сегодняшний день ориентированы на то, чтобы в своей деятельности не допускать подмены других органов и должностных лиц. Нельзя вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов.
Кроме того, обоснованность складывается из трёх составляющих: повод, основание, условие.
Поводом являются: обращения, заявления, жалобы граждан; сообщения средств массовой информации; задания, поручения вышестоящей прокуратуры; результаты аналитической работы; поручения непосредственного прокурора; материалы процессуальных проверок уголовных и гражданских дел.
Основаниями для проведения прокурорской проверки являются сведения о фактах нарушения законов, а также сведения о возможном нарушении закона.
Под условием понимается: территориальность – проведение проверочных мероприятий органом прокуратуры, на территории которого находится поднадзорный субъект; подведомственность – относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении вопросов к ведению органов прокуратуры.
(подготовлено помощником прокурора Октябрьского района Чикуровым Н.Н.)
Прокурорская проверка как средство выявления нарушений закона
Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
протест прокурора;
представление прокурора;
постановление прокурора;
предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
Прокуратура Забайкальского края проводит проверку по факту обнаружения 5 февраля 2023 года в Следственном изоляторе № 1 г. Читы тела женщины без признаков криминального характера смерти.
В ходе проверки представители надзорного ведомства дадут оценку соблюдению режимных требований в учреждении, правил содержания спецконтингента и надзора за ними.
По выявленным нарушениям будут приняты меры прокурорского реагирования, направленные на их устранение и привлечение виновных к ответственности.
Кроме того, прокуратура взяла на контроль ход и результаты процессуальной проверки, организованной по данному факту правоохранительными органами.
Прокуратура Забайкальского края проводит проверку по факту обнаружения тела женщины в следственном изоляторе
Укажите один или несколько email адресов через “;”
Еще несколько лет назад все базы данных были закрытыми, но сейчас ситуация изменилась.
Все больше данных становятся доступными для всех, у кого есть интернет. Чтобы получить информацию, уже не нужны связи и секретные коды: доступ к открытым базам бесплатный.
Правда, это работает не так, как показывают в фильмах, где по одному клику компьютер выдает подробный рассказ о человеке: когда родился, где живет, что ест и одежду какого размера носит. Получить можно только ту информацию, которую человек сам о себе предоставил.
Расскажу, какими данными мы имеем право пользоваться и как они могут сберечь деньги и имущество.
Что вы можете проверить
Государство имеет право собирать информацию о физических и юридических лицах — в той мере, в какой это нужно для его функционирования. Неважно, человек или просто приехал в страну по рабочей визе — информация о нем будет фиксироваться в базах данных.
Бытует мнение, что государство не должно собирать никакой частной информации: многие считают это нарушением гражданских прав, которое ведет к тотальному контролю. На самом деле сбор многих данных необходим для нормальной работы государственных институтов и защиты прав населения. Например, сведения о регистрации автотранспорта нужны не только для начисления транспортного налога — еще они позволяют найти виновников ДТП.
Базы данных могут собирать государственные органы, коммерческие организации и частные лица.
Например, база с паспортными данными россиян и база данных ГИБДД — государственные. Посторонние не имеют к ним полного доступа.
каршеринговая фирма создает базу данных своих автомобилей и клиентов сервиса — это коммерческая база. Ответственность за сохранность этих сведений несет сама компания.
Кроме того, почти у каждого человека есть собственные базы данных. Например, это список номеров в телефоне. Это персональные данные, которыми человек может пользоваться сам, но распоряжается с согласия владельцев телефонных номеров. Если владелец просит никому не давать его номер — необходимо соблюдать договоренность.
В любой из этих баз информация делится на две категории.
Персональные данные. К ним относится все, что позволяет связать информацию с конкретным человеком.
Например, человек купил машину, открыл банковский счет, заключил брак или у него появились дети. Государство обо всем этом знает, но просто так никому ничего рассказывать не имеет права: для этого нужно согласие гражданина либо решение уполномоченного органа.
Обычно человек сам распоряжается этими сведениями. Например, рассказывает друзьям или уведомляет работодателя: «У меня ребенок родился, хочу на него материальную помощь получить».
Работодатель, даже если знает о личной жизни работника, не имеет права ничего разглашать. Кроме тех случаев, когда передача персональных данных происходит с согласия владельца.
Есть информация, которая не относится к персональным данным либо согласие владельца на обработку которой вообще не требуется. К ней относятся:
- Сведения об организациях — какой деятельностью занимаются, где зарегистрированы.
- Распространение информации с целью защитить интересы других. Так, если разыскивают преступника, его фотографию и полные данные можно показывать по телевидению, размещать в соцсетях и газетах — без согласия разыскиваемого. В этом случае интересы общества важнее интересов владельца персональных данных.
Данные о документах человека. Эта информация не раскрывает личные сведения о человеке, а связана с выданными на его имя документами — например, с дипломом об окончании института.
Так, если вы собираетесь заключить договор займа с другим человеком, по номеру его паспорта можно проверить, не документ среди утерянных или украденных. Знать ФИО или дату рождения при этом не обязательно.
Законно ли проверять человека по открытым базам данных
Проверить по открытым базам можно любого человека. Если информация относится к общедоступной, то есть доступ к ней не органичен, для проверки достаточно иметь лишь доступ к интернету.
Чтобы получить сведения, доступ к которым по закону ограничен, потребуется основание — возбужденное уголовное дело, исполнительное производство и так далее. При этом неважно, кто ограничивает доступ. Сведения о номере мобильного телефона хранятся у оператора связи, сведения о банковских счетах — в банке, а информация о недвижимости — в едином государственном реестре прав на недвижимость, который ведет Росреестр. Все эти организации — и частные, и государственные — в России подчиняются одним и законам.
Объясню на примере, как все это работает:
У Василия есть деньги на счете и дача в Подмосковье. Он не хочет, чтобы родственники узнали, сколько у него денег, поэтому скрывает эти сведения. Ни банк, ни супруга Василия не имеют права их разглашать — это персональные данные.
Но, допустим, правоохранительные органы подозревают, что Василий заработал состояние не честным путем, а на торговле наркотиками. А дачу вообще получил в качестве взятки. При наличии уголовного дела и банк, и Росреестр обязаны предоставить все сведения. Но не родственникам, а правоохранительным органам.
Если у Василия нет проблем с законом и он сам желает выложить выписки с банковских счетов и адрес дачи в соцсетях на своей страничке — никто ему не запретит. Сведения эти касаются только его, поэтому распоряжаться ими Василий может по своему усмотрению. В таком случае с информацией может ознакомиться любой человек.
Какую информацию можно получить из открытых баз данных
В таких базах только общедоступная информация — другой там нет. Но не любая информация, которая попала в сеть, автоматически становится общедоступной.
Например, фирма разместила на собственном сайте ИНН, ОГРН, полные данные директора и реквизиты счета, чтобы клиенты могли оплачивать заказы. Эти данные общедоступны, получить их из ЕГРЮЛ может любой желающий. Копирование такой информации и размещение на любых ресурсах — не нарушение.
А вот база данных с интимными фотографиями граждан, которые, например, похитили хакеры и разместили в интернете, может быть доступна только до тех пор, пока ее не заблокируют правоохранительные органы по заявлению потерпевшего. Распространять такие сведения в открытом доступе закон запрещает.
Также общедоступными считаются данные о документах. Например, каждый может проверить перед покупкой автомобиль или квартиру по реестру залогов. Таким образом можно убедиться, что эту собственность потом не заберет банк. А проверка паспорта позволяет избежать ситуации, когда вы даете деньги взаймы человеку с украденными документами.
Как видим, проверка по базам данных — это не операция из фильмов про разведчиков, а вполне жизненная ситуация, которая позволяет застраховаться от неприятностей.
Как проверить человека по открытым базам данных
В большинстве случаев потребуется только доступ в интернет, а также исходные данные, по которым ищется информация — например, фамилия, имя, отчество или номера документов.
На момент написания статьи в России доступны открытые базы следующих ведомств:
- Управления по вопросам миграции МВД.
- Федеральной службы судебных приставов.
- Федеральной налоговой службы.
- Судебного департамента.
- ГИБДД.
- Нотариальной палаты.
- Росфинмониторинга.
- МВД и Федеральной службы исполнения наказаний.
- Министерства образования.
Расскажу подробнее, как они работают и какую информацию предоставляют.
Проверка паспорта
Чья база. Управления по вопросам миграции МВД России.
Что можно сделать. По этой базе можно проверить:
- у человека паспорт. Но узнать, кому он принадлежит, не получится.
- загранпаспорт без чипа со сроком действия пять лет.
- Не паспорт среди недействительных, утраченных, похищенных или поддельных.
Что нужно знать для проверки. Серию и номер паспорта.
Кому и когда может помочь. Сервис пригодится тем, кто дает деньги взаймы, сдает недвижимость или другое имущество в аренду.
Существуют мошеннические схемы, когда человек потерял паспорт или у него его украли. В таком паспорте переклеивают фотографию и берут по нему кредиты в банке, займы в МФО или автомобили в аренду. Некоторые даже снимают по чужому паспорту квартиры, чтобы открыть там игровой салон или наркопритон.
У реального владельца паспорта потом возникают проблемы — о них мы рассказывали в статье «На мой паспорт взяли 4 кредита». Проблемы возникнут и у того, кто дал взаймы или сдал имущество в аренду: реальный владелец паспорта станет возвращать чужой кредит. А если у арендодателя из квартиры вынесут имущество — полиции сложно будет найти недобросовестного арендатора. Скорее всего, он обратится в полицию и все будет зависеть от того, найдут ли мошенника. Но даже если найдут — не факт, что тот возместит ущерб.
В данном случае проблем проще избежать, чем потом заниматься возмещением ущерба. Проверка по серии и номеру паспорта бесплатная. Если паспорт окажется недействительным или будет числиться среди утерянных — с его владельцем лучше не связываться.
Проверить, легальна ли регистрация в паспорте
Что можно сделать. Проверить, номер паспорта адресу регистрации по месту пребывания или месту жительства гражданина РФ.
Что нужно знать для проверки. Номер, серию паспорта, дату его выдачи и регион, в котором зарегистрирован человек.
Что можно узнать. На черном рынке есть услуга по простановке в паспорт отметки о регистрации, но информация в базах данных МВД при этом не меняется. Сервис поможет узнать, человек прописан в том месте, которое указано в его паспорте, и не штамп поддельным.
Кому и когда может помочь. Проверка поможет тем, кто дает в долг или сдает в аренду имущество. Искать потом человека можно по месту регистрации. Но если место регистрации вымышленное или не соответствует реальному, проще не иметь дел с таким человеком.
Проверить разрешение или патент на работу
Что можно сделать. Проверить, разрешение или патент на работу у иностранных граждан и у лиц без гражданства. Как правило, такие разрешения требуются гражданам, которым для въезда в Россию нужна виза. Большинство мигрантов из СНГ работают по патенту.
Что нужно знать для проверки. Серию и номер документа.
Что можно узнать. Проверить, человек работает на территории России.
Кому и когда может помочь. Сервис в первую очередь предназначен для руководителей и кадровых работников предприятий, на которых трудятся иностранцы.
Если выяснится, что разрешение поддельное или его вообще нет, человек без статуса ИП, который привлек к работе иностранца, оштрафуют на А вот для должностных лиц ответственность строже: штраф составит Организацию или индивидуального предпринимателя могут оштрафовать либо приостановить деятельность на срок от 14 до 90 суток.
Сослаться на то, что руководство предприятия не знало о поддельном разрешении, не получится: сервис доступен для всех, он бесплатный и проверить работников никто не мешал.
Сервис может быть полезен и частным лицам, например тем, кто нанимает бригады жителей ближнего зарубежья для ремонта квартир и строительства. Гарантий это не дает, но поможет избежать потенциальных проблем с правоохранительными органами — не остаться в середине ремонта без рабочих, задатка и строительных материалов того, что у бригады внезапно истек срок разрешения на работу и их депортировали на родину. А еще это поможет избежать штрафа за прием работу без разрешения или патента.
Проверить приглашение на въезд в страну
Что можно сделать. Проверить, приглашение на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства.
Что нужно знать для проверки. Номер приглашения, серию и номер бланка приглашения.
Что можно узнать. Российские граждане или компании могут пригласить иностранца — в гости или для работы. Пригласить можно самих работников и членов их семей. Порядок приглашения утверждается специальным регламентом.
Приглашение — это основание для государства, чтобы выдать визу иностранцу или лицу без гражданства. О том, как правильно оформить приглашение, мы рассказывали в статье «Как оформить приглашение в Россию для иностранца».
Кому и когда может помочь. Рядовым гражданам обычно не требуется проверять достоверность приглашений. Но для государства и организаций такая возможность есть: приглашение может оказаться поддельным.
Проверить запрет на въезд в страну
Что можно сделать. Проверить, МВД человеку въезд на территорию РФ.
Что нужно знать для проверки. Понадобится фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, номер паспорта — заграничного или национального. Данные человека придется вводить в латинской транслитерации.
Что можно узнать. Проверка покажет, иностранец или лицо без гражданства работать и ограничений на въезд.
Кому и когда может помочь. Пригодится тем, кто нанимает на работу граждан других стран, лиц без гражданства. Бывает так, что человека выдворили с запретом на повторный въезд, а он пересек границу нелегально.
Также будет полезно тем, кто знакомится с иностранцами через интернет либо планирует создать с ними семью.
Проверить исполнительные производства
Чья база. Федеральной службы судебных приставов.
Что можно сделать. Узнать о заведенных в отношении человека исполнительных производствах.
Что нужно знать для проверки. Регион регистрации, фамилию, имя, отчество и дату рождения.
Что можно узнать. Узнаем номер и дату возбуждения исполнительного производства, реквизиты исполнительного документа, размер задолженности, наименование и адрес отдела судебных приставов, данные пристава и его телефон.
Кому и когда может помочь. Полезно тем, кто дает в долг, работодателям и желающим узнать о проблемах коммерческих партнеров.
А еще таким образом можно отслеживать финансовые проблемы своих близких: например, не с любимого дяди, живущего в соседнем городе, долги за коммунальные услуги, или не кредитов, с которыми не может рассчитаться.
Узнать ИНН
Чья база. Федеральной налоговой службы.
Что можно сделать. Узнать ИНН.
Что нужно знать для проверки. Понадобятся полные данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта.
Что можно узнать. Если у человека есть ИНН — база покажет номер.
Кому и когда может помочь. Сам по себе ИНН ни о чем не скажет, но пригодится для дальнейших проверок.
Проверка индивидуального предпринимателя
Что можно сделать. Узнать, чем занимается ИП, в сервисах «Прозрачный бизнес» и «Предоставление сведений в электронном виде».
Что нужно знать для проверки. Понадобится ИНН, а если он неизвестен — фамилия, имя, отчество.
Что можно узнать. Можно узнать сведения о видах деятельности ИП и когда человек зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.
Кому и когда может помочь. Пригодится тем, кто проверяет контрагентов. Допустим, один индивидуальный предприниматель хочет купить у другого дрова. Начинает проверять, а у того единственный вид деятельности — предоставление микрозаймов. Это уже повод задуматься.
Обычным гражданам сервис тоже может быть полезен: с его помощью можно проверить, например, интернет-магазин, в котором товар заказывается впервые.
Проверить самозанятого
Что можно сделать. Узнать, человек в качестве самозанятого.
Что нужно знать для проверки. Понадобится ИНН.
Что можно узнать. Можно узнать, человек зарегистрирован как самозанятый или просто называет себя таковым.
Кому и когда может помочь. Пригодится всем, кто пользуется услугами самозанятых. Можно убедиться, что репетитор, сантехник, юрист или домработница действительно используют специальный налоговый режим, а не являются самозванцами.
Проверить, запрещено ли человеку занимать должность
Что можно сделать. Проверить реестр лиц, которые лишены права занимать определенные должности. Сделать это можно на сайте ФНС либо на сайте госуслуг — при наличии учетной записи.
Что нужно знать для проверки. Понадобится фамилия, имя, отчество и дата рождения.
Что можно узнать. Можно узнать, решение суда о том, что человек ограничен в праве занимать определенные должности — например, в коммерческих организациях, в муниципальных, федеральных, государственных службах и в исполнительных органах. А также человек предоставлять муниципальные или государственные услуги, участвовать в подготовке спортсменов и многое другое.
Кому и когда может помочь. Сервис в первую очередь предназначен для работодателей, руководителей предприятий и организаций.
Проверить наличие судебных разбирательств
Чья база. Судебного департамента.
Что можно сделать. Проверить, человек в судебных разбирательствах:
Что нужно знать для проверки. Понадобится фамилия, имя и отчество человека.
Что можно узнать. Будет видно, человек в судебных разбирательствах, и если да — то в какой роли. Полной гарантии такой способ не дает: во многих судебных актах личные данные удаляют. Но иногда такая проверка помогает.
Кому и когда может помочь. Когда нужно узнать, в каких судебных разбирательствах участвовал человек.
Например, бывает, что юрист рассказывает о сотнях выигранных процессов, но в судебных актах он не упоминается ни разу.
Или человек обещает инвестировать ваши деньги, а в отношении него ведется уголовное производство по факту мошенничества. Это повод насторожиться.
Проверка по базе ГИБДД
Чья база. ГИБДД России.
Что можно сделать. По базам данных ГИБДД можно проверить:
- Штрафы по госномеру автомобиля или номеру СТС.
- Водителя — его водительское удостоверение и не его прав. Потребуется номер водительского удостоверения и дата его выдачи.
- Автомобиль по вин-коду, номеру кузова или шасси.
Что можно узнать. База покажет, у человека неуплаченные штрафы, не он права управления, не автомобиль в ДТП, которые оформляли сотрудники ГИБДД, не регистрация автомобиля, есть ли ограничения на регистрационные действия и не машина в розыске.
Кому и когда может помочь. Многие водители часто проверяют сами себя — не им штраф. Эти сервисы полезны для тех, кто нанимает водителей на работу: так снижается вероятность взять человека, лишенного права управления.
А еще такие базы данных нужны тем, кто сдает в аренду автотранспорт, покупает и продает автомобили.
Находится ли имущество в залоге
Чья база. Нотариальной палаты.
Что можно сделать. Узнать, имущество в залоге.
Что нужно знать для проверки. Потребуются ФИО залогодателя, при проверке автомобиля — его
Что можно узнать. машина или квартира обременения. Если имущество заложено — держатель долга может требовать его погашения либо изъять имущество и продать с торгов.
Кому и когда может помочь. Всем, кто покупает имущество. О том, как это работает, можно почитать в наших статьях:
Узнать, жив ли человек
Что можно сделать. Узнать, человек, а если умер — в отношении него наследственное дело.
Что нужно знать для проверки. Нужны фамилия, имя, отчество, дата рождения и дата смерти — если она известна.
Что можно узнать. Никаких гарантий этот способ не дает: если наследственное дело не открывалось, сведений в реестре точно не будет. Но если открывалось — будет известно, претендовать наследники на имущество умершего.
Кому и когда может помочь. Пригодится потенциальным наследниками.