Продление моратория на внеплановые проверки бизнеса
Правительство приняло решение продлить мораторий на внеплановые проверки бизнеса на 2024 год. Это решение нормативно закреплено постановлением правительства. В рамках этого моратория контрольные мероприятия могут проводиться только в отношении высокорисковых объектов, которые составляют примерно 15% от всех потенциально проверяемых компаний. Проверки также могут проводиться при срабатывании установленных индикаторов риска.
Поддержка экспертов
Эксперты приветствуют продление моратория на внеплановые проверки. Они соглашаются, что проверки высокорисковых предприятий необходимы, однако выражают надежду на создание прозрачного механизма обжалования решений о переводе объекта в более высокую категорию риска.
Исключения и преимущества
Действие моратория на внеплановые проверки исключает объекты, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, такие как некоторые социальные и промышленные предприятия. По оценкам Минэкономики, более 6,2 млн компаний подпадают под действие этого моратория, в то время как около 1 млн объектов отнесены к исключениям.
Контроль и обжалование решений
Система индикаторов риска, по заверению вице-премьера, является прозрачной. Акты об их утверждении публикуются, а контрольные органы консультируют бизнес по вопросам их применения. Предприниматели могут обжаловать нарушения моратория через портал госуслуг.
Эффективность моратория
Премьер-министр Михаил Мишустин отмечает, что за период действия моратория на внеплановые проверки количество проверок уменьшилось почти в пять раз по сравнению с 2019 годом. Это позволило компаниям иметь больше ресурсов на текущие задачи и развитие проектов. Оценки Минэкономики показывают, что благодаря продлению моратория компании могут сэкономить от 60 до 80 млрд рублей в год.
Плановые проверки и профилактические визиты
До 2030 года также действует мораторий на плановые проверки, который не распространяется на высокорисковые объекты. В течение января – октября было проведено 293 тыс. плановых и внеплановых проверок бизнеса, при этом количество внеплановых проверок по индикаторам риска выросло в 10,5 раза.
Во многих случаях проверки заменяются профилактическими визитами, которые не предполагают штрафных санкций. По оценкам, их количество втрое превысило число проверок.
Эта статья подготовлена профессиональным SEO-копирайтером и специалистом по контенту. Статья написана на русском языке с целью информировать о продлении моратория на внеплановые проверки бизнеса на 2024 год.
Продление моратория на проверки бизнеса в 2024 году: экспертное мнение
Руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Деловой России Екатерина Авдеева считает продление моратория на проверки бизнеса вполне целесообразным. Эта мера не означает полной отмены проверок, так как они могут быть проведены в случае возникновения и нарастания различных рисков. Это важно как для защиты общественных интересов, так и для самих предпринимателей, которые могут избежать серьезных последствий, вплоть до уголовной ответственности.
Президент ассоциации Опора России Александр Калинин также выразил поддержку продлению моратория. С учетом стремительного роста ключевой ставки и цен, бизнес уже столкнулся с увеличением издержек. Поэтому правильным решением является не увеличивать административные барьеры, особенно учитывая, что проверки приводят к дополнительным расходам, не связанным с производством. Однако он подчеркивает, что если компетентные органы считают необходимым повысить категорию риска объекта для проведения проверки, они могут это сделать. Важно, чтобы были прозрачные процедуры оспаривания таких решений и механизмы арбитража.
Издержки проверок для бизнеса и организаций социальной сферы
Как показывает статистика, в 2022 году издержки бизнеса и организаций социальной сферы от проведения контрольных мероприятий составили 35 миллиардов рублей.
Представители правительства отмечают, что уже существует процедура определения рисков для бизнеса. Система рисков, которая позволяет добросовестному бизнесу работать без прямых контактов с контролирующими органами, постоянно совершенствуется. Для каждого вида контроля установлена методология определения категории риска. Все эти методологии публичны. Любая жалоба на установленную категорию рассматривается в соответствии с существующей методологией, что делает процесс прозрачным для бизнеса.
Продление моратория на проверки в 2024 году
Правительство Российской Федерации продлило мораторий на проведение проверок бизнеса на 2024 год. Соответствующее постановление от 14.12.2023 № 2140 опубликовано на официальном сайте правительства.
С момента введения моратория весной 2022 года правительство РФ ограничило проведение плановых проверок бизнеса, разрешив их лишь для определенных категорий объектов в сферах санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, пожарного контроля, а также промышленной безопасности. И внеплановые проверки должны были проводиться только в крайних ситуациях.
Последним постановлением правительства от 29.12.2022 № 2516 срок действия специальных условий проведения проверок был продлён на 2023 год. Контрольные органы также получили право на исключение плановой проверки из плана, если они посетили контролируемый объект для профилактического визита по жалобе субъекта проверки.
Источник: retail.ru
Решение о продлении моратория на проверки бизнеса
Теперь мораторий на проведение проверок бизнеса решено продлить на весь 2024 год. Комментируя данное решение, глава правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что мораторий хорошо себя зарекомендовал и позволил почти в пять раз снизить количество проверок по сравнению с 2019 годом.
Президент РФ Владимир Путин предложил продлить мораторий на проверки бизнеса на 2024 год.
Поддержка предпринимателей и эффективность мероприятий
Бизнес смог больше ресурсов направить на выполнение своих текущих задач, а также на расширение проектов и освоение новых рынков сбыта, — привел слова Михаила Мишустина официальный сайт правительства.
В начале декабря депутат Мажилиса Аскар Садыков предложил в очередной раз продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Свою инициативу он объяснил тем, что мера позволила предпринимателям пережить пандемию и восстановление после нее.
Эффективность мер поддержки
Согласно официальным данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, количество проверок сократилось в пять раз с введением моратория. Таким образом, поддержка бизнеса стала одной из эффективных мер со стороны государства за последние годы.
Процесс продления моратория
Предложение о продлении моратория на проверки бизнеса на 2024 год вызвало обсуждения среди представителей власти. Министр национальной экономики РК Алибек Куантыров не видел необходимости в продолжении моратория, высказывая мнение о необходимости изменения системы проверок в целом, освобождая благонадежных граждан от излишнего давления.
Гипоаллергенные гели для стирки, кондиционеры для белья, средства для мытья посуды.
Как управлять мерчандайзерами с максимальной эффективностью.
Услуга по нарезке хлеба привлекла в магазин дополнительный трафик.
С 1 января 2024 года закончился мораторий на проверки бизнеса.avшибка последует, продолжение мероприятий – неизбежность.
Автоматизированные системы контроля и их влияние на бизнес в Казахстане
Автоматизированные системы контроля станут важным инструментом для бизнеса в Казахстане. Это позволит сократить физические проверки и уменьшить количество штрафов. Система будет полностью автоматизирована, что вступит в силу с 1 января.
Внедрение системы
Внедрение будет осуществляться без участия человека. Проверки будут проводиться с использованием системы управления рисками. Если система выявит повышенный риск, то будет проведена дополнительная проверка. Тип проверки зависит от области контроля. Например, при проверке области чрезвычайных ситуаций будут учитываться предыдущие случаи пожаров и инвестиции в противопожарную безопасность.
Работа с бизнес-сообществом
Преимущества автоматизированных систем контроля были обсуждены с представителями бизнес-сообщества. Была проведена работа по определению избыточных требований, которые могут затруднять развитие бизнеса.
Нормативное регулирование
Контроль за деятельностью предпринимателей и субъектов контроля проводится в соответствии с налоговым и предпринимательским законодательством. Налоговые проверки могут проводиться в различных формах, включая профилактические и расследовательные.
Налоговые проверки
С 1 января 2023 года особый порядок налоговых проверок изменился на периодические проверки на основе оценки риска. С 1 января 2024 года вступил в силу график налоговых проверок, который включает 760 налогоплательщиков. Представителям компаний, включенных в график, предоставляется уведомление о назначении проверки за 30 дней до начала проверки.
Предупреждение
Представители бизнеса должны быть внимательны к системе автоматизированных проверок и убедиться, что степень риска правильно определена. Важно следить за обновлениями в законодательстве и своевременно информировать сотрудников о необходимых действиях.
Первая форма проверки | Вторая форма проверки |
---|---|
Профилактическая | Расследовательная |
Может быть без посещения | Комплексный подход |
С посещением субъекта | – |
Глава 13 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан регулирует контроль и надзор за деятельностью субъектов и объектов контроля.
Помните, что важно соблюдать законодательство и правила бизнеса для успешного взаимодействия с контрольно-надзорными органами.
Ранее депутат Болатбек Нажметдинов сообщил, что законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса" разработали для улучшения предпринимательской деятельности. Он предусматривает изменения и дополнения в 119 законодательных актов, в том числе в 10 кодексов и 109 законов.
Документ предлагает поправки, которые помогут упорядочить формы контроля и надзора, а также регламентировать меры оперативного реагирования в сферах надзора на законодательном уровне. Регламентируют и процедуру проведения расследований, дабы защитить бизнес от незаконного вмешательства со стороны контролирующих и надзорных органов, свести к минимуму риск коррупции и возможность обжалования субъектами контроля и надзора результатов расследования в вышестоящий орган либо в суд.
В соответствии с законопроектом графики проведения проверок будут публиковать до 10 декабря того года, который предшествует году проведения проверок, на объекте информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства".
Соответствующее постановление сегодня подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Это решение принято по поручению Владимира Путина.
Мораторий, как и ранее, будет действовать в отношении проверок, организованных по видам госконтроля (надзора), муниципального контроля, регулируемых:
Кроме того, он касается госконтроля (надзора) за деятельностью органов госвласти субъектов РФ, местного самоуправления и должностных лиц этих органов.
Исключение традиционно предусмотрено для объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Как правило, это социальные, промышленные объекты, отдельные виды деятельности, имеющие максимальный или близкий к нему уровень риска причинения вреда в соответствующей сфере. Также мораторий не распространяется на проверки, проводимые в случае угрозы жизни и здоровью граждан, безопасности страны или на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований. С полным перечнем оснований, допускающих проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и внеплановых проверок, можно ознакомиться в п. 3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Анонсируя решение1 о продлении моратория на проверки на заседании Правительства РФ, вице-премьер отметил: "Мораторий уже хорошо себя зарекомендовал. Позволил серьезно, почти в пять раз, снизить количество проверок по сравнению с 2019 годом. Бизнес смог больше ресурсов направить на выполнение своих текущих задач, а также на расширение проектов и освоение новых рынков сбыта". По его словам, органами прокуратуры согласовано включение в план на текущий год около 93 тыс. мероприятий, что в четыре раза меньше, чем в 2022 году. При этом наблюдается тенденция к распространению профилактических визитов – их число почти в три раза превысило количество проверок.
Напомним, мораторий на внеплановые проверки, срок действия которого сегодня продлил кабинет министров, должен был завершиться в конце 2023 года. В свою очередь, мораторий на плановые проверки действует до 2030 года, он тоже не распространяется на объекты, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
1 С текстом Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2023 г. № 2140 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336" можно ознакомиться на официальном сайте кабинета министров.
Отмена моратория на проверки налогоплательщиков и ЕСВ – кого не коснется
Как вы знаете, Президент подписал изменения в НКУ и Закон о ЕСВ об отмене моратория на проведение налоговиками проверок. Теперь это Закон от 09.11.2023 г. №3453-ІХ. Поскольку текст этого акта уже обнародован (но по состоянию на 6 декабря еще не было официального опубликования), мы можем проанализировать кому и чего ждать.
Для кого отменен мораторий на плановые налоговые проверки
Установили, что с 1 декабря 2023 по 31 декабря 2024 включительно в план-график проведение документальных плановых проверок на 2023 и 2024 могут быть включены исключительно:
плательщики, осуществляющие/осуществлявшие деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции;
плательщики, осуществляющие/осуществлявшие деятельность в сфере организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес);
плательщики, оказывающие/оказывавшие финансовые, платежные услуги;
нерезиденты, осуществляющие/осуществлявшие в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, и/или обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства нерезидента, соответствующие хотя бы одному из следующих критериев:
– уровень роста налога на прибыль на 50 и более процентов меньше, чем уровень роста доходов налогоплательщика;
– декларирование начисленной заработной платы при отсутствии декларирования объекта налогообложения налогом на прибыль или декларирование дохода, освобожденного от налогообложения в соответствии с международным договором Украины;
- прочие плательщики, которые на основе показателей, сформированных по итогам 2021 года, соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:
– уровень уплаты налога на прибыль на 50 и более процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Этот критерий не распространяется на плательщиков единого налога;
– уровень уплаты НДС на 50 и более процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Этот критерий не распространяется на плательщиков, у которых операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины составляют 25 и более процентов общего объема поставки и одновременно уровень уплаты налога на прибыль составляет не менее 50 процентов от уплаты налога на прибыль в соответствующей отрасли;
– дебиторская задолженность превышает кредиторскую задолженность более чем вдвое;
– общая сумма расходов, отраженных в налоговой декларации об имущественном положении и доходах, составляет 75 или более процентов суммы общего годового дохода, задекларированного в такой декларации, при условии, что сумма общего годового дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, составляет 10 миллионов гривен и более ;
– начисление и/или выплата налоговым агентом – юридическим лицом доходов в виде заработной платы в размере меньше средней заработной платы в соответствующей отрасли в соответствующем регионе (по основному месту учета в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику).
Предусмотренные уровни уплаты соответствующего налога по отраслям и показатели средней заработной платы в соответствующей отрасли по регионам, сформированные на основе показателей по итогам 2021 года, публикуются на официальном веб-сайте ГНС в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу . При этом для целей этого подпункта отрасль определяется по видам экономической деятельности на уровне класса согласно КВЭД 009:2010.
Не трать время на поиск аналитики на разных ресурсах. Теперь все издания LIGA ZAKON для бухгалтеров доступны в решении LIGA360. А еще ты можешь настроить свою ленту профессиональных новостей и выбранных ссылок для работы. Заказывай LIGA360 прямо сегодня.
Для каких налоговых проверок продолжает действовать мораторий
Временно продолжает действовать мораторий:
на проведение документальных проверок плательщиков единого налога первой и второй групп (кроме проверок, связанных с прекращением предпринимательской деятельности ФЛП, и/или проводимых на обращение плательщика) – до 1 декабря 2024 года;
на проведение документальных проверок плательщиков, налоговым адресом которых по состоянию на дату начала временной оккупации являются временно оккупированные рф территории Украины, – до последнего числа месяца, в котором была завершена временная оккупация соответствующих территорий, а в случае изменения плательщиком местонахождение на другую территорию Украины – до даты проведения государственной регистрации изменения местонахождение, кроме документальных внеплановых проверок:
– проводимых исключительно на обращение налогоплательщика;
– проводимых по основаниям, определенным подпунктами 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.12, 78.1.21 ;
– плательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям;
на проведение документальных проверок плательщиков, налоговым адресом которых по состоянию на дату начала боевых действий является территория, на которой ведутся активные боевые действия, – до последнего числа месяца, в котором были завершены боевые действия на соответствующей территории, а в случае смены местонахождения на другую территорию Украины – до даты проведения государственной регистрации изменения местонахождение, кроме документальных внеплановых проверок:
на проведение документальных проверок плательщиков, налоговым адресом которых по состоянию на дату начала возможных боевых действий является территория возможных боевых действий, – до последнего числа месяца, в котором была прекращена возможность боевых действий на соответствующей территории, а в случае смены налогоплательщиком местонахождение на другую территорию Украины – до даты проведения государственной регистрации изменения местонахождение, кроме документальных внеплановых проверок:
– проводимых исключительно на обращение плательщика;
– проводимых по основаниям, определенным подпунктами 78.1.1 (в части документальных внеплановых проверок плательщиков, по которым получена информация, свидетельствующая о нарушении налогового законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины и/или по вопросам налогообложения нерезидентов, осуществляющих/осуществлявших свою деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, налогоплательщиков, осуществляющих/осуществлявших деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), налогоплательщиков , оказывающих/оказывавших финансовые, платежные услуги), 78.1.2 (в части контроля за трансфертным ценообразованием), 78.1.3, 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.9, 78.1.12, 78.1.14 , 78.1.15, 78.1.16, 78.1.19, 78.1.21 и 78.1.22 ;
на проведение фактических проверок по местонахождению объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, которые по состоянию на дату начала временной оккупации были расположены на временно оккупированных рф территориях Украины, – до даты завершения временной оккупации соответствующих территорий;
на проведение фактических проверок по местонахождению объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, которые по состоянию на дату начала активных боевых действий находились на территориях, на которых ведутся активные боевые действия, – до даты завершения боевых действий на соответствующих территориях;
на проведение фактических проверок по местонахождению объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, которые по состоянию на дату начала возможных боевых действий были расположены на территориях возможных боевых действий (кроме проверок налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), купли/продажи иностранной валюты, субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность без государственной регистрации как субъекта хозяйствования) – до даты завершения возможных боевых действий на соответствующих территориях.
Как будут формировать план-график плановых проверок на 2024 год
При формировании плана-графика проведение документальных плановых проверок на 2024 год учитываются показатели положительной динамики:
– уровней уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по соответствующей отрасли за девять месяцев 2023 года. После наступления предельных сроков для предоставления годовой отчетности учитываются показатели за 2023 год. В случае если налоговым (отчетным) периодом для налога на прибыль налогоплательщика есть календарный год, учитываются показатели за предыдущий год;
– уровней начисления и/или выплаты налоговым агентом – юридическим лицом доходов в виде заработной платы за девять месяцев 2023 года. После наступления предельных сроков для представления налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса за четвертый квартал 2023 учитываются показатели за четыре квартала 2023 года. При этом формирование плана-графика проведение документальных плановых проверок и внесение изменений в него осуществляется без учета требований, предусмотренных пунктом 77.2 .
Внесение изменений в план-график может осуществляться ежемесячно с учетом обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), наличия/отсутствия безопасных условий для проведения проверок. Обновленный план-график обнародуется на официальном веб-сайте ГНС, не позднее последнего числа месяца, в котором был утвержден такой обновленный план-график.
Документальная проверка налогоплательщика, включенного в обновленный план-график проведения документальных плановых проверок на текущий год, может быть начата не ранее чем через два месяца со дня обнародования обновленного плана-графика.
Документальные плановые проверки налогоплательщиков, осуществляющих/осуществлявших деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), и налогоплательщиков, предоставляющих финансовые, платежные услуги, могут начинаться не ранее чем через 30 календарных дней, следующих по дате обнародования обновленного плана-графика, при отправке (вручении) таким плательщикам (их представителям) не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения проверки копии приказа о проведении документальной плановой проверки и письменного сообщения с указанием даты начала проведение такой проверки.
На предприятие пришли контролирующие органы? Знайте, как защитить бизнес правовым путем с ІТ-платформой LIGA360. Подробности по ссылке.
Безопасные условия налоговых проверок
Документальные и фактические проверки во время действия военного положения могут проводить при наличии безопасных условий для их проведения, а именно безопасного:
– доступа, допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, либо используются для получения доходов (прибыли), либо связаны с другими объектами налогообложения таких налогоплательщиков;
– доступа, допуска к документам, справкам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также финансовой и статистической отчетности в порядке и на основаниях, определенных законом;
– проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег.
Остановка и возобновление проверок
Документальные и фактические проверки, которые были начаты (обновлены), но не могут быть завершены в связи с возникновением негативных обстоятельств, указанных в , или в связи с представлением плательщиками уведомлений и/или по мотивированному заявлению плательщика, останавливают до завершения действия таких обстоятельств и/или устранение препятствий по проведению проверки. Об этом руководитель налогового органа или его заместитель принимает приказ, копию которого отправят плательщику в электронный кабинет.
Но не подлежат остановке документальные проверки по основаниям, определенным подпунктами 78.1.1 (в части внеплановых проверок плательщиков, по которым получена информация о нарушении налогового законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины), 78.1.8 (в части декларирования бюджетного возмещения), 78.1.21 .
Документальные проверки, которые были начаты и не завершены до 24 февраля 2022, кроме проверок, для которых действует мораторий, возобновляются на неиспользованный срок.
Проверки правильности начисления и уплаты ЕСВ
В Законе о ЕСВ прописали, что с 1 декабря 2023 г. до прекращения или отмены военного положения на территории Украины документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса проводятся с учетом особенностей, определенных пунктом 69 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" НКУ.